Слово нарицательное или собственное. Собственные и нарицательные имена существительные в русском языке

Имена существительные называют предметы, явления или понятия. Эти значения выражаются при помощи категорий рода, числа и падежа. Все существительные относятся к группам собственных и нарицательных. Собственные существительные, служащие названиями единичных предметов, противопоставлены нарицательным, обозначающим обобщенные наименования однородных предметов.

Инструкция

Для определения нарицательных существительных установите, относится ли названный предмет или явление к классу однородных предметов (город, человек, песня). Грамматическая особенность нарицательных существительных – категория числа, т.е. использование их в единственном и множественном числе (города, люди, песни). Обратите внимание, что большинство вещественных, отвлеченных и собирательных существительных не имеет формы множественного числа (бензин, вдохновение, молодежь).

Для определения собственных существительных установите, является ли наименование индивидуальным обозначением предмета, т.е. выделяет ли это «имя » предмет из ряда однородных (Москва, Россия, Сидоров). Собственные существительные называют имена и фамилии лиц и клички животных (Некрасов, Пушок, Фру-фру)- географические и астрономические объекты (Америка, Стокгольм, Венера)- учреждения, организации, печатные органы (газета «Правда», команда «Спартак», магазин «Эльдорадо»).

Имена собственные, как правило, не изменяются по числам и употребляются только в единственном (Воронеж) или только во множественном (Сокольники) числе. Обратите внимание, что из этого правила существуют исключения. Собственные существительные употребляются в форме множественного числа, если обозначают разных лиц и предметы, называющиеся одинаково (обе Америки, однофамильцы Петровы)- лиц, находящихся в родственных отношениях (семья Федоровых). Также собственные существительные могут употребляться в форме множественного числа, если называют определенный тип людей, «выделенный» по качественным характеристикам известного литературного персонажа. Обратите внимание, что в этом значении имена существительные теряют признак принадлежности к группе единичных предметов, поэтому допустимым является как употребление прописной, так и строчной буквы (Чичиковы, фамусовы, печорины).

Орфографическим признаком, различающим имена существительные собственные и нарицательные, является употребление прописной буквы и кавычек. При этом все собственные наименования всегда пишутся с заглавной буквы, а названия учреждений, организаций, произведений, объектов употребляются как приложения и заключаются в кавычки (теплоход «Федор Шаляпин», роман Тургенева «Отцы и дети»). В состав приложения могут входить любые части речи, но первое слово всегда пишется с прописной буквы (роман Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»).

При открытии нового интернет-ресурса одной из самых сложных проблем становится выбор подходящего названия. Этот процесс усложняется еще и тем, что большинство односложных названий доменных имен уже заняты более расторопными интернет-стартаперами. Но выход из положения все же есть.

Вам понадобится

  • - бренд-бук ресурса;
  • - перечень тезисов смысловой нагрузки названия.

Инструкция

Разделите процесс выбора названия на два последовательных этапа: выбор названия для самого ресурса и выбор доменного имени. В первую очередь необходимо найти оптимальные варианты для названия. Необходимо определить основные цели и задачи ресурса, политику создания контента и стилистику подачи материала. При этом не имеет значения, носит ли ресурс коммерческий характер, или нет.

Создайте перечень тезисов для будущего названия на основании принятого бренд-бука. Они должны очерчивать информативную и эмоциональную наполненность будущего названия. Четких ограничений при составлении такого списка нет: это могут быть существительные и глаголы, имена собственные и нарицательные, они могут выражать эмоции и ощущения.

Соберите инициативную группу сотрудников, имеющих отношение к ресурсу, и проведите мозговой штурм. Для увеличения эффективности следует заранее раздать всем участникам задание по составлению перечня тезисов. По своему усмотрению каждый должен составить произвольное письменное описание самых главных информативных черт будущего названия сайта. Во время мозгового штурма попросите каждого поочередно зачитать свой список и в рамках коллегиального обсуждения выберите наиболее удачные предложения.

Подведите итоги мозгового штурма и составьте окончательный список тезисов. На их основе каждый из членов инициативной группы должен составить перечень имен и названий. Лучше всего ограничить число предполагаемых вариантов по количеству.

Соберите предлагаемые списки и попробуйте найти несколько наиболее подходящих имен. После этого проверьте, свободны ли такие же доменные имена, в том числе и в зоне рф. Если точного соответствия вы не нашли, занимайте место, в противном случае попробуйте видоизменить название сайта с помощью использования допустимых знаков препинания, цифр вместо букв и т.д.

Множество существительных, обозначающих лица, предметы и явления, принято классифицировать в соответствии с объектом именования - так появилось разделение на имя нарицательное и имя собственное.

Имена нарицательные VS онимы

Нарицательные существительные (иначе - апеллятивы) именуют объекты, которые обладают неким общим комплексом признаков и принадлежат к тому или иному классу предметов или явлений. Например: мальчик, персик, осетр, встреча, траур, плюрализм, восстание.

Имена собственные, или онимы, называют единичные объекты либо отдельных лиц, например: писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин , город Ессентуки , картина «Девочка с персиками », телецентр «Останкино ».

Имена собственные и имена нарицательные, примеры которых мы привели выше, традиционно противопоставляются друг другу, так как обладают различным значением и не совпадают в сфере своего функционирования.

Типология нарицательных имен

Имя нарицательное в русском языке образует особые лексико-грамматические разряды, слова в которых сгруппированы в зависимости от типа объекта именования:

1. Конкретные имена (их еще называют "конкретно-предметными") служат именованиями лиц, живых существ, предметов. Эти слова изменяются по числам и сочетаются с количественными числительными: учитель - учителя - первый учитель; птенец - птенцы; кубик - кубики.

2. Отвлечённые, или абстрактные, существительные именуют состояние, признак, действие, результат: успех, надежда, творчество, заслуга.

3. Вещественные, или материальные, существительные (их также называют "конкретно-вещественными") - конкретные по семантике слова, именующие определенные вещества. Эти слова чаще всего не имеют соотносительной формы множественного числа. Существуют следующие группы вещественных существительных: номинации продуктов питания (масло, сахар, чай ), наименования лекарственных препаратов (йод, стрептоцид ), названия химических веществ (фтор, бериллий ), минералов и металлов (калий, магний, железо ), других веществ (щебень, снег ). Такие имена нарицательные, примеры которых приведены выше, могут быть употреблены в форме множественного числа. Это уместно, если речь идет о видах и сортах какого-либо вещества: вина, сыры ; о пространстве, которое заполнено этим веществом: пески Сахары, нейтральные воды .

4.Собирательные существительные именуют некую совокупность однородных предметов, единство лиц или других живых существ: листва, студенчество, дворянство.

«Сдвиги» в значении нарицательных имен

Иногда имя нарицательное заключает в своем значении указание не только на определенный класс предметов, но и на какой-нибудь вполне определенный предмет внутри своего класса. Это происходит, если:

  • Игнорируются индивидуальные признаки предмета как таковые: например, существует народная примета «Убьешь паука - сорок грехов простится », причем в данном контексте имеется в виду не какой-то определенный паук, а совершенно любой.
  • В описываемой ситуации имеется в виду один определенный предмет данного класса: например, «Приходи, посидим на лавочке » - собеседники знают, где именно находится место встречи.
  • Индивидуальные признаки объекта можно описать поясняющими определениями: например: «Я не могу позабыть чудесный день нашего знакомства », - говорящим выделяется конкретный день среди череды других дней.

Переход существительных из онимов в апеллятивы

Отдельные имена собственные иногда используют для того, чтобы обобщенно обозначить ряд однородных объектов, тогда они переходят в имена нарицательные. Примеры: держиморда, донжуан; торт наполеон; кольт, маузер, наган; ом, ампер.

Имена собственные, которые перешли в разряд апеллятивов, называют эпонимами. В современной речи обычно их используют для того, чтобы шутливо или уничижительно высказаться о ком-либо: эскулап (доктор), пеле (футбольный игрок), шумахер (гонщик, любитель быстрой езды).

Имя существительное одушевленное нарицательное может также стать эпонимом, если так называют какой-либо продукт, заведение: конфеты «Мишка на севере », масло «Кубанская буренка », ресторан «Сенатор ».

Номенклатурные единицы и товарные знаки-эпонимы

К классу эпонимов также относят любое собственное имя предмета или явления, которое начинает использоваться в качестве нарицательного для всего класса аналогичных объектов. Примером эпонимов могут служить такие слова, как "памперс", "тампакс", "ксерокс" , в современной речи используемые как имя нарицательное.

Переход собственного именования товарного знака в разряд эпонимов нивелирует ценность и уникальность в восприятии марки производителя. Так, американская корпорация Xerox , впервые в 1947 году представившая миру аппарат для копирования документов, «вытравила» из английского языка нарицательное xerox , заменив его на photocopier и photocopy . В русском языке слова "ксерокс, ксерокопирование, ксерокопии" и даже "ксерить" оказались более живучи, так как не существует более подходящего слова; "фотокопия" и его производные- не слишком удачные варианты.

Аналогичная ситуация с продуктом американской транснациональной компании Procter & Gamble - подгузниками Pampers . Любые подгузники иной фирмы с аналогичными влагопоглощающими качествами называют памперсами .

Правописание собственных и нарицательных имен

Имя нарицательное правило, регламентирующее орфографическую норму в русском языке, рекомендует писать со строчной буквы: малыш, кузнечик, мечта, достаток, секуляризация.

Онимы также имеют свою систему правописания, впрочем, несложную:

Обычно эти существительные пишутся с заглавной буквы: Татьяна Ларина, Париж, улица Академика Королева, пес Шарик.

При употреблении с родовым словом оним образует собственное название, обозначающее имя торговой марки, мероприятия, заведения, предприятия и т. д.; такое именование пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки: метро «ВДНХ», мюзикл «Чикаго», роман «Евгений Онегин», премия «Русский Букер».

Со школьной поры мы помним, чем отличается имя собственное от имени нарицательного: первое пишется с большой буквы! Маша, Ростов, Лев Толстой, Полкан, Дунай – сравните с девочка, город, граф, пес, река. И только этим? Пожалуй, чтобы разобраться, потребуется помощь Розенталя.

Имя собственное – существительное, указывающее на конкретные предмет, лицо, животное, объект с целью выделить их из ряда однородных

Имя нарицательное – существительное, называющее класс, вид, категорию предмета, действия или состояния, не учитывающее их индивидуальность.

Изучают эти разряды существительных обычно в 5 классе, и школьники раз и навсегда запоминают, что отличие имени собственного от имени нарицательного – в прописной или строчной букве в начале. Большинству достаточно уяснить, что имена, фамилии, клички, названия топографических и астрономических объектов, уникальных явлений, а также предметов и объектов культуры (в том числе и литературных произведений) относятся к собственным. Все остальные – к нарицательным, и последних значительно больше.

Сравнение

Имена собственные всегда вторичны и второстепенны, и далеко не каждый объект или предмет требует их наличия. К примеру, называть природные явления, за исключением тайфунов и ураганов огромной разрушительной силы, не принято и ни к чему. Описать, конкретизировать свое указание можно разными средствами. Так, говоря о соседе, можно назвать его имя, а можно дать характеристику: учитель, в красной куртке, живет в квартире номер 7, спортсмен. Становится понятно, о ком идет речь. Однако только собственные существительные могут однозначно определять индивидуальность (учителей и спортсменов может быть рядом много, а Аркадий Петрович один), и отношения их с объектом более тесные. Нарицательные имена обозначают понятия или категории.

Собственные имена чаще всего случайны, никак не связаны с характеристиками объекта, а если и связаны (кошка Злюка, речка Быстринка), то весьма неоднозначно: и кошка может оказаться добродушной, и речка – с медленным течением. Нарицательные называют и описывают предмет, эти существительные обязательно несут в себе лексическую информацию.

Собственными именами называют лишь одушевленные и неодушевленные предметы, имеющие для человека значимость, нуждающиеся в персональном подходе. Так, обыватель ночью видит звезды, а астроном-любитель, допустим, созвездие Тельца; для министра образования учащиеся школ – просто школьники, а для классного руководителя 3 «Б» – Вася Петров, Петя Васечкин, Маша Старцева.

Мы уже определили, в чем разница между именем собственным и именем нарицательным с точки зрения семантики. Грамматически же отличить их можно с помощью формы множественного числа: первые в таковой не употребляются (Москва, Лев Николаевич, пес Шарик). Исключение делается для географических названий, не имеющих единственного числа (Великие Луки), а также в случае объединения лиц по родственному признаку или принадлежности к однородной группе (братья Карамазовы; все Петры ныне именинники; Ивановок в России много).

При обработке иностранных текстов собственные имена не переводятся, пишутся либо в практической транскрипции (сохраняя фонетику и максимально приближая к оригиналу), либо в транслитерации (слово переносится посимвольно в соответствии с международными правилами).

Ну и, конечно, строчные буквы для нарицательных, прописные – для собственных существительных. Об этом мы уже говорили?

Имя существительное - одна из самых важных частей речи как в русском языке, так и во многих других индоевропейских языках. В большинстве языков имена существительные разделяются на собственные и нарицательные. Это разделение очень важно, так как у этих категорий разные правила правописания.

Изучение существительных в российских школах начинается со второго класса. Уже в этом возрасте дети способны понять, чем отличаются имена собственные от имен нарицательных.

Обычно учащиеся легко усваивают этот материал. Главное - подобрать интересные упражнения, при выполнении которых правила хорошо запоминаются. Для того чтобы правильно отличать имена существительные, ребенок должен уметь обобщать и относить знакомые предметы к определенной группе (например: «посуда», «животные», «игрушки»).

Собственные

К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.

Вот типичные примеры:

Имя собственное может отвечать на вопрос «кто?», если речь идет о людях и животных, а также на вопрос «что?», если речь идет о географических названиях.

Нарицательные

В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов. Вот классические примеры:

  • Мальчик, девочка, мужчина, женщина;
  • Река, деревня, село, поселок, аул, кишлак, город, столица, страна;
  • Животное, насекомое, птица;
  • Писатель, поэт, врач, учитель.

Нарицательные имена существительные могут отвечать как на вопрос «кто?», так и на вопрос «что?». Обычно в упражнениях на различение младшим школьникам предлагается подобрать подходящее нарицательное к группе имен собственных , например:

Можно построить задание и наоборот: подобрать имена собственные к нарицательным .

  1. Какие вы знаете клички собак?
  2. Твои любимые имена девочек?
  3. Как могут звать корову?
  4. Как называются деревни, в которых ты побывал?

Такие упражнения помогают детям быстро усваивать разницу. Когда учащиеся научились отличать одни существительные от других быстро и правильно, можно переходить к изучению правил правописания. Эти правила несложные, и ученики начальной школы хорошо усваивают их. Например, в этом может помочь ребятам простой и запоминающийся стишок: «Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда!».

Правила правописания

В соответствии с правилами современного русского языка, все имена собственные пишутся только с прописной буквы. Это правило характерно не только для русского, но и для большинства других языков восточной и Западной Европы. Заглавная буква в начале имен, фамилий, кличек и географических названий используется для того, чтобы подчеркнуть уважительное отношение к каждому человеку, животному, населенному пункту.

Нарицательные имена существительные, напротив, пишутся со строчной буквы. Однако, из этого правила возможны исключения. Обычно такое бывает в художественной литературе. Например, когда Борис Заходер переводил книгу Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», русский писатель намеренно использовал прописные буквы в написании некоторых имен нарицательных, например: «Большой Лес», «Великая Экспедиция», «Прощальный Вечер». Заходер сделал это для того, чтобы подчеркнуть важность определенных явлений и событий для сказочных героев.

Такое встречается нередко как в русской, так и в переводной литературе. Особенно часто такое явление можно увидеть в адаптированном фольклоре - легендах, сказках, былинах. Например: «Волшебная Птица», «Молодильное Яблоко», «Дремучий Лес», «Серый Волк».

В некоторых языках капитализация - использование заглавной буквы - в написании имен может применяться в разных случаях. Например, в русском и некоторых европейских языках (французский, испанский) традиционно принято писать названия месяцев и дней недели с маленькой буквы. Однако в английском языке эти имена нарицательные всегда пишутся только с прописной буквы. Также написание имен нарицательных с заглавной буквы встречается в немецком языке.

Когда собственные имена становятся нарицательными

В современном русском языке бывают ситуации, когда собственные имена могут стать нарицательными . Такое происходит довольно часто. Вот классический пример. Зоил - это имя древнегреческого критика, который весьма скептически относился ко многим произведениям современного ему искусства и пугал авторов своими язвительными негативными отзывами. Когда античность ушла в прошлое, его имя было забыто.

Однажды Пушкин заметил, что одно из его произведений литературные критики восприняли весьма неоднозначно. И в одном из своих стихотворений он иронично назвал этих критиков «мои зоилы», подразумевая, что они желчны и язвительны. С тех пор имя собственное «Зоил» превратилось в нарицательное и используется, когда речь идет о человеке, несправедливо критикующем, ругающем что-либо.

Нарицательными стали многие имена собственные из произведений Николая Васильевича Гоголя. Например, «плюшкиными» часто называют скупых людей, а «коробочками» - пожилых женщин недалекого ума. А тех, кто любит витать в облаках и совсем не интересуется реальностью, часто называют «маниловыми». Все эти имена пришли в русский язык из знаменитого произведения «Мертвые души», где писатель блестяще показал целую галерею помещичьих характеров.

Имена собственные становятся нарицательными довольно часто . Однако бывает и наоборот. Имя нарицательное может стать собственным, если оно превращается в кличку животного или прозвище человека. Например, черного кота могут назвать «Цыган», а верную собаку - «Друг».

Естественно, эти слова будут писаться с прописной буквы, по правилам написания имен собственных. Обычно это происходит в том случае, если кличка или прозвище дается из-за того, что человек (животное) имеет какие-то ярко выраженные качества. Например, Пончика прозвали так из-за того, что он имел лишний вес и был похож на пончик, а Сиропчика - из-за того, что он очень любил пить сладкую воду с сиропом.

Отличать имена собственные от нарицательных очень важно . Если младшие школьники этому не научатся, они не смогут правильно применять капитализацию при написании имен собственных. В связи с этим изучение нарицательных и собственных существительных должно занимать важное место в школьной программе русского языка как родного и как иностранного.

Поделиться: