Индекс пенье рассчитать онлайн. Определение степени ожирения соматоскопия индекс эрисмана формула пинье эрисман. Ход выполнения работы

В неделю, включая жирные сорта (скумбрия, форель, лосось). Содержащиеся в рыбе омега 3 кислоты помогают в профилактике атеросклероза.

Карта здоровья

Заполнив «Карту здоровья», вы получите полную информацию о состоянии своего здоровья.

Физическая активность

Для профилактики гиподинамии повысьте свою регулярную физическую нагрузку как минимум до (150 минут физической активности средней интенсивности в неделю), постарайтесь двигаться больше.

Карта обследований

Используйте « » для хранения и интерпретации результатов лабораторных исследований (анализы крови, мочи и т.д.).

Тесты

Пройдите ряд полезных информационных тестов в разделе « »: полученные данные помогут вам обнаружить проблемы или скорректировать свой ЗОЖ-план.

Лишний вес

Следите за весом, не выходя за рамки нормальных значений Индекса массы тела: от 19 до 25. Для расчета и контроля ИМТ воспользуйтесь « ».

Здоровое питание

Чтобы разнообразить свой рацион всеми необходимыми микроэлементами, съедайте не менее 300-400 г в день (свежих и приготовленных).

Контроль здоровья

Для контроля здоровья глаз 1 раз в 2 года проходите осмотр у офтальмолога, после 40 лет ежегодно определяйте внутриглазное давление.

Здоровое питание

Во избежание проблем с весом и уровнем глюкозы в крови ограничивайте потребление до 6 ч. ложек в день (для женщин), 9 ч. ложек в день (для мужчин).

Стресс

Не допускайте развития хронического , чреватого серьезным ухудшением самочувствия и снижением качества жизни: вовремя решайте возникающие проблемы, отдыхайте, высыпайтесь, ведите здоровый образ жизни.

Контроль здоровья

Для контроля здоровья дыхательной системы 1 раз в год делайте флюорографию и проходите обследование у терапевта.

Антропометрическая карта

Используйте « » для определения индекса массы тела, типа телосложения и выявления проблем с весом.

Курение

Бросьте курить или не начинайте, если не курите, - это снизит до минимума риск развития обструктивной болезни легких, рака легких и ряда других специфических «болезней курильщика».

Организации

Найдите нужного специалиста, медицинское учреждение, профильную организацию сферы здоровья и ЗОЖ в разделе « ».

Контроль здоровья

Для контроля здоровья мочевыделительной системы 1 раз в год сдавайте анализ крови и мочи.

Контроль здоровья

Для контроля здоровья сердечно-сосудистой системы 1 раз в год проходите обследование у терапевта, регулярно измеряйте артериальное давление и сдавайте анализ крови на холестерин.

Негативное воздействие

Узнайте все факторы риска, влияющие на Ваше здоровье, в блоке «Негативное воздействие».

Антропометрия

Не допускайте развития абдоминального ожирения, повышающего риск заболевания сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией и т.д. Следите за : у мужчин он не должен превышать 94 см, у женщин – 80 см.

Карта здоровья

Заполните опросник по системам органов, получите персональное заключение по каждой из систем и рекомендации по контролю здоровья.

Карта физического состояния

Используйте « » для определения своего уровня физического развития.

План обследования

С помощью « » составьте свой собственный график профилактических осмотров, сдачи анализов и медицинских консультаций.

Контроль здоровья

Для контроля здоровья эндокринной системы периодически сдавайте анализ крови на глюкозу.

Здоровое питание

Не употребляйте более 5 г (1 чайная ложка) в день. Это оградит вас от проблем с водно-солевым обменом в организме.

Калькуляторы

Воспользуйтесь « » для расчета индекса массы тела, индекса курящего человека, уровня физической активности, антропометрических индексов и других показателей.

Стоматология

Посещайте стоматолога не реже 1 раза в год, вовремя лечите зубы и избавляйтесь от зубного камня, не допуская развития серьезных заболеваний полости рта.

Антропометрическая карта

Следите за весом, не выходя за рамки нормальных значений Индекса массы тела: от 19 до 25. В этом Вам поможет «

СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

Длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
- функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
- степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.

Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени - весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может производиться различными методами:

- методом сигмальных отклонений , когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;

- регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;

- центильным методом , сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;

- методом номограмм , когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям - длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.

Практикуется и метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела - 98,5 см, масса - 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.

Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) - [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]

Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25-40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5-6 единиц.

По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки - 2 минуты, отдых между ними - 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

Где Р - масса ребенка, n - число подъемов на ступеньку в минуту, h - высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

Где П - пульс, ПД - пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

Где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, в мл; Р - масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса - по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей - по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.

Артериальное давление

2) самочувствие

3) желание тренироваться

2. К субъективным показателям самоконтроля при занятиях физическими упражнениями относятся:

3) должная жизненная емкость легких

4) частота сердечных сокращений

3. Выберите положения, которые соответствуют содержанию самоконтроля при регулярных занятиях физическими упражнениями:

Соотнесение показателей самоконтроля с параметрами нагрузки

2) еженедельное обсуждение показателей самоконтроля с личным врачом

3) снятие показателей 3 раза в день: утром натощак, перед тренировкой, перед сном

4) регулярные физические тренировки

4. Для оценки фактической массы тела необходимо:

1) определить показатель «% от индекса Рюфье»

3) измерить кожно-жировую складку на бедрах

4) определить показатель «% от индекса Брокка»

5. Для выявления уровня развития мускулатуры измеряется сила мышц кисти, для этого используются прибор, который называется:

1) силомер

Динамометр

3) тонометр

4) эспандер

6. Для оценки уровня развития мускулатуры вычисляют индекс силы, который рассчитывается по формуле:

1) , где ОЗ – окружность запястья, ОПл – окружность плеча

2) , где КЖС кожно-жировая складка, пл – плеча, т – талии, б – бедра, МТ – масса тела

3) , где СМ – сила мышц кисти, МТ – масса тела

4) , где МТ – масса тела, СМ – сила мышц кисти

7. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 35 ед., индекс силы – 29%, индекс Рорера – 10,2. Его тип телосложения характеризуется как:

1) мускульный

Астеничный

3) липидный (брюшной)

4) нормостеничный (грудной)

8. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 23 ед., индекс силы – 48%, индекс Рорера – 12,2. Ее тип телосложения характеризуется как:

1) мускульный

2) астеничный

3) липидный (брюшной)

Нормостеничный (грудной)

9. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 15 ед., индекс силы – 70%, индекс Рорера – 13,2. Ее тип телосложения характеризуется как:

Мускульный

2) астеничный

3) липидный (брюшной)

4) нормостеничный (грудной)

10. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 5 ед., индекс силы – 81%, индекс Рорера – 13,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Мускульный

4) нормостеничный (грудной)

11. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – -10 ед., индекс силы – 25%, индекс Рорера – 15,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

Липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

12. Для определения соматического статуса индивида необходимо знать как минимум два показателя:

3) длина тели и масса тела

индекс Пинье и индекс силы

13. Такие характеристики, как превышение масса тела, хорошо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Мускульный

4) нормостеничный (грудной)

14. Такие характеристики, как превышение масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

Липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

15. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, узкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

Астеничный

2) липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

16. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно хорошо развитая мускулатура, нормальная грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Ответ от * Парижанка *[гуру]
Для расчета идеальной массы тела (ИМТ) можно воспользоваться формулой Поля Брока, которая по мнению современных диетологов наиболее близка к реальности. Формула эта проста: от роста в сантиметрах нужно отнять определенное число – это и будет ИМТ. При этом если рост человека составляет 156-165 см, то отнимать нужно 100, если 166-175 – то 105, при росте 176-185 – 110 и при росте свыше 186 см следует отнимать 115.
Кроме того, при определении ИМТ необходимо обязательно учитывать тип телосложения человека и в зависимости от него вносить поправки в расчет. Так, ученые выделяют три типа телосложения: астенический (тонкокостный) , нормальный и гиперстенический (широкая кость) . Так, при астеническом типе от полученного значения необходимо отнять 10%, при гиперстеническом – прибавить 10%. При нормальном телосложении никаких поправок вносить не нужно.
Определить свой тип телосложения можно по обхвату запястья. Для женщин эти параметры таковы:
менее 16 см – астенический тип
16-18 см – нормальный тип
более 18 – гиперстенический тип
Также можно определить свой тип телосложения с помощью индекса Пинье. Формула индекса Пинье (ИП) такова:
ИП = L - (P+T),
где L – рост в сантиметрах
P – вес в килограммах
T – окружность грудной клетки в сантиметрах
Если полученное значение ИП более 30, то это астенический тип, если в пределах от 10 до 30 – нормальный, если менее 10 – гиперстенический.
Кроме формулы Поля Брока для расчета идеального веса используется формула расчета индекса массы тела – ИМТ. Вычислить ИМТ несложно. Рост в метрах необходимо возвести в квадрат и массу тела в килограммах разделить на полученное значение.
Индекс массы тела менее 19 говорит о недостатке массы, индекс в пределах от 19 до 25 – нормальный вес. При ИМТ от 31 до 35 говорят об умеренном ожирении, если же ИМТ превышает 36 – то это серьезное ожирение.
Хотя ИМТ в пределах от 19 до 25 считается нормой, «подбираться» к верхней и нижней границам этого диапазона одинаково вредно. Лучше соблюдать «золотую середину» . При этом по желанию можно похудеть или поправиться безопасно для здоровья в пределах этой нормы.
Например, чтобы узнать, какой вес минимально допустим для определенного роста, необходимо произвести обратный расчет ИМТ для минимального показателя нормы, то есть для числа 19. ИМТ необходимо умножить на рост в метрах, возведенный в квадрат. Полученное значение и будет искомым весом.
Подобные формулы расчета идеального веса дают лишь среднее представление и могут иметь достаточно большую погрешность. Для более точного определения веса необходимо учитывать еще множество дополнительных факторов, таких как объем физических нагрузок, интенсивность деятельности, режим питания и т. д.

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс = 10, то телосложение крепкое, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

2. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений . Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или –) делят на среднее квадратическое отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле:

V – М / σ,

где V – варианта того или иного признака;

М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы;

σ – среднее квадратическое отклонение.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 6).

Таблица 6

Пример 1. Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

Для построения профиля физического развития проводят на равном расстоянии друг от друга горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Чаще всего используют 3 основных показателя: рост, вес, окружность груди. Посередине этих линий проводят среднюю вертикальную, соответствующую М данных показателей. По правую сторону от этой средней линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1σ, +2σ, +3σ, а по левую – соответственно – 1σ, – 2σ, – Зσ. По этим границам также проводят вертикальные линии.

Величину сигмальных отклонений каждого признака откладывают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно соединяют эти точки. При оценке физического развития исходят из расположения профиля.

Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития. При пропорциональном развитии точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных признаков, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на 1 см.

Пример 2. Девочка 9 лет имеет рост 131 см, вес – 28,5 кг, окружность груди – 65,5 см.

Для определения уровня физического развития девочки по таблице стандартов находят среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение роста, веса и окружности груди для девочек 9 лет. По этим данным строят таблицу расчета сигмальных отклонений (табл. 7).

Таблица 7

Таблица расчета сигмальных отклонений

По величине сигмальных отклонений основных признаков строят график – антропометрический профиль физического развития (см. выше).

Заключение: физическое развитие девочки оценивается как среднее и пропорциональное.

Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.

3. Оценка физического развития по шкале регрессии . Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием.

Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятых каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.

Сущность метода оценки по шкале регрессии заключается в следующем: при наличии связи между двумя признаками наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение – при обратной.

Оценочные таблицы для комплексной оценки показателей физического развития в виде шкал регрессии составляют с помощью ряда параметров. К ним относятся:

1) коэффициент корреляции (р), выражающий величину связи между признаками;

2) коэффициент регрессии (R), показывающий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу;

3) сигма регрессии, или частная сигма (σ R), которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Метод шкал регрессии предусматривает распределение признаков физического развития на две категории: независимые (рост) и зависимые (вес и окружность грудной клетки). Таким образом, рост считается ведущим признаком физического развития и необходимым основанием для правильной оценки. При нормальном развитии ребенка увеличение роста сопровождается прибавкой массы тела и окружности грудной клетки.

Таблицы, составленные по шкале регрессии для каждой возрастно-половой группы, содержат характеристики пяти ростовых групп (средний, ниже среднего, выше среднего, низкий и высокий рост). Величины роста приводятся для каждой группы в целых числах с интервалом в 1 см.

В нормативную таблицу включаются теоретические значения зависимых признаков, вычисленные с учетом взаимосвязи между ростом и весом, ростом и окружностью грудной клетки по величине коэффициента регрессии. Так как определенному росту соответствует несколько значений веса или окружности грудной клетки, в таблице приводятся границы колеблемости зависимых признаков, установленные при помощи сигм регрессии (σ R).

В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом физическое развитие считается гармоничным (нормальным), дисгармоничным и резко дисгармоничным.

Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (σ R).

Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1,1 – 2σ R , а также более должных на ту же величину.

При оценке физического развития по шкале регрессии определяют, к какой группе роста относится обследуемый, после чего находят должный вес и окружность грудной клетки. В таблице шкал регрессии значения зависимых признаков представлены с границами колебаний в пределах ±1σ , что соответствует нормальному, гармоничному развитию. Поэтому в ряде случаев для проведения оценки физического развития достаточно простого сравнения. Оценка физического развития по шкалам регрессии проводится следующим образом: вычисляют разницу между данными обследования и должными величинами, выражая ее в сигмах регрессий (σ R), т. е. разницу делят на сигму регрессии.

Пример 3. Мальчик 8 лет (городской житель) имеет рост 129 см, вес – 30,1 кг, окружность груди – 65 см.

По оценочной таблице рост 129 см относится к группе средних величин роста, ему соответствует вес 28,2 кг. Вес мальчика выше стандартного на 1,9 кг (30,1 кг – 28,2 кг = 1,9 кг). Эту разницу нужно разделить на частную сигму σ R = 2,88 х (1,9 / 2,88) = 0,65 (σ).

Таким образом, вес мальчика выше стандартного на 0,65σ и находится в пределах средних величин.

Окружность грудной клетки – 65 см, выше стандартной на 2,2 см (65 см – 62,8 см = +2,2), в долях сигмы регрессии это равно 2,2 / 3,37 – 0,65σ , т. е. окружность груди также находится в средних пределах.

Следовательно, физическое развитие мальчика среднее, гармоничное.

Поделиться: