Лекарственные растения окружающий мир. Окружающий нас мир и культурные лекарственные растения. О целебных свойствах

Класс: 4

Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
  • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные:

  • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание положительного отношения к учёбе.
  • воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Ученики сидят группами по 4 человека.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

Ученики: Различные растения.

Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

Ученики: Ядовитые растения.

Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Ученики: Лес.

Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

– Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

Ученики: Зверобой.

Учитель: А среди ядовитых?

Ученики: Ландыш, волчье лыко.

Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

3. Физминутка (музыкальная).

4. Практическая работа.

Разъясняет план выполнения практической работы.

План:

  1. Название растения.
  2. Место произрастания.
  3. Лекарственное или ядовитое.
  4. Занесено ли в Красную книгу.
  5. Использование в медицине.

Напоминает о рациональном использовании времени.

Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

Ученики: Зашифровано слово «Правило».

Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

Ученики:

  1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
  2. Узнай сроки сбора растений.
  3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
  4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
  5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

6. Обобщение изученного материала.

Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником стр. 19–21.
  2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
  3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.

Мир растений невероятно богат и разнообразен. Наши далекие предки научились использовать их в своих целях: одни из них они употребляли в пищу, другие активно использовали в быту или строительстве. Со временем люди поняли, что в природе существуют еще и лекарственные растения, с помощью которых можно лечить многие недуги.

С древних времен и до наших дней

Древние люди, наблюдая за дикими животными, заметили, как те специально отыскивают лечебные травы или корешки, чтобы справиться с недугом. В течение многих лет ценную информацию о лекарственных растениях передавали из поколения в поколение.

Люди, которые обладали такими знаниями, назывались знахарями или травниками. Только они знали, как и когда правильно собирать те или иные травы, коренья, плоды, как правильно из них готовить целебное снадобье, чтобы можно было помочь человеку справиться с болезнью.

Рис. 1. Знахарь.

Древние знания, накопленные в течение тысячелетий, используются в современной медицине. Лекарственные свойства растений помогают эффективно справляться со многими недугами, их вытяжки входят в состав многих медикаментов.

При раскопках шумерского города археологами была найдена табличка, возраст которой насчитывает три тысячи лет. В ней подробно описаны 15 рецептов с использованием лекарственных трав, способных исцелить от некоторых болезней.

Правила использования

Во всем мире насчитывается более 300 тысяч различных растений, но лишь небольшая их часть обладает целебными свойствами.
Их принято делить на две категории:

  • Официальные лекарственные растения. Их свойства хорошо изучены, и они используются при изготовлении различных лекарств. На территории России таких растений насчитывается около 300.
  • Лекарственные растения народной медицины. Их свойства мало изучены наукой, однако это не мешает травникам и знахарям использовать их в своих целях.

Целебными свойствами обладают различные части растений. У одних активные вещества сконцентрированы в листьях, у других - в корнях или плодах.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Заготовка лекарственных растений.

При использовании лекарственных растений очень важно знать:

  • какие части растения применяются при тех или иных болезнях;
  • в какой период собирать лекарственное сырье, чтобы в нем было максимальное количество полезных веществ;
  • как правильно заготавливать собранный материал, чтобы он не утратил свои целебные свойства;
  • как применять лекарственное растение - в виде настоек, компрессов, отваров или мазей.

Всем известны целебные свойства ромашки, которая помогает устранить следы отравления, справиться с воспалением горла. Кора дуба хорошо лечит кровотечение десен, а листья подорожника помогают остановить кровотечение при неглубоких ранах. Цветки липы, листья и ягоды малины - отличное природное средство при простуде.

Рис. 3. Ромашка лекарственная.

Многие лекарственные растения находятся на грани полного исчезновения. Это связано с плохой экологической обстановкой, вырубкой лесов, распашкой диких лугов и степей. Такие растения занесены в Красную книгу, и их ни в коем случае нельзя самостоятельно рвать или выкапывать.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Лекарственные растения» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали историю использования лекарственных растений, узнали, какое значение они имели для человека в древности и в настоящее время. Мы выяснили, каковы свойства лекарственных растений и какова их основная проблема.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 141.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лекарственные растения Урок окружающего мира 4 «А» класс п о учебнику Н.Я Дмитриева и А.Н. Казакова «Окружающий мир»

На лужайках и полянах Будет много трав густых, Трав медовых, свежих, пряных, Трав, от солнца золотых.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ, РАСТУЩИЕ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ

ЗВЕРОБОЙ В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление. Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ В пределах нашей страны описано 208 видов одуванчиков. В русской народной медицине одуванчик считался «жизненным эликсиром»; используется для улучшения пищеварения, успокаивающее средство, полезен при желтухе, бессоннице. Древние греки и римляне использовали сок одуванчика против веснушек. В средней Азии для уничтожения бородавок.

ЛУШИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ В народной медицине трава душицы применяется как мочегонное и потогонное средство, входит в состав многих чаев. Из травы душицы получают эфирное масло, которое входит в состав некоторых мазей и применяется как болеутоляющее. В индийской медицине эфирное масло используется как ароматическое, стимулирующее и укрепляющее средство. Растение обладает антибактериальным действием.

ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ Растение постоянно сопутствует человеку. Индейцы Америки называли его «следом белого человека», так как прижатые к поверхности листья напоминают след ноги. Препараты из листьев применяют при гастритах, остро-кишечных заболеваниях. Сок свежесобранных листьев подорожника оказывает положительное влияние на заживление ран.

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ Русское название ромашка появилось в 18 в В русской народной медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, колите, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системы, при бессоннице. Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.

КРАПИВА ДВУДОМНАЯ Крапива – древнейшее лекарственное растение. Используется при ревматизме и лихорадки. Сок крапивы применяется при камнях в печени, почках, болезни легких. В этом растении содержатся витамины С,К, каротин. В народной медицине листья крапивы используются как средство укрепления волос. В ветеринарии крапива применяется в качестве наружного средства против гангрены и гноящих ран.

ЧЕРА ТРЕХРАЗДЕЛЬНАЯ « Причепой » траву называют из-за плодов, прочно впивающихся в ткань, шерсть животных. Трава череды используется для приготовления лечебных ванн, которые широко применяются в детской практики, при сыпи, различных диатезах, себорее головы. Череду трёхраздельную употребляют также как горечь для улучшения пищеварения.

ПИЖМА ОБЫКНОВЕННАЯ «Рябинкой» называют растение из-за соцветия, напоминающего гроздь рябиновых ягод. В народной медицине пижма издавна использовалась при лихорадках, как противоглистное средство, желудочно-кишечных заболеваниях. В народной медицине Сибири пижма используется при головной боли, ревматизме, желтухи, вывихах и ранах. В средней полосе Росси в прошлом травой пижмы обкладывали туши забитого скота для сохранения мяса.

ПАСТУШБЯ СУМКА ОБЫКНОВЕННАЯ Пастушья сумка была известна в народной медицине с древних времен как кровеостанавливающее средство при внутренних кровотечениях и болезнях почек. Пастушья сумка обладает также способностью снижать кровеносное давление. В тибетской медицине растение считается противорвотным средством. В некоторых странах траву пастушьей сумки используют для приготовления борщей, супов, в свежем и сухом виде.

Мать-и-мачеха обыкновенная Препараты мать-и-мачехи применяют при заболеваниях дыхательных путей, воспалении легких, при бронхиальной астме, ангине. Отваром листьев моют голову для укрепления волос и от перхоти. В народной медицине листья также употребляются при плохом аппетите, простудных заболеваниях.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ Это растение было известно ещё в древности как «раневая трава», которую употребляют при лечении ран и кровотечений. Издавна на Руси это растение использовалось в качестве кровоостанавливающего средства. Одна из древнерусских летописей сообщает, сто внука Дмитрия Донского вылечили соком травы тысячелистника от носовых кровотечений. Тысячелистник рекомендуется при общей слабости, при некоторых нервных заболеваниях В винодельческой промышленности листья и цветущие верхушки растения используют для приготовления горьких настоек и ликеров.

Презентацию подготовила учитель начальных классов Цыганок Л.В.


Слайд 2

Гипотеза: Большинство растений нашего края являются лекарственными. Цель: Узнать какие растения нашей местности являются лекарственными и используются ли они местным населением.

Слайд 3

Задачи исследовательской работы

Познакомиться с лекарственными травами, произрастающими в окрестностях сельского поселения Перегрёбное. Узнать правила сбора лекарственных трав. Провести опрос населения, чтобы узнать использует ли оно лекарственные растения для лечения заболеваний. Познакомить одноклассников с результатами своего исследования. Методы исследования Сбор информации. Определение лекарственных трав нашей местности. Опрос. Период проведения исследования май 2011 года – февраль 2012 года

Слайд 4

Правила сбора лекарственных растений

Корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной, очищают холодной водой. Надземную часть растений, содержащих летучие ароматические вещества, собирают в начале лета, когда полностью распустились листья и завязались бутоны. Зеленые листья и траву можно собирать все лето, но лучше весной. Цветки рвут полностью распустившиеся и только в ясную погоду. Плоды и семена собирают только зрелыми.

Слайд 5

Виды лекарственного сырья

Сердечно – сосудистые средства Отхаркивающие средства Кровоостанавливающие средства Желудочно-кишечные средства Витаминные средства

Слайд 6

Витаминные средства

  • Слайд 7

    Календула

    Ноготками календулу звали,Словно солнышки эти цветки,Семена же её собирали,Так похожие на коготки!Улыбается ласково утром,Раздвигая реснички цветов,А понюхаешь - яркою пудройРазукрасит! А запах таков,Что с другим перепутать едва лиСможем терпкий густой аромат!- А как лечит! Достойна медали! -Так в народе о ней говорят.

    Слайд 8

    Шиповник

    Пробуждается всё, набухают зелёные почки,Зажурчали ручьи – им бежать до реки далеко.Мать-и-мачехи нежные жёлтого цвета цветочкиУлыбаются яркому тёплому солнцу легко,И танцуют, кружатся, под пение птиц в хороводе,Те стараются – без дирижёра непросто им петь...Разгорается шар ослепительный на небосводе,Обнимает лучами своими, в надежде согреть...Небеса вдохновляют тебя обнажить своё сердце, Шерстяные одежды зимы разбросать и забыть,От нахлынувших чувств – понимаешь, что некуда деться,Появляется сильная жажда взаимно любить...И мечтать, и вздыхать о родной неземной половинке;В ожидании руки веночек весенний сплетут. Приходи поскорей по весёлой зелёной тропинке!..Мать-и-мачехи жёлтого цвета цветы приведут....

    Слайд 9

    Крапива

    Посмотрите, притаилась,И "пушистой" притворилась!Мы тебя, крапива, знаем,Ни за что срывать не станем. «Много свойств во мне целебных.Я лечу зверюшек бедных,Для всего живого царстваЯ - отличное лекарство!».

    Слайд 10

    Чистотел

    Разросся буйным цветом чистотелВ полях, лесах и огородеНалился желтым соком пышнотелНа радость Матушке-природе.Знать есть на то причина иль бедаЧто, несмотря на засуху он все пышнееХороший лекарь чистотел во все годаПочти от всех болезней панацея.Во всех он состояниях хорошЕго заваривают, пьют, им мажут телоСо всеми он на «ты» и в дом к любому вхожЖаль, только душу не омоешь чистотелом

    Слайд 11

    Ромашка

    Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. Мы домой ее возьмем И на стол поставим. Если вдруг мы прихворнем Мы ее заварим.

    Слайд 12

    Одуванчик

    Одуванчик придорожныйБыл, как солнце, золотым.Но отцвел и стал похожимНа пушистый белый дым.

    Слайд 13

    Можжевельник

    Можжевельник, можжевельник,что печален, как отшельник?Снегом белым припорошенОдинок меж стройных сосен?И парадные ступенисторожишь, как пёсик верный.

    Слайд 14

    Багульник

    Где-то багульник на сопках цветет,Кедры вонзаются в небо...Кажется, будто давно меня ждетКрай, где ни разу я не был.

    Слайд 15

    Мать – и - мачеха

    Мать и мачеха по дороге, небо чистое на воде... Промочив по колено ноги я иду через лес к тебе...

    Слайд 16

    Социологический опрос

    Используют ли в вашей семье лекарственные растения? Чем больше лечитесь: травами или лекарствами? Где берете травы для лечения? Какие лекарственные травы используете для лечения?

    Люди - часть природы. Они с древних времён научились пользоваться её дарами и в первую очередь растениями. Какие-то из них они употребляли в пищу, другие использовали при строительстве или в быту, а третьи применяли в лечебных целях. Именно об этих «природных лекарях» пойдёт речь в этом докладе.

    Как люди узнали, что растения лечат

    Наблюдая за животными, древние люди заметили, что те при различных заболеваниях отыскивают лечебные корешки или травы. Так человек начал узнавать о целебных свойствах растений. Наши предки собирали эти знания по крупицам и передавали их из поколения в поколение. Тех, кто ведал тайны трав и цветов называли травниками или знахарями. Они собирали растения, составляли из них целебные сборы, которыми лечили больных от недугов.

    Шиповник - лекарственное растение, которое содержит много витамина С и других полезных веществ. Из его ягод готовят целебные отвары.
    Фото: flickr.com/PaulGulliver

    С древних времён до наших дней

    На протяжении тысячелетий разные народы накапливали сведения о лекарственных растениях. Эти древние знания, дошедшие до наших дней, используются в современной медицине и фармацевтике.

    При раскопках шумерского города была найдена табличка, которой три тысячи лет. В ней описаны 15 рецептов с использованием растений, которые способны исцелить от различных хворей.

    Древние египтяне, китайцы, индусы и другие народы широко применяли растительные препараты для лечения болезней. Позднее учёные всего мира, в том числе и в нашей стране, изучали целебные свойства трав и цветов.

    Сегодня изданы книги, в которых описаны сотни ценных растений и тысячи рецептов, способных исцелить от разных болезней.

    Сколько полезных растений в мире

    Во всем мире произрастает около 320 000 растений, но лишь 21 000 из них относится к лекарственным и используется в медицине. Территория России обширна и на ней встречается огромное количество различных видов представителей флоры, в том числе и целебных, которые условно делятся на две категории:

    1. Официальные лекарственные растения - в нашей стране их около 300. Их свойства хорошо изучены, и они используются для производства медицинских препаратов
    2. Лекарственные растения народной медицины. Они изучены мало, но их широко применяют знахари и травники.

    Цветы ромашки аптечной заваривают кипятком и применяют для лечения простудных заболеваний, от болей в желудке и в качестве противовоспалительного средства.
    Фото: flickr.com/LynneHandBy

    В двадцать первом веке наука совершила огромный шаг вперед. Созданы лекарственные препараты от разных болезней. Но медики и фармацевты и сегодня изучают свойства луговых трав, полевых цветов, деревьев и кустарников, ведь природные богатства неисчерпаемы. Человечество ждёт ещё немало великих открытий.

    О целебных свойствах

    Есть одна притча. Философ отправил своего ученика в лес за совершенно бесполезной травой. Но ученик не смог выполнить задания своего учителя. Потому что каждая былинка чем-то полезна.

    Целебными свойствами обладают разные части растений. У одних полезные вещества накапливаются в листьях, у других - в корнях, у третьих - в плодах или цветках. Нужно знать какие части применять в медицине. Также очень важен период сбора лекарственного сырья, чтобы полезных веществ было накоплено максимальное количество. Так, корни выкапывают осенью, кору собирают весной, цветы - в период цветения, листья - в начале лета, а плоды - в период созревания.

    Чай из листьев мелиссы успокаивает нервную систему, помогает при заболеваниях желудка, болезнях сердца.
    Фото: flickr.com/stephanievacher

    Также очень важно правильно заготовить собранный материал, чтобы сохранить все ценные вещества. Высушивать подготовленное сырьё нужно в тени, чтобы на него не попадали влага, грязь и пыль.

    О применении

    Природа подарила людям дикорастущие лекарства, но важно знать, как их правильно использовать. Из одних растений делают целебные отвары и настойки, другие применяют для компрессов и растираний, из некоторых извлекают сок или делают мази. Как и при лечении таблетками, здесь важны точные дозировки и нужная длительность приёма.

    Цветки липы помогут при простуде, ягоды и листья малины собьют температуру, листья подорожника залечат раны, кора дуба поможет при проблемах с дёснами.

    Тимьян (чабрец) назначают для приёма внутрь, делают ингаляции и полоскания при ангине, бронхите и других болезнях.
    Фото: flickr.com/JohnJohnston

    Охрана природы

    Многие лекарственные растения находятся на грани исчезновения. Это связано и с изменением экологии и с сокращением диких лесов и степей. Такие виды занесли в Красную Книгу. В неё вошли некоторые виды берёзы и дуба, алтей, кувшинка, валериана, девясил, багульник и другие представители флоры. Очень важно охранять бесценные богатства природы, которая не только кормит людей и животных, но и лечит их.

    Окружающих мир богат и разнообразен. В нём есть всё, чтобы человек мог жить полноценной жизнью. Но этот мир нужно изучать и беречь.

  • Поделиться: