Отчет высшая категория врач организатор. Порядок получения квалификационных категорий в медицине

Работа по повышению квалификации врача предусматривает некоторые разделы, один из них - присвоение врачу квалификационной категории. Врачи могут быть поэтапно аттестованы на вторую, первую и высшую категории. Право получения второй аттестационной категории появляется у врача уже после достижения им 5-летнего стажа работы по соответствующей специальности. Для того чтобы получить возможность аттестоваться, врач должен представить подробный отчет о своей деятельности за последние 3 года работы.

Для составления отчета нет единой формы. Такой отчет представляет собой индивидуальный творческий документ аттестуемого. Однако наличие ориентировочной программы существенно облегчает задачу врача, не исключая его инициативу.

Исходя из своего опыта , мы рекомендуем следующую схему аттестационной работы врача. Предлагаемая схема не является жестким шаблоном, она призвана лишь помочь врачу систематизировать накопленный материал, проанализировать его, сделать выводы и поставить, исходя из анализа, задачи, направленные на дальнейшее совершенствование работы на своем участке.
Аттестационная работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении указываются основные направления работы врача по охране здоровья прикрепленного контингента больных.

Далее дается краткая характеристика лечебно-профилактического учреждения с его структурой и организацией работы и взаимосвязи отделений с тем отделением, в котором работает аттестуемый.
Основная часть, в свою очередь, подразделяется на несколько разделов.

В первом разделе основной части целесообразно дать характеристику отделения, его структуру, штаты, организацию работы, оснащения, организацию приема и профилактической деятельности.
Затем следует подробно охарактеризовать лечебно-диагностическую и профилактическую работу за 3 года и дать ее сравнительную оценку.

При описании лечебной деятельности прежде всего необходимо отразить и проанализировать работу на амбулаторном приеме, показав количество принятых пациентов в поликлинике и обслуженных на дому, удельный вес принятых больных и проведенных профилактических медицинских осмотров, нагрузку на 1 час приема. Необходимо проанализировать заболеваемость с временной утратой трудоспособности по нозологическим формам. Работа по оказанию помощи на дому предусматривает количество и удельный вес активных и повторных вызовов.

Оценивая работу по госпитализации больных , необходимо указать количество госпитализированных и их состав по нозологическим формам, показатель расхождений клинико-поликлинических диагнозов. Следует привести подробный анализ этих расхождений и их причины.

Анализируя лечебно-диагностическую работу , следует привести перечень и количество проведенных процедур, амбулаторных операций, манипуляций, консультаций и дать оценку этого раздела деятельности. Далее необходимо показать, как в условиях поликлиники осуществляется диагностика и лечение заболеваний, по поводу которых больные обращаются за помощью к данному специалисту. Раздел целесообразно иллюстрировать описанием наиболее интересных случаев из практики с приведением данных обследования и лечения.

В разделе профилактической работы освещают участие врача в проведении ежегодных медицинских профилактических осмотров, приводят количество, удельный вес и структуру вновь выявленных больных, своевременность и полноту взятия их на динамическое диспансерное наблюдение.

Динамическое диспансерное наблюдение больных хроническими заболеваниями характеризуется количеством больных, находящихся на диспансерном учете, их составом по нозологическим формам, движением по группам диспансерного учета, показателями нетрудоспособности.

Следует представить объем и характер лечебных и оздоровительных мероприятий (амбулаторное и стационарное профилактическое лечение, санитарно-курортное лечение и т.д.) и показать их эффективность на группе больных, состоящих на динамическом диспансерном наблюдении в течение 3 и более лет.

В четвертом разделе следует охарактеризовать санитарно-просветительскую работу, проведенную врачом за 3 года и показать ее эффективность.
Пятый раздел необходимо посвятить работе по научной организации труда, указать, какие предложения были внедрены и какой получен эффект.

Шестой раздел отчета целесообразно отвести работе врача по повышению профессионального мастерства. Следует указать, проходил ли врач повышение квалификации на различных циклах и рабочих местах, когда, в течение какого времени и по какой тематике, необходимо описать научно-практическую работу, проведенную врачом за отчетный период, ее результаты (опубликованные статьи, выступления с докладами и сообщениями на различных конференциях и т.д.).
Необходимо указать, каким образом врач участвует в общественной жизни коллектива.

В заключение делаются краткие обоснованные выводы о проделанной за 3 года работе и намечаются пути дальнейшего совершенствования деятельности аттестуемого.

Если кратко обобщить вышесказанное , то получится следующая схема.
1. Введение.
2. Краткая характеристика поликлиники и ЛОР-отделения.
3. Характеристика кадров отделения.

4. Характеристика приема:
а) количество принятых в отделении и лично аттестуемым;
б) количество обслуженных на дому и лично аттестуемым;
в) нагрузка за 1 час;
г) данные обращаемости по нозологическим формам (в %);
д) данные обращаемости по вызовам (в %);
е) количество активных вызовов(в%);

ж) количество госпитализированных планово и экстренно, куда, по нозологическим формам, сколько ждут до госпитализации;
з) процент расхождения диагнозов со стационаром и анализ расхождений;
и) средняя продолжительность нетрудоспособности больных по отделению и у аттестуемого;
к) то же по нозологическим формам;
л) количество больных, находящихся на динамическом наблюдении по ф. 30 и принципы их наблюдения и лечения. Результаты (эффективность);
м) движение диспансерных больных и анализ их нетрудоспособности;

н) средняя длительность нетрудоспособности при обострениях заболевания у больных, находящихся на ф. 30;
о) среднее количество дней, сколько продолжается обострение (если учесть, что человек пенсионер и не работает);
п) количество медицинских осмотров и выявляемость заболеваний при этом (в % и по нозологии);
р) своевременность взятия на диспансерный учет;
с) процент охвата динамическим наблюдением;
т) количество амбулаторных операций и каких;
у) количество процедур и каких.

5. Организация повышения знаний.
6. Повышение знаний по гражданской обороне.
7. Количество жалоб, выговоров, замечаний, благодарностей и т.д.
8. Участие в общественной жизни поликлиники - где, в качестве кого.
9. Лечебно-диагностическая работа.
10. Цели и задачи на будущее.
11. Заключение.

Отчет подписывается аттестуемым, ставится дата. Его подпись заверяется главным врачом поликлиники и скрепляется гербовой печатью учреждения.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к оформлению аттестационного отчета на присвоение квалификационной категории по диагностическим специальностям

(рентгенология, ультразвуковая диагностика, эндоскопия, функциональная диагностика, клиническая лабораторная диагностика , бактериология,

лабораторная генетика, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза)

Аттестационный отчёт врача о проделанной работе - это научно-практический труд, в котором врач анализирует итоги своей профессиональной практики и служебной деятельности за последние три года по всем вопросам своей специальности.

1. Оформление аттестационного отчета

1.1. Общие требования (в соответствии с ГОСТ 7.32–91 и международным стандартом ИСО 5966–82): Аттестационный отчет должен максимально отражать собственный вклад автора в деятельность медицинской организации. Отчет должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, междустрочный интервал - 1,5. Страницы аттестационного отчёта должны иметь следующие поля: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм; абзацный отступ - 1-1,5 см. Основной текст работы следует выравнивать «по ширине». Объём аттестационного отчета на высшую квалификационную категорию должен составлять в среднем - 30-35 листов, на первую и вторую категорию - 20-25 листов, включая печатный текст, таблицы, рисунки. Обнаруженные ошибки и опечатки следует исправлять заштриховыванием белой краской (корректором) и последующим вписыванием исправлений чёрными чернилами.

1.2. Титульный лист аттестационного отчёта врача : Справа вверху - утверждение с подписью руководителя лечебного учреждения, заверенное круглой печатью лечебного учреждения, в котором работает (или работал) врач. В центре - заголовок: «Отчёт о работе за такие-то годы (указать отчётный период для врачей - 3 года), Ф. И.О. врача (написать полностью), должность, в соответствии с записью в трудовой книжке, полное наименование учреждения в соответствии с зарегистрированным Уставом, просимая категория, специальность (в соответствии с действующей номенклатурой специальностей). Внизу листа - наименование населённого пункта, год выполнения работы .

1.3. Вторая страница аттестационного отчёта врача: Вторая страница аттестационного отчёта должна содержать оглавление с указанием номеров страниц основных разделов аттестационной работы. Следует соблюдать строгий стиль оглавления, причём на титульном листе номер «1» никогда не ставят, но учитывают, что следующая страница имеет номер «2». Отсутствие оглавления будет свидетельствовать о небрежном и формальном оформлении работы.

1.4. Заголовки: Заголовки в отчёте выделяют более насыщенным и крупным шрифтом, никогда не подчёркивают и не заканчивают точкой. Переносы в заголовках недопустимы. Между заголовком и текстом должен быть интервал не менее 6-12 пунктов. Заголовки более высокого уровня центрируют, заголовки низкого уровня выравнивают по левому краю. Возможно выделение заголовков высокого уровня прописными буквами или специальными эффектами (тенью, выпуклостью). Целесообразно пронумеровать заголовки и начинать главу с новой страницы. Заголовки нумеруются арабскими цифрами, вложенные подзаголовки - через точку («1», «1.1», «2.3.1» и т. п.).

1.5. Оформление таблиц, рисунков, графиков: В аттестационный отчёт врача обязательно должны быть включены такие элементы нетекстовой информации, как рисунки, графики, таблицы. Для всех этих видов дополнительной информации применяется сквозная нумерация через всю работу. Например, если в первой главе две схемы, то первая схема в следующей главе будет иметь третий номер, а не первый номер. Все эти элементы нетекстовой информации нумеруются, если соответствующий элемент встречается в работе более чем один раз. Например, если в работе одна таблица, то её не нумеруют и обозначение «Таблица 1» над ней не пишут. Не следует загромождать работу излишними таблицами и диаграммами. Имеющиеся таблицы и диаграммы должны сопровождаться комментариями и аналитическими пояснения автора, раскрывающие сущность динамики различных цифр.

1.5.1. Оформление таблиц. Таблица обозначается словом «Таблица» и числом, записанным арабскими цифрами, в правом верхнем углу (знак «№» не указывается). После этого должен следовать отцентрированный заголовок таблицы. Таблицы, в зависимости от их размера, располагают после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице. Ссылку на таблицу в тексте оформляют следующим образом: см. табл. 1. Если таблица в работе всего-навсего одна, то слово «таблица» не сокращают: см. таблицу. Обычно при первой ссылке слово «см.» не пишется: «Из табл. 1 видно, что….». При дальнейших ссылках помечают в скобках: (см. табл. 1). При использовании таблиц учитывайте следующие рекомендации: По возможности не следует использовать графу «номер по порядку» («№ п/п»), т. к. в большинстве случае она не нужна. Числа выравниваются по правому краю (для облегчения сравнения), текст - по левому, текст заголовков - по левому краю или по центру. Для всех ячеек таблицы применяется вертикальное выравнивание посередине. Повторяющиеся элементы, например, обозначение процентов, («%»), выносят в заголовок столбца или строки. Одно повторяющееся слово в таблице сокращают кавычками, два и более - фразой «то же». В таблице не должно быть пустых ячеек. Если в вашем распоряжении нет необходимых данных, то так и пишется - «нет свед.». Если таблица не помещается на одной странице и её приходится перенести на следующую, то на новой странице пишут слова «продолжение таблицы» и указывают её порядковый номер, потом повторяют ячейки, содержащие заголовки столбцов и далее следует продолжение таблицы. Сноски к тексту или цифрам в таблице оформляют только звёздочками (чтобы не было путаницы с показателем степени) и печатают сразу же под таблицей.

1.5.2. Оформление рисунков и фотографий: Под рисунком пишут название, которому предшествует сокращение «рис.» и порядковый номер числом, записанным арабскими цифрами (знак «№» не указывается). Всё это обозначение выравнивается по центру под рисунком. Фотографии макро - или микропрепаратов, отпечатки рентгеновских снимков и ультразвуковых изображений, копии ЭКГ и других материалов должны быть достаточно высокого качества.

1.5.3. Оформление приложений: Приложения в отличие от остальных видов дополнительной информации располагают за пределами текста аттестационного отчёта. Приложения могут включать в себя текст, таблицы, рисунки, фотографии, чертежи. Все виды дополнительной информации в приложениях нумеруют так же, как и в основной части работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются словом «ПРИЛОЖЕНИЕ», набранным прописными буквами и порядковым номером (арабскими цифрами) в правом верхнем углу (без знака «№»). После этого следует отцентрированный заголовок приложения.

2. Введение. Общая характеристика медицинской организации, в которой непосредственно работает автор. Общая характеристика отделения, в котором непосредственно работает автор.

в) Кадровый потенциал: указать укомплектованность кадрами по штатному расписанию, сертифицированность и категорийность как врачебного, так и среднего медперсонала, предложения автора по укреплению и развитию кадрового потенциала.

г) Практическая деятельность . Один из основных разделов работы. Статистические данные должны быть приведены в соответствии с формами Федерального статистического наблюдения. Допускаются более детализированные статистические данные, но в пределах разумного. Должен быть представлен сравнительный отчет отделения за три последних календарных года согласно Федерального статистического наблюдения. Отдельно должны быть отражены конкретные показатели работы отделения по сравнению с республиканскими, российскими и, по возможности, мировыми данными. Нужно указать среднюю годовую нагрузку на персонал и среднюю годовую нагрузку на конкретный вид оборудования. Приветствуется личная оценка автором эффективности работы отделения.

2.3. Анализ собственной деятельности автора за три последних года . Ключевой момент аттестационной работы. В данном разделе автор должен вычленить свой личный вклад из общего объема работы отделения. Автор должен конкретно указать объем выполненной работы с детализацией по видам исследований за три последних года, максимально в детализированном виде перечислить какими конкретно методиками исследования владеет. Свои навыки и умения автор должен подкрепить конкретным объемом исследований различных органов и систем. Необходимо указать, какими основными методиками Вы не владеете, но хотели бы освоить в ближайшей перспективе и каким образом.

2.4. Анализ верификации собственных исследований : проводится сопоставление диагнозов и заключений за последние три года с данными патомофологического исследования биопсийного , операционного материала или аутопсии, анализ выявленных несоответствий и расхождений, причин их возникновения. В случае невозможности патоморфологической верификации должны быть приведены клинические данные в динамике, данные других методов исследования.

2.5. Наиболее сложные, редкие клинические примеры и наблюдения: Необходимо привести 2-3 наиболее значимых клинических наблюдения, в которых автор, как специалист, сыграли ключевую роль в постановке правильного окончательного клинического диагноза. Каждый клинический пример должен быть подкреплен в краткой форме клиническими, лабораторными данными, результатами патоморфологического и других методов исследования. Отпечатки объективных инструментальных методов исследования (рентгенограмм, УЗИ, ЭКГ и других материалов, макро - микрофотографий) должны быть достаточно высокого качества. Не следует загромождать клинические примеры отпечатками всех видов исследований.

2.6. Реферативная часть работы . Объем данного раздела не должен превышать 5 страниц машинописного текста. Желательный контекст данного раздела – постановка какой-то определенной проблемы. Например: Возможности рентгеновской компьютерной томографии в дифференциальной диагностике заболеваний гортаноглотки на современном этапе: накопленный опыт, проблемы и перспективы развития. В данном разделе можно ограничиться какими-то сугубо узкими вопросами диагностики какого-либо конкретного заболевания, которые до сих пор не решены должным образом на современном этапе. В данном разделе можно привести одну из опубликованных работ самого автора, в том числе в соавторстве. Реферативную часть работы не следует посвящать описанию каких-то известных, общепринятых методик исследования или описанию технических параметров какого-либо медицинского прибора.

2.7. Заключение . В краткой произвольной форме автор приводит рассуждения о практической деятельности отделения, о собственном личном вкладе в работе отделения, о причинах, приведших к дефектам диагностики и мерах по их устранению в дальнейшем.

2.8. Выводы . Выводы должны логически вытекать из изложенного материала. Четкая формулировка и ясный контекст выводов свидетельствуют об аналитических способностях автора работы.

2.9. Практические рекомендации и предложения . Рекомендации автора и его предложения будут проанализированы главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). Наиболее актуальные практические рекомендации и предложения будут приняты к сведению для дальнейшей реализации на вышестоящем уровне.

2.10. Библиографический указатель . Список литературы не должен превышать 15-20 источников. Желательно указывать наиболее знаковые источники последних 5 лет, в том числе оригинальные статьи, использованные при написании отчёта.

2.11. Список опубликованных работ . Если автор имеет публикации, необходимо приложить список собственных научных работ с указанием выходных данных (название тезиса доклада или статьи, название сборника или медицинского научного журнала, год выпуска, место издания, номера страниц и т. д.), названия докладов, с которыми автор выступал на симпозиумах, заседаниях научных обществ и конференциях за последние 3 года. Если есть патенты, изобретения или рационализаторские предложения, необходимо представить их копии.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУЗ стоматологическая поликлиника №2

ОТЧЁТ О РАБОТЕ ВРАЧА СТОМАТОЛОГА

ЗА 2008 – 2010г.

МАТВЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИОСИФОВНЫ

Калининград – 2011г

План отчета

1. Общие сведения ………………………………………………. 3

2. Оборудование кабинета и организация работы в

стоматологическом кабинете…………………………….. 4

3. Работа врача-стоматолога на терапевтическом

приеме. …………………………………………………………5-19

4. Санитарно-просветительная работа … …………………19-20

5. Санитарно-эпидемиологический режим работы

кабинета………………………………………………… ….. 21-22

6.Выводы ……………………………………………………… 23-28

1. Общие сведения

В стоматологической поликлинике №2 работаю с августа 1991г. Поликлиника №2 оказывает лечебно-профилактическую стоматологическую помощь взрослому населению.

Поликлиника расположена в двухэтажном приспособленном здании по адресу: ул. Пролетарская д.114. В поликлинике имеется компрессорная для подачи сжатого воздуха к стоматологическим установкам, централизованная моечная и стерилизационная, физиотерапевтический и рентгенологический кабинет, регистратура. Поликлиника работает в две смены с 7.45 до 20.15 суббота с 9.00 до 15.00.. Имеется 2 лечебных отделения и одно зубопротезное. В лечебных отделениях имеются 6 терапевтических кабинетов, 1 хирургический, 1 пародонтологический кабинет, кабинет острой боли. Лечебные кабинеты оборудованы современными бормашинами. Ко всем турбинным установкам централизованно подведен сжатый воздух.

2. Оборудование кабинета и организация работы в стоматологическом кабинете

Кабинет, в котором я веду прием стоматологических больных, соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Оборудован стоматологической установкой «Marus». Имеется холодная и горячая вода, необходимый инструментарий, набор современных отечественных и импортных анестетиков и пломбировочных материалов.

Нагрузка на приеме складывается из первичных талонов и повторных больных.

Я работаю по принципу максимального количества санаций при первом посещении.

Основными задачами на приеме являются:

1. Оказание квалифицированной помощи населению.

2. Проведение санитарно-просветительной работы, обучение гигиене полости рта.

3.Профилактика стоматологических заболеваний.


3. Работа врача-стоматолога на терапевтическом приеме.

В последние годы работа врача-стоматолога претерпела значительные изменения благодаря применению:

1. Турбинных установок, что дает возможность применения современных пломбировочных материалов и делает препарирование твердых тканей зуба безболезненным и быстрым.

2. Более эффективному обезболиванию (альфакаин, ультракаин, ортокоин, убестезин).

3. Современных пломбировочных материалов (композитам светового и химического отвержения).

4. Эндодонтическому пломбировочному материалу: пасты для пломбирования каналов зуба с антисептическими, противовоспалительными, восстановительными свойствами, гуттаперчивым штифтам и эндодонтическому инструментарию.

Веду прием пациентов со следующими заболеваниями:

1. Кариозное поражение тканей зуба.

2. Осложненные формы кариеса.

3. Травматическое поражение зубов.

4. Некариозные поражения тканей зубов.

5. Комбинированные разрушения тканей зуба.

В кабинете имеется набор отечественных и импортных пломбировочных материалов. Из отечественных использую чаще всего такие материалы: унифас, фосфат-цемент, силидонт, силицин,стомафил для пломб.

При глубоком кариесе для лечебной прокладки применяю препараты, обладающие противовоспалительным эффектом и способствующие образованию заместительного дентина: кальмецин, кальрадент, лайф, дайкал.

В работе отдаю предпочтение композитным пломбировочным материалам. Стеклоиономерные цементы стабилизируют процесс за счет того, что из них долгое время выделяются ионы фтора. Использую такие цементы, как стомафил, кетак-моляр, ветремер. Эти цементы используются как прокладочные, лечебные и реставрационные. Их преимущества: легкость в работе, повышенная адгезия, биосовместимость с тканями зуба, высокое фторовыделение, низкая растворимость, прочность.

Композитные материалы применяю химического и светового отверждения.

Из химических имеются:альфадент, унифил, компокур, харисма и др.

Из светоотверждаемых : геркулайт, филтек, валюкс,филтек-суприм, поинт,адмира.

Они имеют следующие положительные свойства: стабильность цвета, хорошее краевое прилегание, прочность, хорошая полируемость.

Требования к композитным материалам:

1. Хорошая адаптация.

2. Водостойкость.

3. Стабильность цвета.

4. Простая методика применения.

5. Удовлетворительность механической прочности.

6. Достаточность рабочего времени.

7. Необходимая глубина отверждения.

8. R-контрастность.

9. Хорошая полируемость.

10. Биологическая толерантность.

Стандартная схема применения композитных материалов:

1. Подготовка кариозной полости.

2. Выбор цвета.

3. Наложение прокладки.

4. Протравка.

5. Нейтрализация кислоты.

6. Высушивание.

7. Наложение адгезива.

8. Восстановление анатомической формы зуба.

9. Тонирование пломбы.

10. Строгое соблюдение инструкции.

Классификация композитов

Способ отверждения Назначение

Химический Свето- Класс А

· Порошок + отверждаемый для полостей I и II кл.

· Жидкость одна паста Класс В

· Паста-паста для полостей III и

Самым распространенным заболеванием в стоматологической практике является кариес зубов.

Наиболее распространенной классификацией является клинико-анатомическая, которая учитывает глубину распространения кариозного процесса:

· кариес зубов в стадии пятна;

· фиссурный кариес;

· поверхностный кариес;

· средний кариес;

· глубокий кариес.

Анатомическая классификация полостей по Блэку, учитывающая поверхность локализаций очага поражения:

1 класс - локализация кариозных полостей в области естественных фиссур моляров и премоляров, в слепых ямках резцов и моляров.

2 класс - на боковых поверхностях моляров и премоляров.

3 класс - на боковых поверхностях резцов и клыков без нарушения целостности режущего края.

4 класс - на боковых поверхностях резцов и клыков с нарушением целостности угла и режущего края коронки.

5 класс - в пришеечной области.

Основные принципы и последовательность местного лечения кариеса:

1. Обезболивание. Выбор метода обезболивания определяется клиническими и индивидуальными особенностями больного. На рабочем месте имеются как отечественные, так и импортные анестетики.

В настоящий период мы можем твердо сказать, что решена проблема лечения зубов без боли. Применяемые обезболивающие препараты на основе артикаина снимают болевые ощущения как при лечении кариеса любой локализации и глубины полости, так и всех форм пульпита. Эффективность приближается к 100%. На верхней челюсти применяются в основном инфильтрационная анестезия в области верхушки корня. На нижней челюсти наибольший эффект достигается анестезией возле мыщелкового отростка нижней челюсти. Методика: при максимально открытом рте вкол иглы на 2 см выше жевательной поверхности нижних моляров – вверх медиально в направлении слухового прохода. Продолжительность анестезии – 2-4 часа.

2. Раскрытие кариозной полости: удаление нависающих краев эмали, что позволяет расширить входное отверстие в кариозную полость.

3. Расширение кариозной полости . Выравниваются эмалевые края, иссекаются пораженные фиссуры.

4. Некроэктомия . Удаление из полости всех пораженных тканей и применение детектора кариеса для выявления поражённого дентина и не оставляющего следов на здоровых участках.

5. Формирование кариозной полости. Создание условий для надежной фиксации пломбы.

Задача оперативной техники - формирование полости, дно которой перпендикулярно длинной оси зуба (нужно определить направление наклона), а стенки параллельны этой оси и перпендикулярны дну. Если наклон в вестибулярную сторону - для верхних жевательных зубов и в оральную- для нижних более 10-15°, а толщина стенки незначительна, то правило формирования дна изменяется: оно должно иметь наклон в противоположную сторону. Это требование обусловлено тем, что окклюзионные силы, направленные на пломбу под углом и даже вертикально, оказывают смещающее действие и могут способствовать отколу стенки зуба. Это требует создания в направлении дна дополнительной полости для распределения сил жевательного давления на боле толстые а, следовательно, и более механически прочные участки тканей. В указанных ситуациях дополнительная полость может быть создана на противоположной (вестибулярной, оральной) стенке по поперечной межбугорковой борозде с переходом на сторону основной полости. Необходимо определить оптимальную форму дополнительной полости, при которой можно достигнуть наибольшего эффекта перераспределения всех компонентов жевательного давления при минимальном оперативном удалении эмали и дентина и наименее выраженной реакции пульпы.

Закономерность действия сил жевательного давления на ткани зуба и пломбировочного материала.

а - зуб расположен вертикально; б - зуб имеет наклон.

R, Q, Р - направление сил.

Часто патологический процесс выходит за пределы кариозной полости и в процесс вовлекается пульпа и периодонт.

В последние годы эмоциональное восприятие посещения кабинета стоматолога изменилось в лучшую сторону благодаря применению современных обезболивающих препаратов на основе артикаина. Низкая токсичность препарата, быстрое проникновение в ткани, быстрое выведение его из организма, высокий анестезирующий эффект позволяет проводить лечение стоматологических больных в более широком диапазоне: беременные женщины, пожилые люди, дети. Ультракаин не содержит консерванта, который вызывает аллергические реакции. Концентрация метабисульфата-антиоксиданта, вещества, препятствующего окислению адреналина, минимальная и составляет 0,5 мг на 1 мл раствора. Ультракаин в 6 раз эффективнее новокаина и в 2-3 раза лидокаина, быстрое наступление анестезии - 0,3-3 мин. позволяет поддержать благоприятный психоэмоциональный фон, возможность замены проводниковой анестезии на инфильтрационную при работе по нижней челюсти. Перечисленные выше свойства ультракаина позволяют применять его в широком спектре стоматологических заболеваний, в частности при лечении пульпитов.

Классификация пульпитов:

· ограниченный;

· диффузный.

2. Хронический

· фиброзный;

· гангренозный;

· гипертрофический.

3. Обострение хронического пульпита

Лечение пульпита:

I. Без удаления пульпы.

1. Сохранение всей пульпы.

2. Витальная ампутация.

II. С удалением пульпы.

1. Метод витальной экстирпации.

2. Метод девитальной экстирпации.

3. Метод девитальной апмутации.

Канал пломбируют, не доходя до верхушки 2 мм (сведения ММСИ им.Семашко) с учетом состояния переаппикальных тканей. Пломбировочные материалы

1. Пластичные:

Нетвердеющие;

Твердеющие.

2. Первичнотвёрдые.

Пластичные твердеющие материалы называются эндогерметиками или силерами.

Они делятся на несколько групп:

1. Цинкофосфатные цементы.

2. Препараты на основе оксида цинка и эвгенола.

3. Материалы на основе эпоксидных смол.

4. Полимерные материалы, содержащие гидроксид кальция.

5. Стеклоиономерные цементы.

6. Препараты на основе резорцин-формалиновой смолы.

7. Материалы на основе фосфата кальция.

Пломбирование каналов можно производить с помощью современных паст и гуттаперчевых штифтов. В своей практике я чаще всего пользуюсь эндометазоном, цинк-эвгеноловой пастой и пастой на основе резорцин-формалиновой смолы. Особенно хочется отметить работу с эндометазоном.

Эндометазон - пломбировочная паста, содержащая гормональные препараты, тимол, параформальдегид на жидкой основе эвгенола, анисовых капель. При пломбировании каналов этой пастой достигается хороший терапевтический эффект. Антибактериальные свойства формальдегида позволяют использовать его при лечении хронического периодонтита с костной деструкцией у верхушек корней. Гормональные препараты снижают боль и воспаление, действуют пластически на периодонт.

Пломбирование корневых каналов провожу методом латеральной конденсации, которая заключается в следующем.

1. Подбор основного гуттаперчевого штифта (Master- point).

Берётся стандартный гуттаперчевый штифт того же размера, что и последний эндодонтический, инструмент которым обрабатывалась апикальная часть канала (Master- file), и припасовывается в канале. Штифт не доходит до физиологической верхушки на 1мм.

2.Подбор спредера.

Спредер подбирается того же размера, что Master file, или на один размер больше, чтобы не выйти за верхушечное отверстие.Рабочая длина спредера должна быть на 1-2мм. короче рабочей длины канала.

3. Введение в канал эндогерметика.

В качестве эндогерметика использую АН +, эндометазон.Материал вводится в канал до уровня апикального отверстия и равномерно распределяется по стенкам канала.

4. Введение основного штифта в канал.

Штифт покрывается пломбировочным материалом и медленно вводится в канал на рабочую длину.

5. Боковая конденсация гуттаперчи.

В корневой канал вводится подобранный ранее спредер, при этом гуттаперча от тесняется к стенке канала.

6. Выведение спредера и введение дополнительного штифта.

7. Боковая конденсация гуттаперчи, выведение спредера и введение второго дополнительного штифта.

Операция повторяется до достижения полной обтурации канала, т. е. до тех пор, пока спредер не перестанет проникать в канал.

8. Удаление излишка гуттаперчи и пасты.

9.Рентгенологический контроль качества пломбирования.

10.Наложение повязки.

Классификация периодонтитов:

I. Острый периодонтит

· серозный;

· гнойный.

II. Хронический периодонтит

· фиброзный;

· гранулирующий;

· гранулематозный.

III. Обострение хронического периодонтита.

Острые периодонтиты и обострение хронического периодонтита однокорневых зубов лечу под анестезией в одно посещение с применением одной из перечисленных паст и гуттаперчевых штифтов, и направляю в хирургический кабинет для разреза в области проекции верхушки корня.

Лечение деструктивных форм периондонтитов провожу в несколько приёмов. Для временного пломбирования каналов использую кальцийсодержащие препараты: « Коллапан», «Каласепт», которые позволяют успешно справиться с околоверхушечной инфекцией и деструкцией костной ткани. Повторные R-снимки через 6 месяцев показывают или уменьшение деструкции костной ткани или восстановление структуры костных балочек, которые в дальнейшем образуют кость, что зависит от состояния иммунной системы данного пациента. Если консервативный метод не привёл к желаемому эффекту, тогда пациент направляется в хирургический кабинет для удаления кисты или кистогранулёмы.

Отдаленные результаты проверяю через 3-6 месяцев вместе с хирургом. После операции зубы становятся неподвижны, а через 3-6 месяцев на месте кисты на R-снимке видна костная ткань.

При лечении зубов с непроходимыми корневыми каналами использую депофорез гидроксида меди- кальция. Кроме того, этот метод применяется при сильном инфицировании содержимого канала, отломе инструмента в просвете канала (без выхода за верхушку).

Во время работы с пациентом объясняю ему избранный метод лечения и возможные осложнения, необходимость удаления корней и своевременного протезирования. Объясняю влияние вредных привычек на состояние полости рта.

Постоянное улучшение оснащенности кабинета и поликлиники оборудованием и стоматологическими материалами позволяет вести прием пациентов на современном уровне.

Работа с современными пломбировочными материалами

Пломбирование - это завершающий этап лечения кариеса и его осложнений, который ставит целью замещение утраченных тканей зуба пломбой.

Успех лечения в значительной степени зависит от умения правильно выбрать необходимый материал и рационально его использовать.

В последнее время широкое распространение получили светоотверждаемые композитные материалы, по ряду показателей великолепно имитирующие ткани зуба. Такие свойства как цветовая гамма, прозрачность, устойчивость к стиранию и полируемость значительно расширили возможности восстановления зубов без протезирования. Процесс восстановления разрушенных зубов непосредственно в полости рта в одно посещение получил название реставрации.

Пломбирование - чисто лечебная процедура, тогда как реставрация сочетает в себе элементы лечебной и художественной работы.

Этапы реставрации (пломбирования):

1. Подготовка пациента.

2. Подготовка зуба.

3. Реставрация (пломбирование).

Следует научить пациента правильно чистить зубы, удалить зубные отложения, в случае необходимости отправить в пародонтологический кабинет. Все хирургические вмешательства проводить до лечения. Оздоровление тканей десны важно и потому, что максимальный эффект достигается при сочетании ровных здоровых зубов и бледно-розовых десен.

Главным требованием при восстановлении зубов светоотверждаемыми материалами является точное и методичное соблюдение инструкции. Только при выполнении всех технологических этапов будет достигнута необходимая адгезия композита к тканям зуба и получен хороший косметический результат. Несмотря на некоторые различия в использовании композитов разных фирм, существуют общие принципы в работе.

Подготовка зуба к реставрации включает следующие манипуляции:

1. Удаление измененных тканей.

2. Формирование краев эмали.

3. Удаление налета с поверхности зуба.

4. Раскрытие призм.

5. Изоляция от влаги и высушивание.

6. Наложение прокладки.

7. Формирование основы реставрации.

8. Протравливание эмали зуба.

9. Внесение праймера.

10.Внесение адгезива.

Следует остановиться на некоторых этапах подготовки зуба, а именно раскрытии эмалевых призм. Это несколько условное выражение подразумевает снятие поверхностного тончайшего бесструктурного слоя эмали, которым покрыты пучки призм. Считается, что снятие бесструктурного слоя и последующее протравливание эмали кислотой создаст благоприятные условия для фиксации композита. Это особенно важно делать в тех случаях, когда композит наносится на значительную поверхность эмали (при гипоплазии, эрозии, отколе части коронки).

Протравливание эмали зуба производится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к материалу. Следует помнить, что нельзя допускать избыточного травления, так как изменяющаяся при этом структура эмали не обеспечивает оптимальные условия адгезии. Очень важным является тщательное удаление кислоты или геля. По времени промывание участка травления должно составлять не менее 20 сек. После этого проводится тщательное высушивание воздухом.

Протравливание дентина производится одновременно с протравливанием эмали. Этим достигается удаление смазанного слоя и образование межколлагеновых пространств, которые заполняются праймером.

Праймер вносится чистой кисточкой на дентин, а через 30 сек. воздухом из пистолета удаляются лишние летучие компоненты препарата, попадание праймера на эмаль не влияет на адгезию композита.

Внесение адгезива является завершающим этапом подготовки зуба к пломбированию. Адгезив вносится в полость кисточкой, а затем струёй воздуха

равномерно распределяется по стенкам. Если адгезив химического отверждения (двухкомпонентный), то в отсвечивании не нуждается, если же он светоотверждаемый (однокомпонентный), то отсвечивается лампой. Обычно это 10 сек.


Реставрация (пломбирование) зуба

Этот этап включает:

1. Введение анкера.

2. Внесение композита.

3. Отверждение композита.

4. Формирование поверхности реставрации.

5. Финишное отсвечивание.

1. При значительном разрушении зуба применяю анкерные штифты. Анкерные штифты имеют различные типы, размеры – длина и диаметр сечения варьируют от 1 до 10 единиц. Важный этап реставрации – подгонка анкера. Анкер должен плотно входить в канал на определенную глубину. Наиболее оптимальный считаю 2/3 корня у передней группы зубов и до ½ - у боковых. Анкерные штифты ввинчиваются до упора, специальным инструментом, распуская лепестки. Анкеры обязательно покрываю светоотверждаемым материалом Опак, чтобы избежать просвечивание его через слой основного композита.

2. Внесение композита производится с помощью гладилок, не имеющих дефектов. При глубоких полостях композит вносят послойно (до 3 мл). Это особенно важно со светополимеризующими материалами. Образующийся на поверхности композита “выпад”, называемый “слоем, ингибированным кислородом” обеспечивает соединение слоев композита без адгезива. Этой слой нельзя повреждать – стирать, загрязнять. Отверждение материала связана с усадкой, которая появляется в направлении от источника света.

3. Следующим этапом является шлифовка и полировка. Прежде всего, необходимо удалить излишки материалов с помощью боров. Важно создать основные детали формы поверхности: продольные полосы резцов, бугры и фиссуры моляров. После исправления погрешностей и повторной финишной обработки поверхность реставрации полируют пластиковыми или резиновыми головками. Контактные поверхности полируют с использованием штрипс и флоссов. Окончательная обработка реставрации ведется с помощью губок и полировочных паст. В конце работы проводится финишное отсвечивание. Максимальный эффект достигается при перпендикулярном положении пучка света.

4. Санитарно-просветительная работа

Для любой страны предупредить заболевание дешевле, чем его лечить, поэтому санитарно-просветительная работа должна быть государственной программой.

Врач-стоматолог обязан вести санитарно-просветительную работу с населением. На 70% состояние полости рта зависит от самого пациента. Прежде всего, как и чем он чистит зубы. В отечественных пастах используется высоко - щелочной мел с низкой белизной и большим содержанием высоко-абразивных окислов алюминия и железа. Поэтому наши пасты плохо пенятся и имеют сероватый цвет. Если ими пользоваться постоянно, могут привести к истончению эмали. Мел, используемый западными фирмами, лишен этих недостатков. В пасты введены антимикробные компоненты, экстракты растений, минеральные смолы, фтор.

Российские, болгарские, индийские пасты являются в 90% гигиеническими.

Я своим пациентам рекомендую пасты "Колгейт", "Бленд а мед", "Сигнал", "Пепсодент". В этих пастах содержится хлоргеседин - помогающий бороться с бактериальным налетом, очищающие вещества, фтор. Эффективность фторированных паст в борьбе с кариесом составляет 30%.

Провожу беседы с пациентами. Перечень бесед:

1. Гигиена полости рта.

2. Как правильно выбрать зубную щетку и пасту.

3. Профилактика стоматологических заболеваний.

Веду разъяснительную работу о вредных привычках.

За три отчётных периода мною были подготовлены и заслушены на врачебных конференциях рефераты на тему:

1. ВИЧ- инфекция в полости рта.

2. Техника обработки корневых каналов.

3. Ошибки и осложнения при инструментации канала.


5.Санитарно -эпидемиологический режим в кабинете

Стоматологический кабинет, в котором я работаю, соответствует санитарным нормам (24 кв. м.). Наличие холодной и горячей воды. Кабинет оснащен бактерицидной лампой, которая включается 3 раза в день на 30 минут. Имеются централизованные воздушные стерилизаторы. Ведется журнал их работы. Пользуюсь одноразовыми масками, перчатками, очками.

Ежедневно трехкратная влажная уборка с использованием 5% лизитола или аломинала 5% или септодор-форте.

Генеральная уборка 1 раз в месяц.

Соблюдаются правила личной гигиены и меры профилактики самозаражения СПИД и ВГ "В". При попадании крови на неповрежденную кожу рук, кровь надо снять сухим тампоном, затем протереть 70° раствором спирта или 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина 2 раза, вымыть руки с мылом и обработать спиртом.

Если кровь попала на поврежденную кожу, необходимо выдавить из раны кровь, смазать 5% раствором йода, вымыть руки с мылом и обработать 70% раствором спирта.

Все манипуляции с больными проводятся в резиновых перчатках, маске, очках.

При попадании слюны на слизистые глаз, их необходимо промыть струёй воды или 1% раствором борной кислоты и ввести несколько капель азотно­кислого серебра. Слизистую носа рекомендуется обработать 1% раствором протаргола, рот и горло дополнительно (после полоскания водой) 70% раствором спирта или 1% раствором борной кислоты.

После снятия перчаток руки обрабатываются 70% спиртом и мылом.

Наконечники к бормашинам, пустеры, ультразвуковой инструментарий, безигольные шприцы после каждого пациента протираются стерильным тампоном, смоченным 70% спиртом (дважды). В конце смены в 6% перекиси водорода на 1 час.

Смотровые зеркала собираются в стакан-накопитель с 6% раствором перекиси водорода, затем промываются водой, моющедезинфицирующий раствор на 15 минут, прополаскиваются, осушиваются тампоном и погружаются в 0,5% спиртовой раствор хлоргексидина или 70% спирт на 30 минут. После этого перекладывают в емкость "чистые зеркала".

Современные асептические растворы, такие например, как септадор-форте, лизитол (5%) не требуют предварительной обработки моющим раствором.

Боры - после использования погружаются в емкость с раствором септадор-форте на 1 час. После промыть щеткой с тампоном 3-5 минут. После этого боры подвергаются предстерилизационной обработке и экспозиция 15 минут. Затем боры промываются щеткой. Орошение 10 минут дистиллированной водой, стерилизационно-воздушным методом при температуре 180° и 1 час в чашке Петри. Использованные боры помещаются в емкость "Дезинфекция боров".

Весь остальной инструментарий, используемый при лечении, подлежит полному циклу обработки по профилактике вирусных гепатитов и СПИДа. Сразу после использования инструменты ополаскиваются в дезрастворе с маркировкой "Промывание в дезрастворе" и погружаются в емкость "Дезинфекция инструментария" с лизитолом или аломиналом на 1 час. Потом промываются под проточной водой 3-5 минут.

Весь инструментарий, в том числе пульпоэкстракторы и каналонаполнители (вновь полученные) подлежит обеззараживанию с помощью спирта, промыванию водой, предстерилизационной обработке и стерилизации.

На врачебном столике не должно быть ничего лишнего. Столик должен протираться 6% раствором перекиси водорода или дезраствором.

Ватные тампоны должны быть стерильными (стерилизация паровым методом при температуре 120 градусов 20 минут, меняются через 6 часов).


Выводы

Реформы, проводимые в нашей стране с 90-х годов, затронули и стоматологическую службу стали работать рыночные факторы, появилась конкуренция, возможность пациентам выбирать клинику и лечащего врача.

В настоящий период мы можем твёрдо сказать, что решена проблема лечения зубов без боли. Применяемые обезболивающие препараты типа

«Ультракаин» снимают болевые ощущения как при лечении кариеса любой локализации и глубины полости, так и всех форм пульпита. Эффективность приближается к 100 % .

В конкурентной борьбе за пациентов следует обратить внимание на оказание высококвалифицированной стоматологической помощи в наиболее короткий срок, в результате чего число визитов к врачу-стоматологу сокращается до минимума за счёт эффективного использования современной технологии и материалов; как - то карпульная анестезия, позволяющая полностью снять чувствительность пациента к инструментальным манипуляциям врача и реставрация зубов композитными материалами, чьё преимущество заключается в том, что работа проводится в одно посещение и пациент не испытывает дискомфорта, связанного с наличием обточенных зубов. Раз в полгода пациент посещает стоматолога для полировки поверхности.

При проведении реставрационных работ используют материалы высокого класса и оборудование, позволяющее раскрывать полость зуба без вибраций.

Среди пациентов стоматологических клиник и кабинетов в последнее время возрос интерес к эстетической стороне лечение зубов, желание иметь пломбы абсолютно не отличающихся по цвету от естественных зубов.

В связи с этим обучение методам работы с композитными материалами остаётся серьёзной проблемой. В настоящее время создание имиджа высококлассного специалиста невозможно без внедрения в практическую деятельность светоотверждаемых композитных материалов новых поколений.

Участие во всероссийских стоматологических форумах, семинарах врачей стоматологов, врачебных конференциях в поликлинике позволяет нам шире познакомиться с достижениями в стоматологии, а также даёт возможность овладеть современными методами лечения стоматологических заболеваний.

За три отчётных года 2002 – 2004 на терапевтическом приёме.

Рабочие дни 165 134 187

Принято больных

1894 1425 1526
Принято первичных больных
Запломбировано зубов (всего) 1930 1465 1767
Запломбировано зубов по поводу кариеса 1540 1167 1315
Осложнённые формы кариеса 390 298 452

Вылечено зубов в одно посещение осложнённого

283 223 290
Всего санировано 228 133 150
Выработано УЕТ 8101,95 6900,25 10446,45
УЕТ на 1посещение. 4,3 4,8 6,8
УЕТ на 1 санацию 35,5 51,8 69,6

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ВЫВОДЫ

1.Отмечается уменьшение количества рабочих дней в 2003 году, так как в поликлинике проводился капитальный ремонт. Также на это сказалось увеличение количества отпускных дней в связи с предоставлением 12 дополнительных дней за работу с вредными материалами.

2. В 2003 отмечается уменьшение количества принятых больных в день в связи с реконструкцией поликлиники, переоснащением кабинетов современными стоматологическими установками. В своей работе стали

больше использоваться современные светополимерные материалы, которые требуют большёго времени на данную работу.

3. Снизилось количество поставленных пломб в день за счёт проведения профилактических и реставрационных работ с использованием современных светополимерных материалов для работы с которыми требуется больше времени.

4. Снизилось лечение по поводу кариеса на 14,6 % так как на 15,8% увеличилось лечение зубов с осложнёнными формами кариеса на ранее леченые зубы ампутационными методами и перелеченными корневыми каналами.

5. Увеличился показатель лечение зубов с осложнёнными формами кариеса благодаря применению современных эндодонтических инструментов, пломбировочных материалов для корневых каналов.

6.Применение современных анестетиков и эндодонтических инструментов позволило шире использовать метод односеансного лечения осложнённых форм кариеса по сравнению с 2003 г на 10,5% в 2004г. Более 64% осложнённых форм кариеса лечим в 1 посещение.

7. Приём пациентов ведётся в основном по обращаемости. Этим можно объяснить снижение количества санированных пациентов.

8. На увеличение количества УЕТ в день в 2004г. сказался переход работы по приказу № 277 и лечение осложнённых форм кариеса в 1 посещение.

9. Благодаря применению современных пломбировочных материалов, эндодонтических инструментов, депофореза, которые требуют неоднократного посещения врача-стаматолога увеличилось УЕТ на 1 санацию. Также на это сказалась работа по приказу №277.

В 2004г. увеличилось число зубов, вылеченных консервативным методом по поводу хронического гранулематозного периодонтита, благодаря применению современных пломбировочных материалов для корневых каналов, которые в своём составе содержат кальцийсодержащие препараты.

Если в 2002г. консервативным методом было успешно пролечено 11 зубов с DS: хронический гранулематозный периодонтит, то уже 2004г. 19 зубов. При лечении этих зубов также применялся метод депофореза. Применение метода депофореза и кальцийсодержащих препаратов позволяет успешно справиться с околоверхушечной инфекцией и деструкцией костной ткани. Повторные R – снимки через 6 месяцев показывают уменьшение деструкции костной ткани. Из 19 зубов через 12 месяцев у 14 отмечается восстановление структуры костных балочек, а через 24 месяца полное восстановление костной структуры у всех вылеченных зубов с DS: хронический гранулематозный переодонтит.

Требования к оформлению аттестационного отчета врача

Аттестационный отчет предоставляется за последние 36 месяцев работы.

Аттестационный отчет должен быть вложен в папку - скоросшиватель. Объем отчета на высшую категорию - 30-35 листов, на первую и вторую категорию - 20-25 листов.

Общие требования

Аттестационный отчет должен быть отпечатан на принтере, рукописные работы не принимаются.

Текст должен быть черного цвета и располагаться на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм).

Страницы аттестационного отчета должны иметь следующие поля: левое 30 мм, правое15 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм.

Основной текст работы следует выравнивать «по ширине».

Используется стандартный шрифт Times New Roman. Кегль (размер) шрифта 12

пунктов. Межстрочный интервал 1,5.Абзацный отступ 1,25 см.

Текст аттестационной работы должен быть пронумерован. Номера страниц

проставляются без точки в нижнем правом углу страницы. Причем на титульном листе номер «1» не ставится, но учитывают, что следующая страница имеет номер «2». Вторая страница аттестационного отчета должна содержать оглавление с указанием номеров страниц основных разделов аттестационного отчета.

Заголовки в отчете выделяют более насыщенным 14 шрифтом, не подчеркиваются, в конце точка не ставится. Между заголовком и текстом должен быть интервал не менее 6-12 пунктов.

Заголовки более высокого уровня выравниваются «по центру», заголовки более

низкого уровня выравниваются «по левому краю». Заголовки нумеруются арабскими

цифрами, подзаголовки нумеруются через точку («1», «1.1», «1.2» и т. п.). Каждая новая глава должна начинаться с новой страницы.

В аттестационном отчете обязательно должны быть включены такие элементы, как рисунки, графики, таблицы. Для них применяется сквозная нумерация через всю работу. Если в работе одна таблица или один рисунок, то их не нумеруют.

Оформление таблиц.

Таблица обозначается словом «Таблица» и числом, записанным арабскими цифрами, в правом верхнем углу, знак № не указывается, (например, Таблица 1). После этого должен следовать отцентрированный заголовок таблицы. В тексте оформляют ссылку на таблицу следующим образом: «см. таб.1» или «Из табл. 1 видно, что......

При оформлении таблиц учитываются следующие рекомендации:

По возможности не следует использовать графу «номер по прядку» («№п/п»), т. к. в большинстве случаев она не нужна

Числа выравниваются по правому краю, текст - по левому, текст заголовков - по центру

Для всех ячеек таблицы применяется вертикальное выравнивание по середине

В таблице не должно быть пустых строк

Если таблица не помещается на одной странице и ее приходится перенести на

следующую, то на новой странице пишут слова «продолжение таблицы» и указывают ее порядковый номер, потом повторяют ячейки, содержащие заголовки столбцов и далее следует продолжение таблицы.

Оформление рисунков .

Под рисунком пишут название, выровненное по центру, которому предшествует

сокращение «Рис.» и порядковый номер числом, записанным арабскими цифрами (знак № не указывается). Например: «Рис.1».

Оформление приложений .

Приложения располагаются за пределами текста аттестационного отчета. Приложения могут включать в себя таблицы, текст, рисунки, чертежи, диаграммы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются словом «ПРИЛОЖЕНИЕ» и порядковым номером (арабскими цифрами) в правом верхнем углу (без знака №). После этого следует отцентрированный заголовок приложения. Ссылки на приложения в основном тексте

работы выполняют следующим образом: см. приложение 5.

I. Введение

1. Краткие сведения об

Желательно уложиться в одну страницу. Кратко

осветить свой трудовой путь, отметить основные вехи

профессионального роста, подчеркнуть достижения в

работе, упомянуть про дипломы, сертификаты и

удостоверения с курсов повышения квалификации.

2. Краткие сведения о

лечебном учреждении

Кратко и сдержанно привести сведения о своем

лечебном учреждении: число коек, количество

посещений, виды диагностических и лечебных процедур

и др. Акцентировать внимание на особенностях

учреждения.

3. Характеристика своего

структурного

подразделения (например,

отделения)

Опять же в лапидарном стиле (кратко, сжато,

выразительно) представить характеристику отделения:

основные задачи и принципы организационной работы.

Оснащенность отделения (для функциональных,

Главный государственный санитарный врач и т. д.

Число, месяц, год

Номер документа 1

5. Название

Название документа

III. Список литературы

1. Собственное творчество (индивидуально или в составе команды)

Приложить ксерокопию своей статьи, опубликованной в каком-нибудь журнале или привести список собственных монографий, название докладов, с которыми выступали на симпозиумах, заседаниях научных обществ и конференциях различного уровня за последние 5 лет.

2. Литература

Привести перечень литературы по специальности, изученной за прошедшие 5 лет, и

список литературы, использованной при написании отчета.

Аттестация - серьезный этап в жизни каждого медицинского работника. Это возможность продемонстрировать свою квалификацию и опыт, изменить свой статус в коллективе и получить прибавку к зарплате. Однако часто процедура аттестации вызывает у медицинских сестер неоднозначную реакцию, нередко сопровождаемую страхом.

Вместо того чтобы тратить время на непродуктивные переживания и действия, давайте проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки и наметим пути их преодоления!

Обратите внимание! Отчет не должен представлять собой подробное перечисление действий медсестры согласно функциональным обязанностям. Нередко он выглядит как один день из жизни медсестры и заканчивается словами «Мой рабочий день закончен», а отчет так и не начат...

При подготовке отчета следует помнить, что это не просто представление имеющихся данных за определенный период, а анализ собственной деятельности!

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2013 года № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» «…отчет о профессиональной деятельности специалиста за последний год работы для работников со средним профессиональным образованием, должен содержать выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи населению, достоверные данные в описании работ, выполненных специалистом».

Начните с изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок и проведение аттестации.

Подумайте, какие результаты были достигнуты вами за истекший период. Включайте в список все достижения, даже те, которые вам кажутся не очень значимыми. Какие профессиональные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Какие результаты работы считаете наиболее значимыми? Соотнесите результаты своей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми к первой или высшей квалификационным категориям.

Обратите внимание! Отчет пишется от первого лица. Выражения «медсестра должна выполнять, медсестра делает…» не используются, ведь это ваш отчет!

Обратите внимание! Для написания отчета используется деловой стиль, согласно которому главный акцент делается на точности передачи информации, не допуская двойственности толкований. Текст делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу.

Избегайте разговорных, жаргонных слов и выражений, например таких как «разнос направлений на анализы», «участники афганистана». А этот пример описания прививочной работы «…магазины и палатки по графику», как говорится без комментариев!

Выражайте свои мысли точно, чтобы не приходилось гадать, что скрывается за такими, например, фразами: «Прошла курс повышения квалификации в процедурном кабинете с присвоением 1 категории» или «…перед приемом готовлю инструменты: термометры, кушетку, мебель».

Помните, что грамотность – ваша визитная карточка для того, кто будет читать вашу работу!

Обратите внимание! Часто в отчетах медсестры указывают большое количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации. К ним можно отнести:

  • перечисление всей без исключения мебели, которая находится в кабинете;
  • перечисление не только сестринских, но и всех врачебных манипуляций, которые выполняются в подразделении;
  • указание всех адресов домов на участке с этажностью и другими подробностями и т.п.

Не следует приводить полностью, а тем более прикладывать к отчету стандартные инструкции по дезинфекции тех или иных изделий медицинского назначения и др. Исключением могут стать только материалы разработанные лично вами и являющиеся уникальными. В таком случае их следует размещать в приложении.

Обратите внимание! Совершенно недопустимо наполнять отчет пространными цитатами из различных учебников и учебных пособий (например, определение и основные этапы сестринского процесса; определение, виды и методы дезинфекции и т.п.).

Обратите внимание! Отчет не должен представлять собой сплошной текст. Четкая структура текста облегчит его восприятие экспертами и членами аттестационной комиссии, которые будут его оценивать. Писать работу логически завершенными частями гораздо проще.

  1. Краткие биографические сведения.
  2. Краткая характеристика места работы.
  3. Результаты профессиональной деятельности.
    1. Количественные и качественные показатели.
    2. Наиболее часто применяемые методики, выполняемые манипуляции и т.п.
    3. Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов
    4. Распространение опыта.
  4. Повышение квалификации.
  5. Общественная и социально-значимая деятельность.
  6. Выводы.
  7. Цели и задачи дальнейшего профессионального развития.

Итак, структура аттестационной работы ясна, давайте рассмотрим наполнение каждой части.

1. Краткие биографические сведения (не более 1 страницы)

Укажите, что и когда закончили, специальность, где работали, стаж в данной организации и в занимаемой должности, наличие квалификационной категории (какая, в каком году присвоена), перечислите курсы повышения квалификации (год окончания, полное название курса и учреждения, в котором курс проводился), наличие сертификатов и отмеченные наградами или грамотами достижения в работе.

2. Характеристика места работы (не более 1 страницы)

Сначала кратко расскажите о медицинской организации, где вы трудитесь в настоящее время: количество коек, число посещений, отметьте те особенности, которые отличают его от остальных организаций подобного рода.

Дайте краткую характеристику подразделения (отделения, кабинета и т.п.), в котором вы трудитесь. Расскажите об основных задачах и принципах его работы.

3. Результаты профессиональной деятельности
(основная часть работы, объем 3-5страниц)

Количественные и качественные показатели. Расскажите о своей деятельности в течение последнего года. Выберите показатели, характеризующие вашу работу (работа с пациентами, выполнение манипуляций, заполнение документации и т.д.).

Обратите внимание! Не стоит излишне подробно рассказывать о проветривании кабинетов и их уборке, лучше сконцентрироваться на результатах, приводящих к улучшению здоровья пациентов.

Количественные данные представьте в виде таблицы для наглядности, можно внести в таблицу данные за предыдущий отчетный период, чтобы провести анализ (это может быть количество манипуляций, структура контингента, динамика заболеваемости и т.п.). Можно сравнить свои показатели с аналогичными по подразделению, учреждению, региону. Каждую таблицу сопроводите поясняющим цифры текстом и сделайте выводы.

  • Что изменилось (или не изменилось)?
  • По какой причине?
  • Какие изменения это вносит в вашу работу?
  • Что сделано, что еще вам необходимо сделать?
  • Какие задачи стоят перед коллективом, какие вы ставите перед собой?

Меняется структура заболеваний, подходы к диагностике и лечению, появляются новые нормативные документы, следовательно, необходимо менять тактику обучения пациентов, работу по профилактике и т.п.

Обратите внимание! Перечень нормативных документов, регламентирующих вашу деятельность, должен быть полным и актуальным. Абсолютно недопустимо указание уже недействующих приказов!

Наиболее часто применяемые методики, выполняемые манипуляции и т.п. Расскажите о новых методах и технологиях, которые вы используете в своей работе. Не следует приводить полностью инструкцию к новому аппарату или подробное описание новой манипуляции. Лучше расскажите, с какими сложностями вы столкнулись при освоении, чему потребовалось научиться? Если вы обучали других медсестер, упомяните об этом. Может быть, вы владеете смежными специальностями, можете заменить коллег, расскажите.

Обратите внимание! Встречающаяся практически в каждом отчете фраза: «В свое работе использую инновационные технологии», не имеет права на существование без перечня этих самых технологий. В противном случае она не несет никакой смысловой нагрузки!

Противоэпидемические мероприятия. Расскажите, каким образом обеспечивается безопасность на рабочем месте и безопасность пациента.

Обратите внимание! информация должна иметь отношения к оценке вашей квалификации.

Расскажите, каким образом осуществляется контроль инфекционной безопасности на рабочем месте, какова ваша роль. Опишите ваши действия при возникновении аварийной ситуации.

Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов . Этому разделу профессиональной деятельности медсестры в последние годы уделяется особое внимание. В отчетах напротив медсестры бывают предельно краткими.

Укажите подробно, какие беседы вы проводите с пациентами. Разрабатываете ли вы памятки, если да то на какие темы? Составляете ли вы планы бесед? Участвуете ли в выпуске санбюллетеней, оформлении уголков здоровья и т.п.? Участвуете ли в работе школ для пациентов, читаете ли лекции (например, в школах) и т.п.? Необходимо указать темы и количество за отчетный период (в таблице).

Распространение опыта. Для претендента на квалификационную категорию очень важно не только хорошо делать все самому, но и научить коллег. Опишите, каким образом вы передаете накопленный опыт. Это может быть:

  • работа со студентами во время практики;
  • преподавательская деятельность;
  • участие в адаптации молодых специалистов;
  • наставничество (закрепленное официально, с указанием фамилий);
  • наличие печатных работ и т.п.

4. Повышение квалификации (объем 1-2 страницы)

Повышение квалификации включает участие в работе конференций, семинаров, мастер-классов, профессиональных конкурсах. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место в этом занимает самообразование?

Обратите внимание! В этом разделе отчета не допустимы обобщения, сведения должны быть предельно конкретны! Например: «…Активно участвую в работе сестринских конференций» (каким образом, вы докладчик, организатор или слушатель?) или «…регулярно читаю специальную литературу» (уточните какую, составьте перечень за последний год).

Обязательно укажите даты и темы конференций, семинаров и др. подобных мероприятий, а также темы докладов, если вы с ними выступали.

5. Общественная и социально-значимая деятельность

Сюда относится работа в профсоюзе, Совете сестер, членство и участие в работе ассоциации медицинских сестер и т.д. Подробно опишите, в чем заключается ваша деятельность, что конкретно Вы сделали.

6. Выводы

Если вы не оставили без внимания аналитическую часть отчета, то выводы практически готовы. Теперь необходимо их кратко сформулировать! Из всех разделов выберите свои достижения, новые умения и навыки, доказательства вашей профессиональной активности, свидетельства участия в различных мероприятиях. Именно эти, кратко сформулированные данные, свидетельствуют о вашем соответствии заявленной квалификационной категории.

Цели и задачи дальнейшего профессионального развития

Поскольку ваш профессиональный путь не заканчивается с присвоением категории, то следует обозначить дальнейшие цели и задачи. Они также вытекают из сделанного вами анализа. Что еще вы планируете сделать, над чем Вам предстоит работать, что необходимо изучить и т.д.?

Обратите внимание! Вы формулируете задачи для себя, а не для всей организации.

Правила оформления

Обратите внимание! Оформлять отчет следует правильно и эстетично – это документ! Недопустимо наличие шрифтов разных видов, цветов и размеров.

Общий объем отчета не более 15-20 страниц. Редактор MS Word, шрифт «Times New Roman», размер шрифта (кегля) 14, междустрочный интервал 1,5. Текст не должен быть перегружен курсивом и иными шрифтами. Обязательно наличие содержания с указанием номеров страниц. Страницы отчета, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку. К отчету могут прилагаться иллюстрации, фотографии, разработанные вами методические рекомендации, памятки, ваши публикации и другой наглядный материал. Объем приложений до 10 страниц.

Обратите внимание! Подписываете отчет на последней странице Вы, старшая медицинская сестра и руководитель сестринской службы больницы.

Процедура аттестации полностью соответствует известной русской пословице: «Встречают по одежке, а провожают по уму!». Так что в первую очередь приведите в порядок «одежку» - свой аттестационный отчет. Затем переходите в подготовке ума. Для собеседования освежите в памяти основные положения нормативных документов, которые регламентируют вашу работу, уделите внимание оказанию неотложной помощи и противоэпидемическим мероприятиям.

Вспомните все свои профессиональные и жизненные успехи – это придаст уверенности в себе. Настройтесь оценить себя объективно, узнать, чего вы стоите на самом деле, – это смелый шаг сильной личности. Воспринимайте аттестацию, как возможность раскрыть свой потенциал и удача всегда будет с вами!

Поделиться: