Осознание эмоций как способ их регуляции. Бессознательные чувства стыда и вины

Любовь - осознанное явление или неосознанное? Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими- то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это - любовь по выбору. Если объект не оправдывает надежд и" имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются.39 Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. У кого элементы сенсорики и этики не развиты (все логические интуитивные), любят не потому, что выбрали. Они не выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а то, что с ними происходит.

Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознанно (все интуитивно-этические). И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания (все сенсорно-логические) .

Все этические (этический элемент на первом месте или втором месте) отлично разбираются как в своих собственных чувствах, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они не стесняются, легко о них говорят (это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение) если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания - это то, что облагораживает человека, делает его более ценным. Все логические чувства вытесняют и умалчивают о них, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.

Все сенсорные хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью, грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера. Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор, пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты. Как логический не склонен поверить, что его любят, так интуитивный постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным.

Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как бы прячется за своей элегантностью. Сенсорный в своем влечении легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной, здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.40

Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить, другие - быть любимыми, одни - желать, другие - быть желанными. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера. Потому что, когда оба одинаково инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам партнера.

То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, для другого может быть лишь доказательством от сутствия чувств. Поэтому, если в дружбе появляются обиды (что часто неразумно скрывается), по- видимому, есть психическое несоответствие, о котором нужно думать заранее. Когда партнеры полностью подходят друг другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова или настроения. Это и есть тот «красный цвет», которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для него партнера. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются."51

Что это значит — иметь эмоции? Кажется очевидным, что иметь эмоции значит испытывать их. Если вы счастливы, но не знаете этого, в каком смысле вы можете быть счастливы на самом деле?

Похожие размышления звучали у Уильяма Джеймса Американский психолог, созда­тель одной из первых теорий, в которых субъек­тивный эмоциональный опыт соотносится с физио­логическими функциями. . Сознательное чувство, считал он, — это то, что отличает эмоции от других психических состояний, таких как, например, желания. Он писал, что без сознательного чувства «мы считаем, что у нас ничего не осталось позади, нет «умственного вещества», из которого эмоция может быть образована». Зигмунд Фрейд соглашался:

Сущность эмоции в том, что мы должны чувствовать её, то есть что она должна войти в сознание.

Но эмоции — сложные штуки. Даже если мы испытываем эмоции, есть детали, связанные с ними, о которых мы, как правило, ничего не знаем. Клинические психологи, к примеру, рекомендуют пациентам, испытывающим проблемы с неконтролируемым гневом, искать предупреждающие знаки — например, потливость в ладонях или спазм челюсти, — чтобы они были готовы к подступающему приступу гнева и могли смягчить его. И когда мы напуганы или сексуально возбуждены, ритм наших сердец и частота дыхания увеличиваются без нашего ведома (хотя мы можем распознать это изменение, если заострить на нем внимание). Более того, страх, кажется, способен скрыто усиливать сексуальное возбуждение — или ошибочно приниматься за него.

Читайте также

Рассмотрим одно исследование 1974 года (2). Ученые использовали привлекательных женщин-интервьюеров, которые должны были опросить группу мужчин: одна проводила опрос среди мужчин, пересекающих опасный подвесной мост, а другая опрашивала группу, переходившую мост, который не был страшен или опасен. Женщины просили мужчин заполнить анкету. Люди на «опасном» мосту отвечали на вопросы с большим сексуальным подтекстом и были больше расположены к тому, чтобы связаться с женщиной-интервьюером после анкетирования. Это говорит о том, что люди на «страшном» мосту (бессознательно) интерпретировали реакцию своего организма на опасность как возникающее влечение к женщине.

Но как можно продемонстрировать бессознательные эмоции в действии? Мы знаем, что эмоции влияют на нас. Когда мы в хорошем настроении, к примеру, нам всё нравится больше. Если найти ситуацию, в которой эмоция имеет предсказанное воздействие, но люди, за которыми мы наблюдаем, не осознают появление предсказанной эмоции, то мы могли бы выйти на что-то.

Именно это психологи Петр Винкельман и Кент Берридж попытались сделать. В своих экспериментах 2004 года они показывали участникам изображения счастливых и расстроенных лиц, но старались воздействовать на подсознание — демонстрировали картинки так быстро, что респонденты не могли на сознательном уровне понять, что им вообще показывают лица (1). Затем у них было задание выпить новый лаймово-лимонный напиток и оценить его. Когда испытуемых спросили, как они себя чувствовали, было ясно, что у них не было сознательного понимания каких-либо изменений настроения. Но люди, которым показывали счастливые лица, не только оценили напиток лучше, чем другие испытуемые, они и выпили его больше!

Почему некоторые бессознательные формы счастья влияют на нас? Как отмечают Винкельман и Берридж, «с точки зрения эволюции и нейробиологии, есть веские основания полагать, что, по крайней мере, некоторые формы эмоциональной реакции могут существовать независимо» от нашего сознания.

Если говорить с точки зрения эволюции, способность иметь сознательные чувства, вероятно, позднее достижение.

Возможно, эмоции существуют лишь потому, что они работают без сознательной обработки. Ученые отмечают:

Оригинальная функция эмоций заключается в том, чтобы позволять организму адекватно реагировать» на хорошие и плохие вещи в жизни, и «сознательные чувства, возможно, не всегда были необходимы.

Действительно, исследование, которое провели в 2005 году (3), показало разницу в бессознательных и сознательных паттернах страха в мозгу. Исследователи полагают, что это поможет нам понять механизмы, лежащие в основе возникновения страха после травмы, который, как они говорят, является «автоматическим и не поддающимся непосредственно сознательному контролю».

Читать об этом

Когда мы начинаем думать об этом, перестаёт казаться странным, что неосознанные эмоции выражаются неправдоподобно. В конце концов, кто из нас не слышал, как кто-то угрюмо вскрикивает: «Я не сержусь!»

Ссылки на исследования

1. Piotr Winkielman, Kent C. Berridge. Unconscious Emotion/American Psychological Society, 2004; Volume 13, Number 3

2. Dutton, Donald G.; Aron, Arthur P. Some evidence for heightened sexual attraction under conditions of high anxiety/Journal of Personality and Social Psychology, Vol 30(4), Oct 1974, 510-517. http://dx.doi.org/10.1037/h0037031

3. Leanne M. Williams, Belinda J. Liddell, Andrew H. Kemp, Richard A. Bryant, Russell A. Meares, Anthony S. Peduto, Evian Gordon. Amygdala–prefrontal dissociation of subliminal and supraliminal fear/Human Brain Mapping/Volume 27, Issue 8, August 2006. Pages 652–661

Доктор Кристофер Смит классифицировал и охарактеризовал бессознательные эмоции человека. Стыд и унижение, вина и обвинение, апатия и отчаяние, горе и сожаление, страх и тревога, вожделение и желание, злость и ненависть, гордыня и презрение - в каждом из пас присутствует полный их комплект. Это не плохо и не хорошо. Просто такова человеческая природа. Бессознательное развивалось с целью выживания. Оно помогает нам выживать во враждебном мире. Для человека, у которого эти эмоции выражены сильно, мир полой опасностей и угроз. А тот, кто поднялся над своим бессознательным, наслаждается миром, видит в нем только красот)" и счастье. Таким образом, от нас самих зависит: жить и радоваться, несмотря ни на что, или вечно трястись от страха и т.п. Чтобы не стать заложником бессознательного, необходимо знать своего врага в «лицо». Итак...

Стыд и унижение - самая вредная эмоция. Но как, ни крути, бессознательные эмоции можно и нужно контролировать. Она представляет собой фундамент для всех остальных. Может быть связана с сексуальным или физическим надругательством. Когда нам стыдно, мы вешаем голову и тихонько уходим. Стараемся быть невидимыми. Некоторые люди отстраняются от общества. Среди тех, у кого гипертрофирована эта эмоция, часто встречаются профессора. Они бросаются в научную жизнь, потому что не могут справиться с обществом, занимаясь другой работой. Стыд и унижение приводит к неврозам. У человека возникают импульсивные навязчивые расстройства. Кто-то постоянно моет руки, другой покупает бесчисленное множество рубашек, галстуков, носков и т.п. Импульсивные расстройства касаются многих аспектов жизни. Это оказывает неблагоприятное воздействие на эмоциональное и физическое здоровье. Низкая самооценка, непреклонность, нетерпимость к себе и к окружающим, одержимость какой-то идеей - различные проявления стыда и унижения.

Вина и обвинение
Следствием данной эмоции становится значительное подавление повседневной активности. Она используется для того, чтобы манипулировать людьми и наказывать их. Связана с неспособностью к эмоциональному прощению. «Я никогда не прощу вас за то, что вы сделали мне 10 лет назад!», - кричит человек под властью своего бессознательного. Спутники этой эмоции - чувство раскаяния, самообвинения, которое может вести к мазохизму, виктимизации (превращение в жертву), несчастным случаям, суицидальному поведению. И даже к самобичеванию. Сильно выражена эмоция вины и обвинения у девушек, которые режут вены на запястье, чтобы вернуть внимание родителей, особенно матерей. Наказание самого себя - это как призыв к помощи. Взгляд на жизнь - зло. Одна пациентка доктора Смита говорила: «Лучшее, что может случиться с миром, это если Господь уничтожит его». Женщина часто жаловалась на людей, которых не может простить. И у нее был рак толстой кишки. Можно обнаружить, что раковая опухоль всегда ассоциируется с эмоцией вины и обвинения. Может быть, это не первая эмоция, но она всегда присутствует в случаях рака. У многих женщин рак молочной железы развивается после эмоциональных проблем, особенно при распаде семьи. Они обвиняют себя, что могли бы сделать больше и сохранить семью. Родители могут очень сильно вкладывать в детей чувство вины.

Апатия и отчаяние
При этой бессознательной эмоции резко падает способность человека справляться с проблемами. Все представляется унылым и безнадежным. Нет желания жить. Все - кромешная тьма. Вы просыпаетесь с мыслью «опять на работу, как же мне все надоело!» Тогда есть повод задуматься. Обычно мы не видим в себе проявлений этих эмоций. На то они и бессознательные! Но спросите у своих близких, друзей, прислушайтесь, что говорят о вас окружающие. Можно узнать о себе много нового.

Горе и сожаление
Горе и сожаление - главная эмоция стяжателей, людей, которые держатся за свое имущество и не могут выбрасывать вещи. А вдруг понадобятся лет эдак через сто... правнукам! Под влиянием этой эмоции люди грустят, падают духом, переживают из-за своих неудач. Но проблема - не те события, что происходили в прошлом, пускай, и очень неприятные. Проблема - отпустить их. Человек держится за прошлое, как собака за кость. Горе и сожаление приводит к потере работы, и возможностей. Для попавших в плен этой эмоции жизнь - сплошная трагедия. Это как реакция на смерть человека. Мы не возвращаем этого человека, зато себя удерживаем в прошлом. Не следует вечно горевать по умершему. Через какое-то время нужно отпустить его и себя. Иначе, бесконечно фокусируясь на могиле, сам начинаешь чувствовать себя мертвецом. Умение отпускать - бесценный дар.

Страх и тревога
ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ ПРИ этой ЭМОЦИИ - ИСПУГ. Все ужасно, опасно, причиняет беспокойства. Может проявляться, как страх потерять любовь и безопасность. Чего мы желаем больше, чем любви и безопасности? У нас есть и то, и другое, но мы не признаем это. Так возникает навязчивость и ревность, высокий уровень стресса, паранойя, неврозы, и ограничивается духовный рост. Страх и тревога заразны. Паническая атака может распространяться среди людей. Если кто-то кричит «Пожар!» и бросается бежать, то паника возникает у всех. Чтобы преодолеть эту бессознательную эмоцию страха и тревоги, необходим сильный лидер. Эта эмоция также используется как инструмент контроля. Правительства в России и Америке поддерживали страх и тревогу в течение 30 лет во время Холодной войны. Одна сторона все время боялась другой. Теперь мы боимся, что метеорит упадет па землю или супервулкан проснется. Или может быть огромное землетрясение, из-за которого погибнем. Или глобальное потепление. Поводов для тревоги - предостаточно. Мы видим страх и тревогу каждый день в СМИ. Сообщения о голоде, о войне подпитывают наши страхи.

Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более - объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.

«Помогите отреагировать» - просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, - он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, - гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

Трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
- трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
- сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
- стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка - эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым - собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, - неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в какой-нибудь критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками - но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в каких-то случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, - а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия - не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, - в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами - это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга - по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, - мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей - как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около семи-восьми процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, - и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, - например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях - собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример - так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.

Что делать, если вы или ваш близкий - алекситимик?

Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью - в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно - но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:

«Если ваш близкий - алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость - это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. - Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.

Если у вас алекситимия, ваша цель - в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:

1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.

2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.

3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.

4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.

5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. - Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.

"Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя". И. Польстер.

Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: "Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость? ". Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.

К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.

Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.

Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.

У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.

Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: "Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)" . (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: "Нет чувств — одни эмоции"!

Резюмируя, можно сказать, что:

  • ощущения — это информация;
  • чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
  • эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).

Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: "Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь ?". И её удивлённый ответ: "Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю ". Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.

Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны "ощущения — чувства — эмоции" на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:

I. Этап недифференцированности.

II. Этап формирования фигуры.

III. Этап фокусировки фигуры.

IV. Этап сканирования поля.

V. Этап разрешения потребности.

VI. Этап ассимиляции.

VII. Этап недифференцированности".

Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим "органы чувств" вместо того, чтобы сказать: "органы ощущений"; мы говорим — "он выражает свои эмоции" — вместо того, чтобы сказать: "он выражает свои чувства", а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что "у него мало чувств". Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.

Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: "Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя" . (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)

Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.

Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:

  1. Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
  • Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
  • Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
  • Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
  1. Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.

Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.

  • "Список".

Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50-100 или даже более наименований.

  • "Сортировка".

Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?

  • "Примерка".

Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и "поймать за хвост" проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав "пойманного зверя". Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.

  • "Маятник чувств".

Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.

  • "Зона беспокойства".

Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.

Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при "возмущении" поля "организм — внешняя среда". Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе "Self" обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию "Id", так и через функцию "Personality". Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции "Ego" как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.

Как писал Перлз: "Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла" (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).

Поделиться: