Способы создания образов творческого воображения. Open Library - открытая библиотека учебной информации

“Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта”?.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой .

Виды воображения. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все, же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  • Функции воображения:

    • Образное представление действительности.
    • Регулирование эмоциональных состояний.
    • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
    • Формирование внутреннего плана действий.

    Способы создания образов воображения.

    Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

    Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

    Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

    Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

    Отсюда следует важный педагогический вывод: созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

    В настоящее время становится очевидным, что развитие воображения младших школьников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

    Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте.

    Продукт творческого воображения можно оценивать по двум параметрам: по его оригинальности и его значению. Креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей; дивергентности мышления (не следовать по избитому пути); предсказательности мышления (проникновение в неизвестное); беглость мысли (беглость речи) и т.д.

    Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение - это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.

    Воображение создает образы на основе представлений, полученных восприятием в процессе чувственного опыта и хранящихся в памяти. Представление - обобщенный образ предмета, явления, необходимый компонент речевого отражения окружающего мира. За каждым существующим представлением, образом закрепляется слово. Слово - один из инструментов общения, происходящего посредством речевой деятельности. Следовательно, воображение связано с речью, создание новых образов требует поиска слов для их обозначения.

    Взаимосвязь воображения и речи в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Основополагающей является идея Л.С. Выготского о том, что воображение позволяет овладеть человеческой речью - самым тонким орудием передачи человеческой мысли.

    Речевая деятельность осуществляется по законам языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык состоят в сложном единстве. Речь, осуществляясь по правилам языка, изменяет и совершенствует язык. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, по мнению А.И.Сорокиной, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка.

    При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

    Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности.

    Связная речь, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

    Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

    У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

    Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.

    Начинается работа с пересказа (подробного, выборочного, творческого).

    • Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли.
    • Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.
    • Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.

    Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения - это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

    Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее). Е. И. Тихеева, признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает учителей от их чрезмерного количества. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда - необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого.

    Кого сначала вызывать для пересказа - детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает логопед (учитель). Выбор зависит от трудности текста, от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Так, если текст небольшой по объему и простой по содержанию и форме, можно сначала вызвать более слабых.

    Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия.

    На уроке учитель может использовать ряд приемов, помогающих активизировать воображение школьников.

    Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным).

    Игры и задания:

    Помоги колобку

    Цель : развитие познавательного воображения, творческого мышления, памяти, речи; определение последовательности событий.

    Материал : карточки с сюжетом из сказки “Колобок” (изготавливаются из двух книжек-малышек - по карточке на каждый сюжет).

    Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

    Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

    “Путешествие на теплоходе”

    Цель : развитие воображения и связной речи.

    Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его по определенному руслу.

    Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

    Цели : формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

    Запасы на зиму

    Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на неё гриб. Грибы на ветках высохнут.

    А когда придёт зима...

    Работа над предполагаемым окончанием рассказа

    Сможет ли белочка зимой собирать корм на земле? (Выпадет снег. Он укутает землю пушистым одеялом.)

    Чем питается белочка зимой? Чем кормит своих бельчат? (Зимой белка с бельчатами будет грызть в дупле орешки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и подкрепляться сушёными грибами. Так и проживёт холодную зиму.)

    Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Ребята...

    После грозы

    Черная туча скрылась за лесом. Солнечные лучи блестят в каплях дождя. Теплый ветерок дует в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Ребята...

    Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...

    Птичка и кот

    Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево...

    Про зайца

    Прыгал белый заяц на полянке, искал под снегом сухую травку. Вдруг из-за куста выскочила лиса...

    Необходимо придумать продолжение рассказа, которое оценивается по следующим критериям:

    Законченность,

    Яркость и оригинальность образов,

    Необычность поворота и сюжета,

    Неожиданность концовки.

    Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

    Цели : формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

    Алёша и уточка

    Крылышко подживало.

    Составление плана рассказа. Определение последовательности частей рассказа.

    В какое время года началась история про Алёшу и уточку? Составьте об этом несколько предложений.

    Наступила осень. Стояли тёплые деньки. Ярко светило солнышко.

    Предложите первый пункт плана. (Осень.)

    Затем Алёша пошёл на пруд. Что он хотел там срезать? Составьте об этом несколько предложений.

    Учитель попросил Алёшу сходить на пруд и срезать для урока природоведения камыш. В субботний день мальчик отправился на пруд. Он быстро дошёл до него. Увидел заросли камышей и вытащил ножик.

    Предложите второй пункт плана. (Алёша идёт на пруд.)

    Что услышал и увидел Алёша? Составьте об этом несколько предложений.

    Вдруг мальчик услышал громкое кряканье. С кочки на кочку с трудом перебиралась худенькая, маленькая дикая уточка. У неё было перебито крыло.

    Предложите третий пункт плана. (Уточка с перебитым крылышком.)

    Какое решение принял Алёша? Составьте об этом несколько предложений.

    Алёше стало жалко уточку. Впереди зима, она может погибнуть. Он решил забрать её домой и вылечить.

    Предложите четвёртый пункт плана. (Решение Алёши.)

    Что он сделал дома? Как ухаживал за птичкой? Составьте об этом несколько предложений.

    Дома Алёша перевязал уточке крылышко и накормил её. Уточка быстро поправилась, стала понемногу летать по комнате. Крылышко поджило.

    Предложите пятый пункт плана. (Уточка выздоравливает.)

    Прочитайте в письме конец рассказа.

    Всю зиму прожила дикая уточка у Алёши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алёша выпустил её на волю.

    Предложите шестой пункт плана? (Алёша выпускает уточку на волю.)

    Образец плана записи в тетради:

    Алёша и уточка.

    1. Осень.
    2. Алёша идёт на пруд.
    3. Уточка с перебитым крылышком.
    4. Решение Алёши.
    5. Уточка выздоравливает.
    6. Алёша выпускает уточку на волю.

    Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

    Цели : формировать умения определять и рассказывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

    Чтение середины рассказа на доске

    По дороге из школы. Дима думал о случившемся. Когда пришёл домой, он быстро спрятал свой дневник.

    Подумайте, что могло произойти и Димой в школе?

    Подумайте, что могло быть после того, как Дима не показал свой дневник родителям?

    Определение темы текста, последовательности частей текста. Составление плана рассказа.

    Сколько красных строк в этом рассказе? (Три.) Значит, сколько в этом рассказе частей? (Три части.)

    Какая часть рассказа нам дана, известна? (Вторая.) Какие части нам необходимо восстанавливать, придумать? (Первую и третью части.)

    Предложите название рассказа.

    Как вы думаете, о чём первая часть рассказа? (О том, что произошло с Димой в школе.) Что могло произойти в школе?

    Предложите первый пункт плана текста. (В школе./ Двойка./ Замечание.)

    Прочитайте вторую часть рассказа. Предложите второй пункт плана текста. (Дима спрятал дневник.)

    Расскажите, что могло быть после того, как Дима не показал свой дневник родителям.

    Предложите третий пункт плана. (Мама узнаёт о двойке (замечании).)

    Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Дима? Объясните.

    Образец плана:

    ... (название)

    1. В школе./ Двойка./ Замечание.
    2. Дима спрятал дневник.
    3. Мама узнаёт о двойке (замечании).

    Прослушать рассказ. Придумать аналогичный.

    У Маши день рождения

    У Маши день рождения зимой. В этот день к Маше приходят ее друзья: Лена, Коля, Сережа и Саша. Все они приносят Маше подарки. Кто принес книгу, кто игрушку, а другие приносят разные сладости.

    Машина мама печет пирог.

    Машина мама печет сладкий пирог. Пирог украсят свечами. Сколько Маше лет, столько и свечей. Все вместе дети задувают свечи, а потом пьют чай с пирогом.

    Детям весело в гостях у Маши.

    Дежурные

    Рита и Валера сегодня пришли в детский сад раньше всех. Они сегодня дежурные. Много работы у дежурных. Надо полить цветы, покормить попугая и белку. Помочь тете Вале накрыть на стол. Рита аккуратно расставляет тарелки, а Валера раскладывает ложки. Надо все сосчитать, чтобы всем хватило. А когда собираются все дети, у дежурных все в порядке.

    Вывод . Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования.

    Список литературы.

    1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 182с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
    2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-М.,Воронеж: Изд-во ин-та практ.псих.,НПО "Модэк",1996.-392с.
    3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
    4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
    5. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения”/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.-256с.
    6. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. - М: АРКТИ, 2003. - 24 с. (Библиотека практикующего логопеда).
    7. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.- СПб.:Дельта,1998.-208с:ил.
    8. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
    9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.
    10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.
    11. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006
    12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., с.7
    13. Ястребова А.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи / Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П.-2-е изд. - М.:Аркти,1997.-131с.:ил.-(Б-ка практикующего логопеда).

    Создание человеком образов новых объектов обусловлено нуждами его жизни и деятельности. В зависимости от заданий, которые возникают перед ним, активизируются некоторые следы предыдущих впечатлений и образуются новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс бывает разной сложности в зависимости от цели, содержания и предыдущего опыта человека.

    Самой элементарной формой синтезирования новых образов является аглютинация (от лат. аglutinare - склеивание) . Это создание образов путем соединения качеств, особенностей или частей, взятых с разных объектов. Например, такими являются сказочные образы русалки - полуженщины, полурыбы, кентавра - получеловека, полуконя, в техническом творчестве - троллейбуса - соединение особенностей трамвая и автомобиля.

    Приемом создания новых образов является аналогия. Суть этого приема лежит в том, чтобы создаваемый новый образ похож на реально существующий объект, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта. На принципе аналогии базируется новая отрасль инженерного дела - бионика. Бионика выделяет некоторые особенности живых организмов, которые становятся основными по поводу конструирования новых технических систем. Так было создано много разных приборов - локатор, «электронный глаз» и др.

    Новые образы могут создаваться при помощи подчеркивания. Этот прием лежит в специальном усилении в объекте некоторых признаков, которые оказываются доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, присуще только ей и отмечает на этом художественными средствами.

    Создать новые образы можно путем преувеличения (или уменьшения) характеристик объекта. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Добрыня Никитич, Змей Горыныч и т.д.) и осуществляют подвиги.

    Самым сложным способом создания образов воображения является создание типичных образов. Этот способ нуждается в длительной творческой работе. Художник создает предыдущие эскизы, писатель - варианты произведения. Так, при создании картины «Явление Христа народу» художник О.Иванов сделал около 200 эскизов.

    Воображение, которое присутствует в художественном творчестве, можно проиллюстрировать выражением К. Паустовского: « Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, ? все это крупинки золотой пыли.

    Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» ? повесть, роман или поэму.» Течение творческого процесса связано с возникновением многих ассоциаций. Их актуализация подчиняется цели, нуждам и мотивам, которые доминируют в актах творчества. Большую роль в создании образов воображения играет практическая деятельность. Пока созданный образ существует только «в голове», он не всегда понятен до конца. Воплощая этот образ в рисунке или модели, человек проверяет его реальность.

    Основой по поводу создания образов воображения является взаимодействие двух сигнальных систем. Соотношение чувственного и языкового, образа и слова набирает разного характера в разных видах воображения в зависимости от конкретного содержания деятельности, в которую включается создание образов.

  • I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  • III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
  • 1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

    2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

    3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

    4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчик, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Митрофанушки, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.



    5. Типизация это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.

    6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) чуждые ему (чаще всего мистические) качества и свойства. На основе этого приема были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.

    7. Перемещение это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

    8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и ее сестры Тани. Точно так же слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.



    Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

    2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

    3. Что дает человеку знание основных законов памяти?

    4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

    5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

    6. Какая информация передается в долговременную память?

    7. Перечислите основные процессы памяти.

    8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

    9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

    10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

    11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

    12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

    13. В чем специфика словесно-логического мышления?

    14. В чем отличие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

    15. В чем специфика творческого воображения?

    16. Назовите виды воссоздающего воображения.

    17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

    18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

    19. Как можно использовать аналогию и перемещение при понимании других людей?

    20. Каковы особенности памяти у детей?

    21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание 1

    Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:

    § врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

    § экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

    § свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

    § ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

    § режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

    Задание 2

    Как вы объясните описанные факты?

    § Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти и роль была забыта им совершенно.

    § В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор – синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет».

    Задание 3

    § Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

    § Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

    § Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

    § Художник разрабатывает проект оформления актового зала.

    § Ребенок слушает сказку «Три поросенка».

    Задание 4

    Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

    Задание 5

    Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

    § Раскройка портнихой деталей будущего платья.

    § Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

    § Проектирование дизайнером интерьера помещения.

    § Решение студентом задачи по теоретической механике.

    § Собирание ребенком сооружения из игрового конструктора.

    § Составление архитектором будущего плана постройки.

    Задание 6

    Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?

    § Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

    § Составить предложение из данного набора слов.

    § Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

    § Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

    Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

    Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

    Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

    Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

    Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

    Типизация - прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

    Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

    Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

    Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

    37). Психология как наука о поведении. Бихевиоризм и необихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер)

    Бихевиоризм (англ. behavior - поведение) - направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание.
    Бихевиоризм - это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
    Предмет изучения - поведение человека, по которому понимаются действие, поступки, порождённые исключительно внешними причинами.
    Представители Бихевиоризма:

    Иван Петрович Павлов (1849 - 1936)
    Российский физиолог, разработавший учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности, оказавшее огромное влияние на становление американского бихевиоризма. Также известен своими работами в области темперамента.
    Берхус Фредерик Скиннер (1904 - 1990)
    Американский психолог, один из наиболее известных представителей бихевиоризма. Разрабатывал концепцию инструментального (оперантного) научения. Автор теории программированного обучения.
    Эдвард Толмен (1886 - 1959)
    Американский психолог, один из представителей методологического бихевиоризма. Известен своими исследованиями целевых и когнитивных детерминант поведения, в частности, когнитивных карт.

    Джон Уотсон (1878 - 1958)
    Американский психолог, основатель бихевиоризма. Известен своей критикой субъективного метода в психологии. Разработал основы классической психологии поведения, не предполагавшей явлений сознания как научного факта.Дж. Уотсон считал, что необходимо отказаться от изучения сознания и исследовать поведение индивида (человека и животных) от рождения до смерти как единственно возможную для психологического изучения объективную реальность. Надо отметить, что большую роль в становлении бихевиоризма сыграли распространившиеся в США на рубеже XIX и XX вв. философские идеи позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных учеными в разных странах мира, а также физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев).
    Свою программу Дж. Уотсон изложил в статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). В ней он определил поведение как совокупность всех «внешне наблюдаемых» реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения выступает поэтому простейшая схема «стимул - реакция» (S - R). Под эту схему подпадают как простейшие реакции организма на стимул из внешней среды (распыление в воздухе молотого перца вызывает чихание), так и сложные поведенческие структуры (таково, например, поведение человека при выборе президента), которые, тем не менее, могут быть объективно изучены. Целью бихевиоризма является не только собственно исследование, но и предсказание, и изменение поведения. Кстати сказать, термин «внешне наблюдаемое» не следует понимать слишком упрощенно: наблюдать поведение, с точки зрения бихевиориста, можно не только невооруженным глазом, но и с помощью «тонко чувствующих приборов». Так, например, исследователь с помощью определенных датчиков может обнаружить, что при решении мыслительной задачи испытуемым совершается определенная мускульная работа. Несмотря на отказ от изучения сознания как такового, бихевиористы использовали многие психологические термины, вкладывая в них другое содержание. Так, например, эмоция в бихевиоризме рассматривается не как подлежащее интроспективному изучению внутреннее переживание, а как внешне наблюдаемая (иногда невооруженным глазом, а иногда и с помощью соответствующих приборов) совокупность разнообразных поведенческих реакций (включая покраснение лица, вздрагивание, плач и т.п.). Аналогично (как столь же внешне наблюдаемые реакции) рассматриваются мышление и речь. Бихевиористы предлагали в изучении поведения идти от простого к сложному. Они различали наследственные, или врожденные реакции (к ним относились безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные реакции (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы и др.). Кроме того, реакции делились (по степени их «скрытости» от наблюдателя) на внешние и внутренние. Первые открыты для наблюдения невооруженным глазом (речь, эмоции, двигательные реакции и т. п.), вторые доступны лишь для наблюдения, опосредствованного специальными приборами (мышление, многие физиологические реакции и пр.).
    тимРазвитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара врожденных реакций на безусловные стимулы, т.е. стимулы, которые с рождения автоматически вызывают тот или иной ответ. В экспериментах с маленькими детьми Дж.Уотсон, например, установил, что безусловными стимулами для реакции страха (замирание, затем громкий плач) являются резкий звук и потеря опоры. Если один из этих стимулов сочетать с показом какого-либо «нейтрального» объекта (т.е. объекта, который не вызывал до сих пор никакой отрицательной реакции, например белого пушистого кролика), то через определенное число сочетаний безусловного стимула с условным произойдет процесс «обусловливания» и нейтральный до этого стимул приобретет способность вызывать реакцию страха.
    При постановке и объяснении подобных экспериментов Дж. Уотсон не забывал ссылаться на русских ученых И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, однако все время подчеркивал, что они были физиологами, а не психологами. Поэтому он четко проводил границу между изучением физиологических реакций в психологии и в физиологии: бихевиориста как психолога интересует реакция как элемент поведения, тогда как физиолог будет изучать соответствующие ей нервные связи, продолжительность и распространение нервного импульса и т.д.
    На основе врожденных реакций формируются также приобретаемые в течение жизни привычки, мышление и речь. Как именно приобретаются привычки, Дж. Уотсон изучал на себе, обучаясь навыкам стрельбы из английского лука. В каждой попытке фиксировалась точность попадания в цель. Обнаружилось, что вначале, естественно, точность стрельбы невелика, затем она быстро увеличивалась, после чего улучшение результатов происходило не столь быстро, пока, наконец, не достигался предел достижений для данного лица в данном виде деятельности: кривая выравнивалась. Из этих экспериментов Дж. Уотсон сделал вывод, что образование навыков и - шире - привычек (научение) идет механическим образом, постепенно, путем «проб и ошибок», без осмысления происходящих при этом процессов. Несколько позже отечественный ученый Н.А. Бернштейн показал, что в данных экспериментах была представлена лишь «внешняя» сторона образования навыка; на самом деле происходило скрытое от глаз, внутреннее преобразование навыков, т.е. «повторение происходит без повторения». Но бихевиористы, игнорируя внутреннюю сторону поведения, считали, что в основе любого научения (приобретения привычки) лежат фактически механические законы. С помощью принципа обусловливания и отработки навыков можно, по мнению бихевиористов, сформировать у любого человека правильную систему реакций, нужных обществу. В этом, по их мнению, и состоит задача воспитания. Подобная система обучения, какой бы наивной и механистической она ни казалась представителям других психологических направлений, нашла свое применение в практике обучения навыкам социального поведения (тренинг умений) и в бихевиоральной терапии, целью которой выступает избавление человека от различных страхов и других невротических симптомов путем формирования новых условных реакций.
    Наконец, мышление и речь рассматривались в бихевиоризме как приобретенные навыки: «Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях». Иногда говорят, что в бихевиоризме мышление понималось как «речь минус звук». Это не совсем так. Есть, действительно, мышление в форме скрытых речевых движений, однако, согласно Дж.Уотсону, имеют место и другие виды мышления, которые выражаются в скрытой деятельности рук (мануальной системе реакций) и в форме скрытых (или даже открытых) висцеральных реакций (т.е. реакций внутренних органов). Таким образом, мышление может быть кинестетическим (выраженным в движениях, действиях), вербальным (словесным) и висцеральным (эмоциональным), что не противоречит современным исследованиям психологии мышления.
    Надо, однако, отметить, что очевидная механистичность программы классического бихевиоризма вызвала к жизни варианты необихевиористских концепций, в которых в классическую схему «стимул - реакция» были добавлены новые переменные. Это впервые произошло в работах последователя Джона Уотсона американского психолога Эдварда ЧейсаТолмена (Tolman, 1886- 1959). Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать научное направление. Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы Уильям Хантер (1886-1954) и Карл Спенсер Лешли (1890-1958). Первый изобрёл в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.
    Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришёл к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, то есть равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.
    Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником - интроспективной концепцией - утрачивалось при решении конкретных научных проблем. И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма. Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости её категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту - необихевиоризму.
    Методы
    Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.
    Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
    Развитие
    Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
    Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека - этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

    Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.

    Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии - объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологииоперационализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

    Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

    38). Психология как наука о бессознательном. Фрейдизм и неофрейдизм(З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм)

    ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ

    Философия психоанализа – одно из популярных направлений современной западной философии, которое оказало существенное влияние на всю духовную европейскую культуру. Отличительной особенностью психоанализа является то, что он обращен к человеку. На примере психоанализа мы можем проследить становление определенного философского мировоззрения. Центральным предметом исследований становится особая форма реальности – человеческая психика, драмы и коллизии внутри которой, по убеждению представителей психоанализа, играют решающую роль в организации фундамента социального бытия людей.

    Основатель психоанализа – австрийский психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). Он закончил медицинский факультет Венского университета, там же получил ученую степень и работал приват-доцентом, затем профессором невропатологии. В 1885 г. стажировался в Париже у известного исследователя Шарко в клинике «Соль петриер». В 1896 г. З.Фрейд возвращается в Вену. В 1899 г. выходит его фундаментальная работа «Толкование сновидений», затем «Тотем и табу», «По ту сторону удовольствия», «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого Я» и др.

    В творчестве З.Фрейда можно выделить два основных периода: ранний (1895–1905) и период создания первой и второй психоаналитической системы (1906–1939). Фрейд, создавая психоанализ, порывает со всей философской традицией. Со времен античности душа человека считалась целостной и неделимой. Вот это утверждение Фрейд и подвергает сомнению. Он отказывается от самого термина «душа», от термина «сознание» и обозначает свой предмет рассмотрения психикой. Именно с этого времени «психика» стала рассматриваться не как синоним «души».

    Фрейд утверждает, что психика – это система элементов. Эти элементы определенным образом взаимодействуют между собой. Следовательно, психика не имеет состояния покоя. А раз психика это постоянный процесс, движение, значит должен быть мотор, некий вечный двигатель. Причина движения – это противоречивое взаимодействие элементов психики. З.Фрейд рисует свою модель генезиса (происхождения) психики и делает это на основании психологического параллелизма: развитие отдельной личности повторяет развитие человеческого рода, т.е. филогенез (развитие человека) соотносится с онтогенезом (развитием общественных отношений).

    Внутренний мир человека, согласно учению Фрейда, включает три психологических структуры:

    1) «Оно» (Ид) – это мир бессознательного, сфера инстинктов, неосознаваемых желаний человека, аккумулятор жизненной энергии. Бессознательное – это особая психическая реальность, существующая наряду с сознанием и в значительной степени контролирующая его. Бессознательное не порождается бытием, а само есть бытие. Особая форма жизнедеятельности бессознательного – сны. Они есть реализация скрытых стремлений человека, не реализованных наяву. Нереализованные желания, отрицательные эмоции посредством психологической защиты (реакции вытеснения) вытесняются из сознания в сферу бессознательного с целью сохранения здоровья психики.

    2) «Я» (Эго) – индивидуальное сознание человека, посредник между структурами психики, разъясняющая и принимающая решения инстанция.

    3) «Сверх-Я» (Суперэго) – трансформированная внешняя социальная реальность (общественные нормы, правила, запреты, законы, мораль, культурные традиции и т.п.). Сверх-Я образует систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтры, загоняется в бессознательное, «вытесняется из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Одной из таких причин является «Эдипов комплекс» – неосознанное влечение ребенка мальчика к матери, желание быть рядом с ней или даже обладать ею, а значит ревность к отцу, бунт против него и даже стремление к отцеубийству. Этот комплекс уходит своими корнями в архаику, когда сыновья сговорились и убили отца (властелина первобытного племени), испытали при этом чувство вины за содеянное, а затем обожествили его.

    Динамику этих трех структур можно представить следующим образом: Я находится под давлением Оно и Сверх-Я и в результате является заложником сил, не подчиняющихся сознанию. Задача человека – найти состояние динамического равновесия между бессознательными силами и превратить Оно в Я.

    Главные факторы, которые руководят психикой человека, – это фактор удовольствия, т.к. психика постоянно и непрерывно ищет наслаждений, и фактор вытеснения, когда психика вытесняет в бессознательное низшие желания и идеи (сексуальные, асоциальные). Вытесненные желания, мысли, идеи подвергаются сублимации – преобразованию в другие, более высшие виды социальной деятельности и культуры.

    Как мы уже отмечали, психологическая система З.Фрейда прошла два этапа своего формирования. На первом этапе в основе бессознательного рассматривалось «либидо» – сексуальный инстинкт, сексуальное влечение. Либидо находит свое выражение либо в сексуальных действиях, либо в других сферах жизнедеятельности (политика, религия, мораль, искусство и т.д.) посредством сублимации, т.е. путем преобразования сексуальной энергии в несексуальную под воздействием социальных и моральных норм.

    На втором этапе формирования психологической системы Фрейд уточняет концепцию бессознательного. Теперь центральными понятиями являются «эрос» (инстинкт жизни, созидания), который лежит в основе поведения человека, обеспечивая его потребности и продолжение рода, и «танатос» (инстинкт смерти, разрушения), который подталкивает человека к деструктивной деятельности. Взаимодействие эроса и танатоса определяет жизнь человека.

    Значительное место в мировоззрении З. Фрейда занимает решение проблемы взаимосвязи человека и культуры. Фрейд убежден в том, что культурное и природное (бессознательное) начала в человеке являются антагонистами. Культура подавляет инстинкты и влечения человека, она носит репрессивный характер. Вся европейская культура является культурой запрета. По мере развития цивилизации человек подавляется всё больше и больше, что приводит к депрессии и массовым психозам. Общество может существовать только при условии вытеснения бессознательных влечений и страстей, в противном же случае будет разрушено изнутри.

    В любом обществе человека можно сделать свободным, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное. Обществу свойственна массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру. Заменителем подавленной энергии являются ритуалы как форма реализации коллективного бессознательного. Ритуалов много - это мораль, религия, искусство и т.п. Единственный путь развития человечества в будущем – это созидание самосознательного Я, освобожденного от давления стихии бессознательного.

    Фрейдизм, как философское учение, подводит научную базу под одно из кризисных явлений в культуре XX века. У З. Фрейда всё меняется местами: культура и натура, норма и патология. То, что веками считалось извращением, в теории Фрейда становится только этапом в нормальном развитии либидо и, наоборот, обычная культурная жизнь оказывается результатом «противоестественного» употребления сексуальной энергии. Таким образом, философская теория Фрейда имеет противоречивое и двойственное значение. Всемирную же славу он получил благодаря созданию психоанализа.

    Приверженцем идей психоанализа был Карл Густав Юнг (1875-1961). Юнг отверг взгляды Фрейда на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему миру. Анализируя бессознательное, К. Г. Юнг считал неправомерным все психические импульсы «Оно» сводить к сексуальности и понимать европейскую культуру на основе индивидуальной сублимации. Юнг создает культурологическую концепцию бессознательного, имеющего два «этажа» - коллективное бессознательное (безличное) и субъективное (индивидуализированное). Коллективное бессознательное уходит своими корнями в глубокую древность. Образы, носители коллективного бессознательного, были названы Юнгом архетипами. Это первобытные формы постижения мира, внутренние образы объективных жизненных процессов, вневременные основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества.

    Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные архетипы, которые находят свое воплощение в мифах, сновидениях, служат питательной средой для воображения и фантазии. Кроме того, Юнг развивает свое учение об индивидуализации. Это процесс психического развития человека путем ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. Самореализация индивида происходит путем погружения в глубины коллективного бессознательного, в результате чего достигается личностная целостность и неповторимость. Влияние идей Юнга распространилось в кругах художественной интеллигенции (Т. Манн, Г. Мур, Г.Рид, Г.Гессе и др.)

    Одним из основных представителей неофрейдизма является немецко-американский философ, социолог и психолог Эрих Фромм (1900–1980). В начале своей деятельности он был приверженцем ортодоксального фрейдизма, но затем он создает свое учение, представляющее синтез психоаналитических, экзистенциалистских, философско-антропологических и марксистских идей. Если у Фрейда в его учении речь шла об индивидуальном бессознательном, у Юнга – о коллективном бессознательном, то Фромм исходит в своем учении из социального бессознательного. Бессознательное, по мнению Фромма, – это состояние психики. Это – идеи, настроения, переживания людей, которых общество лишило ясной осознанности посредством определенных «фильтров»: языка, логики, социальных табу. Психика человека рассматривается как механизм адаптации личности к социальной среде. Неофрейдизм социологизирует психику и психологизирует социальное.

    Основные положения социальной философии Фромма изложены в таких произведениях как «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Здоровое общество», «Иметь или быть», «Искусство любить», «Анатомия человеческой деструктивности» и др. Фромм считал, что человек – это противоречие. Он принадлежит к миру животных, но уже отделен от животного мира. Для человека его собственное существование является проблемой, которая требует решения. Единство биологических и культурных факторов отражается в социальном характере. Фромм выделяет следующие типы характеров:

    1) Рецептивный тип. Обладатели его считают, что источник хорошего в жизни находится вне их самих. Эти люди зависимы, пассивны, не способны делать что-то без посторонней помощи. Их задача скорее быть любимыми, чем любить. Они доверчивы, сентиментальны.

    2) Эксплуатирующий тип. Такой человек берет всё, что ему нужно, силой и изобретательностью. Обычно он не способен к творчеству, добивается любви, обладания, заимствуя идеи у других.

    3) Накапливающий тип. Такой человек пытается обладать большим количеством материальных благ, власти, любви; он избегает любых поползновений на свои накопления, он тяготеет к прошлому, его пугает всё новое.

    4) Рыночный тип. Здесь личность оценивается как товар (продать, обменять). Такой человек заинтересован в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми, демонстрирует себя, в отношениях с окружающими он поверхностен. Девиз такого человека «Я такой, каким вы хотите меня видеть».

    5) Продуктивный тип. По Фромму, это конечная цель развития человека. Это – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки человек. Он способен к продуктивному логическому мышлению, любви, труду. Он способен любить всё живое на Земле (биофилия); он заботлив, ответственен, уважает других, стремится к знанию; это зрелый и цельный человек, он может доминировать в любом типе культуры.

    Фромм критикует существующие общественные отношения Запада, подчеркивает наличие отчуждения человека от человеческой сущности. Такое отчуждение ведет к экзистенциальному эгоизму. В современном обществе за душу человека борются два принципа – принцип обладания и принцип бытия. Эти принципы проходят «красной нитью» во всех произведениях Э.Фромма. Но особенно ярко эти идеи излагаются в книге «Иметь или быть». В фундаменте принципа «иметь» находятся биологические факторы, стремление к самосохранению. Принцип «быть» опирается на такие нравственные понятия как «жертвенность», «альтруизм». Фромм рассматривает обладание и бытие в повседневной жизни, в обучении: студенты, ориентированные на «обладание», могут слушать лекцию, воспринимать слова преподавателя, понимать логическое построение фраз и даже дословно записывать, чтобы впоследствии вызубрить конспект и сдать экзамен. Но содержание лекции не становится частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее. Между студентами и содержанием лекции не устанавливается никакой связи, они остаются чуждыми друг другу. Им не приходится создавать, придумывать что-то новое. Новые идеи внушают им беспокойство, ставят под сомнения имеющиеся знания. Студенты, ориентированные на «бытие», не приступают к слушанию лекций будучи «tabularasa». Они уже размышляли над проблемами. У них возникли свои вопросы, проблемы. Они не пассивные вместилища информации. Такие студенты слушают и слышат, активно реагируя на информацию. Это живой процесс, и в основе него лежит интерес. Фромм в своей книге рассматривает проявление этих принципов и во многих других видах общественной деятельности.

    Фромм отвергал положение Фрейда о порочности человеческой природы и выражал уверенность в неизбежности универсального всепланетного гуманизма. На основе гуманистического психоанализа становится возможным осознание человеком не подлинности своего существования и реализация им своей сущности, восстановление гармонии между личностью и обществом, индивидом и природой. Цель человечества – создание гуманистического общества, основанного на любви.

    В своем учении Фромм делает акцент на положительном идеале, который в действительности является фикцией, сконструированной философом без учета исторического опыта. Поэтому Фромм разошелся с фрейдизмом, расстался с Франкфуртской школой, вышел из неофрейдистской ассоциации Хорни и даже порвал с социалистической партией Америки. Фромм известен прежде всего своими книгами, которые не утратили популярности и по сей день.

    39). Современные представления о предмете психологии (гуманистическая и когнитивная психология)

    Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии основным предметом анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как противовес бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данному направлению относят таких психологов как А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер, Р.Мэй, С.Джурард, Бьюдженталь и др.

    положений данного направления психологии:

    · Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

    · Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

    · Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

    · Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

    · Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл)

    Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

    Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был выдающийся французский психолог Теодюль Арман Рибо (1839-1916). В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

    Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Как пишет Рибо, на одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим». Таким образом, вычленяются отдельные единицы из целостной, образной структуры. Образ «подвергается непрестанной метаморфозе и обработке по части устранения одного, прибавления другого, разложения на части и утраты частей». Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

    Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Так, аборигены Австралии называли книгу «раковиной» только потому, что она открывается и закрывается: подобное стремление одушевить все Рибо сводил к двум типам: олицетворение и преобразование (метаморфоза). Олицетворение состоит в стремлении одушевить все, предположить во всем, в чем есть признаки жизни, и даже в безжизненном, желание, страсть и волю. Олицетворение - неиссякаемый источник мифов, суеверий, сказок и т.д.

    Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.

    Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения.



    Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности.

    Многие исследователи пытаются разобраться, что же предшествует вспышке творческой активности, и приходят к выводу, что в этом плане особое значение имеет своеобразный период заторможенности, период внешней бездеятельности, когда в подсознании происходят процессы, которые в сознании не формируются. Умственная активность не прекращается в период такого затишья, работа творческого воображения продолжается, но в сознании не отражается. Такие спокойные периоды некоторые авторы называют заторможенным состоянием транса («интервалы вынашивания», когда происходит перегруппировка информации, которая была уже усвоена). После такого внешнего «бездействия» происходит мгновенно процесс окончательного решения проблемы, внезапного рождения творческого образа, возникает ответ на давно мучивший вопрос.

    Интервал транса - «вынашивания» - проявляется в различных внешних признаках: у одних - это особая напряженность, скованность, у других - расслабленность и даже сонливость. Нередко в такие периоды исследователь пытается отвлечься от решения проблемы, вытеснить ее из своего сознания. Но внимание к проблеме все же остается, она живет в воображении и диктует ему свои законы. Когда ничто ему не мешает, нет внешних раздражителей и он находится наедине с собой (часто перед засыпанием), воображение возвращается к беспокоящей проблеме. Она отражается и в содержании сновидений, и в бодрствовании, она не покидает сферы подсознательного, чтобы в конце концов прорваться в сознание, и вот наступает вспышка-озарение, которое в начале еще не получает словесного выражения, но уже вырисовывается в виде образов.

    Ряд авторов в своем изучении роли феномена воображения в открытиях обращает внимание на необходимость на определенном этапе отвлечься от восприятия информации. Процесс познания или знакомства с новой информацией протекает сначала в подсознании, тогда как выбор новых моделей поведения или осознания полученной информации идет в сознании. Двусторонний характер творческого процесса и породил дилемму о том, предшествует ли художественному творчеству период вдохновения или творческий процесс носит спонтанный характер.

    Многие представляют творческий процесс в виде спектра, одна сторона которого дает открытие, совершаемое сознательным и логическим путем, а другая сторона рождает внезапные вспышки вдохновения, которые спонтанно возникают из таинственных глубин воображения.

    По мнению психологов, все великие творения или изобретения требуют внезапного переключения, сдвига или перемещения внимания и обращения к вопросу или области, которая до этого не изучалась или даже не вызывала особого интереса у них.

    «Пришло время» - это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным.

    Подобные ситуации, о которых люди не подозревали или расценивали их как недоступные или аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению воображения, восприятию, рождают внезапные прозрения, неожиданную способность спонтанного правильного решения.

    Таким образом, один из компенсаторных механизмов - активация воображения, используемая человеком в условиях недостаточной стимуляции, на определенном этапе может приобретать положительное значение.

    Существуют традиционно выделенные операции творческого воображения, так называемые алгоритмы или приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация, уподобление.

    Комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности. Этот процесс позволяет мысленно расчленить реальность на составные части, затем соединить их снова в комбинацию, которая не дана непосредственно в ощущениях. Например, автор художественного произведения может наделить своих персонажей чертами характера, которые он наблюдал в жизни у реальных людей (прототипов художественного образа). Хотя персонаж художественного произведения реально никогда не существовал, но поскольку он несет в себе комбинацию реальных черт, то он воспринимается «как живой».

    Агглютинация – соединение в одном образе разнородных, несоединимых черт. Так, народная фантазия породила такие образы, как русалка (женщина+рыба) или кентавр (человек+конь).

    Гиперболизация – мысленное увеличение какого-либо предмета, явления, персонажа. Поскольку величина предметов познается в сравнении, то и преуменьшение предмета, явления, персонажа тоже есть разновидность гиперболизации. Так, классическим примером гиперболизации является создание Джонатаном Свифтом воображаемой страны лилипутов и страны великанов.

    Заострение – подчеркивание, акцентирование заострение тех или иных черт, особенностей объектов; персонажей. Так, Пиноккио, персонаж сказки Карло Коллоди, отличался длинным носом, который рос вследствие хвастовства (преувеличенной черты характера этого героя).

    Схематизация – прием, при применении которого отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (например, при создании растительного орнамента).

    Поделиться: