Самые крупные сокровища с затонувших кораблей. Знаменитые клады и сокровища, которые ещё не найдены

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Самые известные клады , обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив - на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы - корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне - резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы – золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.

Затонувшее судно возле бухты Салькомбе

Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.

Затонувший корабль из Белитунга

Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.

Корабль SS Центральная Америка

Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.

Затонувшие сокровища Антикитеры

Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic

У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus

Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Корабль SS Gairsoppa

Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.

Флагманский корабль Вайда

Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $.

Нуэстра Сеньора де Аточа

Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.

Нуэстра Сенбора де лас Мерседес

Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.

По оценкам специалистов для того, чтобы обнаружить и поднять на поверхность неизвестно где затонувшие корабли понадобится более четырехсот лет. Подумать только какие сокровища затонувших кораблей можно обнаружить на потерянных судах, сотни лет покоящихся в глубинах мирового океана. Какие затонувшие и исчезнувшие судна до сих пор не дают покоя искателям морских сокровищ, историкам и археологам? Конечно, составить полный список подобных судов не представляется возможным, но о некоторых говорят чаще всего.

Flor de la Mar - Суматра, Малайзия

История португальского судна 16 века Flor de la Mar считается одной из наиболее загадочных историй исчезновения морских судов. Шхуна «Flor de la Mar» исчезла в 1511 году во время шторма, в который она попала у северного побережья Суматры. Говорят, что на борту корабля находились награбленные сокровища, которые португальцы отняли у жителей королевства Мелака, современная Малайзия. По некоторым данным трюмы корабля буквально забиты были золотом, весом в 60 тонн. Несмотря на то, что предполагаемое место катастрофы находится в одном из самых популярных среди дайвером месте, сокровища до сих пор так никто и не нашел.

«Мерчант Ройал» - Дармут, Британия

Считается, что самый большой морской клад в Британии, который пока еще не обнаружили, погружен в водные глубины примерно в 34 км от Лэндс Энд в Корнуэлле. Судно возвращалось в Англию вместе с испанскими сокровищами, но случившийся 23 сентября 1641 года шторм, помешал «Мерчант Ройал» добраться до пункта назначения. На борту судна на тот момент находилось 500 слитков золота, серебра и драгоценных камней.

«Сан Хосе» - полуостров Бару, Колумбия

В 1708 году во время Войны за испанское наследство, английский командор Чарльз Вагнер захватил и затопил испанский корабль, на борту которого, как утверждали, помимо экипажа были и несметные сокровища. Известно, что «Сан Хосе» покоится на глубине примерно 305 метров между Иса дель Тесоро, который также называют Остров Сокровищ и полуостровом Бару. Груз «Сан Хосе» на сегодняшний день оценивается в миллиард долларов.

Nuestra Senora de Atocha - Кэй Вест, Флорида, США

В 1985 году охотник за морскими сокровищами Мел Фишер после 16 лет упорных поисков обнаружил место крушения «Nuestra Senora de Atocha» в 56 км от побережья Кеэй Вест во Флориде. На поверхность начали поднимать сокровища, золото и серебро, 100 000 испанские монет, колумбийские изумруды и другие артефакты.

HMS «Виктори» - Ла Манш, Великобритания

В 2009 году американская компания Odyssey Marine Exploration объявила об обнаружении затонувшего судна, предшественника той «Виктори», на которой был адмирал Нельсон. Судно было найдено в районе группы рифов вблизи Нормандских островов. По оценкам специалистов компании, на борту судна находятся 100 000 золотых монет. Споры по поводу правообладания обнаруженными сокровищами продолжаются до сих пор.

Notre Dame de la Deliverance - Кэй Вест, Флорида, США

В ноябре 1755 года испанский галеон Notre Dame de la Deliverance покинул порт Гаваны с грузом сокровищ, собранных на шахтах Мексики, Перу и Колумбии. Через день после отплытия, корабль попал в сильный шторм с ураганом и, не справившись со стихией, затонул практически с грузом и практически всем экипажем. Потерянное золото и серебро оценивается в 2 миллиарда долларов, место, где затонул галеон, согласно некоторым данным, было обнаружено в 2003 году, но награбленные сокровища до сих пор не подняты на поверхность.

USS Сан Джасинто - Абакос, Багамы

Водные глубины у побережья багамского острова Абако, это не только лучшие места для глубоководного дайвинга, но и предположительное место крушения 500 судов с никем не найденным по сей день ценным грузом на борту. Одна из самых интересных находок, сделанных в этом регионе, это, пожалуй, USS Сан Джасинто, экспериментальное военное судно времен гражданской войны. Этот корабль, затонувший у Чаб Рокс, был одни из первых военных пароходов.

Hoi An Junk -полуостров Да Ханг, Вьетнам

В 90-ых годах у берегов полуострова Да Ханг во Вьетнаме на глубине 79 метров были обнаружены останки затонувшего судна. Выяснилось, что это был тайский корабль с внушительным грузом, состоящим из старинной бело-голубой керамики, украшенной человеческими фигурками, изображениями животных, пейзажей и мифологических существ. По оценкам историков и археологов керамика относится к вьетнамскому Золотому Веку, который пришелся на середину 15 века.

SANTISSIMA TRINIDAD

В 1616 году испанский галеон «Santissima Trinidad», направляясь в Акапулько, у южной оконечности Японии, попал в сильнейший шторм. По оценкам специалистов на борту галеона находились 3 000 000 песо, или 94 тонны монет.

NEUSTRA SENORA DE BEGONA, SANTO DOMINGO, SAN AMBROSIO & SAN ROQUE

В 1605 году семь испанских галеонов покинули порт Картахены и взяли курс на Гавану. Моряки были уверены, что сезон ураганов и штормов остался позади. Однако впереди испанцев ожидал неприятный сюрприз. На полпути между Ямайкой и Ютаканом, суда попали в ужасный шторм. Лишь одному галеону удалось вернуться обратно в Картахену, два все-таки добрались до Ямайки, а вот остальным четырем повезло меньше. Галеоны вместе с оцененным в 8 миллионов песо грузом золота, серебра и изумрудов пошли на дно у берегов Серранильи. Вместе с сокровищами на дне морском упокоились и 1300 человек, в том числе все члены экипажа.

NAPRIED

В июне 1872 года судно Napried с грузом ковров отбыло из Бостона в Бейрут. Однако по дороге в трюмах случился сильный пожар, судно сгорело и затонуло в неизвестном месте. Napried вез не только ковры, в трюмах везли ценную коллекцию киприотского антиквариата, принадлежавшего американскому послу. Этот человек собрал богатейшую коллекцию старинных ценных вещей, состоящую из более чем 35 000 предметов, 5000 тысяч из которых были утрачены во время кораблекрушения. В свое время посол вел переговоры о продаже коллекции одному из музеев мира и, в конце концов, продал ее музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

ISABELA

К югу от мыса португальского мыса Санта-Мария на глубине 400 футов покоится корпус корабля «Isabela». Этот галеон в свое время принадлежал к армаде герцога де Верагуа, в 1672 году по пути в Севилью вовремя бури корабль перевернулся и пошел на дно. Капитан Хуан Угарте и 400 человек, находившихся на борту, погибли во время кораблекрушения. Среди останков корабля в морских глубинах до сих пор похоронены сокровища на сумму 1 000 000 долларов, как считают историки, в основном это перуанское и колумбийское золото.

SOLEIL DORIENT

Крушение 1000 тонного судна французской Ост-индийской компании «SOLEIL DORIENT» одной из самых известных и «многообещающих» в плане объема затонувших морских сокровищ, катастроф. «Soleil dOrient» с подарками от короля Сиама королю Франции Людовику XIV, Папе Римскому и ряду богатых аристократов Европы, отправилось в плавание в 1681 году. Ценный груз сопровождали три посла и двадцать камердинеров. Считается, что у юго-восточной оконечности Мадагаскара судно село на мель и получило сильные повреждения, после чего затонуло. Судя по всему, останки судна могут находиться на небольшой глубине. Помимо внушительного груза бриллиантов, среди особых ценностей, находившихся на борту «Soleil dOrient», эксперты выделяют золотой обеденный сервиз, состоящий из 1000 предметов (подарок японского императора), большое количество серебряных приборов и ценный фарфор, принадлежавший в свое время императору Китая. Историческую ценность груза «Soleil dOrient» трудно переоценить.

MERCEDES

Испанское судно «Nuestra Señora de las Mercedes», перевозившее в тот злополучный рейс 1804 года огромное количество золота, серебра и драгоценностей, подверглось атаке англичан у португальского мыса Санта-Мария. В то время Испания официально придерживалась политики нейтралитета, но в тоже время довольно непрозрачно намекала на военный альянс с Францией Наполеона. Следуя приказу Адмиралтейства, вице-адмирал Грэхем Мур потребовал от испанцев изменить курс, направив судно к берегам Англии. Старший офицер испанцев контр-адмирал Дон Хосе Бустаменте отказался следовать требования британцев и открыл огонь. В результате непродолжительной битвы, «Mercedes» взорвалась. По свидетельствам современников корабль раскололся как яичная скорлупа, желток из который вытек в морские глубины. Судно не затонуло моментально, погружалось оно довольно медленно, потому многим удалось спастись. Большинство тех, кому удалось избежать гибели. В одном из своих писем адмирал Мур утверждал, что группа из четырёх испанских кораблей, одним из которых была «Nuestra Señora de las Mercedes» перевозили в своих трюмах 4 436 519 золотых и серебряных песо, 1 307 634 из которых принадлежали испанскому королю. Вскоре после этого инцидента Испания забыла о своем нейтралитете и объявила войну Англии.


Деревянные каравеллы и галеоны, громадные современные лайнеры - тысячи судов покоятся на морском дне. Некоторые из них скрывают в своих трюмах сокровища: бочки с золотыми слитками, серебряными монетами и произведения искусства. Подводные археологи, современные охотники за сокровищами, азартно исследуют остовы кораблей в поисках ящиков, в которых могут быть как испанские пиастры, так и знаменитая Янтарная комната. В этом обзоре - судьба знаменитых затонувших кораблей, которые ждут своего открытия и исследования подводными археологами.




Подводный археолог Роберт Баллард, обнаруживший обломки «Титаника», «Бисмарка» и авианосца «Йорктаун», однажды сказал: «Почему мы не исследуем океаны?.. В них больше истории человечества, чем во всех музеях на Земле, вместе взятых».

«Санта Мария» Христофора Колумба



В свое знаменитое плавание в Америку Христофор Колумб отправился на трех кораблях: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария». В Рождественский вечер 1492 года флагман экспедиции, 36-метровая каракка «Санта-Мария», потерпела крушение возле острова Гаити. Как оказалось, рулевой матрос передал управление молодому юнге, который и посадил судно на рифы. Понимая, что судно не может быть спасено, экипаж снял часть груза с корабля. Колумб приказал извлечь из остова как можно больше досок и бревен. Их использовали для строительства форта La Navidad («Рождество»), который вскоре уничтожили индейцы.



Точное местоположение останков «Санта-Марии» с тех пор было потеряно для истории. В 2014 году подводный археолог Барри Клиффорд заявил, что он нашел обломки «Санта-Марии», используя информацию из журналов Колумба. Но расследование экспертов ЮНЕСКО показало, что затонувшие обломки принадлежало совсем другому кораблю XVII-XVIII в.

Находка «Санта-Марии», скорее всего, не принесет много денег нашедшему ее. Но имя обнаружившего этот исторический артефакт станет известно всему миру.

Испанские галеоны серебряного флота



Испания XVI-XVIII вв. процветала за счет своих американских и ост-индских колоний. На тяжело груженых кораблях испанцы ввозили в Европу золото, серебро, бриллианты, шелк, табак, пряности, жемчуг, сахар. Обратно в колонии отправляли текстиль, инструменты, книги. Тяжелые, маломаневренные корабли, галеоны, загружались сразу десятками и оправлялись вместе конвоями. Так им было проще противостоять пиратам в Карибском море и Малайе.



Иногда галеоны тонули, унося на морское дно несметные сокровища. А иногда в жестоких вест-индских штормах тонули целые эскадры, груженые серебром из рудников Потоси, Мехико и Лимы.


Местонахождения останков некоторых из этих кораблей известно, а многие пропали бесследно. Одна из последних находок – галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа». В сентябре 1622 года восемь кораблей, в том числе и этот, погибли в шторме у берегов Флориды. На его борту, кроме прочего груза, было 40 тонн золота, серебра и драгоценных камней. За прошедшие века они рассеялись подводными течениями на километры вокруг. Десятилетия поисков искателей сокровищ увенчались находками на 450 миллионов долларов. В 40 километрах восточнее Флориды, под водой, все еще покоятся оставшиеся ценности на полмиллиарда долларов.

Лайнер нацистов «Вильгельм Густлофф»



В январе 1945 года советская подводная лодка потопила один из крупнейших лайнеров нацистской Германии – «Вильгельм Густлофф». 208-метровое судно было переполнено: на его борту находилось более 10 000 человек, в том числе моряки немецкого флота.



В ходе «атаки века», которую удачно провел командир подлодки С-13 Александр Маринеско, лайнер затонул. С ним на дно ушли от 7000 до 9000 человек, а также, предположительно, упакованное в ящики «восьмое чудо света» - Янтарная комната. Она была подарена в 1717 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I российскому царю Петру I. А в годы Великой Отечественной Войны немцы тайно вывезли ее из Ленинграда и пытались переправить дальше, в Рейх.

После завершения войны на затонувшем лайнере проводили работы советские водолазы специальной службы ВМФ СССР. Но Янтарная комната по сей день не найдена. Вместо этого в Екатериненском дворце была воссоздана ее точная копия.


Когда находят древние затонувшие корабли, в основном все, что остается после них, это остатки древесины. В течение веков, проведенных под волнами, разрушается любое органическое вещество. Но ледяные глубины иногда становятся гробницей, которая сохраняет некоторые моменты возрастом сотни и даже тысячи лет.

1. Груз «Ментора»


По поводу данных артефактов до сих пор идут споры между Грецией и Великобританией. В 1801 году британский лорд Элгин заполнил 16 ящиков мраморными предметами искусства, которые он вывез из Парфенона. В следующем году британский корабль Mentor отплыл в Лондон, везя на борту награбленное (или законное имущество, в зависимости от точки зрения разных сторон) и самого лорда Элгина. Около острова Китера корабль попал в бурю и затонул.

Вскоре после этого, ящики сумели поднять с морского дня, и сегодня их содержимое выставлено в Британском музее в Лондоне. 17 скульптур и 56 настенных панелей, которые когда-то украшали Парфенон, являются предметом ожесточенного спора между двумя странами.

Совсем недавно археологи посетили место 200-летнего кораблекрушения, чтобы увидеть, не остались ли на борту «Ментора» какие-либо артефакты. Хотя они искали мраморные предметы из Парфенона, нашлись другие предметы старины, которые лорд Элгин хотел вывезти из Греции, в частности - каменный сосуд и ручки древних родосских амфор, датируемые III веком до н.э.



Во время подготовки к бою в 1676 году королевский военный корабль Kronan случайно потопил сам себя. Шведское судно слишком сильно накренилось на повороте, и морская вода через орудийные порты залила трюм. После повторного открытия затонувшего судна в 1980 году на поверхность Балтийского моря подняли более 20 000 артефактов. В 2016 году шведские ученые обнаружили черную жестяную банку на морском дне. Внутри ее был липкая вонючая масса, похожая на полуразложившийся сыр. Хотя пока не были проведены испытания и ученые не могут с точностью утверждать, что это, они считают, что в банке содержится гранулированный голубой сыр рокфор.

3. Подарки



Археологи искали потерянный флот пиратского капитана Генри Моргана, когда они нашли «Энкарнасьон». Хотя это судно не везло ценный груз, а также не было хорошо известно, это была очень редкая находка. Несмотря на то, что судно было найдено на глубине всего 10 метров под водой, в нем до сих пор сохранились более ста ящиков с клинками для мечей, подковами и гвоздями, а также свинцовые печати, которыми в то время снабжался скоропортящийся товар. Подковы были предназначены для огромных караванов мулов, которые доставляли серебро и золото из глубины Южной Америки к Панамскому перешейку, где их грузили на корабли.

4. Арабская дау



Почти 20 лет назад дайверы, которые охотились на морских огурцов между индонезийскими островами Бангка и Белитунге, заметили керамический сосуд, застрявший в кораллах. Он оказался самым большим подводным археологическим открытием Юго-Восточной Азии. Рядом нашлась полуразрушенная арабская дау (одномачтовое арабское судно), датируемое IX веком. Это первая арабская дау, которую нашли в данных водах, и она везла богатый груз из более чем 60 000 предметов ручной работы из Китая. Сотни одинаковых чернильниц, сосудов и чайных чаш Чанша времен китайской династии Тан очень похожи на современные товары, которые массово производятся на экспорт. Некоторые из сокровищ Чанша находятся в идеальном состоянии, чего ранее никогда не встречалось. Сосуды были украшены сценками из буддизма и ислама

5. История Сан-Хосе


Когда-то морские просторы бороздило множество судов работорговцев. Тем не менее, ранее не находили затонувших подобных судов. Наконец, в 2010 году был обнаружен первый затонувший корабль работорговцев. Архивы Португалии зафиксировали выход в море корабля «Сан-Хосе» из Лиссабона в апреле 1794 года. На его борту было 1500 блоков железного балласта. Балласт имел большое значение, поскольку его использовали для уравновешивания «живого груза».

Документ в Мозамбике, датируемый 22 декабря 1794 года, описал продажу чернокожих людей торговцам с «Сан-Хосе», не оставляя никаких сомнений относительно цели корабля. В итоге, 27-го декабря «Сан-Хосе» развалился на рифах возле мыса Доброй Надежды. Из 400 мужчин и женщин, похищенных в Мозамбике, около половины выжили. Идентичность затонувшего судна была подтверждена, когда водолазы нашли кандалы и железный балласт.

6. Кораблекрушение эпохи Колумба

В 1503 году недалеко от Омана шторм уничтожил два португальских корабля и их экипажи. Один из этих кораблей, «Эсмеральду», сумели найти британские археологи. Была сделана редчайшая находка - серебряная монета по названию «индио», о существовании которых знали, но которых ранее не находили. Инициалы, выгравированные на каменных пушечных ядрах, подтвердили, что капитаном судна был Висенте Содре, дядя известного исследователя Васко да Гама.

Одной из самых загадочных находок стал загадочный металлический диск с эмблемой короля Португалии. Никто не знает, что это такое, но эксперты предполагают, что диск являлся частью неизвестного навигационного устройства. «Эсмеральда» затонула всего десятилетие спустя после того, как Колумб нашел Новый Свет в 1492 году.

7. Лахорский ковер



Остров Тексел в Ваддензее является настоящим кладбищем кораблей. Он был остановкой для судов, покидающих или направляющихся в Амстердам. Это место было также известно сверхмощными штормами, которые потопили множество кораблей. В 1642 году Королевский английский флот плыл из Дувра в Нидерланды, когда погода внезапно снова испортилась вблизи острова Тексель. Один из дюжины кораблей, которые затонули в тот день, был обнаружен вблизи острова в 2014 г. В трюме «Пальмовой ветви» нашлось то, что обычно не выживает 400 лет в океане – ковер, сделанный из шерсти и шелка. Его сделали в XVII веке в Лахоре, который сегодня находится на территории Пакистана.



Помимо ковра в трюме затонувшей «Пальмовой ветви» нашлась еще одна ценная находка. Исследователи нашли 400-летний гардероб, принадлежащий представительнице элиты. Плащи, лифы и чулки, которые сохранились в почти идеальном состоянии, были украшены большим количеством серебра и золотой нитью. Особое внимание было уделено платью большого размера из японского дамасского шелка.

Благодаря письму Получение одежду из 1600 - х годов после того, как под водой в течение многих столетий был года выяснилось кому принадлежало это платье. Принцесса Елизавета Стюарт упоминала в этом письме, как английская королева Генриетта потеряла багаж, который должен был прибыть на судне, а также две дамы из ее свиты потеряли весь свой гардероб. Исследователи полагают, что это платье в почтенном стиле принадлежало самой старшей придворной даме, 56-летней Джин Керр, графине Роксбургской.



Большинство знаний о древней медицине происходит от древних писаний. В 2004 году археологи получили возможность подержать в руках настоящее древнее лекарство. У берегов Тосканы в 1980-е годы нашли остатки римского судна Relitto del Pozzino. На его борту были найдены деревянные флаконы с лекарствами, крючки для хирургических операций и оловянный контейнер. Рентгеновский снимок последнего обнаружил, что внутри сосуда лежали пять таблеток.

Плоские серые таблетки оставались сухими и неповрежденными благодаря герметичной капсуле. Это позволило впервые произвести химический глубокий анализ веществ, которые римляне использовали в медицине. В состав лекарства входили крахмал, оксид железа, пчелиный воск и сосновая смола. Ученые предположили, что это были капли для глаз.


Возле южной части Сицилии, недалеко от побережья Гела, 2600 лет назад затонул корабль. В 2015 году морские археологи обнаружили два коринфских шлема, сосуд и 39 слитков таинственном металла, известного только из греческой мифологии и легенд об атлантах. Орихалк описывался как драгоценный красный металл, который по ценности уступает только золоту. Труды Платона утверждали, что этот металл добывали в Атлантиде, и именно им был покрыт почти каждый храм Посейдона.

В феврале 2017 года на том же месте кораблекрушения нашли еще 47 слитков древнего сплава, который содержит до 80 процентов меди, 15-20 процентов цинка, а также небольшие количества свинца, никеля и железа. Тем не менее, это не уменьшает тайну, которая до сих пор остается нераскрытой - реальный возраст и происхождение орихалка. О корабле, который вез самый легендарный металл в мире, неизвестно ничего.

А не так давно учёными был . Эта находка стала настоящей сенсацией.

Поделиться: