Перспективы развития российской нефтяной отрасли в условиях турбулентности на мировом нефтяном рынке. Факторы и особенности размещения электроэнергетики. Проблемы и перспективы ее развития

Перспективы развития нефтегазовой отрасли России включают постоянное и экономически результативное возмещение внутренней и внешней потребности на углеводородное сырье, составление финансового спроса сфер отечественной экономики.

Помимо вышеперечисленных факторов сюда относятся и сбалансированные налоги в финансовую казну государства, предоставление безопасности в энергетическом комплексе, формирование политических интересов.

Решения вопросов по перспективе развития нефтегазовой отрасли России

Опираясь на энергетическую политику Российской Федерации, дальнейшие перспективы развития нефтегазовой отрасли нуждаются в решении следующих вопросов:

  • Обеспечение восстановления ресурсной базы нефтегазовой промышленности;

  • Грамотное применение газовых и нефтяных запасов;

  • Безопасность энергетического комплекса;

  • Уменьшение расходов и потерь на всех стадиях производимых процессов;

  • Расширение количества отечественных нефтегазовых предприятий на иностранных рыночных площадках;

  • Качественная переработка полезных ископаемых;

  • Составление и модернизация новых месторождений.

Перспективы развития нефтегазовой отрасли в России будут основываться на международных ценах, налоговых платежах, количествах внутреннего использования, продвижении транспортной сферы, технологических решениях в исследовании новых месторождений. Мировая стоимость углеводородного ресурса будет зависеть от степени развития международной экономики и активности введения других источников энергии.

Продвижение нефтегазовой индустрии в ближайшее время включает решение двух задач – это увеличение долговременной стабильности и эффективности проведения деятельности в данной отрасли. Сюда также входит предоставление требуемых инвестиций в нефтегазовую сферу, что даст возможность получить новые пути для экономического развития. Эти задачи полностью взаимосвязаны.

Нефтегазовый сегмент имеет большое значение в решении отечественных проблем и значительно зависит от развития и величины экономики.

Перспективы развития нефтегазовой отрасли в ближайшее время включают решение следующих проблем российской энергетической политики:

  • Продвижение внутренней нефтегазовой торговли;

  • Регулирование федеральным ресурсным фондом;

  • Создание стабильности в данной сфере;

  • Инновационная, научная, техническая и социальная политика в нефтегазовой области.

Решение данных проблем зависит от стабильного и длительного продвижения нефтегазовой индустрии. Это значительно увеличивает вероятность невыполнения поставленных задач. Поэтому к нефтегазовой промышленности необходимо притягивать саму отечественную власть и государственные органы правительства. Только таким образом продвижение нефтегазового сегмента может получить максимальную результативность, эффективно будут применяться все запасы полезных ископаемых.

Перспективы развития нефтегазовой отрасли на выставке

Все имеющиеся проблемы в нефтегазовой индустрии будут подробно оговорены на экспозиции «Нефтегаз», которая организовывается в ЦВК «Экспоцентр». Также на мероприятии предоставляется возможность получить информацию о перспективах развития нефтегазовой отрасли.

«Нефтегаз» – это отличный шанс для продвинутых мировых предприятий-производителей продемонстрировать собственное добывающее и перерабатывающее оборудование, а также сформировать прямые рыночные контракты и решить другие маркетинговые вопросы. Это идеальный способ для иностранных и отечественных специалистов в нефтегазовой отрасли выполнить деловые переговоры, начать новые проекты, получить сведения о мировых перспективах и тенденциях продвижения.

«Экспоцентр» с каждым годом проводит все больше выставочных мероприятий. Выставочный центр организовывает выставки любого масштаба, поэтому за год в рамках деятельности компании проходит более 800 лекций, конференций, семинаров, бизнес-проектов и экспозиций. Все это привлекает огромное количество заинтересованных лиц. По подсчетам ежегодно комплекс посещают примерно 2 млн. человек.

Читайте другие наши статьи.

Несмотря на ориентированность российской экономики на самостоятельное ведение экономических разработок в основных направлениях управления сырьевыми ресурсами, сотрудничество с иностранными компаниями не исключается из ближайших перспективных планов развития нефтедобычи.

Масштабы такого сотрудничества предполагается увеличивать за счет:

  • привлечения инвестиций путем разумного дозирования капиталовложений других государств;
  • использование технологических и принципиально новых разработок.

Опыт зарубежных нефтяных компаний необходим, чтобы исследования, проводимые в РФ, не повторяли уже однажды пройденный путь.

Перспективы сотрудничества между странами

Сотрудничество с зарубежными партнерами позволит не только получить доступ к существующим прогрессивным технологиям нефтеперерабатывающего мира, но и позволит значительно ускорить их освоение и внедрение в повседневную практику нефтедобычи.

Топливная промышленность Российской Федерации имеет редкую, практически уникальную возможность не просто эксплуатировать месторождения для собственных нужд, но и экспортировать их другим партнерам. ТЭК, все отрасли которого взаимосвязаны, в составлении топливного баланса опирается на газ и нефть.

Это все говорит об удержании нефтедобывающей промышленностью одной из лидирующих позиций, даже если топливно-энергетический кризис приведет к использованию альтернативных источников энергии.

Разработка альтернативных источников на сегодняшний день не составляет серьезной конкуренции использованию нефти, но даже если в этих поисках и произойдет серьезный прорыв, тотальное внедрение займет длительное время, а многие отрасли химической промышленности изготавливаю продукцию на основе извлекаемых из нефти соединений.

Проблемы, и все-таки перспективы

Одной из существенных России, как и аналогичной промышленности в мире, является осуществление транспортировки нефти.

Транспортировка нефти по государственному трубопроводу заставляет нефтедобывающие компании изыскивать альтернативные источники транспортных перевозок, и обращаться к транспортным и морским компаниям в надежде увеличить получаемую прибыль.

Нефтедобывающая промышленность во многом зависит от сырьевого фактора, который и обусловливает порядок введения месторождений в эксплуатацию, а сырьевой фактор во многом зависит от размещения нефтеперерабатывающих заводов, или перспективы их дальнейшей постройки.

Сырье, добываемое в районах трудного доступа, в необработанном виде доставляется в места, где находится массовый потребитель, а это существенно повышает стоимость производимых нефтепродуктов.

Эффективное размещение перерабатывающих предприятий

Существенное увеличение перспектив развития и размещения нефтяной промышленности могло бы наблюдаться в случае, если нефтеперерабатывающие предприятия находились в непосредственной близости к источникам сырья, что позволит:

  • избежать расходов на транспортировку;
  • увеличить прибыль компаний;
  • уменьшить стоимость продукта для потребителя.

Смазочные масла, бензин, дизельное топливо, мазут и керосин стали бы конкретно ниже по себестоимости, если бы не возникало проблем с транспортировкой и хранением.

В регионах с суровыми климатическими условиями постройка нефтеперерабатывающих предприятий ненамного улучшит ожидаемые перспективы, так как придется изыскивать возможность раздельной доставки полученной продукции, в то время как для транспортировки нефти достаточно трубопровода.

Лимитирующим постройку нефтеперерабатывающих промышленных предприятий в непосредственной близости к местам добычи становится и кооперирование химических заводов, работающих с нефтью, и постройка их в непосредственной близости к центрам нефтяной переработки. Это обеспечивает:

  • в густонаселенных районах такие комплексы решают и кадровые проблемы;
  • вопросы поиска потребителя на произведенную продукцию;
  • затраты на постройку комплексов могут превысить удельную стоимость транспортировки.

Постройка капитальных предприятий, несомненно, приведет к развитию инфраструктуры региона, но это означает возведение капитальных строений у берегов временного источника.

Несмотря на сложности, прогнозы развития нефтяной промышленности в стране носят оптимистический характер. Нефтеперерабатывающие предприятия имеются, и строятся во всех регионах с высокой плотностью населения для максимального обеспечения потребителя, и химической промышленности, продуктами нефтепереработки:

  • Поволжье;
  • центральные регионы;
  • Урал;
  • Сибирь;
  • Дальний Восток;
  • Северный Кавказ.

Эти регионы стали средоточием предприятий, работающих с нефтью.

Перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности зависят от состояния сырьевой базы, а крупные неразведанные запасы нефти кратно превышают все разрабатываемые месторождения.

Модернизация и вложение сверхприбылей в инновационные проекты на настоящий момент входит в интересы крупных компаний, потому что открывает для них возможности получить прибыль от вложенных средств. Расстановка приоритетов и глобальная перестройка существующей системы мировых экономических отношений выводит Россию в число стран, от которых зависит мировой рынок нефти, темпы ее добычи и рынки сбыта.

Россия – страна, которой нет надобности прибегать к пополнению сырьевых ресурсов путем их приобретения у других государств. Законодательная база, которая разрабатывается для интенсивных методов добычи нефти, может существенно улучшить состояние промышленности и объем добываемого сырья.

Мировая экономика и российская промышленность

Повсеместное использование нефти, и спрос на это сырье дает основания для оптимистических прогнозов. Россия поставляет нефть в страны Западной Европы и в Северную Америку, которые заинтересованы в российской нефти, с целью уменьшить зависимость своей экономики от диктата Ближнего Востока.

Наращивать темпы добычи и осваивать прибыль от продажи сырьевых запасов позволяет:

  • привлечение иностранных инвесторов;
  • модернизация оборудования;
  • применение новых технологий.

Система налогообложения предусматривает возможность новых вложений от прибыли в:

  • освоение технологий;
  • разработку новых месторождений;
  • открытие новых и перспективных месторождений.

В этом свете положение отраслей нефтяной и газодобывающей промышленности становится приоритетным для государственной экономической системы и ее ТЭК.

Позволяет ей рассчитывать на ускорение принятия законодательных проектов Минтопэнерго РФ, и на рост финансирования научных структур, занятых разработкой месторождений, прогрессивных методик и оборудования для максимальной разработки уже открытых скважин и разработки новых.

Перспективы развития скважин в отдаленных и труднодоступных регионах тем более вероятны, что инвесторами в этих регионах могут стать Китай и Япония, а это крупный и многонаселенный рынок, расположенный в относительной близости от источников сырья.

Развитие мировой нефтеперерабатывающей промышленности на сегодняшний день позволяет делать оптимистические прогнозы, и надеяться на успешный сценарий грядущих событий.

Prospects of the Russian oil industry in the context of turbulence in the world oil market

A. GROMOV, Foundation «Institute for energy and finance»

В статье рассматриваются проблемы долгосрочной устойчивости российской нефтяной отрасли в условиях низких мировых цен на нефть. Подробно анализируются внешние и внутренние вызовы развития российской нефтяной отрасли, включая влияние технологических и финансовых санкций, а также вопросы качественного изменения будущей структуры добычи нефти в России и проблемы, связанные с модернизацией российской нефтепереработки в новых условиях. Сформулированы неотложные задачи, стоящие перед отраслью, и предложены ключевые направления государственной отраслевой политики для их успешного разрешения, в том числе продолжение реформы налогового и таможенно-тарифного регулирования в пользу развития системы гибридного налогообложения где, наряду с НДПИ, будут развиваться рентные формы налогообложения (НДД и НФР).

The article concerns the problems of long-term sustainability of the Russian oil industry in the face of low world oil prices. It includes detailed analysis of external and internal challenges of development of the Russian oil industry, including the impact of technological and financial sanctions, as well as the issues of quality changes in the future structure of oil production in Russia and the problems associated with the modernization of Russian refining under the new conditions. Also the article formulates urgent challenges facing the industry and proposed key areas of public sector policy for a successful resolution, including the continued reform of tax and customs tariff regulation in favor of the development of a hybrid system of taxation where, along with the met, will develop other forms of taxation based on economic results of the oil companies.

Сегодня, когда мировые цены на нефть «тестируют» новый горизонт падения – $30/барр., а мировые инвестиционные банки наперебой уверяют нас в том, что это падение – не игра биржевых спекулянтов в условиях сохранения дисбаланса спроса и предложения нефти на рынке, а начало новой «нормальности» мирового рынка нефти, уместно задаться вопросом: каковы же перспективы российской нефтянки в новых реалиях? Какие вызовы, внешние и внутренние, стоят перед отраслью, и какой вектор развития следует выбрать для обеспечения ее устойчивого и долгосрочного развития?

НЕФТЯНКА: ФОРМУЛА ТЕКУЩЕЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Так, растущая добыча в 2015 г. была, во многом, обеспечена за счет масштабных инвестиций, сделанных в отрасль в 2011 – 2014 гг., а основной объем российской нефти по–прежнему добывается на действующем фонде месторождений, средняя себестоимость добычи на которых не превышает $20/барр.

По итогам 2015 г. российская нефтяная отрасль показала отличные результаты. Так, по данным ЦДУ ТЭК, добыча нефти в России выросла до 534 млн т (+1,4% к уровню 2014 г.), а экспорт российской сырой нефти увеличился на 9,5% – до 242 млн т. Казалось бы, российская нефтянка демонстрирует завидную устойчивость в условиях обрушения мировых цен на нефть и действия западных финансовых и технологических санкций. Однако эта устойчивость носит временный характер и обусловлена совокупным действием ряда факторов, связанных с отраслевой спецификой, особенностями государственного регулирования и эффектом от ценового шока на мировом рынке нефти.
Так, растущая добыча в 2015 г. была, во многом, обеспечена за счет масштабных инвестиций, сделанных в отрасль в 2011 – 2014 гг., а основной объем российской нефти по-прежнему добывается на действующем фонде месторождений, средняя себестоимость добычи на которых не превышает $20/барр. (рис.1).

Рис. 1. Себестоимость добычи нефти для различных типов нефтяных компаний, 2014 г.

Источник: расчеты Фонда «Институт энергетики и финансов» по данным Bloomberg

Кроме того, устойчивое положение отрасли под­держивается действующей налоговой системой, которая стимулирует добычу на новых месторождениях (Восточная Сибирь, Дальний Восток) и месторождениях повышенной сложности (добыча вязкой и высоковязкой нефти, добыча нефти на шельфах и пр.) через льготы по НДПИ и таможенной пошлине. Более того, действующая система налоговых изъятий (т.н. «ножницы Кудрина»), которая наполняет бюджет (рис. 2), устроена таким образом, что от высоких цен на нефть выигрывает российский бюджет, но он же больше всех и теряет при их падении, тогда как денежный поток («нет-бэк») нефтяной компании меняется незначительно.
Дополнительным фактором, демпфирующим негативный эффект от снижения мировых цен на нефть, является девальвация рубля. Поскольку основной объем издержек российских нефтяных компаний номинирован в рублях, а поступления от экспорта нефти – в долларах, то на начальном этапе снижения нефтяных цен российские нефтяные компании смогли воспользоваться этим и сгладить негативные послед­ствия снижения мировых цен.


Рис. 2. Распределение доходов с одного барреля нефти

в России

Источник: расчеты Фонда «Институт энергетики и финансов»


Однако все указанные факторы оказывают на отрасль краткосрочное влияние и могут лишь сгладить эффект резкого падения цен на нефть, но не обеспечить долгосрочное устойчивое развитие нефтяной отрасли России.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Действующая система налоговых изъятий (т.н. «ножницы Кудрина»), которая наполняет бюджет, устроена таким образом, что от высоких цен на нефть выигрывает российский бюджет, но он же больше всех и теряет при их падении, тогда как денежный поток («нет–бэк») нефтяной компании меняется незначительно.

Сегодня российская нефтяная отрасль, несмотря на кажущуюся устойчивость в условиях ценового «шторма» на мировом нефтяном рынке, сталкивается с насущной необходимостью поиска ответа на возрастающие внешние и внутренние вызовы своему развитию.
Среди внешних вызовов отрасли, кроме очевидной проблемы труднопредсказуемой динамики мировых цен на нефть, следует отметить рост конкуренции на традиционных для России внешних рынках, риски долгосрочного сохранения дискриминационных, нерыночных ограничений (санкций) западных стран на доступ российских нефтегазовых компаний к инновационным технологиям и рынку заемных средств, а также нарушение международной координации и кооперации в нефтяной отрасли (запрет на инвестиции и участие в ряде отраслевых совместных проектов).
Другими словами, на фоне негативной динамики мировых цен на нефть и в условиях действующих западных финансовых и технологических санкций, направленных именно на российский нефтяной сектор, в отрасли нарушен привычный инвестиционный механизм (получение кредитов западных банков под новые инвестиционные проекты) и ограничены технологические возможности ее развития.
Таким образом, отрасль в своем инвестиционном развитии вынуждена ориентироваться только на собственные средства, объем которых уменьшается со снижением мировой цены на нефть. А низкие мировые цены на нефть, в свою очередь, сокращают возможности государственной поддержки новых проектов, а также создают риски, при условии сохранения низких мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе, дополнительного увеличения налоговой нагрузки на отрасль.
Как следствие в российской нефтяной отрасли неизбежны падение инвестиций и пересмотр средне- и долгосрочных планов развития, как на отраслевом уровне, так и на уровне отдельных нефтяных компаний.
Ситуация усугубляется и тем, что российская нефтедобыча вступила в период структурной трансформации, когда выбывающие объемы добычи на действующем фонде месторождений требуется постепенно замещать добычей на новых, как правило, значительно более дорогих проектах.
Проведенный экспертами Фонда «Институт энергетики и финансов» и компании Vygon Consulting анализ показывает, что для поддержания достигнутого в последние годы уровня добычи (525 – 530 млн т) даже в средне-, а уж тем более в долгосрочной перспективе необходима активная разработка трудноизвлекаемых запасов нефти и нефтяных ресурсов Арктического шельфа (рис. 3). А между тем поддержание стабильного уровня добычи нефти в РФ на уровне в 525 млн т - это заявленная цель развития отрасли в Энергетической стратегии России на период до 2035 г., проект которой находится сегодня на рассмотрении Правительства России.
Кроме того, необходимы значительные инвестиции в геологоразведочные работы (ГРР) для обеспечения адекватного прироста запасов «черного золота». По нашим оценкам, более половины от планируемых объемов добычи нефти до 2035 г. приходится на запасы, которые еще нужно перевести в категории ABC1 в ходе ГРР.


Рис. 3. Изменение структуры добычи нефти (без газового конденсата) в России в 2020 и 2035 гг.

Источники: расчеты Фонда «Институт энергетики и финансов» и Vygon Consulting

Примечание Минимальный сценарий добычи нефти предполагает разработку действующего фонда месторождений в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, сохранения низких мировых цен на нефть (менее $50/барр. на всем горизонте планирования) и действия отраслевых санкций.

Умеренно-благоприятный сценарий добычи предполагает возможность поддержания относительно стабильной добычи нефти при условии благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти, отмены санкций и оптимизации налоговой нагрузки на отрасль.

Также нельзя не отметить, что меняется не только география российской нефтедобычи, но и характер разрабатываемых месторождений. Так, если сегодня 70% нефти добывается на уникальных и крупных месторождениях уровня Самотлорского, Уренгойского, Ромашкинского, Ванкорского и пр., то уже в среднесрочной перспективе основной прирост добычи будут обеспечивать мелкие месторождения нефти с объемами начальных извлекаемых запасов менее 15 млн т нефти. А это, в свою очередь, потребует принципиально иного подхода к их освоению, кардинально отличающегося от традиционной практики работы с месторождениями-гигантами.
Таким образом, ключевым внутренним вызовом развития российской нефтяной отрасли является ожидаемое качественное изменение структуры нефтедобычи в пользу значительно более дорогих проектов, развивать которые в условиях текущей конъюнктуры мировых цен на нефть и дефицита источников инвестиций будет очень сложно.
Еще одним внутренним вызовом развитию отрасли является проблема нефтепереработки, точнее – улучшение ее качественных характеристик.
Всего за период с 2000 по 2014 гг. объем первичной нефтепереработки вырос на 65% (рис. 4). При этом доля экспорта в поставках нефтепродуктов увеличилась с 38% в 2000 г. до 61% в 2014 г.


Рис. 4. Переработка нефти, направление нефтепродуктов на
внутренний рынок и экспорт в России в 2000–2014 гг., млн т в год

Источники: Минэнерго России, VYGON Consulting, 2015


Рост объемов переработки в указанный период, в основном, обеспечивался за счет роста первичной переработки нефти практически без направления продуктов первичной переработки на углубляющие и облагораживающие процессы.
Ситуация начала меняться в 2015 г., когда объемы первичной нефтепереработки впервые за последние годы продемонстрировали снижение (-2,3% к уровню 2014 г., или 282 млн т), однако пока сложно оценить, является ли это снижение результатом начала структурной трансформации отрасли или простого наращивания экспорта сырой нефти в ущерб ее переработке внутри страны.
Отметим, что российская нефтепереработка характеризуется низким уровнем использования вторичных процессов. Так, суммарная загрузка вторичных процессов в 2015 г. составила 57% от первичной переработки, в то время как в странах Западной Европы этот показатель превышает 100%, а в США – 165%. Это приводит к тому, что глубина нефтепереработки практически не растет, несмотря на увеличение объемных показателей переработки нефти.
Ситуацию были призваны переломить т.н. четырехсторонние соглашения, заключенные в 2011 г. между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, которые оформили своего рода «дорожную карту» модернизации российской нефтепереработки с целью улучшения ее качественных характеристик. Однако процесс модернизации затянулся, и в новых неблагоприятных ценовых условиях дальнейшее соблюдение ее сроков маловероятно. Кроме того, разработанные нефтяными компаниями планы модернизации сделали ставку на развитие гидрокрекинга и стимулирование экспортно-ориентированного производства дизтоплива, тогда как развитие каталитического крекинга и соответствующее развитие производства автомобильных бензинов получило не такое широкое распространение. В результате к концу модернизации российской нефтепереработки мы рискуем получить значительные избыточные мощности по производству дизельного топлива, которое гораздо менее востребовано в России, чем автомобильный бензин.
Попытки расширения экспорта дизельного топлива из России уже в среднесрочной перспективе могут натолкнуться на избыточные мощности НПЗ в Европе и растущую конкуренцию за европейский рынок со стороны дизельного топлива, производимого на Ближнем Востоке и в США. Конкурировать в таких условиях на европейском рынке российские компании смогут только за счет еще большего таможенного субсидирования экспорта светлых нефтепродуктов, что, наряду с «дизелизацией» нефтепереработки, является еще одним структурным вызовом для российской нефтянки.

ОТ ЭКСТЕНСИВНОГО К ИНТЕНСИВНОМУ ПУТИ РАЗВИТИЯ

Среди внешних вызовов отрасли, кроме очевидной проблемы труднопредсказуемой динамики мировых цен на нефть, следует отметить рост конкуренции на традиционных для России внешних рынках, риски долгосрочного сохранения дискриминационных, нерыночных ограничений (санкций) западных стран на доступ российских нефтегазовых компаний к инновационным технологиям
и рынку заемных средств,
а также нарушение международной координации и кооперации

в нефтяной отрасли (запрет на инвестиции и участие в ряде отраслевых совместных проектов).

Для успешного преодоления стоящих перед российской нефтянкой внешних и внутренних вызовов в отрасли необходимо совершить переход от экстенсивного к интенсивному пути развития, что должно позволить ей остаться опорой для развития экономики России на основе построения адекватной институциональной среды и инновационного развития отрасли.
Для совершения этого перехода нефтяной отрасли необходимо решить целый ряд неотложных и масштабных задач.
Среди таких задач следует особо выделить:
Достижение опережающего прироста запасов жидких углеводородов, включая осуществление широкомасштабных ГРР в неосвоенных и малоосвоенных регионах;
Переход к массовой разработке средних, мелких и мельчайших месторождений нефти в условиях падения значения крупных и уникальных месторождений;
Значительное повышение КИН на действующих месторождениях;
Значительное увеличение глубины нефтепереработки и выхода светлых нефтепродуктов с учетом особенностей российской экономики (акцент на производстве высококачественных бензинов без излишней «дизелизации» отрасли);
Осуществление ускоренного импортозамещения через разработку и внедрение отечественных инновационных технологий и оборудования, в том числе для создания мультипликативного эффекта в смежных отраслях промышленности и сферы услуг.
Решение этих задач требует, в свою очередь, преодоления сложившихся институциональных барьеров и разработки мер государственной энергетической политики, направленной на построение целостной и внутренне сбалансированной системы государственного регулирования нефтяной отрасли, адекватной новым вызовам.
И одним из ключевых направлений государственной политики в отрасли должно стать продолжение реформы налогового и таможенно-тарифного регулирования с целью постепенного ухода от устаревшей системы валового налогообложения добываемой нефти через НДПИ, которая не в полной мере учитывает экономическую эффективность компаний-недропользователей, в пользу развития системы гибридного надогообложения, где, наряду с НДПИ будут развиваться рентные формы налогообложения (НДД и НФР). Представляется, что именно гибридное налогообложение отрасли может способствовать наиболее полному раскрытию ее потенциала через стимулирование постоянного повышения эффективности работы недропользователей.
Кроме того, важнейшим фактором долгосрочной устойчивости российской нефтянки к любым штормам на мировом нефтяном рынке будет последовательная перестройка российской экономики и бюджета, ориентированная на уход от чрезмерной зависимости от углеводородов. Только в этом случае российская неф­тяная отрасль будет гарантирована от внезапных изменений условий регулирования, и над ней не будет висеть ставший уже традиционным «дамоклов меч» увеличения налоговой нагрузки для пополнения доходной части российского бюджета.

Запасы нефти в России оцениваются, по различным источникам, от 20 до 35 млрд. тонн. Такой разброс свидетельствует о приблизительности и неточности расчетов, что связано с резким сокращением геологоразведочных работ или намеренным искажением информации о запасах для привлечения инвесторов. В целом нефтяная отрасль России характеризуется ухудшением состояния сырьевой базы в количественном отношении, что выражается в сокращении объемов запасов и добычи, и в качественном отношении, что связано с ростом доли трудно извлекаемых запасов. Основными причинами такого состояния являются:

  • 1. Сокращение объема буровых работ, включая разведочное бурение. Так, в 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. объем эксплуатационного бурения составил соответственно 10003 тыс., 8302 тыс., 8549 тыс. и 8413 тыс. м, разведочного -соответственно 1261 тыс., 766 тыс., 699 тыс. и 585 тыс. м.
  • 2. Замедление темпов ввода новых скважин. В 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. в эксплуатацию было введено соответственно 4977, 3895, 3606 и 3529 скважин.
  • 3. Продолжающаяся тенденция снижения нефтеотдачи - основного показателя эффективности рационального использования нефтяных запасов недр и потенциала нефтедобычи.
  • 4. Увеличение бездействующего фонда скважин до максимального уровня с 1996 г. (по сравнению с 2001 г. увеличение составило 15,2%) и низкий уровень объемов текущего и капитального ремонта скважин.

Высокая степень износа основных фондов в ТЭК, которая в целом превышает 50%, а в нефтепереработке - 80%, и, как следствие увеличение рисков роста аварийности оборудования и производственного травматизма

И если ситуация будет развиваться так и дальше, то через десять лет в России «неожиданно» обнаружится новая проблема мы останемся без готовых участков добычи полезных ископаемых. Уровень инвестиционных вложений в нефтегазовый комплекс недостаточен для решения как текущих, так и перспективных задач развития этого сектора. Проблема заключается в том, что возможности преимущественно не капиталоемкого (то есть за счет прошлых инвестиционных заделов, в частности, геологоразведки и формирования здесь производственного аппарата) развития нефтяного сектора в 90-е г. XX века оказались практически исчерпаемыми. За 1991-2000 гг. разведанные в России запасы нефти сократились почти на 14%, при том что ежегодные темпы роста мировых разведанных запасов нефти и газа составляют в среднем 1,2-2%.

В последнее время объемы разведочного бурения сократились более чем в 4 раза, прирост запасов нефти в 6,5 раз. Крупные месторождения, если и открываются, то в сложных геолого-географических условиях, в основном в шельфовых зонах.

В России и других нефтедобывающих странах мира увеличивается доля трудно извлекаемых запасов. Негативные изменения структуры сырьевой базы, связанные, прежде всего с увеличением доли трудно извлекаемых запасов, резко снизят добычу нефти в ближайшей перспективе и соответственно обусловят весьма значительные капиталовложения для обеспечения запланированных «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» объемов добычи нефти.

Стратегической целью развития комплекса является обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны путем государственного контроля над разработкой стратегически значимых месторождений углеводородов, организации глубокой переработки нефти и газа с извлечением и утилизацией всех ценных компонентов, а также надёжных поставок нефтепродуктов и продуктов нефтехимии на внутренний рынок. Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития нефтяного комплекса:

  • - рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение устойчивого воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;
  • - ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти;
  • - углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворённых компонентов;
  • - формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин и в перспективе - на шельфах южных и арктических морей, Берингова моря, на Западно-Камчатском и Магаданском шельфах Охотского моря;
  • - развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, её диверсификации по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки; своевременное формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах, в первую очередь, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
  • - расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, как в сегменте добычи, так и переработки и транспортировки - участие в производственных, транспортных, перерабатывающих и сбытовых активах за рубежом;
  • - усиление государственного регулирования в нефтегазовом комплексе и совершенствование налогового законодательства в сфере недропользования..

Перспективные уровни добычи нефти в России в период до 2030 г. будут определяться в основном внутренним и внешним спросом на жидкое топливо и уровнем цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, географией, запасами и качеством разведанной сырьевой базы и темпами её воспроизводства, налоговыми и лицензионными условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений.

При сочетании благоприятных внутренних и внешних условий добыча нефти в России в 2010 г. может составить 514 млн. т и возрасти к 2020 г. до 590 млн. т. Далее добыча нефти достигнет максимума в 2021 - 2025 гг. и несколько снизится к 2030 г. Оптимистичный и благоприятный сценарии могут быть реализованы только при последовательной и грамотной политике государства в области воспроизводства минерально-сырьевой базы и увеличении объёмов геологоразведочных работ.

В поисках нового равновесия

Анализ «Делойт МаркетПойнт»

Нефтегазовая отрасль переживает непростые времена. Кризис на нефтяных рынках приобрел крупные масштабы, что привело к падению цен на нефть и значительным сокращениям капитальных расходов. Что же ждет нефтяную отрасль? Несмотря на то что внушительные сокращения капитальных и операционных бюджетов могут существенно повлиять на дальнейшее развитие отрасли, в своем анализе «Делойт МаркетПойнт» пытается найти положительные моменты в сложившейся ситуации. В отчете представлены перспективы развития нефтяной отрасли на ближайшие пять лет - от источников покрытия дефицита производства до влияния сегодняшнего спроса и предложения на нефтяные цены в будущем.

Нефтяные рынки в ближайшие пять лет

Начиная с середины 2014 года цикл развития рынков сырой нефти вошел в стадию снижения, что привело к падению цен, масштабному сокращению капитальных расходов и потере нефтегазовой отраслью былой стабильности. Не так давно рыночные цены временно опускались ниже отметки в 30 долларов за баррель. При этом одни аналитики прогнозируют дальнейшее снижение цен, другие же, напротив, говорят об их умеренном росте - как минимум в краткосрочной перспективе. Сегодняшний спад вызван рядом факторов, среди которых в том числе сланцевая революция в США, новая стратегия Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), возглавляемой Саудовской Аравией, предусматривающая защиту доли рынка вместо обеспечения его сбалансированности, снятие санкций с Ирана, рост запасов сырой нефти и продуктов нефтепереработки по всему миру, а также ожидания относительно замедления роста мирового спроса на нефть в связи со мировым экономическим спадом.

В феврале 2015 года «Делойт МаркетПойнт» и выпустили отчет, содержащий анализ текущего состояния рынков нефти . В отчете рассматривались факторы, приведшие к падению нефтяных цен. В данной работе «Делойт МаркетПойнт» анализирует последние опубликованные рыночные данные и изменение динамики спроса и предложения на рынке нефти в связи с ожиданиями более низких цен. Мы также анализируем чистое влияние более низких цен на нефть в пятилетней перспективе на основании нашей модели MarketBuilder World Oil Model и инструмента Reference Case.

В настоящем отчете мы рассматриваем следующие темы:

  • Расширение перечня отмененных проектов разработки
  • Продолжающийся ввод в эксплуатацию новых мощностей по добыче
  • Увеличение производства в Иране в результате снятия санкций
  • Прогноз текущего и будущего спроса
  • Сравнение прогнозов «Делойт МаркетПойнт», полученных при помощи инструмента Reference Case, с форвардной кривой

Анализ будущего нефтяной отрасли от компании «Делойт МаркетПойнт»

Тогда как текущие цены на нефтяных рынках отражают по большей части печальную ситуацию в отрасли, ощутимые сокращения капитальных вложений и операционных бюджетов за последний год будут иметь долгосрочные последствия. По данным нашего анализа, существующий объем отмененных или отложенных капитальных инвестиций, перенос инвестиционных проектов и исчерпание запасов в хранилищах приведет к дефициту предложения в размере свыше 1 млн баррелей в день уже в 2018 году. В результате в ближайшей перспективе произойдет так необходимый рост цены на нефть до примерно 58 долларов США, однако возврата к ценам выше 100 долларов за баррель ожидать не приходится.

На основе нашего анализа можно предположить, что такие страны, как США с их крупными месторождениями сланцевой нефти, Иран, Ирак и, возможно, Россия смогут потенциально покрыть первые два года дефицита добычи при цене 58 долларов США за баррель. После 2019 года продолжение роста спроса и падение производства потребуют дальнейшего увеличения цены для полного покрытия затрат производителей с высокими издержками, например, работающих с канадскими нефтяными песками и глубоководными морскими месторождениями.

Поделиться: