Как подчеркивается основа предложения. Как найти грамматическую основу предложения

Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.

Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое . Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое - двумя.

Статья отвечает на самые важные вопросы:

  1. Как найти грамматическую основу предложения?
  2. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
  3. Из чего состоит грамматическая основа?

Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце - подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.

Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.

  • Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
  • Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
  • Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
  • Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.

Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм .

Сказуемое

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:

Составные сказуемые

Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.

Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:

Составное именное сказуемое может состоять из:

  • Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива .
  • Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом !
  • Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем .
  • Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.

В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.

Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.

Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.

В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!

В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.

В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.

В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.

Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое

Главные члены составляют грамматическую основу предложения, без которой предложение существовать не может. Однако грамматическую основу может составлять и один главный член предложения. Такие предложения называются односоставными (т. е. в них присутствует только один главный член – подлежащее или сказуемое).
Кроме того, предложения делятся на простые и сложные. Простые имеют только одну грамматическую основу. Сложные предложения состоят из нескольких простых, соединённых союзами, союзными словами и (или) по смыслу, а следовательно имеют более одной грамматической основы.

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы КТО? ЧТО?, действие, состояние или признак которого обычно раскрывается сказуемым.

Подлежащее может быть выражено любой частью речи.
1. Существительным в именительном падеже: Доход от акций вырос на пять процентов.
2. Местоимением в именительном падеже: Мы пришли на конференцию.
3. Субстантивированным прилагательным: Больной вызвал врача.
4. Числительным: Семеро одного не ждут.
5. Инфинитивом глагола: Учиться всегда пригодится.

Подлежащее может быть выражено и словосочетанием, и фразеологическим оборотом: Тихий океан раскинулся перед нами; Его длинный язык всегда портит дело.
Словосочетание может иметь различное значение:

  • количественное: Тридцать четыре работника написали заявление об отпуске; Обе подружки рассмеялись; Несколько человек остановились; Толпа людей собралась на площади;

  • избирательное: Никто из нас не согласился ехать;

  • собирательное: Директор с секретарём присутствовали на совещании;

  • временное: Стояла середина июля .

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и грамматически зависит от него, обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?, ЧТО СДЕЛАЕТ?, КАКОВ? и др.

Сказуемое делится на простое и составное.
Простое сказуемое выражается глаголом в любой форме: На столе в углу лежали папки; Зашёл бы ты ко мне поговорить; Я буду решать эти вопросы завтра.

Составное сказуемое в свою очередь делится на ещё два подвида: составное глагольное и составное именное.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного глагола в спрягаемой форме, который выражает грамматическое значение сказуемого и связывает его с подлежащим, и неопределённой формы глагола, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.
В качестве вспомогательного выступают:

  • глаголы, обозначающие начало, конец и продолжение действия: Я уже начал выполнять новое задание; Наш отдел прекращает бастовать ;

  • модальные глаголы, которые обозначают желание, нежелание, возможность или невозможность действия: Я могу выполнить ваш заказ; Хочу научиться вашей прозорливости; Отказываюсь быть мальчиком на побегушках!

  • глаголы, выражающие эмоциональное состояние: Все боялись возразить начальнику; Он любит работать ;

  • фразеологические сочетания: Наша компания имеет честь сотрудничать с таким знаменитым концерном.

Составное именное сказуемое из глагола-связки, выражающей грамматическое значение сказуемого, и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого. Причём связка может быть пропущена.
В качестве связки выступают:

  • глаголы БЫТЬ, ЕСТЬ: Я был очень доволен ;

  • глаголы, не выражающие самостоятельного значения: Алеша казался бледным ;

  • глаголы, выражающие значение движения, состояния, деятельности: Мы вернулись домой усталые .
В качестве именной части могут выступать:
  • имена существительные в именительном или творительном падеже: Трудолюбие есть главное условие успеха;

  • именами прилагательными: Тучи сделались прозрачней ;

  • именами числительными: Нас было четверо ;

  • местоимением: Андрей Николаевич был здесь своим ;

  • причастием: Эта встреча была непредвиденной ;

  • неразложимым словосочетанием: Сказуемое является главным членом предложения .

Второстепенные члены предложения

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАКОЙ?, ЧЕЙ?, КОТОРЫЙ?, обозначает признак предмета.
Определение может быть выражено:
1) прилагательным, причастием, местоимением и порядковым числительным, словосочетанием с ведущим слово прилагательным или причастием, тогда оно называется согласованным, т. к. в этом случае оно согласуется с существительным в роде числе и падеже. Примеры:

  • Смолкли звонкие голоса птиц;

  • Мы заметили разбитую фару у приближающейся машины;

  • Под четвёртым номером значилась наша компания;

  • Своя ноша не тянет.
2) существительным, сравнительной степенью прилагательного, некоторыми притяжательными местоимениями, инфинитивом, словосочетанием, тогда оно называется несогласованным определением, т. к. связывается с определяемым словом только по смыслу. Примеры:
  • У памятника (какого? кому?) Пушкину до сих пор встречаются влюблённые; На его столе лежал журнал (какой?) с фотографиями ; Вода (какая?) из родника была холодной;

  • Детей (каких?) постарше отправили на речку за водой;

  • Глаза (чьи?) его (ее, их) были грустны;

  • Руководитель дал знак (какой?) замолчать .

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей имени существительного, обозначает субъект, объект и орудие действия.
Дополнение может быть выражено любой частью речи: Достань (что?) книгу (сущ.) с полки; Нас попросили (о чём?) не шуметь (инф. гл.); Пригласили (кого?) её (мест.) на ужин и др.
Дополнение может быть прямое и косвенное.
Прямое дополнение употребляется всегда без предлога и выражается формами винительного и родительного падежа при глаголе: Коммерсант принял (что?) решение ; Сегодня тебя (кого?) не будет?
Косвенное употребляется в форме любого косвенного падежа с предлогом или без.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАК?, КОГДА?, ГДЕ?, КУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, обозначает время, место, причину и способ действия предмета, т. е. обстоятельства, в которых производится действие.
Обстоятельство может выражаться существительным, наречием, деепричастием, инфинитивом и т. д.: Прочитаю (когда?) после обеда ; Начальник говорил (как?) очень быстро ; Сгорбившись , (как?) сидел усталый клерк за столом.

Кроме этого, существуют части предложения, которые не являются членами предложения. Это обращения, вводные слова и конструкции. Они выделяются запятыми, но не влияют на связь предложений в тексте.

ПОМНИТЕ!1)
предложение может быть
односоставным(обычно сказуемным,
поэтому подлежащего в нем не будет)
2) главные члены могут быть однородными,
то есть несколько подлежащих или
несколько сказуемых

При выявлении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже.

Мне это не нравится.
В этом предложении подлежащего
нет!

Подлежащее

Существительное
или местоимение в
именительном падеже
Прилагательное, причастие,
инфинитив, выступающие в роли
существительного.
Синтаксически неделимое
словосочетание.

Девушка
как-то сразу поняла, что он
всё время хочет есть.
Она не сводит глаз с дороги, что идёт
через рощу.
Присутствующие не обратили на него
никакого внимания.
Решить этот вопрос – наша главная
задача.
Однажды человек десять наших
офицеров обедали у Сильвио.

Сказуемое
Простое
составные
глагольное
глагольное именное

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

ПГС является сказуемое, выраженное
глаголом любого наклонения, времени и
лица
Потонула деревня в ухабинах (гл.изъяв. накл.,
прош.вр)
Дай, Джим, на счастье лапу мне… (гл.
повелит. накл)
Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду
петь (гл. изъявит. накл., будущ.вр.)

10.

Но, обреченный на гоненье, еще я долго
буду петь
Буду петь – сложная форма будущего
времени.

11.

Буду, будешь, будут и т.д.
Инфинитив
ПГС

12. Составное глагольное сказуемое (СГС)

Вспомогательная часть
Инфинитив
СГС

13. а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие начало, продолжение или конец действия (начать, начинать, стать, продолжать, кончать, прекратить и др.).

а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие
начало, продолжение или конец действия
(начать, начинать, стать, продолжать,
кончать, прекратить и др.).
Например: Он начал кашлять. Она
продолжает смеяться. Мы закончили
выполнять упражнение.

14.

б) модальные глаголы, обозначающие намерение,
волеизъявление, способность, желание (хотеть,
уметь, мочь, намереваться, суметь, готовиться,
мечтать, надеяться, думать и др.)
Например: Я хочу много путешествовать. Ты мог
бы говорить не так громко? Мы стараемся
хорошо учиться.

15.

в) глаголы, выражающие эмоциональное
состояние (бояться, страшиться,
стыдиться, стесняться, осмелиться,
остерегаться, решиться, любить,
ненавидеть и др.)
Например: Он боялся опоздать на экзамен.
Мы не любим много путешествовать.

16.

Краткое имя прилагательное + инфинитив = СГС
Например: Я рад побывать на конференции. Мы
готовы подежурить в столовой. Она согласна
выйти за него замуж. Вы должны немедленно
уехать.
НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО+инфинитив.
Например: Надо мыть руки перед едой. Мне
нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать
работу к сроку.

17. Составное именно сказуемое (СИС)

Связка
Именная часть
СИС
Муж ее был молод, красив, добр, честен и
обожал свою жену.

18.

а) глагол быть в различных формах времени и
наклонения
Например: Поэт поэту есть кунак. Имя
существительное есть часть речи,
которая…
В настоящем времени глагол-связка БЫТЬ
выступает в нулевой форме.
Например: Он директор. Он студент.

19.

Глагол
с ослабленным лексическим
значением - ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ,
СТАНОВИТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ,
ОКАЗАТЬСЯ, ЗВАТЬСЯ, СЛЫТЬ,
СЧИТАТЬСЯ, СТАТЬ и др.
Например: Её сестра звалась Татьяна.
Онегин жил анахоретом. Сюжет романа
оказался оригинальным. Она является
хозяйкой этой машины.

20.

Глагол-связка
со значением движения,
положения в пространстве – ИДТИ,
БЕЖАТЬ, БРОДИТЬ, СИДЕТЬ,

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) - важнейшая синтаксическая конструкция, определяющая не только структуру предложения, но и его информационный смысл. Более того, без правильного определения грамматической основы невозможно грамотно решить пунктуационные проблемы, особенно в сложных предложениях.

Ученикам второй ступени общеобразовательной школы (5 - 9 классы) не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.

Отметим сразу, что научить детей правильно определять грамматическую основу предложения можно только в полной мере выполняя один из важнейших принципов дидактики, а именно - принцип перспективности обучения.

Это значит, что, начиная с начальной школы, следует смотреть далеко вперёд и постепенно знакомить детей как с членами предложения, составляющими его структуру, так и с терминологией.

Первоначальное знакомство детей с главными членами предложения происходит ещё в начальной школе (в 3 классе). Простейшая форма грамматической основы предложения (подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое - глаголом) детьми усваивается сравнительно легко и быстро. Но малейшее отклонение от этой формулы уже вызывает трудности и путаницу как в понимании, так и в терминологии.
К сожалению, виновниками этой путаницы иногда бывают учителя.

Вот пример:
Класс работает с предложением «Дети играют во дворе школы»
Учитель: Где подлежащее?
Ученик: Дети.
Учитель: Правильно. А где глагол?

Что сделал учитель? Он грубо нарушил систему классификации совершенно разных понятий. Ведь классификация частей речи - это одно, а классификация членов предложения - это совсем другое. Ни в коем случае нельзя путать эти вещи!

Учитель должен был спросить: Где сказуемое?

В системе обучения детей русскому языку в начальной школе важнейшее место занимает безошибочное понимание и умение различать значения различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога и наречия.

Если это смешение понятий «часть речи» и «член предложения» не искоренено в начальной школе, то в среднем звене сделать это крайне трудно.

Подводя детей к пониманию структуры (построения) предложения, следует обязательно акцентировать внимание на том, что слово членом предложения может быть только в составе предложения. Это во-первых. И во-вторых, на том, что члены предложения (пока речь идёт только о подлежащем и сказуемом) могут быть выражены любой частью речи («сделаны» из любой части речи).

Очень важно, чтобы уже в начальной школе дети понимали и твёрдо знали, что такое подлежащее и что такое сказуемое, что эти главные члены предложения обозначают и на какие вопросы отвечают. Особенно затрудняются дети в поисках сказуемого, если оно отвечает на вопросы «Каково подлежащее?» или «Что есть (кто есть) подлежащее?»

Очень полезно уже в 4 и 5 классах провести письменный опрос «Что такое подлежащее?» и «Что такое сказуемое?», где ученики должны дать не только точное определение главных членов предложения, но и привести собственные примеры.

Особое внимание следует уделять логической связи главных членов предложения между собой, т.е. умению правильно задавать вопрос от подлежащего к сказуемому и настойчиво приучать детей к полному ответу.

Пример:
Работаем с предложением «Дети играют в саду»

Ответ ученика должен быть таков:
«В этом предложении говорится о детях, это слово стоит в именительном падеже, значит, это подлежащее, оно выражено именем существительным.

Дети что делают?- играют. Это слово обозначает действие подлежащего, значит, является сказуемым, оно выражено глаголом.

Курс русского языка в основной школе (5 класс) начинается с синтаксиса. Это правильно, потому что дети прежде всего должны научиться правильно строить предложение. В этом первоначальном курсе синтаксиса ученики уже подробно изучают способы выражения главных членов предложения и детально знакомятся со второстепенными членами предложения. Понятие и термин «грамматическая основа предложения» им знакомы. Дети сравнительно легко находят подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное одним глаголом. Отступление от этой формулы уже вызывает трудности.

Начинается кропотливая работа, в итоге которой ребята должны понять, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими частями речи.

Целесообразно уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, хотя это материал 8 класса. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.

Детей смущает, что и в том и в другом случае - два глагола. Но довольно скоро всё становится на свои места. Опятьтаки полезно провести письменные опросы.
Таким образом, в пятом классе сделан задел на далёкую перспективу в понимании структуры одного из главных членов грамматической основы предложения. Теперь следует методично (желательно на каждом уроке) закреплять структуру сказуемого, терминологию и её понимание.
Уже в 5 классе целесообразно вводить понятия «односоставные и двусоставные предложения». Ребята эти понятия осваивают довольно легко и быстро. Кстати, учебник русского языка для 5 класса авторов Львова и Носова так и делает. Это тоже хороший задел на перспективу. Учебник Ладыженской вводит эти понятия только в 8 классе.

Синтаксис простого предложения детально изучается в 8 классе. Но, если мы не подготовим детей в 5 - 7 классах к восприятию и пониманию этого сложного раздела всего школьного курса русского языка, усвоить пунктуацию простого предложения ребятам будет очень трудно. Вот почему понятия о наиболее сложных случаях выражения грамматической основы следует постепенно вводить именно в 5 - 7 классах. Это разумно и возможно при изучении различных частей речи. Просто надо постоянно помнить об этом и подбирать дидактический рабочий материал для урока с учётом того, какую роль в предложении выполняет изучаемая часть речи.

К примеру, изучая прилагательные, следует показать, что эта часть речи может быть в предложении и подлежащим («Больные собрались на прогулку»), и сказуемым («Ночь светла»); при изучении числительных демонстрируем, что числительные могут выполнять роли и подлежащего, и сказуемого («Два шестиклассника собрались …» ; «Дважды два - четыре») и т.д.

Если мы в 5 - 7 классах на каждом уроке будем проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, мы подготовим ребят к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах.

Именно в этих классах ребята сталкиваются с очень сложными конструкциями грамматической основы предложения. Они в основном связаны с неопределённой формой глагола (инфинитивом).

Неопределённая форма глагола чаще всего в предложении является основной частью составного глагольного сказуемого. («Учёные научились различать…»). В этих случаях инфинитив отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?» и входит в структуру грамматической основы предложения.
Вообще неопределённая форма глагола (инфинитив) - это довольно сложное языковое явление, способное выполнять в предложении самые разные функции. Это, конечно, затрудняет поиски грамматической основы.

Инфинитив может выполнять функции подлежащего как самостоятельно, так и в составе логически целостного словосочетания (Чувствовать - значит жить), (Любить природу - потребность души). В структуре составного глагольного сказуемого присутствие инфинитива обязательно, как обязательно и наличие вспомогательного глагола. Причём инфинитив может выполнять роль не только основного, но и вспомогательного глагола (Я хочу научиться летать.) Инфинитив может входить и в структуру составного именного сказуемого (Сестра собирается работать портнихой).

Однако инфинитив может быть в предложении и второстепенным членом предложения: обстоятельством цели («Мы зашли в магазин купить…») и дополнением («Я просил врача помочь»), т.е. не входить в структуру грамматической основы предложения.
В предложении «Мы зашли в магазин купить…» грамматическая основа « мы зашли.»

Инфинитив купить является обстоятельством цели, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос « зашли с какой целью?» В предложении «Я просил врача помочь…» инфинитив является дополнением, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос «просил о чём?»

Практического значения для пунктуации подобные синтаксические конструкции, как правило, не имеют. Но и в ГИА и в ЕГЭ есть тесты именно на различение подобных видов грамматических основ. Так что нам приходится учить детей и этим теоретическим тонкостям

Особую сложность представляют грамматические основы, состоящие только из глаголов (Учить - ум точить). Думается, что в этих случаях нет необходимости усердно искать подлежащее и сказуемое, достаточно обозначить грамматическую основу предложения.

Умение правильно и быстро найти грамматическую основу предложения крайне необходимо при изучении различных видов сложных предложений. Без этого умения ребятам не понять и не осилить пунктуацию сложного предложения.
Проблемы начинаются уже при изучении односоставных предложений. Отсутствие одного из главных членов предложения нередко ставит учащихся в тупик. Они не могут найти границы простых предложений в сложном, если одно из простых предложений - односоставное. Односоставные предложения изучаются в 8 классе.

Здесь опять-таки надо работать на перспективу: изучать односоставные предложения в контексте сложных.

Вообще нет нужды доказывать, что умение безошибочно определять грамматическую основу предложения во всех её формах - важнейшее условие для понимания структуры любого предложения и тем более для его пунктуации. Этому, как правило, посвящается весь учебный год в 9 классе. Если методично, с опорой на практику в 5 - 7 классах постепенно готовить ребят к пониманию синтаксических конструкций, изучаемых в 8 и 9 классах, пунктуацию простых и сложных предложений можно неплохо освоить.

Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

Войска движутся к фронту.

(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

Вчера он заходил к нам.

(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

Поговорил бы ты с матерью, Иван!

(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.

Основные способы выражения подлежащего.

Часть речи в позиции подлежащего

Существительное в и. п.

Язык отражает душу народа.

Местоимение в и. п.

Он вышел.

Кто там был?

Это правильно.

Это мой брат (при вопросах: кто это?)

Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Кто-то пришел.

Все уснули.

Неопределенная форма глагола

Быть честным - это еще полдела.

Понимать - значит сочувствовать.

Курить - здоровью вредить.

Сочетание слов (одно из которых - в и. п.)

Мы с ним часто там бывали.

Два облака плывут по небу.

Сочетание слов без и. п.

Прошло около часа.

Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

(Глагол был полковник

(Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)

Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Оно может выражаться следующими формами глагола:

Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

Формой будущего времени глагола.

Формами условного и повелительного наклонения глагола.

Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

(Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

(здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:

СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)

(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой:

СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.

Основные типы двусоставных предложений

Форма выражения подлежащего и сказуемого

Примеры

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола.

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит .

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка.

Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.

Основные типы односоставных предложений

Типовые форма и значение

Номинативные (назывные) предложения

Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.

Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.

Большая площадь в городе.

Вот скамейка.

Определенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.

Неопределенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


Безличные предложения

Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.

По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния.

Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.

Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.


Хозяев нет дома.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство

Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.

Продемонстрируем сказанное схемой:

По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.

Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.

Ценили (что?) полотна - дополнение.

Полотна (чьи?) его - определение.

Дополнение как член предложения. Типы дополнений

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.

С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)

Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)

Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.

Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)

Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)

А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)

Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.

Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).

В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).

Все остальные дополнения называются косвенными.

Сыграйте-ка на рояле (п. п.).

Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).

Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).

Поделиться: