Курение на работе: новые обязанности работодателя. Курение в рабочее время по Трудовому Кодексу: права работника и работодателя в этом вопросе

Курение в рабочее время – причина множества споров между работником и начальством. Разрешить данный спор возможно только разобравшись в основных понятиях и определениях, касающихся данной темы и изучив нормативные документы, регулирующие отношение сторон в данном вопросе.

Курение довольно распространенная привычка, во многом это объясняется тем, что никотиновую зависимость достаточно сложно побороть, и, к сожалению, многие не способны справиться с ней и отказаться от ежедневных «перекуров» как дома, так и на работе.

Но помимо вреда собственному здоровью и здоровью окружающих людей эта привычка, как считают некоторые работодатели, пагубно отражается и на рабочем процессе, так как незаметные для работника минуты, потраченные на сигарету, могут складываться в часы, упущенные из рабочего распорядка дня. Поэтому существуют определённые правила для курения в рабочее время.

О чем говорит Трудовой Кодекс по поводу курения на рабочем месте? Нормативные документы

Можно ли курить на рабочем месте?

Трудовой Кодекс (ТК) – это один из основных документов, регулирующих отношения работодателя и наемного сотрудника.

Для начала познакомимся с основными терминами, необходимыми для дальнейшего обсуждения данного вопроса.

Рабочее место – это место, куда работник должен прибыть для исполнения своих трудовых обязанностей. Также во время рабочего процесса сотрудник должен соблюдать все прописанные данной организацией порядки и правила, и должен понимать, что их несоблюдение может повлечь за собой дисциплинарную ответственность, предусмотренную уставом предприятия и выражающуюся в виде замечания, выговора или даже .

Дисциплинарная ответственность – это юридическая ответственность. Она выражается в применении , которые учреждение, предприятие или организация могут применить по отношению к сотруднику, из-за совершения им дисциплинарного проступка, а говоря другими словами – за несоблюдение внутренних правил данного предприятия или организации.

Рабочее время и время отдыха – определяют, когда работник должен выполнять свою работу, а когда он может отдохнуть и посвятить время своим личным делам без ущерба для производственного процесса.

Что касается информации о перерывах для курения в самом Трудовом Кодексе, то нужно знать, что в нем на этот счет нет никакой конкретной информации разрешающей или запрещающей курение в рабочее время. То есть официально законом не предусмотрена организация перерыва для курения во время рабочего процесса.

Создаются специально отведенные для этого места.

В связи с этим работодатель может запретить курить на работе специальным актом и при этом он не будет нести никакой ответственности за непредставление данного перерыва сотруднику.

А если последний будет все-таки нарушать запрет, то к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, проще говоря – замечание для начала, выговор и увольнение в дальнейшем.

Но стоит учитывать тот факт, что если курение запрещено на территории предприятия, то сотрудник не будет нести ответственность, если факт курения им в рабочее время будет зафиксирован за пределами предприятия.

К примеру, если рабочие обязанности сотрудника подразумевают разъезды по городу, то несмотря на то, что он находится при исполнении своих рабочих обязанностей, его нельзя будет привлечь к административной ответственности, так как он курил за территорией организации, а запрет действует только на ее территории.

Единственным исключением здесь может быть – это нарушение работником правил пожарной безопасности при работе с объектами газового хозяйства и с другими пожароопасными объектами.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание – это специфика работы данного сотрудника.

Ряд профессий предусматривает прямое общение с клиентом и близкий контакт с ним (парикмахеры, массажисты и т.д.) и сотрудник, помимо беспокойства о возможной дисциплинарной ответственности за нарушение установленных правил, должен понимать, что не каждому некурящему человеку понравится запах табака.

А это, в свою очередь, влияет на имидж организации и соответственно на ее доходы.

Что касается нормативных документов, то курение на рабочем месте контролируется следующими правовыми документами:

  1. Статьей 6 ФЗ от 10.07.2001 г № 87-ФЗ, которая запрещает курение табака в общественных местах, в том числе и на рабочем месте. Но эта статья также предусматривает, что для курения должны быть организованы специально отведенные для этого места, о наличии которых должен позаботиться работодатель;
  2. А вот cтатья 10 и статья 12 ФЗ от 23.02.2013 г №15-ФЗ, разрешает работодателю и вовсе запретить курение на территории и в помещениях предприятия, а также приветствуется с его стороны организация мер для стимулирования курящих работников отказаться от сигарет.

График курения на работе

Можно курить в обеденное время.

Как уже говорилось выше, в ТК специальных перерывов для курения не предусмотрено, поэтому здесь все напрямую зависит от работодателя и политики предприятия.

Это значит, что работник не может требовать у начальства разрешения курить и тем более выделять для этого специальные перерывы.

Поэтому ему остается только вежливо попросить начальство пойти ему навстречу в этом вопросе либо, если отклика от руководства нет — искать укромные местечки на улице в свой законный обеденный перерыв, а еще лучше отказаться от этой привычки совсем!

Если курение не запрещено внутренним актом предприятия, то работники могут использовать в этих целях часть своего обеденного перерыва или перерывы могут быть предусмотрены руководителем при организации труда предприятия.

В любом случае это должно быть нормированное время, утвержденное в штатном расписании компании.

Конечно, курение не должно приветствоваться, но если в компании большая часть сотрудников имеет эту пагубную привычку и не готовы от нее отказаться, то в целях защиты некурящих сотрудников и согласно закону работодатель должен позаботиться о специальном месте, где в предусмотренное для отдыха время было бы официально разрешено курить.

Это место должно соответствовать всем нормам пожарной и санитарной безопасности. Если оно располагается в помещении, то в обязательном порядке должна присутствовать вытяжка, если такой возможности нет, то курилку необходимо располагать на улице.

Кроме того, любая организация, независимо от рода деятельности, обязана разработать инструкции о мерах пожарной безопасности для своей компании с обязательным инструктажем всех сотрудников.

Места для курения помимо соответствия этим нормам должны также отсутствовать в списке запрещенных для курения мест согласно пункту 2 Постановления №23/21.

Сколько раз можно курить на работе?

Руководство предприятия решает данный вопрос.

Разрешение сотрудникам курить на работе, конечно, возвысит начальника в их глазах, но для самого руководства это наименее приемлемый вариант развития ситуации. Поскольку курящие работники будут бегать на «перекуры» каждый час, что значительно сократит непосредственное время их работы.

Да и другим некурящим сотрудникам будет обидно, что они работают в то время, как их коллеги незаслуженно отдыхают. Поэтому «перерыв для курения» - это вечная тема дебатов между курильщиками и теми, кто не травит свой организм никотином.

Чтобы минимизировать возможные разногласия, количество и время перекуров должно как-то регулироваться. Поэтому ответ на данный вопрос полностью зависит от политики предприятия.

Но, справедливым будет решение, когда время, потраченное на перерыв для курения, не будет превышать установленного организацией общего для всех сотрудников, времени отдыха.

Ответственность за курение на рабочем месте

Работнику грозит штраф.

За курение именно на рабочем месте сотруднику может грозить лишь замечание, от начальства, в крайнем случае увольнение. И то, только в том случае, если это запрещено политикой компании и отражено в соответствующих документах.

А вот за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность, которую в данном случае несет руководитель, если он вообще не организовал или организовал места для курения с нарушениями пожарной безопасности.

Административный штраф в таком случае будет для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей примерно 1-5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на 90 суток.

К административным нарушениям также относится и курение в общественных местах, штраф для физических лиц в этом случае будет от 500 до 3000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что право сотрудника курить на работе довольно неоднозначно и полностью зависит от политики конкретной организации, а также от рода профессиональной деятельности этого сотрудника.

Из этого видео вы узнаете о рабочем времени и времени отдыха.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Курение является весьма распространенной вредной привычкой: люди курят как во время отдыха, так и на работе. Для ограничения негативного воздействия табачного дыма на некурящих работников, а также для устранения других негативных последствий курения во время рабочего дня законодательно были установлены специальные правила.

Какие нормы регулируют курение в рабочее время? Какова ответственность за их нарушение?

Право курить на работе

Федеральный закон от 10.07.2001 № 87‑ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее - Федеральный закон № 87‑ФЗ ) определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Непосредственно под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Окружающий табачный дым определяется как табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

К сведению:

Табачные изделия - это изделия для курения, жевания или нюхания, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка (крупка курительная).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах , в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах.

К сведению:

В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом в п. 2 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

Спорным является вопрос относительно возможности работодателя вообще запретить курение на работе. Некоторые специалисты отмечают, что такой запрет, установленный в локальном правовом акте, будет правомочен. Однако, на наш взгляд, из закона прямо следует право работника курить в специально отведенных для этого местах, а на работодателя прямо возлагается обязанность создать такие места. Кроме того, в рассматриваемых ниже актах предусматривается обязательное создание мест для курения, что подтверждает нашу точку зрения.

Что же касается времени для курения, это могут быть специально установленные работодателем для этого перерывы или любые другие перерывы для отдыха. Напомним, что в силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые согласно ТК РФ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам РФ относятся к рабочему времени. Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, отпуска. Специально перерывы для курения не предусмотрены.

Места для курения

В первую очередь необходимо обратиться к нормам пожарной безопасности. Так, в п. 6 Правил пожарной безопасности (ППБ 01‑03) , утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 , устанавливается, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.) в соответствии с приложением 1 к данному документу. Согласно приложению 1 инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В инструкциях о мерах пожарной безопасности среди прочих вопросов необходимо отразить вопросы, связанные с местами курения, применения открытого огня и проведения огневых работ. Кроме того, нормами п. 15 Правил пожарной безопасности на каждую организацию возлагается обязанность распорядительным документом устанавливать соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе должны быть определены и оборудованы места для курения. Таким образом, правила пожарной безопасности возлагают на работодателя обязанность определить в локальных актах и специально оборудовать места для курения.

К сведению:

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в том числе организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Также положения о местах для курения содержатся и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312‑03 , утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 № 88. Среди требований к административным и бытовым зданиям и помещениям есть такое: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений.

Кроме того, действуют правовые нормы, которыми установлены конкретные требования к местам для курения. Например, в местах для курения должна быть хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе предусмотрены СНиП 31‑05‑2003. Общественные здания административного назначения , принятыми и введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108 , в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч. В соответствии с таким документом, как СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04‑87 , утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 782 , температура воздуха в курительных помещениях в холодное время года должна быть не ниже 16° C, а кратность воздухообмена не менее 10 в час. Расчетная температура и влажность в теплый период года не нормируются. Помимо этого, закрепляется, что расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых - не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м. Что касается площади курительных помещений при уборных или помещениях для отдыха, она должна быть 0,02 кв. м на человека.

Предписывающие знаки и знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026‑2001 , принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387‑ст . В местах курения на производственных объектах должен быть предписывающий знак М 15 «Курить здесь». В местах же, где курение может стать причиной пожара, на дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается, размещается знак Р 01 «Курить запрещается».

Вопросы ответственности, связанные с курением на рабочем месте

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ устанавливается, что нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством. Однако в КоАП РФ специальных мер ответственности за указанные деяния не предусмотрено.

Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности по ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ , согласно которой нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере:

На должностных лиц - от 1 000 до 5 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение же законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Неисполнение же требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, может повлечь ответственность по ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ . Так, за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 1 000 до 1 500 руб.;

На должностных лиц - от 6 000 до 15 000 руб.;

На юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии со ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 100 до 500 руб.;

На должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что же касается работника, за нарушение им правил о курении, а именно за курение вне специальных мест или в неустановленное время, он может быть привлечен работодателем в предусмотренном порядке к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03. 2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» данное определение дисциплинарного поступка конкретизировано. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.). То есть запрет на курение вне специальных мест для курения или в неположенное время должен быть предусмотрен в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте. В противном случае работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В заключение отметим, что курение на рабочем месте запрещается законом. При этом на работодателя возлагается обязанность по созданию специальных мест для курения в соответствии с установленными требованиями. Непроработанными в действующем законодательстве являются вопросы ответственности за нарушение данных положений. Так, специальные меры административной ответственности отсутствуют, могут применяться только нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства. За нарушение правил о курении работник может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами ТК РФ.

Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись.

Работодатель обязан

В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

— соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

— осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

— обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

— предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

13) на автозаправочных станциях.

Вопрос. Означает ли новый закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: "Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?" Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

Отметим, что в законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Вопрос. Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

Пример 1

Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

На деле же требования закона уже начали реализовываться на местах.

Пример 2

Распоряжением администрации муниципального района "Печора" (МР "Печора") от 31.05.2013 N 470-р "О запрете курения табака в помещениях администрации МР "Печора" запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района "Печора", с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района "Печора" дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

Работодатель имеет право

Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

Варианты реализации положений закона

Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового закона.

Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании, работодатель должен:

— издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

— ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

— провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

— обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ);

— при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

— в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должен быть предусмотрен порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

— чтобы соблюсти баланс "кнута и пряника", при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

Вопрос. В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю и все еще на его территории (прилегающая к зданию территория), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

— испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 N 15-ФЗ);

— после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

— издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

— ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

— применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно- распорядительными документами работодателя (а именно — приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

Вопрос. Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

Анализ норм закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива, таким местом может оказаться, например, территория в 10-15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

Ответственность

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового закона об ограничении курения:

— дисциплинарная;

— гражданско-правовая;

— административная.

Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машинист, проводник, капитан судна, пилот, стюардесса и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 рублей, такая ответственность мало кого пугает.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

— должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

— предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в раздел 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований закона о запрете курения все же есть.

Учитывая "молодость" рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

Нельзя не отметить, что сейчас наступило время "безответственности", как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно.

Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000-3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 рублей или даже выше.

Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усилении санкций в сфере действия нового закона о запрете курения.

Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого закона "Об ограничении курения табака" и нового "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (см. Таблицу).

Таблица. Отличия двух законов для работодателей

Старый закон (утратил силу с 01.06.2013)

Новый закон (вступил в силу с 01.06.2013)

Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Запрещено курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака

Запрещено курение на рабочих местах. Перечень видов иных мест, где курение запрещено, значительно дополнен

Работодатель обязан был оснастить специально отведенные места для курения табака

Работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории

Разрешения кого бы то ни было на оснащение места для курения не требовалось

Работодатель вправе выделить и оснастить места для курения только с разрешения собственника здания, помещения

Работодатель, оснащая место для курения, вправе был делать это в любом месте на своей территории

Место для курения может быть только на свежем воздухе (для зданий)

Ответственность предполагалась только для граждан за курение на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ)

Для граждан ответственность не поменялась. Теоретически теперь можно наказать и работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ

* * *

Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.

Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место; оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.

Пока меры ответственности за нарушение нового закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного закона.

Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.

Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.

Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

Борьба с курение на работе и рабочем месте - это серьезная инициатива как для государства, так и для работодателей. Проблема табакокурения в России довольно велика, и поэтому правительство борется с ней всеми возможными средствами. Одним из крупнейших орудий в руках власти является законодательство.

Какой закон регулирует курение на рабочем месте?

В 2013 году в России вышел так называемый «антитабачный закон» - или законопроект о защите граждан от воздействия табачного дыма. Этот законопроект внес огромные поправки в жизнь курильщиков, сделав ее куда менее легкой и удобной, чем раньше.

Федеральный продиктовал такие нормы социальной жизни курильщиков, как разрешенные для курения места, стоимость табачных товаров, штрафы за несоблюдение правил. Ниже приведены основные положения законопроекта, с которыми в обязательном порядке должен ознакомиться каждый курящий гражданин России:

  1. Отныне существуют определенные общественные места, которые являются свободными от курения. За нарушение запрета следует штраф от 500 до 3000 рублей - все зависит от того, где именно вы закурили. В список запрещенных мест относят школы, детсады и близлежащие территории, детские площадки, университеты и другие ВУЗы. Запрещено , на остановках общественного транспорта, в метрополитенах, у входов в общественные центры и здания, в самолетах, поездах, аэропортах, суднах (морские и речные), а также на рабочих местах и в офисных зданиях. За курение на рабочем месте штраф также полагается.
  2. За вовлечение несовершеннолетних в табакокурение теперь полагается штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. Наибольший штраф получат родственники подростка-курильщика. Под вовлечением подразумевается угощение подростка сигаретой, пропаганда курения, реклама среди несовершеннолетних, описывание положительных качеств продукции или табакокурения как такового, помощь в покупке сигарет.
  3. Торговля табачными изделиями теперь также строго регламентирована. Во-первых, стоимость сигарет определяет государство - оно выставляет верхнюю и нижнюю границу ценника, и продавцы вынуждены следовать указанным нормам. Во-вторых, реклама табачных изделий в любом виде полностью запрещена - будь то баннеры, плакаты, рекламные акции и скидки. В-третьих, продавать сигареты запрещено в радиусе 100 метров от школ, гимназий, лицеев.
  4. Закон предписывает возможность организации курилки. Курилку могут организовать либо владельцы помещения (если речь идет о частном предприятии или владении), либо совет жильцов многоквартирного дома (если речь идет о курилке в подъезде).

На кого распространяется запрет на курение на рабочем месте?

Вышеописанные пункты утверждают, что рабочее место по умолчанию является зоной, свободной от курения. Однако в законе есть два важных уточнения:

  1. Владелец помещения вправе организовать курилку на рабочем месте, если она будет соответствовать санитарно-пожарным нормам.
  2. Запрет не касается рабочих мест, которые расположены на открытом воздухе.

Из второго уточнения можно сделать вывод, что строители, подрядчики и другие работники, которые занимаются трудом на открытом воздухе, имеют право курить на своем рабочем месте при условии, что работодатель не выдал другого приказа. Запрет на курение на открытом воздухе должен быть проведен в частном порядке, а все работники должны быть об этом осведомлены. В противном случае его можно обжаловать.

На первом уточнении следует остановиться более подробно.

Курилка на рабочем месте

Закон о курении на рабочем месте четко гласит - рабочая среда является местом, закрытым для табакокурения до тех пор, пока работодатель не издаст приказ о местах курения на предприятии. Казалось бы, все довольно просто - работодатель решает, курить его работникам или не курить. И если человек адекватный, то с ним вполне можно договориться. Но на самом деле все не так просто.

Окончательное решение о разрешении или запрете курения принимает не работодатель, а владелец помещения. Иногда это действительно одно и то же лицо, и тогда организация курилки на рабочем месте становится значительно проще. Однако зачастую работодатель является арендатором помещения - офиса, этажа офисного здания, производственного завода, фабрики и так далее. В этом случае решение об организации курилки должно пройти как минимум две «инстанции» - директора компании и владельца помещения.

Как это грамотно организовать? Если вы являетесь наемным работником, и ваш работодатель не спешит с организацией курилки, то следует подать ему заявление о том, что часть коллектива нуждается в ней. В идеале следует собрать всех (или многих) курящих сотрудников, написать заявление в свободной форме («Мы, сотрудники такой-то фирмы, просим вас, ФИО, организовать курилку для работников.»). Заявление должно подписать как можно больше людей. Бумагу направляют директору. Скорее всего, он с первого раза услышит просьбу и согласится с необходимостью организации специального места для табакокурения. Тогда директору необходимо обратиться к владельцу помещения. Совместно они выбирают место для курилки, которое будет соответствовать пожарно-санитарным нормам. После утверждения места директор создает приказ о курении на предприятии по образцу.

Требования к курилке

Как уже упоминалось выше, курилка на рабочем месте (как и в других общественных местах: подъезде, пляже, санатории, аэропорте и так далее) должна соответствовать определенным пожарно-санитарным нормам. Это необходимо не только для безопасности самих курящих, но и для защиты некурящих сотрудников от запаха табака, табачного дыма.

Организованная курилка должна иметь следующие детали:

  1. Плотно закрывающуюся дверь. Это требование естественно и понятно, ведь оно защищает некурящий персонал от дыма.
  2. Пепельницу. Разумеется, сложно себе представить цивилизованную и чистую курилку без пепельницы. Следует обратить особое внимание на ее размер - в производственных условиях, когда курилкой пользуется как минимум человек 7, пепельница стандартного размера не подойдет - уже после одного перекура она будет полной.
  3. Вытяжку. Вытяжка необходима для того, чтобы дым не скапливался в комнате и не выталкивался вместе с выходящими сотрудниками.

Все эти требования позволяют сделать условия курилки комфортными как для курящих, так и для некурящих сотрудников компании.

Наказание за курение на рабочем месте

Поскольку положение о запрете курения на предприятии включено в федеральный закон о защите граждан от воздействия табака, по умолчанию наказание за нарушение запрета следует такое же, как и за курение в общественном месте - от 500 до 1500 рублей.

Тем не менее работодатель практически никогда не прибегает к помощи защитников правопорядка, ограничиваясь определенными наказаниями внутри предприятия. Ответственность за нарушение может быть двух типов:

  1. Дисциплинарное наказание. Работнику будет сделан выговор, замечание. За дисциплинарный проступок в виде курения в неположенном месте уволить не могут.
  2. Административная ответственность. Собственно, выплата штрафа. Однако большинство начальников предпочитают обходиться внутренними штрафами и наказаниями - лишением премии, срезом зарплаты, дисциплинарным наказанием.

Следует обратить особое внимание на увольнение за курение. Фактически, курение по умолчанию считается дисциплинарным нарушением, за которое уволить человека не могут - оно не является показателем способности гражданина выполнять трудовые обязанности.

Однако работодатель вправе прописать в инструкции или требованиях к работнику, что курение является запрещенным или ограниченным (например, определенным временем не перекур), а за нарушением может последовать увольнение. В этом случае работника могут уволить за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.

Организовать удобные для всех и компромиссные правила курения на рабочем месте под силу любому предприятию. Нужно лишь получить полноценное мнение как от курящей, так и от некурящей стороны персонала и договориться с начальством.

БОРЕМСЯ С КУРЕНИЕМ НА РАБОТЕ

Некоторые работники организации довольно часто ходят на перекур, а иногда и вовсе курят в служебных кабинетах. Как решить эту проблему? Установлена ли ответственность за курение на рабочем месте? Можно ли мотивировать персонал вести здоровый образ жизни?

Бороться с курением непросто. Запрет курения на рабочем месте — это серьезная задача для большинства работодателей: кто-то решает ее штрафами за курение на рабочем месте, кто-то, наоборот, поощряет некурящих, выплачивая им дополнительную премию, а некоторые работодатели и вовсе не принимают на работу курящих сотрудников.

Идти на «крайние» меры работодателей вынуждает ущерб, причиняемый курением на рабочем месте. Приходится тратить дополнительные средства на:

— оплату больничных листов (согласно исследованиям рисков, обусловленных различными вредными привычками, люди, выкуривающие одну или более пачек сигарет в день, на 18% чаще обращаются с просьбой оплатить бюллетень, чем некурящие; заядлые курильщики на 25% чаще нуждаются в амбулаторном лечении и на 29% чаще, чем некурящие, обращаются с просьбой об оплате больничных);

— ремонт оборудования, которому табачный дым причиняет значительный вред;

— уборку помещений, в которых курят работники.

Большим минусом курения является снижение производительности труда: если посчитать, заядлый курильщик может тратить на перекуры до полутора часов в день. Отметим, что курение именно на рабочем месте значительно ухудшает экологию офисов и производственных помещений. К тому же курящие коллеги вызывают раздражение у прочих, которым приходится быть пассивными курильщиками. А как известно, пассивное курение очень вредно.

Поэтому все больше руководителей разрабатывают и внедряют различные программы, направленные на борьбу с курением.

Правомерен ли запрет работодателя на курение?

В ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон N 87-ФЗ), которым определены правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, установлено: в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

На работодателя возложена обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения. Однако это не означает, что работодатель не может запретить курение в течение рабочего времени вне специально отведенных для этого мест.

Статьей 107 ТК РФ установлено, что работодатель в течение рабочего дня (смены) должен предоставлять различные перерывы, в том числе перерыв для отдыха и питания, который в рабочее время не включается. Перерыв для курения трудовым законодательством не предусмотрен. Поэтому, если работодатель установит локальным нормативным актом запрет на курение во время рабочего дня (смены), это не будет нарушением трудового законодательства.

Разрабатывая такой локальный акт, помните, что во время перерыва на курение работники творческих профессий могут продолжать думать над решением той или иной задачи, поэтому для них запрет на курение в специально оборудованных местах может негативно сказаться на производственной деятельности. Конечно, есть категории персонала, которым в силу технологии производства нельзя покидать рабочее место и ни о каком перекуре речи быть не может, например рабочие конвейера, токари и другие подобные профессии. Поэтому перед установлением запрета проанализируйте специфику работы.

Ответственность работодателя

Законом N 87-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение запрета на и невыполнение обязанности организовать специальные места для курения. В частности, ст. 6 позволяет привлечь работодателя к административной ответственности согласно законодательству. Но, к сожалению, КоАП РФ такая ответственность до сих пор не установлена. Единственная статья — 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» — предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 руб. за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов.

В некоторых субъектах РФ пытались ввести штрафные санкции в КоАП субъекта РФ за табака, в городском, пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах, причем размер штрафа варьировался от 100 до 300 руб. Но судебные инстанции признавали такие нормы кодексов противоречащими федеральному законодательству. Почему? Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность, но субъект РФ не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона.

А вот за что штраф более реален, так это за отсутствие приказа по организации, который определяет места для курения. Данный документ необходим для соблюдения правил пожарной безопасности. Если его нет, возможен административный штраф по ст. 20.4 КоАП РФ:

— от 1000 до 2000 руб. (для лиц, ответственных за пожарную безопасность);

— от 10 000 до 20 000 руб. (для организации).

Причем к юридическому лицу может быть применено такое наказание, как приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Специальное помещение для курильщиков

Итак, как мы выяснили, работодатель должен организовать помещение для курения. Многие работодатели этим пренебрегают, в результате сотрудники курят прямо на рабочих местах. Иногда просто у входа ставится дополнительная урна для окурков и руководитель считает, что тем самым выполнил обязанность, возложенную на него Законом N 87-ФЗ. Однако это не так.

Конечно, оборудование специальных помещений для курения — дело достаточно дорогое. Многие работодатели, накладывая локальным нормативным актом запрет на курение, считают, что и места для курения организовывать не обязательно. А если мы все же решили «играть по правилам»? Ведь Законом N 87-ФЗ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение обязанности по организации места для курения и, хотя в КоАП РФ специальной нормы нет, юристы считают, что работодатель в случае нарушения будет привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Чтобы оборудовать место для курения, нужно ориентироваться на следующие нормативные акты:

— Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (в соответствии с Приложением N 1 к Приказу в инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть определены места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ);

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03»;

— СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»;

— СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» ;

— ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» .

Курительные комнаты устраиваются как изолированные помещения, подальше от мест приема пищи, медпунктов и помещений, предназначенных для отдыха персонала. Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата — не более 60 м, а от рабочих мест на площадке предприятия — не более 150 м.

Курительные комнаты должны быть не менее 8 кв. м, причем место для курения должно выделяться именно в курительную комнату, если численность персонала более 200 чел.

Обратите внимание! В курительном помещении или специально отведенном месте необходима хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе содержатся в СНиП 31-05-2003, в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч.

Системы кондиционирования проектируются так, чтобы воздух из курительной комнаты не смешивался с воздухом, направляемым в зоны, предназначенные для некурящего персонала. Для курительной можно предусмотреть самостоятельную систему вентиляции. Также нужны отапливающие элементы: на основании СНиП 2.09.04-87 температура в холодный период года в «курилке» должна составлять не менее 16 град. Цельсия.

С помещением, его площадью и требованиями к нему разобрались. А что предписывают сделать пожарники? Необходимо в месте, отведенном для курения:

— поставить металлические урны;

— не располагать их вблизи легковоспламеняющихся материалов;

— разместить знаки пожарной безопасности.

Отмечу, что знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026-2001. К знакам, которые должны быть в помещении для курения, относятся знак М 15 «Курить здесь» (предписывающий знак, используется для обозначения места курения на производственных объектах) и знак Р 01 «Курить запрещается».

Полы и стены должны быть сделаны из негорючих материалов (например, стекло, алюминий, керамическая плитка), которые, кроме прочего, достаточно легко мыть. Можно использовать и иные материалы для отделки стен и пола (дерево, пластик и пр.), но их нужно обработать специальными огнезащитными покрытиями — красками, лаками, пропитками. Поскольку такие покрытия защищают от воспламенения лишь в течение определенного периода, обработку поверхностей придется повторять время от времени.

Наказывать или…?

В настоящее время достаточно распространена практика введения штрафов за различные «нарушения», в том числе за курение в рабочее время, причем не только на рабочем месте, но и вообще. Если даже работодатель твердо решил наказать курильщиков, формулировка «штрафы» ни в коем случае не должна использоваться в локальных актах. Можно применить к лицам, злоупотребляющим курением на рабочем месте, меры дисциплинарной ответственности — объявить выговор, сделать замечание или вовсе уволить. Для этого в правилах внутреннего трудового распорядка должен содержаться запрет на курение на рабочем месте. Также в данном локальном акте следует обозначить конкретное время перекуров и указать на возможность курения во время таких перерывов в специально отведенных помещениях или местах. Поскольку правила внутреннего трудового распорядка работник обязан соблюдать, за курение, пусть даже в специально оборудованных местах, но в рабочее время, а не в перерывы, предусмотренные правилами, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Хотелось бы заметить, что не стоит увлекаться, «повально» запрещая курение и применяя санкции за нарушения. Иначе может сложиться неудобная ситуация. Допустим, в компании, где не приемлют курение, работодатель выясняет на собеседовании о табачной зависимости кандидата и поэтому отказывает в приеме на работу. Однако анкета, в которой уточняется данное обстоятельство, в будущем может стать доказательством дискриминации.

Напомню, что ст. 64 ТК РФ прямо запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было — прямое или косвенное — ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, является примерным и вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, будет решаться судом.

Поэтому советую запомнить: вопросы о курении в анкете (стаже, количестве выкуриваемых сигарет и т.д.) опасны для работодателя при возникновении споров в связи с отказом в заключении трудового договора. Подобные анкеты могут принести пользу только в том случае, если служба персонала проводит опросы уже работающих сотрудников с целью выработки программы по борьбе с курением на рабочих местах.

Подведем итог

Естественно, курящие работники — это плохо. И рабочее время тратится нерационально, и табачный дым вредит некурящим. Но стоит ли категорично запрещать курение? На мой взгляд, нет. Мотивирует на здоровый образ жизни и выполнение трудовой функции скорее поощрение некурящих работников (например, в виде премии), чем штрафные санкции и меры дисциплинарного воздействия на курильщиков. Ведь последние вместо решения рабочих задач могут направить свои усилия на то, чтобы обойти установленные работодателем запреты.

Поделиться: