Виды диагностических исследований. Рекомендации к проведению диагностического обследования Признаки диагностического обследования

Диагностика – один из важных элементов коррекционно – развивающей работы. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке детей.

Главная цель диагностирования – получит не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Общими признаками диагностического обследования являются:

Наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;

Систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально – педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определённых этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная, итоговая и т.д.);

Использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;

Доступность процедур для их проведения педагогами.

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова одобрения, подбадривания.

Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Результаты диагностики заносятся в диагностическую таблицу, на их основе составляются диаграммы.

Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

При диагностике детей, поступающих в школу, базовыми являются исследования познавательной деятельности, речевой и физической готовности, но не личностной готовности к школе. Однако, важность формирования личностной готовности, особенно для детей с нарушениями речи очевидна. Личностная готовность предполагает также определённый уровень эмоциональной сферы ребёнка. К началу обучения в школе у него должна быть сформирована эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания) на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Применение опросников для детей с отклонениями в речевом развитии не всегда оправдано, так как дошкольники часто не понимают сложную формулировку вопроса, потому что у них недостаточно развит словарь, нарушен грамматический строй речи. Для обследования дошкольников с нарушениями речи можно рекомендовать такие методики, как рисуночные тесты. Один из таких тестов, опирающийся на тест М.Люшера, я и использовала, для выявления эмоционального благополучия детей с ОНР.

Опираясь на критерии оценки, разработанные А.И.Юрьевым, получила следующие результаты: у 9 детей, из 10 тестируемых, преобладают положительные эмоции; у 1 ребёнка – эмоциональное состояние в норме, за исключением низкой мотивации учебной деятельности; с преобладанием отрицательных эмоций детей не выявлено.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг речевого развития детей за 2009-2011 уч. г.

Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д.) является логопедическое обследование.

Его цель – установить, какое речевое нарушение имеется у ребёнка, определить его характер и степень тяжести, выявить потенциальные возможности к дальнейшему овладению родным языком.

Диагностическая методика: « Методика обследования нарушений речи у детей» под ред. Г.А.Волковой.

Диаграмма

развития речи детей за 2 года обучения

Выводы

1. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику изучаемых показателей речи у детей, участвующих в эмпирическом исследовании.

2. У детей экспериментальной группы увеличился показатель общего бала за выполнение всех заданий повторного исследования до 60,3 баллов (средний показатель по группе), что на 22,9 балла выше, чем в констатирующем эксперименте (37,4).

3. Из 12 детей экспериментальной группы у 4 при контрольном эксперименте наблюдался высокий уровень исследуемых показателей (на констатирующем этапе– 0), у 7 детей – средний уровень (на констатирующем этапе – 3). У 1 ребенка (Данил К.) в контрольном исследовании показатель остался на низком уровне, однако общее количество балов при повторном эксперименте у этого ребенка значительно повысилось до 40 баллов (в контрольном эксперименте – 12 баллов).

4. Проведенная в ходе формирующего эксперимента коррекционно-логопедическая работа значительно улучшила состояние исследуемых показателей у детей с общим недоразвитием речи.

от греч. diagnostikos – способный распознавать) – учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Первоначально понятие «Д.» использовалось в медицине. Однако затем этот термин стал применяться и во многих др. областях: Д. техническая, Д. плазмы, Д. предвыборной ситуации и др.

ДИАГНОСТИКА

греч. diagnostikos - способный распознавать). Диагностический процесс. Учитываются особенности диагностического мышления врача и значимость клинических признаков болезни, данных лабораторных исследований (биохимических, серологических, рентгенологических, электрофизиологических, патопсихологических и др.), роль социально-психологических, средовых и микросредовых факторов. Для последующего лечения и социально-трудовой реабилитации больного большое значение приобретает ранняя психиатрическая диагностика.

ДИАГНОСТИКА

от греч. diagnostikos - способный распознавать] - 1) раздел медицины, изучающий признаки болезней, содержание и методы исследования больного, а также принципы установления диагноза; 2) процесс распознавания болезни и изучения индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей больного, включающий в себя всестороннее медицинское обследование, анализ полученных результатов, их интерпретацию и обобщение в виде диагноза.

Диагностика

греч. diagnostikos - способный распознавать) - идентификация болезни, синдрома, болезненного состояния, симптома, отклонения согласно принятой в психиатрии модели соответствующего расстройства. Обычно предполагает тщательное обследование с применением всех существующих ныне методов исследования с целью получить достаточный объем достоверной информации о состоянии пациента, изучение, анализ и синтез такой информации. Операциональная диагностика – установление диагноза по принятому стандарту критериев определенного психического расстройства (это, например, набор симптомов, критерий времени (например, в течение 1-го месяца, 2-х лет), критерий течения (периодическое, любое другое течение). Диагностика номотетическая (греч. nomos – закон, thesis – положение, утверждение) – классический подход к идентификация расстройства по перечню наиболее характерных его признаков. При этом учитываются все остальные признаки, но им придается дополнительное диагностическое расстройство. Диагностика политетическая – идентификация расстройства по перечню свойственных ему признаков с указанием количества последних, достаточных для диагноза. Например, если из 10 признаков у пациента присутствуют 2 или 3, этого считается достаточным для установления диагноза.

Диагностика

в клинической психологии) - идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Термин используется по аналогии с медицинской моделью для указания на необходимость классификации и категоризации; предполагается, что диагностические категории определены. Диагностический тест - любой тест или процедура, используемые с целью точного определения характера и происхождения нарушения способности или расстройства. В психологии "диагностический" относится скорее к определению конкретного источника проблем индивида в какой-то области. Диагностическое интервью - распространенная процедура в клинической обстановке, при которой клиент или пациент интервьюируется с целью получения некоторого приемлемого определения характера расстройства и его этиологии и для планирования метода лечения. Дифференциальная Д. направлена на определение того, какая из двух (или более) схожих болезней (расстройств, состояний, пр.) имеется у индивида. Диагноз психологический - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д. п. - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности. Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечал, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных. Важнейшим элементом Д. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему определенные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Именно поэтому второй ступенью в развитии Д. п. является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Высший уровень - типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики.

Диагностическая ценность обследования Выбор величины диагностических интервалов. Диагностическая ценность одновременного обследования по комплексу признаков. Будем называть простым признаком результат обследования который может быть выражен одним из двух символов или двоичным числом например 1 и 0; да и нет; и. В связи с этим результат количественного обследования может рассматриваться как признак принимающий несколько возможных состояний.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 1 6

Тема. Диагностическая ценность признаков

Цель. Дать понятие о д иагностической ценности признаков.

Учебная. Разъяснить ценности признаков при д иагностике.

Развивающая. Развивать логическое мышление и естественное - научное мировоззрение.

Воспитательная . Воспитывать интерес к научным достижениям и открытиям в отрасли телекоммуникации.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие: информатика, математика, вычислительная техника и МП , системы программирования.

Обеспечиваемые: Стажерская практика

Методическое обеспечение и оборудование:

Методическая разработка к занятию.

Учебный план.

Учебная программа

Рабочая программа.

Инструктаж по технике безопасности.

Технические средства обучения: персональный компьютер.

Обеспечение рабочих мест:

Рабочие тетради

Ход лекции.

Организационный момент.

Анализ и проверка домашней работы

Ответьте на вопросы:

Что такое энтропия?

Каие требования задал Клод Шенон к измерению информации?

Как связаны энтропия и пропускная способность канала?

Приведите м атематические свойства энтропии.

Что такое эффективность исходного алфавита?

Что называется условной энтропией первого порядка?

Для чего предназначена взаимная энтропия или энтропия объединения ?

Чему равна энтропия сложной системы ?

Что такое содержательный подход к измеению?

Приведите формулу Хартли.дайте ей пояснение.

Приведите формулу Хартли.

На чем основан основан алфавитный подход, что такое мощность алфавита?

Что такое информация по Шеннону?

Что такое количество информации , мера измерения?

Дайте определение информационному объему сообщения, какие различают при этом подходы?

Какие меры информации выделяют в рамках структурного подхода к измерению информации?

Что определяет геометрическая мера измерения информации?

Что определяет комбинаторная мера измерения информации?

Что определяет аддитивная мера измерения информации?

От чего зависит количество информации в сообщении?

На чем основан объемный способ передачи последовательности знаков, сигналов?

Что в теории информации называют количеством информации?

Какие подходы к измерению информации вам известны?

Какова основная единица измерения информации?

Сколько байт содержит 1 Кб информации?

Приведите формулу подсчета количества информации при уменьшении неопределенности знания.

План лекции

  1. Простые и сложные признаки и их диагностические веса
  2. Выбор величины диагностических интервалов. Диагностическая ценность одновременного обследования по комплексу признаков.
  3. Необходимый объем информации.Условия оптимальности.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРИЗНАКОВ

Вводные замечания. В технической диагностике очень важное значение имеет описание объекта в системе признаков, обладающих большой диагностической ценностью . Использование неинформативных признаков не только оказывается бесполезным, но и снижает эффективность самого процесса диагностики, создавая помехи при распознавании.

Количественное определение диагностической ценности признаков и комплексов признаков может быть проведено на основе теории информации. Признак определяется информацией, которая вносится признаком в систему состояний.

Простые и сложные признаки и их диагностические веса.

Простые и сложные признаки. Пусть имеется система Dn которая находится в одном из п возможных состояний Di (i = 1, 2, . . ., п). Условимся теперь называть эту систему «системой диагнозов», а каждое из состояний — диагнозом. В большинстве случаев непрерывные различные состояния системы представляются вовокупностью эталонов (диагнозов), причем выбор числа диагнозов часто определяется задачами исследования. Распознавание состояний системы D осуществляется путем наблюдения за другой, связанной с ней системой, — системой признаков.

Будем называть простым признаком результат обследования, который может быть выражен одним из двух символов или двоичным числом (например, 1 и 0; «да» и «нет»; + и —).

С точки зрения теории информации простой признак можно рассматрирать как систему, имеющую одно из двух возможных состояний. Если kj — простой признак, то два его состояния будем обозначать: kj — наличие признака; kj — отсутствие признака. Простой признак может означать наличие или отсутствие измеряемого параметра в определенном интервале , о н может иметь и качественный характер (например, положительный или отрицательный результат испытания и т. п.).

Для целей диагностики область возможных значений измеряемого параметра часто разбивается на интервалы и характерным является наличие параметра в данном интервале. В связи с этим результат количественного обследования может рассматриваться как признак, принимающий несколько возможных состояний.

Условимся называть сложным признаком (разряда т) результат наблюдения (обследования), который может быть выражен одним из т символов. Если, как обычно, в качестве символов избрать цифры, то сложный признак (разряда т) может быть выражен m -разрядным числом (например, сложный признак 8-го разряда выражается восьмиричным числом). Сложный признак может быть связан и с обследованием качественного характера, если оценка содержит несколько градаций [например, шум (увеличенный, нормальный, слабый) — трехразрядный признак]. Разряды признака часто будем называть диагностическими интервалами.

Разберем некоторые признаки.

Одноразрядный признак (т = 1) имеет только одно возможное состояние. Такой признак не несет какой-либо диагностической информации и его следует исключить из рассмотрения.

Двухразрядный признак (т = 2) обладает двумя возможными состояниями. Состояния двухразрядного признака kj можно обозначить kj 1 и k j 2 . Пусть, например, признак kj относится к измерению параметра х, для которого установлено два диагностических интервала: х < 10 и х > 10. Тогда k j 1 соответствует х ≤ 10, a kj 2 обозначает х > 10.

Эти состояния альтернативны, так как реализуется только одно из них. Очевидно, что двухразрядный признак может быть заменен простым признаком k j если положить k j 1 = kj и k j 2 = kj . Этот простой признак можно сформулировать так: пониженное значение параметра х.

Трехразрядный признак (т = 3) имеет три возможные значения: kj l kj 2 k j 3 . Пусть, например, для параметра x приняты три диагностических интервала: <5; 5—15; >15. Тогда для гфизнака kj , характеризующего этот параметр, возможны три значения:

х≤5 5< x <15 x ≥15

т-разрядный признак k . имеет т возможных состояний: k i

Диагностические веса признаков.

Если в результате обследования выявлено, что признак kj имеет для данного объекта значение k jS то это значение будем называть реализацией признака kj . Обозначая ее k * j , будем иметь k * j = k js .

В качестве диагностического веса реализации признака kj для диагноза Di примем

(19.1)

где P (Di / kj S ) — вероятность диагноза Di при условии, что признак kj получил значение k js ; Р (D i ) — априорная вероятность диагноза.

Величина Z D . (k JS ) называет c я величин ой ценностью информации.

Таблица 9 Вероятности появления перегрузок, %

Из таблицы следует, например, что 10% исправных двигателей имеют перегрузку свыше 2,5 g .

На основании статистических данных 80% объектов имеют исправное состояние (для рассматриваемого ресурса) и 20% — неисправное. Величина перегрузки составляет признак kj имеющий три интервала. Например, Р (kj 3 ) = Р (D 1 ) X Р (kj 3 / D 1 + Р (D 2 ) Р (k j 3 / D 2 ) = 0,8*0,1 + 0,2*0,7 = 0,22.

Диагностические веса интервалов признака будут такими:

Отметим, что диагностический вес второго интервала равен нулю. Это ясно из физических соображений: из условия, что вибрационная перегрузка находится в пределах от 1,5 до 2,5 g , нельзя сделать вывод о состоянии объекта.

Диагностический вес первого интервала для неисправного состояния равен —оо, что отрицает (по статистическим данным) возможность неисправного состояния.

Связь диагностических весов реализаций простого признака.

Простой признак k f может иметь две реализации: kj 1 = kj , k j 2 = kj . В связи с этим можно говорить о наличии или отсутствии признака kj . Диагностический вес наличия признака kj для диагноза D t

(19.3)

Диагностический вес отсутствия признака
(19.4)

Так как существуют очевидные соотношения
(19.5)

(19.6)

то

(19.7)

Из формулы (19.7) вытекает, что всегда имеют разные знаки.

Отметим, что если признак k является случайным для данного диагноза , то оба диагностических веса равны нулю.

Условный и независимый диагностические веса.

Равенства (19.1) и (19.2) определяют независимый диагностический вес данной реализации признака для диагноза D . Он характерен для ситуации, в которой обследование по признаку k f проводится первым или когда результаты обследования по другим признакам еще неизвестны (например, при одновременном обследовании по нескольким признакам). Он также характерен для случая, когда вероятность появления данной реализации признака не зависит от результатов предыдущих обследований.

Однако известно, что диагностическое значение реализации признака во многих случаях зависит от того, какие реализации признаков получились в предыдущих обследованиях. Бывает, что сам по себе признак не имеет существенного значения, но его появление после некоторого другого позволяет однозначно поставить диагноз (установить состояние системы).

Пусть проводится обследование сначала по признаку k 1 а затем по признаку k 2. При обследовании объекта по признаку к г была получена реализация k ls , и требуется определить диагностический вес реализации k 2 p признака k 2 для диагноза Д. В соответствии с определением диагностического веса

(19.8)

Формула (19.8) определяет условный диагностический вес реализации признака.

Независимый диагностический вес этой реализации

(19.9)

Если признаки k 1 b k 2 являются независимыми для всей совокупности объектов с различными диагнозами

и условно независимыми для объектов с диагнозом D t то условный и независимый диагностические веса реализации совпадают.

Диагностический вес реализации комплекса признаков.

Рассмотрим диагностический вес реализаций комплекса признаков K , состоящего из признака k 1 с реализациями k ls и признака K 2 с реализациями k 2р . Возможны два варианта проведения обследования по комплексу признаков: последовательный и параллельный.

При последовательном (поэтапном) обследовании сначала по признаку K 1и затем по признаку K 2 получим, что диагностические веса совпадают.

Диагностический вес реализации комплекса признаков не зависит от порядка проведения обследования.

Отметим, что понятие диагностического веса реализации признака применимо только по отношению к данному диагнозу, как степень его подтверждения или отрицания. Усреднение диагностического веса по всем реализациям признака и по всем диагнозам приводит к понятию информативной или диагностической ценности обследования.

Диагностическая ценность обследования

Частная диагностическая ценность обследования. Диагностический вес той или иной реализации признака еще не дает представления о диагностической ценности обследования по данному признаку. Например, при обследовании по простому признаку может оказаться, что его наличие не имеет диагностического веса, тогда как его отсутствие чрезвычайно важно для установления диагноза.

Условимся считать диагностической ценностью обследования по признаку kj для диагноза D t величину информации, вносимую всеми реализациями признака kj в установление диагноза D . Для m -разрядного признака

(20.1)

Диагностическая ценность обследования учитывает все возможные реализации признака и представляет собой математическое ожидание величины информации, вносимой отдельными реализациями. Так как величина Z D (kj ) относится только к одному диагнозу D то будем называть ее частной диагностической ценностью обследования по признаку kj .

Следует также отметить, что Zd (kj ) определяет независимую диагностическую ценность обследования. Она характерна для случая, когда обследование проводится первым или когда результаты других обследований неизвестны. Величина Z D . (kj ) может быть записана в трех эквивалентных формах:

Если признак kj является случайным для диагноза D то обследование по такому признаку не имеет диагностической ценности (Z Di (k f )=0).

Наибольшую диагностическую ценность имеют обследования по признакам, которые часто встречаются при данном диагнозе, а вообще редко и, наоборот, по признакам, встречающимся при данном диагнозе редко, а вообще — часто. При совпадении Р (kj / Dj ) и Р (kj ) обследование не имеет никакой диагностической ценности. Эти выводы совпадают с интуитивными правилами, используемыми на практике, но теперь эти правила получают точную количественную оценку.

Диагностическая ценность обследования вычисляется в единицах информации (двоичных единицах или битах) и не может быть отрицательной величиной. Последнее понятно из логических соображений: информация, полученная при обследовании, не может «ухудшить» процесс распознавания действительного состояния.

Выбор величины диагностических интервалов.

Величина Z Di (kj ) может быть использована не только для оценки эффективности обследования, но и для целесообразного выбора величины диагностических интервалов (числа разрядов). Очевидно, что для упрощения анализа удобно уменьшать число диагностических интервалов, однако это может привести к уменьшению диагностической ценности обследования.

С увеличением числа диагностических интервалов диагностическая ценность признака возрастает или остается прежней, но анализ результатов становится более трудоемким. Следует иметь в виду, что увеличение числа диагностических интервалов часто требует привлечения дополнительного статистического материала для получения необходимой достоверности значения вероятностей интервалов.

Общая диагностическая ценность обследования. Известно, что обследование, обладающее небольшой диагностической ценностью для одного диагноза, может иметь значительную ценность для другого.

Диагностическая ценность одновременного обследования по комплексу признаков.

Диагностическая ценность обследования по комплексу признаков для всей системы диагнозов измеряется количеством информации, вносимой системами к 1 и к 2 в систему D :

(21.1)

где H (D ) — априорная энтропия системы диагнозов; Н (D / k 1 k 2) — ожидаемая энтропия системы диагнозов после обследования по признакам k 1 и k 2 .

Построение оптимального диагностического процесса

Необходимый объем информации. В задачах диагностики чрезвычайно существенным оказывается выбор наиболее информативных признаков для описания объекта. Во многих случаях это связано с трудностью получения самой информации (число датчиков, характеризующих рабочий процесс машины, по необходимости весьма ограничено). В других случаях имеют значение время и стоимость диагностического обследования и т. п.

С теоретической точки зрения процесс диагностического обследования можно представить следующим образом. Имеется система, которая может находиться с некоторой вероятностью в одном из состояний, заранее неизвестном. Если априорные вероятности состояний Р (D ) могут быть получены из статистических данных, то энтропия системы

(23.1)

В результате полного диагностического обследования по комплексу признаков К состояние системы становится известным (например, выясняется, что система находится в состоянии D 1 тогда Р (D 1) = 1, Р (Di ) = 0 (i = 2, . . ., n ). После проведения полного диагностического обследования энтропия (неопределенность) системы

H (D / K ) = 0. (23.2)

Внесенная информация, содержащаяся в диагностическом обследовании, или диагностическая ценность обследования

J D (К) = Z D (К) = H (D )- H (D / K ) = Н (D ). (23.3)

В действительности, условие (23.2) удается выполнить далеко не всегда. Во многих случаях распознавание носит статистический характер и необходимо знать, что вероятность одного из состояний достаточно высока [например, P (D 1)=0,95]. Для подобных ситуаций «остаточная» энтропия системы Н (D /К)≠ 0.

В практических случаях необходимая диагностическая ценность обследования

(23.4)

где ξ —коэффициент полноты обследования, 0 < ξ < 1.

Коэффициент ξ зависит от надежности распознавания и для реальных диагностических процессов должен быть близок единице. Если априорные вероятности состояний системы неизвестны, то всегда можно дать верхнюю оценку энтропии системы

, (23.5)

где п — число состояний системы.

Из условия (23.4) вытекает, что объем информации, которую необходимо получить при диагностическом обследовании, является заданным и требуется построить оптимальный процесс его накопления.

Условия оптимальности. При построении диагностического процесса следует учесть сложность получения соответствующей информации. Назовем коэффициентом оптимальности диагностического обследования по признаку k f для диагноза Di величину

(23.6)

где Z D . (kj ) — диагностическая ценность обследования по признаку k 1 для диагноза D . В общем случае

Z Di (kj ) определяется с учетом результатов предыдущих обследований;

c if — коэффициент сложности обследования по признаку k } для диагноза D , характеризующий трудоемкость и стоимость обследования, его достоверность, длительность и другие факторы. Предполагается, что c if не зависит от проведенных ранее обследований.

Коэффициент оптимальности обследования для всей системы диагнозов

(23.7)

Коэффициент оптимальности будет наибольшим, если необходимая величина диагностической ценности получается при наименьшем числе отдельных обследований. В общем случае оптимальный диагностический процесс должен обеспечить получение наибольшего значения коэффициента оптимальности всего обследования (условие оптимальности диагностического обследования).

Домашнее задание: § конспект.

Закрепление материала:

Вопросы для самоконтроля

  1. Что назввают простым признаком ?
  2. Что назввают сложн ы м признаком ?
  3. К чему приводит использование неинформативных признаков
  4. Объясните как обозначается простой признак.
  5. Что называется сложным признаком?
  6. Одноразрядный Двухразрядный Трехразрядный признаки – дайте им определение.
  7. В чем заключена диагностическая ценность обследования, как она вычисляется?
  8. Что делать для упрощения анализа на интервале?
  9. Чем измеряется диагностическая ценность обследования по комплексу признаков для всей системы диагнозов?
  10. С чем связан выбор наиболее информативных признаков для описания объекта?
  11. Дайте описание коэффициента оптимальности.

Литература:

Амренов С. А. «Методы контроля и диагностики систем и сетей связи» КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ -: Астана, Казахский государственный агротехнический университет, 2005 г.

И.Г. Бакланов Тестирование и диагностика систем связи. - М.: Эко-Трендз, 2001. Стр. 221-254

Биргер И. А. Техническая диагностика.— М.: «Машиностроение», 1978.—240,с, ил.

АРИПОВ М.Н, ДЖУРАЕВ Р.Х., ДЖАББАРОВ Ш.Ю. «ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ» -Ташкент, ТЭИС, 2005

Платонов Ю. М., Уткин Ю. Г. Диагностика, ремонт и профилактика персональных компьютеров. -М.: Горячая линия - Телеком, 2003.-312 с: ил.

М.Е.Бушуева, В.В.Беляков Диагностика сложных технических систем Труды 1-го совещания по проекту НАТО SfP-973799 Semiconductors. Нижний Новгород, 2001

Малышенко Ю.В. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА часть I конспект лекций

Платонов Ю. М., Уткин Ю. Г. Диагностика зависания и неисправностей компьютера/Серия «Техномир». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 7

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2407. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 8.57 KB
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Необходимость определения экономической ценности природы Важным направлением в улучшении охраны природы и использования природных ресурсов является определение адекватной цены и или экономической оценки природных ресурсов и природных услуг. К сожалению как централизованно планируемая так и рыночная экономика оказались неспособны оценить реальное значение чистой окружающей среды природных ресурсов установить их адекватную цену.
20685. ХИЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ 28.19 KB
Исторические этапы становления и развития уголовного законодательства России об ответственности за хищение предметов имеющих особую историческую научную художественную или культурную ценность. Список использованной литературы Введение В настоящее время весьма сложно переоценить роль культурных ценностей для развития науки искусства образования или культуры причем как для отдельно взятых государств так и для всего мирового сообщества. Безусловно дальнейшему социально-экономическому прогрессу общества способствует ознакомление с...
2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
2162. МЕТОДЫ РАЗДЕЛЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРИЗНАКОВ 56.83 KB
Эти методы основаны на естественной гипотезе компактности в соответствии с которой точки отображающие одно и то же состояние диагноз группируются в одной области пространства признаков. Пространство признаков. Как уже указывалось каждая конкретная система объект может быть охарактеризована вектором х в многомерном пространстве признаков...
1520. Разработка автоматизированных систем идентификации человека на основе биометрических признаков 5.34 MB
Распознавание человека по изображению лица выделяется среди биометрических систем тем, что, во-первых, не требуется специальное или дорогостоящее оборудование. Для большинства приложений достаточно персонального компьютера и обычной видеокамеры
5763. Исследование и раскрытие понятия права, его сущности и определение его характерных признаков 50.14 KB
Кроме того плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры специфика исторической и политической обстановки уровень научной разработки проблемы а также субъективные позиции ученых выражающих различное отношение к природе социальному назначению исторической судьбе права. Необходимо также отметить что раскрытие сущности права имеет не только чисто научное значение но и практический смысл так как от понимания права зависят...
11704. СОПРЯЖЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ЛИСТА И УРОЖАЙНОСТИ У СОРТОВ ГРУШИ 59.23 KB
Основная функция адаптивной селекции заключается в мобилизации адаптивного потенциала, сохранении и пополнении генетических коллекций, вовлечение в селекционный процесс форм, гибридов, сортов и комплексных доноров, сочетающих высокую продуктивность и качество плодов с устойчивостью к действию неблагоприятных биотических и абиотических факторов окружающей среды, с высокой генетической защищенностью средообразующих свойств сорта.
4609. Анализ динамики финансового состояния предприятия ООО «Центр финансовых консультаций» с целью установления наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства 2.94 MB
Целью выпускной аттестационной работы является закрепление теоретических знаний при освоении цикла специальных дисциплин, полученных слушателем в процессе обучения. Закрепление теоретических знаний осуществляется посредством подготовки и защиты выпускной аттестационной работы по исследованию жилого объекта недвижимости - квартиры, поврежденной заливом

Понятие диагностики. Данное определение носит, на наш взгляд, универсальный характер и в полной мере характеризует диагностику в управлении материальными потоками. В этом случае диагностика направлена на установление и изучение признаков, оценку внутреннего состояния управления материальными потоками и выявление проблем эффективного функционирования и развития системы управления, а также формирования путей их решения.

С технической точки зрения диагностика позволяет выявить проблемы, обусловленные структурой логистической системы, особенностями внешней среды и характером взаимодействия с внешней средой. С экономической стороны диагностика фиксирует отклонения от нормы параметров, определяющих эффективное функционирование производственно-сбытовой системы.

Диагностика, используя результаты оперативного анализа состояния управляемой системы и ее среды, служит для обоснования решений по организации и регулированию материальных потоков, а также дает информацию для планирования развития логистической системы. Анализ является первой стадией диагностического исследования и позволяет сопоставить и выбрать эффективные решения развития системы управления материальными потоками, выявить причины сбоев в управлении и условия их устранения.

Диагностика позволяет решить следующий комплекс задач:

Установить состояние системы управления материальными потоками, его соответствие или несоответствие нормам, определяющимся потребностями практической деятельности;

Выделить логические схемы “причина-следствие”, объясняющие зависимость эффективности логистической системы от качественно-количественного состава ее элементов и структуры, а также состояния среды, в которой функционирует предприятие;

Систематизировать и описать причины, вызывающие нарушения в системе управления материальными потоками;

Определить возможные состояния данной системы исходя из сложившейся и перспективной структуры связей ее элементов;

Оценить возможные последствия управленческих решений с точки зрения эффективности системы в целом.

Принципы диагностических исследований. Основой организации диагностических исследований должны служить принципы, реализация которых позволит обеспечить повышение эффективности проводимых работ. К их числу относятся принцип ключевого звена, системности, причинно-следственного соответствия.

Принцип ключевого звена. Система управления материальными потоками относится к числу сложных систем. Организационные и экономические процессы, протекающие в ней формируются под влиянием множества факторов. Учесть и исследовать их все практически невозможно, необходимо выбрать из них решающие, наиболее существенные.

Выделение ключевых проблем и основных причин, обуславливающих проблемную ситуацию составляет один из принципов диагностического исследования. Данный принцип достигается путем декомпозиции функций и целей логистической системы, классификации проблем, определения приоритетности отдельных факторов при оценке проблем.

Принцип системности. Системность в диагностическом исследовании означает всестороннее и взаимосвязанное изучение проблем управляющей системы и выявление всех последствий и взаимосвязи каждого частного решения проблемы. В соответствии с данным принципом программа совершенствования системы управления материальными потоками и включение в нее мероприятий по устранению отдельных частных проблем должна оцениваться с точки зрения эффективности функционирования всей системы управления материальными потоками как единого целого, с тем, чтобы исключить возможность неожиданных и непредвиденных последствий.

Принцип причинно-следственного соответствия . Одним из требований к диагностике является познание причин возникновения нарушений в системе и отклонений от нормы ее параметров.

Симптомы проблем и их причины не всегда и не обязательно совпадают. Так, общий симптом типа несвоевременное и некомплектное обеспечение производства качественными материалами может быть обусловлен многими факторами, например, финансовыми затруднениями, нарушением маршрутов перевозок, изменениями в технологии и др. Поэтому необходим причинно-следственный анализ. Диагностика призвана расчленить объект в статике и пространственно-временном разрезе, выделить причинно-следственные связи и определить их целенаправленность.

Исследование причин нарушений нормального состояния системы управления, как способ решения возникающих проблем, при котором внимание аналитика сосредотачивается на изучении причинно-следственных связей, составляет необходимое условие результативности диагностического исследования и определяется как принцип причинно-следственного соответствия.

Экспресс диагностика и выявление признаков проблемы. Формулирование и диагноз проблемы Выбор вариантов решения проблемы

Процесс диагностики предусматривает выявление проблем (причин отклонений от нормального состояния системы) и определение путей их разрешения в соответствии с требованиями среды.

Основными фазами данного процесса являются:

Экспресс диагностика и выявление признаков проблем;

Формулирование и диагноз проблемы;

Выбор вариантов решения проблемы;

Реализация решений.

Экспресс диагностика и выявление признаков проблемы. Начальным этапом проведения любого диагностического исследования является установление целей, структуры и границ исследуемого объекта, т.е. его характеристика. Для того чтобы описать систему управления материальными потоками и дать ее обобщенную характеристику, необходимо выделить существенные признаки, позволяющие определить ее как часть системы более высокого порядка. К числу таких признаков относятся:

1) обособленность – характеризует распределение задач и функций управления материальными потоками между подразделениями предприятия;

2) открытость указывает на связанность логистической системы с внешней средой, ее ориентацию на поиск возможностей решения возникающих проблем во внешней среде;

3) стабильность или изменяемость состояния и поведения логистической системы во времени – характеризует наличие механизма адаптации к требованиям среды;

4) характер структуры системы управления материальными потоками указывает на степень ее сложности, формализации и централизации;

5) вид структуры – характеризует особенности пространственного состояния и преобладающего механизма координации деятельности, например, линейная или функциональная структура.

Оценка внутреннего состояния системы управления материальными потоками служит основой выявления признаков проблем.

В общепринятом понимании проблема определяет ситуацию, при которой имеет место расхождение между желаемым и действительным состоянием объекта. О наличии проблемной ситуации можно судить по внешним и внутренним состояниям системы и ее внешнего окружения.

Внешние признаки характеризуют ситуацию, связанную с возможностью повышения эффективности логистической системы вследствие происшедших прогрессивных изменений во внешней среде, на которые у нее нет готовых рецептов. В качестве таких признаков может служить появление новых технологий и материалов, более эффективных средств транспортировки, новых источников сбыта и баз снабжения.

Внутренние признаки определяют ситуацию, при которой реализуемые логистической системой решения не дают ожидаемого результата, что находит отражение в низкой эффективности принятой схемы управления материальными потоками (не выполняются сроки поставок, не обеспечивается необходимое качество материалов; отсутствует контроль за уровнем запасов, имеют место задержки в принятии решений и т.д.).

Проблемой управления материальными потоками является такое состояние системы, изменение которого в следствие нестандартной ситуации или отсутствия необходимых для этого предпосылок невозможно известными способами.

Существование проблем управления материальными потоками устанавливается посредством сбора и обработки информации. Оценка состояния материальных потоков осуществляется с помощью системы показателей, отражающей особенности управления материальными потоками на отдельных стадиях товародвижения, в процессе транспортировки и складирования материалов.

По каждой из подсистем управления материальными потоками выделяются следующие группы показателей: целевые; структурные; экономичности и качества.

Пример 1.

Показатели оценки состояния материальных потоков

(стадия закупки материалов)

1. Целевые показатели

1.1. Надежность системы закупок

1.2. Удельный вес удовлетворенных потребностей

1.3. Обеспеченность потребности в материалах

2. Структурные показатели

2.1. Количество работников, участвующих в процессе снабжения

2.2. Структура заказов

2.3. Объемы закупаемых ресурсов

3. Показатели экономичности и качества

3.1. Затраты на поставку одной условной единицы поставляемой продукции

3.2. Количество поставок, имеющих какие-либо отклонения к общему числу поставок

3.3. Время поставок

Результатом данного этапа диагностики служит перечень функций и процессов управления, по которым наблюдаются отклонения между фактической и ожидаемой отдачей решений, а также возможных состояний среды, для реакции на которые система не имеет готовой программы действий.

Формулирование и диагноз проблемы. Данный этап предполагает редукцию проблем, их анализ и постановку диагноза.

Редукция или упрощение проблемы достигается в процессе анализа создавшегося положения (проблемной ситуации) и имеет целью свести проблему к задаче развития и (или) совершенствования системы управления материальными потоками.

Анализ сложившейся ситуации сводится к поиску ключевых причин проблемной ситуации. Первой фазой в диагностировании сложной проблемы является осознание симптомов проблем. В качестве симптомов служат характеристики поведения или функционирования системы.

О наличии того или иного симптома можно судить по отклонениям от нормального протекания процессов в логистической системе или ее окружении.

Пример 2.

Симптомы и причины неудовлетворительного состояния управления материальными потоками на этапе распределения готовой продукции:

1. Выбор нерациональных способов доставки продукции.

2. Разбросанность конечных пунктов транспортировки.

3. Недостатки и ошибки в планировании процесса распределения.

4. Недооценка возможностей маркетинга при планировании процесса реализации.

5. Отсутствие или недостаточность контроля запасов готовой продукции (излишние запасы или их нехватка).

6. Недостатки в регулировании процессов доставки продукции.

7. Недостаточные контакты и связи предприятия с потребителями.

8. Несогласованность планов и графиков доставки продукции потребителям.

Анализ симптомов проблем производителя в двух направлениях:

По составляющим системы управления материальными потоками: организация управления, управление ходом и сроками выполнения производственных заказов, управление материальным обеспечением производства, управление запасами, управление поставками готовой продукции;

По этапам управленческого цикла: организация, планирование, контроль и регулирование, координация действий.

В процессе диагностики осуществляется селекция причин и выделяются те их них, которые достаточно значимы, и те, которые играют несущественную роль.

По результатам анализа симптомов причин устанавливается диагноз проблемы. Диагноз содержит указания об основных направлениях желаемых изменений и области их действия.

Выбор вариантов решения проблемы. Систематизация данных, характеризующих фактическое состояние системы управления материальными потоками, и симптомов причин проблемной ситуации позволяет спланировать варианты решения проблемы.

Выбор оптимального варианта производится в четыре этапа. На первом устанавливается возможность полного или частичного решения проблемы, на втором формируются варианты решений, на третьем предложенные варианты сравниваются между собой и оцениваются с точки зрения выбранных критериев, наконец, на четвертом этапе выбирается вариант решения проблемы и осуществляется проверка полученного результата.

Результат решения на каждом этапе может иметь два значения, определяющих дальнейший ход исследования. По завершению первого этапа решения проблемы возможен один из двух вариантов действий: подготовка частичного решения или проведение проверки полного решения проблемы. Каждая из этих работ, в свою очередь, может привести и к положительным, и к отрицательным результатам. Так, если полное решение невозможно, ветвь с отрицательным результатом ведет к частичному решению, а ветвь с положительным результатом к выбору варианта полного решения проблемы. При проверке принятого решения отрицательный вариант указывает на поиск новых гипотез и предполагает повторное формулирование проблемы. При положительном ответе решение является окончательным и возможен переход к его внедрению.

Текст записи:

1.Ситуации,связанные с применением психодиагнос

1.Ситуации,связанные с применением психодиагностики

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:

а) консультация психодиагностическая – ситуация, при которой испытуемый является инициатором обследования и главным адресатом психодиагностической информации. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.

Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; психологическая профессиональная консультация; консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе);

б) отбор одна из ситуаций применения психодиагностики, при которой обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, на курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, принимают другие лица (члены приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудник отдела кадров);

в) принудительное обследование – ситуация применения психодиагностики, когда участие испытуемых в обследовании определяется по решению администрации или общественных организаций. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик;

г) аттестация – психодиагностическая ситуация, характери­зующаяся высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого исходя из результатов оценки его психологических особенностей другими людьми помимо его желания. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в ходе судебной экспертизы, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и т.п.

Кроме вышеперечисленных, имеются четыре типа психодиагностических ситуаций, выделенных на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных данных и ответственности психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого. В ситуациях данного типа использование полученных данных осуществляется:

· непсихологом (специалистом-смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. Ответственность за отрицательные последствия вмешательства в судьбу обследуемого несет непсихолог. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации;

· психологом для постановки психологического диагноза при ответственности непсихолога за практические действия в отношении обследуемого (например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости – диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель);

· психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия (постановка диагноза в условиях психологической консультации);

· непсихологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.

2. Типология психодиагностических задач

Психодиагностические задачи – задачи, возникающие перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния, а также определение места (положения) испытуемого по оцениваемому свойству среди других людей.

Психодиагностическая задача характеризуется особенностями объекта, методов и результатов решения. В структуре психодиагностической задачи выделяются цель, условия и проблемная ситуация.

Целью психодиагностической задачи является ответ на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемых с точки зрения нормы, а также определение его места (положения) по оцениваемому качеству среди других людей.

Специфика условий состоит в том, что, отражая реальное отклонение диагностического объекта от нормы или его гипотетическую возможность, они не заданы эксплицитным образом (т.е. явно и в полном объеме) в самом начале решения задачи, а устанавливаются и формулируются психологом в ходе проведения обследования.

Проблемная ситуация – ситуация, возникающая при соотнесении условий психодиагностической задачи с ее целью и характеризующаяся неполнотой эмпирических сведений, полученных при обследовании, наличием разновероятных причин, обусловивших в качестве факторов то или иное состояние индивида.

В этой связи деятельность психодиагноста будет направлена на решение основных типов задач:

· установление диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека (группы людей);

· постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого или группы испытуемых среди других по выраженности тех или иных качеств;

· прогноз дальнейшего развития объекта обследования;

· определение наиболее эффективных способов работы с обследуемым.

3. Структура психодиагноического процесса

Психодиагностический процесс, характеризуя постановку психологического диагноза практическим психологом, представляет собой сложную процедуру, требующую специальной подготовки диагноста. Сложность психодиагностической процедуры заключается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловливается иерархическим строением объекта психодиагностики и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами разных уровней.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.

По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие с обследуемым, направленное на установление психологического диагноза.

По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами сложная процедура, требующая специальной подготовки психолога.

Таким образом, психодиагностический процесс – взаимодействие психодиагноста с обследуемым, опосредованное применением психодиагностических методик и процедур и направленное на установление психологического диагноза.

Этапы психодиагностического процесса. Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами психодиагностического процесса являются:

· принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации);

· постановка задачи исследования, выбор методик;

· сбор данных об объекте на феноменологическом уровне;

· обработка и интерпретация данных;

· выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта;

· уточнение гипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов;

· построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами.

4. Объект психодиагностики, его структура и состояние

Объектом диагностического познания являются наделенные психикой конкретные люди. В основе решения задач психодиагностики лежит представление о многоуровневом строении объекта психодиагностики. Каждый из уровней имеет свою природу, отношения между ними определяются тем, что нижележащие уровни являются условием развития вышележащих, а вышестоящие управляют нижележащими.

В соответствии с таким пониманием объекта психодиагностика имеет дело с психическими проявлениями различных уровней. Эти проявления (признаки) можно непосредственно наблюдать, выявлять. Диагностические признаки – непосредственно наблюдаемые психические проявления, которые являются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории. Учитывая имеющиеся нормы, на основании этих признаков становится возможным отнесение объекта к определенной диагностической категории.

Диагностические факторы психологические причины, механизмы проявления диагностических признаков, скрытые от непосредственного наблюдения и являющиеся «внутренней» основой для отнесения признаков к той или иной категории. Их принято называть еще «латентными переменными».

В этой связи различаются такие виды психодиагностики, как описательно-симптоматическая и причинная.

Описательно-симптоматическая диагностика – диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития, что особенно важно в случае нарушений развития, отклонений в поведении или личностно-эмоциональной дезадаптации.

Причинная диагностика – диагностика, которая регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно можно скорректировать это развитие.

Диагностический вывод в этой связи представляет собой переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых факторов (например, по покраснению кожи можно догадаться о проявлении чувства стыда, по бледности лица – о чувстве волнения, тревожности, страха и т.п.). Особая трудность, однако, для однозначного вывода заключается в том, что между признаками и факторами не существует однозначного взаимосоответствия. Например, один и тот же внешний поступок может быть обусловлен различными психологическими причинами.

На основании выявления признаков и факторов у различных испытуемых возможно их отнесение к определенным диагностическим категориям. Диагностические категории – это широкий класс объектов (классы людей), которым выносится единый диагноз – диагностическое заключение (например, об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.).

Объект психодиагностики, обладая способностью к изменению, находится в одном из состояний, каждое из которых характеризуется множеством переменных. По отношению к норме объект имеет два состояния – нормальное и отклоняющееся.

В понятии нормы выделяются следующие аспекты:

а) норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования). С точки зрения данного аспекта в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее либо выживание человека, либо соответствие его поведения социальным нормам;

б) норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования (как результаты, представляющие собой исходное основание для сравнения различных испытуемых). Зачастую в этих целях используется формальный критерий, связанный со статистическим подходом к пониманию нормы, выведенный на основе сравнения результатов и их распределения у большого количества людей. Однако чрезвычайно трудно определить положение человека относительно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство;

в) норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). В соответствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых в психологии к различного рода отклонениям и психическим заболеваниям;

г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий), представляющая набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа).

Выделяются профессиональные, социальные, учебные и другие типы норм. Все они характеризуют определенную культуру конкретного общества на данном этапе его развития. Нормой в психологии считаются принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Описание нормы через положительный логический критерий предполагает установление набора признаков психического здоровья, основанием для выделения которых служат как общечеловеческие ценности, так и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. В качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека, который включает в себя:

· причинную обусловленность психических явлений;

· максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношению человека к ней;

· соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;

· критический подход к обстоятельствам жизни;

· адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

· чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;

· способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;

· самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

· способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

5. Психодиагностические средства

Среди психодиагностических средств, представляющих собой то, с помощью чего осуществляется психодиагностическая деятельность, различают три вида:

а) средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики;

б) средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога. К ним относятся: структурные модели объекта, классификация видов отклонений феноменологического уровня, классификация причин отклонений, плоские или иерархические схемы психологической детерминации типичных явлений феноменологического уровня, психодиагностические таблицы;

в) средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения (к ним относятся психодиагностограммы, диагностические алгоритмы, ЭВМ, а также логические методы постановки психологического диагноза).

Психодиагностические средства – средства, с помощью которых осуществляется психодиагностическая деятельность: средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики, средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога, средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения.

В наиболее строгой, обобщенно-формализованной форме логико-методические принципы и технологические приемы получения первичных данных об объекте отражены в психометрииматематизированной технологии создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик. Под психометрией (от греч. мetron – мера) понимается технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов. Психометрия – частный случай тестологии.

Важнейшим признаком психометрических процедур является их стандартизированность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях.

Стандартизация теста – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов. При этом в процессе апробации методики, используя довольно большую выборку, полученные сырые баллы (очки, оценки) переводятся в систему стандартизированных баллов, выступающих впоследствии в качестве тестовых норм, позволяющих соотносить отдельные результаты разных людей между собой.

На основании полученных данных строятся различные шкалы индивидуальных свойств и делается вывод о надежности и валидности конкретной методики (теста).

6. Психологический диагноз и методы его постановки

Психологический диагноз результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории, описания структуры выявленных свойств, объяснения причин текущего состояния объекта, прогноза его будущего поведения и развития и рекомендаций, определяемых целью обследования.

Как результат деятельности практического психолога он представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

Психологический диагноз носит комплексный и системный характер и содержит:

· на симптоматическом уровне – описание структуры выявленных свойств (в частности, в виде профиля);

· на этиологическом уровне – возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида;

· на типологическом уровне – переход от описательных обобщений и гипотетических конструктов к теории личности, служащей основой для определения места и значения полученных данных и осуществления прогноза его будущего поведения или возможных событий в его жизни, а также разработка программы действий по оказанию психологической помощи (если это необходимо).

Предметом психодиагностического заключения являются психические расстройства, отклонения от нормы, психологические переменные индивида и группы, причины, факторы, влияющие на особенности поведения.

В структуре психологического диагноза (заключения) целесообразно выделять три блока:

1) соответствие феноменологическому уровню объекта психодиагностики (на этом уровне диагноз включает описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, его отношение к факту обследования);

2) отражение причинных оснований (здесь фиксируются данные об отдельных сферах личности, дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения);

3) описание предлагаемых мероприятий, которые находятся в компетенции практического психолога.

Основные требования к психологическому заключению состоят в следующем:

· психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации;

· заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, т.е. используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретацию данных, выводы;

· в заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как состояние респондента, характер контакта испытуемого с психологом, нестандартные условия тестирования и др.

Список использованной литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. М.,1982.

2. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н.Ф.Талызиной. М., 1986

3. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов/Д.: Феникс, 1996.

Поделиться: