Какие черты характеризуют холерика. Движения и походка. Развитие темперамента на разных возрастных этапах

Холерики отличаются от других типов темперамента своей энергичностью и позитивом. Любая поставленная цель требует немедленного решения, и что самое главное, они очень быстро достигают желаемого результата.

Начиная с самого раннего детства, они довольно самостоятельны в своих решениях. В любом коллективе они ощущают себя лидерами. Могут и умеют командовать окружающими. Первым кто ощущает на себе влияние со стороны холерика – его семья. Родители должны постоянно угождать своему ребенку, а он в свою очередь делает все, что считает нужным. Желаемого результата он может добиваться часовыми криками и капризами. Дети с таким темпераментом никогда не будут выполнять то, чего они не хотят.

Но в то же время, ни один из других видов темперамента не сможет показать самую искреннюю улыбку, эмоции и чувства.

Холерик - это человек, который...

Кроме всего прочего холерики это еще и жуткие эгоисты. Все его действия всегда направлены на то, чтобы порадовать себя. Если на его пути возникают неудачи или преграды, которые мешают идти к поставленной цели, он становится крайне мстительным человеком. Действия его становятся агрессивными. Гордыня часто берет верх над взвешенными поступками.

Холерик часто совершает необдуманные действия. Нервная система постоянно находится в возбужденном состоянии, поэтому его действия отличаются особой импульсивностью. О того, что он не знает, куда направить свою чрезмерную энергию, в нем возникают агрессии и раздражения по любому поводу.

Они совершенно нетерпеливы. Для них ожидание чего-то – это чрезвычайная мука. Из-за этого они не в состоянии помочь человеку в трудную минуту, оказать поддержку или угодить кому-то. Главной чертой холерика является несдержанность.

Особенности общения и поведения на работе

Следует придерживаться нескольких правил во время общения с холериками:

  1. Холерик совершенно не понимает намеков. Для того чтобы добиться от него желаемого, вам следует говорить ему, о ваших желаниях открыто. Если ваша речь будет чересчур многословной, то он обязательно потеряет терпение и придет в ярость от своего же нетерпения.
  2. Он практически никогда не врет и требует того же от окружающих. Если он узнает об обмане, вряд ли сможет вас простить.
  3. Рутинная работа совершенно не для него. Он не может долго сидеть на одном месте и выполнять однообразные действия.
  4. Если ваше общение его устраивает, он направит все свои силы, для того чтобы сохранить с вами теплые отношения и найти с вами общие точки соприкосновения.
  5. Не обращайте особого внимания на его повышенную эмоциональность и несколько резкие жесты. Таким образом, он выплескивает свое внутреннее напряжение.

Холерики совершенно не идут на компромиссы. Для любимого человека они готовы сделать все только в том случае, если второй проявит встречные чувства. Общение с холериком складывается не всегда легко.

В профессиональном плане холерики часто становятся руководителями . Для них не составит проблемы принять несколько важных решений одновременно. Кроме того, такие люди стремятся доминировать во всех ситуациях. В их характере сочетаются практически все лидерские качества (четкое изложение задачи, коммуникабельность, быстрое решение проблем, манипулирование людьми и т. д.).

Но для того чтобы добиться мирового признания холерикам необходимо научится сдерживать свои эмоции. Иногда они могут быть совершенно бестактными.

Даже в критических ситуациях за холериками будут следовать люди, ведь они не боятся ответственности, даже если знают, что путь будет не самым простым.

Приобретая опыт, холерик учится сдерживать свой нрав и зарабатывает признание в качестве харизматичного лидера.

Сильные стороны

Зачастую даже в сложной ситуации холерики обладают невероятным самоконтролем. Даже в самой сложной ситуации он всегда примет единственное верное решение.

Люди с таким типом темперамента очень любят перемены. И, иногда, для них совершенно не важно плохие они или хорошие. Нередко они и сами удивляются подобным реакциям. Повышенная эмоциональность позволяет по выражению их лица увидеть то, о чем они думают в данный момент. Довольно просто определить, когда ему интересно или когда он раздражен.

Часто он прибегает к решению проблем с помощью творческих идей. К тому же холерики очень целеустремленные, вне зависимости от степени сложности поставленной цели.

Они обладают следующими сильными сторонами:

  1. Неиссякаемой энергией;
  2. Целеустремленностью;
  3. Быстрому принятию решений;
  4. Повышенное чувство справедливости;

Слабые стороны

Холерики просто не умеют доводить дело до конца. Они концентрируют свое внимание на нескольких проблемах сразу, тем самым, уменьшая шансы получить желаемый результат. Они увлекаются многими вещами, но добиться определенных высот не могут из-за отсутствия терпения.

Иногда наступает время, когда холерики просто нужно отдохнуть и привести мысли в порядок. Но присущая им невнимательность не дает возможности почувствовать этот момент.

Редко когда холерики успевают все делать вовремя. Их неорганизованность постоянно отвлекает от определенной проблемы.

Они обладают следующими слабыми сторонами:

  1. Непринятием альтернативной точки зрения;
  2. Повышенной эмоциональностью, иногда агрессивностью;
  3. Требовательностью к окружающим;
  4. Отсутствием такта.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Основа темперамента

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Данные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой - стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь - это делает человека горячим, импульсивным или холериком. У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) - лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов - возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

  • Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
  • Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

  • Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
  • Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
  • Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

Учение о темпераменте

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей не-устойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совер-шаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный — живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением — возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флег-матическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных осо-бенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Так, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.

Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит, потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека — с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе орга-ническими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит "от сущности". Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контро-лировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Итак, темперамент — динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Влияние темперамента

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Структура темперамента

Темперамент - термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М. Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой».

Таким образом, можно утверждать, что темперамент - это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, или моторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считают впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Проявление темперамента

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Это самый яркий из темпераментов – холерики никогда не остаются в тени, они очень активны. Жизненная сила плещет через край, они бурно переживают любые эмоции – гнев, радость, несчастье, восторг. Много действий и мало размышлений, зато полная отдача и самоотверженность.

Главная черта холериков – энергичность. Если у человека этого темперамента появляется цель, он немедленно переходит к ее достижению, и остановить его практически невозможно. Пока меланхолик обдумывает план действий, а рассказывает, что он будет делать, холерик успевает достичь намеченного и высматривает новые задачи.

Ребенок холерик

Первой «жертвой» властного холерика становится его мать, которую младенец полностью подчиняет себе. Карапуз может часами плакать, капризничать и злиться, пока не получит желаемое. У холериков врожденная потребность в главенствующем положении, рано или поздно им, как правило, удается занять командные позиции, в «особо удачных» случаях они становятся домашними диктаторами и тиранами. Ребенок отказывается подчиняться родителям и вынуждает играть на его условиях. Но при этом маленький холерик – радостный и подвижный, с восторгом принимающий подарки, любящий всем сердцем, с заразительным смехом и искрящимися глазами. Внимание всей семьи бывает сосредоточенно на нем, во-первых, потому что непоседу нельзя оставлять без присмотра, а во-вторых, он излучает энергию и радость, что очень притягательно.

Холерик на работе

У людей этого склада врожденные лидерские качества. Они четко видят цель, увлекают всех своей идеей, и стремятся к доминированию во всех ситуациях. Этот набор качеств позволяет холерикам становиться хорошими руководителями. Явные лидерские качества, присущие почти всем холерикам:

  • Ясное виденье цели и умение четко изложить задачи.
  • Искренняя и эмоциональная манера общения.
  • Способность оперативно ориентироваться в ситуации.
  • Умение мотивировать подчиненных, контролировать их действия.
  • Склонность к манипулированию людьми.

Многие мировые политики относятся именно к этому психотипу, но для достижения таких высот, холерику необходимо научиться контролировать всплески энергии. При великолепных стратегических способностях, холерикам частенько не хватает чувства такта.

В критических ситуациях люди этого темперамента без колебаний берут на себя ответственность, и люди обычно идут за ними, даже если понимают, что путь предстоит нелегкий. Холерики не знакомы с компромиссами и сомнениями, считая их уделом слабых и неуверенных в себе людей. Качества, нередко отвращающие от холерика-руководителя:

  • Излишняя самоуверенность.
  • Завышенная самооценка.
  • Неприятие чужого мнения.
  • Непомерная требовательность.

Со временем и с опытом холерик учится обуздывать свой неуемный нрав и становится харизматичным и авторитетным лидером.

Характер холерика

Представить себе хандрящего или безучастного холерика невозможно. Он всегда знает, к чему стремится и без устали продвигается к цели. Если вы видите, что покупатель в магазине начинает поправлять криво висящее зеркало или посетитель ресторана в ожидании заказа до блеска натирает столовые приборы, знайте – это холерик. Этим людям неведом покой.

Холерики остро не приемлют проявлений несправедливости, поэтому они активно участвуют в благотворительных акциях, спасательных операциях, защищают животных и птиц, выступают на митингах и пикетируют государственные учреждения. Любое поле боя – лучшая среда обитания холерика, здесь он чувствует себя на месте и может выплеснуть неистощимый заряд энергии.

Скорость реакций холерика самая высокая, поэтому они не понимают, как остальные могут так долго не понимать сути проблемы и не принимать мер. Сам он без колебаний принимается за дело, зачастую отметая условности и теряя единомышленников. К вершине холерик часто приходит в одиночестве, потому что те, кто начинали восхождение вместе с ним, не выдержали напряжения и темпа. Холерик совершенно уверен, что сможет действовать максимально эффективно, если никто не будет ему мешать. Но для продвижения мало только видеть цель и не видеть препятствий, нужно еще организовать слаженные действия всей команды. Если человек этого типа вовремя поймет, что следует учитывать не только свои желания и возможности, одиночество ему не будет угрожать.

Работая с людьми, лидер-холерик распределяет обязанности довольно точно, но ни у кого из команды не остается ни одного шанса оказаться на высшей ступни – самую ответственную часть работы он возьмет на себя и получит все лавры. Препятствия не останавливают холерика, а подзадоривают его и делают одержимым достижением цели. Представители других типов темперамента ведут себя при таких условиях совершенно иначе: уравновешенные сангвиники оставляют непосильную задачу, не берутся за ее решение, а ищут возможность обойти сложные моменты.

У сангвиников и меланхоликов обычно есть друзья. Первому нужна аудитория, а второму поддержка. Холерик же не нуждается ни в ком – он занят поиском цели и ее достижением. Он совершенно не зависит от чужого мнения и не нуждается в понимании и поддержке. Работать в коллективе он соглашается только в том случае, если может быть первым.

Как сосуществовать с холериком?

Выдерживать тесный контакт со взрывным и деспотичным холериком не каждому под силу. Но, зная особенности его непростого нрава, к нему можно приспособиться и заряжаться его энергией.

  • У холериков высокая активность – они быстро включаются в работу. При этом они прямолинейны и настойчивы.
  • Несдержанные в чувствах, нетерпеливые, вспыльчивые и необузданные. Но их цели и интересы сохраняются надолго, внимание не переключается до тех пор, пока задача не будет выполнена.
  • Классические холерики – экстраверты.
  • Склонны к единоличному принятию решений.
  • Оптимистичны, уверены в себе, смелы и решительны.

Отрицательные качества, присущие многим холерикам, определяются быстротой его психических реакций. Стремительные холерики, не знающие препятствий:

  • Не прощают людям обычных слабостей.
  • Не умеют по-настоящему сочувствовать.
  • Не выносят слез.
  • В отношениях не обращают внимания на мелочи.
  • Не переносят тех, кто не может угнаться за ними.
  • Раздражительны, особенно когда видят нерешительность.

При этом холерики обладают качествами, которые делают партнерство с ним благоприятным. Например, они никогда не сваливают на других свои обязанности, не меняют своих решений и не боятся препятствий. При общении с холериком нужно помнить, что люди этого темперамента никогда не прощают обид и бывают мстительными.

Известные холерики

Среди знаменитых холериков, которые достигли наибольших успехов в жизни, можно выделить следующих людей: Александр Суворов, Дмитрий Менделеев, Александр Пушкин, Пётр Первый.

«Боевой, задорный, легко и скоро раздражающийся тип» - именно так охарактеризовал холерика известный физиолог Павлов, разработав классификацию типов нервной системы и соотнеся их с типами темперамента.

Делить людей на четыре типа по темпераменту предложили еще древние (лат. temperamentum - «надлежащее соотношение частей»). Гиппократ считал, что человек относится к тому или иному типу в зависимости от преобладания в его организме определённой жидкости. Преобладание крови дает нам , лимфы - , желчи - холерика, а черной желчи - .

Как видно из такой классификации темперамент - это биологическая характеристика человека, она дается нам при рождении и не изменяется. Преобразуется же наш характер - то, что формируется в течении жизни человека под влиянием темперамента.

Несмотря на свою условность, такая классификация пользуется популярностью и по сей день. Тип темперамента определяют у детей в школе, на психологических консультациях, на дому (те, кто интересуется популярной психологией).

Что же дают тесты на определение типа темперамента? Они помогают определить скорость протекания нервных процессов, как возбудим человек, насколько сильные и устойчивые чувства и эмоции он способен испытывать. Такие тесты не скажут нам о том, каков у человека характер, уровень интеллекта, общителен или замкнут тот или иной человек, порядочен или нечестен. Это относится к категориям характера, интеллектуального и эмоционального развития личности, но не темперамента.

Потребность природы в завоевании новых земель и решительном преодолении препятствий создала холериков, как гласит одна из версий происхождения темпераментов. Для привлечения народных масс на эти новые земли природа создала общительных , для кропотливого освоения этих земель появились трудоспособные , а для чуткого реагирования на первые признаки опасности родились тревожные и высокочувствительные .

Кто такой холерик?

Высокая скорость и сила протекания эмоциональных процессов характеризует холерика. Человек холерического темперамента быстро поддается любой эмоции, будь то радость, восторг, гнев или отчаяние, и испытывает их с необыкновенной силой. Реакция у него быстрая, но и остывание чувств и эмоций аналогичное. Такой человек способен переходить из одного состояния в другое стремительно. Он может сказать что-то и сразу пожалеть о своих словах. Работает холерик рывками - процессы возбуждения и торможения быстро сменяют друг друга. Но в периоды активности это тип способен свернуть горы, данный вид темперамента относится к категории сильных.

Как узнать

  • Быстрый темп речи
  • Резкие и порывистые движения
  • Не любит сидеть на одном месте
  • Любит находиться в гуще событий
  • Легко заводит новые знакомства
  • Индивидуалист, уверен в правильности своих решений и не склонен поддаваться чужому влиянию

Плюсы

  • Энергичность
  • Способность быстро и решительно начинать новые дела
  • Способность отдаваться любимому делу со страстью
  • Лидерство и способность быть инициатором новых начинаний
  • Высокая стрессоустойчивость

Минусы

  • Резкость и несдержанность в общении
  • Склонность не заканчивать начатое
  • Тенденция не рассчитывать свои силы и как следствие быстрое истощение
  • Резкие смены настроения
  • Вспыльчивость

Как общаться

Будьте терпимы и не обижайтесь, если холерик вдруг вспылит. Особенно это важно в общении с детьми. Подавайте детям пример спокойствия и уравновешенности, учите их шаг за шагом преодолевать трудности.

Будьте готовы проявить настойчивость, если холерик бросает начатое дело на полпути. Или будьте готовы его доделать самостоятельно.

Поощряйте инициативу холерика - несомненным его достоинством является свойство привносить энергию и энтузиазм в любое дело.

Сглаживайте острые углы в общении с холериком и отнеситесь с пониманием к тому, что вам иногда придется исполнять роль миротворца в его взаимоотношениях с окружающими.

Все люди разные, особенно по характеру и темпераменту. Человек с эмоциональным темпераментом — холерик (в переводе с греческого «желчный») - один из типов темперамента по классификации, предложенной Гиппократом.

Это человек с сильной нервной системой и подвижной психикой (высокой психической активностью), которому свойственны в силу особенностей темперамента перепады настроения. Он страстно и с энергичностью выполняет возложенные на него обязанности, но, когда «наступает упадок сил», быстро впадает в апатичное состояние и теряет интерес к тому, что выполнял раньше. Такое поведение человека обусловлено преобладанием возбуждения нейронов ЦНС над торможением.

Холерик по натуре лидер. Такого темперамента людей можно охарактеризовать, как поддающихся порыву и действующих стремительно, часто необдуманно, по наитию. Для холерика трудности, чаще всего, не проблема. Он преодолевает их «победителем». В этом ему помогает отсутствие инстинкта самосохранения. В то же время, он склонен к эмоциональным вспышкам. Движет им инстинкт сохранения собственного достоинства и, сопровождающее его желание постоянного лидерства.

По своему телосложению, люди холерического типа практически всегда сухощавы, жилисты и выносливы (за редким исключением).

Понятие и виды темперамента «открыты» древними врачами: Гиппократом и Галеном.

Под понятием «темперамент человека» они понимали, смешение в различных пропорциях четырёх соков (физиологических жидкостей), без которых невозможно жизнь человека.

Их учение основывалось на представлении о том, что в человеческом теле имеется четыре жидкости: кровь, желтая желчь, черная желчь, лимфа. Названия типов темпераментов, предложенные ими, сохранились неизменными с древних времён.


По мнению Гиппократа, эти жидкости в организме смешаны в определённой пропорции. Людей, у которых только один вид жидкости из четырёх – в природе не существует. Вследствие чего проявляется смешанность в типе темперамента, но с преобладанием той или иной жидкости.

  1. В случае преобладания желчи — это холерик.
  2. В случае преобладания крови — это сангвиник.
  3. В случае преобладания черной желчи — это меланхолик.
  4. В случае преобладания флегмы (лимфы) — флегматик.

Именно Гиппократ с Галеном первыми открыли «психосоматику» в человеке, то есть зависимость «души от тела» и «тело от души». Их неразрывное единство.

Понятие «темперамент» в современной трактовке

Понятие «темперамент» трактуется в психологическом словаре, как соотношение устойчивых, свойственных только этому человеку, особенностей его личности.

Темперамент, в научном сообществе, также рассматривают, как «систему измерений», выявляющую индивидуальность в поведении человека. Он показывает с разных ракурсов гибкость и динамичность деятельности его психики.

Кроме того, темперамент проявляется через характер и поведение человека в обществе. Именно этот феномен оказывает влияние на формирование черт характера человека.

Какие черты будет содержать характер человека, зависит от трёх его составляющих:

  • социальные условие формирования характера;
  • темперамент, присущий конкретной личности;
  • среда, в которой человек проводит свои детские и юношеские годы.

Черты характера им присущие

Холерик: кто это? Такого рода люди, зачастую, производят впечатление самонадеянных, высокомерных, хотя это, на самом деле, вовсе не так.

Холерики не скрывают своих чувств, но сами очень ранимы и вместе с тем, способны переносить большие нагрузки на психику. Возможны ситуации, когда холерик может проявить и агрессию, в отношении людей с недостойным поведением, оказывающим на него психологическое давление.

Что касается «душевного» спокойствия, то холерикам не знакомо такое понятие. Они не могут чувствовать себя спокойно, если у кого-то из их близкого окружения или у них самих есть проблемы и затруднения. Познают спокойствие только тогда, когда все сложные ситуации будут разрешены.

Холерикам свойственны такие черты характера, как вспыльчивость, возбудимость и эмоциональность. Все эти характеристики обусловлены «яркостью» этого вида темперамента.

Несдержанность, раздражительность и нетерпимость, также ему свойственные, приводят к конфликтам, которые обусловлены тем, что холерик «не успевает затормозить» в нужный момент. Он неохотно и болезненно воспринимает критику, даже если она конструктивна и справедлива.

Достаточно часто его отличают повышенная впечатлительность и мнительность.

Какие межличностные (разнополовые) отношения людей такого темперамента как холерик?

Выстраивая романтические отношения, люди с холерическим типом темперамента склоны к моногамности и верности. Если кто-то «покушается» на их любимую или любимого, то неизбежно сталкивается с ревностью. В отношениях им характерны такие черты, как «собственничество» и «авторитарность». Для него семья и его близкие занимают первое место. Брачные и кровные узы для холерика «не пустой звук». Холерик готов делать всё для того, чтобы круг дорогих и близких ему людей не чувствовал нужды ни в чём. В воспитании детей не найти лучшего родителя, чем холерик. Измена, для такого рода людей, ситуация «из области фантастики».

Дружеские отношения

Неотъемлемая черта темперамента у холерика – отзывчивость.

Они отличные друзья. В любой ситуации, когда нужна помощь или поддержка, они первыми окажут её. Сориентируются в ситуации и определятся, как нужно поступить, предпринимая единственно верные действия.

В дружеских отношениях, для холерика также важны верность, часто переходящая в собственничество.

Они тяжело доверяют людям, вероятно по этой причине у них маленький дружеский круг.

Невозможно не отметить тот факт, что на такого рода отношения влияет вспыльчивость и гневливость, которым часто подвержены холерики, но предательство для них губительно.

Поэтому, имея друга с таким темпераментом как холерик, следует помнить, что можно легко столкнуться со сложностями его характера.

Часто дружить с холериком мешают фобии, которым он может быть подвержен. Среди них – страх обмана, боязнь быть непонятым и отвергнутым. У них часты депрессии, вызванные упадком сил, вследствие панических атак.

Человек такого темперамента в трудовой деятельности

В трудовой деятельности холерики проявляются, чаще всего в исследовательской или руководящей стезе.

Работая над любым вопросом, они скрупулёзны и дотошны. В работе холерик чётко видит цель, к которой нужно привести коллектив.

На трудовом поприще холерикам полезны работы, связанные с частыми разъездами или командировками, ведь они не могут долго находиться в одном пространстве.

Смена обстановки положительно влияет на мобилизацию трудового потенциала холерика. Подобный темперамент помогает человеку быстро «войти» в рабочий процесс и выстроить план работы.

Также холерики способны быстро восстанавливать затраченные в процессе трудовой деятельности силы.

Необходимо обратить внимание, что основной руководитель из холериков получится очень жёсткий и требовательный.

Профессиональное самоопределение людей такого темперамента

Находясь на этапе выбора профессии необходимо учесть, что определённому виду темперамента, подходят разные профессиональные направления. Выявлено, что холерикам более всего рекомендованы профессии сферы «Человек — Человек». Именно в этой сфере деятельности, взрывной темперамент более всего будет реализован.

Взаимодействуя с другими людьми, они чувствуют себя более комфортно, так как именно здесь есть возможность применить их потенциал полностью. Холерики могут быть: юристами, политиками, адвокатами, работниками сферы услуг и так далее. Также им подойдёт работа с бумагами, но не монотонная. Однообразность холерика убивает.

Быт людей этого темперамента

В быту холерики делают всё также стремительно, как и на службе.

Поглощение пищи холериком происходит тоже на скорости, кажется, что он не жуёт. Часто может говорить, во время приёма пищи, совмещая «приятное с полезным».

Обстановка комнаты холерика в квартире или в доме обычно следующая: спальное место, множество шкафов и ящичков (где он размещает свои вещи), домашнее рабочее место, зона отдыха (кресло и журнальный столик). Цвет стен и мебели выдержаны в пастельных тонах.

Заболевания, свойственные людям этого темперамента. Медицинская точки зрения. Каждый темперамент накладывает на человека свой оттиск.

В самом слове холерик греческий корень «холле» указывает на предрасположенность к заболеваниям, связанным с печенью.

Современное медицинское сообщество доказало, что мысли древнего врача Гиппократа верны до сих пор. Наличие или возникновение болезней в печени — это сигнал о том, что у человека имеется озлобленность на кого-то.

Это может выражаться наличием или возникновением холецистита. А перерастание его в хроническую форму означает, что злоба стала тоже хронической. Опухоли или онкозаболевания в печени указывают на потайные не высказанные обиды.

Печень психологами расценивается, как орган организма человека, который отражает ярость и страх. Об этом сигнализируют различные виды саркомы печени. Лицам этого темперамента рекомендуется сдавать общие анализы не реже, чем раз в 6-ть месяцев.

Также, если апатичное состояние у холерика сохраняется более месяца, ему следует посетить психолога или психотерапевта. А он уже назначит регулярность посещений и составит программу необходимых действий, ориентируясь на индивидуальное состояние пациента, для того чтобы помочь в восстановлении физических, эмоциональных и моральных сил.

Значение сна для людей с этим темпераментом

Сон — процесс, направленный на восстановление эмоциональных, физических и моральных сил человека.

Темперамент «программирует» определённое отношение к сну для любого человека.

Для холерика в случае, если он находится в состоянии эмоциональной усталости, сон является одним из основных восстановителей и «ликвидатором» эмоциональной, моральной и физической усталости.

В случае если он находится в активной фазе работоспособного состояния, то сон может «уйти на второй план», позволяя ему бодрствовать.

Рекомендации по восстановлению сил для людей данного темперамента

У человека с бурным темпераментом, к коим относится холерик, неизбежно наступит состояние «разрядки».

Это значит, что начнётся апатия. Многие, подозревая о такой своей особенности, хотели бы знать, как её преодолевать.

Восстанавливаться холерику помогают простые рекомендации, если следовать ими в точности.

Вариант № 1 . для восстановления психического/психологического ресурса в течение рабочего года.

Холерикам необходим небольшой перерыв. Это может быть поездка на природу протяжённостью один – три дня.

За это время на свежем воздухе организм мобилизует и восстановит свои силы. Большую часть этого времени рекомендуется проводить в состоянии сна, так как это способствует расслаблению нервной системы. Время бодрствования можно посвятить размеренным увлечениям: чтению, рукоделию, розжигу костра, рыбалке или помощи кому-то.

Вариант № 2 .

  1. Включить в свой ежедневный променад часовую прогулку по парку или зелёной зоне, находящейся вблизи от места проживания.
  2. Найти в своём расписании время для посещения бассейна. Холерику плавание всегда помогает в мобилизации и восстановлении силы. Устанавливать плавательные сеансы следует от 15 до 45 минут, за один раз периодичностью в два – три дня;
  3. Находясь в городе, можно выделить несколько часов в неделю для «мероприятия выходного дня». Это могут быть: фестивали, концерты, посещение ярмарки или шоппинг.Посещение театров и музеев.

Вариант № 3: восстановление сил после рабочего года (во время отпуска).

Лучше всего подойдёт 15-ти дневная поездка, с возможностью получения новых впечатлений. Это морское побережье новой страны, где можно помимо посещения пляжа осмотреть достопримечательности окрестных городов и побережья.

Поделиться: