Техники медитации в практике дзен буддизма для начинающих. Дзен медитация подключения к высшему разуму

Ложки нет. Вы помните фразу из фильма «Матрица», которую произносит буддийский монах?


Есть ли ложка на самом деле? В дзен есть такой вид практики как коаны. Коаны - загадки, которые задаёт мастер ученику, чтобы проверить степень его продвижения на пути дзен. В отношении дзен правильнее сказать постижение, чем понимание. «Ложки нет» - это тоже загадка, коан…

Что отличает дзен от других духовных практик?
Основной отличительной особенностью дзен является отказ от канонических текстов, от трактатов. В системе дзен конечно есть трактаты, но они не играют ключевой роли.

От других буддийских школ дзен отличается своей прямотой, простотой, практичностью и непосредственностью, неразрывно связанной с обычной жизнью. Дзен - единственное учение, где есть место смеху.

Что же такое вообще дзен?
Дзен - это направление в буддизме.
В самом широком смысле дзен - школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма.

Учение дзен пришло из Индии в Китай, куда его принес Боддхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Япония, Вьетнам, Корея).

Слово «Дзен» происходит от санскритского слова «дхьяна», что означает глубокое сосредоточение.

Дзен направляет нас к непосредственному восприятию реальности, вместо того чтобы смотреть на мир через призму концепций ума. Философия дзен очень близка к философии адвайты. И там, и там целью ставится преодоление двойственности восприятия.

Двойственность восприятия - это деление мира на своих и чужих, на хорошее и плохое, на белое и черное, на правильное и неправильное. То что нам нравится - нас влечёт, а что не нравится - отталкивает. Так создаётся карма.

Как формируется двойственность восприятия?
Мы живем в пространстве объектов. Для того чтобы оперировать объектами - мы даём предметам конкретные наименования, то есть обозначаем предметы символами. И вот в определённый момент получается что мы перестаём жить в истинной реальности и оказываемся целиком погружены в реальности символов.

При этом реальность символов находится внутри нас и зачастую с истинной реальностью имеет мало общего.

В восприятии есть тот кто воспринимает субъект и объект восприятия. Есть ещё процесс восприятия. Если мы преодолеем двойственность восприятия, что станет с этими тремя? Это тоже коан! ?

В уме человека создаётся сеть взаимосвязей, того как мы соотносим себя с другими объектами. Из этого формируется наше эго и, соответственно, наши привязанности. В этом нет ничего страшного, если бы только это не вызывало в нас страдания.

Например, вот директор предприятия. Вдруг предприятие разваливается. Это вызывает сильнейшие страдания у директора.

В дзен предлагается такое двойственное восприятие заменить на «Чистое восприятие», восприятие без оценки, когда субъект и объект сливаются и человек ощущает свою нераздельную связь со всем миром. Это то же самое что в йоге «прийти к источнику», найти источник, который внутри, но нам не принадлежит.

Такой человек ощущает, что мы все являемся Одним, Единым изначально. Очень круто меняется угол восприятия. А директор предприятия теперь не станет чересчур страдать по поводу развала предприятия, так как непосредственное восприятие ситуации позволит тому выбрать наиболее адекватный способ реагирования.

Мне кажется, что женщины намного ближе к восприятию дзен, чем мужчины. Потому что дзен - интуитивен и спонтанен.
Хотя в Японии и произошло разделение на две полярных школы, Сотто (рациональную) и Риндзай (иррациональную) по имени мастеров-основателей.

Особенно яркое проявление дзен нашел в творчестве и боевых искусствах. В творчестве с помощью дзен художник становится способным выразить своё истинное внутреннее «Я».

В боевых искусствах, в схватке с другим самураем нет времени на размышления, здесь основную роль играет скорость восприятия и принятия решений. Хотя у самураев, практиковавших дзен в Японии, ходило выражение, что выигрывает тот, кто вообще не вытащил меч. Это говорит об умении решить ситуацию без применения силы, без насилия.

Находясь в двойственном состоянии восприятия, мы создаём себе оковы эго, а следовательно продолжаем создавать себе карму. Переход к «Чистому восприятию» помогает нам раз и навсегда решить этот вопрос.

2. Медитация в Дзен

Медитации в дзен уделяет первостепенное значение. Вообще мелитация - чуть ли не основная и единственная практика в дзен. Медитация в дзен называется дзадзен, то есть дословно сидячая медитация.

В дзен медитация это - основная и наивысшая практика. Считается, что для достижения задачи просветления или обретения «Чистого восприятия» достаточно просто усердно практиковать дзадзен.

3. Сидячая медитация

Медитация - это работа с собственным умом.

Главное преимущество - тренируется осознанность. Осознанность применима для использования в любой другой деятельности. Когда тренируется баскетболист - то он тренирует навык броска мяча в корзину. И этот навык применим только в баскетболе.

Навык осознанности - это универсальный навык. Он послужит вам и когда вы общаетесь с другим человеком, играете в баскетбол или управляете авиалайнером.

Метод сидячей медитации очень простой. Но эффект вы получаете пропорционально вашей концентрации на практике. То есть сколько вы вложите в практику, столько и получите.

4. Техника медитации

Для медитации вам потребуется:

Участок ровной поверхности и коврик;
- период времени 15-20 минут, в течение которого вас однозначно никто не побеспокоит;
- нужен настрой на медитацию, и спокойствие - внутреннее и внешнее.

Коврик подойдет не слишком тонкий и не слишком толстый, с размером стороны - 60-80 см.

Для медитации чаще всего используются 4 основных позы: поза кучера, поза лотоса, полулотоса и бирманскую позу. Можно начинать практиковать с позы кучера (обычная сидячая поза со скрещенными ногами).

Еще одно очень важное замечание! Во время медитации позвоночник должен быть прямым. Точнее, голова и позвоночник должны быть расположены на одной прямой линии. Представьте, что вас тянут за макушку, а позвоночник словно жемчужная нить прикреплен к ней.

Вам следует сохранять промежуточное состояние между расслабленностью и минимальным напряжением в теле, чтобы поддерживать прямое положение спины. Для этого сядьте на коврик, под ягодицы положите подушечку или другой такой же коврик, сложенный пополам, таким образом чтобы сидеть на возвышении 6-10 см. Это позволит более равномерно распределить нагрузку на колени и ягодицы, и поэтому находиться в медитации продолжительное время не испытывая какого-либо дискомфорта. От медитации к медитации чередуйте положение ног! - это обязательное условие, которое предохранит вас от возможных искривлений позвоночника.

Руки положите ладонями вверх на колени. Может использовать джняни-мудру, для этого соедините большой и указательный пальцы. Эта мудра настраивает на восприятие.

Частый вопрос - стоит ли использовать для медитации музыку? Как хотите - тогда у вас получится просто разные медитации. И вы сами почувствуете - у них разный вкус.

Не медитируйте на полный желудок. По мере продвижения в практике вы обнаружите, что определенная диета, а также отказ от никотина и алкоголя здорово добавляют прогресса вашей практике.

Глаза держите закрытыми или полуприкрытыми. Голова расположена так как будто вы смотрите в точку на полу на расстояние 1,5 метра от вас, при этом взгляд немного расфокусирован.

Концентрация на дыхании позволит вам упростить достижение медитативного состояния, потому что дыхание связано со всей физиологией организма, и так далее... Пусть ваше дыхание во время медитации становится все более спокойным и размеренным, следом расслабляется тело, а затем растворяются беспокоящие вас мысли.

Дыхание должно быть мягким. Если вы чувствуете, что погружаетесь в дремоту, то можете вдох сделать немного длиннее и сильнее, а выдох немного короче и слабее. Обычно такое дыхание практикуется в начале медитации, для того чтобы наполнить себя энергией и свежестью. По мере расслабление акцент смещается на выдох. Выдох делается более длинный и плавный чем вдох. Это поможет дополнительно расслабиться.

Мысли воспринимайте как облака, которые приходят и уходят. Они просто приходят и уходят. Приходят и уходят. Чем сильнее состояние медитации, тем мыслей будет становиться меньше. Это только вопрос практики.

Во время медитации мы используем два фокуса концентрации: дыхание и центр дань-тянь (два пальца ниже пупка). Мы сначала какое-то время концентрируемся на дыхании (2-4 минуты). Потом концентрируемся на дань-тянь (2-4 минуты). Затем нам потребуется совместить эти два фокуса. Мы просто представляем что дышим через центр дань-тянь. На вдохе поток энергии входит со стороны спины и наполняет дань-тянь. На выдохе из пупка поток энергии выходит вперёд. Так мы сохраняем одновременную концентрацию на этих двух фокусах - дыхании и дань-тянь.

В теле есть два вида энергии - энергия огня (янь) и энергия воды (инь). Когда медитируетс жар должен опускать в район дань-тянь (пупка). В голове остается прохлада, потому что жар опустился вниз. Когда в голове инь из слюнных желез начинает выделяться прозрачная жидкая слюна. Это показывает, что вы делаете всё правильно. Но если во время медитации жар поднимается в голову - желательно прекратить медитацию и обратиться к наставнику за помощью по технике медитации.

В медитации существует две основных формы:
- медитация на предмет или концепцию;
- медитация без основы (без мыслей).

На первом шаге, во время медитации на предмет, вы учите свой Ум подолгу удерживать внимание на одном предмете. Учите его быть однонаправленным, спокойным. Сначала вы концентрируетесь на своём дыхании. Потом можете провести медитацию на пламени свечи, на водопаде. Затем можете попробовать себя в медитации на концепции: любви, Света и т.д.

Когда вы достаточно утвердитесь в первой форме медитации - можете переходить к попыткам медитации без мыслей.

Таковы основные моменты техники медитации и сущности медитации.

Главное то, что техника медитации - проста и эффективна. Если вам действительно интересно самопознание, то это мощный метод. Главное - это сама практика и внимательность к своему состоянию.

Ваша медитация увеличивает внутреннюю гармонию? - Тогда вы всё делаете правильно!
«… Дух пробуждён в спокойствии, и спокоен в пробуждённости. Это - естественное состояние».

5. Препятствия во время медитации

Если вы чувствуете боль в ногах - поменяйте позицию. По мере практики боль в ногах и онемение уходят. Сеть капилляров расширяется. Рекомендуется заняться йогой.

Если беспокоят мысли. Мысли - иллюзорны. Распознайте это!

Если чешется лицо - это активизируются капилляры из-за улучшения кровообращения. Обычно проходит само без вмешательства.

Если вы ощущаете феномены сверхвосприятия или начинаете видеть какие-то картины - это ничто, идите глубже и дальше. Ваша задача - достичь полного спокойствия духа.

6. Стадии медитации

Преодоление физических испытаний;
- контроль сонливости;
- контроль энергии и дыхания;
- контроль навязчивых мыслей и контроль мимолётных мыслей;
- состояние прибытия;
- состояние когда прибыли;
- состояние когда забыли о прибытии;
- пустота;
- действие и не-действие становятся единым и одинаковым.

Если вы заинтересовались медитацией всерьёз - рекомендуем познакомиться с методом сидячей медитации из практики Дзэн, подробно описанной в книге "Кван Юн-Ли. Вон-Буддизм. Комментарий к методу сидячей медитации в Дзэн". Этой замечательной книги - практического руководства достаточно для того чтобы начать самостоятельно осваивать медитацию.

И ещё раз хочется напомнить о главном принципе в дзадзен - успеха можно достичь только регулярной практикой!

Медитация даже в разных школах Дзен немного отличается. Так в Японии (школы Сото и Риндзай) упор делается на позу и дыхание, тогда как в школе Чогэ (корейская традиция) основное внимание уделяется состоянию ума. Сам я воспитывался в Школе Дзен “Кван Ум”, относящейся к ордену Чогэ, и то, что я буду говорить о технике медитации взято из личного опыта.
О том как сидеть в Дзен медитации вы можете прочитать в прекрасной статье Сэкида Кацуки “Практика Дзен” на странице БИБЛИОТЕКА . Там даже есть иллюстрации. Поэтому поговорим о том как во время медитации должен “сидеть” ум.
Прежде всего, не боритесь со своими мыслями, не пытайтесь их остановить или как-нибудь на них воздействовать, так останавливать свои мысли вы будете другими своими мыслями. Мысли приходят и уходят, как облака на небе. Если на них не обращать внимания, они постепенно иссякнут и ум станет чистым. Это как замутненная вода в стакане. Если стакан не трогать, муть осядет, и вода очистится. Мысли питаются нашим вниманием к ним. Как только какую-нибудь из них мы оцениваем (по шкале “плохо-хорошо”, “нравится-не нравится”, “хочу-не хочу”), мгновенно она занимает все наше внимание, и, оседлав ее, мы уносимся куда-то очень далеко из зала медитации.
Во время Дзен медитации мы не закрываем глаза, так как при закрытых глазах включается образное мышление (пойдут картинки). Чтобы поток автоматического мышления меньше отвлекал, прикройте глаза так чтоб остались лишь щелочки. Обратите внимание на всех скульптурах и иллюстрациях глаза у Будды почти закрыты.
Если же во время медитации вас начинает одолевать сон, то откройте глаза пошире.
Существует много методов (“костылей”), помогающих на первых порах никуда не улетать в мыслях во время медитации. Можно читать мантру. Можно следить за дыханием, считая выдохи. Один, два, три… до десяти. Затем опять до десяти, и опять до десяти и т.д. Как только вы начинаете считать “одиннадцать, двенадцать…”, значит уже спите.
Еще один очень неплохой способ удерживать ум сосредоточенным и спокойным:
Наши руки во время Дзен медитации замкнуты в мудру на точке, находящейся на два пальца ниже пупка. Это центр нашего физического тела, центр первичной энергии и центр интуиции. Если сосредоточить внимание на этой точке, то через какое-то время можно “услышать” (ощутить) там биение пульса. Сначала просто следите за ним, а когда он станет отчетливее, Начните под его удары повторять какую-нибудь мантру. Например: “ГА-ТЭ-ГА-ТЭ-ПА-РА-ГА-ТЭ-ПА-РА-САМ-ГА-ТЭ-БОД-ХИ-СВА-ХА”.
Пока ваш ум занят повторением мантры, счетом выдохов, или отслеживанием пульса, обратите внимание на то, что вы осознаете, что делает ум, следите за его деятельностью. Откуда вы следите? Кто следит, если ваш ум занят? Кто вы? ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Жизнь без границ. Концентрация. Медитация Жикаренцев Владимир Васильевич

ДЗЕН

Жена, выйдя из ванной, по горячим следам рассказала мне следующую историю:

– Слушай, какой дзен произошёл только что. Я принимала ванну, ты знаешь. Полежала, понежилась, расслабилась. Наконец решила, что достаточно, и приступила непосредственно к помывке. Спустила воду из ванны, намылила тело, намылила голову и включила душ, а воды нет, не идёт вода из душа. У меня – абсолютное спокойствие, нет ни малейшей мысли о том, что происходит что-то плохое, что меня обманули, обидели, что я стою намыленная, никакого беспокойства о том, что я буду делать в этой ситуации. Во мне ничего не шевелится из обычных мыслей и эмоций, я полностью неподвижная внутри.

А из крана течёт тоненькая струйка тёплой воды. Я становлюсь на колени, подставляю голову под эту струйку и медленно вожу головой, смывая пену. И я получаю такое удовольствие от этого процесса, которое, наверное, никогда ни от чего не получала. Потом я то же самое проделываю с телом – эта струйка течёт через душ, если его опустить пониже. Это было неописуемое наслаждение.

Все люди хоть однажды в жизни попадают в похожие по переживаниям ситуации, но ситуации проходят, и от них остаётся одно воспоминание, дым. В следующий раз, когда вы хотите повторить его, оно уже не работает.

Почему? Смотрите прямо в ум!

Почему и как разрывается ваша связь с настоящим моментом?

Можете ли вы увидеть, как ум постоянно движется?

Как, с помощью чего вы отделяете себя от настоящего момента?

Даже если вы найдёте логический ответ на эти вопросы, это не будет ответом. Ответом может быть только ваше непосредственное переживание. Смотрите прямо в себя, в свой ум!

Всё искусство заключается в том, чтобы не сохранять в уме отпечатков пережитого. Впрочем, ум всегда будет это делать. Следовательно, надо «сойти с ума».

Существует следующая «техника» принятия пищи.

Вы берёте изюминку и кладёте её на язык. Потом минут десять – двадцать вы «едите» её. Медленно перекатываете по языку, сосёте, ощущаете вкус, исследуете и переживаете все его оттенки, ощущаете чувство, которое от неё исходит. Вы полностью в изюминке, она полностью в вас. И через пятнадцать минут вы сыты и лучитесь от удовольствия!

Кстати, о пище. Есть и пить можно всё. На Земле нет вредных или ядовитых веществ. Они становятся таковыми, если происходит их передозировка. Даже обычной водой или хлебом можно довести себя до смерти.

Поэтому, если вы, вместо того чтобы читать всевозможные книги о разных диетах, будете присутствовать при приёме пищи, слушая себя, а не свой начитанный, всего боящийся ум и видя, ЧТО вы едите и пьёте, тогда пища, которую вы принимаете, превратится в самый верный источник здоровья.

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

ЛЮДИ ДЗЕН ОБОЗНАЧАЮТ МЕДИТАЦИЮ СЛОВОМ ВУ-ШИ. Это означает ничего особенного, ничего

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

Физика, Дзен и Сила безмолвия Позвольте мне начать излагать теорию о том, как эти переживания могут быть связаны между собой в нашей вселенной. Давайте на время согласимся с допущением физики, что основная схема, наблюдающаяся на субатомном уровне для всей материи -

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Дзен и Сновидение Осознание в пониженных состояниях сознания напоминает мне о том, как один мой друг отвечал на самый трудный вопрос в жизни. Этот друг, Кейдо Фукушима, который живет в Киото, рассказал мне одну из историй, связанных с тем, как он стал мастером дзен (и главой

Из книги 50 великих книг о пути к истине автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Радужная медицина и дзен как творчество Кейдо Фукушима однажды показал моей учебной группе это состояние сознания, когда он некоторое время медитировал перед тем, как заняться живописью - то есть, своей каллиграфией. Он сидел в середине комнаты и медитировал, положив

Из книги Золотые законы. История воплощения глазами вечного Будды автора Окава Рюхо

Дзен как свобода Татьяна Григорьева, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ныне чем больше говорят о свободе, тем меньше ее становится, хотя пришло ее время: без свободы ничто состояться не может, ни отдельный

Из книги Жизнь без границ. Строение и Законы Дуальной Вселенной автора

Луна в облаках. Чай и дзен: история в трех чашках Елена Нестерова, ученик чайной школы «Урасэнке» «Вкус дзен подобен вкусу чая» (тя дзэн ити ми), – сказал когда-то мастер дзен Дайрин Сото. Эта фраза стала знаменитой, однако непросвещенному уму такая связь вряд ли покажется

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич

11. Основатель пути дзен Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду, т. е. совершаешь его с корыстной целью, то какие такие «заслуги»? А если ты совершаешь их бескорыстно, без желания получить награду, то о каких таких заслугах ты ведешь речь? Афоризмы и

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

9. Дзен-буддизм: Эйсай и Догэн В противоположность веры во внешнюю силу, присущую представителям школ нэмбуцу, дзен-буддизм утверждает другую крайность – приложение собственных усилий для достижения просветления. Философию нэмбуцу можно назвать «Практикой легкого

Из книги Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу автора Либермайстер Свагито Р.

Дзен Некий монах по имени Тодзан пришёл к Учителю Уммону.– Откуда ты пришёл? – спросил его Уммон.– Из деревни Сато, – ответил Тодзан.– А в каком монастыре ты был летом? – ещё раз спросил его Уммон.– В монастыре Ходзи, что на южном берегу озера, – продолжал отвечать ему

Из книги Исцеление души от негативных эмоций. 25 упражнений. Деньги и духовность без противоречий (сборник) автора Дальке Рудигер

ДЗЕН Жена, выйдя из ванной, по горячим следам рассказала мне следующую историю: – Слушай, какой дзен произошёл только что. Я принимала ванну, ты знаешь. Полежала, понежилась, расслабилась. Наконец решила, что достаточно, и приступила непосредственно к помывке. Спустила

Из книги автора

Зоны 1 и 2: дзен и спиральная динамика Спиральная динамика основывается на работах Клэра Грейвза, одного из основоположников изучения развития в зоне 2. Его модель опирается на исследование, первоначально проводившееся с привлечением студентов университета, которых

Из книги автора

Дзен в искусстве групповой терапии Группы станут будущим человечества. Другие – психоаналитические подходы – сегодня, по сути, уже устарели. Группы будут будущим всего психоанализа, психотерапии. Индивидуальная психотерапия – ложная по своей сути, так как она

Из книги автора

Дыхание Дзен Столкновение со своим безумием, очищение от прошлого и возвращение внутренней силы с помощью силового дыхания является нашим первым шагом. Подключение к сексуальной энергии с помощью тантрического дыхания является вторым шагом. Открытие сердца навстречу

Из книги автора

История дзен Старая дзенская история демонстрирует нам самый простой и элегантный выход из описанной ситуации.Последователи спросили у Роши: «Учитель, как ты претворяешь свои озарения в действительность? Как ты используешь их в повседневной жизни?»«Тогда, когда я ем и

Расскажем вам о техники медитации дзен буддизма. Как известно, медитация в дзен буддизме является основой продвижения в практике. Техники медитации в практике дзен буддизма для начинающих.

Один из мастеров на вопрос о том, что такое дзен ответил, что это пить чай и есть рис.

Действительно, и Будда говорил, что главным условием для медитации является правильное принятие пищи.

Медитация дзен буддизма

Фактически мы должны медитировать всегда. тем более когда едим. Мудрецы пережевывают пищу, которую взяли в рот более чем 100 раз, если жевать менее 30 раз то это совсем никуда не годится, какая там медитация дзен буддизма! Тема питания в дзен является основной и мы обязательно об этом еще поговорим.

“Люди спят. Когда они умирают, то просыпаются” /хадис/

Хотя, по словам Дзен Мастера Дэ Кванга, “…любой человек не менее 470 раз в день достигает просветления…”, это только краткие моменты, о которых он тут же забывает.

Термин “просветление” не совсем корректен. Правильнее было бы употреблять слово “пробуждение”, так как все люди уже полностью просветлены, но так глубоко спят, что не подозревают об этом.

Мы все время находимся в иллюзорном, придуманном мире, лишь на мгновения выныривая в реальность, когда обстоятельства вынуждают нас к этому.

Наше внимание все время гуляет между прошлым и будущим, почти не останавливаясь на настоящем. Но прошлого нет — оно уже ушло и существует только в наших мыслях! Будущего нет — оно еще не пришло и существует только в нашем воображении. Более того, прошлого никогда не было и будущего никогда не будет. Всегда было и будет только “сейчас”.

Техники медитации дзен

Только этот момент является реальностью. Все остальное — сон. Поэтому техники медитации дзен в том, чтобы оставаться в реальности. Дзен Мастер Сунг Сан сформулировал это очень кратко и ясно: “Что ты делаешь прямо сейчас? Просто делай это!”

Однако, легко сказать “делай!”, трудно, очень и очень трудно быть здесь и сейчас, чтобы делать.

Нам мешает инерция мышления. Непроизвольно мы начинаем думать о чем-то постороннем, и оказываемся в мыслях уже очень далеко от того, что делаем.

Для того чтобы только “просто делать это”, выполнять какую-то работу, разговаривать, даже думать о том что надо, нужно научиться не думать. Погасить набранную инерцию мышления можно только определенной практикой. Поэтому в Дзен (и не только в Дзен) существует формальная практика, которая (если ее постоянно делать) постепенно ослабляет инерцию.

Все больше и больше становятся промежутки, когда ум ясный, хотя мышление остановилось. Если на “задворках” сознания вы удерживали вопрос “Что есть Я?”, то в один из таких моментов внутренней тишины и ясности вы постигните свое истинное Я, свою истинную природу.

Техники медитации в практике дзен буддизма для начинающих

Как только это произойдет, в дом вернется хозяин, который сможет приказать своему слуге-рассудку замолчать или думать в определенном направлении, не отвлекаясь на постороннее. Основой практики (не только в Буддизме) является медитация.

Техника медитации даже в разных школах дзен буддизма немного отличается. Так в Японии (школы Сото и Риндзай) упор делается на позу и дыхание, тогда как в школе Чогэ (корейская традиция) основное внимание уделяется состоянию ума. .

О том как сидеть в Дзен медитации вы можете прочитать в прекрасной статье Сэкида Кацуки “Практика Дзен”. Там даже есть иллюстрации. Поэтому поговорим о том как во время медитации должен “сидеть” ум.

Медитация дзен буддизма техника

Прежде всего, не боритесь со своими мыслями, не пытайтесь их остановить или как-нибудь на них воздействовать, так останавливать свои мысли вы будете другими своими мыслями. Мысли приходят и уходят, как облака на небе. Если на них не обращать внимания, они постепенно иссякнут и ум станет чистым. Это как замутненная вода в стакане.

Если стакан не трогать, муть осядет, и вода очистится. Мысли питаются нашим вниманием к ним. Как только какую-нибудь из них мы оцениваем (по шкале “плохо-хорошо”, “нравится-не нравится”, “хочу-не хочу”), мгновенно она занимает все наше внимание, и, оседлав ее, мы уносимся куда-то очень далеко из зала медитации.

Во время Дзен медитации мы не закрываем глаза, так как при закрытых глазах включается образное мышление (пойдут картинки). Чтобы поток автоматического мышления меньше отвлекал, прикройте глаза так чтоб остались лишь щелочки. Обратите внимание на всех скульптурах и иллюстрациях глаза у Будды почти закрыты.

Если же во время медитации вас начинает одолевать сон, то откройте глаза пошире.

Существует много методов (“костылей”), помогающих на первых порах никуда не улетать в мыслях во время медитации. Можно читать мантру. Можно следить за дыханием, считая выдохи. Один, два, три… до десяти. Затем опять до десяти, и опять до десяти и т.д. Как только вы начинаете считать “одиннадцать, двенадцать…”, значит уже спите.

Еще один очень неплохой способ удерживать ум сосредоточенным и спокойным:
Наши руки во время Дзен медитации замкнуты в мудру на точке, находящейся на два пальца ниже пупка. Это центр нашего физического тела, центр первичной энергии и центр интуиции.

Если сосредоточить внимание на этой точке, то через какое-то время можно “услышать” (ощутить) там биение пульса. Сначала просто следите за ним, а когда он станет отчетливее,

Пока ваш ум занят повторением мантры, счетом выдохов, или отслеживанием пульса, обратите внимание на то, что вы осознаете, что делает ум, следите за его деятельностью. Откуда вы следите? Кто следит, если ваш ум занят? Кто вы? ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Медитация во время ходьбы может быть прекрасным дополнением к основной технике. Для новичков же она станет хорошим и достаточно простым стартом хотя бы потому, что во время нее не клонит в сон. В этой статье мы рассмотрим шесть видов этой интересной медитации.

Медитация во время ходьбы – это не просто прогулка в парке. Она в несколько раз медленнее и основательнее, и включает в себя либо координацию с дыханием, либо конкретные виды фокусировки.

В отличие от сидячей медитации, у вас открыты...

Медитация Ошо – это возможность получить огромнейшую энергетическую подпитку, снять с себя негатив через самопознание, через выплеск энергии, которая блокирует наши чакры. Ни для кого не секрет, что медитации появились еще в древней Индии и были намного большим, чем просто способом расслабиться.

Медитативные методики помогали и помогают людям соединиться со вселенскими потоками энергии, ощутить то великое Добро и Тепло, которое дает нам возможность ощутить всю радость Жизни в полной мере...

Медитация - лучший способ избавиться от негативных эмоций и восстановить свою энергию. Чтобы получить пользу, нужно медитировать правильно. Советы для начинающих помогут вам освоить эту практику.

Научиться самоконтролю и управлению своими мыслями и эмоциями не так сложно, и самым сильным инструментом для этого является медитация. О полезных свойствах медитативных практик было известно еще в давание времена, но люди по-прежнему используют их для повышения внутренний энергии, избавления от...

Дзен – это не мудрость, это реальность как она есть.

Дзен – это путь одиночества:
думать самому
действовать самому
практиковать самому

Страдать самому

Дзен не имеет ничего общего с покоем или со спокойным умом.

Дзен означает не жить с глазами, закрытыми на реальность мира.

Человек идет в одиночестве, с широко открытыми глазами, он ни от кого не зависит и остается целостным в самом себе.

Дзен – это, прежде всего, знать, как жить и как умирать.

Дзен – это не литейная форма...

Медитация всегда являлась составной частью буддийской доктрины, хотя те или иные направления буддизма практиковали ее в неодинаковой степени и в различных формах. В странах, где доминирует традиция Тхеравады (Хинаяна), медитация называется дхьяной и считается исключительной прерогативой монахов, отказавшихся от мирской жизни и земных благ. Без нее невозможно достичь окончательного освобождения (обрести нирвану). Мирянин, если он следует нравственным заповедям, помогает монахам и почитает их...

Приветствую всех! Сегодня я собираюсь научить вас медитации любящей доброты, которая откроет в вас потенциал для проявления любви, сострадания, добросердечия и эмпатии. Эти качества вы сможете направить не только на других людей, но и на самого себя.

Через практику вы научитесь любить себя и с пониманием относиться к собственным недостаткам.

Медитация любящей доброты (Метта медитация)
Долгое время я не использовал никаких техник медитации кроме одной: концентрации на дыхании, полагая, что...

Медитация предлагает альтернативу сугубо материалистическим ценностям жизни. Это средство гармонизации, или разрешения явного конфликта, между духовным и материальным аспектами жизни. Медитация - это не уход от реальности, но путь к открытию истинного "Я", Духовной сущности, Души.

Основная цель её состоит в том, чтобы позволить индивиду стать во внешнем проявлении тем, чем он или она является во внутренней реальности. По пути становления она ведёт к раскрытию духовной способности быть, знать...

Интерес к медитации в последнее время лишь усиливается. И если раньше многие люди ее воспринимали как новомодное веяние, то сейчас окончательно выяснилось (в том числе благодаря ученым), что она несет огромные преимущества. Однако есть те, кому сама мысль о медитации невыносима. Она навевает сон, кажется скучной. Кроме того, существует ошибочное мнение, будто для правильной практики нужно сесть в позе лотоса и прекратить думать. Все это не так, медитация может быть разной, так же как и...

Поделиться: