Открытый урок " работа над техническим материалом в классе гитары". "работа над качеством звукоизвлечения на начальном этапе обучения в классе гитары"

Родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке с уч-ся 1-ого класса Катмаковой Анной.

Тема нашего урока «Развитие слуха и работа над песенками с инструментом».

Цель урока: добиться образного, выразительного исполнения.

Наш урок начинается с выполнения доигровых упражнений. Внимательно следите за тем, чтобы мышцы ученика не напрягались. Помните, обучение - только в радость. Если ребенок устал или ему не интересно, переключите внимание на другое занятие.

«Потягушки» Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять обе руки вверх, крепко сжать пальцы в кулаки. Немного подтянуться и бросить их вниз, совершенно расслабив. Пусть болтаются как плети, не останавливать их. Повторить упражнение несколько раз.

С первых занятий необходимо приучить ученика внимательно контролировать качество звука, т. е. ясно представлять его характеристики: громкость, длительность, штрихи. Для этого необходимо ставить ученику конкретные задачи при извлечении звука.

Способ звукоизвлечения апояндо надо организовать следующим образом:

Определить силу, с которой требуется извлечь предполагаемый звук, допустим это будет mf.

Играть ритмически организованно: вось-

мая-звучание, восьмая –пауза.

Темп - медленный, достаточный для осмысления исполнительской цепочки «слух-движение».На данном этапе научить ученика «поймать звук»,- не только слышать уходящий звук, но и бережно относиться к тишине, звучащему молчанию. Во времени это выглядит так: на «раз»-i извлекает звук, на «и» палец m «ловит» звук и «прячет его в тишину».А в техническом плане в это же время ученик приучается к первоначальному чередованию пальцев i, m.

Теперь остановимся на работе с песенками. К этому времени ученик уже отличает восьмые и четверти, высокие и низкие звуки. Песенки должны быть очень простыми. и сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог.

«Небо синее» (Небо синее, роща в инее, утро раннее всё румянее).

Песенка исполняется на открытой струне «соль»(приём вижу-слышу). Сначала лучше пропеть её со словами. Доступно рассказать о характере песенки. Играть мягко, спокойно, таинственно. Описать образно картину, зимнего утра, синего неба, рощи, инея. Разучить песенку голосом и со словами. Обращаем внимание на выразительное интонирование мелодии.

Как только ребёнок правильно споёт, приступаем к игре на инструменте. Вот здесь-то и начинает действовать единая система, где всё подчинено основной цели - образному, выразительному исполнению . Следует следить за посадкой и положением рук, за звукоизвлечением и мелодией, ритмом и движениями пальцев.

Качество и характер звука, соответствие образному содержанию песенки зависят от контакта пальца со струной. В этой песенке кончики пальцев i, m поочерёдно НЕЖНО нажимают на струну. После звукоизвлечения палец расслабляется.

Сопровождение педагога воедино связано с образом мелодии. Аккомпанемент обогащает мелодию и помогает создать образ песенки.

«Смелый пилот»

Заостряем внимание ученика на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущая песенка. Чтобы добиться необходимого характера звучания песенки, ученика следует научить извлекать звук более интенсивно, уверенно . Надо дать понять ученику, что если первая песенка исполнялась ласково, таинственно, то теперь надо играть энергично, чётко. Активный контакт пальца со струной.

Динамические оттенки при исполнение муз. произведенийий на начальном этапе являются одними из главных выразительных средств. Постепенное введение названий различных оттенков и использование их на инструменте, умелое понимание значения динамики при исполнении песенок помогает более ясно и конкретно выражать характер музыки, особенности её эмоционального и образного содержания.

Задачи перед учеником надо ставить чётко и понятно, а выполнение их обязательно доводить до конца. Ничто не играется просто так, мимоходом--- всё проходит через контроль слуха, ума и чувств.

Самостоятельно проработать над художественным образом заданной пьесы « Про Сашу».Повторить и закрепить полученные знания.

Знакомство с гитарным искусством

(план-конспект занятия)

В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка , которое способствует его творческой самореализации . Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания.

Особое место занимает гитара в досуге молодежи . Музыкальное творчество подростков - это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Умение исполнять песни под гитару всегда высоко ценилось в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл.

Цель: познакомить с основами мировой музыкальной культуры игры на гитаре.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с историей гитары, с испанской школой игры Маттео Каркасси;

познакомить с правилами посадки при игре, основными положениями рук и пальцев;

знакомство с культурой игры, соблюдением правил гигиены.

Развивающие:

формировать навыки тренировки рук и пальцев, выполнения упражнений;

способствовать развитию умений и навыков выразительной игры на шестиструнной гитаре.

Воспитательные:

расширить музыкальный кругозор;

воспитать сценическую культуру.

Материально-техническая база : гитары (для учащихся, у педагога - для показа), подставки для ноги, распечатанные тексты песен.

Ход занятия

Знакомство с музыкальным инструментом - гитарой шестиструнной.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с таким известным музыкальным инструментом, как шестиструнная гитара. Ответьте на вопрос: какие музыкальные инструменты родились в России?

Дети: балалайка, гусли, гармонь, ложки деревянные.

Педагог: Верно. А как вы думаете, в какой стране родилась гитара?

Дети: Испания, Италия.

Педагог: Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была завезена арабами. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Она получила название - испанская гитара . С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 - 1829), Ф. Карулли (1770 - 1841), М. Каркасси (1792 - 1853). Испанская школа - это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками. Совершенствуя технику игры, гитарист стремился развить, прежде всего, беглость. Именно эту цель ставит перед собой автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор. В каждой из этих тональностей он дает гамму; каденцию; прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило, Вальс, Аллегретто и Марш, реже Андантино и Анданте). Все эти пьесы весьма мелодичны, удобны для исполнения..Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется.

Составные части гитары.

Педагог: Основными частями является корпус, шейка с грифом, головка и струны. Гитара шестиструнная имеет две деки верхняя и нижняя, соединенными двумя стенками по бокам — обечайками. Верхняя деревянная дека — важный фактор, отвечающий за звучание инструмента. Немного выше самого центра верхней деки находиться круглое резонансное отверстие, обрамленное розеткой. Немного ниже находиться пластинка, называемая подставкой. Посредине ее возвышения, в котором находится прорезь устанавливается не большая по ширине прямоугольная костяная пластинка, называемая нижним порожком. Порожек нужен для фиксации струн приподнятыми над верхней декой, и передачи вибрации. Шейка гитары шестиструнной с грифом вклеена в верхнюю часть корпуса. В верхней части грифа расположен верхний порожек с прорезями, в котором располагаются струны. Конечной частью гитары шестиструнной является головка. В головке гитары имеется колковый механизм. Вращая их можно изменять натяжение струн, соответственно и звук. Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемые басовыми.

Посадка. Положение рук при игре.

Педагог: Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула.

Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для девушек).

При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе.

Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг - параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке. Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Культура игры (гигиена).

Практическая работа.

Выполнение упражнений на формирование навыков игры на гитаре.

Упражнение на правую руку - апояндо, тирандо;

Упражнение на левую руку;

Упражнения для левой и правой рук на координацию движений;

Упражнение на палец пульгар (р) - правая рука.

Роль аккомпанемента в гитарном искусстве.

Педагог: Аккомпанемент - музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Гитара, как аккомпанирующий инструмент, имеет большое значение. Так, например, гитара может сопровождать сольные, вокальные или инструментальные партии, быть фоном. Также важную роль гитарный аккомпанемент играет и в сплочении коллектива, семьи, когда исполняются песни под гитару вокруг костра, на даче, теплыми уютными домашними вечерами. Совместная творческая деятельность детей и родителей в этом плане способствует открытию таких способностей у учащихся, как создание собственных стихов, текстов песен и аккордов.

Практическая часть.

1) Показ, разучивание и исполнение произведения Булата Окуджавы «Пожелания друзьям»;

2) Пение под гитарный аккомпанемент произведения М. Дунаевского «Непогода»

Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы:

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: 2001.

В. Калинин. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Н.: 1998.

Ф. Ноуд. Шаг за шагом: Самоучитель игры на гитаре. - М.: 2004.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района

МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»

Преподаватель: Романова О.Н.

П. Красная пойма 2012 год

Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Урок включает:

Организационную и содержательную установку

Проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося

Взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

Закрепление изученного материала и упражнений

Диагностику прочности усвоения знаний

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид урока : традиционный

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.

Методы обучения :

1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы :

Словесный, наглядный, практический

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

Развитие мышления, творческой инициативы

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Задачи урока :

В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.

3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Средства обучения:

Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.

Применение педагогических технологий:

1.Здоровьесберегающая :

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2.Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».

Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

3.Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4.Технология формирования мотивации или игровая технология :

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Ход урока:

1)Организационный момент . Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.

2)Разминка. Упражнения «Шагающие пальчики» , направленные на свободу пальцев правой руки. (Следим за качеством звукоизвлечения и свободой пальцев правой руки).

Упражнение «Фокус-покус» (простучать ритмический рисунок стихотворения):

Фокус – покус, трали – вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш, кыш, кыш.

П П П П

1 1 2 2 1 1 3 3

П П П П

1 1 4 4 1 1 3 3

П П П |

1 1 2 2 1 1 3

П П П |

1 1 4 4 1 1 2

Закрепление навыка non legato на изучении гаммы фа мажор . Исполнение с опорой на первый звук, работа с динамикой.

Повторение гамм до мажор и ре мажор в подвижном темпе, с использованием динамических оттенков и различных ритмических рисунков (использование длительностей - четвертных и восьмых).

Л.Панайотов Этюд (ля минор).

3)Работа с музыкальным материалом с использование здоровьесберегающей технологией. Ученица исполняет выученные ранее пьесы.

Н.Поняев «Осень» (прослушивание, работа над образом, работа над динамикой), использование наглядного пособия (рисунок).

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» (работа над трудными местами).

Физ. разминка:

Упражнение для глаз - подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть.

Упражнение «Сороконожка» - сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится верху), поочередно переступать пальцами обеих рук по поверхности рук, проговаривая текст: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали».

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала

Обработка В.Калинина русская народная песня «Как при лужку»

(разбор нотного текста, просмотр отдельных партий – темы и аккомпанемента, проигрывание темы со словами песни, соединение 2-х партий).

5)Закрепление пройденного материала (ноты первой и второй октавы, выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (рисунки, ребусы).

6)Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

7)Домашнее задание, проставление оценки.


Открытый урок

на тему:

«Работа с начинающими в классе гитары»

Преподавателя высшей категории

МБОУ ДОД Локотская детская школа искусств

Сергея Васильевича Иванина

Локоть - 2012

Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи:

1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений

2 . Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.

3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.

4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Форма урока: Индивидуальная

Методы:

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: гитара, подставка под ногу, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.

План урока:

1. Организационный момент, вступительное слово (методическая справка).

2. Проверка домашнего задания.

Игра позиционных упражнений;

Игра гаммы С-dur с применением репетиции пальцев i-m, m-i;

Работа над этюдом;

Проигрывание ранее выученных пьес;

Проведение физкультминутки

3. Работа над новым приемом игры - двойное тирандо.

4. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока.

Методическая справка: первый урок в музыкальной школе является большим событием в жизни ребенка. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Необходимо ребенку освоится в новой для него обстановке. Для этого педагог должен расположить его к себе: поиграть на уроке знакомые мелодии, предложить спеть знакомую песню – это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Надо подготовить ученика к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд. Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие занятия значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе.

Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают его к выполнению технических задач. Особое внимание-посадка ученика, положение инструмента, постановка рук.

Игра гаммы С-dur приемом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m, m-i. Главная задача – точное чередование пальцев правой руки при движении вверх и вниз.

Развитие техники гитариста невозможно без работы над этюдами.

Калинин В. Этюд Е-dur. Работа над точностью аппликатуры левой руки, качеством звука в исполняемых аккордах.

Проигрывание ранее выученных пьес, указывая на недостатки и достоинства игры:

Красев М. «Елочка»

Калинин В. «Вальс»

Проведение физкультминутки:

«Паучок». Упражнение для разминки пальцев обеих рук.

«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.

Работа над новым приемом игры - двойное тирандо в пьесе В.Калинина «Полька». Для подготовки к ее исполнению играем упражнение на открытых струнах двойными нотами. Затем делаем разбор произведения: размер, тональность, ключевые знаки, нотный текст, ритмический рисунок и начинаем его исполнение.

Домашнее задание.

Продолжать работать над упражнениями, гаммой и этюдами. Повторять пьесы «Ёлочка», «Вальс» - для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.

«Полька» - отрабатывать новый прием, лучше ориентироваться в нотном тексте.

Анализ урока:

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

Четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;

Разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;

Создание образного ряда (сравнения, ассоциации);

Подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;

Слуховой контроль учащимся исполняемых произведений.

Поделиться: