Приказ должностные инструкции медицинских работников. Типовая должностная инструкция медицинского работника, который проводит ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителе

Образец бланка (пример шаблона) инструкции:

Типовая должностная инструкция
медицинского работника, который проводит ежесменные предрейсовые
и послерейсовые медицинские осмотры водителей

1. Общая часть

1.1. Медицинский работник относится к категории специалистов предприятия, принимается на работу и освобождается от должности директором предприятия.

1.2. Основными задачами медицинского работника является проведение медосмотра водителей перед выездом на линию и определения пригодности к управлению транспортным средством, проведение медосмотра других работников по направлению администрации.

1.3. Медицинский работник подчинен руководству предприятия, учреждения, организации, инженеру по охране труда. Должен иметь связи с главой медицинской комиссии территориального медицинского учреждения.

1.4. В своей деятельности медицинский работник руководствуется: действующим законодательством Украины в сфере здравоохранения, уставом предприятия, приказами (указаниями) руководства предприятия, нормативно-методическими материалами по проведению медицинских осмотров водителей и других работников предприятия, настоящей должностной инструкцией.

1.5. На должность медицинского работника, который проводит ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей назначается медработник (медсестра, фельдшер, врач), который прошел обучение методам их проведения в Украинском медицинском центре безопасности дорожного движения ГП "ЦИТ" и его филиалах в соответствии с Порядком обучения медицинских работников методам проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и получил соответствующее свидетельство на право их проведения и намерений штамп.

1.6. Медицинский работник должен обладать навыками проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей перед выездом на линию и возвращении в гараж, оказания первой и неотложной медицинской помощи, проведения медосмотров других работников предприятия в случае такой необходимости, знать антиалкогольное законодательство для возможности его разъяснения работникам предприятия.

2. Задачи и обязанности

2.1. На медицинского работника возлагаются следующее:

Проведение предрейсового и послерейсовых медицинских осмотров водителей, который заключается в:

Сбор анамнеза

Определение частоты пульса, температуры тела, артериального давления

В случае необходимости постановка пробы на алкоголь

Формирование заключения о пригодности водителя к управлению транспортным средством;

Проведение медицинского осмотра других работников предприятия по направлению администрации;

Контроль за состоянием здоровья водителей и своевременным прохождением ими периодических медосмотров, соблюдением водителями режима труда и отдыха;

Предоставление амбулаторной первой и неотложной медицинской помощи работникам предприятия и водителям;

Обучение водителей методам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

Проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни;

Контроль за пополнением медицинских аптечек на предприятии и транспортных средствах предприятия, и пополнением медикаментов, у которых заканчивается срок годности;

Проведение разъяснительной работы в коллективе по антиалкогольному и антинаркотическом законодательству;

Укомплектования на рабочем месте шкафчики и сумки для неотложной медицинской помощи.

3.Функциональни права:

3.1. Медицинский работник имеет право:

Требовать от водителей прохождения предрейсового и послерейсовых медосмотров;

Осуществление медосмотров других работников по направлению администрации;

Докладывать руководству предприятия о выявленном ухудшение состояния здоровья или усталости водителя или иного работника;

Докладывать руководству предприятия о выявленных признаки наличия алкоголя в организме работников предприятия или о выявленных токсического и наркотического воздействия на них;

Принимать решения в пределах своей компетенции;

Составлять соответствующий вывод о непригодности к управлению определенного водителя;

Получать от должностных лиц предприятия документы, справки и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Несет ответственность

За качество проведения предрейсового и послерейсового медосмотров водителей;

Своевременное выполнение мероприятий по профилактической работе;

Соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности;

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины;

Точное и своевременное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;

И в установленных законом случаях материальную ответственность за выполнение своих должностных обязанностей.


Нравится? Лайкни!

Многие работодатели не придают особого значения должностной инструкции, считая, что раз в Трудовом кодексе (как, впрочем, и в иных нормативных актах) практически нет требований о ее наличии, то данный документ необязателен. Действительно, по общему правилу трудовая функция работника указывается в трудовом договоре. Однако если достаточно подробно прописать обязанности работника в трудовом договоре, то он значительно увеличится в объеме. Поэтому основная масса специалистов в области трудового права рекомендуют расписывать функции работника именно в должностной инструкции (в отдельном документе). О том, как ее составить, на что обратить внимание и какие особенности учесть при составлении должностной инструкции для медицинских работников, расскажем в статье.

Что такое должностная инструкция и зачем она нужна?

Трудовой кодекс не дает определения должностной инструкции. Словари определяют ее как документ, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия его эффективной работы.

Должностные инструкции могут быть типовыми и конкретными. Типовые инструкции разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений (например, Приказом Росархива от 07.10.1998 № 65 утверждены типовые должностные инструкции работников федеральных государственных архивов, а Приказом Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 № 645 - работников музеев), а на их основе разрабатываются конкретные должностные инструкции.

Отметим, что должностная инструкция составляется не для конкретного человека, а для должности, поэтому инструкции разрабатываются практически для всех имеющихся в штатном расписании должностей, за исключением руководителей (хотя для них тоже можно составить инструкцию), так как необходимый уровень образования и квалификации для занятия руководящей должности, их полномочия, круг решаемых вопросов, а также ответственность прописаны в уставах или положениях, трудовых договорах.

Для чего нужна должностная инструкция? Ответов на данный вопрос очень много. Во-первых, именно этот документ определяет требования для занятия определенной должности (уровень образования, стаж работы и пр.). Следовательно, при отсутствии таковых работодатель сможет обоснованно отказать в приеме на работу.

Во-вторых, должностная инструкция поможет при определении размера оплаты труда. Поясним сказанное. Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается . На этот момент обращено внимание и в Единых рекомендациях . Более того, в Распоряжении от 26.11.2012 № 2190-р Правительство РФ указало, что системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности.

Для этого как раз и пригодится должностная инструкция, ведь именно из нее становится ясно, у кого из работников более сложный трудовой процесс, к кому предъявляются более высокие требования и у кого больше нагрузки.

В-третьих, данный документ позволит обосновать увольнение медработника, не справляющегося со своими обязанностями. Например, медицинская сестра ГБУ «Кызылский дом-интернат для престарелых и инвалидов» была уволена за неоднократное неисполнение своих должностных обязанностей. При рассмотрении спора о восстановлении в прежней должности суд установил, что согласно п. 2.8 должностной инструкции она была обязана соблюдать контроль за санобработкой больных, осуществлять плановое наблюдение, организацию ухода за лежачими и тяжелобольными, профилактику пролежней, наблюдать за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной обеспечиваемых. Однако, как было установлено судом, медсестра С. во время своего ночного дежурства не проводила профилактику пролежней у обеспечиваемых, за что неоднократно подвергалась дисциплинарной ответственности. Поэтому увольнение за неисполнение ею должностных обязанностей было признано законным (Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 11.07.2012 по делу № 364/2012 ).

Можно назвать еще несколько причин, зачем нужны должностные инструкции. Скажем лишь об одной. Должностная инструкция поможет снизить налоговые риски по налогу на прибыль (поможет обосновать затраты учреждения в случае привлечения сторонних специалистов при включении этих расходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль). Так, при проверке организации налоговым органом ей был доначислен налог на прибыль и к ней были применены штрафные санкции за включение в себестоимость затрат по консультационным и информационным услугам. Однако суд, изучив материалы дела, должностные инструкции и перечни оказанных услуг, пришел к выводу, что содержание функций сотрудников, состоящих в штате предприятия, несколько иное, чем содержание услуг, оказанных консультационной фирмой. Оказанные услуги носят рекомендательный, консультационный и информационный характер, а должностные инструкции обязывают совершать конкретные действия. Поэтому организация правомерно отнесла затраты на оказание консультационных и информационных услуг на себестоимость, а налоговый орган необоснованно доначислил дополнительные платежи по налогу на прибыль и суммы пеней (Постановление ФАС ЗСО от 28.02.2005 № Ф04-654/2005(8619-А27-37 ).

Чем руководствоваться при разработке инструкций?

При разработке инструкций руководствуются локальными нормативными актами, нормативными актами Минздрава и, конечно же, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (в частности, его разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н (далее - Приказ № 541н, ЕКС). Квалификационные характеристики медицинского персонала можно встретить и в иных разделах справочника (например, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»), но основным все-таки будет справочник, утвержденный Приказом № 541н.

Характеристики, содержащиеся в разделе ЕКС, могут применяться в качестве нормативных документов, например, при отсутствии должностных инструкций в случае решения вопроса о систематическом неисполнении трудовых обязанностей. Безусловно, они являются основой для разработки должностных инструкций, так как содержат конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Квалификационная характеристика каждой должности из ЕКС содержит три раздела:

- «Должностные обязанности». Здесь установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования;

- «Должен знать». В этом разделе содержатся основные требования, предъявляемые к работнику, в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;

- «Требования к квалификации». Здесь определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

Отметим, что при разработке инструкций следует обратить внимание и на Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

Как составить и ввести в действие должностную инструкцию?

Прежде всего необходимо определиться с наименованием должности. Конечно, это сделано уже в штатном расписании, но все же следует помнить, что наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения , утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.09.2009 № 415н . Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует наименованию врачебной специальности «Терапия».

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованиями врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждена приказами Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н (для специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием) и от 16.04.2008 № 176н (для специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием).

Теперь заострим ваше внимание на содержании должностной инструкции. К сожалению, никаких рекомендаций по ее составлению ни Минтрудом, ни Минздравом не представлено, поэтому каждый работодатель самостоятельно определяет структуру данного документа. Обычно она состоит из четырех или пяти блоков.

1. Общие положения . В этом разделе обычно указываются наименование должности, нормативные акты, которыми должен руководствоваться работник, специалисты, которым он подчиняется и которые замещают его на время отсутствия. Здесь же можно отразить требования к знаниям, уровню квалификации. Приведем образец этого раздела инструкции на примере должности врача-терапевта.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-терапевта.

1.2. На должность врача-терапевта назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности «Терапия».

1.3. Врач-терапевт должен знать:

  1. основы законодательства РФ о здравоохранении;
  2. действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности, правила оформления медицинской документации, порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы;
  3. основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и ЛПУ;
  4. теоретические основы, принципы и методы диспансеризации;
  5. общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма, этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний, правила оказания неотложной медицинской помощи;
1.4. Врач-терапевт назначается на должность и освобождается от должности приказом главного врача ЛПУ.

1.5. Врач-терапевт подчиняется непосредственно заведующему отделением, а при его отсутствии - руководителю ЛПУ или его заместителю.

2. Должностные обязанности . В данном разделе следует подробно описать, что и как должен делать работник. Для этого устанавливается определенный перечень задач, операций, работ. Рекомендуем подробно прописать обязанности, при этом стоит избегать расплывчатых формулировок типа «должен способствовать повышению качества оказываемых услуг», так как впоследствии будет крайне сложно оценить, способствовал ли специалист этому.

Например, в круг обязанностей старшей медицинской сестры помимо обязанностей по заполнению необходимой медицинской документации, оказанию помощи заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организации и контролю работы палатных медицинских сестер и младшего медицинского персонала могут входить выполнение врачебных назначений: инъекции, раздача лекарств, постановка клизм и пр., оказание первой доврачебной помощи.

3. Права работника . Здесь указываются права работника, необходимые ему для выполнения своих трудовых обязанностей и решения поставленных задач. Например, для врача-терапевта данный раздел инструкции может выглядеть следующим образом.

Врач-терапевт имеет право:

3.1. Самостоятельно устанавливать диагноз по специальности на основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований.

3.2. Определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами, а также назначать необходимые для комплексного обследования пациента методы инструментальной, функциональной и лабораторной диагностики.

3.3. Проводить диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения, а также привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения больных.

3.4. Вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, улучшению работы административно-хозяйственных и параклинических служб, вопросам организации и условий своей трудовой деятельности.

3.5. Контролировать работу подчиненных сотрудников (при их наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству учреждения по их поощрению или наложению взысканий.

4. Ответственность . В этом разделе предусматривается ответственность как за невыполнение обязанностей, так и за неиспользование предоставленных работнику прав. Например, врач-терапевт может нести ответственность за несвоевременное и некачественное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, несвоевременное и некачественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами, и пр. А старшая медицинская сестра может нести ответственность за неправильность выполнения назначений медсестрами, несоблюдение правил хранения, учета и расходования медикаментов, санитарно-гигиенического режима.

Дополнительно к названным разделам можно ввести иные разделы, в которых будут прописаны взаимосвязи (кто и кому передает или от кого получает информацию) или порядок внесения изменений в инструкцию.

Обратите внимание

При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности их изложения. При этом они должны отражать весь круг должностных обязанностей, полномочий и ответственности работников, иметь четкие и краткие формулировки, быть гибкими и динамичными.

С вопросами, подлежащими включению в должностную инструкцию, мы разобрались. Теперь нужно понять, как ввести ее в действие.

Должностная инструкция, как и любой другой документ, принимаемый в организации, должен пройти согласование с юридической службой (возможно, с бухгалтерией). Если юридического подразделения нет, визу согласования может поставить кадровый работник, проверив, нет ли в документе противоречий с трудовым законодательством. Это важный момент. Например, Белгородский областной суд признал недействующим пункт должностной инструкции, так как основой для разработки содержания должностных инструкций являются квалификационные характеристики (требования) по должностям служащих и профессиям рабочих, которые утверждены Минтрудом, а оспариваемый пункт должностной инструкции не согласуется с квалификационными характеристиками, указанными в ЕКС (Апелляционное определение Белгородского областного суда от 27.11.2012 по делу № 33-3830 ).

В любом случае должностную инструкцию подписывает руководитель структурного подразделения и утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации.

Инструкция утверждается должностным лицом (должностными лицами) или путем издания специального документа. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова «УТВЕРЖДАЮ» (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения .

Важным моментом является ознакомление работника с должностной инструкцией. Иначе принятие мер дисциплинарной ответственности за неисполнение трудовых обязанностей будет неправомерным. Причем сделать это надо еще до подписания трудового договора в силу ст. 68 ТК РФ . Так, работник был восстановлен судом в прежней должности после увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, поскольку он имел дисциплинарное взыскание из-за того, что не был ознакомлен с должностной инструкцией (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 07.06.2012 по делу № 33-3190/2012 ).

Для ознакомления работника с инструкцией можно использовать различные формы. Например, это может быть соответствующая запись в журнале регистрации ознакомления с должностными инструкциями или лист ознакомления, который подшивается к самому документу. В любом случае рекомендуем выдать сотруднику медицинского учреждения на руки копию инструкции.

Как внести изменения в должностную инструкцию?

В ходе деятельности учреждения могут видоизменяться какие-либо работы или условия организационно-технического характера. В связи с этим, возможно, придется корректировать должностную инструкцию.

Как следует из Письма Роструда от 31.10.2007 № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» , должностная инструкция является важным документом, содержанием которого являются не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой им должности. От того, является ли инструкция приложением к трудовому договору или утверждена как самостоятельный документ, и будет зависеть порядок внесения в нее изменений.

Внесение поправок в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении работника. И только после того, как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно поправки в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее корректировок не влечет необходимости изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, после чего письменно ознакомить с ней работника.

ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

В больницах существует двухступенчатая (врач, медицинская сестра) и трехступенчатая (врач, медицинская сестра, младшая медицинская сестра) система обслуживания больных. С 1968 г. в детских больницах вместо санитарки введена должность младшей медицинской сестры (медицинская сестра по уходу). При двухступенчатой системе медицинская сестра не только выполняет назначения врача и проводит процедуры, но и обеспечивает уход за больными. При трехступенчатой системе младшая медицинская сестра проводит уборку помещений, следит за своевременной сменой белья, чистотой предметов ухода, помогает больным и ухаживает за ними.

В обязанности младшей медицинской сестры входит:

Влажная уборка палат, кабинетов, операционных, коридоров, мест общего пользования;

Смена нательного и постельного белья;

Санитарная обработка больных;

Ежедневный туалет, уход за кожей, волосами, ушными раковинами, глазами, полостью рта больных и т.д.;

Подача судна, мочеприемника, их дезинфекция;

Профилактика пролежней;

Пеленание и подмывание детей;

Контроль за санитарным состоянием прикроватных тумбочек. Подготовка младших медицинских сестер осуществляется непосредственно в больницах, а также на краткосрочных курсах, организованных при Союзе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

(СОКК и КП).

Медицинская сестра - представитель среднего медицинского звена. Это помощник врача в лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждениях, самостоятельный медицинский работник в рамках своей компетенции (уход, манипуляции и т.д.).

На должность медицинской сестры назначают лиц, окончивших медицинские училища со сроком обучения не менее 2 лет и получивших свидетельство о присвоении им квалификации медицинской

сестры.Медицинскимисестрамимогутработатьстудентымедицинского вуза, успешно закончившие три курса дневного обучения.

Медицинская сестра отделения. Для выполнения своих обязанностей медицинская сестра должна владеть разнообразными навыками. Медицинская сестра тщательно и неукоснительно выполняет все назначения лечащего врача, а в экстренных случаях - дежурного врача. Она обязана проследить, чтобы ребенок принял назначенные ему лекарственные средства, и при необходимости - помочь запить их водой и т.д. Одновременно медицинская сестра осуществляет уход за больными, психологически помогает больному ребенку и его родителям преодолевать сложности периода болезни. Она следит за санитарным состоянием закрепленных за ней палат, делает необходимые записи в медицинских картах стационарных больных о выполнении лечебных и гигиенических назначений.

Медицинская сестра присутствует на врачебном обходе больных, сообщает врачу сведения о состояния здоровья детей, получает дальнейшие указания по уходу за больными и выполняет их. В обязанности медицинской сестры входят измерение температуры тела больного и ее регистрация в температурном листе медицинской карты стационарного больного, подсчет пульса, частоты дыхания, определение АД, массы тела, заполнение журналов консультаций специалистов и др. По назначению врача медицинская сестра (с помощью младшей медицинской сестры) измеряет суточное количество мочи и мокроты.

По назначению врача медицинская сестра собирает материалы для анализов (моча, кал, мокрота и др.), доставляет их в лабораторию, получает результаты исследований и приклеивает бланки ответов в медицинские карты стационарных больных. Сопровождает детей из одного отделения в другое (по назначению врача) на рентгенологические, эндоскопические, радиологические и другие исследования, осуществляет транспортировку больных (при переводе из отделения в отделение и т.д.).

Медицинская сестра следит за чистотой, тишиной и порядком в палатах; обучает детей и их родителей правилам личной гигиены; заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода, проводит гигиенические ванны, а также смену нательного и постельного белья.

В обязанности медицинской сестры входит контроль за лечебным питанием, а при необходимости и личное участие в раздаче пищи,

кормлении тяжелобольных и детей младшего возраста; контроль за передачами больным и их правильным хранением. Исходя из назначений врача, медсестра составляет порционные требования на питание больных в 2-х экземплярах и передает их на пищеблок и в буфет.

На медицинскую сестру возложены обязанности контролировать выполнение больными, а также младшим медицинским персоналом, родителями и посетителями установленных правил внутреннего распорядка больницы. Во время ночного дежурства эти обязанности никем не дублируются.

Медицинская сестра отвечает за образцовое содержание сестринского поста, исправное состояние медицинского и хозяйственного инвентаря; соблюдает правила хранения лекарственных средств; составляет требования на лекарственные средства, перевязочные материалы и предметы ухода за детьми; следит за своевременным возвращением медицинских карт стационарных больных от специалистов, вносит в них результаты исследований.

По назначению заведующего отделением или лечащего врача медицинская сестра вызывает для консультации специалистов из других отделений, заказывает машину для перевозки ребенка в другое лечебно-профилактическое учреждение.

Медицинская сестра принимает вновь поступивших в отделение детей, проводит осмотр кожи и волосистой части головы ребенка для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза, помещает больных детей в соответствующие палаты, докладывает о вновь поступивших больных врачу. В ее обязанности входит ознакомление вновь поступивших детей с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены, санитарно-просветительная работа.

Распределение работы палатной медицинской сестры в течение суток представлено в таблице 9.

Таблица 9. Примерный план работы палатной медицинской сестры в течение

суток



Медицинская сестра в педиатрическом отделении больницы долж-

на уметь выполнять следующие манипуляции:

1)кормить ребенка, в том числе через зонд, промывать желудок;

2)ставить клизмы всех видов (очистительные, сифонные и др.);

3)вводить газоотводную трубку;

4)проводить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (у детей старше 1 года);

5)ставить горчичники, банки, компрессы;

6)давать лекарственные средства через рот;

7)втирать лекарственные средства;

8)закапывать лекарственные растворы в глаза, нос, уши;

9)накладывать пластырь;

10)проводить внутрикожные, подкожные, внутримышечные и внутривенные (последние - по разрешению врача) вливания;

11)измерять артериальное давление;

12)проводить непрямой массаж сердца;

13)проводить искусственную вентиляцию легких (ИВЛ);

14)брать мазки из зева;

15)собирать материал для лабораторных исследований (моча, кал, пот, рвотные массы и др.);

16)проводить физиотерапевтические процедуры (по назначению врача);

17)вести мониторное наблюдение за больным и замечать отклонения на дисплее;

18)проводить желудочное и дуоденальное зондирование.

Работа медицинской сестры выполняется по графику, утвержденному заведующим отделением. Во время дежурства медицинская сестра без разрешения врача не имеет права покидать свой пост и отлучаться из отделения.

Старшая медицинская сестра. Старшая медицинская сестра организует работу среднего и младшего медицинского персонала, кроме того, в ее обязанности входят соблюдение санитарно-эпидемического режима в отделении, обучение поступающих новых работников, организация занятий по повышению их квалификации. Исключительно важна ее роль в правильной организации ухода за детьми, хранении детского питания и строгом выполнении всех медицинских (врачебных) назначений. Она составляет график дежурств медсестер и табели на заработную плату, контролирует наличие лекарственных средств в аптеке, заказывает недостающие, следит за пополнением отделения необходимым инструментарием и предметами ухода за детьми. В случае заболевания медсестры своевременно находит замену на дежурство. В отделении новорожденных старшая медицинская сестра ежедневно до начала работы проводит осмотр персонала и матерей (измерение температуры тела, осмотр зева и кожи).

Медицинская сестра процедурного кабинета. Штатным расписанием отделения предусмотрена должность медицинской сестры процедурного кабинета, осуществляющей наиболее сложные медицинские манипуляции; она помогает врачу в проведении тех манипуляций, которые имеет право выполнять только врач (переливание крови, пункции, введение контрастных веществ и др.). Кроме того, имеется также должность сестры-хозяйки, отвечающей за хозяйственный инвентарь, проведение генеральной уборки всех помещений, смену белья.

Прием и сдача дежурств - наиболее ответственный момент работы медицинской сестры. Медицинская сестра не имеет права самостоятельно покинуть пост даже в том случае, если не явилась ее смена.

Прием и передача дежурства медицинскими сестрами проводится покроватно с визуальным контролем наличия каждого больного ребенка. Сдающая пост медицинская сестра знакомит принимающую пост медицинскую сестру с больными детьми, передает необходимые сведения об индивидуальных особенностях их лечения и ухода. На утренней конференции медицинская сестра делает сообщение о проведенной работе.

При заступлении на дежурство медицинские сестры (сдающая и принимающая пост) совместно проводят обход больных, при этом особое внимание обращают на тяжелобольных, санитарное состояние палат, соблюдение правил личной гигиены. В журнал сдачи дежурств заносится объем невыполненной за предыдущую смену работы у того или иного больного, а также врачебные назначения дежурного врача, данные о раздаче сильнодействующих лекарственных средств, подготовке детей к лабораторным и инструментальным исследованиям и т.п. Заступающая на дежурство медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, предметы ухода (поильники, грелки, подкладные судна, мочеприемники и пр.), инвентарь, ключи от шкафов с лекарственными средствами общего списка. Она получает заранее составленный список назначений на исследования и направления в разные лаборатории и специализированные кабинеты. Проверяет наличие достаточного количества чистого белья на всю смену.

Особое внимание медицинские сестры должны уделять больным, находящимся на постельном и строгом постельном режиме. Если не организован индивидуальный пост, то необходимо постоянно подходить и следить за больным ребенком, не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Менять положение больного ребенка в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Подчас приходится удерживать ребенка в постели, так как дети не всегда осознают необходимость соблюдать покой или бывают возбуждены.

В конце смены медицинская сестра составляет сводку движения больных: количество больных в отделении на начало суток, количество поступивших, выбывших (отдельно: выписанные, переведенные в

другие отделения или лечебно-профилактические учреждения, умершие) и состоящих на начало следующих суток. Эти сведения ежедневно передаются в приемное отделение больницы.

Медицинский пост - рабочее место медицинской сестры (рис. 4).


Рис. 4. Сестринский медицинский пост

Медицинский пост расположен вблизи палат, чтобы дети, особенно тяжелобольные, находились под постоянным визуальным контролем. С этой целью стены палат или перегородки между ними делают из толстослойного или органического стекла. На посту медицинской сестры должны быть следующие необходимые предметы:

Стол с запирающимися на ключ выдвижными ящиками для хранения медицинских карт стационарных больных, бланков, медицинского инструментария и пр.;

Шкаф для хранения медикаментов;

Телефоны городской и местной сети;

Холодильник;

Компьютер (при компьютеризированной системе обработки данных) или монитор для связи с больными;

Питьевая вода;

Настольная лампа.

Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в чистоте и быть укомплектованным необходимыми предметами. От состояния рабочего места во многом зависит эффективность работы медицинской сестры. Старшая медицинская сестра отделения, заканчивая рабочий день, снабжает сестринские посты всем необходимым на следующие сутки.

Медицинская документация утверждается Минздравсоцразвития РФ и используется в лечебно-профилактических учреждениях в виде унифицированных бланков.

Медицинская карта стационарного больного (ф. ? 003/у) (история болезни) - основной первичный медицинский документ, который заполняют на каждого больного, находящегося в стационаре лечебного учреждения. В медицинскую карту стационарного больного вносят все данные о больном, включая результаты динамического наблюдения и лечения. В нее вклеивают результаты лабораторных, инструментальных и других исследований, ежедневно записывают показатели утренней и вечерней температуры тела, пульса и частоты дыхания, артериального давления, а при необходимости - и суточное количество мочи (диурез). В медицинской карте стационарного больного медицинская сестра отмечает время поступления больного в отделение и результаты осмотра на наличие педикулеза, расписывается. В листе назначений отмечает время выдачи лекарственного средства, в температурном листе - массу тела и рост ребенка при поступлении, температуру тела больного утром и вечером, далее один раз в 7-10 дней отмечает дни приема ванны и смены белья, ежедневно - стул ребенка.

Медицинская карта стационарного больного является юридическим документом. Она хранится в течение 25 лет и поэтому должна вестись строго по установленной форме. В ней не допускается какихлибо исправлений; запрещается заклеивать, стирать, зачеркивать ранее написанное, дописывать. Медицинская сестра отвечает за сохранность медицинских карт стационарных больных, которые хранят в ящике или шкафу, запирающемся на ключ, в не доступном детям и их родителям месте.

Направления в лабораторию заполняет медицинская сестра. В них отмечают фамилию, имя и возраст ребенка, номер медицинской карты стационарного больного, название отделения и перечень показателей, которые следует определить.

В сестринские листы медицинская сестра вносит из медицинских карт стационарных больных врачебные назначения каждому больно-

му. Форма заполнения произвольная. Лучше составлять индивидуальные сестринские листы на каждого ребенка отдельно, но можно заполнять их по виду манипуляций, диет, лекарственных средств с перечислением фамилий детей.

В журнале сдачи (приема и передачи) дежурств отмечают количество находящихся на посту детей, фамилии вновь поступивших и выбывших больных с указанием диагноза. Кроме того, перечисляют лихорадящих детей с указанием температуры тела, дают оценку динамики клинических симптомов у тяжелобольных, перечисляют все внеплановые манипуляции и принятые меры помощи, выполненные дежурным врачом и по его назначению. Отдельно приводят список детей, подготовленных в соответствии с врачебными назначениями к диагностическим и лечебным процедурам (эндоскопическое, рентгенологическое, ультразвуковое исследования и т.д.).

В журнале движения больных отделения отмечаются сведения о движении больных: количества выбывших и поступивших.

В журнале учета инфекционных больных фиксируют фамилию, имя, возраст ребенка, доставленного с инфекционным заболеванием, диагноз, дату, контакты и принятые меры.

В журнал учета и расходования наркотических средств медсестра вносит необходимую информацию об имеющихся и использованных за смену наркотических средствах. То же в отношении учетных средств (этот журнал иногда заполняет старшая медицинская сестра).

Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма? 058/у) составляет медицинский работник (сестра) и посылает в центр санитарно-эпидемиологического надзора.

Медицинская сестра приемного отделения заполняет:

Титульный лист медицинской карты стационарного больного

(форма? 003/у);

Журнал госпитализации больных (форма? 011/у);

Журнал отказа в госпитализации;

Журнал госпитализированных больных (составляется список в алфавитном порядке для службы справок);

Журнал свободных мест в отделениях (движения);

Журнал учета инфекционных больных (плюс экстренные извещения);

Журнал госпитализации больных, поступающих без сопровождения с описанием основных внешних примет (безнадзорные и беспризорные дети).

Работа с лекарственными средствами. Одной из важнейших обязанностей медицинской сестры является участие в лечебном процессе, которое проявляется прежде всего в раздаче лекарственных средств. Лекарственные препараты оказывают на организм разнообразное действие, включая местное и общее. Однако, помимо основного терапевтического, они могут вызывать побочные или нежелательные эффекты. Последние уменьшаются и даже полностью ликвидируются после снижения дозы и отмены лекарственного средства. Возможны случаи непереносимости лекарств, приводящей к тяжелейшим осложнениям (например, анафилактический шок). Медицинская сестра обязана не только знать обо всех возможных побочных реакциях на введение того или иного лекарственного препарата, но и уметь оказывать экстренную доврачебную помощь.

Хранение лекарственных средств осуществляют в специальных запирающихся шкафах, находящихся под контролем постовой медицинской сестры. В шкафу лекарственные средства располагают по группам на отдельных полках с соответствующей надписью: стерильные, внутренние, наружные, глазные капли, инъекционные. У задней стенки ставят более крупную посуду, впереди - мелкую. Это позволяет, не переставляя лекарственные средства, прочитать этикетку, выбрать нужный препарат. Кроме того, каждая полка должна быть разделена: например, «внутренние» - на отделения для порошков, таблеток, микстур. Можно на одной полке поместить порошки, таблетки, капсулы, на другой - микстуры, растворы и т.д. Так хранят лекарственные средства общего списка. Без этикеток хранение лекарственных средств недопустимо.

Особо строгие требования предъявляются к ядовитым и сильнодействующим лекарственным средствам. Для них выделяются небольшие по объему сейфы или металлические шкафы, которые постоянно находятся под замком.

В сейфе (шкафу) с надписью «А» находятся ядовитые и наркотические лекарственные средства, а в сейфе (шкафу) с надписью «Б» - сильнодействующие средства. На внутренней поверхности каждого из сейфов помещают перечень находящихся ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств с указанием высших разовых и суточ-

ных доз (в зависимости от возраста ребенка). Здесь же должны быть таблицы противоядий. Запасы ядовитых и наркотических средств не должны превышать 5-дневной потребности, сильнодействующих - 10-дневной.

Для учета прихода и расхода ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств ведется специально пронумерованный, прошнурованный и скрепленный сургучной печатью лечебного учреждения журнал по следующей форме:

Журнал, а также требования на получение и отпуск ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств сохраняются в отделении в течение 3 лет. Затем эти документы в присутствии комиссии уничтожаются, о чем составляют акт.

Ключи от сейфов (шкафов) «А» и «Б» хранятся только у лиц, назначенных приказом по лечебному учреждению. Обычно это старшая сестра отделения. Ответственные лица несут уголовную ответственность за несоблюдение правил хранения и хищение медицинских препаратов, особенно это касается ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.

Медсестры должны быть проинструктированы о сроках и способах хранения каждого средства, применяемого в отделении.

Лекарственные средства, обладающие сильным запахом (йодоформ, лизол, нашатырный спирт и др.) и легко воспламеняющиеся (эфир, этиловый спирт), хранят в отдельном шкафу. Отдельно хранят также красящие лекарственные средства (йод, бриллиантовый зеленый и т.д.).

Срок годности лекарственных средств заводского изготовления, как правило, составляет 2-5 лет, но может быть и большим. Срок хранения определяется по маркировке. Каждой промышленной партии выпускаемых медикаментов присваивается заводская серия, которая маркируется не менее чем пятью цифрами. Две последние цифры спра-

ва - год выпуска, две предыдущие - месяц выпуска, остальные - заводская серия.

Более короткие сроки годности имеют лекарственные средства, приготовленные в аптеке. Все емкости (коробки, банки, флаконы), содержащие лекарственные средства, изготовленные в аптеке, снабжаются соответствующими этикетками, на которых указывают наименование, дату изготовления и срок хранения.

Установлены сроки хранения и реализации лекарственных средств, приготовленных в аптеках: 2 сут - для инъекционных растворов, глазных капель, настоев, отваров, слизей; 3 сут - для эмульсий; 10 сут - для остальных лекарственных средств. Стерильные растворы в бутылках (не в ампулах) могут храниться не более 3 сут. Признаками порчи лекарственных средств являются изменение внешнего вида, в частности появление налета, хлопьев, пятен на таблетках, дополнительного запаха, изменение цвета.

На медицинском посту не должно быть просроченных или негодных к употреблению лекарственных средств.

При хранении лекарственных средств следует соблюдать определенные температуру и влажность, контролировать степень освещенности, сохранность упаковок и т.д. Жидкие лекарственные средства, такие как настои и отвары, быстро портятся и поэтому должны храниться в холодильнике при температуре от 2 до 10 °С. Такие же требования предъявляются к хранению эмульсий, некоторых антибиотиков (пенициллин и др.), сывороток, растворов, содержащих глюкозу, инсулин и т.д. Лекарственные средства, быстро разрушающиеся на свету (бром, йод), следует хранить в емкостях из темного стекла и в темном помещении.

При хранении лекарственных средств запрещается помещать их вместе с дезинфицирующими растворами и средствами для технических целей. Медицинская сестра не имеет права переливать лекарственное средство из одной емкости в другую, отклеивать и переклеивать этикетки, произвольно соединять лекарственные средства (например, таблетки с порошками и т.д.).

Раздача лекарственных средств осуществляется медицинской сестрой в строгом соответствии с назначением врача, который указывает в медицинской карте стационарного больного даты назначения и отмены лекарственных средств. Лекарственные средства принимают до, во время, после еды и перед сном. Самым распространенным, простым и удобным способом введения лекарственного средства

является энтеральный путь, т.е. прием лекарства через рот или внутрь. Этот способ надежно контролируется. Внутрь в основном принимают твердые лекарственные формы: таблетки, драже, порошки, капсулы (рис. 5). Порошки в саше предназначены для разведения водой. Реже внутрь назначают жидкие лекарственные формы: растворы, отвары, микстуры и др. Следует помнить, что чем меньше возраст ребенка, тем шире используется назначение жидких лекарственных форм.


Рис. 5. Твердые лекарственные формы:

а - таблетки; б - драже; в - порошки (в саше); г - порошки или микросферы с энтеросолюбивной оболочкой в желатиновых капсулах

Приступая к раздаче препаратов, медицинская сестра должна вымыть руки с мылом, при необходимости сменить халат, надеть маску. Во избежание ошибок необходимо уметь определять лекарственные средства по форме, цвету, запаху, вкусу. Ребенок должен принимать лекарственные средства только в присутствии медицинского персонала - медицинской сестры, врача.

Существует несколько способов раздачи лекарственных средств в условиях детского отделения. Можно пользоваться лотками, разделенными на ячейки с указанием фамилий больных. В них заранее раскладывают лекарственные средства. Прежде чем положить лекарственное средство в ячейку, следует сверить название, указанное на упа-

ковке, с названием лекарственного средства в медицинской карте стационарного больного или сестринском листе. Затем медицинская сестра обходит с лотком все палаты. Другой способ - использование передвижного столика, на котором разложены лекарственные средства для приема внутрь, графин с водой, мензурки, ложки, чистые пипетки. Этот столик медицинская сестра вкатывает в палату и поочередно перемещает к кровати каждого больного, если тот находится на постельном режиме. Ходячие больные самостоятельно подходят к столику, где под контролем сестры принимают лекарственные средства.

При раздаче порошков бумажку, в которую упакован порошок, разворачивают и, придав ей форму желоба, высыпают порошок на язык ребенка, затем предлагают запить его водой. Не следует выдавать лекарственные средства ребенку на руки, тем более по несколько таблеток сразу. Важно соблюдать последовательность приема лекарственных средств. Проглотив таблетку, надо запить ее жидкостью, делая небольшие, но частые глотки. Это объяснено тем, что таблетка проходит через пищевод в течение 2-5 мин. Если делать большой глоток, то вода быстро проходит мимо таблетки и последняя может остановиться в пищеводе. Частые небольшие глотки воды или комки пищи способствуют более быстрому прохождению лекарственного средства в желудок.

В настоящее время выпускается большое количество лекарственных средств в сиропе. Дети, особенно младшего возраста, с большой охотой принимают их. Таблетки дети глотают с трудом, а дети моложе 3 лет практически никогда не могут проглотить их. Поэтому перед приемом таблетки размельчают. Таблетку или порошок иногда приходится растворять в сладкой воде, сиропе, давать порошок вместе с едой и т.д. Детям грудного возраста назначенную дозу лекарственного средства в жидкой форме часто вводят дробно, чтобы ребенок не поперхнулся. Если ребенок не хочет принимать лекарственное средство, то приходится насильно открывать рот следующим образом: 1) двумя пальцами осторожно нажимают на щеки; 2) зажимают нос и в этот момент ребенок открывает рот. Некоторые микстуры (не раздражающие слизистую оболочку рта) детям первых месяцев жизни можно давать из соски.

Микстуры, отвары дают в градуированных стаканчиках с делениями 5, 10, 15, 20 мл. При отсутствии градуированной посуды учитывают, что водного раствора в чайной ложке около 5 мл, в десертной -

10 мл, в столовой - 15 мл. Спиртовые настои, а также жидкие экстракты отмеряют с помощью чистых пипеток одноразового пользования. Использование одной и той же пипетки для раздачи разных лекарственных средств запрещается.

Некоторые сердечные препараты (валидол, нитроглицерин) принимают под язык. При невозможности введения лекарственных средств через рот их вводят в виде свечей в прямую кишку. Свечи детям вводят только медицинские сестры. При лечении заболеваний органов дыхания активно используется ингаляционный способ введения лекарственных средств, имеющий многочисленные варианты в виде аэрозолей и спреев, предусматривающих наличие специальной упаковки и клапанно-распределительной системы.

Особенности техники введения лекарств у детей грудного возраста. Обычно используют мерную ложку, которую кладут на край нижней губы ребенка и наклоняют ее так, чтобы лекарство постепенно перетекло в рот. Лекарство можно вводить при помощи специального шприца. Для этого кончик шприца кладут в уголок рта и сироп направляют к внутренней стороне щеки, но не в горло. Процедуру выполняют медленно, чтобы ребенок успевал заглатывать содержимое. Кроме того, лекарство можно вводить через специальную соску. Такое приспособление позволяет одновременно лечить ребенка и успокаивать.

По показаниям медицинской сестре приходится применять наружные способы введения лекарственных средств: закапывание капель, введение мази или вдыхание порошка в нос, закапывание капель в ухо, закапывание капель в конъюнктивальный мешок глаз или закладывание мази за нижнее веко, наложение мазей на кожу. Все эти манипуляции выполняются индивидуально и обычно по времени отделены от раздачи лекарственных средств, также как парентеральные процедуры, связанные с инъекциями лекарственных средств. Тем не менее, их выполнение строго регламентировано и требует от медицинской сестры постоянного внимания и контроля.

Необходимо предупреждать больных и их родителей, что при приеме некоторых лекарственных средств (висмут, железо, хинолиновые и т.п.) может изменяться цвет мочи и кала.

Обязанности медицинской сестры в поликлинике. Среднему и младшему медицинскому персоналу в детской поликлинике отводится особая роль. Меньше времени уделяется непосредственной работе с больным ребенком, как в больнице, и в большей степени медицин-

ская сестра выполняет функции помощника врача, канцелярскую работу. Функциональные обязанности работы медицинской сестры во многом определяются особенностями работы врача того или иного профиля.

Участковая медицинская сестра. Основной формой работы медицинской сестры является профилактическое наблюдение за здоровьем детей. Используется метод диспансерного контроля. Возможность диспансерного наблюдения и помощи на различных ее этапах обеспечивается структурой организации детской поликлиники.

Участковая медицинская сестра (под контролем врача) проводит дородовый патронаж беременной, цель которого - медицинское консультирование будущей матери (родителей) в вопросах педиатрии: подготовка груди к лактации, рациональное питание, борьба с вредными привычками, обеспечение оптимальных условий быта, создание благоприятной психологической обстановки, наличие предметов ухода за ребенком, формирование нового стиля жизни семьи при появлении ребенка и т.д. Первое посещение беременной проводят сразу после взятия ее на учет при поступлении сведений из женской консультации (12-23 нед). Второй патронаж проводят при сроке беременности 32 нед (в период декретного отпуска), с учетом ее нормального хода. Уточняется адрес, где будет жить молодая семья после рождения ребенка, наличие детской комнаты (уголка новорожденного).

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий). Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осущест-

вляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром.

Диспансерное наблюдение. По достижении ребенком возраста 1 мес участковый врач и медицинская сестра ежемесячно оценивают динамику физического развития, дают необходимые советы по уходу и профилактике «контролируемых» заболеваний (рахит, анемия, йодный дефицит и др.), проводят профилактические прививки.

Детей второго года жизни осматривает 1 раз в квартал. Оценивают физическое и нервно-психическое развитие, по показаниям назначают общие анализы мочи и крови, 1 раз в год исследуют кал на яйца глистов. С трех лет детей осматривают 1 раз в полгода, а с четырех лет - 1 раз в год. Врач выявляет группы детей повышенного риска по развитию ряда заболеваний и больных детей, нуждающихся в особом наблюдении, поручая контроль за ними участковой медицинской сестре. Медицинская сестра следит за фактическим местом проживания ребенка.

Амбулаторный прием. Участковая медицинская сестра подготавливает рабочее место к приему больных, заготавливает бланки, подбирает амбулаторные и диспансерные карты для врача, следит, чтобы в амбулаторную карту были внесены все результаты анализов. Под контролем врача медицинская сестра пишет различные справки, направления на исследования, заполняет статистические талоны («Талон амбулаторного пациента», ф. ? 0325-12/у), карты экстренного извещения, санаторно-курортные карты, под диктовку врача выписывает рецепты, регулирует очередь приема к врачу, проводит необходимые измерения (антропометрия, измерение артериального давления) и т.д.

Работа медицинских сестер в других кабинетах (врача-невропатолога, кардиолога, эндокринолога, гематолога) имеет значительное сходство с работой участковой медицинской сестры. В некоторых случаях, например на приеме врача-офтальмолога, для медицинской сестры выделена специальная сестринская зона, где она по специальной программе проводит обследование детей, пришедших на прием к врачу-офтальмологу: проверяет остроту зрения, измеряет по показаниям внутриглазное давление и т.д. Медицинской сестре отоларингологического кабинета обычно поручается исследование шепотной и разговорной речи, ольфактометрия, взятие мазков из

зева, носа, наружного слухового прохода и др. Медицинские сестры хирургических и прикладных специальностей (хирургического, стоматологического, физиотерапевтического, бальнеологического, отоларингологического кабинетов) большое внимание уделяют подготовке инструментария.

Уход за больными на дому. Основная причина посещений больного ребенка медицинской сестрой на дому - выполнение врачебных назначений, в основном инъекций. Участковые медицинские сестры обеспечиваются специальными сумками с наборами необходимых принадлежностей. Во время посещения больного на дому медицинская сестра занимается санитарно-просветительской работой, дает необходимые рекомендации по уходу за ребенком. При необходимости организации «стационара на дому» и назначении комплексного лечения медицинская сестра осуществляет внутримышечные инъекции и внутривенные вливания, посещая больного по несколько раз в день.

Отпуск лекарственных средств детям в поликлинике. Если больному ребенку необходимы лекарственные средства, то участковый врач выписывает обычные или льготные рецепты (детям до 3 лет, инвалидам с детства, инвалидам по заболеванию), с частичной или полной оплатой. Медицинские сестры должны знать основные лекарственные средства, используемые в педиатрической практике, показания и противопоказания к их назначению, правила применения (формы лекарственных препаратов, связь с приемом пищи), возможные побочные эффекты. Кроме того, в отечественных аптеках имеются в продаже безрецептурные формы лекарственных препаратов, что позволяет населению самостоятельно использовать те или иные лекарственные формы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое двух- и трехступенчатая система обслуживания детей в больнице?

2.Перечислите обязанности младшей медицинской сестры.

3.Перечислите обязанности палатной медицинской сестры.

4.Каков примерный план работы палатной медицинской сестры в течение суток?

5.Какими манипуляциями должна владеть медицинская сестра?

6.В чем заключается сдача и прием дежурства в детском отделении больницы?

7.Как оборудован пост медицинской сестры?

8.Какие виды медицинской документации используются в терапевтическом отделении?

9.Какие данные заносятся в температурный лист?

10.Какие требования предъявляются к хранению лекарственных средств в отделении?

11.Назовите особенности раздачи лекарственных средств, принимаемых через рот, детям разного возраста.

12.Как регламентированы сроки хранения отдельных лекарственных средств?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Поделиться: