Открытый урок в дши в старшем хоре. Открытый урок по хору с младшей группой на тему: «начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

МОУ ДОД "Центральная детская музыкальная школа №1", г. Кемерово

Разработка открытого урока с хором мальчиков

Пояснительная записка к открытому уроку на тему: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

…«Хор мальчиков - это специфический творческий организм, очень сложный, что требует от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе ».

(Г. Струве)

Очень важен начальный этап приобщения мальчиков к хору. Для девочек пение является естественным, «женским» занятием, они очень охотно посещают уроки хора. Мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением, они больше, чем девочки, увлекаются играми, спортом, а также техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированы, более возбудимы, поэтому во время репетиций постоянно удерживать их внимание довольно трудно, а потребность постоянно двигаться толкает юных хористов на нарушение дисциплины. Используя на уроке двигательные приемы, такие как: артикуляционная разминка, игра «Лучший дирижер», исполнение произведений с изобразительными движениями, преподаватель дает возможность мальчикам всю их подвижность и неусидчивость направить на освоение музыкального материала.

Главную роль на начальном этапе обучения вокально-хоровым навыкам играет репертуар. Спортивные, игровые, военные песни трогают души мальчишек, что вызывает живое, выразительное исполнение произведений. Например, такая деталь исполнения, как футбольный свисток (песня «Необыкновенный футбол»), помогает преподавателю сосредоточить внимание хористов на изучаемом материале и закрепить его. Разучивание произведения с помощью определенных движений (маршировать как футболисты, изображать руками движение поезда или крылья самолета и т. д.) хорошо развивает музыкальную память, способствует поддержанию интереса к хоровому пению. А когда есть интерес - приобретается привычка к занятиям.

Научившись трудиться и получать от этого удовлетворение, мальчишки с огромной преданностью относятся к своему хору. Так решается проблема посещаемости занятий.

Умелое использование психологических и физических особенностей участников такого своеобразного коллектива, как хор мальчиков, при всей сложности работы с ними, приносит превосходные результаты. Специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора.

Открытый урок по хору преподавателя МОУДОД «ЦДМШ №1»

Тема урока: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

Тип урока : Комбинированный урок, включающий: изучение нового материала, закрепление знаний, обобщение.

Цель : На примере артикуляционных упражнений, распевания и работы над музыкальными произведениями показать приемы вокально-хоровой работы с мальчиками 1-2 классов.

Задачи :

Образовательные:

Разучить новое произведение, используя специальные приемы;

Закрепить пройденный материал;

Отработать исполнение песни с движениями.

Развивающие:

Формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция;

Развивать потребность в творческом самовыражении.

Форма работы : Групповая.

Методы обучения :

2.Практический

3.Объяснение

4.Упражнения

6.Соревнование

Структура урока :

1.Организационный момент

2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика

3.Распевание

5.Подведение итогов

6. Домашнее задание.

Этапы урока

Действия учителя и учащихся

Вопросы учителя, возможные ответы учащихся

Время

1. Организационный момент

1.1.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы покажем приемы вокально-хоровой работы: как разучиваем новую песню, как делаем интересным исполнение уже выученного произведения. Начнем урок как обычно – с разминки.

Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению).

Какое первое упражнение? (для губ).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2.1.Упражнения на артикуляцию:

Губы: «трубочка-ниточка» (вытягивать вперед и растягивать в стороны, рот закрыт);

Язык: щелкать языком, «часики» (по очереди толкать языком щеки);

Щеки: надуть по очереди и одновременно втянуть;

Для мышц нижней челюсти: открыть широко рот - считать про себя до пяти - закрыть;

То же упражнение, но надавливать снизу кулаком, добавляя нагрузку на челюсть;

2.2.Упражнения на развитие певческого дыхания:

- «ежики» - придумать имена, которые начинаются с глухих согласных, произносить шепотом, с силой выпуская воздух;

- «Шмель» - набрать воздух в два этапа, задержать на 3 сек., выпускать медленно на звук «з». Учитель ведет счёт.

Какие мышцы мы тренировали? (лица, рта).

Как называется работа этих мышц? (артикуляция).

А что такое дикция? (правильное, четкое произношение).

Какие мышцы тренируем на дыхательных упражнениях? (губ, живота).

3. Распевание

3.1.Упражнения на развитие диапазона и высокой певческой позиции: - -«Автомобиль» - бурчание по мажорному звукоряду вверх-вниз в пределах ч.5, двигаться по м.2 вверх до предела. (См. приложение).

-«Поезд» - на гласный «у» петь б.2, нон легато , начать медленно, постепенно ускоряя. (См. приложение).

3.2.Упражнения на развитие ладового слуха, штрихов звуковедения:

Пение мажорных гамм - вверх штрихом легато, вниз стаккато.(См. приложение).

3.1.-Каждый себе представил автомобиль, на котором поедет. (феррари, форд, хонда и т. д.).

Представляем, что поезд отходит от станции и набирает ход.

3.2.- Что такое легато и стаккато?

Какие знаки в тональностях ре, фа мажор?

4.Работа над музыкальными произведениями

4.1.Произведение для разучивания: «Необыкновенный футбол», муз. и сл. И. Резниковой.

а) показ произведения учителем, беседа о содержании;

б) конкурс на запоминание слов первого куплета; (кто первым запомнит слова после пропевания учителем 2-4 строк);

в) повтор слов всей группой;

г) прием «эхо» (учитель поет фразу – дети её повторяют);

д) прохлопывание ритма; е) пение по руке; ж) заключительное пропевание первого куплета.

4.2. «Мы играли в паповоз»,

сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина.

а) Проговорить слова 1-го куплета;

б) Вспомнить, на какие слова выполняются движения;

с) Пропеть с движениями, добиваясь синхронного исполнения.

д) Выполнить те же задания в каждом куплете.

е) Исполнить произведение с начала до конца. Прием игры, выбор лучшего дирижера.

4.1. Придумайте название песни; помните, что оно должно быть кратким и отражать содержание произведения.

Кто главные герои? (мышата и котята).

Каков характер песни? (веселый, шуточный).

4.2.-Давайте вспомним слова и движения, которые мы придумали.

(чтобы песня стала ярче, интереснее, понравилась слушателям).

Давайте выберем лучшего дирижера. Приглашаю для исполнения трех участников (каждый по куплету).

5.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы разучили новую песню; показали приемы, которыми мы пользуемся в работе над произведениями:«эхо»,простукивание ритма, пение по руке, исполнение с движениями, конкурс дирижеров. Все получают оценку «пять».

6.Домашнее задание

Нарисовать рисунок к песне «Необыкновенный футбол».

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;
  • овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к хоровому пению;
  • развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к хоровому искусству;
  • воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
  • воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Характеристика класса: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

Итак, вы готовы к работе?

Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II. Разминка

В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).

А теперь «подпитаем» мозг кислородом.

(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой). (Приложение 2).

Повторение правил пения сидя и стоя:

  • при пении поза должна быть неподвижной;
  • правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
  • тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
  • вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
  • нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
  • нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

(Учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует).

Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!

IV . Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания

А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 4). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.

(Веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный)

Размер (2/4)

Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur))

Темп (быстрый)

Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой)

Штрихи (нон легато (non legato))

Форма (сложная трехчастная со вступлением)

Строение I части (период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием)

Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон)

Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части.

В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах)

А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.

(Работа в парах, оценивание товарища)

V . Сообщение темы урока

Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель»

Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)

VI . Разучивание I части песни «Журавель»

Разбор этого произведения мы начнем с I части.

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование)

  • Разучивание всем хором партии альтов (A)
  • Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II)
  • Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I)

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий)

  • Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе)
  • Каждая партия исполняет свою строчку

Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?

(Анализ выполненной работы)

VII . Итог

Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.

VIII. Рефлексия.

Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).

Как вы физически чувствуете себя?

  • Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
  • Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
  • Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)

Что можете сказать об уроке:

  • Мне было легко и интересно (красный квадрат)
  • Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
  • Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  • 5 (красный квадрат)
  • 4 (синий квадрат)
  • 3 (черный квадрат)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

IХ. Домашнее задание

Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.

Список литературы

  1. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/
  2. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

Открытый урок в старшем хоре МБУ ДО «ДШИ №1 им. Т.П.Николаевой».

Преподаватель: Фетисова Наталья Викторовна

Тема урока: Вокально-хоровая работа в 2х и 3х голосных произведениях.

Тип урока : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: практическое занятие.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Цель урока: Формирование обще-учебных умений и навыков восприятия и воплощения образного содержания музыкального произведения.

Задачи урока.

Обучающие:
1.Отталкиваясь от образа музыкального произведения, учиться грамотно исполнять элементы многоголосия в хоре, владеть кантиленным звуком, добиваться чистоты интонации и разнообразия динамики.
2.Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

3.Выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Развивающие:

1.Совершенствовать и развивать вокально-хоровые навыки.

2.Продолжать развивать гармонически слух;

3.Развивать музыкальную восприимчивость, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

4.Расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости учащихся.
2.Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребность общения с музыкой.
3.Продолжить работу по воспитанию положительных личностных качеств: ответственности, уважения и доброго отношения к окружающим, через содержание музыкального произведения.

4.Воспитывать любовь к хоровому искусству;
5.Воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Методы.

Работа над репертуаром: повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей произведения; сравнения; вариативность; критика-самокритика; оценивания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями.

Я предлагаю сделать это необычно – в виде музыкальной импровизации. Каждый споёт своё короткое приветствие.

Итак, вы готовы к работе?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II . Подготовка певческого аппарата к работе.

Задача упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
при пении поза должна быть неподвижной;
тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения на дыхание, дикцию, распеваются, педагог аккомпанирует.

III . Вокально - интонационная работа над произведениями:

Гречанинов «Козёл Васька», Рахманинов «Ночка», «Сосна», Славкин «Чудеса приходят на рассвете».

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля.

    Работа с каждой партией отдельно. Выстраивание унисона.

    Работа над гармоническим строем во всём хоре.

    Работа над динамикой и дикцией произведения.

    Работа над воплощением художественного замысла произведений.

Заключение: урок построен грамотно, профессионально (с учетом возможностей хористов). С поставленными целями и задачами учащиеся справились.

Литература:

1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/

3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

4.Соколов В. Школа хорового пения [Текст]: – М.: Изд. «Музыка», 1978. – 166 с.

5. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка»
1965г. Статьи: Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре «ДШИ»

Поварницына Елена Юрьевна, преподаватель,МУ ДО «ДШИ» пгт.Междуреченский в филиал пгт.Мортка.

Открытый урок по хору

Тема урока: «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре ДМШ»
Цель: Способствовать решению дикционных проблем на разных этапах урока у учащихся в младшем хоре».
Задачи:
1. Работа над четким произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие моторики, координация через музыкально-слуховые представления.
3. Воспитание речевой культуры.

Ход урока
Этапы урока:
1. Приветствие
2. Распевание (подготовка артикуляционного аппарата)
3. Упражнения
4. Скороговорки
5. Работа над произведениями
6. Подведение итогов (домашнее задание)

Последовательность предлагаемых заданий:
Урок начинается с приветствия. Для этого педагог дает тон в до мажоре и пропевает по Т53 сверху вниз(здравствуйте все) ,затем ребята отвечают (здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте)Т53-Т6-Т53(сверху вниз)для этого нужно исключить вторую повторяющую «в» и спеть здраствуйте. Все внимание переносится на гласные «а» и «у» петь на легато, аккуратно спеть слог «те» опираясь на гласную «е», тем самым думая про «э»
:Далее педагог предлагает распеться:
1. Пение в унисон (все вместе как один) закрытым ртом, на одной ноте, удобной для всего хора, на слог «м», удерживая звучание на слог «м» переходим к «ма»(по полутонам) , чередование слога «м» в 1 октаве на звуки соль-ля.
2. Пение на одном звуке ми-ме-ма-мо-му постепенно поднимаясь вверх по полутонам, далее упражнения на слог «ми-и-и-я» , упражнения исполняемые на легато»мягкие губы не совсем плотно сомкнуты,это упражнение поется ровно без толчков.Согласная «м» активизирует работу губ.
«да-де-ди-до-ду»,упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата поют на слоги «зи-зи-зи», «ле-ле-ле» исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать четкую дикцию.
Пение упражнений на слоги «тря-ля-ля», далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы(поступенное движение вверх и вниз) исполняют по руке дирижера. Гаммы подразделяются на три вида: стакатто, легатто,моркатто.(штрихи) педагог объясняет, что есть такая сказка Буратино,в ней главные персонажи: Мальвина, Буратоно, Карабас-Барабас. Мальвина-поем на легато-плавно,протяжно, Буратино- стакатто, как и сам герой, отрывисто,Карабас-Барабас - подчеркивая каждый звук-ходит он тяжелым,важным шагом.
3.Пение на гласные и согласные . За основу берется знакомая ребятам песенка например «В лесу родилась елочка»
а.фразу поем на слоги «па» «ра»
б.фразу поем на «пу» «ру»
в.фразу поем на «пы» «зы»
г. фразу поем на «но» «зо»
Слушая друг друга петь в одной манере, стараясь близко приближать согласные звуки к гласным.
4.Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Как на горке на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка,два Егорка, три Егорка…….и т.д.»
«Барашеньки- крутороженьки по горам ходят по лесам бродят в скрипочку играют Ваню потешают»(пропеть на одной ноте)
«Робин-Бобин барабек скушал сорок человек и корову и быка и смешного мясника»-пропевается с удвоением ступеней.
«Бык тупогуб тупогубенький бычок» поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения.слог «ра» не выстреливая, произносить твердыми губами при активной работе языка. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца.
5.Работа над произведениями.
«Матерям погибших героев» муз.Г.Струве, сл.Л.Конрашенко
Сама по себе грустная, но мужественная песня требует душевного, проникновенного исполнения, каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя.
Работа над песней строится в следующем порядке:
а)Как горько-смотреть текст из песни(столкновение двух согласных глухой «к» с небной «г»)то таким образом стремление согласных внутри слова к последующей гласной (о)(И видеть там)-текст песни,кончик языка упирается к небу.Шумят-текст стремление к «у» «я»
б)припев: «считайте нас своими сыновьями» -текст из произведения, сочетание «сч» уподобляются долгому «щ» тоесть поется как щщитайте. в)Согласные в этом произведении требуют повышенную активность произношения.
г) прибирать окончания петь легче, стремление к верху, а не к низу, сохраняя при этом позицию «Потеря-ЛИ» не бросать, а допеть опираясь при этом на слог с сонорной гласной «ря»
д) Не садиться на «ы» в слове «головы» а мыслить ее как «и»
Виды работы:
-Исполнить произведение в характере
-Идет работа над анализом текста
-Добиться от хора хорошей техники произношения слов отталкиваясь от того что дикция-это средство выразительности.
-Найти более важные по смыслу слова текста совпадающие с кульминациями музыкальных фраз.
-спеть один куплет закрытым ртом на «м» при этом запомнить состояние маски и спеть в этой же позиции только уже с текстом.
Работа над вторым знакомым ребятам произведением
«Все знать» музыка и слова Е.Филлиповой(весело, подвижно, напевно).
а) открытый «белый звук» устраняется при пении гласных «о» «у» опираясь на главные слова «видим мы вокруг-сам слог «во» петь как «ва» а окончания прибирать(за счет нюансов диминуэндо) следить за гласными в песне-протягивать, окончания легче.
Виды работы на уроке:
-Спеть произведение в характере
-Проанализировать текст
-Найти сложные слова в тексте
-Главные слова выделить и в пении
-Разделиться и петь по одному человеку по две строчки, а припев все вместе.

Список литературы:
1.Багадуров В «Вокальное воспитание детей». М.,Музыка, 1952
2.Блинова М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М.,Л., Просвещения, 1964
3.Венгрус Л.А. «Пение и фундамент музыкальности» .Великий Новгород.2000
4.Венгрус Л.А «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.,Музыка,2000
5.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирование певческого голосообразования: «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск.Наука.Сиб.отделение.1991
6.Емельянов В.В «Развитие голоса.Координация и тренаж» СПб.Лань. 1997
7.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л.Сов.композитор.1967
8.Огородное Д.Е. «Музыкально-певчсеское воспитание детей в общеобразовательное школе».Киев.Музычна.Украина.1988
9.Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим сробой» Свердловск.1981
10.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.16.М.,Музыка.1985
11.Струве Г.А. «Школьный хор».М.Музыка.1981
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».М.Прометей.1992
13.Тавлина В.К. «Вокально-хоровая работа» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.15.М.,Музыка.1982.

МБОУ ДОД «ДШИ»

ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХОРУ С МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ НА ТЕМУ:

Преподавателя

Коваленко Тамары Сергеевны

Февраль 2015

Тема урока:

Задачи :

Образовательные:

Продолжать формировать вокально –хоровые навыки;

Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; - вырабатывать умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

Формировать навыки пения (a cappella);

Прививать навыки певческого дыхания, правильно дышать во время пения.

Развивающие:

Закреплять навык сольфеджирования по партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения;

Продолжать развивать гармонический слух;

Развивать умение слышать и слушать (музыкальная восприимчивость)

Расширять музыкальный кругозор посредством репертуара.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

Воспитывать любовь к музыке, потребность общаться с искусством;

Воспитывать желание исполнять песню в самостоятельной деятельности.

Оборудование : фортепиано, доска с написанной партитурой песни «Где ты был так долго?», ноты, партитуры для обучающихся с элементами двухголосия, ноты упражнений, попевок. Крупным текстом, яркими цветами выписаны слова: партитура, артикуляция, мажор, минор, кульминация, интервал терция, вокальная миниатюра, диалог. Изображение на листе кифары и название «кифара». .

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Древние греки сложили миф о певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он играл на кифаре и пел под мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, далёкие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, заворожённые его музыкой.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться красиво петь.

Обратить внимание детей на изображение инструмента «Кифара» и написание его названия.

2.Актуализация опорных знаний:

а) Правильная вокально-певческая постановка корпуса во время пения (плечи опущены, спина прямая, не поднимать подбородок). Для нахождения этого ощущения надо- взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову. Затем сесть прямо и руки положить на колени.

3.Распевание:

Разминка:

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей. Повторить значение слова артикуляция и прочитать всем вместе слово на доске.

Артикуляционная гимнастика (по В.В.Емельянову).

а) Покусать кончик языка. (Повторить упражнение 4-8 раз)

б) «Шинковать» язык- т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. (4-8 раз)

в) Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык.

г) Пощёлкайте языком, меняя размеры рта.

д) «Иголочка» - протыкайте языком поочерёдно левую и правую щёку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

е) «Щёточка» - круговыми движениями языка то влево, то вправо, проведите между дёснами и губами- как бы чистим язык.

ж) Покусываем поочерёдно, верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

Дикционная речевая разминка. Пение скороговорок:

Баран-буян залез в бурьян;

Хороши в дорожку пирожки с картошкой;

Стоит лодырь у ворот-

широко разинув рот,

и никто не разберёт,

где ворота, а где рот.

Цель: активизировать диафрагму

1.Руки поднять вверх, сжимаем кулачки, вдыхаем через рот.

2.Небольшой наклон вперёд-в течении15 сек. набираем дыхание (вдыхаем аромат прекрасного цветка), выпрямляемся, задерживаем. На звук с- выдыхаем постепенно.

3.Распевание:

Распевка «Здравствуйте, ребята!»

Задачи распевки: добиться чёткого произношения согласной «Р», пропевания гласных.

Распевки «Скок, скок», «Уж как шла лиса по тропке», «Весёлые гласные».

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

Упражнение «Чайка» (немой звук).

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

Распевка «Такси» (инсценирование распевки) Определить образ каждого героя распевки, исполнить распевку с использованием актёрского мастерства. Исполнить в разных темпах, с разным эмоциональным настроем.

Распевка «Во поле берёза стояла» (a cappella)

Задачи распевки: петь не крикливо, на хорошей опоре, активно. На высоких звуках –остановиться, отработать круглый звук, активное дыхание, окончание фраз, унисон. Далее- исполняем каноном: петь медленно, по руке, выстраивая интонацию голосов.

Работа над песнями

Начальный этап работы над латышской народной песней «Где ты был так долго?» (с элементами двухголосия);

1 .Показ песни «Где ты был так долго?» Под аккомпанемент преподаватель исполняет всю песню вместе с обучающейся из концертного хора (второй голос)

2.Анализ песни:

Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Какое настроение песни? Какой характер музыки?

О чём поётся в песне? Можно сказать, что эта песня шуточная?

Что означают слова: мельница, мука, рожок, бородка?

Куда движется мелодия в фразе: «Где ты был так долго, козлик мой серый?»

В каком регистре звучит аккомпанемент? Как вы думаете, он точно повторяет мелодию или поддерживает пение?

Можно сказать, что это песня-игра, песня-диалог? Что такое диалог?

3. Обучающиеся делятся на две группы(произвольно).

На доске написана партитура песни «Где ты был так долго?»

Повторное исполнение первого куплета песни. Дети следят по партитуре за движением мелодии.

На предыдущих уроках мы пели песни по слуху, а сегодня будем учиться петь по нотам, так, как вы поёте на уроках сольфеджио, значит, будем сольфеджировать. Но не всю песню, а там- где появляется двухголосие.

Все вместе проговаривают слова первого куплета, очень четко и внятно.

Раздаются нотные листы, где выписаны три последних такта песни. Обратить внимание: там, где штили нот написаны вверх- это партия верхнего голоса, первой группы. Назовем её «группой козликов». А там, где ноты написаны штилями вниз-это партия нижнего голоса. Назовём его группой «милый дружок».

Спеть тоническое трезвучие с ручными знаками от пятой ступени.

Цель: настройка гармонического слуха.

Определить: мажор или минор? (закрепление понятия)

Спеть минорное трезвучие, чтоб дети почувствовали контраст.

Работа над первой фразой.

Поставить перед учащимися задание с целью: выучить грамотно и правильно.

а) спеть «про себя» вместе с преподавателем;

б) ещё раз спеть первую фразу, показывая движение мелодии рукой.

в) Ещё раз спеть первую фразу и показать движение мелодии по партитуре на доске.

г) далее продолжить работу по фразам. Добиваться логического развития музыкальной фразы, протягивать гласные звуки, пропевать слоги. Удлиняя звучание гласных звуков, мы слушаем, как льется голос, учимся пению.

(по ступенькам вниз. Это ноты-ре, до, си).

Сравнить: Чем отличается пение на словах: ой, ой, ой от пения на словах: мой дружок.

(мелодия не меняется, а слова другие)

Поем трезвучие: преподаватель ноту –соль, «группа козликов» -си, «группа милый дружок» -ре.Рукой показывает вступление каждой группе.

Поём поочерёдно, накладывая звуки один на другой и слушаем каждый себя и другого. Чтобы лучше себя услышать, обучающимся предлагается прикрыть одно ушко ладошкой. Мы спели тоническое трезвучие. Но если я сейчас не стану петь ноту соль, то получится первый слог вашего двухголосного пения. Обе группы выстраивают поочерёдно первый интервал м3, называя нотами, очень медленно пропевая весь такт, показывая ручными знаками ладовой сольмизации.

Обратить внимание на написание слов на доске: интервал терция.

Добившись звучания с названием нот, ещё раз показать двухголосно как звучит со словами. Пробовать спеть с текстом. А потом - весь куплет.

На последующих уроках продолжим учить эту песенку. Вам будет дано ещё одно задание к этой песне.

1. Соблюдение воздушного режима (проветрить класс).

2. Физминутка. Предлагаю выйти на середину зала и стать в круг. Повторяйте за мной движения и пойте. Поем песенку «Буги-вуги».

3. Сброс усталости: вокальный зевок (используется по мере утомляемости детей)

Орг. момент для дальнейшей работы:

Все сели на свои места. Сделали вдох, задержали дыхание и очень медленно выдохнули на звук «С» по счёту до 10.

Продолжение работы над песней «Расскажи, мотылёк» муз. А. Аренского

1. Проверка домашнего задания (выборочно 2-ух обучающихся. Пение 1 куплета песни «Расскажи, мотылёк»)

2. Беседа о песне:

(дети рассказывают о чем эта песня, о ее настроении и характере)

Песня о мотыльке написана с любовью, нежностью. Она ласковая, приветливая. Прислушайтесь к музыке и словам песни. В первой ее части музыка спокойная, нежная: мотылька ласково расспрашивают о том, как он живёт. (Преподаватель поет начало песни.)

Во второй части песни мотылёк рассказывает о себе. Музыка сначала звучит спокойно и напевно: «Я живу средь лугов» (исполняет фрагмент). Но потом, когда мотылёк говорит о том, что жизнь его совсем короткая, что живёт он всего один день, музыка становится грустной, печальной, жалобной (Исполняет фрагмент).

В конце песни мотылёк просит не обижать его, не трогать. Музыка, как и в начале песни, становится ласковой, доброй, нежной. (На последующих занятиях дети могут петь эту песню: начало все вместе, а ответ мотылька - один ребёнок-солист)

Чей это композитор? А кто сочинил стихи?

Какого характера эта песня? Какое настроение?

Песня о бабочке. Значит характер лёгкий, воздушный, вдох тоже должен быть лёгким. Звук должен быть коротким, округлым.

3.Исполняем песню с текстом и аккомпанементом.

а) отрабатываем интонацию на скачках, а также обращаем внимание на исполнение фраз на одном дыхании. Окончание на длинной ноте исполняем высоко, направляя вверх и «круглым» звуком.

б) 3 и 5 цифры исполняем сольфеджио. Поработать над длинным дыханием, над интонацией на полутонах и скачках.

г) продолжить работу над образом. Это вокальная миниатюра. Она контрастна по характеру. Это диалог человека и мотылька. Резкая смена динамики и ещё ярче темпа дают возможность передать лёгкость мотылька.

д)в итоге спеть песню целиком с аккомпанементом, выразительно, с динамическими нюансами, чтобы у детей остался целостный образ.

а) ярко, сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;

б) определить кульминацию песни.

Подведение итогов.

Домашнее задание: продумать, как можно разнообразить исполнение песни «Где ты был так долго?» и нарисовать к ней рисунки, иллюстрации с целью более образного исполнения.

Поделиться: