О понуждении себя. Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила. Можно ли и как правильно молиться своими словами? Какие основные молитвы надо знать и читать православному христи

Е ще в детстве научившись молитве и всю свою жизнь пребывая в делании ее, святитель Игнатий из личного опыта знал, какое большое значение имеет молитва в духовной жизни христианина. Среди своих современников владыка видел почти повсеместное оскудение правильного понимания молитвы и оставление истинного молитвенного подвига. Он писал: «В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению!»

Желание научить современников, обращавшихся к нему за наставлениями в духовной жизни, побудило святителя Игнатия написать несколько статей о молитве, которые со временем вошли в собрание его сочинений. Неоднократно в проповедях и письмах святитель также касался этого важного вопроса. Молитва, по объяснению святителя Игнатия, есть обращение падшего и кающегося человека к Богу, излияние пред Ним своих сердечных желаний и прошений. Всесовершенному Богу не нужны человеческие молитвы, Господь знает нужды каждого человека прежде его прошения; по Своей милости Он нередко дарует Свои щедроты людям и не просившим Его об этом.

Молитва необходима, прежде всего, самому молящемуся, она усвояет человека Богу, приближает тварь к Творцу. «Молитва — причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть».
Владыка Игнатий, вслед за многими святыми отцами, молитву считал основой христианского подвига. Правильный молитвенный подвиг — основа духовного преуспеяния христианина. В молитвенном подвиге сосредотачиваются и для совершенства в нем предпринимаются, «как служебные ему», все другие подвиги. Повторяя слова святого Иоанна Лествичника, святитель Игнатий говорит, что молитва есть «мать и глава всех добродетелей» …она заимствует добродетели из источника благ — Бога — и усвояет их тому, кто молитвой пребывает в общении с Богом.

Чтобы христианину вступить в общение с Богом посредством молитвы и преуспевать в добродетелях, ему нужно научиться правильной молитве.

Владыка уподоблял молитву оружию, правильно употребляя которое, христианин может побороть всех невидимых врагов своего спасения. Как при необдуманном, неправильном обращении с оружием человек может сам погубить свою жизнь, так и при неправильном упражнении в молитве он может «оружием, данным во спасение», убить свою душу.

Преосвященный Игнатий видел, что в его время многие в молитвенном подвиге искали наслаждения и восторгов, разгорячали свое воображение и мечтательность и по мере усиления неправильного молитвенного подвига приходили в большее или меньшее душевное расстройство.

Следуя учению святых отцов, святитель Игнатий считал, что правильная молитва возможна лишь у тех христиан, сердца которых исполнены чувством покаяния. Он писал: «Для правильности молитвы надобно, чтоб она происходила из сердца, наполненного нищеты духа; из сердца сокрушенного и смиренного. Все другие состояния сердца, до обновления его Духом Святым — признавай, каковы и точно они, — несвойственными кающемуся грешнику, умоляющему Бога о прощении грехов своих, об освобождении — как из темницы и оков — из порабощения страстями».

Покаяние есть единственное чувство, которым должны быть преисполнены все молитвы христианина. Имея в сердце это спасительное чувство, христианин не возмечтает о наслаждениях и восторгах в молитве. Имея основой чувство покаяния, правильная молитва должна быть соединена со всецелым вниманием молящегося… При молитве ум должен быть заключен в слова молитвы.

Вниманию при молитве святитель Игнатий придавал большое значение. Он писал: «Что душа для тела, то внимание для молитвы, без внимания она мертва, не имеет никакого значения». Внимательная молитва приводит человеческий дух к смирению, и от смирения рождается покаяние. Любые молитвы: чтение утренних и вечерних молитв, акафистов, занятие Иисусовой молитвой и прочие молитвословия для благотворного влияния на человека должны быть соединены со вниманием.

Человеку, впервые приступающему к молитвенному правилу, святитель Игнатий советует соблюдать благоразумную умеренность — молиться недолго, но, по возможности, часто. «Новоначальному, — пишет владыка, — должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы».

Для сохранения внимания начинающему полезно читать молитвы несколько раз вслух, если он находится один в помещении, и разнообразить произносимые молитвы — читать попеременно акафисты, Иисусову молитву и другие молитвословия. Никто из приступивших к молитвенному правилу не должен сразу же требовать от себя совершенной, не рассеиваемой молитвы посторонними помыслами. Внимательная молитва есть дар Божий, и человек должен предуготовить себя к принятию этого дара постоянным побуждением себя к внимательной молитве.

Чтобы молитвенный подвиг получил правильное направление, каждому христианину полезно ежедневно совершать определенное молитвенное правило.

Молитвенные правила могут быть самые разнообразные, в зависимости от времени и телесных сил тех, кто исполняет их. Обычно правило состоит из утренних и вечерних молитв, определенного числа земных поклонов, канонов, акафистов и Иисусовых молитв.

Молитвенное правило мирянина, по мысли владыки Игнатия, должно быть прежде всего соразмерно с его силами и как можно проще и малосложнее. Исполнение правила, превышающего силы человека, обычно очень скоро приводит к тому, что молящийся не только оставляет это правило, но и вообще перестает молиться, чем пресекает свое духовное совершенство. Правило, соразмерное силам человека, исполняемое ежедневно, способствует духовному совершенству человека и по мере его духовного роста может быть со временем увеличено. Несложность правила способствует большей сосредоточенности молящегося.

Зная, как трудно начинающему молиться, приучать себя к внимательной молитве, владыка разрешил своим пасомым прочитывать молитвенное правило постепенно в течение всего дня, а не все сразу; даже чтение акафиста и собрания утренних и вечерних молитв он допускал не за «один раз».

Из всех молитвословий для начинающего владыка считал очень полезным акафист Господу Иисусу. Но и его он советовал читать первоначально не более, чем один раз в неделю, и очень неспешно и со вниманием. Одному мирянину святитель Игнатий советовал утром и вечером совершать следующее молитвенное правило: «Слава Тебе,. Боже наш, слава Тебе»; «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз). «Приидите поклонимся…», Псалом 50, Символ веры, «Богородице Дево,

радуйся…» (трижды). После этого двадцать молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 этих же молитв с поясными поклонами, затем молитву: «Достойно есть…», «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Некоторым из своих пасомых и к указанному правилу владыка добавлял еще 10 поясных поклонов с молитвою «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго» и 10 земных, 5 поясных поклонов с молитвою: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешнем».

Утром, после исполнения правила, святитель Игнатий рекомендовал прочитать утренние молитвы, 2-3 главы Евангелия и после этого со страхом и трепетом приступить к своим повседневным занятиям.
В молитвенном правиле мудрый архипастырь никогда не связывал своих пасомых непременными внешними условиями. Предлагая своим пасомым молитвенное правило, он всегда оставлял за ними возможность несколько увеличить или уменьшить его в соответствии со своими силами. Некоторым он разрешал даже совершать молитвенное правило сидя. Особенно снисходителен был владыка к больным, им он не назначал определенного молитвенного правила, но советовал молиться чаще, употребляя для этого прекрасные краткие молитвы: «Боже, очисти мя грешнаго» и «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Не только утром и вечером, исполняя молитвенное правило, рекомендовал владыка мирянам молиться, но и по возможности чаще в течение всего дня. Своей сестре Елизавете Александровне, проводившей уединенный образ жизни в селе Ивашове и занятой попечениями в семье, святитель Игнатий советовал в свободное время заниматься молитвой и каким-нибудь «самым машинальным рукоделием». Самой подходящей молитвой, которую можно удобно совместить с рукоделием, владыка считал Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Молитвенный подвиг христианина приносит обильные плоды, но прежде, чем молящийся сподобится получить их, ему нередко приходится преодолеть многие внутренние трудности.

Опытный делатель молитвы, святитель Игнатий предупреждает, что молитве иногда сопутствует обильное умиление, а иногда в душе наступает особая сухость. На эти внутренние состояния владыка советует смотреть совершенно равнодушно и с терпением продолжать молитву, не стремясь и не считая себя достойным видения, которое ниспосылается Господом лишь в сердца смиренные и очищенные от порока долгим молитвенным подвигом. «Когда при молитве ощущается нечувствие, то, несмотря на это состояние нечувствия, полезно нудиться к внимательной молитве и не оставлять молитвенного подвига, творя молитву гласно и неспешно, потому что после нечувствия внезапно прилагается к сердцу благодать Божия, и оно приходит в умиление», — писал владыка.

Враг рода человеческого завидует христианам, занимающимся внимательной молитвой, и всегда старается наводить на них различные искушения.

Делателю молитвы святитель Игнатий напоминает слова святых отцов: «Помолясь как должно, ожидай противного — какое-либо смущение или искушение». Однако, по глубокому убеждению владыки, все искушения, случающиеся после молитвы, совершаются не без Промысла Божия; если христианин мужественно переносит их, они послужат к приобретению опытности в духовной борьбе.

В противоположность распространенному мнению, что Иисусовой молитвой могут заниматься лишь одни монахи, святитель Игнатий считал и многих мирян способных заниматься этим спасительным деланием.
Как уже было сказано, молитвенное правило, назначаемое владыкой мирянам, включало определенное количество Иисусовых молитв, Некоторым мирянам преосвященный благословлял «просить» по пять четок в день. Своим сестрам Александре и Елизавете владыка неоднократно в письмах напоминал, что они при всех занятиях не должны забывать Иисусовой молитвы. Однако зная, как легко делателю Иисусовой молитвы без опытного руководства уклониться от правильного пути и неисцельно повредить свою душу, приняв ложь за истину, святитель Игнатий не советовал мирянам особенно углубляться в умное делание. Благословив одному мирянину заниматься Иисусовой молитвой, владыка в то же время в предостережение ему сказал: «По вашему жительству посреди мира и по недавности и новости на пути этом, вам не идет сильно вдаваться в молитву, что требует или большой духовной опытности, или близости руководителя…» Мирянам (в отсутствие посторонних лиц) святитель Игнатий советовал Иисусову молитву произносить очень неспешно вслух тихим голосом — «устами и языком так, чтоб слышать самого себя». При посторонних лицах владыка допускал мирянам совершать молитву одним умом. Пытаться же творить Иисусову молитву умом в сердце и употреблять для этой цели вспомогательные механизмы, по свидетельству святителя, очень опасно как для мирян, так и для монахов.

«Весьма ошибочно твое искание места сердечного! Если будешь заключать ум в сердце, то сердце придет в сочувствие уму. Сперва надо молиться при этом сочувствии. Такая молитва есть молитва покаяния. Когда же через покаяние очистится человек, то место сердечное обозначится само собою», — писал преосвященный мирянину, занимающемуся умным деланием. В следующем письме этому же лицу преосвященный писал: «Благую часть ты избрал, оставя все механизмы и до¬вольствуясь заключением ума в слова: это поведет к самым правильным результатам, без всякой примеси прелести, которой ты мог подвергнуться и отчасти уже подвергался, употребляя механизмы, которые тебе нейдут».

Велико значение молитвы в духовной жизни христианина. Время, проведенное в молитве, не истрачено понапрасну, а употреблено для насаждения в своей душе Царствия Небесного и приближения к Богу. Святитель Игнатий считал, что «молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо больше того, которого просит человек, — и милосердный Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее».

Молитва не только порождает все христианские добродетели, но и приносит облегчение совести, примиряет с ближними и с обстоятельствами жизни, поселяет в душе мир и возбуждает милость и сострадание к человечеству, искореняет страсти, делает человека хладным к миру и покорным Богу, дает силы в борьбе с греховными помыслами и влечениями.

Молитва неотступно сопровождает истинного христианина в течение всей его жизни, укрепляет и утешает его при всех скорбях, болезнях и искушениях. Она жителя земли делает причастником небесных благ. «Возлюбленные братия! — обращается святитель Игнатий к христианам. — Чтобы преуспеть в молитвенном подвиге, чтобы в свое время, по неизреченной милости Божией, вкусить сладчайший плод молитвы, состоящий в обновлении всего человека Святым Духом, надо молиться постоянно, надо мужественно переносить те трудности и скорби, с которыми сопряжен молитвенный подвиг. Это заповедал нам Господь: «Подобает всегда молитися и не стужати си» (и не унывать) (Лк. 18, I)».

Из работы иг. Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам еп. Игнатия (Брянчанинова)».

Спаси Господи. Я каждый день стараюсь читать утренние и вечерние молитвы, но бывает плохое настроение и совершенно нет молитвенного настроя. Стоит ли в таких случаях принуждать себя к молитве и как молиться? Может, просто прочитать Иисусову молитву? Я молюсь перед иконами, и если в комнату кто-то заходит, приходится прерывать молитву. Это раздражает, хотя стараюсь промолчать. Что делать в этом случае? Можно ли читать правило не перед иконами, например, в ванной? Там никто не помешает.

Отвечает иеродиакон Савва:
Здравствуйте, Ольга. Господь все видит, и если бы Ваша молитва была столь угодна Богу, то Он, конечно, создал бы Вам все условия для нерассеянной молитвы. А поскольку наша молитва часто нечиста и рассеянна, то и Господь не спешит даровать нам молитвенное уединение, чтобы, беспрепятственно исполняя положенные молитвословия, не возгордились и не думали высоко о своем молитвенном делании. Ванная все же, наверное, предназначена для умывания, а не для молитвы. Ведь и там Вы можете помешать кому-то из близких, например, помыть руки. Впрочем, если Вы там действительно никому не помешаете, то можно от безысходности и в ванной помолиться. Постарайтесь найти возможность для уединения в молитве так, чтобы Ваши близкие не чувствовали себя ущемленными или чем-либо Вам обязанными. Святые Отцы говорят, что когда кто молится, а его отрывают от молитвы какой-либо просьбой и он раздражается, то такой человек не Богу молится, а себе. Как можно любить невидимого Бога, если ты брата, которого видишь, не любишь, — говорит апостол. Но Вы на верном пути. Те же Святые Отцы говорят, что первым этапом в борьбе с раздражением есть хранение уст, когда сердце распаляется гневом, но человек хранит уста и не дает воли языку. Вторым этапом уже должно со временем стать и хранение сердца, когда и сердце не будет принимать гневных помыслов. Когда нет молитвенного настроя, нужно заставлять себя молиться. В духовной жизни должна иметь место дисциплина. Без дисциплины, без ощущения верности тому, что нам уже открылось в молитве, в таинствах, мы рискуем сползти постепенно к тому, что молитвенного настроения у нас не будет никогда. Это молитвенное настроение надо не только беречь, но и искать и приобретать. Свт. Феофан Затворник на вопрос о том, как молиться, если душа холодна и не хочет молитвы, отвечал, что нужно тереть душу, и она согреется. Тереть — т.е. исполнять заповеди, читать Святых Отцов, исполнять молитвенное правило со вниманием, пытаясь донести все те мысли до сознания. Очень Вам рекомендую прочесть

Предисловие

Молитвенное правило мирянина состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного вдохновения, настроения и импровизации недостаточно.

Существует полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в Православном молитвослове .

Однако тем, кто только начинает навыкать молитве, трудно сразу начать читать положенное правило всё целиком. Обычно духовники советуют начинать с нескольких молитв, и затем каждые 7-10 дней добавлять к правилу по одной молитве, чтобы навык читать правило выработался постепенно и естественно.

Кроме того, у мирян иногда возникают ситуации, когда времени для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя, механически вычитывать полное правило.

Так, воспитывая разумное отношение к молитвенному правилу, святитель Феофан Затворник пишет одному семейному лицу:

«Благослови, Господи, и продолжать молитву по вашему правилу. Но никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: "стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди".

Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякий раз будет делом обдуманного свободного решения, и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей?.. Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинною сердечною молитвою. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему».

Для таких случаев существует установленное краткое молитвенное правило , рассчитанное на всех верующих.

Утром оно включает:

«Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших.

Вечером в него входят:

«Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Молитвы утренние

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)


Молитва Господня

Песнь Пресвятой Богородице


Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва ко Пресвятой Троице

От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва первая, святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Молитва того же святого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва к Ангелу хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва о живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя) , родителей моих (имена) , сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Молитвы на сон грядущим

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Господи, помилуй. (12 раз )

Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Молитва ко святому Ангелу хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; радуйся, Невесто Неневестная.

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Молитва святого Иоанникия

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

* От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь:

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". (Трижды) От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со "Святый Боже...", опуская все предшествующие. Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.

Всю Светлую седмицу вместо этого правила читаются часы Святой Пасхи.

** От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

Эти замечания относятся и к молитвам на сон грядущим.


Составлено с использованием материалов книги:
Как научиться домашней молите. Москва, «Ковчег», 2004. Трифонов Печенгский монастырь

За последние 3 недели ко мне обратилось 2 человека с просьбой научить их молиться. Меня это немного удивило (хотя и обрадовало), потому что я не обладаю каким-то духовным саном или религиозным образованием, так что странно, что они задали такой вопрос именно мне. Но на самом деле эти люди просто даже не знали кому можно задать такие вопросы, а потребность души в молитве назрела.

Саном и образованием я не владею, но своим опытом поделюсь с удовольствием. Мои знания о молитвенном правиле основаны на том, что мне рекомендовал духовный наставник и на тех лекциях святых отцов, которые я слушала. Буду пытаться рассказать всё максимально просто. Итак, если информация подобного рода вам интересна, то добро пожаловать под кат. Если возникли вопросы по теме - вэлкам в каменты; вопросы о том, "как я, человек с 2 высшими образованиями, верю в сказки аборигенов", просьба не присылать:)

Что мне понадобиться?
Выделите у себя дома уголок, в котором у вас будут стоять иконы. Иконы нельзя прибивать гвоздями к стене, лучше, чтобы они на чем-то стояли (полка или подставка). Обязательно приобретите икону Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а лики других святых - по желанию. Кстати, как правило, в церковных ларьках работают очень добрые бабушки, которые с удовольствием ответят на все ваши вопросы. Просто придите днем, когда нет службы и мало людей, и попросите вам рассказать побольше о тех иконах, которые вам понравятся.

Как лучше молиться?
Лучше всего молиться стоя, перед иконами, с прямой спиной. Руки сложите лодочкой возле груди. Во время молитвы глаза можно держать как закрытыми, так и открытыми. С открытыми глазами вы сможете видеть иконы, в которых на самом деле столько чистоты и света, что иногда просто невозможно оторвать взгляд. С закрытыми глазами вы погружаетесь в определенную медитацию, так удобней сосредотачиваться на молитве. Так что выбор за вами. Если есть возможность, читайте молитвы громко. Если нет - шепотом. Скорее всего во время молитвы ваш ум будет постоянно улетучиваться и вы будете думать о чем-то другом. Это ничего страшного, так у всех происходит, особенно поначалу. Просто отслеживайте эти моменты и возвращайтесь мыслями и сердцем в молитву.

Когда лучше молиться?
Читать молитвы нужно утром и вечером. Утром примите душ, почистите зубы и только после этого приступайте к молитве. Вечером молитвы лучше всего вычитывать перед самим сном. Перед тем, как читать молитвы, нужно трижды сказать "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" и при этом трижды перекреститься. Этими же словами (тоже трижды) надо и заканчивать молитвенное правило.

Какие молитвы читать
Здесь есть 2 варианта. Первый - полный и самый правильный. Все молитвы читаются по 3 раза. Возможно, на первый взгляд список молитв кажется слишком длинным да и сами молитвы тоже, но на самом деле трехкратное прочтение всех молитв занимает 15 минут. Второй вариант - короткий, в основном для тех, у кого мало времени или кто только начинает молиться и большое количество молитв его несколько пугает. Он занимает около 1,5 минуты. Итак, сколько времени в день уделять на молитву - полчаса или 3 минуты, каждый решает сам. Бог примет оба варианта:)) Еще очень рекомендую каждый раз после молитв обращаться к Богу и святым своими словами. Можете рассказывать о своих проблемах и переживаниях, о том, что тяготит ваше сердце. Можете рассказывать о мечтах и просить милости. Но помните, вы можете просить всё, что угодно, и для кого угодно, только не материальные блага.

1 вариант:

  • Молитва Пресвятой Троице
  • Молитва Святому Духу
  • Трисвятое
  • Отче наш
  • Богородице Дево, радуйcя
  • Молитва Честному Кресту Господню
  • Псалом 90 ("Живый в помощи вышняго")
  • Молитва Ангелу-Хранителю
  • Молитва Богородице
  • Молитва за усопших
  • Символ веры.

    2 вариант:

  • Отче наш - 3 раза
  • Богородице Дево, радуйcя - 3 раза
  • Символ веры - 1 раз.

    Ниже я привожу текст всех молитв. Кстати, молитвы Ангелу-Хранителю, Богородице и за усопших вы можете подобрать другие, те, которые вам больше всего понравятся. Их много. Можно найти в интернете или в Молитовнике (Молитовник можно купить в любой церкви).

    Молитва Пресвятой Троице
    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Молитва Святому Духу
    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

    Трисвятое
    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Отче наш
    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Богородице Дево, радуйcя
    Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

    Молитва Честному Кресту Господню
    (этой молитвой отец Анатолий в фильме "остров" изгоняет беса из дочки адмирала Тихона. мы вчера его смотрели с родителями)
    Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся, Пречистый и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

    Псалом 90 ("Живый в помощи вышняго")
    Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

    Молитва Ангелу-Хранителю
    Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный. Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи.

    Молитва Богородице
    О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, премогшая, - все поймёшь. Ты повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнёт горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила еe и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришла, я стою, я жду Твоего отклика, о, Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце моe, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Причистым ногам Твоим, Владычицe! Дай всем, кто зовёт Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.

    За усопших
    Ради драгоценной крови Иисуса спаси, Отец Небесный, наших дорогих усопших и дай им через святых Ангелов вернуться к очагу вечной любви Твоей. Матерь Божья, Утешительница бедных душ, и вы, Ангелы и Архангелы, просите за них! Воздай им. Господи, ибо сам я не могу, за то добро, какое они мне сделали. Во имя Иисуса - прощения и милосердия

    Символ Веры
    Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

  • Игумен Нектарий (Морозов)

    Тема нашей сегодняшней беседы – «О понуждении себя». Когда человек только обращается ко Христу и понимает, что есть необходимость в иной жизни, нежели та, которой он жил до этого момента, когда человек впервые прочитывает Евангелие и узнает тот закон жизни в Боге, который заложен в заповедях Христовых, он начинает понемногу учиться этой иной, новой жизнью жить. И очень скоро делает открытие, которое становится для него, с одной стороны, поразительным, а с другой – очень печальным. Он открывает для себя, насколько трудно исполнять те самые заповеди Божии, которые Спаситель назвал в Евангелии «малыми», – трудно прежде всего лично ему. И не только трудно, но и порой, как начинает казаться, невозможно, причем даже когда речь идет о заповедях самых простых – таких, как запрет на осуждение кого бы то ни было или же разглядывание кого-либо с вожделением (см.: Мф. 7:1 ; 5:28 ). А есть ведь еще и «более сложные» заповеди: подставить левую щеку после удара по правой, или же идти два поприща с тем, кто заставляет идти с ним одно, или отдать практически всю свою одежду тому, кто покушается на часть ее (см.: Мф. 5:39-42 ). И к их исполнению мы тоже, безусловно, призваны. И человек задается вопросом: как же можно спастись, если заповеди Божии так трудны и следовать им никак не получается?

    Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что говорит Сам Господь о том, как приобретается Царствие Небесное. Он говорит, что от дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и только лишь употребляющие усилие восхищают его (ср.: Мф. 11:12). Усилие же это как раз и есть понуждение себя к исполнению того, что исполнять необходимо. И если бы это было просто, то Господь бы и не говорил о том, что это усилие нам понадобится.

    Но вот в чем заключается объективная сложность. Во-первых, наша человеческая природа повреждена грехопадением и наша душа, как говорят святые отцы, подобна земле, которая содержит в себе семена всех сорняков. И человеческая воля тоже грехопадением повреждена и расслаблена, поэтому нам бывает очень трудно себя что-либо заставить сделать: наша воля, словно старая тряпочка, которая расползается от одного прикосновения. А во-вторых, каждый из нас до того, как обратился к Богу, успел приобрести какие-то навыки – и хорошие, и плохие, но, в общем-то, плохих бывает обычно гораздо больше. Почему? Потому, что для того, чтобы было больше хороших навыков, необходимо специально заботиться об их стяжании, а плохие навыки приобретаются очень легко! Наша жизнь сама по себе не учит нас ни о ком не говорить плохо или быть целомудренным, а в то же время та реальность, с которой мы постоянно сталкиваемся, содержит в себе массу соблазнов, которые развращают, растлевают человеческое сердце и делают его удобопреклонным ко греху. А добру нас может научить только лишь слово Божие, но мы далеко не всегда бываем прилежны в его изучении и исполнении.

    Что же необходимо для того, чтобы овладеть столь важным для нас искусством самопонуждения? Прежде всего необходимо то, о чем мы говорили в предыдущей беседе , – внимательная жизнь, такая, чтобы мы успевали вообще замечать, что перед нами стоит какой-то нравственный выбор, потому что если внимания нет, то, соответственно, вся наша жизнь проходит как в тумане: мы не замечаем, что есть необходимость над собою потрудиться и что есть такая возможность. Кроме того, должна быть ревность к угождению Богу: должно быть то, о чем мы также говорили в предыдущей беседе, называя это системой приоритетов . И наше спасение и желание быть с Богом должно осознаваться нами как самое главное, самое важное из того, что только может быть в человеческой жизни. Это два необходимых условия для того, чтобы можно было к этому труду приступать.

    Насколько необходимо бывает в нашей не только духовной, но и обычной, повседневной жизни себя понуждать, показывает множество простейших и знакомых каждому жизненных примеров. Мы часто видим, как нежелание понудить себя в чем-то малом оказывает влияние на целый ряд дальнейших событий нашей жизни и становится в итоге причиной неприятностей уже не малых, а значительных. Вот, скажем, человек просыпается утром, потому что звонит будильник, который он завел с вечера, а завел он его с вечера, заранее рассчитав, сколько потребуется времени для того, чтобы помолиться, сделать какие-то необходимые дела и выйти из дома так, чтобы никуда не опоздать. Человек слышит, как прозвонил будильник, но ему очень трудно встать, и он откладывает подъем сначала на десять минут, потом на пятнадцать и в итоге еле-еле встает через полчаса и выходит из дома не только опаздывая на работу, но и не позавтракав и даже не помолившись. И, если начать разбираться, видишь: все это оттого, что человек не мог себя заставить вечером отлипнуть от экрана компьютера и точно так же давал себе пять, десять, пятнадцать минут, которые сложились в те самые полчаса, которых ему утром потом для таких необходимых дел не хватило. Помимо этого, нарушив свой режим, он, возможно, долго не мог заснуть и потому встал утром совершенно невыспавшимся. В результате только из-за того, что человек в какое-то мгновение себя не понудил, вся его жизнь в течение вечера, ночи и утра претерпела изменения, которых он совершенно не желал. И возможно, еще будет претерпевать в течение дня, когда он опоздает на работу, и это тоже, в свою очередь, какие-то последствия будет иметь. То же самое можно отнести к любой другой жизненной ситуации.

    Если же говорить о понуждении себя в жизни духовной, нужно прежде всего иметь в виду, что к молитве, как показывает опыт, понуждать себя гораздо труднее, чем к чему бы то ни было житейскому. С одной стороны, это естественно, потому что молитва – настоящий труд; это собирание себя, это напряжение ума, это отклик сердца нашего, которое должно в молитве постепенно становиться созвучным с тем, что наш ум понимает. И от этого труда мы стараемся убежать. Но есть и другая причина – это враг, который ничему так не противится, как молитве, и поэтому старается нас от нее всеми возможными способами отвести. Он может или предлагать нам какие-то дела, вроде бы необходимые или же просто приятные, или наводить на нас какое-то расслабление, а мы и за дела хватаемся, и расслаблению поддаемся, и потому так часто время, отведенное для молитвы, пропускаем и потом молимся либо наспех, либо сокращенно, либо даже совсем не молимся. То же самое, в принципе, относится к любому другому делу, которое нам необходимо сделать ради Христа. А еще это относится к поступкам, от которых необходимо себя удержать, и тоже ради Бога: например, когда нам хочется что-то неподобающее сказать, и это желание так сильно, что слова буквально рвутся наружу из наших уст, враг тоже выставит против нас весь свой арсенал, чтобы мы все-таки себя понудить не смогли. И когда мы с собой не справились – не помолились как должно или сказали что-то, что не хотели, мы обязательно чувствуем внутреннюю опустошенность и усталость; так бывает, когда враг над нами вновь посмеялся. Тем не менее, когда такая ситуация вновь возникает, мы опять с великим трудом себя удерживаем или даже не удерживаем.

    Мы с вами знаем о том, что современный человек вообще очень расслаблен. И иногда бывает так, что мы говорим с кем-то в частной беседе о тех или иных обстоятельствах жизни, и человек вдруг признается: «Да я прекрасно понимаю, как я должен поступать, как я должен вести себя со своими родителями или, наоборот, с детьми, что мне нужно делать на работе, почему мне нужно ходить в храм, зачем мне нужно дома молиться, как удерживаться от ссор, конфликтов и других ситуаций, которые разрушают добрые отношения с ближними». И видишь, что действительно и знает, и понимает. Однако тут же человек задает такой недоуменный вопрос: «Но разве можно себя заставить именно так и делать?». То есть для многих людей вопрос стоит примерно так: а что, разве можно вообще как-то с собой справиться? Я в таких случаях говорю: «Вот вы, допустим, не можете вставать по будильнику и не понимаете, как это возможно. А я вам открою секрет, как это возможно. Механизм этого вставания такой: сначала отрывается от подушки голова, потом вы приподнимаете туловище, потом спускаете на пол одну ногу, потом другую, потом принимаете сидячее положение и, наконец, встаете. Просто здесь необходимо приложить усилие».

    Почему этот момент приложения усилия оказывается непонятен? Очевидно, потому, что люди очень редко заставляют себя какое-либо усилие предпринимать. Наша жизнь подобна течению реки, и можно просто плыть по этому течению. То, что получается делать, выполнять, а то, для чего необходимо пойти против течения, обходить и не делать. И многие в наше время так, в каком-то полусне, свою жизнь и проживают. Знаете, я когда-то задавался вопросом: каким образом люди во время Великой Отечественной войны – обычные люди из тех, кто ушел от земли, от станка на фронт, под шквальным огнем поднимались из окопов и шли в атаку? Да, порой сзади них стоял заградотряд с пулеметами, но далеко не всегда. Чаще всего они шли просто потому, что это было необходимо – и в любом случае у них не было другого выхода. Они видели, как падают, скошенные пулями, десятки и сотни людей вокруг них, и понимали, что единственное возможное сейчас действие – подняться и идти вперед. Значит, все-таки человек это может сделать. И может сделать даже тогда, когда это сопряжено с риском для его жизни. И если можно заставить себя подняться и пойти в атаку, – значит тем более можно подняться утром с постели и вовремя помолиться. Просто мы не всегда отчетливо сознаем, что другого выхода у нас нет .

    И еще один жизненный пример, более знакомый, наверное, людям старшего поколения. Есть такой известный в прошлом цирковой артист – Валентин Дикуль. Он когда-то травмировался, повредил позвоночник и лежал продолжительное время парализованный, прикованный к постели. И этот человек, совершенно разбитый, почему-то никак не мог успокоиться: то просил, чтобы ему принесли эспандер, и принимался его растягивать, то делал какие-то упражнения, начиная буквально с малейших движений пальцами ног. И вот это его постоянное шевеление вместо лежания неким совершенно омертвевшим телом в постели постепенно привело к тому, что однажды он поднялся на ноги, а потом стал всемирно известным силачом. Этот пример очень важен для нас, потому что нам тоже нужно свое движение к Богу начинать, образно говоря, вот с такого шевеления практически омертвевшими пальцами, чтобы постепенно заработали руки, ноги и все наше тело и мы смогли наконец встать и пойти навстречу Богу.

    Конечно, нам далеко до святых отцов, которые воспитывали свою волю самыми непростыми и порой даже изощренными, на взгляд современного человека, испытаниями. Я всегда, когда об этом заходит речь, вспоминаю такой пример из патерика: некий старец, живший многие годы только на хлебе и воде, вдруг – уже в преклонных годах, изнуренный болезнью – захотел съесть огурец. И он себя в этом желании смирял таким образом: он где-то нашел огурец, повесил его у себя перед глазами и каждый день себе говорил: «Ты хотел огурец? Вот он, висит перед тобой, но ты его есть не будешь». Дело, конечно, не в том, что грех – съесть огурец, просто такова была мера строгости этих людей к себе. А мы, по своей духовной мере, должны хотя бы просто научиться тому, чему в принципе учится с детства любой человек, если он хочет стать человеком, приспособленным к жизни, а не размазней и безвольным существом. Вовремя встать, вовремя лечь, промолчать тогда, когда говорить не надо, и, наоборот, решительно сказать, когда кто-то ждет нашего слова… Все это нас постепенно подводит к самопонуждению и в вещах духовных. И, когда у человека появляется навык делать усилие над собою, он становится гораздо более собранным, более целеустремленным, и ему уже легче бывает понять, как исполнить то, что от него ожидает Господь.

    Знаете, в духовной жизни нет никаких оснований уповать на милосердие врага, потому что никогда он не перестанет нас ненавидеть и никогда он не перестанет над нами издеваться, поэтому нужно понимать: здесь лучшая защита – нападение. На того, кто нападает сам, нападать ответно бывает гораздо труднее. Не надо быть постоянно в положении гонимых, мучимых – надо, наоборот, наступать. Тогда и враг будет отступать от нас, и наше естество тоже будет смиряться и не будет нам так ожесточенно и уверенно противиться.

    Естественно, что в понуждении себя, как и во всем, должна быть определенная мера, потому что если кто-то из нас, привыкнув есть вкусно и сладко, начнет по примеру преподобного Ефрема Сирина, подмешивать себе в пищу пепел из кадила и заставлять себя ее так вкушать, то, наверное, из этого ничего хорошего не выйдет. И когда кто-то, привыкнув спать девять-десять часов в сутки, будет понуждать себя молиться по ночам, оставляя для сна два-три часа, это тоже ничем добрым закончиться не может. Здесь должно быть рассуждение и постепенное восхождение от самого простого к более трудному. И за своим телесным естеством нужно обязательно наблюдать, чтобы избежать надрыва. И, когда бывает совсем тяжело, когда мы чувствуем, что и душа, и тело наши переутомлены, надо давать себе отдых. Но отдых, который не приведет к расслаблению, а только лишь даст нам те силы, которые необходимы для совершения духовных и телесных трудов.

    И в заключение нашей беседы о самопонуждении хочу сказать, что не всегда то, что кажется трудным, на самом деле так трудно и страшно. Чем больше и чем дольше мы будем трудиться над собой, тем легче эти усилия будут нам даваться, потому что, как постепенно крепнет тело человека, который приходит в себя после полной неподвижности, так же крепнет и душа – становится сильнее, становится бодрее, становится энергичнее. И то, что еще вчера давалось с трудом, а позавчера казалось совершенно невозможным, делается вполне доступным. В глазах человека, который много потрудился в духовной жизни, нет той тоски и того отчаяния, которые порой овладевают людьми, только-только понявшими на исповеди или как-то иначе, что им предстоит в каких-то моментах заставлять себя, ограничивать себя и работать над собой. Поэтому обязательно нужно себя подгонять, торопить, тормошить и не давать себе уснуть в некой успокоенности оттого, что мы пришли в Церковь и встали на путь, ко спасению ведущий.

    Вопросы после беседы

    ? Батюшка, где проходит грань между механической молитвой и понуждением к молитве?

    — Эту грань достаточно легко определить. Понуждая себя к молитве, мы заставляем себя молиться более внимательно. И обнаруживая, что наш ум куда-то убежал, вновь и вновь, употребляя усилие, его возвращаем. А механическая молитва – это когда человек просто встает и прочитывает те молитвы, которые есть в молитвослове, ни к чему свой ум при этом не понуждая. Единственное, что он заставляет себя делать, – просто стоять и читать. Если же мы понуждаем себя именно молиться, то такую молитву механической назвать нельзя.

    ? Нужно ли возвращаться назад при чтении правила, если внутренне отвлекся и прочитал какую-то его часть, не вникая в смысл?

    — У некоторых подвижников действительно есть такой совет: возвращаться в молитве, если мы отвлеклись, к последнему сознательно прочтенному слову. Но на практике это нередко приводит к тому, что люди читают правило и по часу, и по полтора часа, а потом у них просто пропадает способность молиться вообще, потому что человек очень устает от такой молитвы. Поэтому мне кажется, что лучше просто, увидев, что наш ум рассеялся и отвлекся, укорить себя и продолжать молиться дальше.

    ? А если вечером начинаешь читать правило и от усталости не соображаешь, что читаешь, нужно заставлять себя читать?

    — Тут бывает по-разному. Наверное, все-таки нужно стараться себя заставлять. Почему? Потому, что очень часто к нашему утомлению примешивается и действие врага. Многим, наверное, знакомо, как это бывает: встали на молитву – глаза слипаются, после этого пошли что-то другое делать – вроде бы и спать не хочется. Как с этим боролись древние подвижники? Есть в патерике такой случай: некий брат, когда вставал на молитву, начинал себя чувствовать очень плохо – на него нападала горячка, все тело ломило, бросало в дрожь. И он, борясь с этим, каждый раз говорил себе: «Ну вот, видимо, пришло время моей смерти. Что же мне еще делать, как не молиться? Сейчас помолюсь и умру». И так он поступал постоянно до тех пор, пока это искушение вражие его не оставило. Но если мы понимаем, что объективно очень устали – ну скажем, у нас была по какой-то причине одна бессонная ночь, потом вторая, и мы чувствуем, что у нас болит сердце, что у нас что-то с сосудами, с давлением, то, безусловно, надо себе какой-то роздых дать. Хотя если мы в своем времени властны и мы можем просто помолиться и лечь спать на несколько часов пораньше, то лучше так тогда и сделать.

    ? А если просто за день так устаешь, что к ночи с ног валишься и уже не в состоянии молиться?

    — Вот скажите: чем нас борет враг утром? Он нам не дает вовремя проснуться, чтобы помолиться. Значит, вечером он, скорее всего, будет нас чем-то постоянно занимать, чтобы не дать вовремя заснуть и, соответственно, должным образом прочитать перед этим вечерние молитвы. Вывод такой: если у нас есть подобная проблема, надо начинать читать вечернее правило в то время, когда мы еще в состоянии молиться внимательно – вне зависимости от того, когда мы отходим ко сну. Я знаю людей, которые приходят домой и в шесть-семь часов вечера читают молитвы на сон грядущим – до молитвы « Владыко, Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет… ». А непосредственно перед сном дочитывают небольшую оставшуюся часть молитв. Таким образом они врага успешно обманывают – притом, что до этого им вечернее правило давалось по тем или иным причинам очень трудно.

    ? Отец Нектарий, а ведь может быть такое, что человек не понуждает себя не потому, что не хочет, а потому, что пока еще не понимает, как это сделать и у него еще нет навыка?

    — Дело в том, что навык, как мы уже на предыдущих беседах говорили, приобретается посредством того, что человек пробует сделать что-то и это рано или поздно в навык перерастает. Если человек не пробует, то навыка не появится. Невозможно научить ходить человека, который не делает ни одного шага. Ты говоришь ему: «Для того чтобы пойти, надо сейчас встать на ноги, правую ногу двинуть вперед, потом левую ногу двинуть чуть дальше правой, потом правую ногу двинуть чуть дальше левой – и это называется ходить». Человек говорит: «Ага, понял» – и сидит. Никакого навыка у него не появится. Никакого. Я очень часто подобное наблюдаю, и меня очень печалит, когда люди даже не пытаются ничего делать сами. Человек тебя слушает, твое слово его какое-то время питает, согревает, воодушевляет, но он потом его не реализует. А я вижу, глядя на этого человека, что он мог бы не только реализовать, но и гораздо лучше меня это сделать, но почему-то этого не делает. Это то, что любого священника очень огорчает и расстраивает.

    ? Вы сказали, что не стоит возвращаться к тому месту в правиле, на котором мы отвлеклись. А если мне, чтобы что-то понять, дважды нужно перечитать – в книге или в молитвах, и я перечитываю, это то же самое или нет?

    — Знаете, раз уж я начал говорить о радостях и огорчениях священников, давайте я вам еще одну небольшую тайну открою. Рассказать вам, что священника на исповеди утешает? Его не настолько утешает правильный и хорошо живущий человек, насколько может утешить человек слабый и немощный, но куда-то карабкающийся, как та лягушка, которая сбила масло из молока, пытаясь выбраться из кувшина. Поэтому, если вы читаете два раза, стараясь что-то понять, то укорить вас за это ни в коем случае нельзя.

    ? Если утром рано встал, помолился, сделал какие-то дела, можно потом прилечь после молитвы?

    — Это вполне можно сделать, единственное что желательно заранее иметь в своем распорядке дня то время, которое мы можем посвятить отдыху или сну в том случае, если нам этого сна не хватило ночью, потому что если это будет то одно время, то другое, то третье, то весь день будет из-за этого как бы деформироваться. И можно найти опять-таки в житиях древних подвижников свидетельства о том, что и они в течение дня давали себе какое-то время отдыха, и оно позволяло им восстановить силы для того, чтобы свои дела в течение вечера или даже части ночи потом делать.

    ? Что хуже – не помолиться утром или опоздать на службу?

    — Есть здравая мысль, с которой я начал этот разговор: надо завести будильник и по нему встать, рассчитав заранее, сколько времени нужно, чтобы до службы успеть помолиться. Если же случилось так, что вы проснулись и времени помолиться нет – то да, вам придется без утренних молитв идти на службу. Но если подходить к этому строго, то для того, чтобы это не вошло в привычку, нужно после службы прочитать утренние молитвы, хотя время уже будет обеденное. Как правило, это помогает в следующий раз не проспать.

    Поделиться: