Медитация на поток восприятий. Техника для самопознания и просветления. Самопознание: путешествие в глубины внутреннего мира

Уверен, что многим будет интересно, поэтому выкладываю и здесь тоже.

Духовная практика


Обзор техник и практических советов (навигация по сайту)

Эта страничка создана, в первую очередь, для тех, кто не любит много читать или глубоко погружаться в теорию, и хочет поскорее попробовать практику. Здесь собраны ссылки на все техники, предложенные на сайте самопознания, а также на дополнительные материалы, которые имеют к ним непосредственное отношение и могут помочь на пути духовного роста.

Продвинутые читатели могут спросить, почему практика здесь названа духовной, ведь сайт не имеет конкретной религиозной направленности, его автор не является последователем какой-либо религии, а техники мало чем похожи на какие-либо духовные ритуалы и методы постижения Бога или Абсолюта.

Отличие духовной практики от практик по улучшению жизни


Разница в том, с какой целью вы применяете техники, упражнения, медитации и другие инструменты, предложенные на сайте. Большинство людей, занимаясь собой, хотят что-то улучшить в своей жизни, избавиться от психологических проблем, разобраться со своими чувствами и желаниями - сделать, так сказать, косметический ремонт своей жизни. Тогда это просто практика по улучшению жизни, и ее вряд ли можно назвать духовной.

А если, занимаясь практикой, вы ставите целью самопознание (то есть, хотите познать свою истинную природу), ищете настоящий смысл и цель жизни, желаете постичь какие-то Высшие Законы, познать истину, развить в себе хорошие качества характера на благо всем - это уже ближе к духовной практике. А высшей целью духовной практики является возвращение к Богу.

Что касается техник, изложенных на сайте, они работают и в том, и в другом случае, если, конечно, применять их, как написано, и придерживаться общих правил и рекомендаций. А «косметический ремонт» может стать началом серьезной духовной практики и новым этапом в вашей жизни.


Обзор техник


Прежде чем начинать практиковать, следует внимательно прочитать Предупреждение, правила и рекомендации и стараться следовать им. Если что-то непонятно по теории или практике, можно спросить на форуме, пройдя по ссылке в конце каждой статьи, написать ЛС админу, или воспользоваться формой обратной связи, чтобы отправить письмо на ящик.

В некоторых разделах древних ведических писаний осознание тождества Брахману считается только частью самопознания (первым этапом), так как Брахман - это один из трех аспектов Бога (Абсолютной Истины). Утверждается, что после первого этапа последует второй и третий (если заниматься соответствующей духовной практикой), после чего человек (сознание) обретает вечность, знание и блаженство. Второй этап - это осознание Параматмы (Сверхдуши - аспекта Бога, который находится в сердце каждого) и Бхагавана - личностного Аспекта Бога, то есть Бога как Высшей Личности. Познавая все три аспекта Бога и свои вечные отношения с Ним, человек обретает целостное знание, вечность и блаженство, и больше никогда не возвращается в материальный мир, оставаясь в мире духовном. Однако, следует понимать, что, несмотря на то, что человек качественно не отличен от Бога (создан по образу и подобию), он отличен количественно, подобно тому, как искра, являясь частичкой огня, не является ни пламенем, ни, тем более, источником огня. И с этой точки зрения адвайта (учение о недвойственности) считается неполным знанием.

Что касается практики самопознания, предложенной на сайте, то здесь заявленной целью является разотождествление с телом и умом, что приводит к осознанию своей истинной природы (качественного тождества Брахману), как она описана в статье «Душа. Природа души ». Однако, это не повод сбрасывать со счетов два других аспекта Бога, поэтому, если вам интересно, изучайте данную тему глубже, есть много соответствующих сайтов, лекций, семинаров и книг.

Кстати, воспевание имен Бога - это часть духовной практики, которая рекомендована в ведических писаниях для познания личностного аспекта Бога через развитие взаимоотношений с ним. Это отдельная и очень большая тема, которая называется бхакти-йога; она интересна, увлекательна и достойна изучения, но пока что на данном сайте не обсуждалась.

Анекдот

В конце урока атеизма учительница говорит детям:
- А теперь, детки, давайте трижды прокричим в небо «Бога нет!»
Вдруг видит, что Вовочка не включился в процесс. Спрашивает:
- А ты, Вовочка, почему не кричишь со всеми?
На что он отвечает:
- Если Бога там нет, че орать? А если есть, нафига портить отношения?

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Это упражнение не требует никакой специальной подготовки или особых условий проведения – достаточно понять саму суть метода самопознания, изложенную в данной статье.

Конечно, поначалу его лучше выполнять в спокойной обстановке, что вас никто не отвлекал разговорами или чем-то еще. Данное упражнение также можно делать во время прогулки, в общественном транспорте или на работе – параллельно другим действиям, если можете совмещать эти вещи.

Несколько слов о самопознании

Есть различные техники и способы, которые преследуют разные цели. Это упражнение на самопознание способствует познанию себя, что означает, по сути, достижение высшей цели человеческой жизни на Земле.

Познать себя означает постичь свою истинную природу - природу души, чистое сознание. Согласно Священным писаниям, душа является чистым сознанием, неотъемлемой частицей Бога, она вечна, исполнена знания и блаженства, и всегда чиста. Однако эти качества души (нашего высшего Я, чистого сознания) скрыты иллюзорными отождествлениями с материальным телом, умом, эмоциями и игровыми ролями, которые человек играет в обществе, а медитация как раз позволяет увидеть иллюзорность этих отождествлений. Таким образом, избавляясь от иллюзий, человек может познать себя – свою вечную духовную природу, исполненную знания и блаженства.

То, что природа человека не материальна, а духовна, доказывается тем фактом, что человек никогда не может удовлетвориться преходящими материальными объектами и удовольствиями. Природа души – это счастье, вечность и знание, и ничто в материальном мире не может стать достаточно хорошим заменителем вечности, счастья и мудрости. Само стремление быть вечно счастливым и мудрым – это стремление к обретению себя, осознанию своей истинной природы.

Данное упражнение – это довольно простой метод самопознания. Его можно назвать медитацией на разотождествление, то есть устранение иллюзорных отождествлений.

Упражнение состоит из нескольких шагов, в каждом из которых есть два элемента – наблюдение и размышление. Это несложный метод, который может использовать каждый человек.

Шаг 1. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ТЕЛО.

Это осознание достигается путем наблюдения и размышления. Торопиться не нужно.

Вы наблюдаете тело, воспринимаете его каким-то образом – с этим фактом не поспоришь. Когда вы осознали, что воспринимаете свое тело, вспоминаем научно доказанный факт из физики – наблюдатель не может быть тем, что он наблюдает. То есть, если вы что-то наблюдаете (воспринимаете), то очевидно, что вы не являетесь этим, иначе не смогли бы это наблюдать. Этот научный факт подтверждается практически всеми религиями, духовными практиками и мудрецами.

Дальше идут размышления: если я наблюдаю тело, значит я нечто отличное от этого тела. Таким образом достигается осознание «я не тело», после чего может возникнуть логичный вопрос «Кто же я тогда, если не тело?». Это первый шаг в медитации на самопознание. Не следует ожидать, что с первого же раза вы получите полное разотождествление с телом, но уровень осознания по данному вопросу повысится.

ШАГ 2. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ УМ (НЕ МЫСЛИ).

Выполняется таким же образом – с помощью наблюдения и размышления.

Ум, думающий механизм, состоит из мыслей. В момент, когда нет мыслей, нет и ума. Вы осознаёте процесс мышления, наблюдая свои мысли, а значит – являетесь чем-то отличным от этих мыслей.

Желания тоже относятся к уму, так как в нем и возникают. Поэтому вы также можете познать, что, по сути, не имеете ничего общего с желаниями, кроме того факта, что наблюдаете их возникновение и исчезновение.

Это более сложный шаг, чем первый, потому что природа ума более тонка, чем природа тела (ум и тело состоят из разных энергий). Природа ума ближе к природе души, чем природа грубого материального тела.

Но просто наблюдая ум, т.е. возникающие мысли, и все чаще осознавая, что наблюдаемое не есть наблюдатель, медитирующий человек углубляется в самопознании, и у него может возникнуть следующий логичный вопрос: «Если я не ум, то кто же я?»

ШАГ 3. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ЭМОЦИИ

Выполняется точно таким же образом – путем наблюдения и размышления.

Эмоции тоже относятся к уму, но для удобства их можно рассмотреть отдельно. Эмоции или чувства, как и мысли, появляются и исчезают, и вы можете их наблюдать (воспринимать, осознавать). Просто понаблюдайте, как они появляются, изменяются и исчезают, осознайте их как нечто временное. Они приходят и уходят, как и мысли, а вы остаетесь. И здесь снова возникает вопрос «если я являюсь наблюдателем чувств, а значит, не являюсь ими, кто же я?»

Завершая третий шаг упражнения, медитирующий еще больше погружается в свою истинную природу, и цель данного метода самопознания становится все ближе.

Итак, получается, что я не тело, я не ум, я не эмоции. Я наблюдаю все эти преходящие вещи. Всё меняется, а я остаюсь наблюдателем. Что же я собой представляю как наблюдатель?

ШАГ 4. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВСЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ЛОЖНЫ

На данном шаге упражнения человек может подробно разобрать идеи типа «я являюсь духом», «я душа» и другие подобные, которые более или менее понятны для ума, но, по сути, ничего толком не объясняют и удовлетворения не приносят.

Как бы вы себя не назвали, какие бы характеристики себе ни приписали, этого надолго не хватит – вы будете чувствовать, что здесь что-то не то – так как наблюдатель не является наблюдаемым. Если вы говорите, что вы дух или душа, то кто тогда наблюдет этот дух или душу, кто называет себя этим?

Все отождествления временны, и потому ложны. Как бы вы себя ни назвали – это все будут временные наблюдаемые ярлыки, создаваемые умом.

Четвертый шаг – последний в этом упражнении и самый сложный, и ум не сможет завершить его полностью. Самопознание, то есть познание себя как чистого сознания, без ярлыков и самоидентификаций, может произойти, что говорится, по Воле Бога, когда ум зайдет в тупик и отключится ввиду своей некомпетентности в данном вопросе.

Тогда исчезают все отождествления, вы больше не считаете себя кем-то или чем-то в противоположность чему-то еще.

Нет отождествлений, нет противопоставлений, нет двойственности. Есть происходящее.

Это описывается разными словами:

«На все Воля Бога», «Вещи случаются», «Событья происходят», «Дела делаются», «Поток восприятий», «Божественная игра» и т.д.

Все эти описания, конечно, интересны для ума, но ум не может их правильно понять, так как он работает в двойственности, а мы пытаемся описать недвойственность. Поэтому от описаний мало пользы.

Последний 4-й шаг упражнения на самопознание – это достижение понимания, что все отождествления ложны, иллюзорны; и это максимум, что можно понять умом (то есть, с помощью любого метода самопознания).

Ум не поможет переступить грань двойственности (так как сам и создает эту двойственность), это может произойти только «по Воле Бога».

Качество и количество упражнений на самопознание

Имеет значение и качество, и количество выполняемых упражнений.

Каждый новый круг упражнения (последовательное прохождение всех шагов), приносит углубление самопознания – но при условии, что делается качественно. Здесь нужен интерес и желание познать себя, а также настойчивость в попытках разобраться с этим вопросом. Одно только повторение фраз типа «я наблюдаю тело, значит я не тело…» (аффирмация) мало что даст, если нет интереса и искреннего стремления самопознания.

С другой стороны, важно и количество – в том смысле, что не нужно на месяц застревать на первом шаге, пытаясь получить на нем полное разотождествление с телом. Этого не произойдет. Поработали с первым шагом, получили более глубокое (или хотя бы более «свежее», обновили) понимание, и перешли ко второму шагу.

Каждый для себя должен сам почувствовать, когда стоит перейти к следующему шагу. Если не чувствуете момент, когда можно перейти к следующему шагу, используйте наблюдение и размышление на каждом шаге в течение, скажем 5-15 минут. Таким образом, упражнение можно сделать за 20 минут или час. У кого-то будет уходить больше часа, у кого-то меньше 20 минут – это индивидуально.

Даже если вы будете делать это упражнение как аффирмацию (то есть совсем мало наблюдения и размышления, а больше как повторение фраз), и всего лишь по 5 минут в день, но регулярно, с интересом и желанием познать себя, это тоже может поспособствовать разотождествлению и самопознанию.

Выполняя упражнение шаг за шагом, круг за кругом, понимание будет углубляться, что означает прогресс в применении данного метода самопознания. Если данная медитация в какой-то момент перестала давать углубление понимания, а осознание ложности всех отождествлений еще не достигнуто, возможно, если смысл поискать другие методы или техники самопознания. Или же разобраться глубже с каким-то из шагов. В этом может также помочь чтение соответствующей литературы.

Данное упражнение – это философский метод самопознания, основанный на наблюдении и размышлении. Он, как и все остальные способы самопознания, имеет свои плюсы и минусы.

Одним из самых сильных и результативных способов психотерапии, познания себя и роста как личности является холотропное дыхание, техника выполнения которого, придумана давно.

Эта методика была разработана Станиславом и Кристиной Гроф – трансперсональными психологами из Америки.

В основе этого метода лежат необычные состояния сознания, которые известны людям с давних времен. В данной технике объединены старые мировые познания с новейшими открытиями современной психотерапии и психологии . Соответственно, является техникой самопознания.

Эмоции, которые человек переживает, практикуя такое дыхание, могут исцелять, а также трансформировать негативное в позитивное. Такие сеансы холотропного дыхания извлекают наружу неприятные переживания физического и эмоционального характера, которые помогают познать себя. Если такие ощущения проявятся полностью, это обязательно позволит человеку освободиться от негативного влияния переживаний и получить некоторую свободу.

Холотропная терапия показала, что не только люди со сверхъестественными способностями могут переживать и контролировать подобные ощущения – это доступно каждому из нас. Трансперсональная психология открыла миру, что для преодоления пути к гармонии, самопознанию, свободе и, соответственно, лучшей жизни, каждому человеку необходимо пройти эти переживания.

Кроме того, холотропная практика доказала, что теория, которую представляют различные психологические и психотерапевтические школы, равно как и здравый смысл, не помогут исцелиться сами по себе. Обычно такой процесс излечения напоминает сумасшествие и далеко не всегда поддается пониманию или объяснению.

Именно поэтому холотропное лечение нацелено на то, чтобы принять и поспособствовать любым процессам, возникающим при осознании проблемы, а не на то, чтобы заранее определить проблему и искать способы и пути ее решения. Участники таких тренингов не определяют предметы работы и проблемы, а доверяются холотропному сознанию и самому течению процессов.

В основе любой результативной и успешной психотерапии лежат познание самого себя и понимание подсознания при холотропном состоянии сознания. Мы общаемся не только с окружающими нас людьми и миром, мы ведем диалог с самими собой, со своим сознанием, и это общение является непрерывным.

Общение и есть сознание, которое создается коммуникацией и соединяется с ее помощью. Соответственно, между разными частями сознания существует сообщение и незамедлительное осознание, между ними нет никаких преград, а это означает, что возможность общения не ограничена.

Цели техники

Холотропное дыхание преследует цель активации бессознательного, раскрепощения энергии, которая заключена в психосоматических и эмоциональных проявлениях и превращении этих проявлений в течение переживаний. Задание лечащего при такой терапии заключается в том, чтобы поверить в силу исцеления такого процесса, не меняя и не перенаправляя его. Только разум пациента руководит этим процессом.

Самым важным является поддержание процесса эмпирического раскрытия терапевтом. Те или иные переживания могут быть несодержательными и заключать в себе нарастание напряжения и эмоций, а также переходы к расслаблению.

Прозрение не всегда наступает сразу, оно может прийти во время последующих сеансов или позже. Иногда решение приходит на уровне биографии, иногда оно связано с перинатальным материалом или трансперсональными составляющими. В связи с этим исцеляющие переживания не всегда понятны.

В процессе холотропного дыхания наш разум стремится влиться в жизнь, следовать ее течению, ощутить состояние благополучия и свободы, которое приносит

удовлетворение. Такая возможность – это подарок природы человеку. Если мы подчиняемся своему сознанию, следуем за ним, – достигаем предела свободы, энергии и естественности. Если мы не даем выхода этому потоку, у нас возникают трудности.

Из-за предрассудков и стереотипов мы не можем полностью раскрыть себя и выйти за пределы установленных рамок. Яркий пример такого торможения, невозможности течения потока и установления определенных границ – кризис среднего возраста.

Для достижения свободы иногда приходится пройти через какую-либо серьезную тяжелую ситуацию, болезнь, а иногда даже смерть. Ведь смерть также является освобождением, выходом за рамки (). К потере здоровья, разочарованию в жизни приводит именно то, что мы не чувствуем сигналы разума и подсознания и не пытаемся стать частью жизни.

Но сама внутренняя природа всегда пытается указать нам способы решения наших проблем. И мы можем пойти за нашим внутренним природным голосом и прожить настоящую мистерию само распознавания в холотропных сессиях.

Я приглашаю всех желающих в удивительное путешествие к центру своего существования на свои семинары, где возможно прожить настоящую мистерию и приблизиться к своей целостности. На и « » вы сможете прожить свой трансперсональный опыт через техники осознанного дыхания.

С любовью Мария Шакти

Душевно близкое:

У Юнга было две знаменитые тетради, первую он называл «Чёрная книга» и она представляла собой нечто вроде ежедневника Молескин, а вторая тетрадь была «Красной книгой». В ней содержится наибольшая часть знаменитых рисунков Юнга с изображением Мандалы.

Вот эта вот «Красная книга» была похожа на настоящий средневековый фолиант — у неё был переплёт из настоящего сафьяна, и Юнг, когда писал в ней, стилизовал свои буквы и оформление под «готику». Понятно,что он любил свою Красную Книгу больше других.

Наверное, у каждого человека должны быть такие тетради. Работая в своих ежедневниках — ежедневно, Юнг создал много открытий, ведь творческую атмосферу пишущему человеку порождает — его тетрадь. Это тот минимум, который у творческого человека должен быть, даже если нет кабинета, письменного стола, дома, родины...

Недаром Цветаева писала в своих дневниках: «Если у меня спросят —Россия или мои тетради, я знаю, что выберу. Поэта без его тетрадей нет».

Итак, ежедневная работа в Красной Книге подвигла Юнга на изобретение замечательной психотерапевтической техники. Как и все рисуночные техники она обоюдоострая:

во-первых, служит целям диагностики (позволяет себя понять и увидеть со стороны целостную картину своей проблемы, «затыка»),

и во-вторых, оказывает терапевтический эффект — лечит состояние угнетённости по ходу ежедневного рисования.

Кто его знает — возможно, что терапевтический эффект наступает сразу тогда, когда ты «себя понял». Ну а «понять себя» помогает — мандала.

Вот, что пишет Юнг в своей знаменитой книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»

«Вообще, я понял тогда, что ничто так не меняет нашу жизнь как язык. Ущербный язык делает жизнь неполной и ущербной».

Это Юнг имел в виду то, что он переходит от слов — к рисункам, к пиктограммам. И вот его излюбленной пиктограммой (ежедневным почти) трудом становится набросок, чертёж мандалы. Юнг умел рисовать, как и все люди его поколения, поэтому нам с вами я советую не стесняться прибегать порой к технике коллажа, если не получается рисовать что-то, что нравится самомуи «о чём-то говорит» — каждый день.

И вот, что у него получилось:

«Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок - -мандалу.которое в тот момент выражала моё внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня».

И вот, наконец, Юнг приходит к очередному открытию, он понимает, что Мандала — это идеальный чертёж нашего с вами внутреннего мира.

«Мандала — это внутренняя цельность, которая стремится к гармонии и не терпит самообмана».

Самообмана она действительно не терпит, поэтому если в какой-то день рисуются разорванные безобразные тревожные рисунки с нарушенной симметрией и гармонией — то такие рисунки и надо рисовать. Они не только показывают на языке символов — что с вами,но и оказывают эффект терапевтический, как мы уже и говорили.

В конце-концов, Юнг понял, что его детище, его главный архетип — Самость может быть лучше всего выражен через мандалу.

Куда мы идём?

Раньше, как и все мы, Юнг полагал, что развитие человека, ход его личности, его биографии и т.д., можно условно представить как график в виде стрелки, вектора, линии, стремящейся куда-то «туда», за горизонт, в место под названием «Вперёд».

И вот тут, рисуя свои мандалы, Юнг понял — нет!..

Развитие человека идёт не по направлению к пункту Условный «Вперёд»!

«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что всё, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а— НАЗАД, к некоему исходному Центру».

Юнг мог рисовать мандалы, в центре которых находился золотой дворец. У него и чернила были,и навык делать скетчи, наброски. У вас есть масса вариантов, как делать свои мандалы «говорящими».

Но вот вам ещё одна техника самоанализа из арсенала психотерапевтических техник Юнга.

Рисуя мандалы, Юнг поехал в морю (у него умерла жена) и в пасмурные непогодные дни бродил по берегу, часто безлюдному. И вот там-то он вспомнил, что мальчишкой любил строить целые города из камней, песка, грязи.

Причём города эти имели средневековую — радиальную форму, то есть представляли собой ту же мандалу — круг.

Работая с камнями и грязью, которой вместо цемента скреплялись камни, Юнг выстроил не одну трёхмерную мандалу, из тех, что не вошли в его «Красную Книгу».

Он рассказывает — как окончилась эта его практика с мандалами-городами из камней. Поставив в центре своего города храм, Юнг искал камень для «алтаря».

Когда камень был найден, послушание, которое Юнг возложил сам на себя, было окончено.

Работая, этот великий психиатр позволял иногда задавать себе вопрос: «Куда ведёт меня эта работа?» , но мгновенного исчерпывающего ответа не требовал.

Задавайте себе этот вопрос и вы.

Елена Назаренко

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Поделиться: