Платные услуги в здравоохранении. Документы при оказании платных медицинских услуг

При этом цены на такие услуги регулируются государством (за ЛПУ осуществляется более жесткий контроль государства в плане расходования средств и видов деятельности). Такие лечебные учреждения имеют, как правило, два основных источника финансирования (бюджетные средства и средства ОМС), а дополнительным источником для них является доход от платных медицинских услуг.

В бюджетном лечебном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности, услуги врачей, принадлежащих к школе так называемой традиционной медицины.

Рассмотрим более подробно те правовые основы, на базе которых развивается платная медицинская помощь.

Итак, выделим из названия ЛПУ существенные слова.

Учреждение. Это понятие регулируется ст. 120 ГК РФ, принятого Государственной Думой 21.10.94 (в последней редакции 16.04.2001), где написано: «Учреждением признается организация, созданная собственником... для функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Здесь отражены отношения собственности, т.е. собственником имущества является государство. Имущество отдано во владение, пользование и распоряжение. Значит, решения собственника являются обязательными для исполнения, он имеет право регулировать деятельность ЛПУ, вмешиваться в эту деятельность.

Это означает (в соответствии со ст.50 ГК РФ и ст.1 Закона от 08.12.95 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), что коммерческая деятельность не является целью, однако она допускается и разрешается. При этом если от такой деятельности получены доходы (ст.298 ГК РФ), то они и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Доходы и имущество учитываются на отдельном балансе. Пункт 3 ст.2 «О некоммерческих организациях» выделяет такую форму, как автономная некоммерческая организация (АНО). Только в этом случае по п.1 ст.10 Закона «О некоммерческих организациях» имущество, переданное АНО ее учредителем, является собственностью автономной некоммерческой организации (АНО), учредители не сохраняют прав на имущество, т.е. если в уставе отражен статус АНО, то приобретенное имущество (на доходы АНО) принадлежит этой автономной некоммерческой организации. Значит, только создав параллельную некоммерческую организацию со статусом АНО и в ее рамках занимаясь предпринимательской деятельностью, к которой относятся платные медицинские услуги, можно надеяться, что в случае реорганизации купленное на доходы имущество не отойдет государству как собственнику. Во всех остальных случаях ЛПУ работает на интересы государства. Учредители АНО пользуются услугами автономной некоммерческой организации наравне с другими лицами (п.4 ст.10 Закона).

Независимо от формы собственности учреждений здравоохранения для них действуют общие правила организации платных медицинских услуг. Рассмотрим их более подробно.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.96, обязывают вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

Обязательно наличие сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (на основании Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (гл.3, ст.17, 16)). Правила предоставления лицензии были разработаны еще и приложением 1 к приказу Минздравмедпрома России от 18.04.96 № 148 и утверждены постановлением Правительства РФ от 25.03.96 № 350. Закон РФ от 07.02.02 № 2300-1 «О защите прав потребителей» также стоит на страже интересов пользователей медицинских услуг.

Обычно медицинская организация представляет пациентам целый комплекс медицинских услуг. В этом случае в лицензии каждый вид медицинской деятельности должен быть указан отдельно. Лицензия выдается на срок не менее трех лет. Необходимо разрешение соответствующего органа управления здравоохранением на ведение платной медицинской деятельности.

Вышестоящий орган управления здравоохранением при выдаче медицинскому учреждению разрешения на оказание платных медицинских услуг с учетом местных условий (мощность учреждения, уровень его финансирования, необходимость социальной защиты малоимущих слоев населения, объемы госзаказа и др.) может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов медицинских услуг, оказываемых на платной основе.

Законодательно недостаточно четко прописано, в какое время должны осуществляться платные медицинские услуги. Например, в здравоохранении используется повременная форма оплаты труда, следовательно, нельзя дважды платить за одну и ту же работу. Государственные органы управления могут потребовать составления графика использования рабочего времени. Однако по факту сегодня платные и бесплатные услуги оказываются все в то же рабочее время, и существует одновременно две очереди платных и бесплатных потребителей. Вопрос легче решается при наличии в лечебном учреждении специального коммерческого подразделения, в этом случае можно требовать раздельного приема пациентов. Обычно структурные подразделения организуются в учреждениях, в которых платные услуги гражданам предоставляются в значительном объеме. В остальных случаях платные услуги в учреждении оказываются специалистами в их основное время работы. И здесь может быть организовано оказание медицинских услуг на платной основе специалистами, ведущими прием в свое нерабочее время.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О защите прав потребителей» режим работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы прочих организаций устанавливается самостоятельно. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и медицинских услуг.

Цены на платные медицинские услуги регулируются государственными органами управления на основании прав собственника. Причем законами РФ не предусмотрено обязательное согласование цен (цены устанавливаются в соответствии с законодательством РФ), т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают приказ о применении тарифов на медицинские услуги, то он обязателен для исполнения. Если приказа нет, то расчеты цен ведутся исходя из экономических интересов организаций. Проблема ценообразования связана с поддержанием оптимального баланса расходов и доходов для достижения самоокупаемости учреждения здравоохранения.

Оплата за медицинские услуги может производиться как в банках, так и в самих учреждениях. При этом нужно использовать или контрольно-кассовую машину (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в редакции постановления Правительства РФ от 21.11.98 № 1364), или банк, являющийся документом строгой отчетности. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате. На основании письма Минздравмедпрома России от 09.07.95 № 147-16-86 утверждена для использования форма квитанции для оформления расчетов с населением, в свою очередь, утвержденная Минздравмедпромом России 20.04.95 № 16-00-30-35.

Первый экземпляр является приходным кассовым ордером, второй - отчетным документом материально-ответственного лица, третий передается заказчику.

За нарушение перечисленных правил учреждение здравоохранения может быть лишено лицензии.

Организация обязана обеспечить бесплатной и достоверной информацией о ценах и вывесить перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Кроме того, информация об услугах (ст.732 ГК РФ, ст.10 ЗоЗПП) в обязательном порядке должна содержать:

  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги, если такие стандарты имеются;
  • сведения об основных потребительских свойствах услуг, в т.ч. о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и возможных неблагоприятных последствиях (вероятность отсутствия благоприятного исхода не по вине учреждения, возможные осложнения и т.д.);
  • гарантийный срок (если он установлен);
  • правила и условия эффективного и безопасного использования услуг (правила поведения пациента и т.д.).

Кроме того, медицинское учреждение обязано предоставить пациенту информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Потребитель имеет право потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требовать возмещения убытков (Закон РФ «О защите прав потребителей» и др.).

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба. Размер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на лечение потерпевшего, результата лечения (выздоровление, хронизация полученного заболевания или травмы, инвалидность, смерть). При возмещении вреда работающему пациенту также учитывается сумма утраченного им заработка (дохода) в связи с болезнью

Также пациент имеет право на информацию об альтернативных вариантах лечения, отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности медицинских сведений и на оказание с историей болезни и др.

Однако врач и пациент только тогда найдут взаимопонимание, когда и пациент осознает экономическую необходимость поддержания здоровья, собственную ответственность перед обществом за результаты лечения.

На основе п.2 ст.126 ГК РФ цены на товар, работы, услуги устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда имеются льготы. Это означает, что нельзя устанавливать на одну и ту же услугу разные цены для потребителей с разным достатком. Все потребители равны перед законом.

Документы при оказании платных медицинских услуг, их виды, актуальный перечень и особенности оформления, являются объектом анализа данной статьи. В нем рассматривается порядок обращений пациентов в медицинскую организацию непосредственно за счет личных средств, а также застрахованных по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).

Документ – это материальный носитель информации в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения, именно так определяет данный термин статья 1 Федерального закона от 24.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». В то время как медицинскими документами являются специальные формы документации, оформляемые медицинским персоналом, в которых регламентируются действия, связанные с оказанием медицинских услуг, что соответствует терминологии Приказа Минздрава России от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «термины и определения системы стандартизации в здравоохранении».

Кроме того, медицинская документация является основанием возникновения, изменения, прекращения правоотношений между пациентом и медицинской организацией, между медицинской организацией и страховыми компаниями. Об этом, а так же о некоторых особенностях предоставления пациенту документов при оказании платных медицинских услуг, надлежащего их оформления и ответственности сторон пойдет речь в данной статье.

Следует сделать акцент на том, что документы – это будущие письменные доказательства, поэтому нужно тщательно относиться к вопросу оформления. Данные документы могут быть использованы юристами в процессе доказательства несостоятельности лечения и обеспечении защиты законных требований пациента. Подробнее об этом, читатель может узнать ознакомившись со статьей «Медицинская документация пациента как основное доказательство».

Платная медицинская помощь

Право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию, при оказании медицинской помощизакреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). При этом платные медицинские услуги предоставляются им в рамках договоров за счет личных средств, страховых взносов на добровольное медицинское страхование, средств предприятий, учреждений и организаций и других средств, разрешенных законодательством.

Порядок предоставления платных медицинских услуг регламентируется Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», содержащим их определение в виде медицинских услуг, предоставляемых на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (ДМС).

Кроме того, к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).

Стоит также обратить внимание на необходимость соответствия платных медицинских услуг, их видов, объемов и условий оказания лицензионным требованиям, условиям договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, образовательных и иных услуг, нормативным документам, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации и другим установленным законодательством требованиям.

Документы при оказании платных медицинских услуг и особенности их оформления

Документы при оказании платных медицинских услуг условно можно разделить на две части:

  • медицинские документы (медицинская карта, история болезни, рекомендации врачей специалистов, выписки из первичной медицинской документации, заключения, справки, результаты исследований и т.д.). Перечисленные документы оформляются в соответствии с законодательством медицинским учреждением и являются его собственностью. По требованию пациента либо его законного представителя медицинское учреждение предоставляет для ознакомления медицинские документы в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 29.06.2016 № 425н. Также на основании письменного заявления пациента или его представителя медицинская организация выдает копии необходимых медицинских документов.
  • документы при оформлении правоотношений с медицинской организацией (договор, ИДС, различные заявления, акты оказанных услуг, справки в налоговые органы и т.д.). Зачастую такие документы составляются в двух экземплярах, включая все приложения и дополнительные соглашения. При этом один из экземпляров остается на руках у пациента, второй – в медицинском учреждении.

Примером может служить обращение пациента в медицинскую организацию для предоставления ему копий результатов лечения и обследования, а также наличие у пациента договора на оказание платных медицинских услуг с приложениями для формирования претензий или исков.

Кроме того, читатель может ознакомиться с видами и сроками хранения, а также о порядке требования медицинской документации в статьях «Медицинская документация пациента: основные виды и сроки хранения» и «Получение медицинской документации по запросу», для обеспечения защиты своих прав.

Особенности оформления

Платные медицинские услуги, равно как и медицинские услуги, в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются при наличии информированного добровольного согласия пациента (или его законного представителя) на медицинское вмешательство, данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пункт 7 статьи 20 конкретизирует обязательство оформления в письменной форме информированного добровольного согласия, а Приказ Минздравсоцразвития № 1177н от 20.12.2012 утверждает формы для получения согласия или отказа от медицинского вмешательства в медицинских организациях реализующих программы государственных гарантий.

Так же стоит отметить, что факт добровольного информированного согласия фиксируется в медицинской карте пациента. Стоит отметить, и то, что при оказании платных медицинских услуг исполнитель обязан соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к операторам персональных данных (медицинским организациям). Так, в статье 9 Закона № 152 ФЗ «О персональных данных», содержится условие обработки персональных данных потребителя (пациента) только при наличии его согласия в письменной форме .

До заключения договора медицинская организация в письменной форме уведомляет потребителя о том, что несоблюдение указаний или рекомендаций медицинских работников, предоставляющих платные медицинские услуги, в том числе назначение режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской помощи, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента.

При заключении договора потребителю (пациенту) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы ОМС.

В дополнение, к вышеизложенному отмечаем, что отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых данному потребителю без взимания платы в рамках программы ОМС. Так же целесообразно отметить,информированность пациента как фактор оказывающий влияние на его решение заключения договора платных медицинских услуг.

Аспект информированности пациента как фактор, влияющий на заключение договора

Кроме того, по требованию потребителя медицинская организация может предоставить для ознакомления следующие документы:

  • копию устава медицинской организации либо положение о ее филиале, участвующей в оказании платных услуг;
  • копию лицензии на осуществление медицинской и иной подлежащей лицензированию деятельности с приложением перечня работ в соответствии с лицензией;
  • сведения о внесении учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ответственность за отсутствие информации о медицинской организации

Стоит отметить, что отсутствие на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах сведений, предусмотренных пунктом 11 Правил от 04.10.2012 № 1006, а равно как и текста данных Правил, а так же Закона № 2300-1, влечет административную ответственность. Данная санкция предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает ответственность за оказание услуг организацией при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ.

Форма заключения договора и оплата медицинских услуг

Договор заключается в письменной форме, при этом на предоставление платных медицинских услуг составляется смета, которая, может быть составлена требованию стороны согласно пункту 19 Правил от 04.10.2012 № 1006 и является неотъемлемой частью договора. При заключении договора по требованию потребителя ему должна предоставляться в доступной форме информация о платных услугах, содержащая следующие сведения:

  • порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
  • информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
  • информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Потребитель оплачивает предоставленныемедицинской организацией услуги в сроки и в порядке, определенными в договоре. При этом потребителю выдается документ установленного образца, подтверждающий произведенную оплату медицинских услуг,которым может выступать контрольно-кассовый чек, квитанция либо иной бланк строгой отчетности.

Документы при обращении по ДМС

Право обращения застрахованного по ДМС в медицинское учреждение обусловлено договором между страхователем и страховой медицинской организацией. При этом страховая организация должна иметь заключенный договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, выданную органом исполнительной власти субъекта, например, Департаментом здравоохранения Москвы. Отмечаем здесь, что вид деятельности, содержащийся в лицензии, должен соответствовать перечню услуг, которые гарантированы полисом ДМС.

При обращении за медицинской помощью или для предоставления сопутствующих услуг (напр., услуги транспортировкив медицинское учреждение и т. п.) необходимо предъявить полис ДМС и документ, удостоверяющий личность.

Так же, как и в первом случае, при обращении за медицинской помощью рекомендуется предоставление врачу выписки и справок, имеющих отношение к заболеванию из других лечебных организаций – medicus medico amicus est - врач врачу друг (помощник)(лат.). В случае утраты полиса ДМС необходимо обратиться с заявлением в страховую организацию для выдачи дубликата.

Документы, предоставляемые пациенту медицинской организацией после исполнения договора

Медицинской организацией после исполнения условий договора выдаются потребителю либо его законному представителю медицинские документы (копии медицинских документов либо выписки из медицинских документов), отражающие состояние здоровья потребителя после получения платных медицинских услуг.

Так же, по требованию лица оплатившего услуги, медицинская организация обязана выдать справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 г. № 289/БГ-3-04/256 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы, оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

В бюджетном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности, услуги врачей, принадлежащих к школе так называемой традиционной медицины. Для ЛПУ коммерческая деятельность не должна являться целью, однако она допускается и разрешается. При этом если от такой деятельности получены доходы, то они и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Правила предоставления платных мед-х услуг: обязательно наличие сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Обычно мед-ая организация предоставляет пациентам целый комплекс мед-х услуг. В этом случае в лицензии каждый вид мед-ой деятельностидолжен быть указан отдельно. Лицензия выдается сроком не менее 3лет. Необходимо разрешение соот-го органа управления здравоохранением на ведение платной мед-ой деят-ти. Вышестоящий орган управления ЗО при выдаче мед.учреждению разрешения может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов мед-ой услуги на платной основе. Цены на платные услуги регулируются органами управления на основании прав собственника. Причем законами РФ не предусмотрено обязательное согласнование цен(цены устанавливаются в соот с законодательством РФ), т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают указ о применении тарифов на мед услуги, то он обязателен для исполнения. Если приказа нет, то расчеты ценведутся исходя из экон-х интересов организации. Оплата за мед услуги может производится как в банках, так и в самих учреждениях. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате. Организация должна обеспечить бесплатной и достоверной информацией о ценах и вывесить печень платных мед услуг с указанием стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов. Потребитель имеет право потребовать уменьшение стоимости предоставленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требовать возмещения убытков. Возмещение вреда(ущерба) состоит в выплате денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некач-ой мед помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба. Размер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на лечение потерпевшего, результата лечения(выздоровление, хронизация процесса или травмы, инвалидность, смерть). Пациент имеет право на информацию об альтернативных методах лечения, отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности мед-х сведений. Однаков врач и пациент только тогда найдут взаимопонимание, когда и пациент осознает экон-ую необходимость поддержания здоровья, собственную ответственность перед обществом за результаты лечения.

27.Формы оплаты труда в здравоохранении рф

Формы оплаты труда . Тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категории работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты груда работников бюджетной сферы фиксиру­ются в утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой тарифной сетке, образующей основу тарифной систе­мы оплаты труда (повременной системы, основанной на еди­ных тарифах).

Тарифная сетка представляет собой совокупность разде­ленных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отно­шение тарифной ставки данного разряда к ставке первого раз­ряда.

Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки отно­сительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону по­вышения ставок в целях индексации доходов, т. е. учета в до­ходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и ус­луги.

Основными формами оплаты труда являются:

Повременная:

    простая повременная,

    повременно-премиальная;

Сдельная:

    прямая сдельная,

    сдельно-премиальная,

    сдельно-прогрессивная,

    косвенно-сдельная;

Аккордная.

При повременных формах оплата производится за опреде­ленное количество отработанного времени независимо от ко­личества выполненных работ. Повременная форма оплаты труда наиболее распространена в здравоохранении, ей при­надлежит ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установле­нии заработной платы » зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный пери­од времени (чаще всего - за месяц).

Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы.

Однако в здравоохранении исключительно трудно изме­рить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчисле­нии. К тому же, если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, приходится либо выделять долю объ­ема работ или услуг, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь кол­лектив, а затем делить ее между членами коллектива в соот­ветствии с мерой их участия в труде, определяемой так назы­ваемым коэффициентом трудового участия (КТУ).

Сдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое каче­ство работы, экономное расходование материалов и энергии, применение прогрессивных методов труда, бережное отноше­ние к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но на­ряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество заботы, нанесение материального ущерба.

При сдельно-прогрессивной оплате расценки повышаются в соответствии с перевыполнением норм выработки без сниже­ния качества услуг.

Центральная проблема применения сдельной формы опла­ты труда состоит в определении расценок на единичные рабо­ты, услуги.

Применяя Сдельную систему оплаты к вспомогательному медицинскому персоналу, обслуживающему основной про­цесс, осуществляемый врачами, используется, косвенно-сдельная оплата вспомогательного пер­сонала, чтобы стимулировать труд медицинских сестер и дру­гих работников. В такой системе вознаграждение вспомога­тельного персонала ставится в зависимость от объема меди­цинских услуг, оказываемых врачами, которых обслуживает вспомогательный персонал.

Аккордная система основана на повышении расценок или общей величины заработной платы, если работы, услуги вы­полняются ускоренным образом в неурочное время или в сокращенные в сравнении с нормативными сроки. При приме­нении аккордной системы заработная плата устанавливается обычно не за выполнение отдельных манипуляции или услуг, а за выполнение всей работы в целом и не обязательно приурочивается к месячным выплатам.

По мере вхождения системы здравоохранения рыночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повременной и сдельной системы.

    1.1. Отсутствуют в Территориальной программе государственных гарантий и предоставляются исключительно на платной основе следующие медицинские услуги:

    Медицинские осмотры граждан старше 18 лет, проводимые с целью получения специального права (на вождение автомобиля, для приобретения оружия и т.п.);

    Медицинские осмотры иностранных граждан и лиц без гражданства для получения медицинского заключения об отсутствии или наличии у них заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу в Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации;

    Анонимная диагностика и лечение (за исключением ВИЧ-инфекции);

    Медицинская косметологическая помощь, за исключением пластических и реконструктивных операций по медицинским показаниям, и медицинская помощь, связанная с изменением пола;

    Традиционные методы диагностики и лечения:

    Коррекция зрения при помощи контактных линз;

    Изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением случаев предоставления отдельным категориям граждан аналогичных мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

    1.2. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008 г.) осуществляются за счет средств работодателя.

    В соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)» работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы. Кроме того, для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работодатель обязан заключить долгосрочный договор с Учреждением, имеющим лицензию на право проведения предварительных медицинских осмотров лиц, принимаемых на работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

    2. Оказание платных медицинских услуг учреждениями здравоохранения производится на следующих основаниях:

    выполнения учреждением здравоохранения в полном объеме Территориальной программы государственных гарантий;

    отсутствия соответствующих медицинских услуг в Территориальной программе государственных гарантий;

    наличия лицензии на соответствующие виды медицинской деятельности и специального разрешения соответствующего органа управлением здравоохранения на оказание платных медицинских услуг;

    организации оказания платных медицинских услуг населению в специально выделенных помещениях (кабинетах, отделениях), таким образом разделив потоки больных, получающих бесплатную медицинскую помощь и платные медицинские услуги (за исключением случаев, когда медицинская технология не может быть дублирована (исследования методом компьютерной томографии, методом магнитно-резонансной томографии и др.);

    организации оказание платных медицинских услуг населению работниками, оказывающими исключительно платные медицинские услуги, либо работниками учреждения здравоохранения, оказывающими населению гарантированную (бесплатную) медицинскую помощь, но в специально отведенное время;

    отдельного учета рабочего времени специалистов, оказывающих платные медицинские услуги (графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно);

    отдельного учета материальных затрат, связанных с оказанием этих услуг.

3. Основанием предоставления платных медицинских услуг (медицинских услуг на возмездной основе) является желание гражданина получить конкретную услугу именно на платной основе, оформленное в виде договора. При заключении договора до сведения граждан должна быть доведена конкретная информация о возможности и порядке получения медицинских услуг на бесплатной основе в учреждении здравоохранения. Факт доведения до сведения граждан указанной информации должен быть зафиксирован в договоре.

4. Не является условием предоставления медицинских услуг на платной основе:

    Отсутствие у пациентов регистрации по месту жительства. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Поэтому сам по себе факт отсутствия регистрации не дает оснований требовать оплаты за оказанную медицинскую помощь.

    Оказание гражданам на платной основе экстренной и скорой медицинской помощи (при состояниях, угрожающих жизни, при острой боли и пр.) категорически не допускается. Экстренная помощь должна предоставляться бесплатно. Вышеизложенное относится как к стационарным учреждениям, так и к амбулаторным.

    В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546, медицинская помощь иностранным гражданам в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия травм, несчастных случаев, отравлений) оказывается безотлагательно и бесплатно.

    После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощи на платной основе (при отсутствии межгосударственных соглашений).

    Направление пациента, находящегося на лечении в учреждении здравоохранения, на диагностическое исследование, консультацию специалистов в другое учреждение, участвующее в реализации Территориальной программы государственных гарантий.

    Наличие иногороднего полиса обязательного медицинского страхования. Согласно ст. 5 раздела 2 Закона РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страховой медицинский полис действителен на всей территории Российской Федерации. Оказание медицинской помощи должно быть осуществлено в рамках Территориальной программы государственных гарантий.

    Оказание медицинских услуг вне очереди.

Оказание услуг без очереди за определенную плату резко ущемляет право другого пациента, который не в состоянии заплатить за услугу, так как отодвигает получение им медицинской услуги на неограниченный срок. Пациент при этом теряет здоровье и испытывает моральный ущерб, сознавая, что он имеет неравные права с другими гражданами социального общества, в то время как ч. 2 ст. 19 Конституции гарантирует равноправие и запрещение дискриминации граждан по имущественному положению ("2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности"). Ч. 1 и 2 статьи 21 Конституции гарантируют защиту достоинства личности: ("1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению").

Оказание медицинской платной помощи "вне очереди" абсурдно с юридической точки зрения: потребителю продается не сама медицинская услуга, а возможность получить ее "вне очереди". Ведь все другие пациенты в очереди на прием, операцию и т.д. тоже хотят получить - медицинскую услугу в полном объеме и надлежащего качества, значит, разница между "платным" и "бесплатным" режимами оказания услуги заключается именно в ее внеочередности. Но в договоре с учреждением здравоохранения подобного наименования услуги типа "имя рек вне очереди" не указывается.

Порядок оказания платных медицинских услуг

Информирование потребителей происходит посредством размещения сведений на сайте медицинской организации.

Также, является обязательным размещение сведений на специально определенных для этого стендах. С целью ознакомления пациентов предусмотрены следующие документы:

Подобная справка доступна для всех.

Договор на оказание услуг медицинского характера

Документ на предоставление медуслуг – публичный. Заключение договора на оказание медицинских услуг с пациентом может отнять массу времени, а сама услуга – пару минут, поэтому не всегда уместно организации оформлять письменный документ об оказании платных медицинских услуг с каждым пациентом. Детальнее об этом можно прочитать в данном разделе.

Порядок оказания платных медицинских услуг регламентирован Федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей». Внутренние нормативные акты, регулирующие порядок оказания медицинской помощи на возмездной основе, подписываются главным врачом лечебного учреждения.4795

Платные медицинские услуги: распределение фонда премирования

Предлагаем прозрачную модель распределения фонда премирования от оказания платных услуг, позволяющая увеличить зарплату медицинского работника.652

Как распределить доходы от оказания платных медицинских услуг

Медицинская организация вправе предоставлять только те платные медуслуги, которые указаны в ее лицензии на осуществление медицинской деятельности.3089

Поделиться: