Революция понятие и виды. Значение слова «революция

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок – переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни.

Революция социальная – коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

Революции – результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции – завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные, социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков.

Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII–XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма.

Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк консерватизма» – Эдмунд Берк (1729–1797). Размышляя о Французской революции конца XVIII в., он писал, что революция – общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерваторы видели в появлении и распространении ложных и вредных идей.

В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историческую неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции – могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818–1883) создал одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни.


Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя.

На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику.

Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805–1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции.

Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, объединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, или просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что революции – это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральской революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II за себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное – разумного отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.

Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889–1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс.

Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.

Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо отметить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. – это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2).

социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВОЛЮЦИЯ

от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Революция - ключевое понятие теорий развития природы, общества, человека, познания (напр., революция в физике, в философии, в моде, революция научно-техническая, культурная и т. д.), означающее «скачок», прерыв постепенности в изменениях, Преобразование сути, смену оснований и системного характера предмета в целом. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества. Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным. В отличие от реформы революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему небывалые до этого возможности самоосуществления, самобытия.

Сам термин «революция» появился в 14 в. и означал тогда вращательное движение, хождение по кругу. Знаменитая работа Н. Коперника озаглавлена «Об обращении небесных тел» (De revolutionibus orbium coelestium, 1543; рус. пер. М.-Л., 1947). В политической философии 17 в. под революцией подразумевалась циклическая смена правителей или всей государственной элиты. Эвристическое значение революции как круговращения проясняется в контексте Становления научной картины мира Нового времени. «Революция» как сохранение (консервация, инерция) количества движения выводит существование тел из-под непрестанной опеки Бога, позволяет человеку предвидеть его последующие местоположения без Провидения. Бытие природных тел, за исключением творения и первотолчка, обретает автономию и постоянство в движении. С событий конца 18 в. во Франции складывается современное понимание революции как описания резких прорывов, радикальных переворотов, глубоко отделяющих предшествующее как старое, отжившее от текущего и будущего как нового, расцветающего настоящего. «Революция» сопрягается с идеями Прогресса, развития, включающего моменты отрицания, противоречий, скачков, отрицания отрицания, «снятия», возврата якобы к старому в восхождении по спирали. В сложном, разнообразном взаимодействии с этими идеями понятие «революция» меняет свое основное значение на «сверхинерционность»: сохранение, вернее, константность движения отныне мыслится не в консервации, а в наращивании его количества путем смены ряда форм, в котором выделяется точка разрыва, поворот, равный радикальному перевороту. В общем это соответствует закону сохранения и превращения энергии во Вселенной.

Философия марксизма с особой силой подчеркнула творческий характер революций как активности масс в развитии общества и государства: обновление человеческой жизни в пролетарской революции совпадает с ее самопорождением, что бесповоротно исключает из мира естественного бытия Богатворца.

В марксистской концепции исторического процесса революции - этоярчайшие и глубочайшие явления продуктивной активности людей, воплощающиеся гл. о. в коллективном действии в кризисные моменты предыстории. Революционные процессы рассматриваются в единстве двух направлений. В общем взгляде на причины и ход истории человечества революция есть способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, качественный скачок и обновление сущности в системной целостности общества, восходящего на более высокий уровень (виток) развития (см. Формации общественные). Предпосылки и «механика» такого преобразования, охватывающего «базис», «надстройку» и «дух» человеческой жизни, классически описаны К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вся история жизни общественной формации между революциями от ее рождения до ее смерти делится надвое: на восходящую, прогрессивную стадию и стадию нисходящую, консервативную.

Кроме того, в марксистской теории революции особо подчеркивается фактическая и событийная сторона истории, прежде всего новой и новейшей. При анализе и оценке конкретных событий с точки зрения классовой борьбы возрастает значение собственно деятельностной стороны, поскольку учет и умение использовать быстроменяющийся баланс живых общественных сил позволяет ускорить или замедлить наступление объективно необходимых результатов, продлить или сократить и облегчить муки родов нового общественного строя. Складывание объективных и субъективных предпосылок революции, превращение общего кризиса в революционную ситуацию и перевод ее в развертывание собственно революции предстает как историческая задача, решение которой обусловлено возведением теории и практики революции в ранг искусства, в высший вид созидательное ти - коллективное творчество людьми самих себя и своих форм общежития.

В социологии социальных изменений выделяются четыре основные концепции революции: поведенческая, психологическая, структурная и политическая. Первая, предложенная П. А. Сорокиным, определяет революцию как форму отклоняющегося поведения людей, вызванную репрессией врожденных (базовых) рефлексов. Неожиданно вырывающееся беснование орды сумасшедших мгновенно разрушает дисциплину, порядок и т. д. приобретенной цивилизованности. Но хаос революции лишь затрудняет удовлетворение их базовых потребностей, а взрывной расход ускоряет истощение энергетического запаса организма. Вновь возникающая тяга к порядку и истощенность жизненных ресурсов превращает массу в удобный материал для социальной «формовки» новым репрессором. В соответствии с этой концепцией всякую революцию завершают деспотия и тирания.

Психологические теории революции концентрируют внимание на проблеме комплексных мотивационных ориентации. Самая влиятельная и наиболее разработанная из них - теория «относительной депривации» Дж. Девиса и Т. Герра. Суть дела не в самих по себе фактах нищеты и социальных лишений, а в осознании их несправедливости, которую невозможно более терпеть, несовместимости угнетения с естественным порядком и достоинством людей. Различаются три пути обострения чувства расхождения между ожиданием справедливого» по мнению людей, должного и сущим, которое может обернуться революцией; 1)нереализованность «пробудившихся надежд», 2) падение реальных стандартов жизни при прежних ожиданиях, «революция отобранных выгод», 3) период процветания, совместный рост улучшения жизни и надежд на будущее неожиданно разделяется, причем светлые ожидания продолжают расти, а реальные возможности успеха блокируются или поворачивают вспять, вызывая «революцию прогресса».

Альтернативные психологические теории исследуют революцию на макроструктурном уровне. Согласно им, причины революций следует искать в структурных ограничениях и напряженностях контекста групповых, классовых и национальных (интернациональных) отношений, а не в менталитете индивидов или их межличностных связях, в т. ч. не во взглядах и интересах завзятых революционеров. Успех революционных преобразований, направляемых массовыми выступлениями «снизу», достигается и закрепляется сменой старой политической элиты новой, складывающейся в конфликтных условиях борьбы классов, наций и государств и действующей во имя революционных символов. Тем самым акцентируется значение политики, внутригосударственной и международной, в революции. (Теда Скокпол отводит центральную роль государству в социальных революциях прошлого и будущего.)

Более односторонней и узкой является трактовка революции исключительно как политического феномена, как нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Экстраординарность революций тем самым снижается до модели соревновательности, до крайней формы соперничества за политический контроль, мобилизующей ресурсы коллективного действия.

Вспоминаются слова английского поэта Джона Харрингтона (1561 – 1612) в переводе С.Я. Маршака:

Мятеж не может кончиться удачей,

В противном случае его зовут иначе.

В истории человечества известно немало крупных социальных взрывов. В том числе, и таких, в ходе которых восставшим удавалось овладеть столицей (восстание Уота Тайлера в Англии) или убить правившего монарха (восстание «краснобровых» в Китае). Но все они в итоге были разгромлены и не оказали существенного влияния на общественное и политическое развитие, хотя в ряде случае власти из-за народного недовольства шли на уступки населению.

Термин «революция» вошёл в научный язык в XVI веке из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер»). А в современном понимании он был использован только в 1660 году в Англии во время Реставрации Стюартов.

Как правило, в историографии термин «революция» не употребляется по отношению к народным выступлениям древности и Средневековья. Хотя, например, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона именует так восстание римских пополанов под руководством Кола ди Риенцо в мае 1347 года, установившее в городе республику.

Первой революцией считается Нидерландская революция 1566 – 1609 годов. Она была и политической, так как привела к власти национальное протестантское дворянство и буржуазию вместо наместников испанского короля и представителей католической инквизиции, и социальной, поскольку в ходе неё на смену феодально-абсолютистским порядкам пришло капиталистическое общество.

Революция началась с Иконоборческого восстания вспыхнувшего 11 августа 1566 года. Оно было направлено против католической церкви – главной опоры испанского короля в Нидерландах. Повстанцы – кальвинисты громили храмы и монастыри, уничтожали иконы и статуи святых. В некоторых местах жгли дворянские поместья, уничтожали долговые и арендные записи. Беспорядки пошли на убыль лишь после того, как испанская наместница Маргарита Пармская пошла на уступки восставшим.

В 1567 году король Филипп II отправил в Нидерланды армию под руководством герцога Альбы, дав ему широкие полномочия для наведения порядка. Жестокие расправы испанцев над инакомыслящими вызвали очередной социальный взрыв. В стране развернулось широкое партизанское движение. Герцог Альба оказался не в силах справиться с восстанием, и был отозван из Нидерландов. Его место занял Луис де Рекезенс. Однако испанцам так и не удалось разгромить повстанцев.

В 1579 году семь северных нидерландских провинций образовали Утрехтскую унию, военно – политический союз направленный против испанской монархии. Тем самым было положено начало созданию нового независимого государства – Республики Соединённых провинций. 26 июля 1581 года руководители восстания подписали «Акт о клятвенном отречении», который закрепил выход Северных Нидерландов из-под юрисдикции испанского короля. Филипп II не признал легитимности новых властей, и война продолжалась. Республика Соединённых провинций вела успешную борьбу против Испании до 1609 года, когда было подписано Двенадцатилетнее перемирие. По его условиям Испания де-факто признавала суверенитет Северных Нидерландов.

Именно эти события, приведшие к созданию сильной и независимой Голландской республики, традиционно принято считать первой революцией в современном значении этого термина. Второй после неё стала Английская революция середины XVII века.

Спасибо за очень интересный ответ, но мне все же было интереснее узнать, когда было совершено самое-самое первое политическое действие, которое можно считать революцией, а не о самом раннем политическом действии, которое принято революцией считать. То есть задавая этот вопрос я рассчитывал, что отвечающий, например, будет исходить из того, что Клисфен произвел в Афинах революцию, свергнув тиранию.

Ответить

Если говорить о наиболее раннем событии, подходящем под определение революции, то можно вспомнить восстание бедняков и рабов в Египте, положившее конец эпохе Среднего царства. Приблизительно его датируют 1750 годом до н. э.

Сведения об этом событии отрывочны. Главным источником по восстанию является Речение Ипувера (Ипусера) из Лейденского папируса. Он повествует о неком социальном взрыве, в результате которого власть фараона и его вельмож была свергнута, после чего страна погрузилась в хаос. Автор папируса явно настроен против восставших и сочувствует представителям знати.

Приведу несколько отрывков из документа.

"Лучшая земля в руках банд. Человек поэтому идёт пахать со своим щитом. Воистину: кроткие говорят: «[Человек свирепый] лицом стал повсюду. Нет нигде человека вчерашнего дня». Воистину: грабитель повсюду. Раб с похищенным будет находить их. Воистину: Нил орошает, никто не пашет для него. Каждый человек говорит: «Мы не понимаем, что происходит в стране». Воистину: женщины бесплодны, не беременеют. Не творит больше Хнум из-за состояния страны. Воистину: простолюдины сделались владельцами драгоценностей. Тот, который не мог изготовить себе [даже сандалии], стал теперь собственником богатств. Воистину: сердца его рабов скорбны; не разделяют вельможи с людьми своими [их] радости. Воистину: сердце людей жестоко. Мор по всей стране. Кровь повсюду. Не удаляется смерть. Пелены [мертвого] вопиют еще до приближения к ним. Воистину: многие трупы погребены в потоке [в Ниле]. Река [превратилась] в гробницу, [а] местом для бальзамирования сделалась река. Воистину: благородные в горе, простолюдины же в радости. Каждый город говорит: «Да будем бить мы сильных [имущих] среди нас». Воистину: люди стали подобны птицам, ищущим падаль".

"Воистину: вскрыты архивы. Расхищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов. Воистину: [чиновники] убиты. Взяты их документы. О как скорбно мне из-за бедствий этого времени. Воистину: писцы по учёту урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах. Воистину: бедные люди достигли положения Эннеады, [ибо] то ведение дел Дома тридцати лишилось своей замкнутости. Воистину Великая судебная палата стала [местом] выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в Великие дворцы. Воистину: дети вельмож выгнаны на улицу. Человек знающий подтвердит все это, глупец же будет отрицать, [ибо] невежде будет казаться прекрасным [все свершающееся] перед ним".

"Смотрите: огонь поднялся высоко; пламя его исходит от врагов страны. Смотрите: свершились дела, которые никогда, [казалось], не могли свершиться. Царь захвачен бедными людьми. Смотрите: погребённый соколом [царь], он лежит на [простых] носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустых! [гробница царя]. Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона. Смотрите: приступили люди к мятежу против урея, [глаза] Ра, умиротворяющего Обе Земли. Смотрите: сокровенное страны, граны которой не знали, стало всем известно. Столица, она разрушена в один час. Смотрите: Египет [сам] начал лить воду. Тот, который лил только воду на землю, он захватил сильного во время бедствия. Смотрите: змея [урей] взята из гнезда своего [из головного убора царя]. Тайны царей Верхнего и Нижнего Египта стали всем известны. Столица встревожена недостатком. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Нет возможности сопротивляться. Страна, она связана шайками грабителей. [Что касается] сильного ловека, то подлый берет его имущество. Смотрите: червь [гложет [знатных] покойных: тот, который не мог сделать себе саркофага, он [теперь] стал владельцем гробницы. Смотрите: владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов. Тот, который не мог сделать себе [даже] гроба, он стал «владельцем» заупокойного имения. Смотрите: это свершилось теперь с людьми. Тот, который не мог себе построить [даже] хижину, он стал [теперь] владельцем дома. Смотрите: придворные изгнаны из домов царя. Смотрите: благородные женщины находятся на баржах-шеду. Вельможи пребывают в закромах. Тот, который не спал [даже] рядом со стеной, он стал [теперь] собственником ложа. Смотрите: владелец богатства проводит ночь [теперь], страдая от жажды. Тот, который выпрашивал осадок [напитков], теперь собственник кувшинов, кидающий их наземь. Смотрите: владельцы роскошных одеяний [теперь] в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал для себя, [теперь] владелец тонкого полотна. Смотрите: тот, который никогда не строил себе [даже] лодки, стал [теперь] владельцем кораблей. Настоящий же их собственник смотрит на них, но они уже не принадлежат ему. Смотрите: тот, который не имел тени [опахала], стал [теперь] собственником тени. [Бывшие же] собственники тени [охлаждаются только] при дуновении ветра. Смотрите: тот, который не знал [даже] лиры, стал [теперь] владельцем арфы. Тот, который [даже] для себя не пел, он восхваляет [теперь] богиню Мерт. Смотрите: собственники поставцов из меди не украшают больше сосудов ни на одном из них. Смотрите: тот, который спал без жены из-за бедности, он находит [теперь] благородных женщин. Тот, который не смотрел на него, [теперь] стоит, уважая [его]. Смотрите: тот, который не имел своего имущества, стал [теперь] владельцем богатств. Вельможи восхваляют его. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми. Собственники богатств стали неимущими. Смотрите: [руко] водимые стали собственниками рабов. Тот, который был [сам] посыльным, посылает другого. Смотрите: тот, который не имел своего хлеба, [стал] собственником закрома. Снабжена его кладовая собственностью другого. Смотрите: тот, волосы которого выпадали, потому что он не имел своего масла, стал собственником [целых] кувшинов со сладким- мирром. Смотрите: не имевшая [даже] ящика [с добром] стала владычицей [целого] груза. Та, которая смотрела на свое лицо в воде, [стала] владелицей зеркала. Смотрите... Смотрите: хорош тот человек, который ест свой хлеб. Питайся своим имуществом в радости сердца. Не отворачивайся от него, [ибо] полезно человеку есть свой хлеб. Бог повелевает это тому, кто восхваляет его... Смотрите: тот, который не [з]нал бога, тот жертвует ему воскурения другого. Тот, который не знал [...Смотрите] : благородные женщины великого рода, собственницы драгоценностей, отдают своих детей в качестве наложниц. Смотрите: человек [знатный брал себе] благородную женщину в качестве жены, и его защищал отец ее. [Теперь же] не имеющий такого тестя убивает его. Смотрите: дети сановников [теперь] в [лохмотьях, скот] стад их принадлежит грабителям. Смотрите: мясники режут [теперь] скот бедняков, ибо скот в руках грабителей. Смотрите: тот, который ничего для себя не резал, тот режет [теперь] откормленных быков. Тот, который не знал [даже] ящерицы, видит [теперь яства] всевозможные. Смотрите: мясники режут гусей, и они [гуси] жертвуются богам вместо быков. Смотрите: рабыни... жертвуют вещество апех. Благородные женщины... Смотрите: благородные женщины бегут. Начальники... их повержены страхом смерти. Смотрите: начальники страны спасаются бегством, они не находят [даже] милостыни (?) из-за скудости. Владелец наград бедствует (?). Смотрите: владелицы ложа спят па земле. Тот, который проводил ночь в грязи, приготовляет себе кожаное ложе. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты тем, что они закололи [для других]. Смотрите: все должности, они не на свои: местах, подобно испуганному стаду без пастухов. Смотрите: скот разбегается. Нет никого, который бы собирал его. Каждый приводит себе его, клеймя своим именем. Смотрите: убивают человека рядом с братом своим. Тот оставляет его, чтобы спасти себя. Смотрите: тот, который не имел [даже] своей упряжки [т. е. двух быков], стал владельцем стада. Тот, который не мог найти себе быка для распашки, стал собственником большого количества скота. Смотрите: тот, который не имел своего зерна, стал владельцем амбаров. Тот, который брал в долг зерно, [теперь] сам дает его. Смотрите: тот, который не имел [даже] временных рабов, стал [теперь] собственником наследственных рабов. Тот, который был «вельможей», [теперь] сам исполняет поручения. Смотрите: силь ным [знатным] не [докладывается положение] народа. [Все] приближается к гибели. Смотрите: все ремесленники, они не работают Похитили враги страны ее ремесла. [Смотрите: тот, который собрал] жатву, он не получает ее. Тот, который не пахал [для] себя, получает жатву. [Жатва] созревает, [но], о ней не доносит [никто]. Писец сидит [в своей канцелярии], руки его бездействуют в ней".

Революции, как способ повлиять на коренное изменение существующего порядка, начинают волновать передовые умы с конца XVIII века. Как правило, основные революции, названные великими, ознаменовали переход от монархической формы правления к республиканской. Такой способ государственного переворота сопряжен с многочисленными жертвами. Все известные примеры революции - это трагическая часть истории любой страны. Разберем самые популярные перевороты и попробуем ответить на вопрос, напрасны или нет были смерти людей, отдавших жизнь за идею.

Революция: определение понятия

Для начала необходимо дать определение термину «революция», ведь это не просто преобразование, а коренное изменение, отличающееся быстротечностью. Вообще данное понятие принадлежит не только истории. Встречаются революции в науке (какое-то важнейшее открытие), в природе (резкое изменение каких-либо параметров, чаще всего, геологических), в общественном развитии (промышленная или культурная революция).

Следует отличать данный процесс от схожих по результатам, но различным по приемам и срокам. Так, термин «эволюция» означает поэтапное, очень медленное изменение. Чуть быстрее проходит процесс реформирования, однако он лишен эффекта молниеносности, да и изменения не являются столь значительными.

Следует разграничить термины «революция» и «государственный переворот». Этимологически они являются родственными, ведь revolutio в переводе с латинского и означает «переворот». Однако понятие революции более обширно, оно касается изменений всех аспектов общественной жизни, тогда как государственный переворот, по сути, - это лишь смена власти одного правителя на другого.

Причины революций

Почему же возникают революционные движения? Что толкает людей ввязываться в столь трагичное мероприятие, уносящее тысячи жизней?

Причины продиктованы многими факторами:

  1. Недовольства чиновничьего аппарата и элиты снижением экономических потоков. Происходит на фоне экономического упадка.
  2. Внутренняя борьба элит между собой. Так случается, что высшие слои общества - достаточно замкнутые структуры, подчас делящие власть. Эта борьба может вылиться в настоящий бунт, если какая-либо из элит заручится поддержкой народа.
  3. Революционная мобилизация. Общественные волнения, вызванные недовольством всех слоев общества - от элиты до самых низов.
  4. Идеология. Должна подкреплять любую революцию, имеющую заявку на успешность. В центре может стоять гражданская позиция, религиозное учение или другое. Общей будет борьба с несправедливостью, учиненной нынешней властью и государственным устройством.
  5. Положительная динамика во внешней политике. Страны-союзники отказываются принимать и поддерживать существующую власть.

Таким образом, при наличии данных пяти пунктов революцию возможно считать успешной. Примеры революций дают понять, что не всегда соблюдаются все пять пунктов, но большинство имеют место в подобной нестабильной обстановке.

Специфика российских революций

Кардинальные изменения общественно-экономического порядка свойственны многим государствам. Примеры революции можно встретить практически в каждой европейской стране, в США. Однако нигде не приносила она столь трагических последствий, как в России. Здесь каждая русская революция могла упразднить не только но и саму страну. В чем же причины?

Во-первых, особые отношения между ступенями иерархической лестницы. Между ними не было никакой «сцепки», власть и элита существовали совершенно отдельно от народа. Отсюда - слишком завышенные экономические требования власти к низшим слоям, большинство которых находилось за чертой бедности. Проблема была не в чрезмерной корысти высших слоев, а в невозможности проследить жизнь «низов» из-за несовершенного аппарата управления. Все это приводило к тому, что «верхушке» власти приходилось подчинять народ силой.

Во-вторых, передовая интеллигенция, вынашивающая революционные идеи, представляла последующее устройство слишком утопично ввиду недостаточного опыта управления.

Также следует учитывать и особенности человека, способного долго терпеть притеснения, а потом одномоментно «взорваться».

Эти все особенности и стали плацдармом сформировавшегося большевизма, к которому привела русская революция.

1905 год: первая революция

Первая революция в России случилась в январе 1905 года. Она не была очень быстрой, ведь закончилась лишь в июне 1907 года.

Предпосылками стали снижение экономики и промышленных темпов, неурожай, накопившийся до огромных размеров государственный долг (в этом виновна война с Турцией). Всюду требовалось реформирование: от административного управления на местах до внесения изменений в государственный строй. После отмены крепостного права система управления промышленностью требовала переработки. Труд крестьян был слабо мотивирован, ведь оставалась общинные земли и постоянное сокращение наделов.

Следует отметить, что революция 1905 года получила хорошее финансирование извне: в ходе войны с Японией объявились спонсоры террористических и революционных организаций.

Этот бунт охватил все слои российского общества - от крестьянства до интеллигенции. Революция была призвана отсечь какие-либо остатки феодально-крепостнического строя, нанести удар самодержавию.

Итоги революции 1905-1907 годов

К сожалению, революция 1905 года была подавлена, в анналы истории она вошла как незавершенная, однако привела к важным изменениям:

  1. Дала толчок русскому парламентаризму: этот орган государственного управления был учрежден.
  2. Власть императора ограничили путем создания Государственной думы.
  3. Согласно Манифесту 17 октября, даны демократические свободы гражданам.
  4. Положение и условия труда рабочих изменились в лучшую сторону.
  5. Крестьяне стали менее привязаны к своей земле.

Февральская революция в 1917 году

Февральская революция 1917 года явилась продолжением событий 1905-1907 годов. В самодержавии разочаровываются не только низшие слои (рабочие, крестьяне), но и буржуазия. Эти настроения значительно усугубила империалистическая война.

В результате переворота в общественно-государственном управлении происходят значительные изменения. Революция 1917 года по характеру была буржуазно-демократической. Однако была в ней особая самобытность. Если взять примеры революции такого же направления в европейских странах, увидим, что движущей силой в них были трудящиеся, да и свергался монархический строй, предшествующий капиталистическим отношениям (они стали развиваться сразу после изменения государственности). Причем двигателем процесса были трудящиеся, а вот власть переходила к буржуазии.

В Российской империи все было не так: наряду с временным правительством, во главе которого стояли выходцы из высшего класса буржуазии, возникает альтернативное правительство - Советы, формировавшиеся из класса рабочих и крестьян. Такое двоевластие существовало вплоть до событий октября.

Главным результатом революции февраля 1917 года был арест царской семьи и свержение самодержавия.

в 1917 году

Примеры революции в России возглавляет, несомненно, Великая Октябрьская социалистическая революция. Она коренным образом перевернула ход не только истории России, но и мира. Ведь один из ее результатов - выход из империалистической войны.

Суть революции-переворота сводилась к следующему: было смещено а власть в стране перешла к большевикам и левым эсерам. Во главе переворота стоял В. И. Ленин.

В результате произошел передел политических сил: верховной стала власть пролетариата, земли были отданы крестьянам, а заводы под управление рабочим. Был и печальный, трагический итог революции - гражданская война, расколовшая общество на два враждующих фронта.

Революционное движение во Франции

Так же как и в Российской империи, во Франции движение по свержению самодержавия состояло из нескольких этапов, страна прошла через свои великие революции. Всего в ее истории их было 4. Началось движение в 1789 году с Великой французской революции.

В ходе этого переворота удалось свергнуть абсолютную монархию и установить Первую республику. Однако возникшая в результате революционно-террористическая не могла просуществовать долго. Ее власть закончилась очередным переворотом 1794 года.

Революцию в июле 1830 года принято называть «Три славных дня». Она установила на правление либерального монарха Луи-Филиппа I, «короля-гражданина», который окончательно упразднил неизменное право короля на принятие законов.

Революция 1848 года устанавливает Вторую республику. Произошла она потому, что Луи-Филипп I постепенно начал отходить от первоначальных либеральных убеждений. Он отрекается от престола. Революция 1848 года позволила провести в стране демократические выборы, в ходе которых народ (в том числе рабочие и другие «низшие» слои общества) выбрал Луи-Наполеона Бонапарта, племянника знаменитого императора.

Третья республика, навсегда покончившая с монархическим укладом общества, сложилась во Франции в сентябре 1870 года. После затяжного кризиса властвования Наполеон III принимает решение сдаться в плен (тогда шла война с Пруссией). Обезглавленная страна проводит в срочном порядке выборы. Власть переходит попеременно от монархистов к республиканцам, и только в 1871 году законодательно Франция становится президентской республикой, где избранный народом правитель находится у власти 3 года. Такой страна просуществовала до 1940 года.

Словарь Ушакова

Революция

револю ция , революции, жен. (лат. revolutio - переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно-передовому классу. Великая пролетарская революция. «...Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан...» Ленин . «Коренной вопрос о революции есть вопрос о власти...» Ленин . «Октябрьская революция уничтожила частную собственность на землю, уничтожила куплю-продажу земли, установила национализацию земли.» Сталин . «...Революция, смена одного общественного строя другим, всегда была борьбой, борьбой мучительной и жестокой, борьбой на жизнь и смерть.» Сталин . «Революция всегда, всегда молода и готова.» Маяковский . «Основная задача буржуазной революции сводится к тому, чтобы захватить власть и привести ее в соответствие с наличной буржуазной экономикой, тогда как основная задача пролетарской революции сводится к тому, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику.» Сталин . Международная революция.

| перен. Коренной переворот в какой-нибудь области знания, искусства. Революция в театре. Это открытие произвело революцию в технике. Культурная революция.

Политическая наука: Словарь-справочник

Революция

(от позднелат. revolutio поворот, переворот)

глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Революция

(от франц. revolution , от лат. revolutio - переворот, поворот) - коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии природы, познании, обществе; научная революция - изменение основ мировоззрения, появление новой парадигмы, появление нового уровня мышления. Противоположность - эволюция.

Альтернативная культура. Энциклопедия

Революция

(от лат. revolutio )

1) медленное вращение, кружение, незаметный сдвиг;

2) восстание против существующего порядка вещей с целью радикального изменения либо уничтожения статус-кво. При кажущейся противоположности оба эти процесса составляют парадоксальную двойственную суть Р.

Восстание не может быть перманентным. Р. или подавляют, или она побеждает, так или иначе, она завершается очень быстро - в одном случае реакцией, в другом своей противоположностью - диктатурой той политической силы, которая возглавляла восстание.

Роман основателя французского «нового романа» Алена Роб-Грийе «Проект революции в Нью-Йорке» (1970) представляет собой блестящее художественное исследование Р. в обоих смыслах.

«С помощью трех метафорических деяний - изнасилования, убийства и поджога - негры, нищие, пролетарии и трудящиеся интеллектуалы будут освобождены от цепей рабства, а буржуазия избавится от своих сексуальных комплексов.

Буржуазия тоже будет освобождена?

Естественно. Причем без массовых жертвоприношений...» (пер. с франц. Е. Мурашкинцевой).

Любопытно, что сходная риторика присутствует и в манифесте леттристов (1953) - радикального французского движения, которое позже переросло в знаменитый «Си- туационистский Интернационал», сыгравший ключевую роль в событиях 1968 года: «Растление несовершеннолетних и наркомания - это лишь часть наших усилий, направленных на преображение пустоты бытия ».

Все повествование Роб-Грийе построено на подробном повторяющемся описании нескольких сцен, нескольких эпизодов, среди которых - и моменты жесточайшегонасилия. Однако ракурс авторского, а значит, и читательского взгляда на эти ситуации постоянно и чуть заметно, на йоту, смещается. Сюжет буквально тонет в этих описаниях, ритмично выстроенных, как следствие, читательское внимание постоянно напряжено, благодаря чему создается своеобразный эффект постоянной бдительности, словно в ночь перед решающим выступлением. Одна из важнейших идей, которая хорошо вчитывается в роман и подтверждена всем ходом 1960-х годов, замыкаемых текстом Роб-Грийе: Р. - это постоянное движение, смещение существующего порядка вещей, еще более медленное, чем воспетая буржуазными прогрессистами эволюция; однако именно это тихое, малозаметное вращение-возвращение чревато одномоментными, спонтанными, абсолютно непредсказуемыми и безумными - сюрреалистическими - разрывами, надломами реальности. Мотив бунта, ниспровержения, альтернативного порядка постоянно «револирует», изменяясь и накапливаясь в умах по крупицам, возвращается через долгие периоды с несколько измененной терминологией, структурой, с опорой на иные движущие силы. Р. превращается в многоактный спектакль, проходящий без видимых, социальных, экономических либо политических причин, вне целесообразности,захвата собственности и «массовых жертвоприношений». Здесь достаточно лишь быть реалистом, требуя невозможного, а власть отдавать не пролетариату либо буржуазии, но эфемерной, почитаемой лишь поэтами субстанции - воображению.

Очевидно, Р. пребудет вечно - ибо вечно возвращается, тихо и взрывоопасно, по энциклопедическому кругу и по раскаленному отрезку, постоянно продуцирующая смыслы - и абсолютно бессмысленная.

Словарь антонимов русского языка

Революция

контрреволюция

Гаспаров. Записи и выписки

Революция

♦ Мясник сказал Щепкину в 1848: "Что это, батюшка М. С., какие беспорядки везде? то ли дело у нас! мирно, смирно, а прикажи только нам государь Н. П., так мы такую революцию устроим, что чудо!" (РСт 60, 1888, 443)

♦ Ковалевский, из попечителей став министром народного просвещения, на трех своих же ходатайствах написал: отказать (Белоголовый).

♦ Притоны За два дня до Февраля у Керенского собрались товарищи и согласились, что революция в России никак не возможна (Палеолог, 422).

Притоны "Революцию делают не голодные люди, а сытые, которых один день не покормили" (Авторханов, ВИ 1992, 11/12, 105).

Притоны Афиша: "Кино французской и советской новой волны; весь доход от фестиваля пойдет на уличную съемку первого фильма о будущей революции".

А. Э. Хаусмен. РЕВОЛЮЦИЯ. (Last poems, 1922).

Ямб и рифмы не сохранены.

Катится на запад черная ночь.

Лучащееся знамя вскидывает восток.

Призраки и мороки страшных снов

Золотым потопом захлестывает день.

Скользит над мирам туда, за океан,

Свернутая в конус вечная тьма,

Дурацкий колпак, задевающий луну.

Смотри: вот солнце вздыбилось над головой;

Слушай: к полдню гремят колокола;

И мрак по другую сторону земли

Миновал надир и всползает ввысь.

♦ Запись Ф. Вермеля о перестрелке в Москве в декабре 1905: "как будто ковры выколачивают".

♦ "У нас не может быть революции ради идеи, а только во имя лица" (Вяз., Зап. кн., 84).

♦ Каменную старуху Веру Фигнер робко спросили: "А если бы вам удалось победить - что тогда?" Она ответила: "Созвали бы земский собор, учредительное собрание, оно приняло бы конституцию - убогую, скаредную, мещанскую; и мы бы поклонились и отошли прочь, потому что это и была бы народная воля". Щедрин, отвечая благодарностью на известную аллегорическую картинку, поднесенную студентами к юбилею, писал: "Только вот на горизонте у вас просвет виднеется; я понимаю, что это по жанру так положено, но мы-то с вами знаем, что на самом деле никакого просвета нет". Если не помнить об этом чувстве обреченности, нельзя понять русскую революцию.

♦ В "Лит. учебе" была статья о том, что Николай II был прав даже в 1914 г., потому что для искупления Россия нуждалась в войне. "Может быть, и в революции?" Пожалуй, но чтобы во главе ее были истинно православные. "А, это как в Иране".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Революция

Революция

♦ Révolution

Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. Архетипами революций считаются Французская революция 1789 года и социалистическая революция в России 1917 года. Оснований для той и другой было достаточно, ужасов в ходе той и другой было тоже достаточно. Но есть и весьма существенное отличие. Результаты первой так и не были, по большому счету, пересмотрены (Наполеон в такой же мере способствовал их закреплению, как и их отмене), тогда как вторая в конце концов завершилась установлением недоразвитого капитализма в гораздо более дикой и мафиозной форме по сравнению с нашим. Очевидно, дело в том, что изменить государственное устройство все-таки проще, чем общественное (феодализм в основном успел благополучно скончаться еще до 1789 года), а написать новые законы легче, чем создать новую человеческую общность. Чиновники в конечном итоге всегда подчиняются власти, а вот экономика и люди – нет.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Революция

1) Коренной переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества, осуществляемый насильственным путем;

2) коренной переворот, глубокие качественные изменения в области знаний, в технике, искусстве и т.п.;

3) филос. скачкообразный переход количественных изменений в качественные изменения в процессе развития.

учен.лат. revolutio «астр. вращение, возвращение небесного тела на прежнее место», от лат. revolutio «круговорот; откатывание».

С начала XVIII в. слово функционирует в научном языке в значении «движение планеты вокруг своей оси» (КДРС; Ср.: Бирж., 391), напр.: «Далее необычно распространятися климатам, ибо в последующих местах прибывает должащий день не часами, но целыми днями или революциями дневными» (Геогр. Ген. 406. 1710; цит. по КДРС). Употреблялось до конца XVIII в. (Веселитский, 1968).

В конце первого десятилетия XVIII в. из фр. révolution «переворот, перемена» (Бирж., 391) или польск. rewolucja (Смирн., 254) проникает политический термин революция.

Впервые фиксируется в Сл.Яновск. (III, 516-517). В конце XVIII – начале XIX в. уже отмечаются первые употребления слова революция в общем смысле «коренной переворот в какой-л. области знания» (Веселитский, 1964, 136). Фиксируется в Нов. Словот. 1885 (112).

Революционный . Заимств. из фр. révolutionnaire «революционный» или через нем. revolutionär в конце XVIII – начале XIX вв. Переоформлено при помощи суф. -онн- (CA 1847, IV, 60).

Революционер . Заимств. из фр. révolutionnaire «революционер» в середине ХIХ в. Фиксируется в Сл.Даля1 (IV, 79).

Революционно . Образовано от основы прил. суффиксом -о (БАС, XII, 1097).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Революция

И, ж.

1. Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти.

* Великая французская революция. *

2. Переворот в какой-н. области, ведущий к коренному преобразованию.

* Революция в биологии. *

Вестминстерский словарь теологических терминов

Революция

♦ (ENG revolution)

(лат. revolutio - переворот)

радикальное изменение в политическом смысле, часто подразумевающее свержение существующего правительства. В различные моменты истории христиане были вовлечены в революционные движения, обосновывая свои действия теологически и этически.

Тезаурус русской деловой лексики

Революция

Syn: переворот

Энциклопедический словарь

Революция

(от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Словарь Ожегова

РЕВОЛЮ ЦИЯ, и, ж.

1. Коренной переворот в жизни общества, к-рый приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти. Буржуазная р. (свергающая феодальный строй и устанавливающая власть буржуазии). Великая французская р. (17891794 гг.).

2. Коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. Научно-техническая р.

| прил. революционный, ая, ое (к 1 знач.). Революционные годы. Революционное правительство. Р. переворот.

Словарь Ефремовой

Революция

  1. ж. Быстрое и глубокое изменение основных устоев политического, социального и культурного порядка, произведенное с преодолением сопротивления целых общественных групп.
  2. ж. Глубокое качественное преобразование в какой-л. области, ведущее к коренному обновлению и усовершенствованию чего-л. (противоп.: эволюция).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Революция

(от лат. revolutio - движение, обращение, круговращение) - в таком смысле это слово употреблялось в средневековой латыни; сочинение Коперника об обращении небесных тел носит название "De revolutionibus orbium caelestium". В политике и истории - первоначально во Франции, потом повсеместно - это слово приняло совершенно иной смысл, в особенности со времени французской Р. 1789 г., хотя употреблялось и задолго до нее (напр. у Монтескье: "во Франции Р. совершаются каждое десятилетие"). Им обозначается полный и притом если не внезапный, то по крайней мере весьма быстрый переворот во всем государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой. Последнее, однако, не признается безусловно необходимым; так, переворот в Англии, совершившийся в 1688 г., признается всеми за Р., хотя он не сопровождался кровопролитием. Р. в собственном смысле слова происходит всегда вследствие движения, охватившего широкие круги народа, и состоит в том, что политическая власть переходит из рук одного общественного класса в руки другого. Революцией можно считать и захват власти несколькими лицами или одним лицом (так наз. государственный переворот), если он влечет за собой решительную перемену в правительственной системе и в общественных отношениях; таким был, напр., государственный переворот, произведенный Наполеоном III. Так назыв. дворцовые Р. - т. е. захват власти каким-либо высокопоставленным лицом, отнимающим ее от другого лица при помощи интриги или заговора лиц, принадлежащих к правящему классу, - не составляет Р. в точном смысле этого слова. Как бы быстра и внезапна, по-видимому, ни была Р., в действительности она всегда подготовляется десятилетиями, даже столетиями, и совершается только тогда, когда государственные формы не изменяются в соответствии с изменением экономических и иных общественных отношений и вновь усилившиеся общественные классы не пользуются правами, соответственными его положению. Революции противоположна эволюция, т. е. процесс постепенного общественного развития, в котором права развиваются параллельно с отношениями. По аналогии революцией называют иногда всякий крупный общественный переворот, хотя бы совершившийся без внезапного взрыва, без кровавой борьбы, без быстрой смены правительства; так, Тойнби (см. "Industrial revolution in England", русский перевод, M. 1898) говорит о развитии Англии в XVIII-XIX в. как о "промышленной Р.", хотя все общественные изменения происходили медленно и постепенно. Очень часто говорят также о Р. в идеях, в умах, в литературе, в науке (Дарвин произвел Р. в биологии, Кант - Р. в философии и т. п.).

В. В-в.

Словари русского языка

Поделиться: