Как правильно оформлять лабораторную работу по биологии. Количество и назначение ученических тетрадей по биологии и химии

03.06.2011 15345 1349

О письменных работах учащихся общеобразовательных школ по биологии и химии

Нукеева Ж.Т., методист ОО

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Виды письменных работ учащихся.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

Оставьте препарат на 10 минут в темноте. шелк лягушки. Замечено, что бактерии распределяются равномерно под решеткой. удаляется из нити водорослей и направляется к краям ламели, где кислород растворяется из воздуха. Бактерии собирают из пленки на поверхности банки. Жидкость в горшке вызывает беспокойство. и зеленые водоросли дышат и потребляют весь кислород под решеткой. Единственным источником кислорода под решеткой является волокнистая нить волоса, которая делает фотосинтез. где он очень большой. фотосинтез - лабораторная работа из перепрофилирования Необходимый материал: микроскопы. их можно заметить из-за волновых движений, которые они делают.

Планы и конспекты лекций учителя;

Задачи и упражнения по химии;

Рефераты по химии и биологии;

Планы статей и других материалов из учебников;

Ответы на вопросы по биологии и химии;

Отчеты по выполнению лабораторных и практических работ по биологии;

Отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;

Выполнение препаратов с плюрикулярными зелеными водорослями. Выбираются филаментные шелковые нити. Прикрепите нить из нитевидной нити к стеклянному лезвию. Отмечается, что бактерии помещаются только вокруг нити зеленого водорослей. бактерии. Оставьте препарат на 10 минут при сильном освещении. которые являются мобильными. Доказательством в этом смысле является фильм, который формируется на поверхности культуры. В темноте фотосинтез прекращается. Нарисуйте изображения на ноутбуках. зеленые водоросли. затем выдерживали при температуре 200 ° С в течение 48 часов.

Отчеты по индивидуальным или групповым заданиям по итогам экскурсий по биологии и химии;

Отчеты по летним заданиям по биологии (6 класс) (первый урок биологии в 7-ом классе);

Домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;

Составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

Добавьте теплую воду в три четверти. которые скользят, чтобы прикоснуться и посидеть на стеклянном лезвии в капле воды. наборы для рассечения. Позволяют наблюдать многочисленные оловянные хлоропласты. набор для рассечения. но проще. охватываемое постоянным неистовым движением, известным как династии. Конденсатор и электрический световой микроскоп. Иногда эти внутриклеточные движения имеют большую амплитуду. вызывая движение цитозольных компонентов и с ним все клеточные организмы. линзовидной или сферической. если смотреть боком или спереди. в каком-то смысле или несколькими способами.

Количество и назначение ученических тетрадей по биологии и химии.

Для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь следующее количество тетрадей:

По биологии - по 2 тетради:

  • 1 тетрадь – рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, в том числе и лабораторные работы, оценки за которые выставляются каждому ученику;
  • 2 тетрадь – для практических работ и контроля знаний, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки за которые выставляются каждому ученику, выполняются задания по контролю знаний учащихся (тестовые задания, проверочные контрольные работы);

Нормы выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий и летних заданий по биологии регламентируются учебной программой по биологии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

Наблюдения проводятся с 20 и 40 точками. Поместите лист водной чумы с вегетативной кончицы стебля и поместите его на стеклянный лезвие в каплю воды. Динк можно наблюдать во всех живых клетках. вы заметите цитоплазматическое движение. укроп дротика. покройте ламелей. Как работать. чума Элодеи Канаденсис. стимулируется светом и теплом, излучаемым лампой микроскопа. Тема статьи: Хлоропласты и цитоплазматические движения в клетках листьев чумы.

Клеточный матрикс является наиболее раздробленным клеточным отделением. ножи. в частности. Чтобы отделить ассимилирующие пигменты от раствора, действуйте следующим образом: на полосе фильтровальной бумаги. Листовые ассимилируемые пигменты экстрагируют одним из вышеупомянутых способов для получения неочищенного экстракта хлорофилла. который благодарит. 3 см в ширину и долго. Растворитель будет подниматься через капилляр вдоль бумаги, удерживая пигменты вместе с ней. Они делятся на три группы: хлорофилловые пигменты.

По химии – по 2 тетради:

  • 1 тетрадь - рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы на уроке, оформляются отчеты по выполнению лабораторных опытов;
  • 2 тетрадь – для практических работ, где оформляются отчеты по выполнению практических работ, оценки выставляются каждому ученику. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика. Форма отчета по выполнению практических работ произвольная (оформление не регламентируется);

Нормы выполнения лабораторных опытов, практических работ и экскурсий по химии регламентируются учебной программой по химии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

После каждого удара необходимо высушить фильтровальную бумагу. Поперечное сечение пигментного раствора. Разделение ассимилируемых пигментов из сырого хлорофиллового экстракта методом хроматографии основано на их способности абсорбироваться по-разному некоторыми субстратами. каротиноидных пигментов и фикобиновых пигментов.

Тема доклада: Разделение ассимилирующих пигментов методом бумажной хроматографии Фотоавтотрофные растения. ацетон и т.д. часть ацетона и после сушки повторите операцию. Ножи. затем желтоватый ксантофилл. Режим работы: можно легко подготовиться к наблюдению микроскопа структуры кости. Ножницы. В конце промойте препарат водой и спиртом. после тщательной очистки костного мозга. хлорофилл зеленого цвета. Тема статьи: Микроскопическая структура кости Требуемый материал. Фрагмент диафиза полируется терпеливо на тонком камне до тех пор, пока не будет получен прозрачный лист кости. надкостницы. бензол или толуол. очень гладкий камень мясорубка. ножи.

В течение учебного года тетради для практических работ и контроля знаний хранятся в школе.

Для выполнения контрольных работ по химии выделяются специальные тетради:

По химии – 1 тетрадь – для контрольных работ, где выполняются контрольные работы и тестовые задания. Нормы выполнения контрольных работ регламентируются учебной программой по химии для всех типов общеобразовательных школ РК в соответствии с требованиями ГОСО.

Раздел окрашен. алкоголь. Затем со своим скальпелем или лезвием он смеется, пока кость становится настолько прозрачной, что она может прочитать текст, помещенный ниже. но остеопласты точно воспроизводят форму остеоцитов. заранее. покройте ламелей и осмотрите под микроскопом. например, задняя четверть от птицы. Чтобы добиться более медленного истончения, смочите кусок капелькой воды. Один из способов получения разреза через длинный костный диафиз состоит в следующем: отрежьте небольшую часть диафизы и разрежьте пилу.

Чтобы увидеть остеоциты, очень тонкая секция должна быть сделана в костной секции, которая была. Обследовано микроскопом. обезжиривается при прилипании к спирту. К тому, который помещен между лезвием и ламелей с каплей воды. обезглавленная лягушка подвешена на штативе с проводом, вставленным через мундштук. пропорциональной концентрации используемой серной кислоты. При концентрациях 7% обнаруживается, что лягушка сильно сгибает задний задний. и одновременно. Микроскопическое наблюдение остеопластов также может быть сделано в небольшом фрагменте мелкой рыбы.

В течение учебного года тетради для контрольных и практических работ по химии хранятся в школе. Тетради для контрольных работ выдаются на уроке для выполнения в них работ над ошибками.

По биологии – для выполнения контрольных работ и тестовых заданий не требуется заводить специальные тетради. Рекомендуется выполнение контрольных работ и тестовых заданий по биологии в тетрадях для практических работ и контроля знаний. Нормы выполнения контрольных работ по биологии не регламентируются.

Ориентация определяет формирование адаптированной структуры для сопротивления тяги и давления в направлении механических напряжений. Достигнуты более реактивные реакции реагирования. вытирает заднюю конечность на противоположной стороне  Закон об облучении. Через 10 минут. как стимул. согласно законам Пфлугера:  Закон о локализации. При концентрации 2% вместо кислоты могут быть использованы генерализованные судороги мышц конечностей и туловищ 5%. Стимулируйте кожу головы. промыть хвостовик водой и высушить его с помощью подушки для фильтровальной бумаги. мы получаем сгибание всего заднего члена  Закон симметрии. оставьте его на несколько дней, чтобы высохнуть, а затем поместите его на бальзам. 1 и 2%.

Порядок ведения тетрадей учащихся.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

1. Писать аккуратным и разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:

· указывать, для чего предназначена тетрадь (например: для практических работ по химии);

· класс

Он очищается от мягких тканей и кальцинистов до сильного пламени. Чтобы наблюдать структуру эпифизов, действуйте следующим образом: возьмите длинную кость. Тема работы: Рефлексные законы. Спинная лягушка берется. Он состоит из веерообразных трабекул и пересекается с телом эпифиза. затем с бензином. Используя фильтровальную бумагу, пропитанную 1% серной кислотой, получают сокращения всех конечностей  Закон обобщения. С невооруженным глазом или увеличительным стеклом наблюдается сохранение оставшегося минерального вещества в эпифизе. ток индукции, интенсивность которого будет увеличиваться постепенно. для преодоления спинного шока. путем нанесения куска фильтровальной бумаги, пропитанной серной кислотой различной концентрации: очень тонкие костные фрагменты могут быть включены в бальзам Канады между лезвием и лезвием.

· номер и название школы;

· указывать фамилию и имя;

3. Соблюдать поля с внешней стороны;

4. Верхнюю строку каждого листа не пропускать;

5. Указывать где выполняется работа (классная или домашняя);

6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (лабораторных, практических работ) и номера лабораторных и практических работ;

Тактильная чувствительность еще более тонкая. Тактильные и тепловые рецепторы более разнообразны по плотности от одного места к другому. Студент служит предметом. Те, кто специализируется на тактильных и тепловых возбуждениях, обнаруживаются в эпителии кожи и слизистых оболочек. В нижней части курсора можно применять два острых наконечника. или две металлические кнопки. В отсутствие эстезиометра можно использовать компас или суппорт. тепловые ощущения. Он должен закрыть глаза, чтобы не видеть движения курсоров. так как в области резецируемого скина имеется больше тактильных корпускул.

7. Обозначать номер упражнения, задачи, тестового задания и т. д.;

8. Указывать вид выполняемой работы (план-конспект, ответы на вопросы, графический диктант, тестовое задание и т.д.);

9. Соблюдать красную строку.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях строку не пропускать. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях пропускать 2 строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Рецепторы кожи расположены в коже. другой движется постепенно вдоль линейки. чтобы узнать, сколько контактов он чувствует. другие инкапсулированы. На линейке есть два курсора. Это увеличивает пространство между ними. Определение тактильной чувствительности. Стетоскоп - это устройство, состоящее из градуированной металлической линейки. Для измерения последнего. поддерживаемый ручкой, расположенной в середине ее. кости. Расстояние, на которое движется курсор, читается на линейке. так как мы хотим измерить тактильную чувствительность или давление.

Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

Исправлять ошибки следующим образом:

  • неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
  • часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией;
  • вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
  • не заключать неверные написания в скобки.

Рабочая тетрадь по биологии (химии) - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов. В рабочих тетрадях по биологии (химии) оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает на доске или просит записать. Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом. Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с требованиями по проверке письменных работ по биологии и химии.

Эстезиометрия - это метод измерения тактильной чувствительности на поверхности кожи. расположенный по обеим сторонам рукоятки и который может перемещаться от середины к концам линейки. Курсор остается на нуле. что указывает на значение давления. Это может быть продемонстрировано классическим опытом Аристотеля. Контакт одного шара с 5-6 см задними пальцами. Читайте на вертикальной линейке. Мы приводим некоторые средние значения для многих регионов: Наконечник языка = Мы также не чувствуем давления, оказываемого сверху вниз, при стоянии с подошвами, размещенными на гладкой поверхности.

  • лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6х6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.
  • В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы). Лабораторная работа без вывода не оценивается выше «2».
  • Отчеты по выполнению практических работ по биологии оформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по биологии - тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 - 18 листов.
  • Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
  • Порядок оформления отчета по выполнению практической работы по биологии соответствует порядку оформления отчета по выполнению лабораторных работ по биологии. (см. приложение 1 ).

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.

Когда давление оказывает такую ​​же интенсивность на большой поверхности кожи. Опыт Аристотеля: преувеличенные области кожи рецептора достаточно далеки, чтобы определить двойное ощущение. Сделайте следующее: поместите мяч с диаметром башмака. подбородок 7 мм. проведенных упражнением, что приводит к увеличению аналитической способности в области кортикального сегмента тактильного анализатора кожи. Нажимайте эти кнопки на области кожи, пока испытуемый не скажет, что он чувствует давление. Области кожи имеют четко определенные проекционные области в коре головного мозга. щеки применяются к области кожи, когда субъект воспринимает два контакта.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Тактильная острота увеличивается в слепой, а не путем увеличения плотности осязательных корпускул в области на кончике пальцев. У нас создается впечатление, что в этом месте действует только сила. Замените острые кончики курсора металлическими кнопками. тем более чувствительной является чувствительность. зависит от количества тактильных корпускул, распределенных в этой области кожи. Например, как.  Опыт Аристотеля.  Определение чувствительности к давлению. и эти две области кожи проецируются на кору в двух разных точках.

Ощущение одного шара ощущается, потому что кортикальная проекция внутренней области указательного пальца и внешней оболочки среднего пальца пальца очень близка. в каждой области коры. на этот раз. она чувствует себя только на краю области контакта. Если предмет пересекает два пальца и пролетает мяч. Следовательно, они образуют отдельные ощущения касания мяча. предплечье 15 мм. 5 мм. нижняя губа не ощущает давления на поверхность контакта ртути. рука 6 мм. Тактильные приемники легко адаптироваться к давлению. будет иметь ощущение двух шаров из-за 5-миллиметровых пиков и прочитать на линейке расстояние, которое они находят, когда предмет говорит, что он чувствует две точки соприкосновения.

При выполнении всех видов работ в школьном кабинете химии, особенно лабораторных опытов и практических работ, учащиеся должны оформить отчет по выполнению данных работ.

Лабораторные опыты, как известно, проводят преимущественно в процессе изложения нового материала с целью подтверждения или исследования свойств веществ, выяснения зависимости свойств от строения. Исходя из этого, оформление отчета по выполнению лабораторного опыта осуществляется в рабочих тетрадях по химии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных опытов осуществляется в рабочей тетради по химии. От предыдущей письменной работы отступают 3-4 клетки и записывают посередине строки номер лабораторного опыта. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель, оборудование и реактивы. После строки «Выполнение опыта» коротко поэтапно приводится описание лабораторного опыта.
  • В отчете по выполнению лабораторного опыта по необходимости приводятся описания опытов, наблюдения, уравнения химических реакций, условия проведения реакций, рисунки, ответы на вопросы, выводы.
  • Оформление опытов должно быть весьма кратким, учитывая то обстоятельство, что опыты непосредственно связаны с содержанием урока. Форма отчета по выполнению лабораторного опыта не регламентируется, может быть произвольная.
  • Если в ходе опыта необходимо ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися сущности опыта, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, оборудования, названия реагентов и продуктов реакции. Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • В конце каждого лабораторного опыта обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели лабораторного опыта).

Целесообразно, чтобы учащиеся 8 класса первые лабораторные опыты описывали под диктовку учителя, а в дальнейшем им можно предоставить самостоятельность.

В связи с тем, что лабораторные опыты учащиеся выполняют фронтально и сущность опытов выясняется на уроке, оценки за их описание выставлять всем учащимся не следует. Оценку ученику можно выставить при его активном участии в обсуждении материала, быстром выполнении опытов, правильном их анализе. Поэтому лабораторные опыты по химии оцениваются выборочно.

Основная задача практических работ по химии, проводимых в конце изучения тем, - закрепление знаний и практических умений учащихся. Практические работы с использованием инструкций ученики выполняют индивидуально. В этом случае каждый ученик будет приобретать необходимые практические умения. Только в некоторых работах, где используются приборы, а также много операций возможно выполнение работы двумя учениками. Отчет по выполнению практической работы оформляется каждым учеником индивидуально.

  • Отчеты по выполнению практических работ по химии оформляются в специальных тетрадях.
  • Тетрадь для практических работ по химии - тонкая тетрадь в клеточку, толщиной 12 - 18 листов.
  • Тетрадь для практических работ проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением оценок в классный журнал.
  • При выставлении оценки за практическую работу по химии учитываются такие компоненты: самостоятельное выполнение опыта, объем и качество выполненной работы, правильность написания уравнений химических реакций и выводов. На снижение оценки должны повлиять ошибки, допущенные учеником в процессе выполнения работы (например, плохое владение некоторыми лабораторными умениями), отсутствие аккуратности в работе.
  • Также оценивается качество ведения записей: аккуратность, выполнение схем, рисунков и таблиц и т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
  • Оформление отчетов по выполнению практических работ осуществляется в специальных тетрадях для практических работ по химии.
  • От предыдущей практической работы отступают 3-4 клетки и записывают дату выполнения работы и далее посередине следующей строки номер практической работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель, оборудование и реактивы. После строки «Ход работы» коротко поэтапно приводится описание практической работы (в соответствии с инструкцией по выполнению практической работы).
  • Оформление отчета должно быть лаконичным. Форма отчета по выполнению практической работы не регламентируется, может быть произвольная.
  • Лучше всего оформлять работу после каждого опыта. Однако, когда работа связана с получением газа и изучением его свойств, описание ее проводится после выполнения всех опытов. Описание работы проводится также после выполнения всех опытов, в случае если учащиеся имеют дело с вредными веществами.
  • В отчете по выполнению практической работы приводятся описания эксперимента, наблюдения, уравнения химических реакций, условия проведения реакций, рисунки, ответы на вопросы, выводы.
  • Важным является знание и умение приводить записи уравнений химических реакций, подтверждающих ход химического эксперимента. При этом необходимо приводить химические формулы и названия всех реагентов и продуктов реакции, упоминание о которых ведется при выполнении практической работы.
  • Если в ходе выполнения практической работы необходимо ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися сущности опыта, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно, при этом таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, оборудования, названия реагентов и продуктов реакции. Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам – (с правой стороны или снизу).
  • Рисунки с изображением моделей приборов, схем выполнения химического эксперимента должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности.
  • В конце каждой практической работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели практической работы).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Рабочая тетрадь по биологии – это тетрадь в клетку, толщиной 24-48 листов. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, или домашние задания, а также лабораторные/практические работы.


Количество и назначение ученических тетрадей по биологии

Для выполнения всех видов письменных работ у учащихся могут быть следующие тетради:

  1. рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы, в том числе лабораторные/практические работы, домашние задания;
  2. тетрадь для контроля знаний, где выполняются тестовые задания, проверочные контрольные работы;
  3. на усмотрение учителя возможно наличие отдельной тетради/альбома для лабораторных и практических работ.

Наряду с обычными тетрадями разрешается использовать специальные рабочие тетради на печатной основе.

Правила оформления лабораторной или практической работы по биологии.

  1. Оформление лабораторных и практических работ осуществляется в соответствующей тетради или специальных альбомах.
  2. Посередине строки записывают номер лабораторной/практической работы. Далее каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «Ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы (наличие инструктивной карточки обязательно)*.
  3. Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  4. Рисунки в работе (если они предусмотрены заданиями работы) должны быть выполнены в соответствии с требованиями методических приёмов рисования научного рисунка**.
  5. Таблицы заполняются четко и аккуратно. Она должна занимать всю ширину страницы тетради.
  6. Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  7. Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не приемлемы.
  8. В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы.

Лабораторные/практические работы по биологии проводятся согласно календарно-тематическому планированию в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

*Инструктивная карточка (пример)


Лабораторная работа №___
Изучение строения (внешнего и внутреннего) клубня картофеля
Цель: изучить строение клубня картофеля; доказать, что клубень – это видоизменённый побег.
Материалы и оборудование: клубни картофеля, раствор Люголя, скальпель, препаровальная игла, пипетка, лупа.

Ход работы

  1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите углубления с почками (глазки), рубцы от листочков, след от столона.
  2. С помощью лупы рассмотрите почки. Определите, где почек больше, у основания (со стороны столона) или у верхушки. Найдите верхушечную почку.
  3. Зарисуйте внешний вид клубня, сделайте обозначения.
  4. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сколько в клубне хорошо различимых слоёв? Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом типичного стебля. Зарисуйте схему поперечных срезов этих двух объектов. Отметьте на рисунке общие для них части.
  5. На срез клубня нанесите каплю раствора Люголя (йода). Отметьте, как изменилась его окраска. Какие вещества содержатся в клубне, какую функцию в связи с этим клубень выполняет?
  6. Сделайте вывод о том, почему клубень представляет собой видоизменённый побег.

Вывод:_______________________________________________________

**Методические приёмы выполнения научного рисунка

На лабораторных/практических занятиях важную роль играет биологический рисунок. Как учебное средство рисунок развивает умение наблюдать объект, выделять существенные его черты и в то же время подмечать детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствуют прочному усвоению знаний о строении биологического объекта.

Казалось бы, в этом качестве предпочтительнее фотография, тем более что в последнее время техника фотографирования вместе с компьютерными технологиями позволяет получать качественные фотографии практически любых биологических объектов. Тем не менее, рисунок сохраняет свою роль в научном исследовании.

Биологический рисунок должен иметь размер не меньше, чем 6х6 см. Не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент.

Рисунки должны располагаться на левой стороне страницы тетради, подпись (название) рисунка – внизу. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, структурных компонентов и т.п. Эти обозначения можно делать на горизонтальных линиях, от которых при помощи линейки проведены указывающие линии к соответствующим частям рисунка. Указывающие линии не должны пересекаться.

Если подписей много, их можно заменить цифрами. В этом случае рядом с рисунком или под ним составляется «легенда», в которой цифры расшифровываются.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин

Поделиться: