Разработка рекомендаций по снижению транспортных расходов ооо "гардез". Оптимизация транспортных расходов в сфере автомобильных грузовых перевозок с применением маркетинго-логистических инструментов на примере оао "тф "атлант"

Оптимизация затрат на транспортном предприятии

Транспортные расходы влияют на стоимость практически любой продукции. При разрастании этого вида затрат у предприятия есть всего три варианта: увеличить цену товара и тем самым снизить его конкурентоспособность на рынке, оставить прежний уровень цен, но потерять долю прибыли, или найти резервы для оптимизации транспортных затрат. Безусловно, третий способ является самым выгодным и предпочтительным. Но как это сделать? Как оптимизировать затраты на транспортные услуги и при этом обеспечить своевременную и качественную доставку грузов покупателям?

Автоматизация – ключ оптимизации затрат на транспортные услуги

Для оптимизации затрат на транспортном предприятии, в первую очередь, необходимо улучшить качество . Именно от эффективности планирования зависит, удастся ли доставить товар с оптимальными затратами: обеспечить рациональную загрузку транспорта, минимизировать холостой пробег и простои, снизить перерасход топлива, предотвратить возврат товара на склад из-за того, что водителю не хватило времени на выполнение заказа. По нашим оценкам и оценкам наших клиентов, автоматизация планирования позволяет экономить до 25-30% на доставке товаров покупателям.

Организация транспортной логистики и оптимизация транспортных затрат с помощью 1С:TMS

Для оптимизации затрат на транспортном предприятии мы рекомендуем использовать решение " " (1С:TMS). Эта система предназначена для комплексного управления транспортной логистикой, включая автоматическое планирование внутригородских, межрегиональных и мультимодальных перевозок, построение сложных цепей поставок с использованием разных видов транспорта. Использование этих возможностей помогает добиться оптимизации транспортной логистики и транспортных затрат в самые короткие сроки.

Модуль 1С:TMS «Планирование транспортировки» позволяет:

· Оценивать потребности в перевозках и обрабатывать заявки на транспортировку грузов;

· Подбирать оптимальный способ доставки с учетом характеристик транспорта, параметров груза и условий его перевозки;

· Планировать рациональную загрузку транспортных средств;

· Планировать рейсы. Для формирования многодневных рейсов в системе используется отдельный профиль с расширенным функционалом, предусмотрена возможность автоматического составления графика работы и отдыха водителей;

· Составлять маршруты с учетом геозон, расстояния между точками, временных окон и других значимых факторов. Для визуального отображения гео-информации и расчета плановых показателей маршрутов с учетом графов дорожной сети 1С:TMS тесно взаимодействует с гео-информационными системами (Ингит, ГИС CetyGuide, Web-картография и др.);

· Предварительно рассчитывать затраты на перевозку, а также плановые показатели маршрутов: пробег транспорта, время прохождения маршрута, время посещения каждого из адресов и т.п.;

· Заполнять путевые листы и другие сопроводительные документы;

· Формировать маршрутные задания и по нажатию одной кнопки отправлять их на мобильные устройства водителей.

Планировать перевозки можно как в автоматическом, так и в ручном режиме. Ручной режим позволяет вносить корректировки в уже сформированные транспортные задания или планировать выполнение заявок «с нуля» – формировать рейсы, подбирать маршрутные задания по карте, выбирать порядок посещения контрольных точек и другие параметры перевозок.

Все это помогает добиться оптимизации затрат на транспортные услуги: сокращается пробег транспорта, как следствие – снижаются расходы на ГСМ и на транспортировку грузов в целом.

Оптимизация транспортных затрат и не только

Но оптимизация транспортных затрат – не единственный результат автоматизации планирования доставки. Кроме этого:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основополагающие преобразования и роль в бизнесе логистики в России. Современная ситуация в управлении цепями поставок, особенности использования зарубежного опыта. Основные тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок.

    реферат , добавлен 14.08.2011

    Логистические системы и их элементы. Место транспортной логистики в логистической цепи поставок. Организационные принципы и основные функции транспортировки груза. Единообразие коммерческо-правового и документационного обеспечения транспортной логистики.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2009

    Сущность и задачи логистической деятельности. Основные проблемы развития логистики в России. Формирование рынка логистических услуг, пути совершенствования управления цепями поставок. Приоритетные направления государственной транспортной политики.

    реферат , добавлен 08.01.2014

    Цепочка поставок для одного продукта. Предназначение и функции логистики, ее современное определение и место в бизнесе. Логистический цикл доставки груза. Пример результатов оптимизации расходов на логистику. Основные составляющие логистических систем.

    презентация , добавлен 31.10.2016

    Основы логистической системы в сфере оптовой и розничной торговли. Интеграционные процессы в логистике и их эффективность. Взаимодействие маркетинга и логистики в оптово-посреднической деятельности. Организация логистики на предприятии ООО СП "Лидер".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2011

    Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок. Подход к планированию логистики. Основные источники излишних логистических затрат. Этапы и обоснование планирования и проектирования поставок.

    курс лекций , добавлен 22.01.2016

    Сущность и содержание оптимизации логистических процессов, методик их оценки. Особенности складской логистики в системе. Анализ системы управления логистикой и эффективности функционирования логистических процессов. Внедрение механизма аутсорсинга.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2014

    Элементы логистики, ее задачи, функции и классификация видов. Особенности сбытовой логистики. Взаимодействие функциональных подсистем логистики в ОАО "Зверохозяйство Мелковское", экспресс-диагностика ее системы. Модель управления процессом товародвижения.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2012


Егменова Наталия Алексеевна ,

Член Ассоциации "Объединение АХП", ревизор сообщества,

административный директор с восьмилетним стажем работы,

В т.ч. ЗАО «Страховая группа УралСиб»


Очень важно понимать, что экономия - это просто сокращение расходов. В то время как оптимизация подразумевает стремление к устранению всех видов потерь и рациональное распределение расходов с минимальными потерями в уровне и качестве предоставляемой услуги.

Основными статьями расходов на корпоративный транспорт являются:
· Покупка;
· ГСМ (топливо, масла, тормозные и охлаждающие жидкости);
· ТО, текущий и капитальный ремонты;
· Страхование автотранспорта;
· Обеспечение расходными материалами (омыватели, щетки, аптечки, огнетушители и т.п.), автомобильные шины (покупка, хранение, утилизация), мойка;
· Медосмотры и подготовка ТС для выхода на линию (обучение персонала);
· Парковка;
· ДТП, штрафы за нарушение ПДД.
«Тяжеловесами» в этом перечне, если не считать покупку транспорта, конечно, являются ГСМ и ремонты.
Причины увеличения расходов:
· Несовершенная система управления и контроля автотранспорта;
· Безграмотное управление и низкий профессиональный уровень персонала;
· Мошенничество;
· Небережливое (халатное) отношение к имуществу компании и равнодушное отношение к происходящим в компании процессам.
В результате вышеуказанных причин компания имеет нецелевое и нерациональное использование транспорта.

Цитата: «Выходя на «тропу войны» с лишними расходами, вооружитесь карандашом, бумагой, калькулятором и недоверием. Любая подмеченная неэффективность или мелькнувшая в голове идея по ее устранению должны храниться не в памяти, а на бумаге. Не верьте сотрудникам, которые не подкрепляют свои слова цифрами, а если подкрепляют, то цифры нужно проверить. В борьбе с лишними затратами побеждают параноики». ( источник: http://kupi-franshizu.ru)
В процессе оптимизации расходов на транспорт нужно разбудить в себе параноика, потому что именно это направление чаще всего кроет в себе нецелевые расходы! Пути снижения расходов.

На начальном этапе необходимо провести общий анализ и получить понимание, как формируются расходы на транспорт. В реальности это понимание не всегда есть. Многие компании имеют бюджет, есть планирование средств (как правило, по итогам уже имеющихся затрат +/- 5-10 %), но нет четкого понимания, на что по факту тратятся средства.

Чтобы определить, есть ли это понимание, достаточно задать себе несколько вопросов подобных этим:


Ø Неделю назад машина компании пришла из ремонта. Я точно знаю, что в ней ремонтировали? Я уверен(а) в необходимости этого ремонта и в том объёме, в каком он проведён? Почему? Я уверен(а), что смета на ремонт адекватная, а не могла быть ниже?

Ø Компания заплатила за бензин в прошлом месяце 100 000 рублей. Почему? Сколько реально проехали водители в прошлом месяце? На этот пробег действительно нужно было заправить бензина на 100 000 тысяч рублей? Я это точно знаю?
Ø Стоимость той парковки, где оставляет на ночь водитель автомобиль, действительно соответствует той сумме, которую он озвучил? И почему компания платит наличные? Почему не заключён договор?
И этих вопросов можно задать сотни, главное ответить на них саму себе честно и понять, где нужно работать и оптимизировать процессы.
Необходимо провести тотальную проверку всех документов, касающихся эксплуатации и обслуживания транспорта. И начать стоит с путевых листов.

Путевой лист - главный документ первичной документации учёта работы водителя и пробега, а также маршрута автомобиля, выдаваемый ежедневно (ежемесячно) водителям транспортных средств.


Не смотря на то, что есть законодательные акты, регламентирующие и описывающие, как заполнять данный документ, он часто заполняется неправильно. Основных причин две: неграмотность и мошенничество. Поэтому при проверке необходимо обратить внимание насколько полно и правильно заполняются путевые листы в компании в принципе, делаются ли отметки о прохождении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, а также отметки уполномоченного (обученного) лица о выпуске на линию. И особо необходимо обратить внимание на графы: показания спидометра (выход на линию/приезд в гараж), расход топлива. На оборотной стороне важно изучить маршруты движения, время простоя, пробег по конкретному маршруту, время в пути.


Далее, чистая математика! Начинаем просто считать выборочно или все путевые листы за определённый период. Необходимо провести расчёты и проверить общий пробег за день по спидометру и по сумме маршрутов. Проанализировать время в пути и время простоев между маршрутами. Для понимания ситуации можно проверить маршруты по карте, как с учётом пробок, так и без учёта. И, конечно, анализ расхода топлива - понять, сколько реально расходуется. Точнее сказать, сколько расходуется согласно путевым листам, а далее эти данные сравнить как с характеристиками транспортных средств, так и рекомендациями Минтранса.

Если в компании существует система заявок, провести проверку путевых листов в привязке к заявкам. Это позволит понять, как выстроена система обеспечения разъездным транспортом сотрудников компании. Если количество заявок не соответствует количеству поездок, если маршруты не совпадают заявками, понять, почему это происходит. Насколько грамотно и эффективно выстраиваются маршруты. Если одно направление, совмещаются ли поездки, или машина ездит в одно и тоже место несколько раз, или несколько машин одновременно едут в одном направлении и пассажиров в них по одному? В итоге это поможет провести глубокий анализ логистики поездок, который также необходим для понимания общей картины с использованием и эксплуатацией транспорта в компании. Если система заявок отсутствует или имеет условный формат, определить, как происходит обеспечение транспортом сотрудников. Причём здесь важно понять все нюансы.
Далее начинаем проверять и изучать регламенты и инструкции, касающиеся управления транспортом и персонала. В реальности часто встречается частичное или полное отсутствие таких документов. Также, крайне часто встречается формальный подход: не прописаны алгоритмы эксплуатации и использования ТС, нет пошаговых инструкций тех или иных процессов и действий, нет правил заполнения документов, нет четко определённых норм и сроков.

Необходимо обратить внимание на должностные инструкции водителей, руководителей транспортных подразделений и сотрудников ответственных за транспорт. Также здесь часто присутствует формальный подход, не прописываются четко обязанности и ответственность. Важно выяснить оформлялся ли Акт приёма-передачи транспортного средства водителю или иному лицу. Для всех ли водителей оформлены данные документы и это только документ бухгалтерского учёта или существует еще форма акта, где отражено, в каком состоянии передан автомобиль сотруднику, есть описание автомобиля, его повреждений или фиксация их отсутствия, его состояние на момент передачи?


Обязательно, в рамках проверки документации, необходимо изучить журналы и карточки. Также частая ситуация, когда они отсутствуют, либо они не ведутся должным образом. Перечень данных журналов достаточно большой, но это очень важные документы, так как многие из них касаются безопасности и должны вестись согласно законодательству (журнал инструктажа на рабочем месте, журнал инструктажей по технике безопасности, журнал по проведению инструктажей с водительским составом по безопасности дорожного движения, журнал предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, журнал учёта ДТП и т.п.). Кроме того, данные журналы и карточки помогают вести учёт различных мероприятий по обслуживанию транспортных средств и расходных материалов и документов (карточка учёта работы автомобильной шины, журнал учёта путевых листов, журнал учёта неисправностей, журналы учёта и регистрации выдачи различных документов и материалов и т.п.).


Очень важно в рамках проверки документов проанализировать отчётные и закрывающие документы. Необходимо определить для себя за какой период (месяц, квартал и т.п.) будут изучаться данные документы. Далее важно понять, соответствуют ли данные документы произведенным оплатам за определённый период, и если нет, почему.


Кроме того, необходимо на основании данных документов провести серьёзный анализ закупок и их обоснованность. Какие услуги и товары приобретаются за наличный расчёт, а какие - по безналичному? Провести проверку произведенных ремонтных и обслуживающих работ и мероприятий, провести анализ их стоимости. Обратить внимание на частоту проведения ремонтных работ и мероприятий, особенно если они повторяются. Важно понять, насколько это возможно, обоснованность проведённых работ. Бывает такое, что провели ремонт какого-либо узла, а в заказ-наряде указаны дополнительные работы или запчасти, которые к данному узлу не имеют никакого отношения или в рамках проведённого ремонта неисправность указана одна, а если смотреть на работы или запчасти, то получается, что поломка должна быть совсем другой.

И последнее, что необходимо изучить из документов, это договоры. Определить в первую очередь, какие услуги оказываются по договорам, а какие без них. Внимательно прочитать все договоры, обратить особое внимание на их условия и выявить, где кроются основные риски и потери.



Для получения полной картины, какова ситуация с транспортом в компании, помимо изучения и анализа всех документов и логистики поездок, необходимо провести анализ рынка на аналогичные товары и услуги в области эксплуатации и обслуживания транспорта. В результате этой работы понять, завышена ли стоимость товаров и услуг, получаемых компанией, или всё предоставляется по вполне адекватной цене.


В процессе изучения выше указанного материала велика вероятность того, что многое вызовет недоумение и удивление, а может, даже злость. И на один вопрос получив ответ, последний вызовет еще больше вопросов. Но встав на этот путь, к этому нужно быть готовым. Нужно быть готовым к противодействию со стороны персонала. Нужно быть готовым услышать такие фразы как: «у нас так принято», «так было всегда» и т.п. И нужно понимать, что о каждой своей находке не обязательно докладывать подчиненным, потому что важно получить полную картину происходящего. И когда она, наконец, получена, необходимо определить направления, где самые большие проблемы, где необходимо в первую очередь проводить мероприятия по оптимизации. То есть выявить зоны особого внимания. Следующий этап - определение шагов по оптимизации. Что конкретно должно быть сделано в каждом направлении.


Итак, определив дальнейшие шаги по оптимизации, начинаем их реализовывать. Важно, максимально быстро (насколько это возможно) перейти на безналичную систему оплаты всех услуг и товаров. Необходимо полностью исключить хождение наличных денег.

Параллельно начинается работа по наведению порядка в документации и формированию пакета документов, соответствующих требованиям законодательства и интересам компании, а именно разработка и внедрение регламентирующих документов. В данных документах должно быть детальное отражение каждого шага, каждого процесса. Необходимо исключить любую возможность двоякого толкования или возможность действия по собственному усмотрению. Необходимо регламентировать и зафиксировать чёткое описание заполнения всех документов, касающихся транспорта, зафиксировать все сроки (заполнения документов, предоставления документов, подача заявок, уведомления о происшествиях или иных событиях и т.п.). Провести работу по анализу актуальности действующих нормативов (расходы топлив, сроки эксплуатации, ТО и т.п.) и соответствия их действующему законодательству. В случае необходимости определить и зафиксировать новые нормы.


Возможно, необходимо провести серьёзную работу по разработке и внедрению новых должностных инструкций, которые должны содержать максимально полное описание обязанностей водителей и сотрудников, обеспечивающих работу транспорта. Также не лишним будет отражение в них наличия материальной ответственности согласно ТК РФ.


Если в компании не выстроена система заказа транспорта или в процессе анализа выяснилось, что она требует реорганизации, необходимо провести соответствующие мероприятия. В первую очередь, если нет системы заявок, вводить. Определить сроки и форму подачи заявок, кому должны подаваться данные заявки, и всё это зафиксировать внутренним нормативным документом. Также важно определить круг сотрудников, которым может предоставляться корпоративный транспорт, а кому он не положен в принципе. Очень часто бывает, что в компании пользуются «разгонными» машинами не те, кому они действительно необходимы по работе, а те, кто имеют хорошие отношения с руководителем транспортного отдела или, как всегда, «исторически сложилось». Если есть необходимость, данный перечень также можно зафиксировать в регламенте.


Ø Поездки в одном направлении разных заказчиков и их совмещение;

Ø Рабочее время водителя, время его обеда и время окончательно возврата в гараж, которое должно, по сути, совпадать с окончанием рабочего дня, согласно законодательству;
Ø Погодные условия, которые могут повлиять на время в пути (снег, туман, ледяной дождь и т.п.), сезонность (преддверии праздников; летом машин меньше, но в пятницу многие едут на дачи; с началом учебного года количество машин увеличивается и т.п.), сложности направления (строительство эстакад, ремонт дорог и т.п.);
Ø Исключение внеплановых поездок, приучать сотрудников к «плановой экономике».

В процессе изучения ситуации с транспортом компании, будет не лишним провести анализ работы курьерской службы (если она есть) и анализ загруженности курьеров. Здесь также может быть нерациональное использование ресурса. Например, часть корреспонденции может вполне отправляться почтой. В любом случае, необходимо понять, возможно ли часть работы снять с водителей и переложить на курьеров. Также частая ситуация, когда водитель возит какие-то бумаги, потому что так «давно делается», а эту работу может выполнять курьер. Помимо указанных выше мер, на постоянную основу желательно перевести анализ и контроль путевых листов. Сама процедура и периодичность проверок может быть определена с учётом имеющихся человеческих и временных ресурсов. Если в компании имеется диспетчерская служба нужно ввести учет путевых листов, при этом их выдача должна осуществляться под роспись. Также в постоянном режиме должна осуществляться сверка пробегов и расхода топлива. Необходимо установить жесткий контроль расходов. И здесь особое внимание нужно уделить ТО и ремонтам, а также процедуре замены автомобильных шин. Использование и обслуживание транспорта компании должно в принципе жёстко контролироваться.


Все изложенные меры не влекут за забой каких-либо дополнительных расходов. Но, есть мнение, что расходы невозможно снизить, не потратив на это ни копейки. И данное утверждение вполне можно считать обоснованным с одной оговоркой: расходы невозможно снизить с максимальной эффективностью, не потратив на это ни копейки. И эту максимальную эффективность реально могут дать системы мониторинга транспорта. Эти системы также могут называться навигационные системы, спутниковые системы, для многих понятно и такое определение - системы ГЛОНАСС/ GPS .

Чтобы установить такую систему необходимо разово «вложить» в среднем от 9000 до 12000 рублей на каждую единицу техники, ежемесячные расходы составят от 200 до 500 рублей за каждый автомобиль. В указанных цифрах не учитываются почтовые услуги при пересылке оборудования в региональные подразделения, которая, как правило, осуществляется за счёт Заказчика.
По оценкам многих специалистов данные системы позволяют снизить расходы на транспорт, в среднем, на 20-30 %, а их установка окупается максимум за год.


Средний показатель окупаемости составляет не более 6 месяцев. При этом система мониторинга транспорта позволяет выявить и пресечь нецелевое использование служебного автотранспорта посредством следующих показателей:


Ø Контроль местонахождения;
Ø Оценка в режиме реального времени использования транспорта;
Ø Максимально полные данные для проведения анализа - функция сохранения истории перемещений за период;
Ø Контроль скоростного режима;
Ø Точные данные простоя (включен двигатель, не включён).

Использование системы даст реальные и ощутимые результаты. В первую очередь придёт понимание реальных потребностей в транспорте и эффективности его использования. За счёт постоянного контроля начинает заметно снижаться пробег, и как следствие сокращение расходов топлива. И еще один немаловажный плюс -повышение дисциплины водителей.


Однако, нужно быть готовым к противодействиям последних при введении системы мониторинга транспорта. Не редки случаи, когда водители предпринимают попытки вывести приборы из строя. Так как это возможные материальные потери важно провести разъяснительную работу среди персонала, обозначить возможные последствия и быть готовым к «показательным» взысканиям ущерба в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Поэтому крайне важно при установке данного оборудования на конкретный автомобиль, передать оборудование водителю по Акту приёма-передачи.


При выборе компании, которая будет предоставлять оборудование и услуги по мониторингу транспорта, помимо стандартных тендерных процедур и условий, обязательно нужно провести тестирование оборудования и увидеть продукт (ОТЧЁТ), который будет получен в результате. Далее, определить, насколько данный отчёт информативен и соответствует всем требованиям.


·ПОКУПКА

Желательно исключить «разношёрстность» автомобилей и определить единую марку (модель) для автопарка. Понятно, что это могут быть варианты разных по классу автомобилей, для разъездного транспорта и для персонального. Прежде чем определить подходящую модель автомобиля, необходимо провести сравнительный анализ характеристик рассматриваемых моделей (расход топлива, гарантийный срок, стоимость деталей и ТО, надёжность).

Такой подход позволит заключить корпоративный договор на поставку со значительными скидками. Кроме того, в дальнейшем это позволит сократить и общие расходы на обслуживание.


·ГСМ (топливо, масла, тормозные и охлаждающие жидкости).
Одна из форм ухода от наличных денежных средств - это заключение договора на поставку ГСМ и введение топливных карт. Кроме ухода от наличных денег, топливные карты позволяют установить лимит топлива при заправке на определённый период (день, месяц). Кроме того, возможность получения ежедневных отчетов о транзакциях по всем или любой выбранной карте за любой период с указанием номера карты, даты и времени заправки, количества заправленного топлива, позволяет более жёстко контролировать расход топлива.

При заключении договора на поставку ГСМ расчёты за предоставленный услуги и товар производится единым платежом. В Москве и Московской области возможно заключение договора с прямым поставщиком топлива. Договор на поставку ГСМ при развитой региональной сети можно заключить с одним контрагентом, но который имеет договора с несколькими операторами. Такой договор позволяет не только иметь расчёты с одним контрагентом за все услуги и товары, но и выбрать подходящего оператора заправки в зависимости от его покрытия в том или ином регионе.
До 20% потерь ГСМ кроются в самом принципе системы их списания и контроля. Поэтому важно поддерживать актуальность действующих норм расхода и списания топлив. В данном процессе очень важно плотно взаимодействовать с бухгалтерией и все нормы и процедуры согласовывать с данным подразделением до введения их в действие.
Списание топлива необходимо проводить только с учетом детальной сверки путевых листов с заправочными ведомостями.

Дополнительным инструментом учёта расхода топлива могут стать датчики контроля расхода топлива, но на сегодняшний день нет однозначного мнения - устанавливать датчики или нет. В первую очередь это связано с имеющимися погрешностями у всех моделей и типов датчиков. Кроме того, некоторые типы датчиков не устанавливаются на гарантийные автомобили, так как их конструкция предполагает установку с непосредственным вмешательством в электронные системы и влечёт за собой снятие с гарантии транспортного средства. Справедливости ради, нужно сказать, что основным клиентом данных систем сегодня является грузовой транспорт.

· ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТЕКУЩИЕ И КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ.
Данная статья расходов может составлять до 20-30% бюджета на автотранспорт. При отсутствии должного контроля и системы отчетности, потери по этой статье могут составлять до 50%. Основное, что необходимо сделать в данном направлении - это взять все процессы под полный и тотальный контроль.
Необходимо выбрать станцию технического обслуживания (СТО) и заключить с ней договор. Имеет смысл заключить договор не с одной, а двумя-тремя станциями, это позволит выбирать оптимальные варианты при ремонтах, а также избежать возможных непредвиденных затруднениях, если необходимо оперативное обслуживание.
Важно вести учёт плановых ТО и строго контролировать их проведение. Строго контроля требуют и другие ремонтные работы, поэтому необходимо исключить ремонт без предварительного согласования. На стадии согласования должен проводиться детальный анализ каждой поломки и предлагаемого ремонта, стоимости деталей. В некоторых случая стоит рассмотреть вопрос самостоятельного приобретения деталей для замены. Для объективности оценки имеет смысл подтверждение поломок (повреждений) различными средствами фиксации изображения (фото, видео).


·СТРАХОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА
Для страхования автотранспорта компании наиболее правильным является заключение единого договора страхования. Причём, чем больше парк, тем выше эффект. Если в компании много региональных филиалов, подбирать страховую компанию необходимо с аналогичным территориальным покрытием. Прежде чем заключать договор страхования важно проверять надёжность страховой компании, в первую очередь - по отзывам клиентов.
Как один из способов снижения расходов на страхование, можно рассмотреть вопрос применения условной и безусловной франшизы, наличие которых значительно снижает страховые премии. Однако, здесь нужно оценить все возможные последствия.

При условной франшизе:
— если размер ущерба не превышает установленный договором размер франшизы, то страховое возмещение не выплачивается;
— если размер ущерба превышает установленный договором размер франшизы, то страховое возмещение выплачивается в полном объёме;
При безусловной франшизе:
— во всех случаях из размера страхового возмещения вычитается установленный договором размер франшизы
Некоторые компании, в случае виновности своих водителей в ДТП возмещают франшизу или сумму повышающего коэффициента за счёт самих же водителей.

· ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСХОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И УСЛУГАМИ.

Здесь важно выбрать наиболее подходящего поставщика по каждому направлению и заключить договоры (поставка расходных материалов, мойка, хранение шин и т.п.).
Важно вести учёт расхода материалов, контролировать сроки их эксплуатации. Очень часто именно на мелочах, которые мало контролируются, идут регулярные потери. Если есть возможность, выдачу новых расходных материалов осуществлять только после предоставления старых, вышедших из строя. Здесь важно учитывать возможность предоставления старых расходных материалов и целесообразность данного действия.
Необходимость вести учёт касается, в том числе, и автомобильных шин. Для этого оформляется карточка учета работы автомобильной шины. Помимо этого необходимо заключить договор(ы) на оказание услуг шиномонтажа, хранение и утилизацию автомобильных шин. Если хранение шин компания организует самостоятельно, крайне важно соблюдение правил и условий хранения, а также норм пожарной безопасности. Утилизация должна в обязательном порядке производиться организациями, имеющими на это право. Необходимо понимать, что просто выкинуть шину в мусорный бак нельзя. Возможные штрафы могут значительно превысить экономию. Кроме того, для списания вышедшей из эксплуатации шины необходимы соответствующие документы, подтверждающие её утилизацию.
Что касается мойки автомобилей, можно заключить договор или рассмотреть возможность мойки автомобиля по топливным картам. Даная услуга также оказывается компаниями-операторами, поставляющими топливо.

·МЕДОСМОТРЫ И ПОДГОТОВКА ТС ДЛЯ ВЫХОДА НА ЛИНИЮ.
Чьими силами будет проводиться предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры определяется в первую очередь экономическими основаниями. В зависимости от размера автопарка и его географического размещения заключаются договоры с медицинскими учреждениями или в штат вводится медицинский работник.

Для организации процесса выпуска на линию автотранспорта, сотрудник, обеспечивающий данный процесс, обязан пройти обучение по программе «Безопасность дорожного движения», с последующим получением удостоверения установленного образца (срок действия 5 лет). В данном случае речь не идет об оптимизации расходов, но соблюдение данных норм позволит компании избежать возможных штрафов и предписаний.

·ПАРКОВКА
При организации парковки для корпоративного транспорта также необходимо заключать договор, даже если это частная парковка. Также важно определить, где паркуются машины в нерабочее время, на парковке рядом с офисом или по месту проживания водителей. В последнем случае, также необходимо провести анализ, это реальная потребность или «исторически сложилось», но по факту принципиальной необходимости кроме комфорта самого водителя в этом нет. Нужно всегда помнить, что водитель такой же сотрудник, как и все остальные и его рабочий день начинается также как и у остальных. Другой вопрос, если наличие парковки рядом с домом действительно обусловлено производственной необходимостью.
Для обеспечения автомобиля стоянкой в зонах платной парковки необходимо приобрести парковочные карты, оплата которых также происходит по безналичному расчёту. Кроме того, парковочные карты могут быть использованы как дополнительный источник информации и местонахождении автомобиля. Это может помочь в случаях, если компания не использует системы мониторинга транспорта.

·ДТП, штрафы за нарушение ПДД
В случаях, если водители нарушают правила дорожного движения, штрафы выставляются на владельца транспортного средства, а именно на компанию. Получается, что компания несёт издержки за недобросовестное исполнение водителем своих обязательств. Поэтому вполне логично, если водитель возместит компании выплаченные по его вине денежные средства. Алгоритм возмещения штрафов за нарушения ПДД необходимо совместно определить с бухгалтерией и отделом по работе с персоналом.

И конечно, в целях профилактики нарушений ПДД и исключения аварийности на дорогах, важно проводить постоянную работу по формированию культуры вождения у водителей. Одним из эффективных инструментов по дисциплинированию водителей может стать создание обратной связи - размещение на автомобиле объявления: «Если вам не нравится, как водит наш сотрудник, позвоните по телефону: ***».
Все предложенные меры направлены на сокращение нецелевых расходов и уход от мошеннических схем. Оценить реальный эффект можно только если в компании действительно снизились затраты, но не гарантирует исключение откатной схемы на 100 %, поэтому данное направление требует постоянного внимания и контроля. На пути оптимизации расходов не бывает мелочей. Смиритесь с тем, что вас будут называть занудой и параноиком.

Знайте, даже если Вы считаете, что работа в Вашей компании оптимизирована на 100%, значит Вы давно не занимались анализом ее расходов.

Заданная тема не рассматривает вариант аутсорсинга.

В кризисный период актуальным становится снижени затрат компании за счет сокращения логистических издержек.

Уменьшение затрат на логистику примерно на 1% способно увеличить прибыль компании на 10%.

В связи с этим, ОАО «Промприбор» разработан и уже успешно внедрен в некоторые складские системы перечень мероприятий по оптимизации логистических издержек.

В эти мероприятия входит:

  • - выбор рациональной технологии хранения и обработки товаров с учетом характера и величины случайных и сезонных отклонений объемов, номенклатуры товаров, характеристики товарных единиц, специфических условий хранения;
  • - оптимизированное сочетание логистических и промышленных мощностей;
  • - разработка решений по оптимизации размещения и загрузке оборудования с учетом производственных операций и технологического ритма;
  • - эффективное управление цепями поставок, вызванное необходимостью сокращения товарного запаса;
  • - определение реальных потребностей в складах с использованием современных технологий SCM, а также вариантов реконцепции складских мощностей;
  • - подготовка решений по сопряжению автоматизированных складских комплексов с автоматизированным производством.

Другие комплексные мероприятия по снижению затрат на логистику разрабатываются индивидуально в зависимости от специфики и преспектив развития бизнеса Заказчика.

Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации следующиее:

  • - уменьшение объема поддерживаемых запасов, т.е. за счет ускорения их оборота;
  • - рационализация транспортных связей вследствие оптимизации выбора транспортных средств и маршрутов;
  • - механизация и автоматизация манипуляционных и складских процессов;
  • - совершенствование управления логистическими процессами; это также позволяет снизить издержки как из-за старения запасов, так и из-за исчерпания;
  • - применение современных информационных систем, повышающих эффективность управления потоками.

Источники снижения себестоимости представляют собой элементы затраты за счет экономия которых могут быть снижены издержки производства. К основным источникам снижения себестоимости относят:

  • - снижения расходов материала, сырья, топлива, энергии;
  • - снижение амортизационных отчислений;
  • - сокращение заработной платы;
  • - снижение административно-управленческих расходов.

Факторы снижения себестоимости:

  • 1. Внутрипроизводственные - технико-экономические факторы, на которые предприятие может оказывать воздействие в процессе управления (повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства и труда на предприятии, изменение объема производства)
  • 2. Внепроизводственные - те факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние (цены на сырье, материалы; ставки налогов и отчисления в бюджет).

Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Применение современных интегрированных технологий, которыми располагают некоторые российские предприятия, позволяют обеспечить феномен снижения затрат в условиях тотальной ограниченности ресурсов. В условиях новых экономических реалий система хозяйственных связей «поставщик-производитель-потребитель» преобразуется в интегрированные логистические цепочки, которые образуют «горизонтальные корпорации» и альянсы. Они снижают расходы на взаимодействие участников цепочки между собой и с конечными потребителями

Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы ЛС, что иллюстрируется рис. 8.3.

Рис. 6

При повышении качества работы ЛС до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.

Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается: во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат);

во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу ПР.

Любая ЛС функционирует в условиях постоянных изменений как внешней среды (рынки, экономические условия, конкуренты, технологии и т.д.), так и внутри ЛС (сотрудники, цели деятельности, продукты, планы, процессы, затраты, заказчики, поставщики и т.д.). Изменения - это нормальная часть бизнеса, и если организация не будет на них адекватно реагировать, то неизбежно отстанет от более динамичных конкурентов. Неслучайно к трем важным качествам логистики относят отсутствие «жира» («тощая» логистика), интегрированность и динамизм. К сожалению, переход к новому способу организации работы зачастую сложен и может проходить несколько этапов:

  • 1. Отрицание сотрудниками необходимости перемен как таковых.
  • 2. Защита. Сотрудники оправдывают существующие подходы к решению проблем и критикуют предлагаемые новые.
  • 3. Начало перехода от старых способов к новым.
  • 4. Адаптация. Использование новых способов и признание их выгодности.
  • 5. Полная реализация предложенных усовершенствований и уверенность в их эффективности.

При внедрении логистического управления на предприятии возникают трудности, связанные с сопротивлением, как рядовых сотрудников функциональных подразделений, так и их руководителей. Развитие логистики на предприятии требует серьезного подхода к мотивации персонала. Мотивация является необходимым условием успешного формирования и развития ЛС. Большинство людей не любят изменений, т.к. для их осуществления требуются большие усилия, отказ от старых и привычных приемов; овладение новой квалификацией, изучение новых способов действий, отработка незнакомых ранее процедур, формирование новых отношений. Сотрудники функциональных подразделений сопротивляются изменениям, которые лишают их чувства собственной безопасности, например, когда они: не ориентируются в направленности изменений; вынуждены принимать риск на себя; опасаются оказаться в результате изменений ненужными;считают, что не справятся с новыми обязанностями; не способны и (или) не желают обучаться новым навыкам и новому поведению.

Если оператор нефтяных скважин может еще и водить автомобиль, можно сократить фонд оплаты труда на 17% в год.

Если продать свои комбайны и снегоуборщики и брать в краткосрочную аренду, экономия доходит до 44%. Это примеры оптимизации расходов на транспорт, которые дали нам герои этой статьи.

Вместе с героями мы нашли 8 способов сократить расходы на транспорт. Эти методы будут полезны компаниям, которые владеют транспортом, но не специализируются на грузоперевозках. Транспортным компаниям пригодятся другие инструменты и механизмы.

Структура расходов на транспорт

Основные статьи расходов на транспорт - топливо, ремонт и техобслуживание, мойка, страховка, транспортный налог, штрафы. В случае с корпоративным транспортом прибавляется фонд оплаты труда для водителей и ремонтников и расходы на подрядчиков.

Следить за всеми расходами на транспорт можно с помощью автоматизированных систем, например «Единого мониторинга». Сервис позволяет наблюдать за маршрутами и контролировать расход ГСМ, пробег, нарушения ПДД. Это поможет собственнику увидеть возможности для оптимизации и снижения затрат.

ГСМ -

Горюче-смазочные материалы

ГСМ -

Горюче-смазочные материалы

Перевести транспорт на аутсорсинг

Перенести на подрядчика все проблемы со штрафами, ремонтом и налогами - первый совет, который приходит в голову. По словам Анатолия Малышева из «ТаксовичкоФ», их клиентам аутсорсинг помогает сэкономить 15% средств компании.

Иногда рациональнее отдать функции на подряд частично: например, арендовать стандартные легковые и грузовые автомобили, а комбайны или снегоуборщики приобрести, чтобы в горячий сезон не сражаться с другими предприятиями за возможность аренды.

Для аутсорсинга не обязательно нанимать новую компанию: возможно, помогут деловые партнеры. Об этом рассказал Роман Алехин. Раньше транспортная компания привозила товар на склад его компании «Орто-доктор», а дальше они доставляли товар до каждой точки продаж своими силами. На переговорах представители «Орто-доктор» договорились с транспортной компанией о бесплатной доставке до каждой точки. В результате затраты на перевозки снизились на 20%.

Как проверить гипотезу. Посчитайте, сколько денег вы тратите на содержание транспорта и штата водителей. Разделите эту цифру на количество часов, в которые транспорт задействован в работе компании. Это стоимость одного часа использования собственного автопарка. Сравните с ценами транспортных компаний.

Средств компании может сэкономить аутсорсинг

В отчете можно увидеть, сколько часов за выбранный период автомобиль был в движении

Использовать газ вместо бензина

Газ в два раза дешевле бензина, и его невозможно слить. Поэтому если топливо расходуется слишком интенсивно, стоит задуматься о переоборудовании автомобилей на газ.

Надо учесть, что использование газа на спецтехнике - рискованное решение. Для легкового автомобиля существуют стандартные схемы установки и использования баллонов. Чтобы переоборудовать автокран, придется отдельно выяснять, как закрепить баллон, безопасно ли это и как скажется на работе.

Как проверить гипотезу. Сравните цены на переоборудование автомобилей на газ у нескольких подрядчиков. Убедитесь, что по маршрутам доступны АГЗС. Посчитайте, сколько вы тратите на бензин, сравните с ценой газа при той же интенсивности использования.

Нормы расхода топлива вы задаете сами

Сократить штат

Уменьшить штат сотрудников можно тремя способами: использовать аутстаффинг, переобучить водителей или передать обязанности сотрудникам, которые не связаны с транспортом. Варианты можно комбинировать.

Аутстаффинг - это работа с внештатным персоналом. Если вы арендуете автомобили вместе с водителями - это аутстаффинг. Если вы периодически берете водителя для спецтехники - это тоже способ аутстаффинга. Нанимать внештатных сотрудников полезно тем компаниям, которые используют транспорт редко или только в определенный сезон.

Переобучение персонала заключается в том, что сотрудники компании получают водительские права различных категорий. Например, в нефтегазовой компании сократили штат водителей, а оставшихся научили управлять несколькими видами транспорта. Теперь одни и те же сотрудники управляют легковыми, грузовыми автомобилями и спецтехникой.

Передать водительские обязанности другим сотрудникам - это решение, которым часто пользуются крупные торговые компании. От кандидатов на должности менеджеров по продажам или мерчендайзеров ожидают наличие водительских прав, а часто и собственного транспорта. Так компании экономят на оплате труда и содержании автомобилей.

О том, как внедряется этот метод в нефтегазовой компании, рассказал Кирилл Суетов. Чтобы осматривать и ремонтировать оборудование для скважин, сотрудники каждую неделю ездят по одним и тем же маршрутам. Раньше на осмотры ездили три оператора скважин и водитель. Теперь за рулем один из операторов. В автомобиле остаются два оператора скважин и оператор-водитель, который получает доплату за управление транспортным средством.

Как проверить гипотезу. Изучите штатное расписание водителей и посмотрите, какой водитель закреплен за каждой единицей транспорта. Затем вычислите, сколько часов в неделю, месяц или год это транспортное средство работает.

Штатное расписание: сравните с временем активного использования транспорта

Подобрать экономичный транспорт

В отношении легковых и грузовых автомобилей можно проверить, нет ли на рынке более экономичных вариантов транспорта. Например, в нефтегазовой компании поменяли внедорожники Suzuki, Toyota Highlander и Prado на компактные кроссоверы Renault Duster: они оказались экономичнее на 24%.

На 24%

Эту гипотезу в первую очередь стоит проверять для значительных объемов транспорта. Если у компании 2–3 автомобиля, расходы на продажу старых ТС, покупку новых, учет налогов, переустановку системы трекинга с большой вероятностью не окупятся.

Как проверить гипотезу. Посчитайте, во сколько обошлось содержание вашего автопарка в год за 2–4 последних года. Сравните с ценами на содержание других автомобилей с аналогичными характеристиками - эту информацию можно получить из открытых источников.

На 24%

Новые внедорожники оказались экономичнее

Контролировать работу СТО

Когда человек приезжает на СТО на собственном автомобиле, он дотошно расспрашивает о необходимости каждой процедуры и проверяет детали, чтобы не допустить лишних трат. Когда речь идет о корпоративном транспорте, сотрудник вряд ли станет защищать интересы компании перед автомехаником.

Как проверить гипотезу. Просите автомеханика сдавать замененные детали. Это дает гарантию, что ремонт провели, а не просто вписали в счет. Впоследствии детали можно сдать на металлолом.

Если вы заключили рамочный договор с СТО, пропишите гарантийные обязательства. Попросите бухгалтерию отслеживать гарантийные обязательства при последующих ремонтах.

Если в компании есть механик, он должен присутствовать на СТО во время ремонта. Если механика нет, можно привлечь независимого автоэксперта. Это дополнительные расходы, но эксперты говорят, что они чаще всего окупаются.

Попробуйте сами закупать запчасти и доставлять их на СТО. Если возможно, заключите договор на поставку с ценами ниже розничных.

Отказаться от каско

В нефтегазовой компании, где работает Кирилл Суетов, отказались от каско. Во-первых, автомобили в компании используют вдали от населенных пунктов, поэтому оперативно регистрировать страховые случаи сложно. Во-вторых, на местности нет встречного автомобильного потока и аварии маловероятны.

Как проверить гипотезу. Если вы уже оформили каско, посмотрите, как часто и для каких целей его использовали за последний год. Посчитайте рыночную стоимость аналогичных ремонтов. Сравните показатели. Возможно, получится безболезненно отказаться от страховки.

Если вы планируете оформить страховку, поговорите с 3–4 страховыми компаниями, поторгуйтесь и выберите лучшее предложение.

Купить заправочную станцию

«Это неожиданное решение, но оно позволило снизить цены на ГСМ и холостые пробеги даже в компании с 17 единицами транспорта», - рассказал Кирилл Суетов.

Модульную АЗС можно установить, если гараж расположен за городом. Цены на ГСМ снижаются примерно на 10% за счет оптовой закупки бензина. Кроме того, можно вернуть НДС на всю оптовую поставку.

На 10%

Дешевле покупать бензин оптом

Как проверить гипотезу. Сравните розничные и оптовые цены на бензин, найдите разницу в стоимости на 1–2 года. Посмотрите НДС на топливные расходы. Посчитайте, сколько стоит мобильная модульная АЗС, и определите срок окупаемости.

Поделиться: