Формирование воли. Воля. Формирование волевых качеств

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли. .

Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека.

Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм. Все-таки, одних этих методов неоспоримо мало для того, чтобы человек смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реальную жизнь. Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры.

Процесс формирования воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность. Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия. Параллельно с этим необходимо правильно относиться к ошибкам и неудачам, не следует себя корить, унижать свое достоинство, вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят самооценку и не принесут пользы. Следует понять причину неудачи, наметить план дальнейших действий. При формировании воли стремление к успеху является более действенным мотивом, нежели избегание неудач.

Нам легче осуществлять волевые действия, используя ранее усвоенные правила поведения и сформированные полезные навыки. Если человек усвоил, что в детсад, школу, институт, на работу нужно приходить вовремя, то и в других местах ему будет легче появиться без опоздания .

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов .

Городская научно- практическая конференция

Школьников и студентов

Тема: «Развитие воли у человека»


Раскрыть основные принципы воспитания воли у подростка.

Проанализировать используемую литературу;

Дать характеристику возрастным особенностям подростка;

Познакомить с видами эмоций у подростка;

Проанкетировать одноклассников и сделать анализ эмоциональной сферы данного возраста;

Эмпирический: изучение литературы по теме;

Теоретические: анализ, систематизация, сравнение, обобщение;

Практические: наблюдение за учащимися в данной деятельности, тестирование учащихся, статистическая обработка, изготовление диаграмм и презентации;

Социологические: работа с учащимися.

Актуальность

Я выбрала эту тему, потому что меня волнуют элементы воспитания воли у подростка, так как есть непраздный интерес познакомиться с понятием воля, и отдельными моментами воспитания и развития воли в себе. Работая по данной теме, найдены практические примеры, которые можно встретить в жизни для воспитания воли в человеке.

Гипотеза

Как стать волевым человеком?

Предмет исследования: один из параметров психологии личности.

Объект исследования: человек (подросток).


План:

ü Введение: понятие о воле

ü Воля как фактор самовоспитания

ü Волевая регуляция поведения

ü Развитие воли у человека

ü Жизненный цикл развития личности

ü Программа самосовершенствования в нашей школе

ü Список используемой литературы

ü Практические задания и тест

ü Приложение: презентация, тезисы


ВВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII – XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет необходимости доказывать.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принималось в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего появления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Ещё один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» (Рубинштейн С.Л.).

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнение. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что ему удалось выполнить


ВОЛЯ КАК ФАКТОР САМОВОСПИТАНИЯ

ВОЛЯ – сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по словам И.М.Сеченова, выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.

Волевые действия причинно предопределены условиями жизни и связаны с ними потребностями человека. Например, если человек замерзает в степи, и поблизости нет места, где можно согреться, он ставит перед собой цель – найти теплое укрытие и, преодолевая внешние и внутренние препятствия (пургу, темноту, расстояние, недостаток сил, боль в обмороженных участках тела), упорно идет к намеченной цели. Следовательно, воля человека не свободна от среды, условий его жизни, объективных обстоятельств. В процессе волевого акта препятствия, возникающие на пути к цели, преодолеваются с помощью волевого усилия – нервно-психического напряжения человека, мобилизующего его физические и духовные силы на преодоление этих препятствий. «Большая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно». Если сильная воля помогает человеку выжить в сложной, экстремальной обстановке, то безволие, отчаяние в подобной ситуации может привести его к гибели.

Физиологической основой волевого акта являются условные нервные связи человека со средой, которые детерминированы внешними влияниями и осуществляются через речь, мышление и сознание. Источником любого волевого акта является неудовлетворенная биологическая или социальная потребность человека. В своем развитии волевой акт проходит ряд этапов, составляющих его структуру. На 1-м этапе (влечение) человек, осознавая неудовлетворенность своей потребности, еще не видит целей, достижение которых могло бы привести к ее удовлетворению («Знаю, что жить так больше нельзя, а как жить – не знаю»). На 2-м этапе (желание) цель уже ясна, а средства ее достижения нет («Я знаю, чего хочу, но не знаю, как добиться»). 3-ий этап волевого действия (хотение) состоит в определении и осознании путей, средств и способов достижения намеченной цели. Этапы «желания» и «хотения» в волевом акте составляют период выбора цели и средств, при определении которых часто наблюдается борьба мотивов. Человек взвешивает все «за» и «против» той или иной цели и пути, ведущего к ее достижению, и в конце концов останавливается на определенной цели и конкретном способе ее достижения (принимает решение). Этот окончательный выбор является результатом победы одних мотивов над другими. Если достижение желанной цели – сложный и отдаленный во времени процесс, то человек, приняв решение, намечает план действий по его реализации. Дальнейшее развитие волевого акта приводит к главному его этапу – исполнению принятого решения и завершается оценкой волевого действия. Реализация решения требует от человека проявления различных качеств сильной воли: решительности, целеустремленности, самообладания, настойчивости, дисциплинированности, смелости, мужества и благородства.

Решительность – способность принимать без затянувшейся борьбы мотивов обоснованные и твердые решения и быстро переходить к их осуществлению. Она нужна всем людям и особенно представителем тех профессий, чья работа часто требует проявления этого волевого качества: летчикам, военачальникам, машинистам, монтажникам, спасателям и многим другим. Нерешительному человеку трудно принять решение в случае желания или хотения, но не переходит в исполнение.

Целеустремленность – это направленность движения к цели. Волевое усилие, реализующее движение к цели, есть настойчивость, упорство – способность личности, во что бы то ни стало, невзирая ни на какие препятствия, достигать поставленной цели.

Такое волевое качество, как самообладание (или выдержка, выносливость, терпение), выражающиеся в способности преодолевать в своем стремлении к цели внутренние препятствия, помогает человеку преодолевать чувство страха, болезнь, вредные привычки, усталость, ненужные в данный момент желания.

Признаком сильной воли человека является смелость – способность преодолевать препятствия с риском для жизни, физического благополучия или нравственного спокойствия. Смелость проявляется и в том, что человек, убежденный в правоте, открыто высказывает и отстаивает свою точку зрения в споре, даже если она и не совпадает с мнением большинства.

Наличие всех качеств сильной воли и есть – мужество – высшая характеристика воли. Мужественный человек всегда целеустремлен и решителен, настойчив, смел, дисциплинирован и наделен самообладанием. Социальная значимость сильной воли зависит от нравственного содержания тех целей, к которым стремится человек, реально достижимы, то волевое усилие, направленное на их достижение, оказывается устойчивым; если же цели не имеют должного логического и научного обоснования, то есть, несостоятельны, нереальны, то и сила воли оказывается неустойчивой. Вот почему, воспитывая сильную волю у подрастающего поколения, мы должны одновременно формировать осознанное мировоззрение и высокую нравственность. Такое воспитание сделает волю человека общественно полезной и непоколебимой в достижении высоконравственной цели: жить для людей и себя.

Для воспитания воли, как ни парадоксально, требуется одно – систематическое проявление самой воли. Не упражняя себя в выборе полезных целей, в систематическом проявлении волевого усилия, направленного на преодоление препятствий, воспитывать волю практически невозможно.

Воля возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Воспитывать ее у ребенка нужно с раннего возраста. В возрасте до 3 лет, когда ребенок уже достаточно хорошо овладевает движениями своих рук, ног, туловища, научается выполнять многие требования взрослых на основе понимания их речи, формируются предпосылки волевых (произвольных) действий, которые отличаются от непроизвольных (импульсивных) осознанностью и целенаправленностью. Выделяют 3 основных направлений в развитии воли у дошкольника: развитие целенаправленных действий, формирование нравственных целей и мотивов действий, повышение регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помочь при затруднении, а при неудаче – выразить уверенность в конченом успехе, помочь добиться его. Развитию воли способствую различные виды деятельности дошкольника и, прежде всего – игра.

Для преодоления себя, изменения своего образа жизни, человеку нужна сильная воля – волевое усилие.

Встречаются и нарушения волевой деятельности. К наиболее распространенным следует отнести абулию (вялость, безынициативность, ослабление воли) и различные формы апраксии (нарушение произвольных, целенаправленных двигательных актов, сложных волевых действий, связанное с расстройством речи и понятийного мышления).

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и др. Их можно рассматривать, как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть ещё третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой, как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, когда при проявлении осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Необходимо осознать, осмыслить суть возникнувшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие указанных процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых функций. Иногда возникает необходимость придать какой-либо особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В случае необходимо бывает найти дополнительные ситуации выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается процессом выполнения деятельности. В третьем случае может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретает действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может включиться в деятельность способом из этапов ее осуществления: инициации деятельности сбора средств и способов ее выполнения, следование намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил на это уже не осталось.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею, как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри из каждого этих направлений развития воли по мере укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой туляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля сначала выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В области формирования волевых качеств личности, развитие воли можно представить, как движение не от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

Ещё одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю степень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае воли и настойчивости, как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи, решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающиеся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделать жизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к миру и себе (между доверием и недоверием к миру, между инициативой и пассивностью и т.п.). Сложившееся отношение к обществу, другим людям, к труду и себе выражается в новом качестве личности – позитивном или негативном. Моменты перехода от одной стадии к другой являются критическими, т.е. становятся поворотными пунктами, решающими моментами выбора между прогрессом и регрессом. На каждой стадии происходит столкновение ребенка со средой, причем окружение передает ребенку свои специфические представления и понятия, направляет развитие его пути, оптимальному для его психологического благополучия в условиях данной культуры, определяя целостный жизненный путь личности.

Схема развития личности по Э. Эриксону

Стадии развития Область соц. отношений Новообразования Результаты прогрессивного развития
1. младенческий возраст Мать Доверие – недоверие Энергия и жизненная радость
2. ранний возраст Родители Автономность – зависимость, страх, сомнения Контроль
3. дошкольный возраст Родители, братья и сестры Инициатива – чувство вины Целеустремленность
4. предубертатный возраст(6-12 лет) Школа, соседи Трудолюбие – чувство неполноценности Компетентность
5. юность(13-18 лет) Группы сверстников Идентичность – непризнание Привязанность и верность
6. ранняя зрелость(третье десятилетие) Друзья, любовники; соревнование, сотрудничество Близость – одиночество Аффилиация и любовь
7. средний возраст Профессия, родной дом Продуктивность – застой Творчество и заботы
8. поздняя зрелость Человечество, ближние Внутренняя стойкость - безнадежность Отрешенность, мудрость

ПРОГРАММА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ

Программа самосовершенствования ориентирована на учащихся 9- 11х классов.

Программа строится по принципу самозаказа гимназиста. Каждый гимназист- старшеклассник определяет для себя рубежи выполнения программ.

Направления деятельности 1 полугодие 2 полугодие
Улучшить показатели по предметам
Самостоятельно изучить научно- популярную литературу по научной проблеме, подготовить и защитить реферат
Выполнить программу по спецкурсам, научного общества гимназистов по направлению
Выполнять физкультурно-спортивные нормативы
Приобрести начальные профессиональные навыки
Принять участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, соревнованиях
Во внеучебное время (прочитать, посещать)
Выполнять задания по социальной практике

В связи с этой программой был введен особый «Похвальный лист» для записи и учета всех достижений учеников. С помощью этого листа ученики заносили данные о своих достижениях и целях, чтобы в будущем улучшать эти показатели. Лист рассчитан на 2 полугодия и подписывается лично директором гимназии и обоими родителями ученика. Также друзья, учителя и родители должны вписать либо пожелания, либо отличительные черты характера, которые приобрел ученик. Таким образом, общий вид программы демократического воспитания представляет собой следующую схему:

1-11 классы – цикл учебных курсов социальной компетентности «Жизневедение».

1-5 классы – программа «Знай, умей, научись»

5-8 классы – программа самовоспитания

9-11 классы – программа самосовершенствования


Список используемой литературы:

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! – Москва, 1984

2. Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С., Сергеев Б.Ф.

3. Биология. Человек. 9 класс. (Характер, темперамент, личность: 212-213)

4. Высотский А.И. Волевая активность школьников и подростков для изучения: учебное пособие. – Челябинск, 1979 (Общая характеристика волевой активности школьников: 4 – 26. Методы изучения волевой активности школьников: 26 - 67);

5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971 (Проблема воли в психологии: 11 – 31. Основные понятия психологической теории воли: 32 - 51);

6. Ладонов И.Д. Управление стрессом. – Москва, 1989 (Теории воли: 43 – 69. Саморегуляция, владение собой: 83 - 119); Хрестоматия по вниманию. – Москва, 1976 (Теория воли и внимания – Н.Н. Ланге: 107 - 144);

7. Экспериментальные исследования волевой активности. – Казань, 1986 (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3 - 23).

8. Левитов Н.Д. Психология характера. – Москва, 1969 (Основной компонент характера: 42 - 54); Общая психология. – Москва, 1986 (Воля: 385 - 400);

9. Маленкова Л.И. Человековедение. (Из пакета «школьных методик»: 151-152)

10. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – Москва, 1987

11. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах – Москва, 1993

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.П. – (Воля: 182 - 211);

13. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. – Москва, 1997

14. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов, 1970 (Волевые и эмоциональные черты характера: 15 - 36);

15. Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. – С.-Петербург, 1996


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕСТ

Расслабление с помощью волевого самоприказа.

Инструкция: закройте глаза и мысленно произнесите словесные формулы:

«Я хочу сейчас успокоиться»

«Я успокаиваюсь»

«Я спокоен»

«Я совершенно спокоен»

«Я абсолютно спокоен»

ТЕСТ «ВОЛЕВОЙ ЛИ ТЫ ЧЕЛОВЕК?»

Насколько сильна воля, настолько плодотворна ваша работа и учеба.

Постарайтесь ответить на 15 вопросов с максимальной откровенностью. Если отвечаете «да» - поставьте себе 2 очка, если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» - 1 очко, если же «нет» - 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воле.

1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна?

2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе – в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли преодолевать кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

Если вы набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей.

13-21 очко. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуйте, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

Набранная сумма колеблется от 22 до 30 очков. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться. Вы не подведете. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

Этот тест я провела среди учащихся 9-х и 8-ого классов, чтобы узнать, насколько развита воля у подростков в возрасте 14-15 лет.

9-ЫЕ КЛАССЫ

Общее количество опрошенных учащихся – 48 человек.

Покажем процентное соотношение ответов в классах и развитость воли:

Ответов от 0 до 12 очков – 4 человека = 8,33%

От 13 до 21 – 34 человека = 70,83%

От 22 до 30 – 9 человек = 18,75%

8-ОЙ КЛАСС

Общее количество опрошенных учащихся – 22 человека.

Также покажем процентное соотношение:

Ответов от 0 до 12 – 0 человек = 0%

От 13 до 21 очков – 14 человек = 63,63%

От 21 до 33 – 9 человек = 36,36%


ВЫВОД:

Исходя, из опросов и полученных диаграмм можно сказать, что большинству опрошенных подростков присуща средняя воля, чуть меньше ребят с сильной волей и твердостью, меньше всего или вообще нет ребят, у которых воля очень слабая и они не решительные люди.

Воля благотворно отражается на учебе, т.к. ребята могут самостоятельно делать домашнюю работу, творческие задания, делать выводы и принимать решения, что способствует повышению их интеллектуального уровня и развитию личности, положительно влияет на их будущее.

Городская научно- практическая конференция Школьников и студентов Тема: «Развитие воли у человека» 2007г. Цель Раскрыть основн

Формирование воли происходит на протяжении жизни человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Факторы формирования воли. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование воли в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей - капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют ошибки в воспитании воли ребенка. Эти ошибки состоят в том, что родители во всем угождают ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения.

Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. В результате формируется привычка не доводить начатое дело до конца, что также является проявлением слабоволия.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Аналогичную смысловую нагрузку несет чтение ребёнком художественной литературы, даже со сказочными сюжетами, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизни ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач.

Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка, - создание строго определенного распорядка дня. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются еще в детстве.

Формирование воли связано с воспитанием сознательной дисциплины ребенка. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение определенных правил заставляет ребенка соблюдать определенную линию поведения, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.

Большая роль в формировании воли принадлежит физическому воспитанию. С одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей.

Для формировании воли важна игровая деятельность. Правила игры и устойчивые действия развивают у ребенка известные волевые черты: выдержку, преодоление нежелания и умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстроту ориентации в обстановке, решительность в действиях.

Огромное место в воспитании воли ребенка принадлежит детскому коллективу. Дошкольное общественное воспитание ребенка систематически формирует его волю потому, что позволяет воздействовать на ребенка волей других в процессе коллективной игры и совместной деятельности.

Участвуя в общей жизни детского коллектива, живя его интересами, дети приучаются владеть своим поведением, руководствоваться интересами коллектива. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к большей настойчивости, стойкости, решительности, разоблачения проявлений малодушия, трусости.

Необходимо особо подчеркнуть значение деятельности в формировании воли ребенка. Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребенку условия для включения в настоящий производительный труд.

Наблюдения за людьми показывают, что в одних ситуациях и условиях человек демонстрирует волю, в других ведет себя так, как будто волей не обладает. Кроме того, по крайней мере до одного года воля ничем себя не проявляет и, казалось бы, еще не существует. Затем она как бы внезапно появляется и из возраста в возраст усиливается, что дает основание ставить и обсуждать вопрос о возниновении, формировании и развитии воли человека в онтогенезе. Постановка такого вопроса правомерна по той причине, что, во-первых, человек не рождается на свет с наличием воли. Во-вторых, с возрастом, по крайней мере в первой половине жизни, воля человека постепенно укрепляется. В-третьих, динамика волевой регуляции поведения является очевидной: она может усиливаться или ослабляться. Взрослый человек обладает более сильной (или более развитой) волей, чем ребенок.

Попробуем в связи со сказанным гипотетически представить и проследить процесс формирования и развития воли человека. Новорожденный младенец волей как таковой еще не обладает. Об этом можно определенно судить на основании того, что ни единого признака ее наличия или участия в регуляции поведения вплоть до годовалого возраста не обнаруживается. Не менее очевидным представляет и то, что дети двух- трехлетнего возраста уже обладают волей. Доказательством этому служит та настойчивость, с которой дети данного возраста добиваются поставленной цели, если на пути продвижения к ней возникают препятствия. Прямым свидетельством наличия воли у ребенка может служить появляющаяся в это время в его лексиконе фраза «Я сам», говорящая о том, что ребенок готов прилагать волевые усилия для того, чтобы достичь поставленной цели. Таким образом, воля у детей появляется и начинает участвовать в регуляции их поведения в период от одного до двух-трех лет.

Конкретный ответ на интересующий нас вопрос о том, как, когда и при каких условиях у детей появляется воля, до сих пор остается открытым. Опираясь на жизненные наблюдения и известные факты, мы можем лишь констатировать наличие или отсутствие ее у детей в тот или иной период жизни, но не в состоянии ничего определенного сказать о моменте и условиях появления и включения воли в регуляцию поведения.

Развитие волевой регуляции, начиная с ее появления и включения в управление деятельностью ребенка, может идти в нескольких направлениях. Это, во-первых, превращение непроизвольных психических процессов в произвольные процессы; во-вторых, обретение способности к волевому контролю поведения; в-третьих, овладение волевой регуляцией психических состояний; в-четвертых, формирование волевых качеств личности у ребенка (соответствующих черт характера). В пределах каждого из названных направлений формирования и развития воли (волевой регуляции поведения) могут происходить преобразования, поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, в познавательных процессах воля сначала выступает в форме внешнеречевой их регуляции и лишь затем - в плане внутриречевого процесса, осуществляемого на уровне внутренней речи. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольно совершаемых движений отдельными частями тела, а затем - планирования и управления сложными комплексами движений, включая активизацию одних движений с одновременным торможением других, синергически управляемых движений .

В области волевой регуляции психических и физических состояний можно наметить следующие направления развития воли: переход от регуляции состояний с помощью внешних практических действий к внешнеречевому, а далее - к внутриречевому контролю. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным волевым качествам, например от простого упрямства или бездумной настойчивости ребенка раннего возраста к сознательной и разумной волевой регуляции, связанной с целеустремленностью взрослого человека .

Еще одно возможное направление развития воли состоит в том, что человек начинает сознательно ставить перед собой более трудные задачи, стремиться к достижению более сложных и отдаленных целей, требующих приложения значительных усилий в течение длительного времени. Например, еще в подростковом возрасте школьник может поставить перед собой задачу выработать такие способности, которых у него в данный момент нет, но которые могут ему понадобиться в будущей деятельности. Далее, прилагая усилия, он может затратить на их формирование немало времени, добившись в конечном счете успехов. Одновременно с этим он может поставить перед собой цель заняться каким-либо сложным видом деятельности и добиться в нем успехов. Если ему удастся решить эти задачи, то это будет означать не только то, что у него сформировалась воля, но и свидетельствовать

0 высоком уровне ее развития.

Развитие воли также соотносится с обогащением нравственной и мотивационной сферы человека. Включение в регуляцию деятельности более высоких по своему нравственному содержанию норм, ценностей и мотивов, повышение статуса таких мотивов и ценностей в общей структуре мотивации индивида - все это моменты развития волевой регуляции поведения. По мере развития воли человека мотивация его поступков становится осознанной, а поступки - произвольными.

Развитие воли связано с включением сознания и мышления в процесс психологической саморегуляции. Их участие в волевой регуляции поведения проявляется в следующих моментах:

  • - волевая регуляция становится более осознанным, контролируемым процессом;
  • - волевые действия начинают предприниматься не на импульсивной основе, а на базе продуманных, взвешенных и разумных решений.

К концу подросткового возраста, к 14-15 годам, волю человека можно считать в основном сформированной. Утверждая это, мы имеем в виду относительную стабилизацию волевого контроля поведения к этому времени. Если, к примеру, подростки проявляют волю в характерном для них поведении, то и далее, взрослея, они будут ее демонстрировать. Если же в подростковом возрасте отсутствует волевой контроль поведения или является ослабленным, то, как правило, таким он остается и у взрослого человека. В жизни практически не встречается примеров того, чтобы безвольный в детстве ребенок вырос и стал волевым человеком. Других примеров сколько угодно: волевые дети, как правило, вырастают волевыми взрослыми людьми. Этим, в частности, объясняется следующий на первый взгляд трудно объяснимый педагогический парадокс: из так называемых плохих подростков, которые в соответствующем возрасте неуместно и не к делу проявляют свою волю, не слушаются взрослых людей, сопротивляются их воспитательным воздействиям, нередко вырастают хорошие взрослые люди с сильной волей. В итоге такие подростки добиваются в жизни большего, чем дети, послушные в детстве, «легкие» для воспитания со стороны взрослых людей. У таких детей нередко оказывается ослабленным и волевой контроль поведения.

За пределами юношеского возраста, т.е. после 25-30 лет, воля человека, по-видимому, уже не развивается или развивается мало. Однако определенно судить об этом, к сожалению, невозможно, так как психологические исследования воли, касающиеся ее развития, на взрослых людях практически не проводились. Во всяком случае, психологическая наука почти не располагает такими сведениями, за исключением известных случаев деградации или патологии воли при некоторых видах заболеваний.

Иногда возрастная динамика воли человека может пойти в обратном направлении, по пути ее ухудшения. Подобное может происходить по разным причинам. Основные из них следующие.

  • 1. Тяжелые нервные, психические или иные заболевания, приводящие в конечном счете к частичной или полной утрате человеком волевого контроля над своим поведением. В этом случае принято говорить, что волевое поведение человека постепенно превращается в безвольное или полевое поведение. Так происходит, например, у больных наркоманией и алкоголизмом.
  • 2. Обессмыливание жизни человека, в результате чего его потребности и желания упрощаются, становятся ограниченными. В этом случае речь идет не столько об утрате воли как таковой, сколько о дефиците мотивации, снижающем волевой контроль поведения. Такой человек, если что-либо его заинтересует, готов проявить свою волю для достижения желаемого результата.
  • 3. Исчерпание человеком имеющихся у него физических и психологических ресурсов, необходимых для волевой регуляции. Например, в состоянии стресса поведение человека зачастую становится безвольным. Однако такое состояние - временное, поскольку, если вывести человека из него и привести в нормальное психическое и физическое состояние, то его волевая регуляция восстановится.
  • 4. Изменение значимости той или иной цели для человека. Известно, к примеру, что по мере развития человека как личности происходит перестройка системы его ценностей, потребностей и мотивов, и он старается концентрировать свои волевые усилия на том, что является наиболее для него значимым и ценным. Соответственно для достижения менее значимых целей он не будут прилагать волевые усилия.
  • Понятие «синергический» в данном контексте его употребления означает «одновременно», «параллельно», «комплексно».
  • Первичными называют волевые качества, которые первыми появляются в онтогенезе,а вторичными - качества, которые формируются позднее на их основе.

Воля человека тесно связана с другими психиче-скими процессами.
а) Волевое усилие возникает и развивается вме-сте с совер шенствованием языка. Языку принад-лежит ведущая роль в побуждении ребенка к по-ступку или его предупреждению, а также в разви-тии и формировании волевой саморегуляции.
б) Воля связана с эмоциональной жизнью чело-века. С од ной стороны, эмоциональные процес-сы, высшие чувства мо гут выступать стимулами сложных волевых актов, с другой - воля целеуст-ремленно подавляет отрицательные эмоции.
в) Наиболее значимой является связь воли с мышлением. Без участия мысли наши действия, поступки лишены смысла, глубокого содержания, цели, средств ее достижения. Без мыш ления, без осознания необходимости преодолеть трудности существование волевых усилий невозможно.
В связи с этим важно выделить следующие воле-вые качества личности:
целеустремленность, активность, организован-ность (выдержка, самоконтроль, дисциплиниро-ванность, уверенность, самостоятельность).
5. Особенности развития воли. Воля не дана че-ловеку от природы, она есть результат жизненной практики, воспита ния и самовоспитания. У ре-бенка до года волевые действия отсутствуют. Способность производить их он приобретает поз-же по мере роста и развития. Первые целенаправ-ленные действия, наблюдаемые у ребенка этого возраста, представ ляют собой лишь предпосылку для развития воли (малыш ви дит игрушку и тя-нется к ней, прислушивается к голосу матери и ползет на зов, испытывает неудобство от надетой шапочки и пытается стащить ее с головы). Встре-ча с затруднениями де лает ребенка беспомощ-ным. К концу первого года жизни с развитием ре-чи ребенку становятся доступными разнообраз ные произвольные действия. Научившись пони-мать речь взрос лых, ребенок выполняет ряд дей-ствий по их требованию. Он еще не умеет ставить цель сам, но слова взрослых по принци пу вре-менной связи вызывают у него привычные дейст-вия и побуждают его к действию. В дальнейшем регулирующее влияние речи в поведении ребенка становится все более значительным.
Заметное продвижение в развитии воли наблюда-ется у детей трех лет. Дети этого возраста в со-стоянии не только выдвинуть цели, но и органи-зовать выполнение действия. Они способны пред-видеть некоторые последствия своих действий, могут сознательно затормозить движения, ме-шающие достижению цели. Трехлетки проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие. Они способны к некоторому само-ограничению. Значит, простейшие волевые дейст-вия трехлетних детей уже содержат элементы нравственно воспитанной воли.
К концу дошкольного возраста в связи с дальней-шим умственным, физическим и нравственным развитием ребенок способен преодолевать им-пульсивность своего поведения. Шестилетний ре-бенок в состоянии поступить обдуманно и даже руководствоваться чувством ответственности пе-ред взрослыми. Среди мотивов, побуждающих дошкольников к волевым действиям, на первом месте стоят чувства. Дети могут проявить ини-циативу при выборе цели, настойчивость, само-стоятельность главным образом тогда, когда их действия побуждаются чувствами радости, удив-ления или огорчения.
С поступлением в школу резко меняется образ жизни ребенка. У младшего школьника с первых дней пребывания в школе появляется много но-вых серьезных обязанностей, несоблюдение кото-рых учитель и родители считают недопустимым. Ребенок с большим интересом идет в школу, од-нако, нельзя учиться только тогда, когда интерес-но. Приходится выполнять задания и по необхо-димости, на основе понимания ответственности. Конечно, если у младшего школьника воспитано чувство ответственности и долга, ему учиться легче. Жизнь в большом школьном коллективе, совместное учение ребенка с другими детьми в классе требуют от него соблюдения специальных правил поведения. Усвоение их под руководством и контролем учителя постепенно развивает само-контроль в отдельных поступках, а затем и в по-ведении в целом. Учебная деятельность требует не только определенной организации поведения детей, соблюдения ими установленного режима труда и отдыха, но и умения произвольно регули-ровать течение своих психических процессов. Для успешного выполнения учебных заданий необхо-димо устойчивое внимание, активное восприятие, произвольное запоминание и воспроизведение, организованное течение мысли. Если первокласс-нику с большим трудом дается такая саморегуля-ция, то в более старших классах познавательная деятельность школьника приобретает ярко выра-женный произвольный характер.
Воля подростков переходит на новую ступень развития. Школьники среднего возраста в состоя-нии самостоятельно ставить довольно сложные и отдаленные цели и подчинять им свое поведение. Они могут составить план действий, проявить инициативу, решительность и настойчивость в его осуществлении. Под влиянием расширения обще-го кругозора, дальнейшего развития мировоззре-ния и участия подростка в общественной жизни школы меняется и характер мотивации волевых действий. На первый план все чаще выступают общественные мотивы: чувства товарищества, дружбы, ответственности, долга, чести, познава-тельные интересы, стремления к идеалу, школь-ник использует волевые усилия, направляющие течение познавательных процессов

Поделиться: