Как сделать выставку своих работ. Как и где организовать собственную выставку

Выставка – это действительно море возможностей:

  • установление контактов с новыми клиентами;
  • поддержание отношений со старыми клиентами;
  • изучение отрасли;
  • изучение клиентов;
  • изучение конкурентов;
  • масштабная презентация продукции компании;
  • возможность обкатки нового продукта;
  • формирование/ поддержание имиджа компании;
  • оценка персонала компании;
  • подбор нового персонала.

Выставка – это возможность одновременной игры на большом числе маркетинговых инструментов: телемаркетинг, рекламные объявления, прямые почтовые рассылки, щиты, презентации, дегустации, конкурсы, празднования, исследования, конференции, PR и т.д.

Чтобы использовать перечисленные возможности и маркетинговые инструменты, необходимы тщательная подготовка, организация и обучение персонала. В реальности представление большинства новичков и не малой части завсегдатаев, принимающих участие в выставках, звучит примерно так: «Арендовать место, поставить стенд, подготовить материалы, привезти и расставить продукцию, на людей посмотреть, себя показать». Ход мыслей, конечно правильный, но тщательности и глубины вряд ли можно ожидать при таком подходе к пониманию работы на выставке и ее подготовке. И год от года новички и бывалые участники выставок наступают на одни и те же грабли, ругают выставку «на чем свет стоит».

В данной статье мы предлагаем рассмотреть наиболее часто встречающиеся ошибки и увидеть, как их профилактика откроет дорогу к использованию многообразия возможностей и инструментов выставки. А главное – к пониманию, ощущению и получению результата на выходе.

Ошибка №1 – «Представление о выставке только как о работе на экспозиции»

Как правило, представление о выставке – это сама выставка. На самом деле существует подготовительный этап, о его важности мы уже говорили. Так же существует заключительный этап – работа после выставки. Все три этапа необходимы, чтобы получить результат на выходе: в виде количества заказов новых клиентов, расширения заказов старых клиентов, усовершенствованных или новых продуктов, корректировки или нивелировании слабых сторон компании, повышения процента узнаваемости компании и т.д. Каждый из этапов является полигоном по подготовке следующего этапа. Первый позволяет все предусмотреть и провести выставку на хорошем уровне. Сама выставка поставляет ценные контакты и маркетинговую информацию, которые необходимо обработать и довести до «готовности». Работа после выставки в конечном итоге позволяет оценить достигнутые результаты, принять решение о дальнейшем участии компании в выставках, а также подумать, как исправить допущенные ошибки в будущем.

К сожалению, в большинстве случаев первый и последний этап находятся в редуцированной форме или практически отсутствуют. Естественно, без предварительной подготовки и последующего анализа, работа на выставке год от года принципиально сильно не меняется. Соответственно об ощутимых, и тем более высоких результатах при таком подходе говорить не приходится.

Какие основные шаги необходимо сделать, чтобы эти провальные этапы стали полноценными и работали на Вас.

Подготовка к выставке – основные шаги

  • Выбор выставки.
  • Постановка целей выставки.
  • Анализ до открытия выставки.
  • Планирование бюджета.
  • Определение целевой аудитории.
  • Планирование мероприятий, маркетинговых инструментов на выставке.
  • Подготовка экспозиции.
  • Выбор экспонатов.
  • Планирование рекламы.
  • Подготовка информационно-рекламных и pos-материалов.
  • Планирование и координация работы персонала компании.
  • Выбор персонала для работы на выставке.
  • Обучение персонала.
  • Информирование реальных и потенциальных клиентов о выставке и Вашем участии в ней.

Если подготовка к выставке и сама выставка прошли «на уровне», то тем более обидно провалить «работу после выставки». Хотя все устали и безумно хотят отдохнуть. Необходимо устроить «разбор полетов», обсудить все удачи и ошибки, поблагодарить всех за работу на выставке, отметить вклад каждого сотрудника, наградить за ратные подвиги материально и замотивировать на «работу после выставки».

Работа после выставки – основные шаги

  • Подведение непосредственных итогов выставки.
  • Распределение полученной информации по соответствующим отделам.
  • Работа с «горячими» и «тепленькими» клиентами. Напоминание о себе «прохладным» клиентам.
  • Пополнение БД потенциальных клиентов.
  • Обработка и анализ данных, проведенных исследований.
  • Оценка эффективности участия в выставке.
  • Принятие решения участвовать в данной выставке в дальнейшем.
  • Еще раз хотим подчеркнуть, что это перечень основных шагов, практически каждый из них можно расписать также подробно, как и сами этапы.

Ошибка № 2 – «Совпадение названия выставки и профиля деятельности Вашей компании не является залогом оптимального выбора выставки»

Выбор конкретной выставки, так же как выбор дорогой покупки должен быть взвешенным и обдуманным. Слишком велики материальные и организационные затраты, чтобы, придя на выставку, остаться у разбитого корыта. Каким образом?

Представьте себе несколько возможных ситуаций:

А. Вы решили принять участие в выставке, но на практике оказалось, что выбранная вами выставка имеет третьестепенное значение в вашей отрасли, небольшое число экспонентов и вялотекущую посещаемость. Вы четко и грамотно отрабатываете отведенных пять дней. Но общее количество контактов, а тем более число полезных контактов, не вызывает у Вас желания тратить столько времени, денег и нервов впредь.

В. Вы рассчитывали найти на выставке клиентов, и вся подготовка шла из расчета на них, а в результате стенд чуть не снесли конечные потребители, наводнившие выставку и требующие вашу продукцию по сниженным ценам. В результате Вам не удалось ни с кем нормально поработать, ни конечным потребителям у вас поживиться (у вас были только образцы и подарочно-презентационные наборы для клиентов).

С. Вы решили затмить всех и много средств вложили в аренду и большой необычный стенд, чтобы его было видно отовсюду и все к нему стремились. На практике оказалось, что вы были единственным большим стендом, и действительно привлекали внимание, стенд изучали, рассматривали, но ближе, чем на пушечный выстрел не подходили. Или возможна обратная ситуация, когда маленький стенд затерялся среди островных стендов других компаний.

Как этого избежать?

1. Составить перечень выставок, выбрать те, которые для вас актуальны тематически и по масштабу.

Так, если компания занимается производством и распространением канцтоваров только в своем регионе, то вряд ли ей есть смысл участвовать в республиканских и тем более в международных выставках, в отличие от крупных производителей, от компаний, имеющих разветвленную региональную сеть, или фирм, решивших выйти на рынок стран СНГ.

2. Составить перечень критериев, по которым вы будете выбирать выставку.

Такими критериями могут быть:

  • формат выставки (b2b, b2c);
  • количество участников выставки, их состав, присутствие конкурентов, динамика этих параметров за несколько лет (положительная, отрицательная);
  • количество посетителей, их состав, динамика этих параметров за несколько лет (положительная, отрицательная);
  • присутствие целевых клиентов, динамика по целевым клиентам год от года растет или падает;
  • какие выставки ближе к вам по расписанию с точки зрения производственного процесса, бюджетных поступлений; выпуску опытной партии нового продукта, который вы хотите обкатать на выставке;
  • соотношение крупных и средних компаний (больших и маленьких стендов). Оптимальным является соотношение 30% к 70%, тогда и те, и другие смогут себя показать;
  • попадание выставки на праздничные дни (не зря в летний период выставки практически не проводятся) и т.д.

Для тех, кто принимал участие в выставке ранее, также важно отследить динамику своих результатов участия в выставке за несколько лет (положительная, отрицательная, с чем связана, есть ли смысл дальше работать на данной выставке).

3. Подумать, что для вас важно сделать, достичь, какие мероприятия и приемы вы хотели бы использовать на выставке. Какая из выставок, что из задуманного позволяет сделать.

4. Сравнить выставки между собой.

Чтобы получить полноценную информацию, лучше сочетать несколько источников информации: Интернет, профильные журналы, сайты выставок, оргкомитеты выставок, клиенты, конкуренты, партнеры и т.д. Такой предварительный анализ выставок важно проводить как новичкам, так и завсегдатаям выставок, поскольку все изменяется, в том числе и выставки (по составу участников, посетителей и т.д.). И тогда приходится отказываться от участия в выставке или придумывать новые маркетинговые ходы.

Ошибка №3 «Отсутствие четких, конкретных, измеримых целей работы на выставке»

Как правило, на вопрос о целях компании на выставке можно получить следующие ответы: «Потому, что здесь конкуренты», «Для поддержания имиджа», «Если мы не будем участвовать в выставке, то конкуренты и клиенты решат, что у нас проблемы», «Обработать как можно больше клиентов», «Шпионить» и т.д.

Четкие, измеримые цели дают компании следующие возможности:

Можно выделить четыре основных направления целей компании на выставке:

  • поиск новых клиентов и укрепление отношений со старыми клиентам;
  • формирование или поддержание имиджа;
  • маркетинговая разведка;
  • поиск и привлечение новых партнеров.

Лучше всего, если компания уделит внимание каждой из этих целей, иначе можно, по крайней мере, упустить хорошие возможности.

Представим, что компания сделала ставку на поддержание имиджа (очень интересный, нестандартный, привлекательный стенд), но при этом оказалась не готова к хлынувшему потоку потенциальных клиентов. Зачем было потрачено столько денег? Что клиентам от этого стенда? Название они, конечно, запомнят, а вот желание работать с этой компанией уже заметно поубавится.

Кроме того, что цели должны быть четкими и измеримыми, они должны быть реалистичными. Так, например, рассчитывать, что компания на выставке сможет поработать со всеми посетителями выставки (30000) было бы наивно. Цифра в десять раз меньше не умаляет наивности. Тем более что не все из них являются клиентами и тем более вашими целевыми клиентами.

Так можно рассмотреть каждое направление постановки целей компании на выставке. Достаточно вспомнить, какие возможности открывает выставка для проведения различного рода маркетинговых исследований, сколько они стоят, а сколько в них ценной информации (при грамотной постановке цели исследования, его подготовке, проведении и обработке).

Ошибка № 4 «10 очаровательных длинноногих девушек, дефилирующих по выставке и успех обеспечен».

Мило, очаровательно, украшает выставку – это бесспорно. Влияет ли на привлечение – вот это вопрос. Внимание привлекают, бесспорно. Рассказать о продукте, услуге, как правило, ничего вразумительного не могут. Внимание и интерес клиента гаснет. Хорошо, если они хотя бы раздают информационно-рекламные материалы, хоть какая-то польза.

Итак, речь идет о подборе маркетинговых инструментов. Разнообразные шоу привлекают внимание, развлекают, дают возможность отдохнуть или расслабиться, отдохнуть «глазом», поднять настроение, но практически не влияют деловую составляющую общения на выставке.

Выбранные маркетинговые инструменты должны отвечать следующим параметрам:

  • работать на цели компании, принимающей участие в выставке;
  • быть ориентированными на целевую аудиторию компании (развести инструменты хотя бы на уровне b2b, b2c);
  • быть адекватными по соотношению затраты/результат;
  • сочетаться, дополнять друг друга, а не дублировать.
  • Большим плюсом в привлечении клиентов будет использование маркетинговых инструментов «до» и «во время» выставки. Если выбранные инструменты соответствуют перечисленным выше требованиям, это обеспечит количественное, качественное и экономически оправданное привлечение клиентов.

Ошибка №5 «Стенд всему голова».

Голова тот (те), кто продумал выставку от целей и стратегии их достижения до мелочей. Стенд сам по себе – это «лифт», привлекающий внимание, информирующий, с определенной пропускной способностью.

Пропускная способность стенда напрямую зависит от его размеров. 30% стенда, как правило, занимает его экспозиция. 70% остается сотрудникам. На одного сотрудника необходима площадь не менее 1,5-2 квадратных метров, чтобы он мог спокойно работать на стенде, не роняя информационные стойки, не мешая другим и не испытывая психологический дискомфорт. Соответственно стенд на 4 сотрудников должен быть по площади не меньше 13 квадратных метров. Возможность увеличивать размер стенда зависит от бюджета компании. Если рассчитанная вами пропускная способность стенда вас не устраивает по прогнозируемой отдаче, а бюджет жестко ограничен, то лучше использовать другие методы привлечения клиентов.

Часто борьба конкурентов на поприще «чей стенд круче» становится самоцелью. Клиенты сознательно или бессознательно понимают, глядя на стенд, для кого он (клиентов или конкурентов и себя любимых). Спрашивается, что клиентов греет больше? Ответ очевиден. Более того, игры в «царя горы» отнимают много времени, сил, энергии от работы с клиентами, а при отсутствии должной подготовки персонала вызывает ложное чувство превосходства.

Например, компания, в которую входят два принципиально различных направления, работала на выставке на разных стендах. Каково же было удивление руководства, когда результаты по количеству посетителей оказались больше на более скромном по размерам и претензии в оформлении стенде. У маркетологов компании сложилось впечатление, что на второй стенд клиенты «боялись» заходить, если заходили, то ждали одобрительного взгляда сотрудников, подтверждающего «Да, мы Вас ждем, мы Вам рады».

Эта живая история говорит о том, что при выборе стенда необходимо, в том числе, ориентироваться на свою целевую аудиторию, чтобы не потерять ее, напугав или оставшись совсем незамеченными.

Часто бывалые участники выставок спорят, где лучше размещать стенд. «Правильными» ответами считаются вход и центр. На самом деле, если представить себя на месте посетителя выставки, то становится понятно, что, скорее всего, вы обойдете всю выставку. То есть размещать стенд можно практически в любом месте. Но некоторые ограничения надо учесть. Как любому человеку вам не захочется идти туда, где тупик, так как это отсутствие пути, возврат (повтор), трата времени. Лучше не размещать стенд около точек общепита, чтобы очередь не перекрыла подступы к стенду. Чтобы не было неожиданных проблем с переоформлением пространства, установки стенда, потери полезной площади – изучите план павильона, чтобы столбы, колонны, перекрытия не оказались на вашей территории.

Очень важным моментом для пропускной способности стенда, а тем более привлечения целевых клиентов является организация пространства.

Компания, ориентированная на оптовых покупателей, провела активную предварительную работу по привлечению посетителей. А на стенд валом повалили конечные потребители. Вход на стенд один (он же выход). Столпотворение. Работать на стенде с целевыми клиентами оказалось невозможным.

Важно учесть: кто целевой клиент; если вам важно показать дистрибьюторам, что интерес у потребителей к вашей продукции высокий, то необходимо выделить рабочие зоны (переговорную, «распродажную»); нужна ли вам переговорная зона или вам хватает работы на стенде.

Ошибка № 6 «Мы сидели и курили, так и выставка прошла».

Впечатление сотрудника-новичка от выставки: «Остановите землю, я сойду».

Основная проблема в том, что сотрудников бросают, как котят в прорубь, без распределения функционала, ответственности и полномочий, и без предварительной подготовки к их исполнению. В итоге сотрудники сами распоряжаются своим временем, и сами придумывают себе занятия, преимущественно не соответствующие целям выставки.

Есть 10 типичных, часто повторяющихся ошибок сотрудников на выставке. Все они демонстрируют клиенту отсутствие интереса и уважения к нему.

10 «не» или дурные манеры на выставке

  • Не сидите!
  • Не читайте!
  • Не курите!
  • Не ешьте и не пейте на экспозиции!
  • Не жуйте!
  • Не игнорируйте потенциальных клиентов!
  • Не болтайте по телефону!
  • Не будьте похожи на вахтера!
  • Не транжирьте рекламную литературу!
  • Не тусуйтесь!

Последнее время тренинг по подготовке сотрудников к работе на выставке пользуется большой популярностью. Необходимый минимум в подготовке сотрудников: умение устанавливать контакт, грамотно классифицировать клиентов, выявлять предложения и подбирать соответствующие рекламно-информационные материалы, уметь проводить презентации, демонстрации, переговоры, управление временем сотрудника на выставке, деловой этикет на выставке, восстановление работоспособности и т.д.

Ошибка №7 «Некачественный сбор информации и ее систематизация».

Довольно часто компании на выставке сталкиваются с такой ситуацией: сотрудник пообщался с посетителем «в теплой и дружественной обстановке», а на выходе – ни информации, ни договоренностей с потенциальным клиентом (если он им является). Это может произойти как с сотрудниками компании-новичка, так и с бывалым сотрудником (перегрузка/отношение к работе).

Здесь на лицо четыре важных момента:

  1. Квалификация посетителей: целевые клиенты, «клиенты клиентов», конкуренты, партнеры, СМИ и т.д. Это возможность: понять «кто есть кто», «говорить на языке потребностей, интересов» посетителя, оптимизировать распределения времени и информационно-рекламных материалов, минимальная защита от конкурентов.
  2. Сбор информации с посетителей стенда, в первую очередь с потенциальных клиентов, в необходимом объеме. Минимум – обмен визитками. Хорошо если для выставки компания разработает небольшую анкету, включающую паспортичку и потребности посетителя. На обратной стороне анкеты можно предусмотреть пометки сотрудника: вопросы, возражения, степень «готовности», высказывания о компании, о конкурентах. Если поток посетителей на стенде дает возможность сделать соответствующие пометки, то менеджеры по работе клиентами и маркетолог компании получат ценную информацию для дальнейшей работы.
  3. Предоставление информации о компании, ее продуктах, предложениях, новинках интересной и достаточной для посетителя (в зависимости от квалификации).
  4. Систематизация полученной информации. Градация уже есть, это основания, по которым осуществляется квалификация посетителей на стенде. Главное складировать их не в одну большую кучу, а по группам. Каждой группе – свой цвет фломастера или своя коробочка и т.д.
Ошибка № 8 «Визитки и рекламные материалы заканчиваются, когда приходят самые важные клиенты или на 3-4 день выставки».

Здесь, поможет правильный расчет, помноженный на опыт. По мнению постоянных участников выставки изначально рассчитанное количество визиток надо увеличить в 5 раз, а информационных материалов в 3 раза. Дальше в ход идет квалификация посетителей, грамотное распределение материалов компании и простая бдительность. Так называемых «пылесосов», сметающих материалы на выставках, действительно очень много.

Ошибка № 9 «Наконец-то все кончилось, информацию в архив…».

К сожалению, часто собранная непосильным трудом информация остается без должного внимания после выставки. Если систематизации полученной информации не происходило и все свалено в большую кучу, то энтузиазм по ее разбору вряд ли у кого возникнет. Все устали, клиенты висят на телефонах, масса дел скопилась за время отсутствия в офисе. А если выставка прошла на «удовлетворительно», то на эту кучку еще и смотреть больно, и «ловить» по мнению сотрудников там нечего.

После выставки необходимо подвести промежуточный итог: общее количество посетителей на стенде, по группам посетителей, сколько потенциальных клиентов в какой степени готовности к сотрудничеству находятся, спланировать работу с ними и вперед к процветанию компании и ее сотрудников.

Первыми кандидатами на «зачистку», как правило, являются анкеты. Их много, дел много, текучка заела, обработку и анализ результатов проведенных исследований по боку, «хватит общего представления». Спрашивается, как из этого общего представления выводить корреляции, делать достоверные выводы и корректировать поведение компании на рынке?

Еще очень важный момент, по горячим следам проанализировать работу на выставке, чтобы лучше понимать, на что обращать более пристальное внимание при подготовке и проведении в будущем.

Ошибка № 10 «Без анализа эффективности участия в выставке вперед за новой».

Понятно, что в зависимости от оборачиваемости, производимых и / или продаваемых продуктов (услуг) компании, оценка эффективности по одному из основных критериев общая сумма сделок с клиентами привлеченными на выставке, может растянуться на целый год. Но проводить оценку эффективности участия компании в выставке все равно надо. Пусть на основании простых критериев. Свои затраты вы знаете. Наиболее очевидные источники привлечения средств это, в первую очередь, договора с клиентами, расширение заказов существующих клиентов и проведенные до конца исследования. Вернемся к примеру. Допустим, работа после выставке принесла компании 50 договоров, размер средней закупки клиентов в месяц 3000$, закупки происходят ежемесячно, на выходе 1800000$. Плюс расширение заказов по старым клиентам, если вы были к ним внимательны на выставке и подготовили для них заманчивые предложения. Плюс стоимость проведенных исследований (от 5000-30000$ и более), если бы вы заказали их провайдеру, помноженные на их количество (тематику). Плюс уже менее поддающиеся точной оценке, но не менее важные результаты повышение процента узнаваемости компании, своевременный учет разведывательной информации с выставки, поддержание имиджа компании и т.д.

Итак, каждая из рассмотренных ошибок, а уж тем более их совокупность перекрывают доступ к многочисленным и разнообразным возможностям, предоставляемым выставкой. «Танцы на граблях» год от года приводят только к тому, что компания теряет деньги, понимание и энтузиазм персонала по поводу участия компании в выставке.

В преддверии активного выставочного сезона мы желаем Вам выступить «по первой дорожке», извлечь максимум пользы и опыта, научиться чему-то новому в выставочном деле.

Презентуете ли вы свои собственные работы или произведения других художников, проведение выставки – это уникальный обогащающий опыт. Хотя свести воедино столько элементов, чтобы это все образовывало единое целое и при этом имело смысл, может быть совсем не просто. Поэтому, когда вы самостоятельно организовываете выставку, крайне важно, чтобы у вас был план действий. Как только вы определились с темой выставки, можете принимать заявки от заинтересованных художников, выбрать подходящее для этого мероприятия место и запустить рекламную кампанию, чтобы вашу коллекцию увидели и оценили по достоинству как можно больше людей.

Шаги

Часть 1

Поиск произведений искусства

    Выберите объединяющую тему. Продуманную художественную выставку характеризует хорошо прослеживаемая тема, которая связывает разные кусочки вместе и дает ощущение, что они – часть единого целого. Продумайте, какой посыл должна передавать ваша выставка. Это может быть образ или явление, чувство или определенная изобразительная техника.

    Выберите самую впечатляющую работу. Отберите для показа несколько самых лучших или недавних произведений. Если вы проводите личную выставку, которая должна отводить основное место вашей собственной работе, вам понадобится от 10 до 30 картин для представления публике. Тему выставки нужно отобразить в каждом экземпляре.

    Свяжитесь с местными художниками для предоставления материалов для экспозиции. Проведите небольшое исследование в поисках творческих людей в вашем регионе, которые могут быть заинтересованы в участии в вашей выставке. Совместные усилия могут стать отличной возможностью для многих разных художников представить их искусство на одном мероприятии, что в результате даст более разнообразную и полную подборку.

    Работайте посредством разных каналов. Ваша выставка не должна состоять исключительно из полотен и рисунков. Свободно включайте работы фотографов, скульпторов и прочих мастеров образного искусства. Широкая подборка работ придаст сотрудничеству динамичную атмосферу и принесет больше радости вашим клиентам.

    • Самое лучшее решение – браться за произведения, которые можно оправить рамой, повесить на стену и продать. Хотя можно также пригласить поэтов или музыкантов, которые будут выступать на мероприятии, особенно если их работа дополняет тему выставки.

    Часть 2

    Организация мероприятия
    1. Определитесь с датой и временем. Организация художественной выставки требует изматывающей по интенсивности координации, поэтому будьте реалистичны касательно временных рамок, которые вы для себя устанавливаете. Стоит начинать планирование мероприятия по крайней мере за 2-3 месяца, чтобы у вас было достаточно времени на подготовку. Если есть возможность, выберите дату ближе к концу недели, когда у многих выходной, и люди ищут, чем бы заняться в городе.

      Забронируйте место проведения. Начните поиски подходящего места для проведения выставки. Самое очевидное решение – снять студию или художественную галерею, но помните, что выбор не ограничивается только традиционными художественными локациями. Вы можете поспрашивать в ресторанах, кафе, дворцах культуры, церквях и бизнес-центрах, и узнать, не желают ли они помочь в проведении этого мероприятия.

      Оцените ваши работы для продажи. Целью выставки является не только показ работ художника, но и их продажа. Как только у вас собралась экспозиция, стоит подумать, во сколько вы оцениваете каждое произведение. Постарайтесь установить цены, которые приемлемы и для вас и для покупателя, принимая во внимание технику живописи, техническую сложность и труд, вложенный в создание этого произведения.

      Пустите слух. Пусть люди в вашем окружении знают, что вы работаете над выставкой. Можете упомянуть об этом при личной встрече или разместить информацию о мероприятии на своих страничках в социальных сетях. В некоторых случаях возможно сотрудничество с администрацией места проведения – они могут сделать так, чтобы новость достигла более широкого круга посетителей через их веб-сайт, пресс-релизы и официальные анонсы.

      Часть 3

      Проведение успешной выставки
      1. Попросите помощи. Заручитесь поддержкой волонтеров, а также помощью профессионалов: грузчиков, рамочников и экспертов по освещению. Все вместе будет легче справляться с координированием разгрузки и погрузки работ, размещением необходимого оборудования и дисплеев в предусмотренном месте, наблюдением за произведениями искусства, чтобы их не повредили или не украли. Преданная команда может облегчить ваше бремя, а ее (команды) присутствие гарантирует, что мероприятие пройдет без сучка и задоринки.

        • Кроме грузчиков, неплохо нанять фотографа или оператора, чтобы заснять мероприятие на пленку, а также музыкальную группу или диджея для ненавязчивого музыкального сопровождения.
        • Делегируйте задания и обязательства команде волонтеров, чтобы у вас была возможность заняться последними штрихами в приготовлении.
      2. Подготовьте выставочное пространство. Первым вашим распоряжением станет монтировка и размещение произведений в предусмотренном месте. Исходя из этого, вы можете настроить освещение таким образом, чтобы каждая работа была хорошо освещена и отчетливо видна. Представьте, как вы хотите, чтобы посетители увидели пространство и взаимодействовали с ним, потом обдумайте окончательную планировку, которая будет удовлетворять поставленные задачи.

        • Как и все, что касается выставки, при составлении меню нужно учитывать локацию. Также подумайте, какую атмосферу вы хотите создать (обыденную или формальную) и в какие наряды должны быть одеты присутствующие.
        • Более авторитетные художественные галереи иногда покрывают стоимость продовольствия на больших мероприятиях.
      • Очень рекомендуется оформлять страхование ответственности для локации, где проводится выставка. Таким образом, вы не будете нести ответственность, если что-то случится с гостем, картиной или самим помещением.
      • Распланируйте, купите, организуйте доставку, уборку, обрамление и размещение как можно раньше, чтобы уменьшить стресс, связанный с приближением даты мероприятия.
      • Оберните работы в пузырчатую упаковку, чтобы защитить их во время транспортировки к месту проведения и обратно.
      • Если вы не боитесь публичных выступлений, выступите на открытии с краткой речью. Поблагодарите гостей за то, что они пришли, затем в течение нескольких минут коротко поясните выбранную тему, представьте художников, с которыми вы сотрудничали, и ваше общее виденье этого проекта.
      • Поразмыслите над тем, чтобы продавать другие товары (футболки, сумки, значки, и так далее), которые могут заинтересовать людей, не намеренных покупать оригинальные произведения искусства.

      Предупреждения

      • Не забудьте предупредить будущих посетителей, если на выставке представлены "взрослые" темы, которые не подходят для юных зрителей.

Вера Хайрутдинова

Художник, член Творческого союза художников России, дизайнер. За 6 лет выставочной деятельности организовала и провела 29 персональных выставок, 9 из которых в Китае.

Главный совет начинающим художникам: не бойтесь выставлять свои работы. Уверена, следуя дальнейшему плану, вы осуществите свою мечту и проведёте первую выставку.

Как рассказать о себе

Составьте резюме

Включите в него информацию о месте учёбы, о выставках с указанием времени, места, названия. Наверняка вы участвовали в групповых мероприятиях. Постоянно обновляйте резюме, добавляйте новые события, связанные с искусством, и удаляйте менее важные. Также напишите о стажировках, мастер-классах, премиях, наградах, если они есть. Добавьте ваше фото.

Напишите биографию

Коротко расскажите о себе. Буквально на полстраницы: напишите о том, кто вы, где родились, где учились. Вероятно, некоторые ваши работы находятся в частных коллекциях (даже если вы их дарили) и, возможно, в разных городах России или за рубежом. Добавьте и эту информацию.

Подготовьте буклет

Необязательный пункт, но позволяет ярко и красочно представить информацию о вас. Разместите ваше фото, фотографию одной или нескольких картин. Добавьте краткие сведения о себе, о том, что пишете, контакты, упомяните свой сайт или страницы в соцсетях. Неплохой вариант - двусторонняя листовка формата А5. Более информативная, чем визитка, к тому же недорогая.

Заведите страницы в соцсетях

Если они есть, почаще выставляйте фото картин. Очень интересны кадры в процессе написания, на пленэре, снимки картин в интерьере. Попросите, чтобы вас сфотографировали за работой. Снимайте короткие видео.

Зарегистрируйтесь на порталах для художников

Возможно, кто-то из других посетителей захочет приобрести ваши работы. Главный плюс таких сайтов - когда ваше имя будут вводить в поисковых системах, ваши картины будут среди первых ссылок в выдаче. Для размещения работ можно использовать эти сайты:

Как подготовить работы к выставке

Оформите картины

Картины нужно оформить в багеты, для акварелей лучше добавить паспарту. Не забудьте про крепления. В последнее время я перешла на холсты с галерейной натяжкой, толщиной 4 см.


При галерейной натяжке края изображения заходят на торцы подрамника и оформление в багет не требуется

Убиваю несколько зайцев сразу: экономлю на оформлении (багеты стоят недёшево) и облегчаю транспортировку картин. Рамы тяжёлые и хрупкие, их легко повредить, необходимо защищать углы специальными уголками, а если , то считаем каждый килограмм. А холсты с галерейной натяжкой легче и удобнее для транспортировки и упаковки. Кроме того, в современных интерьерах такие работы стильно смотрятся.

Поставьте подписи

Обязательно ставьте подпись на лицевой стороне работы. С оборотной укажите фамилию, имя, название работы, размер картины (пишется сначала высота, потом ширина), материал (например «холст/масло» или «акварель/бумага»), год. Подписывать можно углём, потом обязательно закрепите специальным спреем или лаком для волос, чтобы он не осыпался.

Сфотографируйте картины

Лучше всего провести профессиональную съёмку. Фото хорошего качества сможете использовать для каталога, альбома, буклетов, принтов (создания копий) или при печати на одежде и аксессуарах.

Но такая съёмка стоит дорого, поэтому поначалу можно фотографировать и самостоятельно. Для съёмки работу лучше вынести на улицу и снять в тени. Потом обрезать лишнее и обработать в фоторедакторе. Следите, чтобы цвета на фото соответствовали реальным цветам на картине.

Для хранения фото картин заведите отдельную папку на рабочем столе. Снимки можно предварительно разобрать по коллекциям - так вы сможете всегда быстро найти нужные. Для фотографий картин в интерьерах также заведите отдельную папку, как и для снимков с пленэров и своих фото за мольбертом.

Составьте список работ

Составьте список всех ваших картин в виде таблицы. Можно рассортировать по коллекциям или годам. Так вы сами поймёте, сколько у вас картин, и наведёте порядок. В таблице укажите номер, название картины, год, размер, материал, при необходимости - стоимость, приложите фото. Я добавляю пометки к картинам, когда они проданы или размещены в коллекции. Обязательно отмечайте картины, которые отдаёте на выставку или куда-то ещё.

Что ещё нужно учесть при подготовке к выставке

Название

Придумайте название выставки в соответствии со стилистикой и темой картин. Отберите работы согласно концепции, чтобы вместе они смотрелись хорошо и логично. Составьте отдельный список по принципу, описанному выше, только включите в него те картины, которые хотите продемонстрировать на данной выставке. Напишите о том, как пришла идея написания картин, историю о коллекции.

Выбор площадки

Существует много возможностей выставиться бесплатно: выставочные залы, галереи, бизнес-центры, библиотеки. Задавайте вопросы по почте или телефону, заходите и знакомьтесь лично, спрашивайте, могут ли сотрудники разместить ваши работы или порекомендовать, к кому лучше обратиться. Показывайте свои картины.

Если вы в Москве, можно обратиться к руководителю проекта «Искусство на природе » Валерию Сенкевичу или в Izo Art Gallery в БЦ «Романов двор» - за небольшие деньги сможете поучаствовать в групповой или персональной выставке.

Упаковка и доставка картин

Позаботьтесь об упаковке заранее. Конечно, всё зависит от того, куда и как вы собираетесь перевозить картины.

  • Если работы оформлены в багет, защищайте углы - небольшой скол на раме может испортить весь вид.
  • Если доставляете на машине и не очень далеко, слоя пластиковой плёнки и пузырчатой упаковки будет достаточно.
  • Если перевозите на дальние расстояния, транспортные компании предлагают добавить картонную упаковку или жёсткую обрешётку.
  • При перевозке картин за границу не забудьте оформить разрешение на вывоз. В Москве этим занимается Коллегия экспертов по культурным ценностям. Стоимость для художников - 500 рублей за картину, но иногда есть возможность схитрить. Работы из одной серии можно оформить как диптих или триптих и заплатить как за одну картину.

Расположение картин

Заранее продумайте, как будут висеть ваши работы. От пола до центра картины должно быть 140–150 см. Проверьте освещение. Лучше всего использовать точечные направленные светильники. Если будете выставляться в галерее, с развешиванием вам обязательно помогут.



Пресс-релиз

Первый пресс-релиз мне помогали делать специалисты. В тексте должно быть название выставки, краткая информация о вас, о том, что будет представлено, указан адрес, продолжительность, дата открытия, телефон для связи. Дальнейшие пресс-релизы можно делать самостоятельно на примере первого.

Приглашения

Оформите приглашения на открытие выставки. Укажите название, адрес, время, номер телефона, какие ещё планируются мероприятия (я часто приглашаю друзей-певцов для выступления). И рассылайте! Это очень приятно. Я заранее готовлю список тех, кого хочу пригласить, и отмечаю, кто согласился прийти, а кто нет. Так вы сможете приблизительно посчитать число гостей, чтобы определиться с количеством напитков и закусок для фуршета.

Фотограф

Обязательно пригласите профессионального фотографа. Снимки с выставки сможете разместить на страницах в соцсетях и отправить гостям и друзьям. Такие фото напомнят о вас и вашем мероприятии.

Съёмка видео

Хорошее дополнение к вашему портфолио, хотя необязательное. Если всё-таки решите сделать фильм об открытии выставки, заранее обсудите с оператором, что вы хотите в нём увидеть, какие крупные планы вам важны, интервью с какими людьми. В общем, напишите сценарий вашего вечера и фильма. Когда будете подавать заявку на следующую выставку, не забудьте прикрепить ссылку на него.

Ваш образ

Продумайте свой внешний вид в соответствии с концепцией выставки и местом её проведения. При необходимости обратитесь к стилисту, который позаботится о причёске и . Такие детали помогут вам создать цельный образ, который точно запомнится гостям и будет ещё долго радовать вас на фотографиях.

Вступительная речь и общение с гостями

Поприветствуйте гостей, кратко расскажите о картинах. Не забудьте поблагодарить людей, которые к вам пришли. Уделите внимание каждому гостю, ходите по залу, знакомьтесь, общайтесь, узнавайте, откуда человек узнал о вашем мероприятии. И обязательно наслаждайтесь вашим вечером!

Фуршет

Конечно, можно обойтись без него, но обычно гости приходят на мероприятие после работы, и стакан воды или бокал шампанского не помешает. Всё зависит от вашего бюджета, можно добавить выпечку и закуски. Гости оценят такие знаки внимания.

Закрытие

Проводится по желанию. Можно пригласить тех, кто не попал на открытие.

Конечно, организация первой выставки - волнительное и непростое мероприятие, но вместе с тем это выход на новый уровень профессионального развития. Подумайте, где бы вы хотели видеть свои картины, рассказывайте о своих планах друзьям, спрашивайте совета у людей, связанных с искусством, отправляйте резюме. В общем, стучитесь во все двери и показывайте своё творчество. И тогда первая выставка станет началом череды увлекательных мероприятий, которые откроют новые грани вашего таланта и подарят много удивительных знакомств и открытий. Удачи вам!

Посетите близлежащие галереи и изучите, какие из них выставляют работы, похожие с вашими по стилю. Как правило, организаторы выставок придерживаются определенного жанра - воспользуйтесь этим. Обратите внимание на то, каким произведениям отдала предпочтение экспертная комиссия галереи. Задумайтесь над вашим стилем, жанром и направлением. Спросите самого себя: «Понравятся ли им мои работы?»

Продемонстрируйте выгодные отличия ваших произведений от работ других художников. Это потребует определенной смекалки: при всей схожести стилей ваши произведения должны выгодно отличаться от работ художников-конкурентов. Не стоит забывать, что организаторы выставок, в первую очередь, деловые люди и не станут рисковать.

Посетите открытие выставки (обычно они проходят каждый четверг вечером) для того, чтобы наладить связи с представителями арт-бизнеса. Продемонстрируйте свою увлеченность и мастерство. Покажите заинтересованность и пробудите в них интерес к вашим работам.

Подайте заявку на участие в премии. Это даст вам возможность продемонстрировать свое творчество перед экспертами в мире искусств, и даже в случае проигрыша вы все равно заявите о себе.

Оградите себя от попыток, заранее обреченных на провал, - избегайте участия в платных выставках и конкурсах. Чаще всего это просто сбор денег для какого-либо художественного сообщества или арт-галереи. Подобные акции, как правило, не способствуют профессиональному и творческому развитию. Напротив, отметка об участии в подобном мероприятии может испортить ваше резюме. Безусловно, существуют и исключения из правил. Одним из них является место вашего жительства. В большинстве же случаев обходите их стороной. Избегайте арт-салонов, требующих оплату за ваше участие в показе или организацию индивидуальной выставки. Ни одна уважающая себя галерея не станет этим заниматься.

Пошлите по электронной почте запрос в художественный салон или галерею, где бы вы хотели выставляться. Постарайтесь предоставить как можно больше образцов ваших работ, эскизов, а также информацию о вашем творчестве, дайте ссылку на персональный веб-сайт или блог, опишите вашу творческую концепцию. Многие организаторы выставок предпочитают собирать информацию о художнике до представления его творчества широкой публике.

Создайте онлайн-галерею. В ней можно поместить работы местных художников, а также мастеров, которые творят в едином с вами стиле.

Станьте членом коллективной выставки. Как правило, для участия в подобной экспозиции необходим лишь членский взнос, образцы ваших работ и ваше творческое резюме. К тому же коллективные выставки не обязывают вас к одностороннему сотрудничеству и не берут комиссию от продажи ваших работ. Участие в ней придаст вам сил и уверенности в достижении цели.

Контракт с галереей. Итак, вам посчастливилось сотрудничать с галерей или художественным салоном. Важным условием сотрудничества является контракт. Обычно галереи берут комиссионные от стоимости проданных работ, поскольку они являются вашими представителями, а не покупателями. Убедитесь, что размер, взимаемой комиссии, четко прописан в контракте, обычно он составляет 20%-50%. Не смотря на это, галерее выгодно завышать стоимость картин, так как от этого напрямую зависит их доход. Внимательно изучите контракт, одним из обязательных условий может являться продажа и демонстрация ваших работ исключительно в этой галерее.

Как организовать выставку картин.

Многие начинающие художники, так или иначе, сталкиваются с этим вопросом. Многие считают, что количество выставок в послужном списке прямо пропорционально статусу художника в мировом художественном рейтинге. Возможно это так. В любом случае чтобы понять надо вам оно или нет, надо с чего то начать.

Итак, разберем этот вопрос – как же организовать выставку собственных художественных произведений. Персональную выставку. Как решить эту задачу я опишу из своего опыта и опыта моих коллег.

Для начала надо иметь в своем арсенале определенное количество законченных и оформленных работ. Как оформлять ваши работы – это дело индивидуальное, зависящее от того в какой технике вы работаете и от творческой задачи, которую вы перед собой ставите. Я в 2005 году к первой персональной выставке состоявшейся в выставочном зале московской библиотеки №204 делал рамы из пиломатериалов, купленных на Москворецком рынке. Сделанные из двух брусчатого профиля рамы я шпаклевал и красил спрей красками для граффити на лестничной клетке в своем подъезде. Поле для идей и творчества обширное – все в ваших руках…

Наконец, если вы созрели для начала выставочной деятельности, у вас есть работы и идея, которую вы будете нести зрителю по средствам вашего выставочного проекта – значит львиная часть задачи выполнена. Теперь подумайте еще раз, зачем вам все это надо и что вы от этого ждете. Если все Ок, – действуйте!

Если вы работаете в традиционных жанрах изобразительного искусства, то в качестве выставочного дебюта – (мы рассматриваем бюджетный вариант), неплохой старт можно сделать в так называемых интеллект - центрах, которые в последние 10 лет организуются на базе публичных библиотек. В Москве хорошо развита сеть публичных библиотек с собственными выставочными площадями, где после собеселования с руководством библиотеки в порядке очереди можно без проблем сделать выставку. Об одной из них я писал выше.

Для художников, работающих в области так называемого contemporary art – современного искусства, неплохой дебют можно сделать на площадке молодого искусства СТАРТ на Винзаводе.

Персональную выставку можно сделать на платных условиях в рамках договора аренды выставочного зала на определенный срок. Цены и залы разные – информация имеется в свободном доступе. Привожу положительный пример из своего опыта: я организовывал фестиваль мрачных искусств «Все оттенки Тьмы» ) в 2010 г в галерее «N» в Бескудниково. Несмотря на относительную удаленность от центра, галерея оборудована по последнему слову техники: от превосходного развесочного оборудования, неплохого света, до наличия концертных дымогенераторов и распределенной аудио системы – что очень пригодилось для проведения фестиваля на самом высоком уровне. Также в счет арендной платы входили услуги пиар-менеджера для рекламы события в СМИ.

За относительно небольшую плату можно выставиться в государственных выставочных залах, но здесь учитывается выставочный опыт - участие в групповых и персональных выставках. Как пример привожу свою персональную выставку в ГВЗ «На Каширке» () Персональные библиотечные выставки, кстати, ценятся выше чем участие в групповой выставке в зале рангом повыше. Опять же выставку в библиотеке рекомендуется максимально распиарить, не пожалеть денег на статьи в художественных газетах и журналах – все зависит от бюджета.

Вступив, например, в Московский союз художников и пройдя несложную процедуру приема в союз (показатиь несколько пейзажей и этюдов, написанных в традиционной технике), заплатив небольшой ежегодный членский взнос можно участвовать в выставках союза. Как правило, выставки представляют собой унылое сборище старперов, трясущихся на своими картинами, развешенными в три ряда на стенках…

Существует практика участия во всевозможных конкурсах, этот способ тоже может быть определенным шагом. В основном конкурсы платные, как пример «Международная Ассамблея Искусств» и др. подобные мероприятия – тут тоже наблюдается трехуровневая развеска, но сборище художников уже более молодого возраста. Существуют конкурсы с бесплатным участием, например ежегодный конкурс «Тема смерти в современном искусстве» (проходящая в рамках международной выставке похоронной индустрии «Некрополь»), организованная новосибирским бизнесменом Сергеем Якушиным ()

Существует большой выбор всевозможных групповых выставок с бесплатным участием, например выставки в рамках выставочной программы проекта «Открыта сцена» (Поварская, д. 20), ЛИК фонда, Фонда Михаила Шемякина () и др. Фонд Шемякина, к моему удовольствию, предлагает интересные и довольно мрачные проекты.

Никто не отменял участия в платных выставках, организованных различными предпринимателями и энтузиастами, например выставочный проект «Гейзеры Подсознания» Международного Центра Искусств Андрея Некрасова (). Выставки в рамках этого проекта как правило проходят на пафосных выставочных площадях, что подкупает амбиции многих художников, мечтающих выставиться в намоленных местах, таких как ЦДХ, Винзавод, ГВЗ На Солянке, Галерея А3 и др.

В результате участия в групповых и персональных выставок у художников скапливается опыт выставочной деятельности, определяются приоритеты, завязываются полезные знакомства, возможны случаи продажи картин, что, безусловно, повышает самооценку художника. Выставочный опыт и полученные связи в итоге позволяют бесплатно вписываться в графики выставок государственных и частных галерей. Есть возможность найти своего галериста. Все вышеописанное касается художников, работающих как в устаревшем меметическом жанре, так и в современных постмодернистских течениях современного искусства.

Отдельная лазейка для художников современного искусства – тут нет границ для экспонирования работ, определенных для меметического искусства стенами галерей. Здесь можно положиться на смелость и анархию в выборе пространства для экспонирования работ и создания объектов искусства из подручных материалов. Тут возможно все - от включения в экспозицию зданий и других элементов пространства до экспериментов с огнем и пиротехникой. В качестве примера привожу выставки, проходившие в заброшенном заводе Флакон (сейчас Дизай-завод ФЛАКОН – теперь уже вполне официальная выставочная площадка) и в тоннеле под каналом Москва-Волга на Волоколамском шоссе и пешеходном переходе над шоссе - в рамках Анти биеннале "Пошел! Куда пошел?; ежегодный фестиваль «ФАРШ» в заброшенном депо на Курской в самом центре Москвы (http://www..html)... Апофеоз темы эксплуатации альтернативных выставочных площадок – брутальные выставки арт-группы BLACKMEAT в Сьянских каменоломнях () и в депо на Курской ()

Для опытных художников, работающих преимущество в рамках так называемого современного искусства, существует система грантов, биеннале и др. Тут используется проектный подход, когда художник готовит выставочный проект, отправляет его комиссии и защищает, если проект заинтересовал принимающую сторону. В последствии художник работает на проектом под ненавязчивым присмотром куратора. В итоге выставка - проект – в большинстве случаев в продвинутой галерее. Например: , . Проектный подход интересен тем, что продукт (в нашем случае выставка) становится более цельным и осознанным.

Как видите, способов организовать выставку своих картин и других произведений искусства множество, так что смелость и безумие вам в помощь.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки.

Также буду признателен если напишите ваши отзывы или комментарии (в форму после этого текста) из собственного опыта организации и участии в выставках. Интересен как положительный, так и трицательный опыт.

Поделиться: