Гибкость мышления. Как развить гибкость мышления

Когда нас настигает какая-нибудь проблема, то мозг первым делом начинает паниковать и сигналить:«Всё пропало». Но если развить гибкость мышления, то любую проблему можно научиться воспринимать спокойно. Вот вещи, о которых стоить помнить:

- Мы все иногда заходим в тупик .

Застойные ситуации неизбежны. Неважно, насколько осознанно вы себя ведете, насколько хорошо умеете договариваться - вы всегда будете сталкиваться с трудными обстоятельствами и трудными отношениями. У всех нас свои пробелы восприятия. Независимо от того, насколько гибко вы мыслите и насколько развиты ваши коммуникационные навыки, все равно на вашем пути возникнут ситуации или люди, справиться с которыми вам не по силам. Такова жизнь.

- То, в какие именно застойные ситуации вы попадете, обусловлено вашей личностью.

У всех нас есть свои сильные и слабые стороны, недостатки и достоинства. Поэтому какие-то ситуации могут казаться вам сложными, несмотря на то что другие справляются с ними без проблем. Не осуждайте себя, лучше попробуйте развить соответствующие ментальные и эмоциональные «мышцы».

- Возможно, вы не сразу поймете, в чем, собственно, дело.

В застойной ситуации вы по определению не можете (до поры до времени) что-либо изменить. Найти выход из нее совсем не то же самое, что решить уравнение.

В математической задаче все четко. Каждый символ имеет определенное значение, вся необходимая информация дана в условиях, и вы знаете, какие операции нужно совершить. Но в застойной ситуации приходится потратить немало времени и усилий только для того, чтобы выяснить, в чем же заключается сама задача. Придется распутать множество нитей во взаимоотношениях, рассмотреть ситуацию под разными углами, выявить среди бесконечных внешних факторов главные и так далее.

- У проблемы не всегда существует четкое и объективно правильное решение.

Повторю, что выход из застойной ситуации не похож на решение математической задачи, в которой есть только один верный ответ. Нет единственного «правильного» способа разобраться с ситуацией. Не отчаивайтесь, если после того, как вы определите, в чем проблема, у вас уйдет еще какое-то время на поиски ее решения.

- Гибкое мышление позволяет найти несколько вариантов.

Если вы потеряете равновесие, гибкость мышления поможет вам снова обрести его. Замедлив ход событий и использовав гибкость мышления, вы обретете новые силы для того, чтобы самостоятельно или при помощи со стороны исправить ситуацию. Одно из преимуществ взгляда на ситуацию с разных, возможно, даже взаимоисключающих позиций в том, что он дает возможность обнаружить различные решения. Ролевая игра, в свою очередь, поможет внести ясность в вопрос, какой путь стоит выбрать.

- Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не значит, что вы должны отказаться от собственной.

Неважно, относитесь вы к тому типу людей, которые с упорством, достойным лучшего применения, держатся за свою позицию, к тем, кого, наоборот, слишком легко склонить на другую сторону, или находитесь где-то посередине между двумя крайностями, - старайтесь переключаться между своей версией и версиями прочих участников ситуации.

- Решение должно соответствовать вашим личным особенностям.

После того как вы задействуете гибкость мышления и выберете дальнейший курс действий, вам предстоит осуществить решение на практике, оставшись при этом самим собой. Можно черпать силы в поддержке и советах иных людей, но, чтобы добиться успеха, ваши слова и поступки должны исходить изнутри.

-Какой-то выход есть всегда.

Мы сталкиваемся с трудностями, и это неизбежно, но мы не обязаны терпеть ситуацию, которая нас не устраивает. Задействовав гибкость мышления, вы, даже в одностороннем порядке, сможете либо наладить конструктивный диалог, либо принять статус-кво, либо решить, что оптимальным вариантом будет уйти из ситуации.

- Умение приходит с опытом.

Тренировать гибкость мышления очень полезно, порой это позволяет полностью избегать застойных ситуаций. Если какие-то ситуации по-прежнему представляют для вас трудность, упорно работайте над ними и постоянно тренируйте гибкость мышления. Это сокращает время пребывания в застойной ситуации и помогает вам двигаться в правильном направлении.

Д. Гилфорд описывает гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если испытуемый скажет, что "с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру", он получает высокий балл по гибкости мышления. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что гибкость мышления является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать проблему.

В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому.

Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания.

Если в работах Л.С. Выготского в качестве универсального средства рассматривалось слово (знак), то в дальнейшем были изучены не только понятийные, но и образные средства. Овладение ими в дошкольном возрасте дает возможность ребенку решать мыслительные задачи, требующие отражения довольно сложных скрытых связей и отношений между объектами.

В наших предыдущих работах изучались образные средства гибкого мышления дошкольников - комплексные представления. К ним мы относили такие образы объектов, в которых они отражаются в совокупности своих свойств. В рамках одного такого представления субъект может переходить от анализа одних свойств объекта к другим его свойствам, проявляя гибкость мышления. В комплексном представлении различные свойства объекта не игнорируются даже в том случае, когда ситуация задает определенный контекст интерпретации объекта, выдвигая на передний план одни свойства и затеняя другие. Таким образом, комплексные представления позволяют увидеть признак не сам по себе, а в системе свойств и связей объекта и, при необходимости, произвести переориентировку признаков, их обобщение по другому основанию.

В работах Н.Е. Вераксы обозначен подход к пониманию гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. Механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности. Автор выделяет:

Действие диалектического превращения, цель которого заключается в рассмотрении объекта как противоположного самому себе;

Действие диалектического опосредствования, направленное на поиск таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей;

Действие диалектического объединения, направленное на установление в анализируемой целостности отношений противоречивости, на утверждение правомерности обоих взаимоисключающих отношений при характеристике объекта;

Действие диалектического обращения, которое позволяет перейти от исходного отношения между объектами к противоположному;

Действие смены альтернативы, позволяющее выйти за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым, часто противоречивым углом зрения.

Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте.

В исследовании В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова показано, что при решении проблемы, где требуется раскрыть потенциальные свойства знакомой вещи в новых условиях, не деформируя целостности этой вещи, дошкольники могут улавливать принцип структурирования противоречия как проблемного целого. С этим противоречием дети связывают источник целостного развития ситуации. Такое развитие протекает в форме образного разрешения данного противоречия. В результате исходная целостность не разрушается, а преобразовывается в целостность более высокого порядка. Таким образом, дошкольники способны создавать и использовать образные средства мышления, отражающие наличие в объекте противоположных свойств: оставаясь самой собой, чернильница должна в то же время по-новому проявить свою "самость" - расплескать чернила, чтобы прогнать разбойника - быть одновременно и чернильницей, и сторожем.

Следовательно, можно полагать, что гибкое мышление на определенном уровне развития оперирует отношениями противоположности. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в психологической литературе гибкость рассматривается как свойство продуктивного, творческого мышления, основу которого составляет продуктивное преобразование проблемных ситуаций. В умении ребенка гибко совмещать идеальный и реальный, условный и действительный планы ситуации психологи видят творческий потенциал дошкольника. Исследования показывают, что у дошкольников существует механизм мышления, позволяющий описывать развитие и преобразование объекта при решении задачи с помощью отношений противоположности. Тем самым продуктивное преобразование объектов заключается в их диалектическом преобразовании, которое осуществляется с помощью диалектических действий с теми средствами, которые отражают отношения противоположности. Гибкость мышления, включающую оперирование противоположными свойствами и отношениями объектов, мы определили как диалектическую гибкость.

Гибкость мышления – понятие достаточно условное. В большинстве случаев о нем говорят тогда, когда речь идет о способности контролировать себя и свои мысли, не позволять тревожным проявлениям преобладать над разумом. Мышление как познавательный процесс занимает важное место в системе восприятия и деятельности человека. Именно благодаря мышлению человек имеет возможность здраво мыслить и рассуждать, строить планы и предположения. Понятие гибкости говорит о том, что личность обладает достаточной мудростью и рассудительностью для того, чтобы менять имеющиеся планы в зависимости от обстоятельств.

Проявления гибкости мышления

Важно знать, как гибкость мышления выражается у человека. Наличие разумного подхода к жизни обязательно отражается на образе мыслей. Умение ясно видеть ситуацию, прогнозировать ее развитие тоже относится к данному понятию. Рассмотрим подробнее признаки наличия гибкости мышления.

Альтернатива

Способность выбирать между несколькими имеющимися вариантами, как правило, присуща людям с высоким развитием мышления. Ведь нужно не просто принять решение, но и обосновать его правильность перед собственной совестью, увидеть дополнительные возможности. Следует при любых обстоятельствах помнить о том, что альтернативы всегда существуют. Нельзя при первой же неудаче отчаиваться и опускать руки. Имея подобный подход, нельзя достичь в жизни ничего существенного. Для того, чтобы справиться с какой-то сложной ситуацией, нужно поискать ответ внутри себя, определить значимые перспективы и возможности. Необходимость делать выбор помогает принимать на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления в этом случае необходима для того, чтобы иметь возможность выбирать между разными вариантами. Люди, как правило, учатся этому, исходя из личного индивидуального опыта. Любое развитие невозможно без гибкости мышления.

Принятие ответственности

Не всякая личность способна действительно отвечать за свои поступки. Причиной для этого являются факторы, способствующие формированию душевной расслабленности, безответственности. Просто личность привыкает к тому, чтобы стараться не обращать внимания на то, что с ней происходит. Так становится легче жить, поскольку не надо прилагать никаких усилий для важных действий. Стоит отметить, что тот, кто убегает от собственной сущности, никогда не может быть счастливым. Это все равно, что постоянно убегать от своих чувств, так и не успев их обнаружить и осознать. Истинное принятие всегда подразумевает полную ответственность за происходящее. Умение признавать свои ошибки демонстрирует гибкость мышления. Люди постепенно перестают замечать, насколько ограничивают сами себя в принятии решений. Мышление как психический познавательный процесс позволяет анализировать каждую отдельно взятую ситуацию, извлекать определенную выгоду.

Принятие ответственности подразумевает, что надо научиться жить в согласии с собой и своей внутренней сущностью. А как часто люди противоречат самим себе в каждом слове, пытаясь при этом угодить окружающим. Такое поведение никак нельзя назвать гибким. Подлинное мышление здесь вряд ли задействовано. Вот почему бывает так много искалеченных судеб и встречается неправильный выбор. Мышление для личности действительно имеет большое значение. Важно, чтобы человек никоим образом не стремился переложить на окружающих свои собственные трудности. Любые проблемы должны быть решены, и всякая сложность имеет свой индивидуальный ключ, подходящий для решения. Люди, которые действительно научились преодолевать жизненные трудности, отмечают, что сделали это благодаря принятию ответственности.

Переключение внимания

Когда человек долго концентрируется на какой-то мысли, то у него возникает состояние сосредоточенности. Постоянное прокручивание в голове какой-то ситуации иногда помогает быстрее найти ответ, прийти к оптимальному решению. Иногда индивидуальное видение проблемы переворачивает сознание, и мы начинаем стремиться к конкретному результату. Окончательный выбор полностью зависит от самой личности, ее мировоззрения и системы внутренних убеждений. Но слишком долгое сосредоточение на проблеме нередко приводит к апатии, сильной погруженности в предмет переживаний. Гибкость мышления обычно проявляется в том, что личность умеет переключаться с одной мысли на другую. Это чрезвычайно полезный навык, который пригодится в любом деле. Всякое новое начинание требует от личности душевных сил, настойчивости и терпения. Такой подход позволяет оградиться от дополнительных переживаний, от того, чтобы начать чувствовать себя неудачником. Люди, которые действительно работают над своим характером, имеют возможность изменить неудовлетворительные обстоятельства своей жизни.

Творческий подход

Креативность должна быть во всем. Чем бы человек ни занимался, он обязательно должен использовать свои творческие ресурсы. В противном случае его внутренняя энергия постепенно начнет угасать, и ее невозможно будет применить. Повседневная реальность такова, что постоянно подбрасывает нам сюрпризы. Иногда эти случайности застают врасплох, ставят в тупик. Только подлинный энтузиазм способен вести вперед, раскрывать в нас имеющиеся способности. Развитие личности целиком и полностью зависит от того, как она умеет использовать собственные бесконечные ресурсы. Гибкость мышления позволяет действительно заниматься самосовершенствованием и при этом оставаться в весомом плюсе. Безусловно, в жизни всегда выигрывает тот, кто привыкает заниматься собственным развитием, у кого наблюдается конструктивное мышление.

Гибкость мышления представляет собой такое понятие, которое на самом деле согласуется с творческим подходом. Креативность часто становится проявлением нестандартного взгляда на вещи. Индивидуальная гибкость во взглядах в той или иной степени присуща всем, но не каждый действительно обращает на нее внимание. Дело в том, что человек не всегда оказывается в силах принять на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления во многом определяет то, насколько человек чувствует себя способным влиять на свою жизнь в целом, определять имеющиеся ближайшие и дальние перспективы.

Принятие чужой точки зрения

Пожалуй, это самое сложное для человека. Люди так устроены, что в большинстве случаев считают правыми себя, а не оппонента. Такое мировоззрение продиктовано естественной внутренней природой каждого из нас. Это происходит потому, что срабатывают механизмы внутренней защиты. Они призваны для того, чтобы помочь личности избежать всяческих неприятностей, которые только могут возникнуть. Только подлинное мышление действительно способно привести к благу. Понятие гибкости здесь является определяющим и весьма значимым. Настоящее развитие невозможно без уступок. Оно начинается тогда, когда личность начинает осознавать потребности окружающих, а не только замечает собственные желания. Гибкость мышления на самом деле позволяет увидеть каждую ситуацию изнутри, обратиться к истокам любой проблемы. Когда мы принимаем чужую точку зрения, то не просто уступаем собеседнику. В этот момент мы демонстрируем миру, насколько для нас является значительным истинное принятие и уважение.

Как развить гибкость мышления

Необходимость иметь гибкость мышления не нужно доказывать. Развитие подлинного самоуважения часто так и начинается. Иметь оригинальный подход к делу всегда полезно. Тем самым личность демонстрирует свою состоятельность и может заслужить собственное уважение. Принятие в глазах окружающих тоже прибавляет силы, дает возможность почувствовать себя сильным и значительным. Как развить гибкость мышления? Попробуем разобраться.

Избавление от страхов

Различные фобии – это то, что действительно мешает человеку в полной мере двигаться вперед. Страхи всячески ограничивают нас, способствуют установлению внутренних рамок, из которых впоследствии невозможно вырваться. Надлежит обязательно помнить о том, что сомнения и тревоги губят на корню любое начинание. Испытывать сильный страх равносильно отказу от любой перспективы по собственному желанию. Чтобы достигать желаемой цели, нужно запретить себе бояться. Во многом именно благодаря гибкости мышления можно достичь в жизни серьезных результатов. Когда личность привыкает думать конструктивно, ее мышление направлено в сторону созидания.

Способность экспериментировать

Большинство людей живут очень ограниченной жизнью и боятся выйти за рамки кем-то придуманных стереотипов. Они часто не представляют себе, насколько обедняют свою жизнь. Но в этом случае развитие как таковое будет чрезвычайно затруднено. Человеку необходимо постоянно экспериментировать для того, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, как люди сдаются, не успев, как следует начать. Сделав первый робкий шаг, нужно всегда продолжать идти дальше. Возможность проводить собственные эксперименты предоставляется далеко не везде и не всегда. Однако это не значит, что нельзя присмотреться к ситуации и сделать соответствующие выводы. Развивать гибкость мышления — серьезная задача, которую надо стараться решать постепенно.

Выход за рамки

Он подразумевает настоящий отказ от стереотипов. В большинстве случаев сделать это довольно непросто по причине того, что люди чувствуют себя довольно скованно и ограниченно, когда требуется быстро принять какое-то нестандартное решение. Выход за рамки есть проявление гибкости мышления. Ведь приходится осваивать новое поведение, учиться ранее неизвестному, бороться с собственным страхом. Как правило, если все задачи грамотно сформулированы, то личность побеждает в борьбе с самой собой. Такой внутренний поединок, прежде всего, подразумевает искоренение всяческой лени. Как только удается от нее избавиться, действительно становится легче дышать, думать, принимать решения. Отказ от привычных стереотипов действительно помогает развитию мышления.

Пересмотр убеждений

У каждого из нас имеются свои жизненные принципы. Они помогают нам в принятии ответственных решений, нередко указывают направление движения. Для того, чтобы стать более лояльным к каким-то вещам, нужно научиться вырабатывать в себе альтернативный взгляд на мир. Этой цели нельзя достичь за один день. Иногда может понадобиться много времени и терпения для того, чтобы полностью разобраться в ситуации, сделаться человеком, который сначала думает и только потом делает. Чтобы воспитать в себе необходимую гибкость мышления, нужно много тренироваться. Пересмотр значимых убеждений позволяет не закрываться в проблеме, а искать реальные пути ее решения. Преодоление трудностей невероятно закаляет, особенно тогда, когда выход из затруднительного положения был найден самостоятельно, без чьей-либо помощи. Здесь большое значение имеет такая вещь, как смена привычки. Она способна поистине творить чудеса.

Развитие индивидуальности

Многие ли люди действительно способны жить, руководствуясь голосом собственного сердца? К сожалению, это не так. Чтобы вырастить в себе подлинную индивидуальность, совершенно не лишним будет научиться действовать в согласии со своей совестью и предназначением. Нужно найти любимое дело, которому захочется посвятить жизнь, сделаться хозяином существования, а не тем, от которого ничего не зависит. Во многом достижению такой цели помогают творческие занятия. Главное при этом, чтобы они нравились, приносили ощутимую пользу.

Таким образом, развитие гибкости мышления полностью зависит от самого человека . Каждый отвечает сам за себя, принимая решения, готовясь совершить какой-то важный шаг в жизни.

Что бы стало понятнее, что такое гибкость мышления стоит привести пример противоположного по значению понятия. Противоположным свойством гибкости ума является его ригидность и инертность. Инертность мышления это заторможенность и неповоротливость мыслительных процессов, которая характеризуется ярко выраженной скованностью и затрудненностью переключения с одного вида деятельности на другой. Неповоротливость и косность мысли мешает людям соотносить общие правила и исключения из них.

Почему так важно иметь гибкое мышление

Сегодня развитие гибкости мышления это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде.

Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты .

Человек, не обладающий гибкостью ума , не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него. Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях. Гибкость мышления помогает людям находить разные решения той или иной проблемы, для творческой личности гибкий ум это неиссякаемый источник новых идей.

Такое качество как гибкость ума необходимо как современному бизнесмену, так и матерому управленцу. Оно поможет найти нестандартные решения в сложных ситуациях, увидеть любую ситуацию в выгодном свете, принять рациональное, оптимально верное и оригинальное решение. Успешное предпринимательство в наше время уже невозможно без умения нестандартно и оперативно мыслить.

Умение гибко мыслить помогает людям избежать открытой конфронтации в конфликтных ситуациях. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад. Также гибкость мышление хороший помощник в процессе обучения и в исследовательской деятельности.

Наивысшая степень гибкости мышления это достаточно редкое явление (присуща только одаренным личностям), впрочем, как и крайний уровень его противоположности - инертного мышления. Однако развить гибкость ума можно, надо только знать, как это сделать и узнав проявить настойчивость в достижении цели. Конечно можно записаться на тренинги личностного роста обещающие увеличить пластичность мышления, но я думаю чтобы вам начать движение в правильном направлении достаточно и тех советов которые будут приведены ниже.

Развитие гибкости мышления

Гибкость ума тесно связана с объемом наших способностей, умений, знаний и навыков, но полностью этим разнообразием и богатством опыта не определяется. Эксперименты, проводимые различными учеными, исследовавшими гибкость мышление и его развитие, свидетельствуют о том, что его связь с прошлым опытом имеет очень непростой характер. Так, например, в определенных жизненных ситуациях накопленные человеком знания не только не содействуют формированию свежих идей и стратегий, но и, наоборот, тормозят эти процессы.

Фундаментальным советом, который поможет вам в развитии гибкости ума и станет основой на которую лягут остальные, будет цитата из книги Роберта Грина , «33 стратегии войны» - «Важно уяснить, что великие полководцы, талантливые тактики и стратеги смогли проявить себя не потому, что больше всех знали, а потому, что в случае надобности умели отбросив предвзятость сконцентрироваться исключительно на том, что происходило вокруг них здесь и сейчас . Ведь только тогда вспыхивают творческие искорки и возникают креативные и оригинальные решения. Жизненный опыт и теоретические знания хороши до поры до времени: сколько бы вы заранее не думали пытаясь предугадать ситуацию, это не подготовит вас к череде бесконечных возможностей, к хаосу реальностей жизни, и не научит искусству импровизации».

Чтобы развить гибкость мышления важно уметь в определенных ситуациях выкинуть из головы все умные советы вычитанные в книжках (на подобии как заработать миллион и стать миллионером), формулы и методы, содержащиеся в советах успешных людей, и пробовать разрабатывать собственные стратегии. Конечно, анализировать победы и неудачи (как свои так и чужие), а также извлекать из них определенные уроки дело важное, но не менее важно развивать способность размышлять над событиями, происходящими в настоящем.

Если представить человеческие ум в виде реки, а гибкость мышления в виде быстрого течения и свежей воды, то воспоминания об удачном или неудачном опыте прошлых лет, предвзятость и навязчивые мысли, будут теми валунами, которые тормозят течение воды, превращая реку в затхлое болото. И если вы чувствуете, что в вашей «реке» скапливается большое количество тины и другого мусора перегораживающего ее русло пришло время начать внутреннюю борьбу с этими вредными тенденциями.

Чтобы восстановить быстрое и естественное течение ваших мыслей и развить гибкость ума используйте несколько тактических приемов:

Во-первых , следует внимательно следить за появлением ограничивающих стереотипов.

Во-вторых, стоит серьезно отнестись к пересмотру некоторых своих принципов и убеждений.

Наполеон Бонапарт , отвечая на вопрос, каким при ведении войны он следует принципам, сказал - никаким. Так же и для любого другого человека стремящегося развить гибкость собственных мыслительных процессов, единственным принципом должно стать отсутствие любых принципов. Гениальность и талант Наполеона заключались в способности тонко чувствовать ситуацию и извлекать из любых обстоятельств как можно больше пользы. Уверовав в то, что существуют неопровержимые законы, вечные и незыблемые истины, вы занимаете статичную позицию и заранее обрекаете себя на поражение.

Еще раз повторюсь, изучение истории, и знакомство с различными теориями может расширить кругозор, сделать вас умнее, только боритесь с окаменевшими догмами внутри себя и с внутренним голосом, то и дело требующим приклониться перед авторитетами. Расчистите в своем сознании для нового опыта необходимое пространство.

Один из основателей гештальтпсихологии, немецко-американский психолог Макс Вертгаймер , а также его последователи Курт Коффка и Карл Дункер, выявили, что одним из свойств продуктивного мышления, является умение, отказавшись от стереотипных действий, выделить необычные и новые свойства (отношения, взаимодействия) между объектами. Процесс решения стоящей перед человеком задачи при этом являет переосмысливанием и преобразованием чего-то исходного, связанного с перестройкой ситуационного образа, выявлением в объекте новых свойств, невидных с первого взгляда.

Если гибкость ума помогает людям посмотреть на проблему с разных точек зрения, значит, попытка глубоко изучить ту или иную проблему и найти наибольшее количество ее решений является хорошим упражнением на развитие гибкости мышления.

В-третьих , забудьте о прошлых победах и поражения. Успех окрыляет и в то же время делает нас ленивыми, ведь нет ничего сложного, раз за разом выполнять те действия, которые привели к успеху. А воспоминания о неудачах неизбежно ведут к потере самооценки,самоуверенности и сужают горизонты. Тем боле, что каждое новое действие обусловлено своими нюансами и хитросплетениями. Так, что на каждую ситуацию, проблему или задачу надо научиться смотреть свежим взглядом - это одно из основных правил развития гибкости мышления. А поможет вам вытеснить из сознания последние события и избавиться от воспоминаний прошлого (неважно хорошего или плохого) - внимание к деталям и мелочам настоящего момента.

Чтобы сбросить груз обыденности и встряхнуться попытайтесь резко поменять курс: в привычной ситуации можно поменять схему поведения и сделать что-то до боли знакомое не так, как вы делаете это прежде, а наоборот, начните что-то сначала, поменяйте имидж или ввяжитесь в какое-нибудь необычное для вас дело. В подобных ситуациях сталкиваясь с новой реальностью, мозг воспрянет ото сна. И не стоит обращать внимание на тревожность и страхи, которые обычно возникают при подобного рода изменениях, они обладают живительным эффектом.

Решая конкретные задачи, всегда пытайтесь задаваться вопросами типа: «Можно ли посмотреть на проблему в другой плоскости?», «Есть ли у задачи иные пути реализации?», «Что надо сделать, дабы добиться лучшего результата?», «Какие изменения надо внести, чтобы ввиду сложившихся обстоятельств, они не навредили процессу?», ну и т.д.

Интересный взгляд на гибкость ума у буддийских монахов. Говоря о важности гибкости мышления и умении приспосабливаться к любым обстоятельствам, буддийские монахи советуют не стремиться становиться похожими на хамелеонов и пассивно принимать всякую мысль и идею. «Не стоит впитывать в себя как в губку чуждые нашему духовному развитию убеждения и системы» - говорит Далай-лама. Вы спросите, как такая система ценностей может сочетаться с гибкостью мышления? По мнению Далай-ламы в этом нет ничего сложного – «Духовное развитие, немыслимо без системы основных ценностей, выступающих в качестве ориентира. Эта система придает нашей жизни осмысленность и последовательность. Я ограничил систему своих главных убеждений тремя фундаментальными фактами :

  • Я - человек.
  • Я хочу быть счастливым и не хочу страдать.
  • Другие люди, как и я сам, также хотят быть счастливыми и не хотят страдать.

Не поиск отличий, а поиск чего-то объединяющего порождает ощущение связи с другими людьми. Настроившись таким образом, проанализируйте свою систему ценностей и убеждений и сведите ее к небольшому количеству фундаментальных принципов. Именно это даст вам свободу, позволит гибко мыслить и противостоять великому множеству ежедневных проблем».

Что бы ваш ум стал более гибким, воспользуйтесь специальными методиками по активизации мыслительных возможностей. К таким методикам, можно например отнести «Метод контрольных вопросов» или «Метод фокальных объектов».

Развитие гибкости мышления немыслимо без различных развивающих упражнений, не дайте своему уму застояться.

Также для гибкости ума будет полезна открытость всему новому, новым переживаниям, впечатлениям, опыту и т.д. Древнегреческий философ Аристотель говорил, что жизнь можно определить как движение. То, что не движется, то мертво. Тот, кто подвижен, в том больше жизни и у того всегда острый ум и гибкое мышление. Так что господа больше жизни, интересов и свежих эмоций.

Упражнения для развития гибкости мышления

Существует множество различных методик, позволяющих развить гибкость мышления (все в одной статье разместить не получится). Одной из них, которая однозначно достойна внимания, является система, которую предложил В.Н. Келасьев . Давайте рассмотрим данный подход подробнее. Он включает в себя следующие этапы:

  1. Смена привычных временных связей
    • Метод разделения двух взаимосвязанных последовательный процессов, которые стоят в привычном для людей временном ряду. Примером может служить попытка представить гром без молнии, который, по сути, является выстрелом.
    • Метод замены временного порядка некоторого процесса на абсолютно противоположный. К примеру, представьте, что вначале гремит гром, а после сверкает молния.
    • Метод сокращения временного интервала между некоторыми событиями. Можно попробовать сократить промежуток между рождением и смертью человека до одного дня и попытаться описать такой отрезок времени. Еще один способ – представить диалог людей из разных эпох или двух личностей из прошлого и будущего.
    • Мысленное перемещение некоторого привычного предмета по временной оси. Примером может служить рассуждение о том, что представляет собой телевизор сейчас, чем он станет в будущем и каковы его прототипы существовали в прошлом. Также можно представить что угодно, например библиотеку будущего.
  2. Смена привычных пространственных связей
    • Метод замены традиционных пространственных связей на необычные. Например, можно представить, что автомобиль стоит не на дороге, а под дорогой.
    • Метод объединения различных объектов, которые в обычной жизни существуют отдельно. Можно представить себе травинку-авторучку или картину-фрукт.
    • Метод разъединения традиционно связанных объектов. В качестве примера можно привести рыбу без воды или же магазин без денег.
  3. Смена привычных для человека связей общности
    • Метод логического вычитания общностного признака из предметов. Планета и мяч обладают одним и тем же свойством – шарообразная форма. Нужно представить себе Землю, при условии, что она не круглая.
    • Метод усиления общностного признака. Для данной практики следует в двух абсолютно разных объектах найти что-то схожее. К примеру, дождь и ракета падают на землю. А если разложить воду на кислород и водород, то получится топливо для ракеты.
    • Метод замены традиционных отношений на абсолютно противоположные. Можно представить себе, что дым полезнее чистого воздуха.
  4. Смена привычных связей преобразования действий
    • Метод отчленения действий подразумевает лишение некоторого объекта возможности произведения традиционных действий. К примеру, достаточно представить себе груз, который не имеет веса, автомобиль, который не перевозит ничего, или пищу без калорий.
    • Метод получения определенного результата при отсутствии привычного источника действий (здание, построенное без строителей, или фестиваль без участников).
    • Метод блокирования стандартного ожидаемого результата в процессе некоторой последовательности действий. Например, автомобиль везет пассажира, но тот остается на месте.
    • Метод изменения стандартного направления действия (не сигареты вредны для человека, а человек опасен для сигарет).
    • Увеличение некоторого свойства объекта до невероятных масштабов (автомобиль перевозит сто тысяч пассажиров).
    • Метод усиления или ослабления основного свойства объекта (автомобиль-мотоцикл-велосипед).
    • Метод создания сюжетов посредством заранее выбранных объектов. Используется группа взаимосвязанных предметов, после чего роли раздаются участникам, которые должны максимально ярко описать свои возможности (поезд, пассажир, перрон).
    • Метод формирования новых объектов из тех, что уже существуют. Этот способ представляет собой своеобразный синтез нового объекта.

Данный подход обеспечивает развитие гибкости мышления, что очень важно для поддержания своего творческого потенциала в тонусе. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно. Именно поэтому нужно применять данные упражнения регулярно.

Подводя итог вышесказанному , следует заметить, что развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.

Что такое гибкость ума? Её можно определить, как качество нашего разума, которое позволяет нам подстраиваться под окружающий нас мир, под ситуацию. Гибкость ума позволяет нам справляться с трудностями, анализировать данную реальность и предпринимать необходимые действия, адаптироваться под текущее положение дел.

Но на этом всё не останавливается. Гибкость ума заставляет нас расти и двигаться вперёд, учиться и развиваться. Гибкость ума помогает нам расширить собственные возможности, то как мы думаем и как мы выполняем свою работу.

Гибкость ума и личностный рост

Раскрыть свой потенциал, а также получить доступ к необходимым паттернам мышления - это довольно трудная задача. Благодаря нейронауке мы знаем, что нам легче и проще развивать свой разум в процессе обучения, чем просто пытаясь избавиться от уже имеющихся привычек и установившихся связей в мозгу.

Гибкость ума требует от нас открытости и способности принимать новую информацию, а также быть достаточно мотивированными. Учёными доказано, что наш мозг устроен так, что мы привыкли двигаться в каком-то направлении лишь в том случае, если нас ожидает какая-то награда. Нам необходимо "пересилить" себя, поставить себе цель "личностный рост" и двигаться к ней.

На рабочем месте гибкость ума необходима для того, чтобы подстроиться под атмосферу, царящую в компании. Также нам нужно установить новые связи, найти поддержку. Для того, чтобы развить в себе гибкость ума, нужно правильно настроиться и прибегнуть к использованию различных систем обучения, которые бы способствовали выработке у нас необходимых качеств и характеристик.

В наше время, большинство работников уходят от классических систем и схем роста по карьерной лестнице, они разрабатывают и используют свои механизмы обучения и развиваются в своих интересах, преследуя свои цели.

Гибкость ума и карьера

Концепт "вечного сотрудника" не умер, но он очень серьёзно изменился за последнее время. Несмотря на то, что сегодня многие профессионалы себя описывают именно так, сама идея "вечного сотрудника" уже выглядит как принуждение работать не в своих интересах, а по требованию компании (выполняя различные проекты, которые руководство посчитает нужным).

Традиционный "портрет" работы состоит из ряда заданий и наград. Задания выполняются отдельными сотрудниками и имеют степени важности и ответственности. Движение от простых к более сложным заданиям и принято называть карьерным ростом. Это односторонний линейный путь, матрица, состоящая из портфолио и постоянно меняющихся потребностей в тех или иных навыках сотрудников.

В то же время, сейчас профессионалами, в основном, ценится как раз автономность и гибкость.

Именно матрица требований и породила так называемые "рынки таланта", куда стекаются все: и работники, и работодатели. Одни предлагают свои таланты и опыт, а другие - ищут свежую рабочую силу.

Гибкость ума как компетентность

Для того, чтобы на ваши услуги всегда был спрос, нужно поддерживать себя в "свежести". Постоянный рост рынка требует постоянного развития. Большинство необходимых навыков можно приобрести, прибегнув к "микрообучению", то есть к изучению отдельного материала. Это обучение может осуществляться как индивидуально, так и при помощи профессионалов.

>Гибкость ума как компетенция, представляет собой комбинацию открытости и ловкости разума, которая связана с продолжительными действиями по улучшению собственных навыков для поддержания их актуальности. Как мы можем развить гибкость ума?

    Создать себе установку на рост и сфокусироваться не на текущем месте работы и требованиях, а на возможности будущего применения навыков. Нужно думать на несколько шагов вперёд.

    Взять ответственность на себя за свой рост и профессиональное развитие.

    Развить свои социальные взаимоотношения и завести ряд новых знакомств с людьми, которые лучше вас.

Поделиться: