Психические болезни детей и меры их профилактики. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. Симптомы психических заболеваний

Профилактический принцип советской медицины положен и в основу психиатрии.

Психические и нервные заболевания за рубежом в своем большинстве являются результатом неблагоприятных социально-экономических факторов. Причинами, порождающими в капиталистическом обществе психические и нервные болезни, служат беспощадная эксплуатация большинства меньшинством, безработица, бесправное положение трудящихся, нечеловеческие условия труда и быта.

Развитие социалистического общества в нашей стране привело к устранению многих причин, вызывающих эти заболевания. Навсегда исчезли эксплуататоры, принижавшие личность, выматывавшие физические и духовные силы человека, ставившие его в положение подневольного существа. Конституция СССР гарантирует каждому человеку право на труд, отдых, образование и обеспечение в старости. Все это - исключительно важные предпосылки для предупреждения заболеваний, уменьшения числа психических и нервных расстройств.

Успехи современной медицины и биологии также способствовали почти полной ликвидации сифилиса, малярии, тифов и ряда других инфекционных заболеваний в нашей стране, что в свою очередь сказалось на уменьшении количества инфекционных психозов - тяжелых осложнений перенесенных инфекций со стороны нервной системы. Проведенные оздоровительные мероприятия на производствах, повышение техники безопасности обусловили исчезновение или резкое уменьшение ряда профессиональных заболеваний, в том числе свинцовых отравлений, интоксикаций угарным газом, тетраэтилсвинцом и другими ядовитыми веществами.

Таким образом, проделанная профилактическая работа принесла успешные результаты и полностью оправдала ведущий принцип советской медицины - предупреждение болезней.

Профилактика многих психических заболеваний тесно связана с психогигиеной, т. е. наукой, разрабатывающей мероприятия по сохранению психического здоровья людей. Разработка этих мероприятий требует тщательного изучения влияний многочисленных факторов внешней среды на здоровье. Жизнь человека проходит в общественно полезной деятельности, в труде, и, следовательно, изучение влияния этой деятельности на здоровье должно являться одной из главных задач психогигиены. При правильной организации труда раскрываются во всей полноте все способности человека и труд оказывается непременным залогом психического здоровья и благополучия. В то же время при неправильно организованном режиме трудовой деятельности может наступить переутомление, истощение нервной системы, ослабление устойчивости организма к различного рода неблагоприятным внешним воздействиям. Особое значение приобретает правильное чередование труда и отдыха. Люди, пренебрегающие отдыхом, наносят существенный вред своему здоровью, что способствует возникновению некоторых функциональных расстройств нервной системы, в частности создает благоприятную почву для развития психогенных заболеваний - неврозов и реактивных состояний.

Не меньшее значение для укрепления психического здоровья человека имеет правильная организация быта. Гигиена жилища, одежды, правильное питание, атмосфера взаимной поддержки и доброжелательства, достаточный сон - все это способствует укреплению физического и психического здоровья.

Особое значение имеет гигиена умственного труда, в частности разработка правильного режима и распределение нагрузок в учебных заведениях. Важную роль играет соблюдение гигиенических норм умственного труда у взрослых. Известно, что нервные срывы у лиц среднего и пожилого возраста нередко зависят от умственного и эмоционального переутомления. Психическая травматизация, связанная с возникновением тяжелых ситуаций, в которые попадает человек, с неприятными переживаниями, обусловленными этими ситуациями, должна стать объектом борьбы не только для врачей, но и для широкой общественности. Не подлежит сомнению, что борьба с излишней суетой, мелочной опекой над людьми, которую проявляют иные воспитатели и руководители, борьба с бездушием, черствостью, грубостью, бестактностью, хамством является важным звеном в системе психогигиенических мероприятий. Наша общественность обращает постоянное внимание на эту сторону жизни, претворяя в практику священные принципы коммунистической морали.

Этиология патологии психики разнообразна, но в основном причины остаются неизвестными. Довольно часто причиной патологических изменений в психике пациента становятся различные инфекционные заболевания, которые могут непосредственно воздействовать на мозг (например, менингиты, энцефалиты) или воздействие будет проявляться в результате интоксикации мозга или вторичного инфицирования (инфекция приходит в мозг из других органов и систем).

Также причиной таких расстройств могут стать воздействия различные химических веществ, этими веществами могут быть и какие-то лекарственные препараты, и пищевые компоненты, и промышленные яды.

Поражения других органов и систем (например, эндокринной системы, дефициты витаминов, истощения) вызывают развития психозов.

Также в результате различных черепно-мозговых травм могут наступить проходящие, длительные и хронические расстройства психики, иногда довольно тяжелые. Онкология головного мозга и другая его грубая патология почти всегда сопровождаются тем или иным психическим расстройством.

Кроме того, различные пороки и аномалии строения головного мозга, изменения в функционировании высшей нервной деятельности часто идут вместе с нарушениями психики. Сильные психические встряски иногда вызывают развитие психозов, но не столь часто, как думают некоторые.

Токсические вещества – ещё одна причина психических расстройств (алкоголь, наркотики, тяжелые металлы и прочие химикаты). Всё, что перечислено выше, все эти вредные факторы, при некоторых условиях могут стать причиной психического расстройства, при других условиях – лишь содействовать в возникновении заболевания или его обострении.

Также отягощенная наследственность увеличивает риск развития психических заболеваний, но не всегда. Например, какая-то психическая патология может появиться, если в предыдущих поколениях она встречалась, но также она может появиться, если её никогда и не было. Влияние наследственного фактора на развитие психической патологии остается далеко ещё не изученным.

Основные симптомы при заболеваниях психики.

Признаков психических болезней очень много, они неисчерпаемы и чрезвычайно разнообразны. Рассмотрим основные из них.

Сенсопатии – нарушения чувственного познания (восприятия, ощущения, представления). К ним относятся

гиперестезия (когда повышается восприимчивость обычных внешних раздражителей, которые при обычном состоянии являются нейтральными, например, ослепление самым обычным дневным светом) часто развивается перед некоторыми формами помрачнения сознания;

гипестезия (противоположное предыдущему, понижение восприимчивости внешних раздражений, например, окружающие предметы выглядят блекло);

сенестопатии (разные, очень неприятные ощущения: стягивания, жжения, давления, раздирания, переливания и прочие, исходящие из разных частей тела);

галлюцинации (когда человек воспринимает то, чего нет реально), они могут быть зрительными (видения), слуховые (делятся на акоазмы, когда человек слышит разные звуки, но не слова и речь, и фонемы – соответственно он слышит слова, разговоры; комментирующими – голос высказывает мнения обо всех действиях больного, императивными – голос приказывает действия), обонятельные (когда пациент ощущает разнообразные запахи, чаще неприятные), вкусовые (обычно вместе с обонятельными, ощущение вкуса, который не соответствует пище или питью, которые он принимает, также чаще неприятного характера), тактильные (ощущение ползанью по телу насекомых, червей, появление на теле или под кожей каких-то предметов), висцеральные (когда пациент ощущает явное присутствие в полостях тела посторонних предметов или живых существ), сложные (одновременное существование нескольких видов галлюцинаций);

псевдогаллюцинации, они также бывают разнообразными, но в отличие от истинных галлюцинаций, они не сопоставляются с настоящими предметами и явлениями, больные в этом случае говорят об особых, отличных от реальных голоса, специальных видениях, психических образах;

гипнагогические галлюцинации (видения, которые непроизвольно возникающие во время засыпания, когда закрыты глаза, на темном поле зрения);

иллюзии (ложное восприятие реальных вещей или явлений) делятся на аффективные (чаще возникающие при наличии страха, тревожно-подавленного настроения), вербальные (ложное восприятие содержания реально происходящего разговора), парейдолические (например, вместо узоров на обоях воспринимаются фантастические чудовища);

функциональные галлюцинации (появляются только при наличии внешнего раздражителя и, не сливаясь, сосуществуют с ним до прекращения его действия); метаморфопсии (изменения ощущения величины или формы воспринимаемых предметов и пространства);

расстройство схемы тела (изменения ощущения формы и величины своего тела). Эмоциональные симптомы, к ним относятся: эйфория (очень хорошее настроение с усилением влечений), дистимия (противоположное эйфории, глубокая печаль, уныние, тоска, темное и неопределенное ощущение глубокого несчастья, обычно сопровождается различными физическим тягостными ощущениями – угнетением самочувствия), дисфория (недовольное, тоскливо-злобное настроение, нередко с примесью страха), эмоциональная слабость (выраженное изменение настроения, резкие колебания от повышенного к пониженнному, при чем повышение обычно носит оттенок сентиментальности, а понижение – слезливости), апатия (полное равнодушие, безучастность ко всему окружающему и своему положению, бездумность).

Расстройство мыслительного процесса, к нему относятся: ускорение мыслительного процесса (увеличение количества разнообразных мыслей, образующихся в каждый данный промежуток времени), заторможенность мыслительного процесса, бессвязность мышления (потеря способности к самым элементарным обобщениям), обстоятельность мышления (образование новых ассоциаций крайне замедляется вследствие продолжительного доминирования предыдущих), персеверация мышления (длительное доминирование, при общем, резко выраженном затруднении мыслительного процесса, одной любой мысли, одного какого-то представления).

Бред, идею считают бредовой, если она не соответствует действительности, искаженно её отражает, и если полностью овладевает сознанием, остается, несмотря на наличие явного противоречие с настоящей действительностью, недоступной исправлению. Он делится на первичный (интеллектуальный) бред (первоначально возникает как единственный признак расстройства психической деятельности, спонтанно), чувственный (образный) бред (нарушается не только рациональное, но и чувственное познание), аффективный бред (образен, возникает всегда вместе с эмоциональными расстройствами), сверхценные идеи (суждения, которые обычно возникают в результате настоящих, реальных обстоятельств, но потом занимают в дальнейшем значение, которое не соответствует их положению в сознании).

Навязчивые явления, суть их заключается в непроизвольном, непреодолимом возникновении у больных мыслей, неприятных воспоминаний, разных сомнений, страхов, стремлений, действий, движений при сознании их болезненности и критическом к ним отношении, чем они и отличаются от бреда. К ним относятся отвлеченная навязчивость (счет, вспоминание имен, фамилий, терминов, определений и другое), образная навязчивость (навязчивые воспоминания, навязчивое чувство антипатии, навязчивые влечения, навязчивый страх – фобия, ритуалы). Импульсивные явления, действия (возникают без внутренней борьбы, без контроля сознания), влечения (дипсомания – запой, влечение к пьянству, дромомания – стремления к переездам, клептомания – страсть к воровству, пиромания – стремление к поджогу).

Расстройства самосознания, к ним относятся деперсонализация, дереализация, растерянность.

Расстройства памяти, дисмнезия (ослабления памяти), амнезия (отсутствие памяти), парамнезии (обманы памяти). Расстройства сна, нарушения засыпания, расстройства пробуждения, утрата чувства сна (проснувшись, больные не считают, что спали), нарушения продолжительности сна, прерывисты сон, снохождение (совершение в состоянии глубокого сна ряда последовательных действий – вставание с постели, передвижение по квартире, надевание одежды и другие простые действия), изменения глубины сна, нарушения сновидений, вообще некоторые ученые считают, что сновидение есть всегда факт ненормальный, так всякое сновидение есть обман (сознание обманывается, относясь к продукту фантазии как к действительности), при нормальном (идеальном) сне нет места сновидениям; извращение ритма сна и бодрствования.

Исследование психически больных.

Клиническое психиатрическое исследование осуществляется путем расспроса больных, собирания субъективного (от больного) и объективного (от родственников и знакомых) анамнеза и наблюдения. Расспрос является основным приемом психиатрического исследования, так как подавляющее большинство выше приведенных симптомов устанавливаются только лишь при помощи общении врача и пациента, высказываний больного.

При всех психических заболеваниях до тех пор, пока у больного сохранена способность речи, расспрос является главной частью исследования. Успех исследования путем расспроса зависит не только от знаний врача, но и от умения расспрашивать.

Расспрос неотделим от наблюдения. Расспрашивая больного, врач наблюдает за ним, а наблюдая, задает возникающие в связи с этим вопросы. Для правильной диагностики заболевания нужно следить за выражением лица больного, интонацией его голоса, отмечать все движения больного.

При сборе анамнеза нужно обратить внимание на наследственную отягощенность родителей, на состояние здоровья, болезни, травмы матери больного во время беременности, на то, как протекали роды. Установить особенности психического и физического развития больного в детстве. Дополнительным материалом психиатрического исследования у некоторых больных служит самоописание своей болезни, письма, рисунки и другой вид творчества во время нее.

Наряду с психиатрическим исследованием при психических расстройствах обязательно проводится неврологическое исследование. Это нужно для того, чтобы исключить грубоорганические поражения головного мозга. По этой же причине необходимо провести больному общесоматическое обследование, для выявления заболеваний других органов и систем, для этого же необходимо провести лабораторное исследование крови, мочи, при необходимости мокроты, кала, желудочного сока и другого.

При психических расстройствах, возникающих на почве грубоорганических поражений головного мозга, необходимо исследование спинномозговой жидкости. Из других методов используют рентгенологические (рентгенография черепа, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография), электроэнцефалографию.

Лабораторное исследование высшей нервной деятельности нужно для установления характера расстройства основных мозговых процессов, взаимоотношения сигнальных систем, коры и подкорки, различных анализаторов при психических болезнях.

Психологическое исследование необходимо, чтобы исследовать характер изменения отдельных процессов психической деятельности при различных психических заболеваниях. Патологоанатомическое исследование в случае смерти больного обязательно, чтобы выявить причину развития заболевания и смерти, проверить диагноз.

Профилактика психических заболеваний.

К профилактическим мерам относятся своевременные и правильные диагностика и лечение непсихических заболеваний (общесоматических и инфекционных), которые могут привести к расстройствам психики. Сюда нужно отнести меры по предотвращению травматизма, отравлений различными химическими соединениями. Во время каких-то серьезных психических потрясений человек не должен оставаться один, ему необходима помощь специалиста (психотерапевта, психолога) или близких ему людей.

Психические расстройства и расстройства поведения по МКБ-10

Органические, включая симптоматические психические расстройства
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Расстройства настроения [аффективные расстройства]
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
Умственная отсталость
Расстройства психологического развития
Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Психическое расстройство без дополнительных уточнений

Подробнее о психических расстройствах:

Список материалов в категории Психические расстройства и расстройства поведения
Аутизм (синдром Каннера)
Биполярное расстройство (биполярный, маниакально-депрессивный психоз)
Булимия
Гомосексуализм (гомосексуальные отношения у мужчин)
Депрессии в пожилом возрасте
Депрессия
Депрессия у детей и подростков
Диссоциальное расстройство личности
Диссоциативная амнезия
Заикание
Ипохондрия
Истерическое расстройство личности
Классификация эпилептических припадков и выбор препаратов
Клептомания

Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

Маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз

Шизофрения

Психические нарушения при острых общих и мозговых инфекциях, интоксикациях и травмах мозга

Неврозы и реактивные психозы

Психопатии

Эпилепсия

Олигофрения (малоумие)

Нервно-психические нарушения, наблюдаемые у детей и подростков, многообразны по картинам, тяжести, течению и исходам.

В происхождении нервно-психических расстройств у детей играют важнейшую роль разнообразные пре- интра- и постнатальные вредности - патология беременности и родового акта, различные инфекционные, токсико-септические и дистрофические состояния ребенка в первые годы жизни, эндокринно-вегетативные и метаболические расстройства, травмы черепа, заболевания внутренних органов и многое другое. С другой стороны, при многих, соматических заболеваниях детского возраста отмечаются одновременно выраженные нарушения нервно-психического состояния ребенка, учет и правильная оценка которых могут оказаться нередко очень важными для суждения о прогнозе заболевания и индивидуализированного лечения его. Под наблюдением детских психоневрологов имеются немалые контингента детей (с различными невротическими состояниями, умеренной отсталостью, многообразными припадками и другими проявлениями), которые поступают и остаются под длительным наблюдением педиатров, обязанных оказать этим детям квалифицированную помощь.

Маниакально-депрессивный, или циркулярный, психоз характеризуется течением в форме приступов или фаз - маниакальных и депрессивных с совершенно светлыми промежутками между ними. У больных не появляется каких-либо признаков деградации психики даже после многих фаз, какой бы тяжести и продолжительности они не были. Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, высокой самооценкой, двигательным и речевым возбуждением, отвлекаемостью внимания, бурной активностью и др. У части больных при этом наблюдаются гневливость, агрессивность, «скачка идей», спутанность сознания и др. В депрессивных фазах наблюдаются тоска, двигательное и речевое торможение, идеи самоунижения и виновности, суицидные мысли и попытки и др.

У младших детей (до 8-10 лет) это заболевание встречается очень редко, у подростков - заметно чаще. Обе фазы длятся у них в отличие от взрослых, как правило, недолго, но повторяются часто, с короткими промежутками, а иногда почти беспрерывно следуют одна за другой. Картины обеих фаз у детей также нередко атипичны: в депрессивных фазах преобладают иногда тревога, идеи преследования, сноподобные нарушения сознания с фантастическими переживаниями, а в маниакальных - необузданная шаловливость, недисциплинированность при малой продуктивности и др. У некоторых детей и подростков это заболевание протекает в более мягкой форме (в виде циклотимии) и ошибочно расценивается иногда в таких случаях, как проявление невроза, соматической болезни, либо своевольства и распущенности.



В депрессивных фазах важен строгий надзор за больными. Из медикаментозных средств показаны тофранил (75-100 мг в сутки), фтивазид, иногда аминазин, витамины С, B12 и др. В маниакальных состояниях, хуже поддающихся пока лечению, применяют барбитураты, хлоралгидрат, сернокислую магнезию, аминазин и ванны для снижения возбуждения и др.


Здравоохранение социалистических стран считает профилактику ведущим направлением медицины. Это касается психиатрии в такой же степени, как и всех других разделов медицинской и практики.

Последнее издание Большой медицинской энциклопедии определяет профилактику как систему государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение здоровья и предупреждение болезней [Лисицын Ю. П., Трофимов В. В., 1983].

Здесь мы не будем рассматривать вопросы, касающиеся государственных, социальных и гигиенических мер. Мы не затронем также вопросов первичной профилактики эндогенных психозов, т. е. мер, направленных на устранение причин и условий возникновения этих нарушений. Современное состояние психиатрической науки не позволяет приступить к практической разработке системы конкретных способов первичной профилактики, поскольку представление об этиопатогенезе многих психических болезней отличается известной неопределенностью.

Существование большого количества разных школ и направлений, основные положения каждой из которых посвоему более или менее обоснованы, крайне затрудняет создание единого подхода к мероприятиям по первичной профилактике. Естественно, что, не зная конкретных причин и механизмов развития эндогенных психозов, мы не может пытаться устранить эти причины и воздействовать на механизмы.

В данной главе речь пойдет о более узкой области профилактики, об одном из ее частных аспектов, который, однако, для практического здравоохранения чрезвычайно важен. Будет рассмотрен вопрос о медицинских мерах, направленных на обеспечение психического здоровья и предупреждение возникновения психических заболеваний некоторой группы, ограниченной рамками эндогенных психозов (маниакальнодепрессивный психоз и шизофрения), причем только таких их вариантов, которые протекают приступообразно, в виде достаточно отчетливо чередующихся психотических состояний и ремиссий. Естественно, что для такого типа течения психоза профилактика имеет особенно важное значение, так как для больного, находящегося в состоянии ремиссии, предупреждение повторных приступов (рецидивов) психоза приобретает особое значение.

При этом в принципе не является препятствием отсутствие завершенных представлений об этиологии и патогенезе, так как эмпирические данные, накопленные за три десятилетия широкого использования психофармакотерапии, позволяют проводить в жизнь достаточно эффективные профилактические мероприятия, опираясь преимущественно на опыт и в гораздо меньшей мере на теоретические представления. Более того, огромный опыт терапии психических нарушений сам по себе в определенной мере становится источником теоретических построений.

Таким образом, речь пойдет о вторичной профилактике психозов*.

К определению ее объема и содержания, однако, можно подходить с различных позиций. В широком понимании сюда могут быть включены все виды амбулаторной поддерживающей терапии, проводимой психоневрологическими диспансерами после выписки больного из стационара, т. е. направленные на обеспечение здоровья и предупреждение рецидивов болезни.

Однако используемые при этом методы не имеют принципиальных отличий от собственно лечебных мероприятий; используются зачастую те же лекарственные средства и иногда даже в аналогичных дозировках.

Это обстоятельство не может не породить вопроса о том, в чем состоит разница между лечебным и профилактическим действием психотропных препаратов, существует ли эта разница вообще и можно ли говорить о препаратах лечебного и профилактического действия (или преимущественно лечебного и преимущественно профилактического действия) или одно и то же средство способно действовать различным образом на разных этапах заболевания (приступ и ремиссия). Становится также непонятным, чем «лекарственная» ремиссия отличается от «истинной».

Как литературные данные, так и наш собственный опыт показывают, что однозначное разграничение всех перечисленных понятий едва ли возможно.

Нет никаких логических возражений против того, что когда психотропный препарат перестал действовать как средство, устраняющее актуальные психотические расстройства, он при продолжении приема действует как своего рода «лечение впрок», так что, если появляются какието условия для возникновения рецидива, то непрерывно получаемое лечение оказывается способным предотвратить обострение процесса.

Можно говорить также о том, что постоянное наличие в организме психотропных средств повышает «порог» рецидивирования.

*В дальнейшем, говоря о вторичной профилактике, мы будем опускать первую часть термина; везде, где употреблено слово «профилактика», ее вторичность подразумевается.

«Фармако-терапевтические основы реабилитации психически больных»,
под ред. Р.Я.Вовина

Были проведены еще два исследования, касающиеся профилактического эффекта карбамазепина. Одно из них касалось сравнения эффективности профилактики при биполярных и монополярных аффективных расстройствах; второе явилось попыткой выработки критериев для отбора группы больных, которым показано лечение карбамазепином*. В рамках первого исследования были изучены длинники заболевания 51 больного (28 мужчин и 23 женщины), у которых временные границы фаз…


Смотрите – Исследования, касающиеся профилактического эффекта карбамазепина Больные другой группы реагировали на назначение карбамазепина в более поздние сроки (первая ремиссия наступала более чем через 4 нед после начала лечения). Можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с иными, более глубинными механизмами воздействия на заболевание. Разумеется, неправомерно радикально разделять эти две особенности действия карбамазепина…


Можно говорить о двух вариантах динамики психопатологических картин в случае частичного эффекта: гармоничное обратное развитие аффективной симптоматики, при котором в конечном итоге течение переходит на циклотимический уровень, не требующий стационарного лечения. При этом наблюдается сокращение длительности фаз. Этот вариант в наибольшей степени характерен для больных маниакально-депрессивным психозом; дисгармоническое обратное развитие аффективной симптоматики, при котором на…


Мы приводим в качестве примера один из типичных графиков аффективных колебаний. График колебаний настроения Картина периода до начала терапии нормотимизирующими препаратами, продолжающегося от нескольких месяцев до нескольких лет, определяется количеством и длительностью фаз. Используют препараты лития, карбамазепин и другие эффективные в данном отношении антиконвульсанты, а также их сочетания. Применение такого способа регистрации позволило получить данные,…


Группа больных с частичным эффектом распалась на ряд подгрупп по качественным и количественным особенностям реакции больных на лечение. Выделены следующие варианты. Уменьшение относительной длительности фаз. Оно могло происходить вследствие сокращения фаз, за счет удлинения периодов ремиссии (или их появления если до начала терапии карбамазепином течение психоза было континуальным) или за счет того и другого вместе….


Для получения данных о профилактическом действии карбамазепина исследовано 73 больных с фазными аффективными проявлениями. У восьми из них на первых этапах лечения возникли выраженные аллергические реакции, не купируемые снижением дозы финлепсина с одновременным назначением антигистаминных средств. Этим больным карбамазепин был отменен, а больные из исследуемой группы исключены. При анализе полученного материала не учитывались данные еще…


Профилактическое действие препарата обнаруживается довольно быстро. Изучение динамики психоза в процессе приема карбамазепина позволило выделить три основных типа эффекта.Полное подавление аффективных фаз В период от 1 до 4 мес после назначения карбамазепина аффективные колебания полностью прекращаются и на протяжении дальнейшего наблюдения больше не возникают. У больных с полным подавлением аффективных фаз их повторное возникновение не…


В сущности изучение антипсихотического действия антиконвульсантов началось уже более двадцати лет назад. Однако длительное время в центре внимания клиницистов находились лишь непосредственные эффекты этих веществ на актуальные аффективные психопатологические нарушения. Опыт нашей клиники и довольно многочисленные работы других исследователей показали, что назначение карбамазепина или препаратов вальпроевой кислоты способствует редукции маниакальных и депрессивных состояний различного генеза….


Мы использовали таблетки карбамазепина (финлепсина) фирмы «Гермед», содержащие по 200 мг действующего вещества. Какой-либо специальной подготовки перед началом лечения не проводилось. Больные проходили стандартный осмотр терапевтом для уточнения состояния их соматического здоровья, делались клинические анализы крови и мочи. Наращивание суточной дозы карбамазепина производилось постепенно. В первый день приема она обычно не превышала 200 мг. В…


В процессе длительного приема карбамазепина время от времени приходится производить дополнительную коррекцию суточной дозировки лекарства. Изменения требуемого количества препарата обусловливаются различными причинами, среди которых немаловажное значение имеют спонтанная и терапевтическая динамика заболевания, адаптация или, наоборот, сенсибилизация к действию фармакологического агента; проявления, связанные с биологическими (главным образом сезонными) ритмами, существенно меняющими общие условия жизнедеятельности организма и…


  • Замкнутость
  • Заторможенность мышления
  • Истерический смех
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение половой функции
  • Неконтролируемое переедание
  • Отказ от пищи
  • Пристрастие к алкоголю
  • Проблемы с адаптацией в обществе
  • Разговоры с самим собой
  • Снижение работоспособности
  • Трудности в обучении
  • Чувство страха
  • Психическое расстройство – это широкий спектр недугов, которые характеризуются изменением в психике, влияющие на привычки, работоспособность, поведение и положение в обществе. В международной классификации заболеваний, подобные патологии имеют несколько значений. Код по МКБ 10 – F00 - F99.

    Стать причиной появления той или иной психологической патологии может широкий спектр предрасполагающих факторов, начиная от черепно-мозговых травм и отягощённой наследственности и заканчивая пристрастием к вредным привычкам и отравлением токсинами.

    Клинических проявлений болезней, связанных с расстройством личности очень много, к тому же они чрезвычайно разнообразны, отчего можно сделать вывод, что носят они индивидуальный характер.

    Установление правильного диагноза – это довольно продолжительный процесс, который помимо лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий включает в себя изучение анамнеза жизни, а также анализ почерка и других индивидуальных особенностей.

    Лечение того или иного психического расстройства может осуществляться несколькими способами – от работы с пациентом соответствующих клиницистов до применения рецептов народной медицины.

    Этиология

    Расстройство личности означает заболевание души и состояние психической деятельности, которое отличается от здорового. Противоположностью такого состояния является психическое здоровье, присущее тем лицам, которые могут быстро адаптироваться в ежедневных изменениях жизни, решать различные повседневные вопросы или проблемы, а также достигать поставленных задач и целей. Когда такие способности ограничены или полностью утрачены, можно подозревать о наличии у человека той или иной патологии со стороны психики.

    Заболевания подобной группы обуславливаются широким разнообразием и многочисленностью этиологических факторов. Однако стоит отметить, что абсолютно все они предопределены нарушением функционирования головного мозга.

    К патологическим причинам, на фоне которых могут развиваться психические расстройства, стоит отнести:

    • протекание различных инфекционных болезней, которые могут либо сами негативно воздействовать на мозг, либо появляться на фоне ;
    • поражение других систем, например, протекание или перенесенный ранее , может вызвать развитие психозов и иных психических патологий. Зачастую они приводят к появлению того или иного заболевания у людей пожилого возраста;
    • черепно-мозговые травмы;
    • онкология мозга;
    • врождённые пороки и аномалии.

    Среди внешних этиологических факторов стоит выделить:

    Отдельно стоит выделить отягощённую наследственность – нарушения психики, как ни одни другие патологии, тесно связаны с наличием подобных отклонений у родственников. Зная это, можно предупреждать развитие той или иной болезни.

    Помимо этого, психические расстройства у женщин могут быть вызваны родовой деятельностью.

    Классификация

    Существует разделение расстройств личности, которое группирует все заболевания подобной природы по предрасполагающему фактору и клиническому проявлению. Это даёт возможность клиницистам быстрее поставить диагноз и назначить наиболее эффективную терапию.

    Таким образом, классификация психических расстройств включает:

    • изменение психики, что было вызвано распитием алкоголя или применением наркотиков;
    • органические психические расстройства – вызванные нарушением нормальной работы головного мозга;
    • аффективные патологии – основным клиническим проявлением является частая смена настроения;
    • и шизотипические болезни – такие состояния имеют специфические симптомы, к которым можно отнести резкое изменение характера личности и отсутствие адекватных действий;
    • фобии и . Признаки таких расстройств могут возникать по отношению к предмету, явлению или человеку;
    • поведенческие синдромы, связанные с нарушением употребления блюд, сна или сексуальных отношений;
    • . Такое нарушение относится к пограничным психическим расстройствам, поскольку зачастую возникают они на фоне внутриутробных патологий, наследственности и родов;
    • нарушения психологического развития;
    • расстройства активности и концентрации внимания – это наиболее характерные психические расстройства у детей и подростков. Выражается в непослушании и гиперактивности ребёнка.

    Разновидности подобных патологий у представителей подростковой возрастной категории:

    • продолжительное депрессивное состояние;
    • и нервного характера;
    • дранкорексия.

    Виды психических расстройств у детей представлены:

    • умственной отсталостью;

    Разновидности подобных отклонений у лиц пожилого возраста:

    • маразм;
    • болезнь Пика.

    Психические расстройства при эпилепсии наиболее часто встречаются:

    • эпилептическое расстройство настроения;
    • переходящие психические расстройства;
    • психические припадки.

    Многолетнее распитие спиртосодержащих напитков приводит к развитию следующих психологических расстройств личности:

    • бреда;
    • галлюцинаций.

    Травмирование головного мозга может стать фактором развития:

    • сумеречного состояния;
    • делирия;
    • онейроида.

    Классификация психических расстройств, возникших на фоне соматических недугов, включает в себя:

    • астеническое неврозоподобное состояние;
    • корсаковский синдром;
    • деменцию.

    Злокачественные новообразования могут стать причиной:

    • различных галлюцинаций;
    • аффективных расстройств;
    • нарушения памяти.

    Типы расстройства личности, сформированного из-за сосудистых патологий мозга:

    • сосудистая деменция;
    • церебрально-сосудистый психоз.

    Некоторые клиницисты считают, что селфи – это психическое расстройство, которое выражается в склонности очень часто делать собственные фотографии на телефон и выкладывать их в социальные сети. Было составлено несколько степеней тяжести подобного нарушения:

    • эпизодическая – человек фотографируется более трёх раз в сутки, но не выкладывает полученные снимки для общественности;
    • среднетяжелая – отличается от предыдущей тем, что человек выкладывает фотографии в социальные сети;
    • хроническая – снимки осуществляются на протяжении всего дня, а количество фотографий, выложенных в интернете, превышает шесть штук.

    Симптоматика

    Появление клинических признаков психического расстройства носит сугубо индивидуальный характер, тем не менее все их можно разделить на нарушение настроения, мыслительных способностей и поведенческих реакций.

    Наиболее явными проявлениями подобных нарушений являются:

    • беспричинная смена настроения или появление истерического смеха;
    • затруднённость в концентрации внимания, даже при выполнении простейших задач;
    • беседы, когда вокруг никого нет;
    • галлюцинации, слухового, зрительного или комбинированного характера;
    • снижение или, наоборот, повышение чувствительности к раздражителям;
    • провалы или отсутствие памяти;
    • затруднительная обучаемость;
    • непонимание происходящих вокруг событий;
    • снижение работоспособности и адаптации в обществе;
    • депрессивное состояние и апатия;
    • ощущение болей и дискомфорта в различных зонах тела, которых на самом деле может и не быть;
    • появление неоправданных убеждений;
    • внезапное ощущение страха и т. д.;
    • чередование эйфории и дисфории;
    • ускорение или заторможенность мыслительного процесса.

    Подобные проявления характерны для психологического расстройства у детей и взрослых. Однако выделяют несколько наиболее специфических симптомов, в зависимости от половой принадлежности пациента.

    У представительниц слабого пола могут наблюдаться:

    • нарушения сна в виде бессонницы;
    • частые переедания или, наоборот, отказ от еды;
    • пристрастие к злоупотреблению алкогольными напитками;
    • нарушение половой функции;
    • раздражительность;
    • сильнейшие головные боли;
    • беспричинные страхи и фобии.

    У мужчин, в отличие от женщин, расстройства психики диагностируют в несколько раз чаще. К наиболее распространённым симптомам того или иного нарушения можно отнести:

    • неаккуратность внешнего вида;
    • избегание гигиенических процедур;
    • замкнутость и обидчивость;
    • обвинение всех кроме себя в собственных проблемах;
    • резкую смену настроения;
    • унижение и оскорбление собеседников.

    Диагностика

    Установление правильного диагноза – это довольно длительный процесс, который требует комплексного подхода. В первую очередь клиницисту необходимо:

    • изучить анамнез жизни и историю болезни не только пациента, но и его ближайших родственников – для определения пограничного психического расстройства;
    • детальный опрос пациента, который направлен не только на выяснение жалоб касательно наличия тех или иных симптомов, но также на оценивание поведения больного.

    Помимо этого, большое значение в диагностике имеет способность человека рассказать или описать своё заболевание.

    Для выявления патологий других органов и систем показано осуществление лабораторных исследований крови, мочи, каловых масс и спинномозговой жидкости.

    К инструментальным методам стоит отнести:


    Психологическая диагностика необходима для выявления характера изменений отдельных процессов деятельности психики.

    В случаях смертельного исхода осуществляется патологоанатомическое диагностическое исследование. Это необходимо для подтверждения диагноза, выявления причин появления заболевания и смерти человека.

    Лечение

    Тактика терапии душевных нарушений будет составлена в индивидуальном порядке для каждого пациента.

    Медикаментозная терапия в большинстве случаев предусматривает применение:

    • седативных средств;
    • транквилизаторов – для купирования тревоги и беспокойства;
    • нейролептиков – для подавления острого психоза;
    • антидепрессантов – для борьбы с депрессией;
    • нормотимиков – для стабилизации настроения;
    • ноотропов.

    Помимо этого, широко используется:

    • аутотренинг;
    • гипноз;
    • внушение;
    • нейролингвистическое программирование.

    Все процедуры осуществляются психиатром. Хороших результатов можно добиться при помощи народной медицины, но только в тех случаях, если они будут одобрены лечащим врачом. Список наиболее эффективных веществ составляют:

    • кора тополя и корень горечавки;
    • репейник и золототысячник;
    • мелисса и корень валерианы;
    • зверобой и кава-кава;
    • кардамон и женьшень;
    • мята и шалфей;
    • гвоздика и корень солодки;

    Подобное лечение психических расстройств должно быть частью комплексной терапии.

    Профилактика

    В дополнение необходимо соблюдать несколько несложных правил профилактики психических расстройств:

    • полностью отказаться от вредных привычек;
    • принимать лекарства только по предписанию клинициста и со строгим соблюдением дозировки;
    • по возможности избегать стрессов и нервных перенапряжений;
    • выполнять все правила безопасности при работе с токсическими веществами;
    • несколько раз в год проходить полное медицинское обследование, в особенности тем людям, у чьих родственников есть психические расстройства.

    Только при выполнении всех вышеуказанных рекомендаций можно достичь благоприятного прогноза.

    Поделиться: