Как выбрать имя при крещении мальчика. Приметы крестить под другим именем, повторно

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

На Руси издавна укоренилась традиция давать имя новорожденному младенцу по святцам. Святцы - это перечень имен христианских святых с датами жизни,(если они известны) распределенный по календарю. В старину, обычно это происходило так: сразу после появления младенца на свет, мама малыша и старшие родственницы принимались изучать святцы в поисках подходящего имени для нового члена семьи.
Каждый день в году Церковь отмечает память многих христианских святых, начиная от времен ранней, неразделенной Церкви, и заканчивая новомучениками 20-го столетия, прославленными совсем недавно. Эти имена провозглашает священник на литургии каждого дня, тем самым Церковь просит заступничества святых угодников Божиих за молящихся в этот момент в храме, и за всех православных христиан.
Если на день рождения малыша не приходилось подходящего имени - благозвучного, достаточно современного, удовлетворяющего вкусам как родителей, так и других членов семьи, то поиски продолжались по следующим календарным дням. Сегодня во многих верующих семьях имя для ребенка выбирают именно так. В том случае, если на ближайший ко дню рождения ребенка день, выпадает память известного, широко почитаемого святого, и это имя нравится родителям, на нем, как правило, останавливаются.
Например, 6 декабря - празднуется память Блг. вел. кн. Александра Невского, мальчику, родившемуся в начале декабря, или в этот же день, можно дать имя Александр, тогда его небесным покровителем будет святой благоверный князь Александр Невский. Именины - 6 декабря.
7 декабря мы почитаем удивительную святую начала 3 века - великомученицу Екатерину. Девочку, появившуюся на свет в первых числах декабря, можно в честь нее назвать Екатериной.
Часто бывает, что родители заранее выбрали имя ребенку перед Крещением. Если это христианское имя, то с ним можно и креститься. Надо посмотреть по святцам когда празднуется память ближайшего ко дню рождения святого с этим именем, этот день и будет именинами ребенка, а святой - небесным покровителем. Например, святых с именем Иоанн очень много. Допустим, супруги заранее решили: если родится сын, назовем Иваном, и ребенок родился 1 июля. В ближайшие дни Церковь прославляет Св. Пророка, Предтечу и Крестителя Иоанна (7 июля), также, 2 июля - память Свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и т д. Можно Иоанном, но в честь конкретного святого, к которому лежит душа.
Здесь есть один важный момент. Выбирая небесного покровителя ребенку, мы не просто выбираем красивое имя, которое чем-то привлекает нас, мы выбираем некий образ, за которым стоит внутренняя духовная сущность личности, ее судьба.

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»(Антоний, митрополит Сурожский)
Выдающиеся церковные деятели синодального периода Русской Церкви дают близкие по смыслу пояснения к этому вопросу.
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.» Святитель Филарет, митрополит Московский

Переименование или двойное имя

На тот случай, если ребенок получил при рождении имя, которого в святцах нет, в православии существует другой способ выбора небесного покровителя: по дню Крещения. Если день крестин отмечен в святцах памятью святого с созвучным именем, священник может предложить родителям с ним и крестить чадо. Например, девочки с именами Алиса, Арина, могут креститься как Александра, Ариадна или с другими похожими именами, которые в этот день упоминаются в святцах.
Яна и Жанна обычно крестятся как Иоанна. Анжела, в церковной транскрипции - Ангелина. Юрия, часто крестят как Георгия. Конечно, родители и сам крестник, когда принимает взрослый человек, вправе выбрать по своему усмотрению святого покровителя, и взять имя при крещении в его честь. О двойном имени можно говорить только в таком смысле: в повседневности человека будут называть привычным именем, иногда, оно остается в документах, тогда как, в церковной жизни он будет именоваться по-другому. Часто, знакомые по храму знают прихожан по крещальным именам, с ним христианин участвует в таинствах, его пишут в записках. С этим именем человек предстанет на суд Божий. Этот русский обычай отражает суть таинства Крещения: человек заново рождается и получает новое имя.
Креститься с двойным именем, например, Анна-София, в православии невозможно.
Еще раз подчеркнем, что выбор имени по святцам - это обычай, установленный людьми, можно креститься с любым именем, если человек достигнет святости и будет канонизирован, вероятно, в русские святцы добавится новое имя.

Библейские традиции наречения имени

В древности, верующие народы придавали выбору имени серьезное, подчас мистическое значение. Из историй, рассказанных в Библии, можно понять, что существовали определенные тенденции в наречении имени. Например, следующий эпизод из Евангелия от Луки позволяет нам узнать об одной из традиций.

«В восьмый день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.»(Лк 1; 59-61)»
В ветхозаветном мире принято было называть детей именем, которое уже было в роду. Этот обычай жив и в наше время. И сегодня, не редкость семьи, где в каждом поколении, кого-нибудь из членов семьи, называют одним, особо почитаемым, именем. В некоторых христианских культурах, например на Балканах, это связано с почитанием семейного святого.
Четко прослеживается и другая традиция, особенно таинственная и непостижимая. Имя давалось человеку по Откровению от Бога.
Так получил имя Святой Пророк Иоанн Предтеча, об имени Иисуса Христа было возвещено Деве Марии Ангелом. Новое имя при Крещении, по Откровению свыше получил апостол Павел. У ветхозаветных народов было ясное понимание, что имя человека отражает его глубинную суть, его миссию - то есть назначение в этой жизни.
Самое удивительное, что эта традиция продолжается и в наши дни. Например, в жизнеописании грузинского старца Гавриила (1929-1995 гг.) - подвижника и исповедника нашего времени, описан такой случай. К отцу Гавриилу приехали бездетные супруги, с просьбой помолиться о даровании дитя.
Старец благословил их несколько раз отслужить молебен Св Пророку Иоанну Крестителю, через некоторое время женщина узнала, что ждет ребенка. Супруги были уверены, что родится мальчик. Не помня себя от радости, они бросились к отцу Гавриилу за благословением назвать ребенка Гавриилом, в его честь. На что старец ответил:
-Царица Тамара была женщиной и чем она хуже других?
Родилась девочка и благодарные родители нарекли ее Тамарой.

Именины и небесный покровитель

Современная церковь обычно выдает новообращенному христианину Свидетельство о Крещении, в нем указывается дата Крещения, имя небесного покровителя и день именин. В том случае, когда нет свидетельства, и нет возможности узнать в честь какого святого крестили человека, нужно найти по святцам ближайший ко дню рождения день, отмеченный памятью соименного святого. Этого святого и полагается почитать своим покровителем, если никакой уточняющей информации получить невозможно.
Именины принято еще называть днем Ангела. Это простонародное название дня почитания святого покровителя. Ангел Хранитель дается Богом каждому крещеному человеку для защиты и помощи в духовной жизни, но главное - для свидетельства о всех делах человека, совершенных уже в христианском звании. Добрые дела будут оправданием для человека на Божьем суде, но если злых дел окажется намного больше, Ангел будет бессилен помочь своему подопечному.
Святой, в честь которого дается имя - это реальный, земной человек, живший в конкретное историческое время, достигший святости и канонизированный Церковью - то есть причисленный к лику Святых. В некотором смысле - это тоже Ангел, потому что о святых сказано, что они пребывают как Ангелы на небесах,(Мф, 22;30) но это другое лицо.
Чтобы понять, как следует относиться к своему небесному покровителю. можно обратиться к образному толкованию (приведенному выше), митрополита Антония Сурожского. Владыка Антоний говорит, что человек, названный в честь какого-либо святого уподобляется храму в честь этого святого - живому храму. Всей своей жизнью - мыслями, поступками, словами человек призван прославлять это имя, за которым стоит великая личность. Конечно, речь не идет о механическом подражании, но в сложные моменты жизни, в минуты выбора, образ этого святого, с определенными личными характеристиками, может стоять перед мысленным взором как ориентир, как ряд весомых аргументов в пользу тех или иных действий.
Для каждого верующего важно знать жизнеописание своего небесного покровителя, желательно найти в житии святого что-то особенно подходящее в личной жизненной ситуации, что могло бы стать жизненным кредо или, говоря современным языком, внутренней мотивацией в принятии судьбоносных решений.

Молитва небесному покровителю:

"Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей".

Молитва Ангелу-Хранителю:

"Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь."

Как принято отмечать День Ангела

Церковь рекомендует отмечать день Ангела, прежде всего, участием в таинствах. В этот день желательно, по возможности, исповедаться и причаститься Святых Тайн. Родным и близким именинника можно, в качестве подарка. заказать в храме, в день Ангела, особое упоминание на литургии или отслужить молебен о здравии именинника.
В кругу семьи, именины традиционно отмечались широко. В старой России было принято приглашать крестных и духовного отца, им отводилось самое почетное место за праздничным столом. После поздравлений все гости во главе со священником пели имениннику «многолетие»

«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!» - торжественно провозглашал духовник именинника и гости весело распевали: - «Многая лета!»

Сегодня в церковных лавках много христианских сувениров, душеполезной литературы, икон и многого другого, можно без труда выбрать подарок на Крестины или ко дню именин, в знак внимания и любви, родному человеку или коллеге по работе. Конечно, в день Ангела будут уместны и любые другие, в том числе, бытовые подарки. Для родственников, именины члена семьи - прежде всего, еще один семейный праздник, а значит радостный повод собраться вместе любящим людям, пообщаться, укрепляя семейные связи.

«Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах!». Это слова из Святого Писания, относящиеся к . Имена, даваемые при таинстве, когда-то выбрал сам Иисус.

Таким образом он нарек всех христиан. Так сбылось одно из пророчеств Библии. Все имена, заповеданные Христом, есть в святцах – списке святых. Разберемся подробнее в сути церковного наречения.

Что значит имя, данное при крещении

Имя при крещении не случайно берется из святцев. Святые на небесах должны узнавать подопечного из миллионов. Чтобы помогать человеку, надо видеть его, различать. В старину, нарекали единожды во время таинства.

В современной традиции разрешено иметь два имени – мирское и церковное. Первое может быть любым – Айгуль, Семирамида, Пальмир. Второе звание всегда совпадает с тем, как кличут какого-нибудь аскета, целителя, великомученика. Кстати, имена великомучеников дают не для повторения их судьбы.

Цель – восславить деяния святого. К тому же, считается, что канонизированные получают доступ к трону Господа. То есть, души великомучеников могут лично просить у Бога блага для своих подопечных.

Какое имя при крещении выбрать, решает батюшка. Он сверяется со святцами. Для каждого дня в них есть свой святой. Поэтому, как нарекут человека, зависит от даты. Это дает возможность заранее изучить список славянских имен и назначить обряд на определенный день.

Кстати, связь даваемых при имен с датами берет начало в 16-ом веке. Тогда папа римский утвердил григорианский календарь. Главу церкви звали Григорием, отсюда и название системы.

Стоит отметить, что список имен, заповеданный Иисусом, к 16-му веку был пополнен. Сейчас в святцах еще больше упоминаний. На один день, порой, приходится несколько персон. Среди них – и мученики, прославленные в 20-ом столетии.

Не важно, какие имена дают при крещении – из первоначального свода, или из обновленного. Главное, что все они «писаны на небесах», ведь там находятся души обладателей этих имен.

Момент дачи христианского имени

Второе имя при крещении дают после троекратного окунания в воду. Это символ смерти и возрождения вместе с Иисусом. В момент погружений человек умирает для плотского, греховного мира и открывается для духовной сферы. Обряд считается вторым рождением. После него батюшка и нарекает, как вновь прибывшего в мир, пришедшего в церковь.

«Вошедший в церковь» — образное выражение, означающее примыкание к стану христиан. Сам обряд не обязательно проводится в храме. Совершить можно в открытом водоеме, или дома. Вызвать священника в жилище позволяет, к примеру, болезнь. К находящемуся на смертном одре батюшка придет сам.

Нюансы при даче имени крестящемуся

Не все заранее просматривают святцы. Случаи срочного крещения во время тяжелых болезней так же не предполагают соотношения обряда с конкретной датой. Поэтому, церковнослужители готовы наречь верующего именем святого, почитаемого в иной день.

Это бывает необходимо, к примеру, если имя при крещении ребенка мужское, а обряд проходит девочка. Среди святых женщин немного. Поэтому, святцы листают, пока не откроют страницу с подходящим именем.

Крещение другим именем , порой, не устраивает родных малыша из-за неблагозвучности, или не современности. В этом случае батюшки так же прислушиваются к мнению прихожан. Берется вариант из другой части святцев.

Нередко, имя остается гражданское. Ведь в списке есть святые Марии, Ирины, Елизаветы. Есть в перечне и Анны. Это имя при крещении вызывает трепет, поскольку праведная Анна дала жизнь самой Пресвятой Богородице.

Подходящие имена для крещения девочки : Светлана, Тамара, Милица, Марина, Нина, Ефросинья. Последний старорусский вариант набрал популярность из-за сериала, шедшего по 2-му каналу. Кстати, святая с редким именем обладала даром прозорливости, предвидения.

В святцах есть Женевьева, Матрона и Юлианна, но нет Алисы. Это имя при крещении принято менять на Александру. Так когда-то сделала дочь английской королевы Виктории. Принцесса Алиса, выйдя замуж за русского царя стала императрицей Александрой Федоровной.


Какое имя дают при крещении ? В списке десятки привлекательных вариантов и деяний, сотворенных их носителями. Святой Лев боролся с ересью. Александр Невский известный дипломат и полководец.

Владимир Красно Солнышко покрестил отечественный люд. С тех пор имя князя, крещение Руси отображены не только в учебниках, но и святцах. Уделим этому отдельное внимание.

История крещения Руси

Побывав в разных землях, выбирая веру, Красно Солнышко остановился на христианстве. Правитель распустил свой гарем, огласив женам, что его новая религия позволяет иметь лишь одну супругу. Мужа в одночасье лишились: Адель, Юлия, Олофи, Манфреда. Таковы дошедшие до нас имена супруг Владимира до крещения Руси .

Владимир подавал пример веры личным примером. Отказавшись от многоженства, князь крестил своих сыновей. Затем, правитель стал лично читать проповеди, подготавливая крещение всей Руси. Связано с именем Красно Солнышко обращение в православие дружинников. Рать у князя была немалой. Воины вели пропаганду в своих семьях, приумножая число христиан.

К 988-му году, когда было объявлено официальное крещение Киевской Руси, у новой веры почти не осталось противников. Ученые предполагают, что против выступили всего около 10% населения. Для них принуждение было бедой. Но, в масштабах истории мероприятие оказалось успешным.

Обряд крещения.

Крещение – это первое и важнейшее христианское таинство. С точки зрения Церкви, при крещении человек умирает для греховной жизни и возрождается к жизни духовной. Самой важной частью этого церковного ритуала является наречение имени. Считается, что человек входит в воду без имени. В это время священник отгоняет молитвой темные силы, призывает силы Света взять под свою опеку нового христианина и нарекает имя, по которому его будут узнавать на Небесах. Церковь считает, что выбор имени при крещении – это выбор небесного заступника, который будет возносить молитвы Богу за своего подопечного.

Канонический выбор имени при крещении.

До революции 1917 года ребенок традиционно получал имя при крещении, которое совершалось на восьмой день после рождения. Ему давали имя святого, день празднования памяти святого этого дня, которого указывал . С мальчиками все было ясно – ведь Православная Церковь каждый день вспоминает какого-либо святого. Женских имен в святцах гораздо меньше. Поэтому девочку крестили либо именем-аналогом мужского (Александра, Иоанна), либо выбирали имя святой, день памяти которой был ближайшим после дня рождения. Некоторым женским «гражданским» именам соответствуют церковные, сходные по значению. Например, Светлана – Фотиния, Виктория – Ника.

Крещение в наши дни.

Со временем правила церковного имянаречения стали менее строгими. Сейчас церковь уже не требует неукоснительного соблюдения традиций. Родителям позволительно новорожденному не сверяясь при этом с . А какие имена дают при крещении? Если имя в свидетельстве о рождении не соответствует церковнославянской форме, то при крещении дается созвучное ему имя: Денис – Дионисий, Марта – Марфа, Сергей – Сергий, Иван – Иоанн. В случае, если такого соответствия в святцах нет (Эдуард, Эльвира, Карл), выбирается имя святого, упомянутого в церковном календаре непосредственно после дня рождения человека. Таким образом, ребенок или взрослый получает второе имя при крещении. Иногда бывает, что человек хочет принять имя святого, которого считает близким по духу. И тогда происходит крещение другим именем.

Веками считалось, что у человека должно быть два имени. Крестильное имя зачастую знали только священник и крестные родители. Делалось это, чтобы темные силы не могли причинить вред через освященное «настоящее» имя. В наши дни второе, данное при крещении имя, используется при исполнении церковных обрядов. Знать имя святого необходимо для того, чтобы чтить своего небесного заступника и иметь представление, в какой день отмечаются именины.

Имя человека в православной традиции имеет немалое значение. Оно упоминается при совершении Таинств, произносят его и при молитвах.

Православные христиане стараются при рождении ребенка подобрать ему имя, которое можно найти в , ведь только эти имена используются при Крещении малыша. Еще святитель Феофан Затворник говорил, что имя нужно выбирать по-Божьему. А именно: «Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по Крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

По уставу Церкви чин наречения имени должен совершаться еще до Крещения (на 8 день от рождения ребенка). Однако, сегодня из-за послабления, которые даются современным христианам чаще всего наречение происходит в день самого Крещения, перед чином оглашения.

Согласно рекомендациям, которые установила Православная Церковь для крещаемых имя желательно выбрать по Святцам до 40 дня от рождения ребенка. Конечно, идеальным вариантом считается наречение новорожденного именем того святого, в день которого он родился.

Что делать, если имени ребенка нет в Святцах?

Чтобы было понятнее, приведем небольшой пример. Если ребенок родился 5 августа, то мальчика можно назвать Трофимом, Феофилом, Феодором, Михаилом, Андреем или Аполлинарием. К сожалению, в этот день нет указаний на памятование о святых-женах. Если родителям эти имена приходятся не по душе, тогда посмотреть Месяцеслов можно еще на 40 дней вперед и подобрать того святого, именем которого и будет наречен ваш малыш.

Бывают такие случаи, когда у родителей был обет, который они дали тому или иному святому, или они особо чувствуют его покров и в знак своей благодарности и благоговения хотели бы наречь ребенка его именем. Это допускается. Но перед совершением Крещения, желательно обговорить этот факт со священником.

К сожалению, не всегда родители изначально задумывают о жизни ребенка во Христе, в лоне Православной Церкви. Поэтому очень часто можно встретить ситуацию, когда в мирской жизни малыша родители назвали тем именем, которого нет в Святцах. В этом случае не нужно отчаиваться. Необходимо обязательно обратиться в храм и узнать, возможно, ваше имя все-таки считается православным, просто оно имеет несколько другое звучание. Например, Полина - Аполлинария, Жанна - Иоанна, Марта - Марфа, Ян-Иоанн, Егор-Георгий и т.д.

Если даже после беседы со священником, вы понимаете, что выбранное имя никаким образом не встречается в Святцах, и оно уже официально зарегистрировано (или крещается взрослый человек), то при Крещении нужно выбрать или созвучное имя, или имя святого, которого вы особо почитаете.

Православное имя дается человеку единожды при чине наречения имени и больше не меняется не при каких обстоятельствах.

Поделиться: