Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы. Стихи о птицах. Загадки про птиц


Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал - семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом.

2. Беседа о времени года

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

3. Рассказ о птицах

а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)

Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?

б) Логопед загадывает загадку: Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.

Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

в) Логопед загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

(Выставляется картинка.)

Воробей - маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей - шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

Какие это птицы? (Зимующие.)

А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дя тел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)

Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малопод вижный и т.д.)

А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.)

А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Воробей - чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона - каркает. Голубь - воркует. Сорока - трещит и т.д.

Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? - Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

4. Физкультминутка

Птички прыгают, летают, - Дети прыгают, «летают»,

Птички прыгают, поют, - «поют»,

Птички крошки собирают - «собирают»,

Зернышки клюют - «клюют»,

Перышки почистили - «чистят».

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили,

И на место сели - садятся.

(Проводится дыхательная гимнастика.)

5. Дидактическая игра «Сосчитай»

(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У воробья туловище мелкое, а у вороны - ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья - ... . У воробья хвост короткий, а у вороны - ... . У воробья лапки тонкие, а у вороны - ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Образование приставочных глаголов: Синица с елки... (улетела).

Синица в кормушку... , вокруг кормушки.... С ветки на ветку.... Синица в дупло... и т.д.

8.Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей - шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)- Составить описательный рассказ о любой зимующей птице.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Например: синица - синицы - синиц и т.д.

2. Образование сложных прилагательных. Например: У сороки белые бока - белобокая сорока. У снегиря красная грудь - ... .

У воробья короткие лапы - ... . У вороны длинный клюв - ... . У дятла красная голова - ... . У синицы желтая грудь - ... .

3. Образование приставочных глаголов.

Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.

4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

5. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?

6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за. Составить предложения с этими предлогами.

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-6 лет

«Зимующие птицы»

Цели:

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Упражнять в словоизменении – родительный падеж от существительных названий птиц.

Материал:

Предметные картинки, картинки с изображением корма для птиц, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела маленького воробушка, ему было так холодно. Я его обогрела и накормила. Предлагаю сегодня поговорить о зимующих птицах. И начнем с пальчиковой гимнастики

о птицах.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

Беседа о зимующих птицах с педагогом.

Педагог :- Все ли птицы улетели в теплые края?(ответы детей)

Каких птиц вы зимой видели на улице, в парке, во дворе? (ответы детей)

По мере называния выставляются предметные картинки зимующих птиц.

Этих птиц называют зимующими. Как вы думаете почему? (ответ детей,потому что они остаются зимовать на родине.)

Педагог: - Как много зимующих птиц вы знаете?(ответы детей) Вот сейчас я загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.

Красногрудый, чернокрылый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь )

(Разобрать слово «красногрудый»)

А вот еще она загадка.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока )

(Разобрать слово «длиннохвостая»)

Педагог: предлагаю сделать упражнение «Питание птиц зимой».

(Выставить предметные картинки: семена деревьев, ягоды калины, шишки, зерно, крошки, семечки и т.д.)

Ребята назовите, чем питаются зимой птицы и составить предложение:

Снегирь зимой питается ягодами, семенами.

Голубь, ворона, дятел и т.д.

Педагог: С этим упражнением мы справились.Но вы видели прибежал кот Васька и испугал птиц, «Какой птички не стало »

(усвоение категории родительного падежа единственного числа)На доске – 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Взрослый незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?») (. Дети отвечают.)

Педагог: Ребята мы так долго помогали птицам, нам надо размяться Физминутка «Снегирь».

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке. вниз

Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками

За метелью, за метелью! как крылышками

Педагог: ребята надо мне помочь найдите ошибку как правильно говорить « Найди ошибку»- черный ворона,

Серое голубь,

Сорока сидел на заборе,

Длиннохвостый снегирь,

Красногрудая синичка.

Ребята вы молодцы вы все знаете предлагаю помочь еще в одном деле я читаю вы договариваете. «Подбери словечко»

А) На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и … (синицы)

б) Среди жирных голубей

Скачет тощий … (воробей)

В) По ночам сове не спится,

Ведь сова ночная … (птица)

Г) Вещунья – белобока,

Все зовут ее … (сорока)

Педагог: - На улице холодно и птицы мерзнут. Давайте, скорее согреем их ласковыми словами.

Дети: Ласковое слово, что солнышко.

Примеры: птичка, совушка, синичка, воробушек и т.д.

Продолжим произносить ласковые слова о птицах.

Дети по очереди отвечают. (Например: дятел лечит деревья, достает личинки насекомых из-под коры.)

Итог занятия педагог: - Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?(Дети отвечают.)

А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети : - Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Педагог: Молодцы!


Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

Ход занятия

Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

Игра «Птицы»

Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

1-й ребёнок.

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все… (дятел).

2-й ребёнок.

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

3-й ребёнок.

Непоседа-невеличка

Желтогрудая птичка,

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка).

Н. Губская

В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

Игра «Чем угостим» (с мячом)

Воробья - крошками.

Синицу - салом.

Голубя - пшеном.

Свиристель - семечками.

Ворону - хлебной коркой и т.д.

Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

Проведение опыта

В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

Вывод: жир отталкивает воду.

В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

Звучит аудиозапись пения птиц.

Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории

Зимующая птица «Воробей»

Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно- бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая.

Весной, едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!» Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Воробей

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть,

Задорный, лихой воробьишка,

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод и стужу,

Забыл, как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.

Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

Почему же воробьи так любят соседство с людьми?

Да потому что, живя среди нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или за резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробышки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона.

Строительство гнезда — дело нелегкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах перышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.

Воробьиная пара строит гнездо, а потом по очереди насиживает яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители «сбиваются с ног», чтобы накормить малышей мошками, комарами и другими насекомыми.

Растут воробышки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появится еще одно (или два) новое поколение. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

В народе воробьев нередко называют воришками. Есть такая загадка:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого, ленивого кота.

Воробьи и кот

Зреют яблоки и сливы,

Дыни спеют на бахчах.

Котик нежится лениво

В теплых солнечных лучах.

Воробьев веселых стайка

Крошки хлебные клюет

И щебечет без утайки —

Кот и ухом не ведет.

Расхрабрились, скачут птицы,

Дружно водят хоровод.

Лень коту пошевелиться —

Безмятежно дремлет кот.

Смелые и дружелюбные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястребу ничего не остается, как улететь прочь.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начнет громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.

Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают ближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него.

Зимующая птица «Ворона»

Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица! Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека.

Вороны великолепно себя чувствуют в больших городах. В Москве зимует почти миллион ворон. Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны — птицы всеядные.

Помните, как выглядит ворона?

Это крупная птица не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое.

С наступлением весны многие вороны начинают собираться в путь-дорогу. Они улетают из города в рощи и леса и там на деревьях, в густых кустарниках строят большие гнезда, которые внутри устилают пухом, сухими травинками и перьями.

Вороньи яйца, окрашенные в голубоватый и зеленоватый цвет с крапинками, насиживает самка. А самец заботливо кормит будущую маму. Через две недели из яиц вылупляются маленькие, очень прожорливые воронята. Родители старательно кормят их, а затем учат летать и находить пропитание.

Вороны часто разоряют гнезда других птиц. Могут унести беспомощных птенцов или своровать оставленные без присмотра яйца. Если птица сидит на кладке и не хочет улетать, вороны прибегают к такому трюку: одна из них садится недалеко от гнезда и дразнит птицу, другая сторожит, спрятавшись в ветвях. Едва птица слетит с гнезда, чтобы прогнать надоевшую обидчицу, ворона хватает яйцо и улетает с ним.

Летом и весной стаи ворон кружатся над заливными лугами, раскинувшимися вдоль речных берегов. Здесь воронам раздолье — можно полакомиться лягушками или отнять рыбу у скользящих над водой чаек.

Но и у ворон есть опасный враг. Ночью, когда птицы безмятежно спят в своих гнездах, на них может напасть лесной филин. Не прощают вороны зла. И если найдут убежище филина, налетают на него всей стаей.

Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.

Любят вороны подразнить собак: усядется птица неподалеку от собачьей будки на дерево и начинает громко гавкать: «Гав! Гав! Гав!» Собака рвется с цепи, заливается лаем. А ворона довольна.

Многие вороны охотно развлекаются: словно малые дети, катаются с ледяных горок или соскальзывают с гладких позолоченных соборных куполов. Большая стая птиц облюбовала территорию Кремля и попортила золотое покрытие куполов. Люди придумывали разные способы, стараясь прогнать нахальных птиц, даже завели хищных соколов и ястребов. Но вороны их не испугались. Сбившись в большую стаю, они бросались на сокола и прогоняли его прочь. Тогда кто-то придумал записать на магнитофонную пленку тревожный вороний крик, предупреждающий птиц об опасности. Это средство действовало безотказно. Едва вороны слышали сигнал опасности — тотчас разлетались!

Есть немало историй о том, как эти умные птицы выручают друг друга из беды.

Послушайте отрывок из рассказа С. Кучеренко.

«Здоровая ворона ухаживала за больной, уложенной на сухую траву под приподнятой валежиной4.

Осторожно подавала кусочки мяса занемогшей товарке*4. А покормив, принялась ее поить: наберет полный клюв снегу, подержит там его немного и каплями воды выльет в рот больной. Поила долго, пока та не перестала тянуть навстречу клюв».

Ворона

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске —

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде,

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных свой язык!

Зимующая птица «Дятел»

В весеннем лесу звучит веселый хор звонких птичьих голосов. Птицы щебечут, посвистывают, рассыпают трели, выводят рулады, а сопровождает птичий хор громкая барабанная дробь — ее выбивает крепким клювом большой пестрый дятел.

«Что за красавец этот дятел! Черное, белое, красное. И в таком сочетании, что ни убавить, ни прибавить», — писал о дятле Н. Сладков.

Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные, на голове дятла — ярко-красный беретик.

Из-за окраски дятлов называют «березовыми птицами». Когда дятел сидит на березе, его сложно заметить. Оперение птицы сливается с узорами на бересте. Иногда встречаются черные дятлы, только шапочка у них красная. Их называют желна.

У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков- короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре.

Клюв помогает дятлу смастерить жилище. Упорная птица две недели подряд пробивает дерево, выдалбливая большое глубокое дупло.

С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Он может сообщить соперникам, что лесная территория уже занята или позвать подругу, передав ей, что дупло готово и пора высиживать птенцов.

Птенцы у дятлов появляются весной. Они родятся слепыми, неоперенными. Родители старательно выкармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек.

Птенцы быстро подрастают и начинают добывать пропитание самостоятельно.

Зимой красавцы-дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает.

Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки вкусные семена. Место, где пировал дятел, легко обнаружить по множеству усеивающих снег под деревьями золотистых чешуек и стерженьков объеденных шишек.

Ранней весной дятлы любят полакомиться сладким и целебным березовым соком. Они пробивают кору березы, слизывают прозрачные капельки длинным языком и даже клювом от удовольствия щелкают!

Березовый сок

На березе поутру

Дятел продолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок.

А лесной народ

Сок весенний пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка, усевшись ниже,

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех березка напоила,

Вешним соком оделила!

Зимующая птица «Клест»

Высокие ели украшены ожерельями из гладких золотистых шишек. В чуткой тишине леса слышится звонкая птичья песенка: «Цок-цэк, цок-цэк, цок-цэк!» Стайка красивых птиц опустилась на густые еловые ветки, цокающие звуки сразу же прекратились, вместо них послышался хруст, и на снег полетели чешуйки еловых шишек.

Это пируют клесты — постоянные жители зимних лесов.

Оперенье у клестов-самцов нарядное — ярко-вишневое, самочки окрашены скромно — в желто-зеленый цвет.

У клеста удивительный клюв — очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста. Он позволяет птице легко и быстро вылущивать из сосновых и еловых шишек семена — основной корм клестов.

Клесты

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

Удивляет в клестах и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Клестиха-мама, отложив яички, из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа-клест.

Почему же клесты выводят птенцов не весной, как другие птицы,а зимней порой?

Да потому что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек!

К концу осени семена шишек созревают, а ближе к весне под первыми лучами мартовского солнца плотно сжатые чешуйки шишек слегка приоткрываются, становятся мягче. Как раз в это время птенчики клестов вылетают из гнезда и могут самостоятельно справиться с приоткрытой шишкой.

Зимующая птица «Синица»

В ясный мартовский полдень кажется, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики. Это звенят синицы. Птицы радуются солнечному дню, синеве небес. Они взлетают на верхушки кустов и беззаботно щебечут: «Синь-синь-синь!»

Синий день

На сугроб ложится

Голубая тень,

Тенькают синицы:

«Синий, синий день!»

Оперение синицы яркое и красивое, — кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Весной семья синиц ищет место для гнезда. Иногда птицы занимают прошлогоднее дупло дятла. Ведь тот каждую весну устраивает себе новое жилище. Если не удается подобрать готовую квартиру, синицы старательно вьют гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Валенки

Снега осталось мало.

Возле крыльца проталинки.

На лестнице сеновала

Сушу свои старые валенки.

Большая лужа искрится

Так, что больно смотреть.

Совсем расхрабрилась синица —

Таскает из валенка шерсть.

Как же мне быть, пичуга,

Долгой морозной зимой,

Когда закружится вьюга

И ветер дохнет ледяной?

Да ладно! Не жаль мне валенки!

Не скоро еще метель.

Пусть будет у деток маленьких

Теплая колыбель!

Скоро в гнезде синицы, спрятанном в ветвях деревьев, появится 15 или 17 яиц. Самец помогает самке насиживать кладку. Через две недели из яиц вылупляются птенцы. От зари и до зари синицы без устали трудятся: ловят комаров, мошек, гусениц, тлей и кормят многочисленных птенцов; 350 раз за день приносят они корм в гнездо, уничтожая огромное количество вредителей. Синицы занесены в список лучших друзей садоводов и лесоводов. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».

Когда птенцы оперятся и подрастут, они сами начинают искать себе пропитание. Летом в лесу много корма. Предусмотрительные синицы прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдет припасенного летом жучка и склюет его.

Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всего племени. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение.

Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, лакомятся ягодами боярышника и барбариса. Иногда стайка синиц летит следом за дятлом. Разобьет дятел своим крепким клювом гнилой пень, а синицы тут как тут, ищут спрятавшихся на зиму насекомых.

В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью.

В ноябре люди отмечают «синичкин день» — укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сапа. Народ примечает: «Невелика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Синица

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Зимующая птица «Сорока»

Много прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока- стрекотуха и даже сорока-воровка.

Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела.

Стрекотухой сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет: «Ча-ча-ча!» Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают лесных обитателей об опасности.

Неспроста получила сорока прозвище «воровка», ведь она очень любит все яркое, блестящее. В гнезде сороки можно найти кусочки металлической проволоки, блестящую пуговицу, бусинки, а иногда даже чайную ложечку.

Еще называют сороку «лесной газетой», а про интересную новость говорят: «Сорока на хвосте принесла».

Сорока

Всюду я летаю,

Все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «лесной газетой»?

Сороки любят строить гнезда в зарослях ивняка по берегам лесных рек и ручьев, в молодых светлых и просторных сосновых лесах, на вырубках и на опушках. Построенное из сухих веток сорочье гнездо большое и удобное. Внутри гнезда чаша, вылепленная из глины и устланная пухом, шерстью, соломинками и травинками. Это сооружение защищает от непогоды самая настоящая крыша: сороки ставят под углом ветки и сучья, которые образуют купол.

Сороки не ленивы и строят сразу несколько гнезд, а потом выбирают из них лучшее. В этом гнезде скоро появляются пять или восемь довольно крупных яиц, которые насиживает самочка.

Через три недели из яиц вылупляются маленькие сорочата, они громко пищат, широко раскрывая ярко-красные рты. Родители целый день без передышки кормят малышей.

Помните считалку про сороку?

Сорока-белобока

Кашку варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Ты в лес не ходил,

Дров не носил,

Тебе кашки не дам!

На самом деле сорока-белобока кашу детям не варит. Она потчует птенцов гусеницами, мошками, жуками и комарами. Кроме насекомых сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений, а порой могут разорить чужое гнездо или поймать маленького зверька.

Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины, боярышника и облепихи.

В южные края длиннохвостые трещотки от нас не улетают. Зимой птицы перебираются ближе к людям — разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.

Зимующая птица «Сова»

«Совушка-сова

Большая голова,

На дубу сидит,

Головой вертит», —

так поется о сове в русской народной песенке-потешке. В самом деле, у совы большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие янтарные глаза. Сова великолепно видит в темноте. Безлунной темной ночью она замечает среди высоких трав и густо переплетенных корней неподвижного мышонка, испуганно прижавшегося к земле.

А слух у совы в 50 раз лучше, чем у человека! Распластав широкие крылья, бесшумной тенью скользит сова над лугами и полянами и слышит, «как мышки пищат и грызут корешки, как сонная птичка на ветке переступает с одной ножки на другую, как жук точит кору» (Н. Сладков). Пышное оперение совушки защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазать по стволам деревьев.

Сова

Сова бесшумной тенью,

Крылья распластав,

Скользит во тьме осенней

Над зарослями трав.

Спасайтесь бегством, мыши!

С совой нельзя шутить —

Она ваш писк услышит

И может вас схватить!

Сова — хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Недаром народ примечает: «Воробей под кровлю, а сова на ловлю». Когда в лесу стемнеет, сова выбирается из дупла, усаживается на ветку, всматривается в темноту золотистыми глазами с огромными черными зрачками. «Глаза совы. Что по сравнению с ними прославленная игра драгоценных камней! Чистый блеск, глубина, сияние луны. Сова их то прищуривает, словно прикрывая ставнями, то вдруг распахивает — как окна настежь! ...Совы — порождение лесных ночей. Бесшумные крылья превращают сов в бесплотные тени, проплывающие в просветах ночного неба» (Н. Сладков).

Есть в этих древнейших обитательницах лесов какая-то загадочность. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.

Свои гнезда совы строят в глубоких дуплах, в развалинах домов, на высоких колокольнях, часто занимают заброшенные гнезда на деревьях.

Весной птица откладывает одно или два белых блестящих яйца. Сова насиживает их целый месяц. Новорожденные совята покрыты мягким серым пухом. Они слепые и глухие, но через неделю малыши обрастают перышками, у них открываются глаза и уши. Вскоре любопытные совята начинают по очереди выглядывать из дупла, они наблюдают за пролетающей птичкой или бабочкой, крутят круглой головой, осматривают лес. Придет время, и родители-совы, негромко посвистывая, позовут детей, и те неуклюже вывалятся из гнезда — и полетят!

Летом совы любят купаться. Когда редкие крупные капли дождя падают на листья и травы, совы кружатся в воздухе, распушив перья и хвост, и с удовольствием принимают теплый душ.

Зимой совы остаются в наших краях.

Зимующая птица «Свиристель»

В середине октября в подмосковные леса и парки прилетают с севера стайки ярких веселых птиц. Они тихонько посвистывают, будто играют на свирелях: «Свири- свири-свир». Поэтому и назвали их свиристелями.

Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями.

Свиристели любят спелые ягоды рябины.

В осенних лесах между темными елями и тонкими березками то здесь, то там стоят рябинки, украшенные гроздьями огненно-красных ягод. Стайки свиристелей облепляют рябину и устраивают веселое пиршество. «Клюют жадно, торопятся, словно соревнуются, кто съест больше. В результате же добрая половина ягод падает в снег.

Две-три минуты — и свиристели сыты до отвала. Но что за причуда? Насытились. Отдохнули немного и как бы ради забавы принимаются снова щипать и бросать рябину наземь. Щедрое пиршество продолжается не дольше недели. Затем, когда на ветвях не остается ни единой ягодки, полчища свиристелей перекочевывают в другие места, а сплошной настил ягод под рябинами бесследно заметает метель» (П. Стефанов).

Почему же свиристели бросают ягоды рябины на снег?

Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими, словно законсервированными. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.

Свиристели

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюем рябины кисти —

Лучше ягод не найдешь!»

Свиристели облюбовали для жизни летом и весной густые северные леса. Там они вьют на соснах гнезда и очень искусно прячут их. Дружная пара свиристелей вместе строит гнездо и выкармливает птенчиков мошками, комарами и другими насекомыми.

Когда птицы подрастут, главным кормом для них станут ягоды можжевельника, боярышника, рябины и калины.

Осенью, собравшись в стаи, птицы откочевывают к югу, и если находят леса, где уродилось много рябины, остаются там до солнечных мартовских дней.

Зимующая птица «Снегирь»

С наступлением первых заморозков из лесов в город в поисках пропитания прилетают снегири.

Снегири

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? — На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее: грудка у нее не алая, а темно-серая.

Весну, лето и осень снегири проводят в тени густых дремучих северных лесов, там и строят птицы свои гнезда. Гнездышко снегиря свито из тонких сухих прутиков, мха, лишайников и выстлано пухом и перьями.

В мае в гнезде появляются бледно-зеленые яички. Самка насиживает их, а самец заботливо приносит ей корм. Родители выкармливают птенцов сначала насекомыми, а потом мягкими семенами растений.

Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.

Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются ближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!» Если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть. Прекрасно сказал Н. Сладков о природе: «Нам хотелось бы похитить красоту леса, упрятать яркую птицу в клетку — чтобы всегда иметь под рукой. Как имеем картины любимых художников. Но художник-природа не любит рамок: хочешь любоваться красотой снегиря — бери вместе с ним рябину, тополь и целиком всю зиму с ее инеем и морозом. А не можешь взять — не трогай. В природе все вместе, все едино, все одно с другим».

Зимующая птица «Сокол»

СОКОЛ — хищная зимующая птица. У него быстрый парящий полет. Твердый загнутый клюв, очень острое зрение. Оперение сокола окрашено в коричневато-бежевый цвет. Когти на лапках острые-преострые, словно ножи.

Гнездятся соколы на макушках высоких деревьев или в выбоинах скалистых гор, утепляя свои жилища пухом, перьями, травинками. Сокол обычно высоко парит в ясном голубом небе, высматривая добычу. Увидев небольшую птицу, зайца, хорька или еще какого-нибудь другого некрупного зверька, он камнем бросается на него вниз, рвет острыми когтями и клювом.

А знаете ли вы, что соколов охотники нередко используют на охоте? Охотников со специально дрессированными птицами называют сокольниками или сокольничими.

Сокольники

В Сокольники я еду. Встарь

Там были рощицы, болота,

И соколиную охоту держал

Дятел

Клёст

Поделиться: