Как переводится слово фашизм. Возникновение фашистских движений. Где появился фашизм

Image caption Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини чаще всего называют фашистами

Термины "фашист" и "фашизм" кому-то могут показаться простыми ярлыками, но стоит копнуть поглубже, и глазу откроется множество хитросплетений, дающих основания для бесконечных научных дебатов.

С момента окончания Второй мировой войны и краха нацистской Германии прошло уже более шести десятилетий, но те события продолжают оставаться призмой, через которую мир смотрит на слово "фашизм".

Первым фашистским движением, которое пришло к власти, стали чернорубашечники Муссолини. Это произошло в 1922 году.

Это движение можно определенно назвать националистическим и авторитарным, а также принимающим насилие как форму политической борьбы. Но по поводу большинства остальных его отличительных черт давно ведутся академические споры.

Общий знаменатель?

"К сожалению, я не могу дать простого определения, - говорит Кевин Пассмор из Кардиффского университета, автор книги о фашизме. – Все зависит от определений".

Если принять, что "фашист" – это тот, кто является последователем фашизма, то сам термин "фашизм" все равно нуждается в четком определении.

""Вы можете сказать: "Является ли фашизм движением, которое похоже на фашизм, который существовал в Италии?", - говорит Пассмор. Однако для большинства термины "фашизм" и "фашист" являются общим знаменателем итальянского фашизма и германского нацизма.

Однако в письме в британскую газету Times сэр Перегрин Уорсторн спешит акцентировать различия между понятиями. 85-летний бывший редактор Sunday Telegraph признает, что как и "большинство людей моего поколения 80-летних британцев... в прошлом я верил в превосходство белой расы".

Но это "ни в коей мере не означает, что [мы] были фашистами", - говорит сэр Перегрин, добавляя, что больше не является расистом.

Отдельные характеристики

Одна из проблем при попытке связать фашизм с нацизмом заключается в том, что они совсем не так легко взаимозаменяемы, как кажется некоторым.

Расизм, а особенно антисемитизм, являлся центром идеологии нацизма, при том что в итальянском фашизме взгляд на этот вопрос был намного менее однозначным.

Image caption Одним активистам термин "фашист" нравится, а другие не считают себя фашистами

Поэтому для некоторых ученых одного лишь расизма в идеологии современной организации может быть недостаточно для того, чтобы заклеймить ее фашистской.

Фашизм в Италии также отличался тем, что в его политической структуре присутствовал корпоратизм. Под ним обычно понимают политическую или экономическую систему, в который отдельные люди собраны в различные группы – например, "слесари" или "священники" – в рамках государства, которые договариваются с другими группами ради достижения прогресса.

В современных либеральных демократиях ситуация другая, где простейшим политическим элементом является человек. В корпоративной же модели сотрудничеству отдается приоритет над соперничеством.

Еще одной характеристикой, относящейся к фашизму, является автаркия – самодостаточная экономика. Однако современные автаркии - тот же Афганистан во времена правления в нем талибов – совершенно не принято считать фашистскими государствами.

Символика

Тема фашистских символов также представляется очень значимой.

Сам термин происходит от слова "фации" – символического вооружения воинов почетной охраны у должностных лиц в Древнем Риме, приглянувшегося фашистам Муссолини.

Фалангисты, во главе которых стоял Франко, сделали своим символом стрелы, связанные хомутом, символом королевы Изабеллы и короля Фердинанда.

Нацисты сделали своим символом свастику.

Символы, которые каким-то образом перекликаются с такими давними мотивами, вообще распространены среди современных экстремистов.

Широта определений

Другой проблемой, возникающей при попытке четко определить понятие "фашист", является то, что зачастую заявленная идеология итальянских фашистов и германских нацистов далеко не полностью совпадала с проводимой ими политикой.

Однако самая очевидная трудность – это то, сколь широко понятие "фашист" использовалось на протяжении многих лет.

Кто-то считает его оскорблением, а, скажем, Оксфордский английский словарь дает разные определения: "(в широком смысле) человек, придерживающийся правых авторитарных взглядов" и "человек, который пропагандирует определенную точку зрения или порядок в такой манере, которая считается нетерпимостью или авторитаризмом". Отсюда получаем "расизм по принципу физических особенностей тела" (body racism).

"Плохое слово"

В целом, слово "фашист" намного чаще используется как ругательное, нежели как попытка дать четкое определение.

Нацисты были плохими, и, согласно такому взгляду на вещи, их идеология была фундаментальным образом привязана к фашизму, что означает, что фашизм является фундаментально плохим явлением.

Image caption Чернорубашечники Муссолини пришли к власти в Италии в 1922 году

"Это удобное политическое оружие – говорить, что от какого-нибудь современного политического движения отдает фашизмом", - отмечает Пассмор.

А организации, в отношении которых оппоненты часто употребляют термин "фашистская" – к примеру, Британская национальная партия, - предпочитают не использовать этот термин в качестве самохарактеристики.

"Можно задать вопрос, почему они не называют себя фашистами, учитывая, что их привлекают некоторые аспекты [фашизма]. Почему это слово продолжает считаться плохим? Антифашисты часто говорили, что фашизм – то же самое, что и нацизм", - говорит Пассмор.

Кто-то, возможно, предпочитает вариант "слона в посудной лавке", считая, что фашиста всегда можно различить, даже если найти точное определение этого слова сложно.

Для таких людей любое националистическое политическое движение, которое является авторитарным, выступает против свободы слова, пропагандирует создание государства под руководством одной партии или диктатора и склонно к расизму, зачастую получает ярлык "фашистское".

Но споры по поводу точного определения "фашизма" и "фашиста" будут продолжаться.

"Студентам свойственно считать, что такое-то слово означает то-то, - говорит Пассмор. – Я же склоняюсь к точке зрения, что намного интереснее смотреть на то, как именно использовался термин. Суть истории и жизни – это дебаты на тему того, что означают слова ".

Это сразу идеология, политическое течение и государственный режим, направленные на уничтожение демократических принципов и свобод.

Идеология фашизма — это антикоммунизм, расизм (сортировка народов на «высшие» и «низшие»), шовинизм (проповедь национальной исключительности), появления культа лидера (вождя), насилие, контроль над личностью, тотальная власть государства, милитаризация (наращивание военной мощи), агрессия (применение силы против независимости других государств или народов), неприятие гуманизма, национализм.

Эту идеологию многие поддерживали. Даже Папа Римский Пий XI был в восторге от того, что Муссолини не тревожат «предрассудки либерализма».

Социально — политические корни и сущность фашизма

Стремление к диктату существовало еще до появления в слова «фашизм». Это понятие породил мировой экономический кризис 1930-х гг. , как возможность монополистов спасти свое положение в обществе, их страх перед коммунизмом и поиск правителя, который мог бы решить все социальные проблемы (избавить от нищеты, голода, безработицы и т.п.).

Зарождение фашизма началось в Западной Европе. Первыми в этом стали Италия и Германия, где фашистам удалось не только образовать свою партию с четко сформулированной программой, но и прийти к власти.

Социальной базой фашизма была ложь и демагогия. Фашисты рассуждали о необходимости ликвидации классового неравенства, обещали покончить с безработицей и кризисами в экономике. Этот обман был рассчитан на средний класс, потерявший работу и жизненные перспективы. Фашистами становились чиновники и военные, полицейские и охранники, жандармы и рабочие. Гитлер же заверял, что даст гражданам одинаковые права и обязанности. Он же поклялся защищать и соблюдать законы республики.

Мечты завоевать весь мир или большую его часть, господствовать в нем не мешало международным экономическим связям фашистов. Более того, с экономики и началось их сотрудничество (политическое и военное) с другими странами.

Опорой фашизма стали спонсирующие его монополии. Например, все концерны «угля и стали» в Германии платили обязательный взнос в виде налога в кампанию по выборам президента (1932), а три миллиона марок Тиссена (глава «Стального треста»), переданных нацистам во время выборов, помогли гитлеровской агитации достичь ошеломляющих размеров. Нацистская партия взамен предоставляла им возможность пребывать у власти и мечтать о прекращении забастовок и мировом господстве.

Предпосылки возникновения фашизма:

Это: недовольство итогами 1-й мировой войны, репарациями, территориальными владениями, закрепленными Версальским договором, жажда пересмотра Версальско – Вашингтонской системы и передела мира.

Причины возникновения фашизма:

  • последствия мирового экономического кризиса (в экономике, политике и социальной сфере): люди верили обещаниям фашистов в то, что их идеология подарит лучшую жизнь
  • боязнь коммунизма: западные монополисты не могли допустить возникновение у себя строя, подобного Советской России. Этому прямо противостоял фашизм.

История зарождения фашизма

Тезис «фашизм», когда с ним сталкиваются, воспринимается как ругательство, хотя его перевод и значение не представляет собой ничего страшного и ужасного. Изначально это всего лишь «союзничество», «объединение», т.е. слово, не имеющее того содержание, которое в нем появится позже.

Корни итальянского слова «фашизм» имеют латинское происхождение: в Древнем Риме ликторы (стражи консула) носили при себе связки розог, называемые «fascis». Многие социалисты, республиканцы и профсоюзы 19 века использовали тезис «fascio» — «союз» для того, чтобы выделить свои группы.

В первых десятилетиях 20 века «союзом» называли себя правые, которые в 1917г. объединились в «Союз национальной обороны».

В 1915 г. был ообразован «Союз революционных действий», а в 1919 г. — боевой «Союз борьбы» Муссолини, из бывших фронтовиков (праворадикальное/ фашистское/ движение). Назван он был «Черный легион». В 1921г. «союзы» соединились, создав «Национальную фашистскую партию» (НФП)

Таким образом, история фашизма в Западной Европе начинается с формирования фашистского движения в Италии во главе с Бенито Муссолини, который считал войну высшим проявлением человеческого духа, а революцию — взрывом насилия.

Предпосылки возникновения фашизма в Италии были обусловлены ситуацией, возникшей после Первой мировой войны. Страна оказалась в рядах победительниц, но была побежденной, так как ее достаточно серьезно «обделил» Версальский договор. Мечты Муссолини о переделе мира легли в определение конечной цели, которой должна была достичь его партия.

НФП Италии сравнивали с организацией Эшериха Австрии, «Добровольческим корпусом» Германии, с «белыми» России, Венгрии и Баварии. Ленин приравнивал их к российским «черносотенцам», что дало толчок к тенденции называть в России все антиреволюционные движения «фашистскими». Хотя отдельные коммунисты (например, Пальмиро Тольятти, Антонио Грамши, Клара Цеткин) утверждали, что называть все движения, направленные против демократии и коммунизма, «фашистскими» нельзя, так как в этом случае было трудно рассмотреть специфику итальянского фашизма.

История германского фашизма берет свое начало примерно в это же время, но в Стране Советов, после V Всемирного конгресса Коминтерна (1924) было решено не деффиренцировать не только истиные проявления фашизма, но и все партии некоммунистического характера называть «фашистскими». Так, например, к фашистским были отнесены все социал-демократические партии только из-за того, что они стояли на защите парламентской демократии.

Попытка внести ясность была сделана Георгием Димитровым в 1935г. во время VII Всемирного конгресса Коминтерна. Но на нее никто не обратил внимание.

История германского фашизма, так же как и итальянского, уходит корнями в кризисные явления экономики и общественной жизни после 1й мировой войны.

Причины зарождения фашизма в Германии это: недовольство итогами войны (идея создать Великое государство), социальное недовольство из — за упадка экономики (безработица до 50%, сокращение производства на 40%, забастовки, стачки), страх перед коммунистическим движением (готовым захватить власть), репарации, ограничения, запреты и территориальные изменения Версальского договора.

Все это правело к созданию полувоенных «добровольных» формирований с полуфашистским характером. Одной из них была «Германская рабочая партия», в которой, благодаря поддержке капитана Э. Рема в Мюнхене Адольф Гитлер из агитатора быстро оказался в руководстве, переименовав ее в «Национал-социалистскую германскую рабочую партию».

Достаточно скоро не только в Италии и Германии, но и многих других странах фашисткое движение приобрело организованный характер, оформились программы действий, сформировались многочисленные партии.

Именно с ними и связана дальнейшая история зарождения фашизма, охватившая множество других европейских стран. Однако, в каждой стране фашизм имел свою специфику. Все они изначально отличались в экономическом и социальном отношении. Схожей была только их политическая ситуация: демократия здесь не была устойчивой. Кроме Италии и Германии это были Испания, Австрия и Венгрия, Болгария и Югославия, Венгрия и Румыния, Финляндия, Польша и Литва. Таким образом, межвоенное время стало «эпохой фашизма».

История германского фашизма отличается от других своими предпосылками, заложенными в экономике и социальной сфере: социальной опорой фашизма в Германии стали не обнищавшие слои сельского населения, как в Италии, а разоренные и деклассированные кризисом экономики слои мелких предпринимателей. Фашизм в этих странах имел больше отличий, чем сходства.

Возникновение фашизма поощрялось правительством этих стран, однако лишь в некоторых из них фашисты заняли руководящие посты в верхушке власти. Поэтому в каждой из перечисленных выше, и не перечисленных стран (Франция, Англия, США) фашизм принял различные формы, проявляясь в большей ли меньшей степени.

В советской литературе практически все страны мира (от Австрии до Японии) описаны, как «фашистские». Это серьезно размывало само понятие «фашизма», превратив его в ругательное слово, и не замечая некоторых сходств коммунистических и фашистских партий (например, в неприемлимости парламентской демократии, практике власти). Конечно, их нельзя оттожествлять из-за глобальных отличий в структуре власти, целей и общественных систем, к которым они привели.

Подробная история германского фашизма, французского, итальянского и многих других размещена в отдельных статьях.

Национальная специфика фашизма

В Италии – это был тоталитаризм (полный контроль государства), создание «корпоративного государства» (где отменялась классовая борьба), мечты о том как Средиземное море превратится в «итальянское озеро», а в Африке будет создана империя (возрождение «величия древнего Рима»)

В Германии — это был нацизм с планами ликвидации Версальского и Сен-Жерменского договоров, захватов многочисленных земель и колоний и создания на них Великой Германии.

В Англии и Франции фашизм считался мерой укрепления капитализма, а грядущая война – средством избавления от ненавистного Советского Союза. Но прямой угрозы для монополий в них не было, и они предпочли сохранить в государственном устройстве демократические формы, оставляя фашистским группировкам «скамью запасных».

Фашистские диктатуры смогли возникнуть только в немногих государствах. Формы диктатур выглядели в разных вариантах: фашистских, монархо-фашистских, полуфашистских, военно-диктаторских. Иногда названия порождались местностью («санация» в Польше).

В Болгарии, Польше, Австрии, Венгрии, Румынии при этом не были распущены парламенты, но они служили диктатурам, а от избирательных прав осталась только малая толика (так их урезали).

В Испании во времена диктатуры Примо де Ривера кортесов распустили.

В Югославии после переворота (1929) Народную скупщину ликвидировали. Итальянский дуче управлял страной при сохранении власти короля.

Крепкая база фашизма сложилась только в Германии и Италии. Здесь появилось «фюрерство» — не ограниченная законами власть диктаторов. В других государствах «фюреров» не было. Подобием был Пилсудский (Польша) и несколько правителей в Латинской Америке.

Диктатура ряда стран имела монархо-фашистскую форму, то есть опиралась на власть короля (в Греции и Югославии), царя (в Болгарии), императора (в Японии).

Различия фашизма в разных странах сводились к степени выраженности расизма, шовинизма, неприятия коммунистов и Советской России в целом, а так же уничтожения тех, кто был против него.

С самого первого дня нападения гитлеровской Германии на СССР немецкие солдаты и офицеры с удивлением отмечали, что местные жители, партизаны и воины Красной Армии называют их фашистами. «Они что, принимают нас за итальянцев?» - удивлялись служащие Вермахта. И в самом деле, главенствующей идеологической системой у немцев с 1933 года был национал-социализм, правящей партией - НСДАП, то есть национал-социалистическая рабочая партия Германии. В то время для каждого гражданина Третьего рейха фашист - это итальянец, правда, не любой, а носитель близких нацистам взглядов.

Что такое фашина?

С древних времен правильная ирригация была одной из основных составляющих сельскохозяйственной науки. Ливни смывали плодородный слой почв, во многих странах крайне тонкий, и возникали проблемы с урожайностью, влекущие за собой такую беду, как голод. Воду с поверхности нужно было отводить, но так, чтобы не перестараться, иначе неизбежна засуха - еще один бич земледельцев. Тогда кто-то додумался проводить подземные каналы, из которых текущая на небольшой глубине влага сможет постепенно пропитывать грунт. Самый простой способ реализовать эту задумку технологически включал в себя процессы рытья канавы, укладки в нее пучков хвороста или камыша и закапывания этой Эти связки прутьев называются фашинами. Пучок высушенных стеблей сломать трудно, а по одному - легко. Фашина стала символом силы сплоченности, и именно за это итальянские националисты выбрали её в качестве одного из символов своего движения. Фашистская идеология предполагает максимальную степень сплочения общества вокруг идеи и вождя. Еще на эмблеме был изображен топорик, но к мирному труду он отношения не имел...

Под нежным итальянским солнцем

Озаботился судьбой итальянского народа еще в 10-х годах XX века, а в 1922 году стал руководителем страны. К власти он пришел, используя демократические средства, но постепенно подавил все общественные организации, мешающие поступательному движению вперед, по крайней мере, в его понимании. Мечтая о великой Италии, он провел военные кампании в Ливии, Абиссинии - кампании с сомнительным успехом, принесшие стране больше проблем, чем выгод, но популярность диктатора долгое время оставалась высокой. В экономике дела в целом шли неплохо, промышленность работала исправно, строились военные корабли (даже для и самолеты, порой очень неплохие. Голода народ не знал.

Гренада моя…

Когда в Испании началась гражданская война, Муссолини оказал помощь своему другу и единомышленнику генералу Франко, стоявшему на таких же ультранационалистических позициях. Итальянские фашисты сражались с интернациональными бригадами, состоявшими из приверженцев разных политических взглядов, от анархистов до коммунистов. Внешнюю помощь осуществляла и нацистская Германия, а в республиканские порты прибывал транспорт с оружием, ГСМ, техникой и военными специалистами из СССР. В тридцатые годы, «полные энтузиазма и свершений», советские люди узнавали о том, какие преступления совершали итальянские фашисты: фото разрушенных жесточайшими бомбежками (в них принимал участие германский аэроэскадрон «Кондор») Герники, Гвадалахары и других городов регулярно публиковала «Правда» и все прочие периодические издания в СССР. Сводки с фронтов волновали всех, их обсуждали на заводских перекурах и за праздничными столами. Добровольцев, желающих воевать за братский народ, было много, но отбирали их осторожно, и то только высококлассных офицеров. Официально Советский Союз в конфликте не участвовал, хотя о военном характере помощи знали и друзья, и враги.

В массовом сознании смешались и испанские фалангисты, и немцы, и чернорубашечники Муссолини, но граждане СССР усвоили, что фашист - это враг.

Предвоенные сомнения

Был в нашей истории момент, приведший значительную часть в некоторое замешательство. Перед самой войной, в 1939 году, некоторым даже показалось, что фашист - это вовсе не враг, а, возможно, что и друг, особенно после того, как сам товарищ Сталин поднял бокал за здоровье «вождя немецкого народа». Какая-то логика в этом поступке была, советским людям долго внушалась мысль о порочности европейских демократий, и когда нашелся решительный лидер, начавший их сокрушать, то ничего страшного в этом многие не увидели. К тому же социализм был девизом Гитлера, и флаг у немцев тоже был красным, правда, без серпа и молота, а с нацистским Спешить высказывать свое мнение по этому поводу, однако, люди не спешили, им совсем недавно доходчиво объяснили, что советский народ должен доверять своему руководству, оно лучше знает, с кем мириться, а с кем ссориться, и когда это делать. А непонятливым можно было напомнить.

Тираны и нацисты

Несмотря на совместный воинский парад в Бресте, знаменитый сталинский тост и многочисленные уверения о нерушимости советско-германской дружбы, по воспоминаниям современников событий, войну все же ожидали, причем скорую. И она внезапно случилась. Два режима, внешне очень сходные в силу многих общих атрибутов тоталитарности, вдруг стали враждебными до крайней степени, выраженной в вооруженном конфликте.

Из этого можно сделать вывод о том, что не каждый диктатор - фашист. Это понятие предусматривает высшую степень национализма, пропаганду расового превосходства и исключительных прав «избранного» народа на ведущую роль в мировой истории. Право на господство в силу одного только этнического происхождения вошло в логическое противоречие с идеей интернациональной гегемонии пролетариата. Перемирие было временным и решало тактические задачи (по мнению одних историков, так Сталин пытался отсрочить войну, другие обвиняют его в создании общей границы с Германией на том месте, где до этого была Польша). Стратегически же война была неизбежна.

Фашист - немецкий нацист

В ходе войны на оккупированных территориях гитлеровские войска и их союзники совершали преступления против человечности, счет которым не смогли свести даже судьи в Нюрнберге. О том, что жестокость, не всегда оправданную, проявляли другие воюющие стороны (достаточно вспомнить двойную атомную бомбардировку японских городов и уничтожение Дрездена), в те годы предпочитали не вспоминать, как и о репрессивных методах коммунистов. Абстрактный американский, английский или советский солдат все равно воспринимался освободителем и победителем, которому все грехи списывал результат - разгром стран, ставших носителями абсолютного зла. Оттенки коричневого цвета значения не имели, люди мира вскоре забыли о том, кем были венгерские хортисты, приверженцы «великой Румынии», сторонники Салазара в Португалии и даже итальянские чернорубашечники. Зато все прекрасно помнят и сегодня, кто такой фашист. Это был самый страшный из всех националистов, немецкий нацист. Он на долгое время затмил всех остальных.

Опять пучок и топорик

Мир полон жестокости и сегодня. После 1945 года практически не прекращались войны во всех уголках планеты, иногда крупные, а чаще локальные. Когда рассказывают о каком-то особо страшном случае расправы над мирным населением, то нередко употребляют выражение «фашистские зверства». Они происходили во Вьетнаме, в Корее, в Югославии, в Камбодже и многих других станах. Нечто подобное случается почти ежедневно совсем рядом с границами России. При этом сегодня никто не задумывается о том, что означает слово фашист и какова идеологическая наполненность этого политического термина. А она наглядно демонстрируется все той же чернорубашечной эмблемой из далеких двадцатых - пучок, символизирующий единство нации в борьбе с теми, кого националисты считают чужаками. И про топорик забывать не нужно.

В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой экономики при сильной регулирующей роли государства, корпоратизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии, открытый террор против рабочего движения.

Общие черты фашистских партий

Часто, фактором возникновения и роста фашистских партий является наличие в стране экономического кризиса в случае, если он вызывает также кризис в социальной и политической области .

Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах.

У фашистских партий были сравнимые идеологии и цели, отличительным признаком которых была заложенная в их основу амбивалентность . Фашистская идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические , антимодернистские и специфически современные, крайне националистические и тенденциозно транснациональные моменты. Эти отношения не во всех видах фашизма выступают в одинаковой форме.

Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития итальянской НФП и НСДАП все больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел» , у румынской «Железной гвардии» , в некоторых частях фаланги , во французской ФНП Дорио и у австрийских национал-социалистов до аншлюса . Напротив, они относительно слабо проявлялись у австрийских хеймверовцев , норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских фашистских партий и у голландской НСС.

Крайне антимодернистские установки обнаруживаются у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей . Но и эти движения никоим образом не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике. Поэтому фашизм вообще нельзя описать ни как исключительный антимодернизм, ни как «порыв к современному» или, тем более, как «социальную революцию».

Все фашистские партии были ориентированы крайне националистически; большей частью они ориентировались на определенные «славные» периоды соответствующей национальной истории. Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений, и прежде всего фашистских режимов. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне национального направления.

Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также - отчасти произвольно выбранных - меньшинств.

Этимология

Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фашио ) - «союз» (название политической радикальной организации Б. Муссолини - Fascio di combattimento - «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis - «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти - фасции , связки розг с воткнутым топором. Изображение фасций стало символом движения Муссолини, апеллировавшего к имперским традициям Древнего Рима (в частности, Муссолини утверждал, что первым фашистом был Юлий Цезарь .)

Итальянский фашизм

Эмблема с символикой итальянского фашистского движения

Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини , выдвигала на первый план идею корпоративного государства - государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце -х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 г. Сам Муссолини в своей книге «La Dottrina del Fascismo» использовал слово «фашизм» и в значении «режим», и в значении «идеология»:

«Il fascismo, oltre a essere un sistema di governo, è anche, e prima di tutto, un sistema di pensiero» («Фашизм - это не только система управления, это также, и прежде всего, система мысли»)

Фашизм и Коминтерн

Ленин еще в ноябре 1922 года сопоставил итальянских фашистов с "бандами" (согласно лексике автора) черносотенцев царского времени .

Тогда же, почти одновременно, социалистические и коммунистические авторы стали обозначать как «фашистские» все антиреволюционные движения и режимы .

Впоследствии в дискуссии коммунистов о понятии фашизма такое обобщение, по-видимому, не вызывало сомнений, хотя в начале 20-х годов Клара Цеткин , Антонио Грамши , Пальмиро Тольятти и некоторые другие итальянские авторы предостерегали от обозначения всех антидемократических и антикоммунистических явлений как фашистских, поскольку при этом стирались специфические черты итальянского фашизма .

С конца 1920-х годов противники германского национал-социализма всё чаще именуют его «фашизмом». В частности, это было характерно и для советской политической фразеологии.

Классическим марксистским определением фашизма считается определение, представленное в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым , докладчиком по этому вопросу (так называемое «димитровское» определение) :

Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм - это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.

В то же время для режима и господствующей идеологии некоторых стран термин «фашизм» почти не использовался, хотя он и подходил по формальным признакам. Например, в СССР было принято характеризовать политический режим Японии как «японский милитаризм». Вероятно это связано с особенностями формированием реакционного режима 20-40х гг Японии, преимущественно "сверху" руками военных экстремистов. Хотя дзайбацу нередко использовали уголовников для запугиваний и убийств противников реакции, свидетельств формирования неподконтрольных армии отрядов штурмовиков не встречается.

Во время Великой Отечественной войны советский народ воевал против немецко-фашистских захватчиков

С началом Второй мировой войны такое понимание термина перенимается буржуазно-демократическими и демократическими слоями стран - участниц антигитлеровской коалиции . Вот, например, что пишет Британская энциклопедия:

В период с 1922 по 1945 гг. к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии - возглавляемая Муссолини Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista), в Германии - Национал-социалистическая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение…

В современных СМИ

После Второй мировой войны слово фашист обрело крайне негативную окраску, и для политических групп стало непопулярно соотноситься с фашизмом. В настоящее время некоторые политики в своих выступлениях используют слово «фашизм» для того, чтобы заклеймить своих политических оппонентов и их убеждения. Слово «фашизм» стало ругательным словом в политической демагогии , часто теряя своё смысловое содержание. Для некоторых обвинения в фашизме стали орудием борьбы с политической оппозицией.

В средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике.

Современные исследования фашизма

С конца 1980-х среди академических историков и социологов проявляется значительный интерес к исследованию феномена фашизма. Выпускается целый ряд научных монографий, как в Европе (см., например, Роджер Гриффин) так и в России (см., например, Александр Галкин).

Фашизм и религия

См. также раздел «Национал-социализм и религия» в статье «Национал-социализм »

«в фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»

Бенито Муссолини. Доктрина фашизма. 1932

Фактически отношение фашистского режима в том или ином государстве к религии и церкви зависело от того, насколько глубоко он был связан с традиционными структурами - так, например, тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании.

Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошел на компромисс с церковью. Католическая церковь получила по Латеранскому договору , заключенному в феврале 1929 года , даже больше власти и влияния, чем прежде. Наряду со значительными государственными дотациями она выговорила себе далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. Оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением .

Гитлера поддержали некоторые высокопоставленные представители Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата . Это объясняется тем, что лидеры православных Церквей видели в нападении Германии и ее союзников на СССР возможность восстановить на оккупированных территориях церковную жизнь, почти уничтоженную или загнанную в подполье советской антирелигиозной политикой, а в перспективе - восстановить дореволюционные формы власти в России.

В позиции немецких властей на оккупированнных территориях СССР сочеталось несколько тенденций. Рейхсминистр Восточных земель Альфред Розенберг стремился к реанимации православия в умах народа с помощью создания автономных церковных структур, разделённых по национальному и территориальному признаку и контролируемых нацистскими чиновниками. С другой стороны, фашистские военные всячески приветствовали возрождение православия на оккупированных территориях, участвовали в восстановлении церквей. По многочисленным свидетельствам, при занятии фашистами очередного населенного пункта СССР (а иногда и до прихода фашистских войск) в нем по инициативе православных верующих сразу же открывались церкви, которые не успела разрушить советская власть. К храмовому богослужению вернулись тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье . Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях одно время оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России .

Одновременно с этим, на контролируемых СССР территориях представители Русской Православной Церкви заявляли о духовной поддержке советского народа (обращение к верующим Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 22 июня 1941 года (впервые напечатанном в 1943 году ), о поддержке блокадного Ленинграда ), ими был организован ряд акций в борьбе против фашистской армии (перечисление денежных средств в фонды обороны и Красного Креста, сбор одежды и продовольствия в приходах, сбор средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского ), которые советским правительством были оценены как популистские. При этом часть этих акций были организованы по инициативе самого советского правительства

По мнению православных исследователей, в цели германского руководства укрепление православия не входило. Возрождение народной религиозности по их мнению использовалось Германией исключительно в пропагандистских целях противодействия советскому руководству. В подтверждение своей точки зрения православные исследователи приводят тезис о том, что Гитлер желал видеть Православную Церковь раздробленной, а ее епархии на оккупированных территориях - независимыми от влияния Московского Патриархата . Также, в подтверждение этой точки зрения приводятся факты о том, что некоторые иерархи и простое священничество оказывали сопротивление предполагаемой политике Германии в отношении Православной Церкви . Их скептицизм скорее подтверждается реальными указаниями Гитлера и Геринга о послевоенном уничтожении русского народа.

В некоторых случаях германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии . Ее Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Причиной этому послужило то, что православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших генерала обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха .

История

См. также

  • Экономическая социализация

Примечания

Ссылки

  • Собственные определения:
    • Бенито Муссолини «Доктрина фашизма»
    • Юлиус Эвола «Фашизм с точки зрения правых»
  • Александр Тарасов «Фашизмов много»
  • Борис Кагарлицкий «Фашизм для собственного пользования»
  • Умберто Эко «Вечный фашизм»
  • Вольфганг Випперман Европейский фашизм в сравнении 1922-1982
  • Вильгельм Райх «Психология масс и фашизм»
  • Александр Чанцев «Эстетический фашизм»
  • И. С. Кон «Психология предрассудка» - подробный материал о социально-психологических корнях этнических предубеждений, как одной из основ фашизма
  • А. Михайлов «К критике феноменологии фашизма» (о базисе фашизма)
  • Илья Смирнов «Фашизм в Прибалтике в годы Второй мировой войны»
  • Б. Муссолини, Доктрина фашизма , Перевод В. Н. Новикова, La Renaissance, Париж, 1938 год.
  • Галкин А. Российский фашизм// Социологический журнал, № 2, 1994. С.17-27.
  • Ганелин Р., Bune O. и др. Национальная правая прежде и теперь.
  • Дашичев В. И., Банкротство стратегии германского фашизма. В 2-х томах. Москва, Издательство «Наука», 1973.
    • Том 1 - Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе 1933-1941 гг ;
    • Том 2 - Агрессия против СССР. Падение «третьей империи» .
  • Илюшенко В.Русский фашизм и религия// Диа-Логос. 1998-1999. Вып. II.160-172.
  • Лакер У. Черная сотня: происхождение фашизм в России - М.: Текст, 1994.
  • Лихачев В. Современная русская правая и антисемитизм: эскалация конфликта или примирение? - Тирош. Труды второй молодежной конференции СНГ по иудаике. Вып. II. М.: 1998. С.146-153.
  • Мороз Е. Ведизм и фашизм// Барьер, № 3, 1993. С. 4-8.
  • Нестерова Т. Фашистская мистика: религиозный аспект фашистской идеологии // Религия и политика в XX веке. Материалы второго Коллоквиума российских и итальянских историков. М., 2005, с. 17-29
  • Мануэль Саркисянц. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австробаварской «расе господ»
  • Родзаевский К. В. Завещание русского фашиста. М., 2001.
  • Соловей В. Фашизм в России: концептуальные подходы - Демократия и фашизм. М., 1995. С.45-54.
  • Стефан Д. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции, 1925-1945 - М.: Слово, 1992.
  • Крысин Михаил. Прибалтийский фашизм. История и современность. ИЗДАТЕЛЬСТВО: Вече. 2007. СТРАНИЦ: 576. ISBN 978-5-9533-1852-5
  • Умланд А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое «фашизм»? (теория фашизм Роджера Гриффина)// Политические исследования, № 1 (31), 1996
  • Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ// Полис (политические исследования), № 3, 1999.
  • Шнирельман В. Евразийцы и евреи // Вестник Еврейского университета в Москве, № 12 (11), 1996. С.4-45.
  • Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ - Под ред. Верховского А. М.: РОО «Панорама», 2002.

Иноязычные издания

  • Agursky M. The Third Rome: National Bolshevism in the USSR - Boulder, 1987.
  • Allersworth W. The Russian Question: Nationalism, Modernization, and Post-Communist Russia - Lanham, MD: Bowman and Littlefild, 1998.
  • Antisemitism, Xenophobia and religious Persecution in Russia’s Regions - Washington, 1999.
  • Brundy Y. Reinventing Russia. Russian Nationalism and the Soviet State, 1953-1991 - Cambridge, Massachusetts, London: Harvard university press, 1998
  • Die schwarze Front: Der neue Antisemitismus in der Sowjetunion - Reinberk bei Hamburg, 1991.
  • Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism - Princeton: Princeton university press, 1983.
  • Dunlop J. Alexander Barkashov and the Rise of National Socialism in Russia// Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 1996, Vol. 4, № 4. P.519-530.
  • Griffin R. The Nature of Fascism - London, 1993.
  • Griffin R. Fascism - Oxford, 1995.
  • Laquer W. Black Hundred: The Rise of the Extreme Right in Russia - New York, 1993.
  • Parland T. The Rejection of Totalitarian Socialism and Liberal Democracy: A Study of the Russian New Right// Commentationes Scenarium Socialium, 46th Vol., Helsinki, 1993.
  • Pribylovsky V. A Survey of Radical Right-Wing Groups in Russia// RFE/RL Research Report, № 16, 1994.
  • Pribylovsky V. What Awaits Russia: Fascism or a Latin American-style Dictatorship?// Transition, vol. I, № 23. 23 June 1995.
  • Shenfield S. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements - USA: M.E.Sharpe, 2000.
  • Simonsen S. Alexander Barkashov and Russian National Unity: Blackshirt Friends of the Nation// Nationalities Papers, Vol.24, № 4.
  • Williams Ch., Hanson S. National-Socialism, Left Patriotism, or Superimperialism? The «Radical Rigth» in Russia. - The Radical Right in Central and Eastern Eurpoe since 1989. Ed. by Ramet S. The Pennsylvania State University Press, University Park, Pennsilvania, 1999. P. 257-279.
  • Stepanov S. Silent Lie: Soviet Fascism - Ukraine: Kievizdat, 2008.
  • Ramone T. Stalinism - Eastern Fascism? - London, 1968.

Wikimedia Foundation . Толковый словарь Ожегова

- [ит.] – приверженец фашизма; член фашистской организации Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

фашист - см.: Получи, фашист, гранату! … Словарь русского арго

I м. 1. Приверженец фашизма. 2. Член фашистской организации. 3. разг. Солдат или офицер гитлеровской Германии, воевавший с СССР в 1941 1945 гг. II м. 1. разг. сниж. Крайне злобный, агрессивный человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Фашист, фашисты, фашиста, фашистов, фашисту, фашистам, фашиста, фашистов, фашистом, фашистами, фашисте, фашистах (

Обществе. Фашизм многолик и сводить его к атрибутам культуры третьего рейха или Италии времён Муссолини и т.п. - ошибочно.

Организационно-политическая суть фашизма как такового вне зависимости от того, как его называть, какими идеями он прикрывается и какими способами он осуществляет власть в обществе, - в активной поддержке толпой «маленьких людей» - по идейной убеждѐнности их самих или безыдейности на основе животно-инстинктивного поведения - системы злоупотреблений властью «элитарной» олигархией, которая:

  • представляет неправедность как якобы истинную “праведность” , и на этой основе, извращая миропонимание людей, всею подвластной ей мощью культивирует неправедность в обществе, препятствуя каждому члену общества состояться в качестве человека ;
  • под разными предлогами всею подвластной ей мощью подавляет всех и каждого, кто сомневается в праведности её самой и осуществляемой ею политики , а также подавляет и тех, кого она в этом заподозрит.

Толпа же по определению В.Г.Белинского - «собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету », т.е. толпа - множество индивидов, живущих бессовестно. И неважно, выступает ли правящая олигархия публично и церемониально, превозносясь над обществом; либо превозносится по умолчанию, публично изображая смирение и служение толпе, именуя её народом; либо действует скрытно, уверяя общество в своём якобы несуществовании и, соответственно “несущес­т­во­ванию”, - в своей бездеятельности, в результате которой всё в жизни общества течёт якобы «само собой», а не целенаправленно по сценариям концептуально властных кураторов олигархии.

Понимание сути фашизма как системы человеконенавистничества невозможно без понимания сути человека , т.е. без выявления тех особенностей, которые отличают состоявшегося человека от несостоявшихся в качестве человека человекообразных людей; а также и без выявления тех особенностей, которые отличают вид «Человек разумный» во всех его расах от животных видов в биосфере Земли.

Это определение-описание фашизма не включает в себя пугающих и бросающихся в глаза признаков его проявлений в действии: символики; идеологии , призывающей к насилию и уничтожению тех, кого хозяева фашизма назначили на роль неисправимого общественного зла; призывов к созданию политических партий с жёсткой дисциплиной и системой террора , отрядов боевиков и т.п. О человеконенавистнической же сущности фашизма на основе урока, преподанного всем германским фашизмом, сказано после 1945 г. много. Вследствие ставших негативно культовыми ужасов времён фашизма 1933 - 1945 гг. приведённое определение кому-то может показаться легковесным, оторванным от реальной жизни (абстрактным), и потому не отвечающим задаче защиты будущего от угрозы фашизма. В действительности же именно это определение и есть определение фашизма по сути, а не по месту возникновения и не по особенностям его становления и проявления в жизни общества, что и отличает его качественно от большинства “определений” «фашизма», даваемого разными толковыми и энциклопедическими словарями.

Но понимание этой сути фашизма раскрывается только через выявление типов строя психики человека и признания человечного типа строя психики - единственно нормальным для всех людей во всех обстоятельствах с момента вступления их в юность. И это утверждение - не идеологическая основа самого “крутого” фашизма и человеконенавистничества под предлогом, что у кого-то неугодного якобы выявлен не тот тип строя психики , поскольку за тот строй психики, с которым живёт и действует, каждый отвечает сам; а если кто-либо видит, что кто-то другой по его представлениям живёт и действует не в том типе строя психики, то проблема решается не государственно или мафиозно организованным террором в отношении “не тех”, а личной и общественно организованной помощью им в личностном развитии.

Поделиться: