Табель званий в российской армии. Табель о рангах в царской России. Табель о рангах Российской Федерации

Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения государственной службы. Издан Петром I в 1722. При царском дворе и в гражданских государственных учреждениях до 1722 существовали традиционные русские чины (бояре,… … Политология. Словарь.

Список чинов (по степени важности) военного, гражданского и придворного ведомств. Установлен указом (1722) российского императора Петра 1 о порядке государственной службы. Иносказательно: сравнительная оценка заслуг в определенной сфере… … Словарь крылатых слов и выражений

Роспись чинов, которыми последовательно награждаются лица, состояния на государственной службе, военной или гражданской; табель о рангах устанавливала первоначально 14 классов старшинства, но с течением времени некоторые были уничтожены. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка

Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские),… … Большой Энциклопедический словарь

Законодательный акт в России XVIII XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и… … Юридический словарь

Современная энциклопедия

ТАБЕЛЬ, я, мн. и, ей и (разг.) я, ей, м. и (устар.) ТАБЕЛЬ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трём видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.… … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 иерархия (7) система подчинения (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Табель о рангах - в России в XVIII 1 й половине XIX в. закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан 24.01.1722 г. правительством Петра I. Введение Т.о.р. было одной из важнейших реформ Петра I, направленных на дальнейшее укрепление дворянской… … Энциклопедия права

Табель о рангах - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, в России законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками и военными. Издан Петром I в 1722. Устанавливал 14 рангов (1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), гражданские и придворные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Табель о рангах , . С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх положенных в Табели о рангах в классах чинов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Табель о рангах , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх…


4 февраля (24 января по старому стилю) 1722 года Петр I принял закон Табель о рангах, устанавливающий регламент государственной службы и разделяющий чины по ранжиру. Этот документ оказал большое влияние не только на развитие государства, но и на систему социальных отношений. Он действовал вплоть до 1917 года, претерпев при этом несколько изменений.
На момент начала царствования Петра I деятельность бюрократического аппарата была запутана и непригодна для эффективного управления государством. Внутри него шла междоусобная борьба за власть между сословиями. Так возникла потребность централизации власти, усиления её позиций на местах, формирования разветвленной схемы административного аппарата, находящегося под чётким контролем верховных органов власти.
Преобразование системы управления государством и административной деятельности шло фактически на протяжении всего пребывания на царстве Петра I. Закреплением на законодательном уровне и обобщением всей реформаторской деятельности Петра в части военной, гражданской и судебной администрации явилась Табель о рангах, создание которой началось в 1719 году.
Главным разработчиком Табели являлся А.И. Остерман - сподвижник Петра I, но и сам император принимал активное участие в разработке Табели. Также были задействованы в создании основные деятели, в то время оказывающие влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны.
За основу Табели был взят опыт европейских стран – в большей степени административные акты Дании, Пруссии и Швеции. Также были учтены и российские традиции: древние русские чины и принятые на тот момент законы. С введением в действие Табели о рангах такие сословия как окольничие, бояре и пр. не были ликвидированы, однако плата жалования их представителям прекратилась. Большое внимание при разработке нового закона было уделено соотношению военных, придворных и статских служебных чинов.
Табель о рангах являлась классификацией чинов в табличной форме. Должности были выстроены в три ряда: воинские, гражданские (статские) и придворные. Каждый ряд разделялся на 14 рангов (классов) по старшинству, при этом 1-й ранг считался наивысшим. Воинские чины дополнительно разделялись на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При Петре I в Табели о рангах насчитывалось 263 должности. Кроме самой таблицы в законе существовало еще 19 пунктов с пояснениями, в том числе о штрафах за его нарушения.
Между рядами чинов было приведено соответствие. Например, придворный служащий, имеющий какой-либо чин, при переходе на гражданскую службу, мог притязать на тот же чин и ту же заработную плату.
Табель о рангах иногда сравнивают с пирамидой, имея ввиду, что соподчинение шло сверху вниз от высшего начальства вниз до 14-го ранга. С ростом позиции должности в Табели о Рангах - росло и число обладателей этой должности.
Согласно новому закону социальное положение теперь определялось не местом в аристократической иерархии, а чином, заслугами и выслугой лет. Устанавливая место в иерархической структуре государственной службы, Петровская Табель давала возможность талантливым людям выдвинуться на высокие посты вне зависимости от их происхождения.
Кроме старшинства рангов существовало старшинство между носителями одинакового ранга. Оно зависело от того, когда служащему был пожалован чин.
Примечания к Табели предусматривали исключения из принципа бюрократической выслуги: князья императорского рода при любых обстоятельствах оставались выше по иерархии остальных князей и высокопоставленных чиновников.
Устанавливались и уставные обращения к представителям соответствующих рангов. Если чиновник на публике требовал по отношению к себе почестей не положенных ему по чину, ему предназначался штраф, равный заработку нарушителя за два месяца. При этом одна треть денежных средств перечислялась доносившему, а две трети шло на материальное обеспечение госпиталей. За неподобающее и жестокое поведение на публике иногда следовала потеря чина. Вернуть чин можно было только за серьёзные заслуги и при наличии именного указа. Замужние дамы имели тот же чин, что и их мужья, а незамужние девушки имели ранг на несколько позиций ниже, чем у отцов. Женщины облагались соответствовавшими чину штрафами за неправомерные деяния.
Для дворянства служба была обязательной. При этом начинать следовало с самого низкого класса Табели: с 14-го. Если дворянин отказывался служить, то его лишали имения.
С подписанием Табели дворянство становилось открытым сословием. Служащие, достигнувшие 7-го ранга в гражданском или придворном ведомстве, причислялись потомственно к дворянскому сословию, но это правило не действовало на отпрысков, появившихся на свет до достижения их отцом чина. Ввиду того, что служба предоставляла доступ в дворянство широким слоям населения, генеалогический состав сословия изменился.
Военнослужащие причислялись к дворянству, начиная уже с 14-го ранга. Расположение чина в служебной иерархии связано было с получением различных привилегий. По очередности в соответствии по чинам разносили блюда на званых ужинах, на почтовых станциях давали лошадей. Чиновники всех видов служб обязательно должны были носить мундир или в зимнее время шинель. В зависимости от ведомства на форменной одежде различались пуговицы, иногда подкладки. У каждого чиновника должен был быть экипаж и форменная одежда для лакеев и кучеров в соответствии с чином.
После смерти Петра I в Табели о рангах было сделано несколько правок, введённых для затруднения присвоения дворянства за службу лицами незнатного рода. Старинные именитые рода восстанавливали свои утраченные позиции. Дворянство начало получать всё больше привилегий. Для назначения в некоторые чины для дворян были сокращены сроки. С 1845 года на гражданские служащие могли заслужить дворянство для себя, достигнув чина 9-го ранга, а потомственное - только с 5-го. С 1856 года дворянство, распространяющееся и на семью, жаловали уже с 4-го ранга, однако полностью отвергать эту петровскую идею власть не намеревалось, т.к. перспектива получения дворянства стимулировала население к гражданской службе.
В 1917 г. Табель о рангах прекратила своё действие.

НОВЫЙ ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Почти одновременно (24го января) издан был знаменитый указ, заключавший табель о рангах, послуживший основанием новому порядку государственной службы. И здесь видно было желание поставить верховную царскую волю выше всяких прав и предрассудков породы. Местничество давно уже уничтожилось; повышение личностей в служебной лестнице оставалось на произволе власти. Новый указ был дальнейшим развитием этого принципа, Петр не уничтожал преимуществ рождения вовсе, но выше их ставил достоинство государственной службы. Заслуги, оказанные в государственной службе, сообщали недворянину потомственное дворянское звание. Всем, считавшимся до того времени дворянами, вменялось в обязанность в полуторагодичный срок доказать, когда и от кого пожалована им дворянская честь; те, которые докажут, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольдмейстер должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей. Таким образом положено начало родословным книгам и герольдии. Царь предоставлял себе право жаловать недворян за службу дворянством и лишать его за преступление. По закону 24го января 1722 года, вся государственная служба разделялась на воинскую, статскую и придворную, и в каждом таком разряде установлялась лестница из 14ти ступеней. Воинская служба разделялась на 4 отдела: сухопутная - армейская, гвардейская, артиллерийская и морская. Верховный чин или первый класс для всей армии, гвардии и артиллерии был генералфельдмаршал, для морских - генераладмирал. Ко второму классу принадлежали, как в армейской, так и в гвардейской службе, полные генералы от инфантерии и от кавалерии; в артиллерийской службе - генералфельдцейхмейстер, в морской - адмиралы прочих флагов. В третьем классе, в армии, гвардии и артиллерии, числились генераллейтенанты, генералкригскомиссар и кавалеры Св. Андрея, а в морской - вицеадмиралы. В четвертом, как в армии, так и в артиллерии - генералмайоры; а в гвардии с этого класса начинается преимущество над армией: армейскому генералмайору равнялся гвардейский полковник, в морской службе шаутбенахты и оберцейгмейстер. В пятом - армейские бригадиры, оберштеркригскомиссар, генералпривиантмейстер, в артиллерии полковник, в гвардии подполковник, а в морской - капитаны, командир над портом кроншлотским и некоторые хозяйственные должности. В шестом: в армии - полковники, в гвардии - майоры, в артиллерии - подполковники, в морской — капитаны 1го ранга. В седьмом: в армии - подполковники, генералаудиторы и некоторые другие должности, в гвардии - капитаны, в артиллерии - майоры, в морской - капитаны 2го ранга. В восьмом: в армии - майоры, генеральские адъютанты; в гвардии - капитанлейтенанты, в артиллерии - инженермайоры, в морской - капитаны 3го ранга. В девятом: в армии - капитаны, в гвардии - лейтенанты, в артиллерии и в морской - капитанлейтенанты. В десятом: в армии - капитанлейтенанты, в гвардии - унтерлейтенанты, в артиллерии и в морской - лейтенанты. Одиннадцатого класса не было, исключая для морской службы - секретари корабельные. Двенадцатого: в армии - лейтенанты, в гвардии - фендрики, в артиллерии - унтерлейтенанты, в морской - унтерлейтенанты и шкиперы 1го ранга. Тринадцатого: в армии - унтерлейтенанты, в артиллерии - штыкюнкеры, в гвардии и в морской не было этого класса. Наконец, четырнадцатого: в армии - фендрики, в артиллерии - инженерфендрики, в морской - шкиперы 2го ранга и констапели. В статской службе: 1го класса был один только канцлер, 2го - действительные тайные советники, 3го - генералпрокурор, 4го президенты коллегий и тайные советники. Затем остальные классы, за исключением 11го, которого вовсе не было, выражали разные должности гражданской служебной деятельности, и в этом отношении табель Петра имела несколько другой смысл, чем та, которая удержалась до нашего времени и представляет сходство с современной только по принадлежности должностей, размещенных в их достоинстве по лестнице классов. Придворные должности, начиная со 2го класса, к которому принадлежал обермаршал, шли также на 14 степеней, но, за исключением 10го и 13го, выражали собой придворные обязанности, в иных случаях постоянные, как, например, тайный кабинетсекретарь, лейбмедикус, в других - о тносившиеся только к придворным церемониям, например, обершенк, камергеры. «Ранг» при Петре означал право на известную почесть, и всякий, кто самовольно займет место, дающее ему право на почесть выше его ранга, подвергался вычету двухмесячного жалованья или же уплате той суммы, которая равнялась жалованью, получаемому другими, равными ему по рангу, лицами. «Сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся или при публичных ассамблеях, но токмо в церквах при службе Божьей, при дворовых церемониях, при аудиенциях послов, в торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, погребениях и тому подобное». Так пояснял значение рангов государев указ. И женский пол пользовался подобным отличием по рангам. Замужние женщины считались в рангах сообразно своим мужьям, а девицы сообразно своим отцам, но между замужними и девицами устанавливалось отношение, дававшее преимущество первых пред последними. Например, девицы, дочери отцов 1го ранга, до своего замужества, считались выше тех замужних, которых мужья состояли в 5м ранге, дочери отцов 2го ранга считались выше жен чиновников 6го ранга. У фискалов теперь явилась новая обязанность - наблюдать, чтобы все пользовались почетом сообразно своему рангу и не присваивали себе высшего почета. В статской службе потомственное дворянство давали первые 8 классов, а в военной - все (как штаб и обер) офицерские чины. Каждый должен был иметь свой убор, ливрею для служителей и экипаж сообразно своему рангу. «Понеже знатность и достоинство какой особы часто умаляется, когда убор и прочий поступок чем не сходствует».

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993; 2006. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Глава 15. . VI. Внутренние события после Ништадтского мира

РАЗДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ЯВИЛОСЬ НЕОБХОДИМОСТИЮ

При Петре развитию была дана такая сила, что разделение должностей явилось необходимостию, что и высказалось в Табели о рангах, где все должности, или чины, были размещены в известном порядке, по классам, и подле должностей, или чинов, военных являются гражданские и придворные. В январе 1722 года двое сенаторов, Головкин и Брюс, и двое генерал-майоров, Матюшкин и Дмитриев-Мамонов, сочинили Табель о рангах. В этой табели подле чина генерала от кавалерии или инфантерии видим чин действительного тайного советника; и это не был чин в нашем значении слова: действительные тайные советники на самом деле были членами Тайного совета, собиравшегося обыкновенно для обсуждения важных, преимущественно иностранных дел. Современники рассказывают, что когда Петр хотел возвести в действительные тайные советники графа Брюса, то последний сам отказался от этой чести, представив, что хотя он и верный подданный, но иноверец. В пунктах, приложенных к Табели о рангах, говорилось: «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, также служителей (чиновников) знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов, в публичной ассамблее знатных чинов, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чина и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат. Потомки служителей русского происхождения или иностранцев первых 8 рангов причисляются к лучшему старшему дворянству, хотя бы и низкой породы были. Понеже статские чины прежде не были распоряжены и для того почитай никто или зело мало надлежащим порядком снизу свой чин заслужил из дворян, а нужда, ныне необходимая, требует и в вышние (статские) чины, того ради брать, кто годен будет, хотя бы оный и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многие лета и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше, того ради кто в который чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует».

ПРИНЦИПЫ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности (поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества).

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии.

Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. М., 1991.

«ТАБЕЛЬ» О ДАМАХ

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы - с женами брегадиров.

Гоф девицы - с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен - с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому,
так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.


9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы - с женами брегадиров.

Гоф девицы - с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен - с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком снизу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто, в которой чин и возведен, будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

годы

месяцы

против капрала

1

против сержанта

1

против фендрика

1

6

против порутчика

2

против капитана

2

против маэора

2

против подполковника

2

против полковника

3

6

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы, смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

Петр

Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» ) - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Цитата: «Табель о рангахъ всехъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ класс чины; и которые въ одномъ класс» - Пётр I 24 января 1722 г.

История создания

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.

Описание

24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» , - гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу отдельно были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину. Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие». Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе - только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чин не ниже действительного тайного советника.

Влияние на общество и дворянство

При введении в действие табели о рангах древние русские чины - бояре, окольничьи и т. п. - не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы - дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Указом Александра II от 9 декабря 1856 года планка была повышена: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Табель о рангах

  • Генералиссимус (вне классов)

Чины гражданские (статские)

Чины военные

Чины придворные

  • Канцлер (Штатс-секретарь)
  • Действительный тайный советник 1-го класса
  • Генерал-фельдмаршал
  • Генерал-адмирал
  • Действительный тайный советник
  • Вице-Канцлер
  • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
  • Генерал-аншеф (1763-1796)
  • Генерал от артиллерии (с 1796)
  • Инженер-генерал (с 1796)
  • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар (1711-1720)
  • Адмирал
  • Обер-камергер
  • Обер-гофмаршал
  • Обер-шталмейстер
  • Обер-егермейстер
  • Обер-гофмейстер
  • Обер-шенк
  • Обер-церемониймейстер (с 1844)
  • Обер-форшнейдер (с 1856)
  • Тайный советник (с 1724)
  • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
  • Генерал-поручик (1741-1796)
  • Вице-адмирал
  • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Гофмаршал
  • Гофмейстер
  • Шталмейстер
  • Егермейстер
  • Обер-церемониймейстер (с 1800)
  • Обер-форшнейдер
  • Тайный советник (1722-1724)
  • Действительный статский советник (с 1724)
  • Генерал-майор
  • подполковник гвардии (1748-1798)
  • Генерал от фортификации (1741-1796)
  • Шаутбенахт на флоте (1722-1740)
  • Контр-адмирал на флоте (с 1740)
  • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камергер (с 1737)
  • Статский советник
  • Бригадир (1722-1796)
  • Капитан-командор(1707-1732, 1751-1764, 1798-1827)
  • премьер-майор гвардии (1748-1798)
  • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Церемониймейстер (с 1800)
  • Камер-юнкер (с 1800)
  • Коллежский советник
  • Военный советник
  • Полковник
  • Капитан 1-го ранга на флоте
  • секунд-майор гвардии (1748-1798)
  • полковник гвардии (с 1798)
  • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камер-фурьер (до 1884)
  • Камергер (до 1737)
  • Надворный советник
  • Подполковник
  • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
  • Капитан 2-го ранга на флоте
  • капитан гвардии в пехоте
  • ротмистр гвардии в кавалерии
  • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Коллежский асессор
  • Премьер-майор и секунд-майор (1731-1798)
  • Майор (1798-1884)
  • Капитан (с 1884)
  • Ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Войсковой старшина у казаков (1796-1884)
  • Есаул у казаков (с 1884)
  • Капитан 3-го ранга на флоте (1722-1764)
  • Капитан-лейтенант на флоте (1907-1911)
  • Старший лейтенант на флоте (1912-1917)
  • штабс-капитан гвардии (с 1798)
  • Титулярный камергер
  • Титулярный советник
  • Капитан в пехоте (1722-1884)
  • Штабс-капитан в пехоте (с 1884)
  • Поручик гвардии (с 1730)
  • Ротмистр в кавалерии (1798-1884)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Есаул у казаков (1798-1884)
  • Подъесаул у казаков (с 1884)
  • Капитан-поручик на флоте (1764-1798)
  • Капитан-лейтенант на флоте (1798-1885)
  • Лейтенант на флоте (1885-1906, с 1912)
  • Старший лейтенант на флоте (1907-1911)
  • Камер-юнкер (до 1800)
  • Гоф-фурьер
  • Коллежский секретарь
  • Капитан-поручик в пехоте (1730-1797)
  • Штабс-капитан в пехоте (1797-1884)
  • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797-1884)
  • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
  • Поручик (с 1884)
  • Подпоручик гвардии (с 1730)
  • Подъесаул у казаков (до 1884)
  • Сотник у казаков (с 1884)
  • Лейтенант на флоте (1722-1885)
  • Мичман на флоте (с 1884)
  • Корабельный секретарь (по 1834)
  • Корабельный секретарь на флоте (до 1764)
  • Губернский секретарь
  • Поручик (1730-1884)
  • Подпоручик в пехоте (с 1884)
  • Корнет в кавалерии (1731-1884)
  • Прапорщик гвардии (1730-1884)
  • Сотник у казаков (до 1884)
  • Хорунжий у казаков (с 1884)
  • Унтер-лейтенант на флоте (1722-1732)
  • Мичман на флоте (1796-1884)
  • Камердинер
  • Мундшенк
  • Тафельдекер
  • Кондитер
  • Кабинетский регистратор
  • Провинциальный секретарь
  • Сенатский регистратор (1764-1834)
  • Синодский регистратор (с 1764)
  • Подпоручик в пехоте (1730-1884)
  • Прапорщик в пехоте (с 1884, только в военное время)
  • Секунд-поручик в артиллерии (1722-1796)
  • Гардемарин на флоте (1860-1882)
  • Коллежский регистратор
  • Фендрик в пехоте (1722-1730)
  • Прапорщик в пехоте (1730-1884)
  • Корнет в кавалерии (до 1884)
  • Штык-юнкер в артиллерии (1722-1796)
  • Хорунжий у казаков (до 1884)
  • Мичман на флоте (1732-1796)

Военные чины выше табели о рангах

  1. Генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах

  1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
  2. Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.
  3. Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
  4. Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).
Поделиться: