Индивидуальные упражнения на снятие тревожности у подростков. Игры и упражнения для снятия тревожности у детей дошкольного возраста


Краткое описание документа:

Пояснительная записка

Актуальность программы. Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подростки, проживающие в стационарном отделении ГБУСОН РО «СРЦ Орловского района» часто испытывают тревожность; попадая в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. они реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно–развивающей программы для работы с воспитанниками подросткового возраста.

Коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки, расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.

Предложенные игры и упражнения рассчитаны на подростковый возраст и соответствуют специфике развития детей данной категории.

Работа по всем направлениям может проводиться как параллельно, так, и последовательно или постепенно, это зависит от желания и оценки ситуации ведущего (психолога, педагога). За основу взята программа, разработанная педагогом-психологом Погодиной Ольгой Петровной.

Продолжительность программы и количество занятий.

Программа рассчитана на 6 месяцев. Рекомендованная периодичность коррекционно – развивающих занятий 1 раз в неделю. Группа может состоять от 7 до 12 человек, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях.

Противопоказания: недостаточное количество участников группы;

Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу. При этом нужно отметить, что продолжительность занятий может варьироваться от 30 минут до 50 мин часа (в зависимости от выбранной формы занятия).

Противопоказания: недостаточное количество участников группы;

психические расстройства у детей, приводящие к дезорганизации группы.

Цель:

· Создать условия для снижения тревожности до уровня «нормы», соответствующего возраста.

Задачи программы:

· развитие у воспитанников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;

· формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;

· повышение самооценки воспитанников.

Принципы:

- гуманизма - веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного;

- системного подхода - предполагает понимание человека как целостной системы;

- реальности - предполагает, прежде всего учет реальных возможностей ребенка и ситуации;

- деятельностный подход - предполагает опору коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; Выдаем дипломы установленного образца

От 13 800  6 900 руб. / 300 часов

От 17 800  8 900 руб. / 600 часов

Похожие материалы

ГБОУ СО НПО «ПУ №80» г. Ртищево

Педагог – психолог Брагина О.А.

2013г.

Тренинг коррекции уровней личностной и ситуативной тревожности

Упражнение «Приветствие»

Цель: установление контакта с другими участниками группы, создание благоприятного психологического климата.

Инструкция: Тренер говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Участникам тренинга предлагается встать и поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

Обсуждение.

Упражнение «Моя тревожность»

Цель: исследование представлений о тревожности, причин его проявления, описание состояния тревожности.

Необходимые материалы: Ассоциативные фотографические карты. Спектрокарты У. Халкола, А.Копытин.

Инструкция: Участникам предлагается рассмотреть набор ассоциативных фотографических карт и выбрать по две метаморфические карты. Одна, из которых, олицетворяет состояние тревожности, а вторая – состояние спокойствия. Далее необходимо обсудить выбранные карты, используя следующие вопросы:

Вопросы для обсуждения:

Для карт «тревожности»:

1. Что такое тревожное состояние для меня?

2. Почему данная фотография олицетворяет мою тревожность?

3. Как я себя чувствую, когда смотрю на данную фотографию?

4. Когда проявляется мое тревожное состояние?

5. Что способствует его проявлению?

6. Что я могу сделать, когда у меня возникает тревожное состояние?

Для карт «спокойствие»

  1. Как я чувствую себя, когда спокоен?
  2. Нравится ли мне это состояние? Комфортно ли в нем я себя чувствую?
  3. Как сохранить спокойствие?

Тревога развивается постепенно и имеет свои уровни:

1. Наименьший уровень тревоги, когда человек ощущает внутреннюю напряженность, испытывает настороженность, напряжение и дискомфорт.

2. Второй уровень - ощущения напряженности более выражены, плюс к этому появляется раздражительность и многое принимает отрицательную окраску.

3. Третий уровень - собственно тревога, человек переживает неопределенную угрозу и чувство непонятной опасности.

4. Четвертый уровень - тревога нарастает и к ней присоединяется страх.

5. Пятый уровень - человек испытывает ощущение неизбежности надвигающейся катастрофы, переживает страх и ужас, при этом те объекты, которые вызывают страх могут не представлять действительной угрозы.

6. Шестой уровень характеризуется тревожно-боязливым возбуждением, которое выражается в паническом поиске помощи, в потребности в двигательной разрядке. Дезорганизация поведения и деятельности на этой стадии достигает максимума.

Любовные, дружеские, профессиональные отношения с другим, порой, являются для человека вожделенным предметом мечтаний, желаний, стремлений. И как все новое, эта часть жизни вызывает огромное количество тревоги. «Встреча» с другим человеком, в более широком понимании этого слова, вызывает бурю сомнений, волнений и ожиданий от другого и себя самого. Мы поговорим в этой статье о жизни в хроническом состоянии тревоги.

Со временем ее может становиться меньше, или она разгорается с новой силой. Если говорить про отношения, то там мы часто отмечаем состояние тревожности, или тревоги в ситуациях, когда существует угроза отделения, разрыва отношений, хотя бы на время. Отъезд близкого, неизвестность о его местонахождении, например, когда он не отвечает на телефонный звонок. Возникает тревога от невозможности находиться в состоянии неопределенности. То есть к такой тип тревоги возникает в отношениях «слияния» со значимым близким. Где «он» – это «я», мы являемся двумя половинками одного целого. Любая угроза утраты этой, кажущейся цельности вызывает тревогу.

Выделяют тревогу свойство-склонность к реакции тревоги. И тревогу состояние-кратковременную преходящую эмоциональную реакцию.

Соматические проявления тревоги

Головокружение, предобморочное состояние;

-«ком» в горле;

Нехватка воздуха;

Сухость во рту;

Приливы жара или холода;

Потливость, холодные и влажные ладони;

Напряжение в мышцах;

Тошнота, диарея, боли в животе;

Учащенное мочеиспускание;

Снижение сексуального желания;

Снижение потенции.

Психологические проявления тревоги

Беспокойство;

Раздражительность и нетерпеливость;

Напряженность, скованность;

Неспособность расслабиться;

Ощущение взвинченности или пребывание на грани срыва;

Трудности засыпания, страхи;

Быстрая утомляемость;

Невозможность сконцентрироваться;

Ухудшение памяти.

Мысли, во время состояния-тревоги

Мы постоянно думаем о неразрешимых трудностях (о болезни близкого, о трудностях на работе).

Нас беспокоит, что мы беспокоимся – и от этого мы еще больше беспокоимся (со мной что-то не так..)

Мы боимся, даже когда бояться нечего (любая, самая обычная ситуация, начинает пугать нас, словно земля уходит из под ног).

Мир вокруг представляется неуправляемым (словно мы ничем не можем себе помочь).

Мы каждую секунду считаем, что случится что-то страшное.

Тревога и страх

Нормальный уровень тревоги (как эмоционального состояния) необходим для эффективного приспособления к действительности. Тревога помогает нам защититься от внезапных угроз, сориентироваться. Когда опасность прекращается – тревога уходит. Чрезмерно высокий уровень тревоги – является реакцией, дезорганизующей поведение и деятельность и мешающей развитию личности. Тревожность характеризуется неопределенностью границ, отсутствием конкретного предмета или объекта тревоги («боюсь чего-то вообще»). В ситуации, когда возникает опредмечивание тревоги, мы имеем дело со страхами. Страхи проявляются специфически на определенные ситуации и объекты (боязнь темноты, животных, сказочных персонажей, родителя, учителя, страх смерти, нападения, огня и пожара, болезни, стихии и пр.).

То есть главное отличие тревоги от страха, ведь на первый взгляд они похожи- это связанность с внешним объектом. Страх, привязан к чему-то конкретному, тревога неопределенна. Тревога истощает своего хозяина, она в отличии от страха не привязана к объекту. К примеру, человек испытывающий фобию перед пауками, будет стараться их избегать. Таким образом, сбережет себе ресурсы для жизни. Тревожащийся человек живет в вечном состоянии непонятного беспокойства. Пытается всевозможными способами «скинуть» этот груз, в бесплодных попытках уйти в суету, ненужные телефонные звонки, делая «все и ничего» разом, не получая результата от своих трудов.

Тревога-это конфликт, который усиливается, когда мы пойманы между нашим интересом к чему-либо и нашим страхом по отношению к этому. Например, хочу подойти к мужчине, женщине, который вызывает симпатию, но тревожусь. Хочу попросить у начальства повышения зарплаты, но опасаюсь. Тревога – это напряжение между «сейчас» и «потом», уход из настоящего в прошлое или будущее. Часто тревога появляется тогда, когда избегая чего-то «сейчас», мы начинаем беспокоиться о будущем, и оно требует некоторых действий по отношению к людям. Таким образом, эта брешь может быть заполнена разными способами – работой, заботой о других, суетой, (блужданием по интернету, уборкой), деятельностью, которая не приносит удовлетворения.

Тревога – возникает тогда, когда мы сдерживаем свое возбуждение, собственными или родительскими запретами. Приятное радостное ощущение, предвкушение отдыха и поездки на море, может превратиться тревогу, под действием собственных запретов и страхов. «Я хочу», прерывается запретами в виде «нельзя», «надо» и превращается в тревожное состояние.

Возбуждение_____________самоконтроль______________тревога

Патологическая схема порождения (поддерживания) тревоги внутри самого себя.

Хроническая тревога – это хроническая замена настоящего будущим, или настоящего прошлым. «А что будет завтра….», «Вот, если бы тогда я…то….». То есть человек находится в хроническом избегании сегодняшнего дня, он живет завтра и вчера. Сожалениями о том, что не случилось и опасениями, тревогой о том, что будет завтра и послезавтра. Экзистенциальная тревога (или тревога смысла жизни) связана с осознаванием своего реального одиночества в мире, бессилия перед наступлением старости и смерти.

Тревога и тревожность

Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, неуспеха, с предчувствием неопределенной, грозящей опасности. В психологии под тревожностью понимают устойчивую индивидуальную особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги без достаточных оснований

Тревога свойственна всем людям, просто одни справляются с ней лучше других. Каждый человек имеет свои биологические часы. Нарушая свой внутренний режим, мы уменьшаем защитные свойства своего организма, заставляем его адаптироваться к дополнительным стрессогенным факторам.

Упражнение «Розовые очки»

Цель: осознание положительных, оптимистичных эмоций, развитие умений находить позитивные впечатления в повседневном взаимодействии.

Материалы: розовые очки.

Инструкция: «Если Вы наденете розовые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в розовый цвет. Расскажите, пожалуйста, о..

  1. Посещении учебных занятий;
  2. Проживания в общежитии;
  3. Своих друзьях;
  4. Нашем тренинге;
  5. Себе самом (самой)и т.д.

Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются.

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.

Инструкция: Участники группы получают задание: на листе бумаге написать три заветных желания, которые они попросили бы исполнить золотую рыбку, попадись она в руки. Затем, листы с желаниями складываются. И каждый из участников зачитывает по одному из листов, отвечая на следующие вопросы:

  1. Может ли это желание выполнить кто-то другой, помимо золотой рыбки?
  2. Может ли сам человек сделать что-то, чтобы это желание осуществилось?

Обсуждение: Легко ли было выбрать три желания? Все ли желания были учтены, не было ли забыто какое-то важное желание?

«Миссис Мамбл»

Цель: создание благоприятного психологического климата и позитивного настроя в группе. Разминка.

Инструкция: Участники усаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос очень комичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из игры.

Обсуждение: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?

Упражнение «Горная вершина»

Цель: расслабление, снятие напряжения, обучение участников группы способами медитации – визуализации.

Инструкция: Сядьте поудобнее. Глубоко вздохнули, выдохнули, закрыли глаза. Осмотрите себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы? Удобна ли ваша поза? Опущены ли плечи? Насколько удобное положение рук и ног? Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Может быть. Это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы можете…летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновенье…и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них…вы видите ровные, клочковатые облака, плывущие под вами…далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки…Ваш зоркий глаз способен различать самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины.

Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробнее…

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко у подножия гор…Какими мелками и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами? Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов…..С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки…..

Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомниться вам… А теперь вновь перенесите себя, стоящего у подножия горы…Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира.. Поблагодарите его….

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы можете открыть глаза… Вы вернулись сюда после удивительного путешествия…

Обсуждение: для получения обратной связи, ведущий просит обратить внимания участников на чувства, которые они ощутили во время полета, мысли во время него и т.д.

Упражнение «Крокодил»

Цель: Развитие групповой сплоченности участников тренинга, разминка.

Инструкция: Участникам предлагается разделиться на две команды. Одна из команд придумывает любое слово, состояние, настроение, чувство и говорит его выбранному участнику с другой команды, который должен не вербально – жестами и мимикой передать сообщение своей команде.

Обсуждение: что было трудно при выполнении данного упражнения, что легко, понравилось или нет упражнение.

Заключение.

Как справиться с тревогой?

Описанные ниже приемы помогут вам жить спокойнее и лучше справляться с тревогой.

«Подстелить соломку»

Очень важно знать симптомы и признаки тревоги, в том числе телесные (об этом мы говорили выше), это поможет вам больше понимать ее предвестники.

Составьте список тревожных для Вас ситуаций, подумайте о том, как их можно избежать.

Если уйти от них невозможно, то постарайтесь сделать их более щадящими для себя, возможно дл этого нужно прибегнуть к помощи других лиц.

Забота о себе

Контролируйте прием продуктов содержащих кофеин (чай, кофе, кока-кола). Короткая передышка, которую они дают, может смениться еще большей тревогой. Кофеин может усиливать беспокойство, нарушать сон, и даже провоцировать приступы паники.

В течение дня ешьте частыми небольшими порциями. Воздержание от еды приводит к понижению уровня сахара крови, что может вызвать тревогу и раздражительность.

Сделайте свою жизнь проще: не взваливайте на себя гору дел – делайте за один раз что-то одно.

Необходимо научиться методам релаксации (послушайте музыку, примите ванну, прогуляйтесь, почитайте, сходите в кино или посмотрите телевизор с кем-то из близких, займитесь спортом, сходите в бассейн, помедитируйте, займитесь йогой).

Опираться на другого

В состоянии тревоги важно поговорить с кем-то кому вы доверяете, супруг, друг, ваш психолог. Тревога и беспокойство обостряются, когда Вы чувствуете бессилие и одиночество. Чем больше Вы будете обращаться к другим людям, тем менее уязвимыми Вы будете себя чувствовать.

Если вы тревожитесь из-за ссоры, поговорите с кем-нибудь, кого она не затрагивает.

Не вовлеченный в конфликт человек, посмотрит на ситуацию со стороны и возможно, поможет вам найти выход.

Разумное планирование

Составьте распорядок дня и следуйте ему. К установленному расписанию организм быстро привыкнет, и будет работать с меньшей нагрузкой.

Замечайте признаки переутомления. Постарайтесь высыпаться. Тревога и беспокойство могут вызывать бессонницу. С другой стороны недостаток сна может также способствовать развитию тревоги. Когда Вы лишены сна, стрессоустойчивость крайне низка. Когда Вы хорошо отдохнули, гораздо легче сохранить душевное равновесие, являющееся ключевым фактором в борьбе с тревогой, и перестать беспокоиться.

Учиться быть в неопределенности

Неспособность находиться в неопределенности играет огромную роль в формировании тревоги и тревожности. Важно понять, что тревожащийся человек пытается не только предсказать свое будущее, но и надеется направить это будущее в желаемое русло.

За тревогой очень часто стоит неосознаваемый контроль, самого себя, других людей и ситуации. Страх человека заключается в том, что он опасается, что «все пойдет не так».

Проблема состоит в том, что таким образом не удастся сделать свою жизнь более предсказуемой. Есть иллюзия, что контроль может снизить тревогу. Но важно понять, что именно он первичен в создании переживания тревоги. Желая контролировать, мы начинаем раздувать тревогу внутри себя. Здесь придется принять тот факт, что мы можем держать под контролем далеко не все, большая часть событий нашей жизни идет своим чередом. Мы не можем управлять действиями других людей, есть вещи перед которыми мы бессильны.

Необходимо начинать с того, чтобы учиться проживать состояние неопределенности поэтапно, можно начинать с 1 минуты в день. Стараться обращать свое внимание на то, как вы чувствуете себя в неопределенности, какова ваша основная реакция в такие моменты (бессилие, гнев, тревога, страх и т.д). Умение находится в неопределенности – ключ к устранению тревоги.

Опора на тело

В такие моменты важно опираться на собственное тело, поскольку мысли могут быть пугающими, важно сохранить телесную опору в первую очередь на свое дыхание, а также опору на ноги (стараться чувствовать как стопы касаются земли, лучше одеть удобную обувь, либо постараться снять обувь на каблуке, в моменты, когда тревога особенно сильна). Интенсивность волнения снизится, если вы будете делать глубокие вдохи и выдохи, а также будете обращать внимание на то, как вы дышите. Гипервентиляция – причина таких симптомов, как головокружение, одышка, и онемение рук и ног. Это физиологические симптомы страха, который в дальнейшем приводит к тревоге и панике. Но, восстановив глубокое дыхание при помощи диафрагмы, можно снять эти симптомы и успокоиться.

Нет – негативному мышлению

Негативное мышление, ожидание «плохого» результата может быть фактором провоцирующим тревогу. Негативное мышление заставляет нас «раздувать» тревогу, внутри себя ожидая самый худший вариант. Внутренняя картина мира, не предполагает, что может случиться что-то хорошее. Эти иррациональные, пессимистические взгляды известны как когнитивные искажения. Когнитивные искажения не основаны на реальности, они не устраняются легко и просто. Как правило, они являются частью непрерывного образ мышления и настолько автоматичны, что многие люди даже не осознают их.

Прогрессивное расслабление мышц.

Когда Вас охватывает тревога, прогрессивная мышечная релаксация может помочь снять напряжение мышц и взять тайм-аут. Методика связана с систематическим напряжением, и последующим расслаблением различных групп мышц. По мере расслабления тела, Ваш мозг тоже расслабится.

Регулярные получасовые занятия релаксацией снимают напряжение, оказывая следующее действие:

Уменьшают сердцебиение;

Понижают кровяное давление;

Нормализуют дыхание;

Увеличивают кровоснабжение основных групп мышц;

Уменьшают мышечное напряжение;

Снимают физические симптомы стресса, такие как головная боль и боль в спине;

Заряжают энергией;

Повышают концентрацию внимания;

Дают силы лучше справиться с проблемами.

Релаксация по Джекобсону

Эта техника основана на связи между тревогой и ее физическими проявлениями (мышечным напряжением). Мышечное напряжение – естественная реакция организма на стресс, подготавливающая организм к бегству или нападению. Поэтому состояние тревоги часто сопровождается ощущением мышечного напряжения. Американский врач Эндмунд Джекобсон заметил, что, устраняя мышечное напряжение, можно уменьшать и другие проявления тревоги (в частности, эмоциональную тревогу).

Выполнение этой техники занимает всего 2 минуты, ее можно делать в транспорте или на рабочем месте.

Регулярные тренировки (2 раза в день) помогут уменьшить уровень тревоги и ускорить выздоровление, научиться в случае необходимости быстро уменьшать тревогу при приближении панической атаки.

1. Во время этого упражнения нужно попеременно напрягать и расслаблять мышцы. В ходе упражнения Вы будете постепенно увеличивать силу напряжения мышц, затем резко расслабляя их. Наиболее легко научиться выполнять это упражнение с мышцами рук.

2. Сядьте прямо – так, чтобы спина касалась стула, ноги стояли на полу, а руки лежали на коленях.

3. Можно выполнять это упражнение с закрытыми глазами – это поможет Вам лучше расслабиться. Если с закрытыми глазами Вы чувствуете себя некомфортно, делайте упражнение с открытыми глазами.

4. Начните с мышц кисти. Медленно считая до 5, с каждым счетом увеличивайте напряжение в мышцах кисти.

5. На счет 5 резко расслабьте мышцы кисти. Вы почувствуете, как расслаблены кисти рук. Сравните это с ощущением напряжения в мышцах.

6. Теперь повторите это упражнение, напрягая не только мышцы кисти, но и мышцы предплечья.

7. Затем подключите мышцы плеча, затем мышцы предплечья, далее мышцы плеча. В конце упражнения Вы будете напрягать все мышцы рук и мышцы спины.

Когда Вы научитесь делать это упражнение с мышцами рук, Вы можете научиться прорабатывать и другие мышцы – мышцы ног, живота. При этом следите за тем, чтобы сидеть прямо.

В последнюю очередь учитесь делать это упражнение с мышцами шеи и лица.

Чтобы увеличить степень расслабления, Вы можете представить, что делаете его в каком-либо месте, где Вы чувствуете себя расслабленно – на природе или в каком-то месте из своего детства.

Вы можете выполнять это упражнение каждый раз, когда чувствуете напряжение – на работе, в метро, дома.

Регулярное выполнение этого упражнения (2 раза/ день) поможет снизить общий уровень тревоги, увеличит шансы и ускорит выздоровление.

Техника визуализации

Расслабление основанное на мысленном переносе в жипописное место или ситуацию.

Необходимо представить не только визуальный образ этого места, но и его запахи, звуки, освещение и тактильные ощущения. Если это морское побережье, можно почувстовать тепло солнца, прохладу и соленый вкус воды, крики птиц и шум волн. При этом нужно закрыть глаза и занять удобное положение.

Медитация.

Доказано, что медитация снижает тревогу. Исследования показывают, что медитация может реально изменить ваш мозг. При регулярной практике медитации повышается активность в левой стороне префронтальной коры, области мозга, ответственной за чувство покоя и радости.

Упражнение «Прощание»

Цель: обсуждение тренинга, что получилось, что нет, какие чувства вы испытываете после тренинга.

Приложение 1.

Программа коррекции тревожности у подростков

Пояснительная записка

Травматическая ситуация, вытесненная в прошлом, подчиняясь влиянию какого-либо стимула из вне, может вернуться в любой момент, накладывая свой отпечаток на жизнедеятельность человека в настоящем, и заставляя страдать, как его, так и его окружение. Проблема развития стрессового расстройства актуальна не только для индивидов-носителей, но и для общества в целом. В качестве диагностических критериев исследователями выделяются факторы риска развития стрессового растройства, которые можно разделить на 3 категории: социально-средовые, индивидуально психологические (личностные особенности, особенности характера и темперамента), а так же биологические факторы, включающие физиологические реакции и генетическую предрасположенность.

В Международной классификации описаны следующие признаки травматического стресса:

1. Травматическое событие переживается вновь и вновь. Это может происходить в следующих формах:

Повторяющиеся и насильственной врывающиеся в сознание воспоминания о событии, которые находят выход и в детских играх. Это связано с тем, что дети в своих играх выражают то, что на них особенно влияет, например, дети играют во врачей, похороны, террористов, бандитов и т.п.

Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (сюда относятся галлюцинации, иллюзии).

Интенсивные негативные переживания при столкновении с напоминанием о травматическом событии.

Физиологическая активность при столкновении с чем-то, напоминающим травматическое событие.

2. Избегание всего, что может быть связано с травмой.

3. Вытеснение элементов травмирующего события.

4. Снижение интереса к вещам, которые раньше занимали.

5. Чувство отчужденности, ощущение одиночества.

6. Эмоциональная притупленность.

7.Неверие в будущее, т.е. возникновение короткой жизненной перспективы.

Сопутствуя психическим расстройствам, происходит дезорганизация в интеллектуальной сфере и учебном процессе. Коломинский Я. Л. И Игумнов С. А., которые исследовали влияние ЧАЭС на психику детей, выявили, что у детей шестилетнего возраста наблюдались задержка развития речи, низкая интеллектуальная вербализация с соответствующими нарушениями в коммуникативной сфере.

Необходимо помнить о том, что дети более раннего возраста не могут даже рассказать о себе, о том, что с ними случилось. В соответствии с этим возникает множество сложностей связанных с диагностикой и реабилитацией детей, особенно в раннем возрасте. В большинстве случаев наиболее эффективным способом взаимодействия с ребенком является не вербальный контакт. Взаимодействуя с ребенком в эмоциональном и поведенческом аспектах, существует большая вероятность того, что между взрослым и ребенком возникнет доверительная атмосфера, во время и после чего станет возможным детально продиагностировать и скорректировать посттравматические реакции.

Во многих случаях краткосрочной психотерапии для лечения ПТСР детей и подростков применяется нейролингвистическое программирование (НЛП), с помощью которого осуществляется изменение отношения к травмирующей ситуации, снижение ее эмоционального влияния, упорядочивание опыта. Для лечения ПТСР и фобий используются следующие методы:

1.Установление контакта с ребенком с помощью отражения, подстройки к его состоянию с помощью невербального языка тела и речи.

2.Обучение ребенка релаксирующим методам, в частности с помощью дыхания.

3.Глазодвигательные приемы, снижающие и стирающие зрительную и звуковую картины травмирующего событие.

4.Изменение субмодальностей травмирующей ситуации на субмодальности ресурсного состояния, с использованием метафор (Субмодальности – части сенсорного опыта: четкость, близость, трехмерность, цвет изображения (зрительные субмодальности), скорость, движение, ритм в картинке (тактильные субмодальности), громкость звука, интонация, тембр голоса (звуковые субмодальности) и многие другие).

5.Визуально – кинестетическая диссоциация, которая считается эффективной для быстрого и долговременного уменьшения восприимчивости пациентов к травмирующим происшествиям и фобиям.

Программа направлена на работу с подростками, имеющими высокие показатели тревожности по тесту Филипса, Спилберга.

Программа включает 7 направлений, каждое из которых состоит из группы упражнений. Рассчитана программа на 7 встреч.

3 . Матафонова Т.Ю., Пелешенко М.А. М, 2006

4.Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП,.М, 1997

Цикл занятий по снижению школьной тревожности в курсе «Самопознания»

Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связи с этим в нашем образовательном учреждении проводится специальная работа по снижению школьной тревожности. Данная работа ведется в групповой форме и состоит из двенадцати занятий, представленных в приложении.

По данным Всемирной организации здравоохранения, современная школа признана общественно неблагоприятным фактором, нередко наносящим урон психическому здоровью учащихся. Основные причины этого: несформированность ребенка как субъекта учебной деятельности; заниженная самооценка, неприятие собственного "я".

Цели работы по снижению школьной тревожности:

    оптимизация социальной ситуации развития детей;

    обучение их способам взаимодействия с миром и самими собой.

Поставленные цели обусловили необходимость решить ряд задач:

    снизить тревожность, эмоциональное напряжение учащихся;

    сформировать у детей адекватную самооценку, развить представление о собственной уникальности;

    воспитать уверенность в себе;

    сформировать навыки саморегуляции.

Занятия по снижению школьной тревожности

Занятие 1. "Установление правил"

Цели: установление психологического контакта, правил работы, сплочение группы.

Материалы: картинки с изображением движущихся веселых человечков, планы для упражнения "Представление", бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, игрушка – талисман группы, ватман, маркер.

Ход занятия

    Вводная часть
    Ведущий (преподаватель) с целью информирования участников группы рассказывает о целях и форме проведения занятий.

    Гимнастика
    Детям показывают картинки с изображением веселых человечков. Нужно повторять их движения.

    Представление
    Участники разбиваются на пары с помощью приема "Глаза в глаза". Необходимо без слов, взглядом договориться с кем-нибудь о том, чтобы работать в паре (в случае нечетного числа участников возникает одна тройка). Каждая пара получает план "интервью", и через 6–7 минут работы каждый представляет своего напарника.

План представления:

    Имя, фамилия, класс.

    Как давно учится в нашей школе.

    Нравится ли наш класс, почему.

    Любимые и нелюбимые школьные занятия.

    Любимые дела вне школы.

    Все, что хочется рассказать помимо перечисленных вопросов.

После этого каждый участник получает возможность выбрать себе тренинговое имя, оформить визитку, вырезав из бумаги нужную основу и используя фломастеры и цветные карандаши.

4. Игра "Путаница"
Данная игра развивает сплоченность группы через физический контакт. Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу. Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно предложить одному из них взять на себя ответственность за всю группу и указать ту пару рук, которую можно разъединить, чтобы распутать "мертвый узел".

5. Установление правил работы группы
Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении предыдущих заданий. На основе этого вырабатываются правила работы группы:

    говорить по одному;

    не перебивать того, кто говорит;

    не применять физическую силу по отношению к другим;

    никого не оскорблять, не дразнить;

Кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет действовать правило "стоп!"
(т. е. "в этой игре я не участвую!"). Правила записываются на листе ватмана, который вывешивается во время всех последующих занятий группы.

6. Хоровод
Дети встают в круг, берутся за руки, ведут хоровод, смотрят друг на друга, улыбаются.

7. Рефлексия результатов занятия

Занятие 2. "Сплочение группы. Закрепление правил"

Цели: закрепление правил работы, сплочение группы, развитие эмпатических способностей и внимания к окружающим.

Материалы: плакат с правилами, различные музыкальные фрагменты.

Ход занятия

1. Упражнение "Шалтай-Болтай"

Ведущий говорит детям следующую фразу: "Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне", а дети поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. При словах "свалился во сне" дети резко наклоняются вниз.

2. Музыкальная мозаика

К игре подбираются различные по настроению музыкальные фрагменты. Дети слушают музыку и выполняют соответствующие ей пантомимические движения, изображая то или иное настроение.

3. Упражнение "Перечисли правила"

Это, по сути, вариант игры "Снежный ком", направленной на воспроизведение правил работы группы. Первый участник называет одно правило, следующий повторяет первое и называет второе, и т. д. В завершение плакат с правилами вывешивается на стену. В дальнейшем строго отслеживается соблюдение правил работы группы.

4. Игра "Геометрические фигуры"

Участники с закрытыми глазами и жужжанием свободно перемещаются в помещении. По хлопку ведущего они должны выстроиться в круг (глаза нельзя открывать ни в коем случае). Игра завершается, когда все участники оказываются в кругу. На это отводится не более 7–10 попыток. Ведущий на доске фиксирует получившиеся фигуры. По окончании игры проводится обсуждение, в ходе которого подчеркивается важность групповой работы: если круг не получился, значит, участники не выполнили задание.

5. Игра "Коллективный счет"

Необходимо выполнить задание ведущего: группа с закрытыми глазами должна досчитать до десяти. При этом ведущий выдвигает важное условие: каждое число должен произнести только один участник. Договариваться, кто какое число называет, нельзя. В случае ошибки игра начинается заново.

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Занятие 3. "Школьная тревожность"

Цели: закрепление мотивации групповой работы; осознание ребятами личностного смысла понятия "тревожность"; развитие уверенности в себе.

Материалы: бумага, фломастеры, карандаши, плакат с правилами, фишки и коробочка с названием "Я справился", "дерево настроения" с яблоками различного цвета.

Ход занятия

1. Гимнастика "Зоопарк"

Детям предлагается изобразить характерные позы и движения животного (хитрой лисы, сильного медведя, грозного льва, трусливого зайца и др.).

2. Идентификация с именем

Ведущий просит: "Нарисуйте себя в прошлом, настоящем и будущем. Подпишите портреты". Затем называет три варианта имени. Дети подбирают имена к каждому портрету.

3. Игра "Один стул"

Участники свободно перемещаются. По сигналу ведущего они должны сесть на стулья. После каждого тура один стул убирается. Тем не менее все участники должны оказаться сидящими. Игра продолжается до тех пор, пока вся группа не сядет на один стул. В обсуждении подчеркивается, что вся группа смогла справиться с очень сложной задачей. (Если у кого-то из участников появятся ярко выраженные отрицательные чувства, связанные с тесным физическим контактом, можно ввести команду "Стоп!".)

4. Обсуждение понятия "тревожность"

Участников спрашивают, как они понимают смысл слова "тревожность"; какие ассоциации оно вызывает у них. Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего обсуждения необходимо подвести участников к пониманию того, что тревожность – это склонность к формированию страхов.

5. Круг "Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?"

Участники группы по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен способствовать тому, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили общие слова.

6. Упражнение "Я справлюсь!"

Детям предлагаются различные ситуации: тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; на тебя обиделся друг и т. п. Тот, кто считает, что может справиться с ними, поднимает обе руки. А тот, кто не знает выхода, прячет руки за спину. Ребята могут сами предлагать различные ситуации, можно использовать ситуации из предыдущего задания. Ребята рассказывают, как они будут вести себя в той или иной ситуации. Если предложенный вариант поведения одобрен большинством участников группы, то следует положить фишку в коробочку с названием "Я справился".

7. "Дерево настроения"

Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению.

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Занятие 4. "Школьные страхи"

Цели: осознание понятия "страх", повышение мотивации в работе с собственными чувствами, страхами, обучение навыкам расслабления и саморегуляции.

Материалы: бумага, фломастеры, карандаши, плакат с правилами.

Ход занятия

1. Обсуждение ситуации "В магазине зеркал"

В магазин, где стоит большое количество зеркал, вошла обезьянка (учащийся на роль обезьянки выбирается заранее). Она увидела свое отражение в зеркалах (зеркала – это дети), подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Они ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком – и ей тоже погрозили. Она топнула ногой – и ей топнули. Чтобы ни делала обезьянка – остальные делали то же самое. Дети обсуждают ситуацию.

2. Обсуждение понятия "Страх"

Задаются вопросы:

    Как вы понимаете смысл слова "страх"?

    Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Обсуждается, для чего вообще нужен страх, чему он может мешать.

3. Информирование

Ведущий рассказывает участникам о том, что все неприятные события вызывают у человека тяжелые чувства, но от природы нам дан механизм разрядки отрицательных эмоций. Каким образом человек может освободиться от отрицательных эмоций? К сожалению, эта разрядка часто прерывается. Например, нас утешают, говорят: "Не плачь, ты уже большой!". В этом случае боль остается с нами, и у нас возникают психологические проблемы. Человеку очень важно научиться преодолевать тяжелые чувства.

4. Рассказ о школьном страхе

Детям, сидящим по кругу, предлагается рассказать о каком-нибудь случае из школьной жизни, который показался им страшным. Затем происходит обсуждение "страшных" случаев.

5. Рисование школьных страхов

Участники рисуют на листах бумаги свои страхи. Затем им предлагают сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании ребята делятся своими чувствами. (При выполнении задания важна работа ведущего с каждым из участников группы, чтобы он смог выразить свои чувства.)

6. Игра "Паровозик"

Дети строятся друг за другом, держась за плечи стоящего впереди. "Паровозик" везет детей, преодолевая вагончиками различные препятствия.

7. Упражнение "Рисуем картинки в уме"

Под спокойную музыку ведущий тихим голосом говорит: «Сядьте удобно, опустите плечи, руки положите свободно на коленях, голову чуть наклоните вниз. Дышите ровно и спокойно. Представьте себе, что вы справились с трудной ситуацией. Вы испытываете гордость. Вам приятно ощущать себя сильными. Вы говорите себе: "Я справился". Вам очень хорошо. Мысленно твердите себе "Я умею владеть собой". Эти слова придают вам силы, ваши плечи выпрямляются, голова гордо поднимается. Вы словно растете, а сейчас откройте глаза и трижды повторите: "Я умею владеть собой!"».

8. Рефлексия результатов занятия

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Занятие 5. "Снятие школьной тревожности"

Цели: снятие тревожности, напряжения, развитие уверенности в себе, формирование навыков расслабления, саморегуляции.

Материалы: плакат "Такие мысли всегда помогают мне" (на нем перечислено: "Я справлюсь",
"У меня все получится", "Все будет хорошо" и т. п.) и плакат "Такие мысли мне мешают" (на нем перечислено: "Я не умею", "Я боюсь", "У меня не получится" и т. п.).

Ход занятия

1. Гимнастика "Гномики"

Ведущий: Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками. Их зовут гномиками. Они очень маленькие. Покажите, какие они маленькие. (Ведущий показывает рукой высоту гномиков (от пола) и просит детей показать высоту поменьше, еще и еще меньше,
и так до самого крошечного размера.) Вот какими бывают гномики! Еще у них есть длинная-предлинная борода, покажите, какая? (Дети показывают на себе, какая у гномиков длинная борода.) На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Покажите, как они стучат. (Дети топают ногами.) На головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят "динь-динь". (Дети надевают воображаемые колпачки и качают головами.)

2. Игра "Мальчик (девочка) по имени Наоборот"

Участники встают в круг. Ведущий показывает различные действия. Все повторяют за ним. Мальчик по имени Наоборот должен делать все не так, как все.

3. Упражнение "Страшилка"

Ведущий читает участникам сказку "Школьная Тревожность".

Школьная Тревожность

Это высокая худая дама в длинном темном платье. Пока Алевтина Юрьевна пишет на доске задание, дама незримо ходит по классу, где сидит 3 "А", и потирает тонкие руки. Сегодня у нее важный день. Через 10 минут ученики начнут писать самостоятельную работу, и, возможно, ей, Школьной Тревожности, удастся подчинить себе кого-нибудь из них. Для начала она намечает себе две жертвы: маленькую рыжую девочку Марусю и кудрявого мальчика Сеню, сидящих за одной
партой.

Алевтина Юрьевна объявляет начало самостоятельной работы. Школьная Тревожность подсаживается к Марусе и начинает применять проверенный прием – пускает туман в голову. "Ты ничего не знаешь, ты все забыла", – шепчет дама, как заклинание. Маруся на мгновение замирает, будто прислушивается, но потом решительно мотает головой и шепчет: "Этого не может быть. Я готовилась к этой самостоятельной работе. Мы с папой вчера занимались два часа!". Сраженная последним аргументом, Школьная Тревожность немножко уменьшается в размерах и пересаживается от девочки к ее соседу.

Она меняет тактику и пускает в ход другой прием – устрашение. "Ты плохо напишешь эту работу и получишь двойку. Это будет ужасно! В среду учительница объявит результат, и ты поплетешься домой подавленный, несчастный..." – зловеще пугает она Сеню. "Так в среду у меня тренировка, и что бы там ни было, опаздывать я не собираюсь!" – решительно возражает мальчик. Больше всего на свете он любит занятия по каратэ. Сенька мысленно представляет себе красивый удар, который на прошлой неделе показывал им тренер.

Школьная Тревожность отлетает в противоположный конец класса, как будто этот воображаемый удар пришелся по ней. Из последних сил доползает она до парты, за которой сидит светленькая девочка в голубом платьице. "Посмотри, как качает головой Алевтина Юрьевна. Она глядит на тебя и думает, какая ты непонятливая и слабая ученица, надо оставить тебя на второй год", – хрипит Школьная Тревожность, уже начиная думать, что 3 "А" непобедим, но еще не отказываясь от последнего шанса на успех.

Девочка испуганно вскидывает глаза. Алевтина Юрьевна действительно крутит головой (ей немножко жмет воротничок). Девочка бледнеет. Школьная Тревожность понимает, что нашла себе жертву. Звенит звонок с урока, но даже он не может спасти бедную девочку, потому что у нее нет своих методов борьбы со Школьной Тревожностью.

Обсуждение сказки-страшилки. Ведущий задает вопросы: "Как вы думаете, когда Школьная Тревожность одерживает победу над учеником; каковы, на ваш взгляд, приемы борьбы со школьной тревожностью?" Дети высказываются по очереди. Важно подвести учащихся к пониманию того, что иногда наши мысли мешают нам. Потом все вместе придумывают хороший конец сказки.

4. Упражнение "Мысли и настроение"

Ведущий перечисляет мысли, записанные на плакате: "Такие мысли всегда помогают мне"
("Я справлюсь", "У меня все получится", "Все будет хорошо") и на плакате "Такие мысли мне мешают" ("Я не умею", "Я боюсь", "У меня не получится"). Дети с помощью карточек показывают настроение, соответствующее этим мыслям.

5. Рефлексия результатов занятия

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Занятие 6. "Снятие напряженности"

Цели: снятие напряженности, тревожности; развитие умения выражать свои чувства невербальным методом; формирование навыков расслабления, саморегуляции.

Ход занятия

1. Упражнение "Подари улыбку другу"

Ведущий: Можно ли грустить, когда улыбаешься? Подумайте о чем-нибудь грустном и улыбнитесь. Улыбнитесь так, чтобы улыбка помогла справиться с плохим настроением и другому человеку.

2. Игра "Передай по кругу"

Дети с помощью пантомимики передают по кругу различные предметы (горячую картошку, бабочку, ежика и т. д.).

3. Написание "страшилок"

Перед работой участники разбиваются на пары с помощью приема "Выбор кота Базилио" (т. е. выбор осуществляется вслепую, все закрывают глаза и на ощупь находят себе пару). Ведущий разбирает правила написания "страшилок": нет имен, а только "один мальчик" или "одна девочка"; действие происходит "в одном городе", "на одной улице"; всегда есть главный герой, что-то неизвестное, что его пугает или охотится на него; сначала нагнетается напряжение; потом происходит кульминация; в кульминационный момент выясняется, что это такое, или происходит что-то приятное, смешное. Обязательное условие: тема страшилки должна быть связана со школой. При нежелании (невозможности) придумать позитивное окончание ведущий может обратиться к группе за помощью авторам страшилки.

4. Чтение школьных страшилок

Авторы зачитывают свои страшилки, а остальные участники подыгрывают: изображают испуг, стучат зубами, в кульминационный момент вскрикивают, в момент благополучной развязки облегченно вздыхают. Ведущий моделирует поведение.

5. Упражнение "Насос и мяч"

В парах один участник – "насос", другой – "мяч". Мяч сдут – участник полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты. По мере надувания, которое сопровождается звуком [ф], мяч распрямляется, потом опять сдувается со звуком [с]. Затем участники меняются ролями.

6. Рефлексия результатов занятия

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Занятие 7. "Школьные страхи"

Цели: снятие напряжения, тревожности; развитие умения выражать свои чувства невербальным методом; формирование навыков расслабления, саморегуляции.

Материалы: спокойная музыка, "дерево настроения" с разноцветными яблоками, бумага, краски и кисточки.

Ход занятия

1. Игра "Угадай, где я"

Участники по очереди показывают пантомиму, изображая какое-либо помещение в школе. Остальные должны догадаться, что это за помещение.

2. Игра "Школа для животных"

Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Обсуждается характер животных, затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников-лидеров). "Учитель" ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (дрожат от страха; ни на что не обращают внимания и т. д.) После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется (по жребию). Каждый демонстрирует доставшееся ему поведение. Ведущий оказывает помощь детям, испытывающим затруднения в моделировании поведения. Заканчивается игра обсуждением чувств, которые испытывали участники, когда изображали животных.

3. Упражнение "Полет на ковре-самолете"

Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представить себе то, о чем говорит ведущий. Ведущий должен произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом. Можно предложить им нарисовать то, что они увидели в путешествии.

Ведущий: Представьте себе, что у вас есть ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь: мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на волшебный ковер-самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, уютно, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы подниметесь над городом, летите над лесами, полями и реками... И вот вы видите очень красивое, привлекающее вас место. Вы приказываете ковру опуститься. Что вы видите вокруг? Здесь очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вам захочется. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение уюта и покоя, которое вы испытали в найденном вами месте, сохраняется.

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Занятие 8. "Закрепление позитивного отношения к школе"

Цели: формирование положительного отношения к школе; снятие тревожности; создание атмосферы сплоченности в группе, овладение невербальными средствами общения.

Материалы: мяч, бумага, карандаши, спокойная музыка.

Ход занятия

1. Игра-разминка "Ласковое имя"

Дети стоят в кругу. Им предлагается вспомнить, как их ласково называют дома. Затем они бросают друг другу мяч, и тот, к кому мяч попадает, называет свое ласковое имя и имя бросившего.

2. Игра "Прогулка по сказочному лесу"

Ребятам предлагается представить себе, что они ходят по мягкой травке, горячему песку, холодному снегу, шуршащим осенним листьям, болоту и т. д. После окончания упражнения дети обсуждают, что им понравилось в этом упражнении, что было трудно.

3. Упражнение «"Кошмарный" учитель»

Ведущий рассказывает о возможности разрядить свой страх, попытавшись войти в роль того, кого ты боишься. Детям по очереди предоставляется такая возможность. Им предлагают стать самым "ужасным" учителем, какого только можно представить. Остальная группа "пугается". При выполнении упражнения ведущему необходимо следить за временем: каждый участник группы должен побывать в роли "кошмарного" учителя.

4. Игра "Школа для людей"

Разыгрывается урок изобразительного искусства, на котором дети рисуют картинку "Что мне нравится в школе" (желательно, под музыку). "Учитель", выбранный из числа детей по жребию, всех хвалит. Важно, чтобы это был неагрессивный ребенок. Затем устраивается выставка рисунков, комментируемых авторами.

5. Упражнение "Урок и перемена"

Ведущий называет вид деятельности, а ребята отвечают, когда это делают: на уроке или на перемене. Если ведущий поднимает руки, задавая вопрос, то все хором отвечают. Если рука не поднята, а ведущий смотрит на кого-то одного, то отвечает этот ребенок.

6. Рефлексия результатов занятия

Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Занятие 9. "Уверенность в себе"

Цели: снятие напряженности, тревожности; развитие уверенности в себе; формирование умения поддерживать другого в трудной ситуации.

Ход занятия

1. Игра "Кораблик"

Дети держатся за руки, один – в круге.

Ведущий: Представьте, что мы на корабле. При словах "тихая, спокойная погода, светит солнышко", вы должны изображать хорошую погоду. При слове "буря" – создавать шум. Кораблик качается на волнах все сильнее. А тот, кто находится на нем, должен перекричать "бурю": "Я не боюсь бури, я – самый сильный матрос!".

2. Упражнение "Я сильный – я слабый"

Ведущий: Давайте проверим, как мысли и слова влияют на состояние человека.

Ведущий по очереди подходит к каждому ребенку и просит вытянуть вперед руки, затем старается опустить руки ребенка вниз, нажимая на них сверху. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом: "Я сильный". На втором этапе действия повторяются со словами: "Я слабый". Далее устраивается обсуждение, в каком случае легче было удержать руки, какой можно сделать вывод.

3. Упражнение-тренинг "Я смогу"

Ведущий подготавливает импровизированный мостик (можно нарисовать мелом на полу) и предлагает детям пройти по нему приставным шагом, не дотрагиваясь до пола за линией ограничения. Можно предложить держать в руках какой-либо предмет для балансировки. По условию, ребенку даются три попытки, во время которых:

    все болельщики поддерживают его возгласами: "Молодец!";

    все молчат;

    4. Рефлексия результатов занятия

    Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

    Занятие 10. "Принятие себя"

    Цели: знакомство с понятием "самооценка"; формирование позитивного отношения к самому себе.

    Ход занятия

    1. Упражнение "Новое, хорошее"

    Ведущий просит по кругу сказать, что нового, что хорошего произошло у ребят за последние дни; что красивое, смешное они видели. Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хорошего не было. В этом случае стоит напомнить, что радости в жизни бывают большими, а приятные эмоции может вызвать любая мелочь. Важно помнить об этом и обращать внимание на такие мелочи.

    2. Игра "Изобрази чувство"

    Один из участников выходит из комнаты. Ведущий называет ему какое-нибудь чувство. Задача этого участника – изобразить это чувство невербальным способом, а группе – отгадать. Если ребенок затрудняется показать доставшееся ему чувство, ведущий может ему помочь.

    3. Игра "Передача чувств прикосновением"

    Водящий участник садится спиной к группе. К нему по очереди подходят остальные и передают прикосновением одно из четырех чувств: страх, радость, любопытство, грусть. Водящий должен отгадать, какое чувство ему передали.

    4. Информирование

    Вводится понятие самооценки. Обсуждаются особенности самооценки у тревожных людей. Ведущий озвучивает часто возникающую проблему: "Я не достаточно хорош (а)". Почему она возникает? Как воспринимают себя маленькие дети? Важно подчеркнуть следующее: то, что мы называем неуверенностью в себе или скромностью, – не черта характера.

    5. Упражнение "Что мне нравится в себе?"

    Участники письменно отвечают на вопрос о том, что им нравится в своей внешности, в физическом облике, затем зачитывают записанное вслух. Очень важно, чтобы упражнение выполнил каждый ученик. Ведущему стоит проявить мягкую настойчивость.

    6. Рефлексия результатов занятия

    Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

    Занятие 11. "Самооценка"

    Цели: повышение самооценки; формирование позитивного отношения к самому себе; развитие уверенности в себе.

    Ход занятия

    1. Игра "Открытые вопросы"

    Вопросы могут задавать все участники группы, сохраняя неизменной формулировку "Пусть встанет тот, кто хотя бы раз в жизни..." Обязательное условие: участник может задать только такой вопрос, в ответ на который сам должен встать.

    Ведущий: Пусть встанет тот, кто хотя бы раз в жизни ездил в транспорте без билета. Как вас много! А теперь пусть встанет тот, кто хотя бы раз в жизни грубил родителям.

    2. Повторение теории

    Обсуждаются вопросы:

      Что такое самооценка?

      Какая обычно самооценка у тревожных людей?

      Что такое принятие себя, зачем оно нам?

    3. Упражнение "Похвальное слово самому себе"

    Упражнение создает условия для повышения самооценки. Участники в течение пяти минут
    с закрытыми глазами вспоминают все свои достижения, заслуги, дела, которыми могут гордиться. Затем делятся этой информацией по кругу.

    4. Упражнение "Комплименты"

    Группа рассказывает каждому участнику о том, что ей в нем нравится. Упражнение эффективно только в том случае, если комплименты оказываются искренними, а слушающий принимает их молча, не пытаясь противоречить или благодарить.

    5. Упражнение "Маяк"

    Участники представляют себя маяком, стоящим на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает мощный луч света, служащий ориентиром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот источник света.

    6. Рефлексия результатов занятия

    Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

    Занятие 12. "Принятие себя"

    Цели: повышение самооценки; формирование позитивного отношения к самому себе; развитие уверенности в себе.

    Ход занятия

    1. Игра "Хвалилки"

    Учащимся раздают карточки с названиями хороших поступков (помочь товарищу в беде, уступить место в транспорте и т. п.). Затем детям предлагают вспомнить и описать случай, когда им удалось сделать то, что написано в карточке, очень хорошо.

    2. Круг "Что я могу делать хорошо?"

    3. Круг "Что я люблю делать?"

    Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения.

    4. Круг "Что мне нравится, что я люблю в самом себе?"

    Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Важно следить за тем, чтобы они говорили радостно и уверенно, не приуменьшая своих достоинств, а преувеличивая их (например, не "иногда я бываю умной", а "я невероятно умная"). Группа должна поддержать каждого участника, радуясь вместе с ним.

    5. Упражнение "Золотой шар"

    Ведущий рассказывают сказку о принце, который уехал из родного дома посмотреть белый свет. В дорогу родители дали ему золотой шар, в котором хранилась вся их любовь к нему. Во время путешествия принц увидел волшебный замок и почувствовал, что найдет в нем что-то важное для себя. Детям тоже предлагается походить по этому волшебному замку. Затем они рассказывают, что увидели.

    6. Рефлексия результатов занятия

    Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

Поделиться: