Бытийный и рефлексивный слои сознания. Как исследовать слои сознания и жить за их пределами

Во многих традиционных и современных философских учениях считается, что рассудок состоит из ряда накладывающихся слоев, каждый из которых имеет свое предназначение. Эти слои, в конечном счете, представляют собой строение нашего собственного разума и, следовательно, при правильном подходе, они могут быть разобраны, когда нам необходимо пересмотреть и скорректировать наши сокровенные мотивы, мечты, страхи, печали и заботы. Самопознание является ключом к постижению наших сокровенных мыслей и разложению по полочкам наших внутренних слоев. Потребуется время, чтобы познать себя, так что наберитесь терпения и практикуйтесь, чтобы достичь этой наивысшей точки сознания.

Шаги

Часть 1

Исследуем внутренний разум

Постигаем правильное мышление

Инструкции, представленные в этом разделе, помогут вам расслабиться, чтобы начать самоанализ. Если вы хотите постичь искусство правильно самоанализа, то читайте дальше.

    Найдите подходящее место. Погружение в глубины сознания не может происходить, выпивая кофе по дороге на работу. Тщательный самоанализ требует времени и концентрированности. Прежде чем начать медитацию, найдите безопасное, комфортное и тихое место, где вас не смогут потревожить в течение какого-то времени. При необходимости, выключите все отвлекающие звуки или свет.

    Очистите разум от отвлекающих мыслей. Освободитесь от всех проблем и забот, беспокоящих вас. Поймите, что все, что отвлекает вас от концентрации на самопознании это всего лишь мысль, которую можно отбросить в пользу более важной мысли. Не беспокойтесь ни о чем.

    • Вовсе не означает, что вы должны притвориться, что проблемы не существует. Наоборот, нужно распознать проблему и принять ее, чтобы начать думать и о других вещах.
  1. Медитируйте. Найдите удобное положение и закройте глаза. Восстановите дыхание, сделайте глубокий вдох. Держите спину прямо, чтобы не заснуть. Отпустите свои мысли, чтобы не осталось места для напряжения и беспокойства. Когда появятся беспокоящие мысли, просто признайте их. Осознайте, что они являются частью вашего подсознания и отложите их.

  2. Мысленно загляните внутрь себя. Отвлеките себя от эмоций. Осознайте, что весь ваш опыт, ваши ощущения и чувства, все это творения вашего внутреннего я. Все, что существует внутри вас и вне вас это продолжение вашего разума. Все, что окружает вас - всего лишь образы, созданные и интерпретируемые вашим внутренним я. Таким образом, исследуя слои своего разума, вы постигните более глубокое понимание мироздания.

    • Вы не пытаетесь исследовать или критиковать себя. Всякого рода чувства, вызывающие боль или дискомфорт свидетельствуют о том, что вы не освободились от эмоций.
  3. Если вы не в состоянии медитировать, то расширьте горизонты. Некоторые люди считают, что они могут достичь сверхъестественных состояний самосознания, если будут заниматься чем-то, что в нормальных условиях не приемлют. Преимущества такого метода имеют длительный эффект и помогут достичь самоанализа. Вы можете попробовать один из таких способов, вместо медитации. Однако убедитесь, что это безопасно. Ниже приведено несколько примеров:

    • Выполнить силовые упражнения
    • Отправиться в путешествие по девственной местности
    • Выступить перед аудиторией
    • Рассказать кому-то о тайных воспоминаниях или чувствах
    • Написать в дневнике о своих сокровенных чувствах
    • Совершить прыжок с парашютом или бандж-джампинг

    Распознаем слои нашего разума

    Инструкции этого раздела предназначены в качестве общего руководства для самоанализа. Заметьте, что нет двух одинаковых людей и что не все инструкции, описанные в данном отделе, могут подойти вам .

    1. Сосредоточьтесь на том, как вы себя позиционируете для окружающих. Первый, поверхностный слой разума вы используете, чтобы представить себя другим (особенно людям, которых вы не хорошо знаете). Этот слой часто используется для создания сложного фасада, который будет скрывать ваши истинные мысли и чувства за "достойным", "приемлемым" состоянием. Подумайте о том, каким вас воспринимают другие люди . Чтобы получить контроль над своими слоями разума, нужно распознать эти характеристики, затем только искать их источник.

      • Для начала, вам могут помочь эти мысли:
      • "Меня зовут..."
      • "Я живу в..."
      • "Я работаю в..."
      • "Мне нравиться тот-то, не нравится тот-то..."
      • "Я делаю то-то, не делаю того-то..."
      • "Мне нравятся эти люди и не нравятся те люди..."
      • ... и так далее.
      • Воспоминания, опыт и личные ценности вот, что вы найдете, выполняя этот шаг. Вы можете записывать каких-либо серьезные идеи, которые возникнут в ходе выполнения этих упражнений, особенно после того, как вы погрузитесь в глубины вашего сознания. Если вы не хотите записывать, то можете воспользоваться цифровым диктофоном.
    2. Изучите свои привычки и установившийся режим. Размышления о повседневных занятиях могут натолкнуть вас на неожиданные идеи, особенно если смотреть через интроспективную рамку сознания. Подумайте про себя: "что я чувствую, делая эту рутину? Почему я это делаю? Цель данного упражнения увидеть, насколько чувство ваше собственного я окунается в эти повторяющие действия.

      • Вот несколько примеров. Заметьте, что это на удивление бытовые мысли. Если вы похожи на большинство людей, то превалирующее большинство вашим мыслей будет о незначительных вещах.
      • "Когда я просыпаюсь?"
      • "Где я покупаю продукты?"
      • "Что я обычно ем в течение дня?"
      • "Чем я занимаюсь в каждый конкретный отрезок времени в течение дня?"
      • "С какими людьми я предпочитаю проводить время?"
    3. Задумайтесь о ваших мыслях относительно прошлого и будущего. Как вы попали туда, где находитесь сейчас? Куда вы идете? Это упражнение может быть очень поучительным. Впечатления, люди, цели, мечты и страхи обычно это не те мысли, которые волнуют нас в течение одного единственного момента. Скорее, они простираются из настоящего в прошлое и будущее, формируя наше я, в течение долгого времени. Таким образом, понимание "кем я был" и "кем я буду", поможет лучше разобраться в вашей сущности.

      • Вот несколько вопросов, на которые можно ориентироваться:
      • "Что я делал в ходе своей работы в прошлом? Что, в конечном итоге, я хочу делать?"
      • "Кого я любил? Кого я полюблю в будущем?"
      • "На что я потратил свое время в прошлом? Как я хочу распорядиться отведенным мне временем?"
      • "Как я ощущал себя в прошлом? Как я хочу ощущать себя в будущем?"
    4. Докопайтесь до своих истинных желаний и надежд. Теперь, когда вы разбили важные аспекты своего самосознания, у вас появился шанс лицезреть свою настоящую внутреннюю сущность. Постарайтесь найти те сокрытые слои вашего бытия, которые вы не демонстрируете остальным. Это могут быть размышления, которые смущают вас или поступки, в которых вы не хотите признаться другим. Все, что вы не показываете в своей повседневной жизни.

      • Например, вы можете воспользоваться этими примерами вопросов:
      • "Что я на самом деле чувствую относительно того, чем занимаюсь целыми днями?"
      • "Насколько я уверен относительно моих планов на будущее?"
      • "Какие воспоминания или чувства, которые я скрываю от всех, гложут меня большую часть дня?"
      • "Есть ли что-то, чего у меня нет, но я тайно хочу иметь?"
      • "Хочу ли я уметь чувствовать определенным образом?"
      • "Если ли у меня тайные чувства о близких мне людях?"
    5. Рассмотрите ваше восприятие мироздания. Как вы действительно смотрите на мир, ваше мировоззрение - является одним из самых глубоких слоев самосознания. В некотором смысле ваше мировоззрение является самой важной частью вашей личности, так как оно влияет на способ взаимодействия почти со всем, начиная от взаимодействия с людьми, животными, природой и, заканчивая взаимодействием с самим собой.

      • Для определения вашего мировоззрения, воспользуйтесь примерами вопросов общего характера о человечестве, о мире, как, например:
      • "Считаю ли я, что в основном люди хорошие? Или считаю, что они плохие?"
      • "Верю ли я, что люди могут преодолеть свои недостатки?"
      • "Верю ли я в существование высшего разума?"
      • "Верю ли я, что в жизни каждого есть свое назначение?"
      • "Смотрю ли я в будущее с надеждой?"
    6. Подумайте о вашем восприятии себя самого. Наконец, позвольте своим мыслям обратиться внутрь, пока не обнаружите, что действительно думаете о себе. Этот слой разума является одним из самых глубоких. Не часто мы тратим время в раздумьях о своем отношении к самому себе, однако подобные глубокие мысли могут больше, чем что-либо еще повлиять на когнитивные особенности характера и качество нашей жизни.

      • Не бойтесь докопаться до истины, которая может поразить вас. Такое глубокое погружение в дебри собственного сознания, как правило, очень поучительно, хотя и чрезвычайно волнительно. После сеанса такой медитации вы научитесь лучше понимать себя.
      • Вот несколько советов, которые вам пригодятся. По мере того как вы будете отвечать на ниже следующие вопросы, держите в уме ответы, которые вы давали на предыдущие.
      • "Слишком ли часто я критикую себя? Восхваляю себя?"
      • "Есть ли качества, которые мне нравятся или не нравятся в себе и в других людях?"
      • "Хочу ли я обладать определенными качествами, которые есть у других?"
      • "Хочу ли я быть личностью, которой являюсь?"

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания - формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека входит определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - замечал К. Маркс.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений , познание и переживание . Следовательно, сюда включены еще мышление и эмоции. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а эмоции - создание субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания эти формы и виды отношений синтезируются и определяют затем как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Рис. 4.1.

Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу - при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка проходит сложный, опосредованный путь. Психику младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную. С самого начала существует устойчивая ее связь с психикой матери. В пренатальный и в постнатальный периоды эту связь можно назвать психической (чувственной). Однако ребенок является сначала только пассивным ее элементом, воспринимающей субстанцией, а мать, обладающая психикой, оформленным сознанием, передает не просто психофизическую, но и оформленную благодаря сознанию информацию.

Другой момент - это сама деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и прочем организуются и удовлетворяются извне ее любовным отношением к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности детского организма и постепенно, любя отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития, как и материнства, уже присутствуют в человеческом обществе. Так любовью к ребенку мать как бы вытягивает его из органической реактивности, бессознательности и втягивает в человеческую культуру, в сферу сознания людей. 3. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка»; она «вкладывает» свою любовь (отношение) в его психику, поскольку материнский образ является для детских чувств и восприятия действительным центром всех актов, благ и неприятностей.

Следующий этап развития можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , когда он пытается поставить себя на ее место, подражать и уподобиться ей. Это представляет собой, по-видимому, первичное человеческое отношение, материнской любовью прорубленное для ребенка окно в культуру, начальный акт сознания.

Первичное отношение сознания (а не предметное) - это идентификация с культурным символом, поскольку мать выступает как культурный образец социального поведения, а ребенок всего лишь выполняет его. Такова отправная точка жизненного пути человека, развития сознания. И именно идентификация с символами культуры организует человеческое сознание, делает человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но реализация смысла культурного символа, образца влечет за собой активизацию рационализированного им слоя сознания, который может относительно самостоятельно развиваться благодаря рефлексии, анализу (мыслительная деятельность). В некотором смысле осознание противоположно рефлексии. Если оно постигает целостность ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит целое - например, ищет причину затруднений, анализируя ситуацию, исходя из цели деятельности. Таким образом, осознание - это условие рефлексии, но последняя, в свою очередь, необходима для более высокого, глубокого и верного понимания ситуации в целом.

Наше сознание в своем развитии связано со множеством идентификаций, но реализуются далеко не все. Эти нереализованные потенции и составляют то, что мы обычно обозначаем словом душа , которая есть по большей части несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания невозможно до конца реализовать и поэтому сознание периодически возвращается к себе.

Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания - осознавание невыполненного желания. Так круг развития замыкается, и все возвращается к своему началу.

Рис. 4.2.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

  1. Бытийное сознание (сознание, касающееся бытия), - это:
    • биодинамические свойства движений, опыт действий;
    • чувственные образы.
  2. Рефлективное сознание (сознание, касающееся сознания), включающее в себя:
    • значение;
    • смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения.

Смысл - субъективное понимание ситуации, информации и отношение к ней. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и требующейся двигательной программы. Способ действия должен вписываться в образ мира.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций - со смыслом (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности - с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков - с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание имеет отношение ко всем этим мирам и присутствует во всех них.

Центром сознания является сознание собственного Я. Сознание:

  • рождается в бытии;
  • отражает бытие;
  • творит бытие. Функции сознания:
  • отражательная;
  • порождающая (креативная);
  • регулятивно-оценочная;
  • рефлексивная (основная, она характеризует сущность сознания). В качестве объекта рефлексии может выступать:
    1. отражение мира;
    2. мышление о нем;
    3. способы регуляции человеком своего поведения;
    4. сами процессы рефлексии;
    5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного, поскольку значения и смыслы рождаются в нем. Выраженное в слове значение содержит:

  1. образ;
  2. операционное и предметное значение;
  3. осмысленное и предметное действие.

Слова не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые и выражаются посредством самого языка.

В зоне ясного сознания отражается малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Те из них, что попали в эту зону, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные также учитываются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Исследования психологов показали, что в зону ясного сознания попадают незамедлительно те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но, как только они будут найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

Эта непрерывная передача управления, дающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Первое привлекается к объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты, когда имеется недостаток информации. Недаром известный психиатр К. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться.

Типовые же, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно. Благодаря такому автоматизму сознание освобождается от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, которое остается непонятным как для самого человека, так и для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализовать.

Выделяют:

  1. подсознательное : те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом вернуться в него;
  2. собственно бессознательное : такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, - такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

В отечественной психологии сложился другой подход к анализу структуры сознания. Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия .

А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла выделялась биодинамическая ткань движения и действия .

В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа (рис.14).

Рис 14. Структура сознания (по В.П.Зинченко)

В.П. Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Дадим краткое описание каждого из компонентов структуры, как они представлены в работах А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко.

Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других - как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства. В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. «В значениях, - писал А.Н.Леонтьев, - представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой».

Смысл . Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.

Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл - это функ­ционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями. Смысл и создает пристрастность человеческого сознания.

Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях (глубоко интимный, психологически содержательный процесс; во всей полноте проявляется в художественном творчестве), извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуации или наделения ситуации смыслом . При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл - значит задержать реализацию программы действий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.

Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения . Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания.

Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. «Особая функция чувственных образов сознания, - писал А.Н.Леонтьев, - состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту... Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как суще­ствующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности».

Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации , в условиях монотонности, однообразия окружающего мира.

Депривация - лишение или недостаточное удовлетворение какой-либо важной психической потребности в течение достаточно длительного времени; наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы депривации.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными формами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга». В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл - это всегда смысл чего-то : образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

Текущая страница: 13 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 20 страниц]

2.2. Психологическая структура сознания

Сознание и бессознательное. Бытийный и рефлексивный слои сознания

Сознание и бессознательное

Сознание представляет собой многомерное образование. В ходе анализа сознания, в первую очередь описания практики сознания, мы выделили некоторые его составляющие компоненты (в частности, его бытийный и рефлексивный компоненты).

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит 3. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного. Есть предположение, что подобное структурирование сознания исчерпало свой объяснительный потенциал. В.П. Зинченко пишет, что, «несмотря на то что в этой структуре именно на подсознание ложится основная функция в объяснении целостного сознания, многим поколениям психоаналитиков не удалось нащупать удовлетворительных путей проникновения в подсознание» и в настоящее время речь идет о том, «чтобы найти новые пути к анализу сознания, когда подсознание и бессознательное вообще необязательны как средство (и тем более как главная цель) в изучении сознания»65
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 22.

Оригинальный подход к проблеме бессознательного был предложен В.В. Налимовым. Он высказывает предположение, что сознание человека погружено в особую, «внеприборную реальность», не охватываемую естественными науками, науками о пространственно-протяженных, объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической , в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.

Семантический мир – мир бессознательного – раскрывается в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, открывающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они становятся элементами, из которых строятся логические конструкты.

Разграничение бессознательного и сознательного – это противопоставление континуума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т. е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.

Сознательное и бессознательное – это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание.

Индивидуализированная форма «сознания вообще » – это структурированное , организованное самосознание , которое воспроизводится семантикой актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» – это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т. п.).

Сегодня обе формы сознания находятся под жесткой детерминацией семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира, лежащего в основе рационализма Нового времени. Символизм буквально экранирован знаковыми структурами сознания (в наибольшей степени обыденного сознания взрослого, в наименьшей – сознания ребенка, художника и т. п.).

Наше время – это время многообразных психосоциальных техник кодирования и оккупации сознания, техник безболезненного освобождения человека от ответственности перед собой, перед людьми, перед Абсолютными смыслами собственной жизни.

Так, психотехнические средства реализуются в пространстве индивидуального сознания и являются следствием несомненных достижений классической научной психологии. Строгое научное знание о глубинных психических явлениях и состояниях человека оказалось замечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого человека, сценирования чужой жизни в собственных целях. Достаточно вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники работы многочисленных колдунов и гадалок – все это и многое другое строится на фундаментальных знаниях о сознании современного человека.

К разряду психотехнических средств, несомненно, относятся разного рода суггестии и способы «промывания мозгов». Протезирование сознания бесчисленными слоганами («Ты этого достойна!», «Не дай себе засохнуть!», «Все будет Кока-кола!» и др.), софистика и демагогия, целевые фрустрации, магическое вменение веры, эзотерика и чародейство, психологическая дрессура под видом психотренингов также входят в этот арсенал. Этот список можно продолжать и продолжать.

В свою очередь социотехнические средства, инструменты социальной механики реализуются в пространстве общественной жизни; в частности, в дни политических акций – выборы, демонстрации, референдумы – они обычно именуются «грязными политтехнологиями». Главный ориентир подобных технологий – это манипуляция социальными пристрастиями и бессознательным, полевым поведением той или иной группы населения. Результатом оказывается своеобразная социальная невменяемость , анестезия нашей чувствительности к социальным противоречиям, которая обеспечивается переводом ответственного самоопределения личности в пространства приватной жизни – в клубные, бытовые, досуговые пространства.

К разряду социотехнических манипуляций можно отнести пропаганду идеологем на злобу дня, блокаду рефлексии по отношению к целям и способам их достижения, сокрытие замысла и двойной стандарт, подмена ценностей, создание ситуаций ложного выбора, снятие личной ответственности и одновременно шантаж неизбежностью и т. д. и т. п.

Поэтому сегодня требуется особая практика по формированию необыденных, рефлексивных состояний сознания, чтобы иметь возможность входить в символическое (ценностно-смысловое) пространство нашего мира, которое становится своеобразной защитной, иммунной системой нашего «духовного организма».

Бытийный и рефлексивный слои сознания

В отечественной психологии разрабатывался другой подход к анализу структуры сознания. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.

А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П. Зинченко66
См.: Зинченко В.П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 3; Он же. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.

В сознании помимо чувственной ткани, значения и смысла выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа (см. рис. 8).



Рис. 8. Структура сознания (по В.П. Зинченко)


В.П. Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший – низший», «главный – подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Дадим краткое описание каждого из компонентов структуры, как они представлены в работах А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко.

Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других – как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства. В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. «В значениях, – писал А.Н. Леонтьев, – представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой»67
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. С. 141.

Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознаниями к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда личностно. Сознание есть не только знание, но и отношение.

Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями, эмоциями и чувствами.

Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях (глубоко интимный, психологически содержательный процесс; во всей полноте проявляется в художественном творчестве), извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуации или наделения ситуации смыслом. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл – значит задержать реализацию программы действий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.

Биодинамическая ткань – это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания68
См.: Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972.

Чувственная ткань образа – это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т. д.), из которых строится образ. «Особая функция чувственных образов сознания, – писал А.Н. Леонтьев, – состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту… Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности»69
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. С. 134.

Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации , в условиях монотонности, однообразия окружающего мира.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.И. Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными формами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга»70
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 27.

В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл – это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

2.3. Самосознание как сознание собственной самости

Самопознание, самооценка , самопринятие как проекции самости. Понятие о механизмах психологической защиты

Самопознание, самооценка, самопринятие как проекции самости

Предыдущее изложение строилось на различении бытия (онтологии) сознания и сознания бытия (практики сознания). Необходимость подчеркивания бытийного статуса сознания связано с тем, что в философско-психологической литературе сознание часто отождествляется с самосознанием. Самосознание при этом понимается как отношение к действительности, т. е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная «очевидность» сознания стала возможной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание – настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.

Сознанию присущ статус бытия: оно есть в практике реальной жизни и для целей этой жизни. Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек.

Основная психологическая задача состоит в анализе процесса развития индивидуального сознания, процесса становления рефлексивного сознания. Как предмет собственно психологического анализа сознание выступает в форме практики сознания. Практика сознания есть процесс овладения сознанием, преодоление полной поглощенности текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание , или сознание самости . Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как в разной степени и глубины осознание самости , собственной субъективности . Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание , как самооценка , как самоконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается, во-первых , в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых , при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т. п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и при восстановлении в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т. п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я». «Образ Я» определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. В психологических исследованиях «образа Я» выделяют несколько автономных, формальных характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути.

Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифференцированности , измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств; при этом чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания.

Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различаться и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних «образ Я» в центре сознания, у других – на периферии), и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие – социальным, третьи – духовным.

В-третьих, это степень внутренней цельности , последовательности «образа Я». Он может отличаться внутренней согласованностью либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом себе. Противоречивость, непоследовательность «образа Я» вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

В-четвертых, это степень устойчивости «образа Я» во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.

Общим знаменателем, интегральным измерением Я выступает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека71
См.: Джемс У. Психология. М., 1991. С. 91.

Самоуважение = Успех / Притязания

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Понятие о механизмах психологической защиты

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, хотя, как правило, и неосознаваемую функцию самосознания. Одним из ведущих способов поддержания и сохранения данного уровня являются механизмы психологической защиты, которые, как правило, связаны с невротическими нарушениями в личности. Среди психологов бытует характерная поговорка: подлинно профессиональный психолог не может быть невротиком, он может быть лишь несчастным человеком. Профессиональный психолог всегда может (должен) «посмотреть правде в глаза», а не выстраивать заслоны, чтобы ее не видеть.

Защитные механизмы срабатывают в условиях конфликта одинаково сильных, но противоположно направленных стремлений личности, вызывающих «возмущения» в системе ее мотивации. Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».

Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других. «Механизм психологической защиты, – пишет Р.М. Грановская, – связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты»72
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. С. 271.

Однако психологическая защита носит по преимуществу деструктивный характер, так как, поддерживая привычный уровень самоуважения, она блокирует адекватную оценку реального положения дел в социальной среде и в своем внутреннем мире, лишает человека воли, мужества и ответственности перед собой и другими.

Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери – А. Фрейд. В психоанализе были выделены такие механизмы, как отрицание, вытеснение, проекция, регрессия и др. Опишем наиболее часто «работающие» психологические механизмы защиты – как выявленные в психоанализе, так и описанные другими исследователями73
Описание механизмов психологической защиты представлено на основе материалов работ: Василик Ф.Е. Психология переживания. М., 1984; Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988; Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978 и др.

(рис. 9).



Рис. 9. Механизмы психологической защиты


Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания – «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т. п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса». Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.

Вытеснение – механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные для нас факты легко забываются. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, катастрофическое сообщение вытесняются и маскируются другими содержаниями, приемлемыми для самого субъекта. Например, мать, получившая извещение о гибели сына, убеждена, что такого извещения она не получала, она не помнит об этом. Наоборот, готова рассказывать, где сейчас ее сын, чем он занимается и т. д.

Проекция – процесс переноса собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, другому лицу. Подмечено, что скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный – жестокость и т. п. Человека, постоянно приписывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация – защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, овладения желательными, но отсутствующими у индивида свойствами и качествами. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации с ними. Из практики воспитания известно, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь – с матерью.

Регрессия – защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях – яркий феномен регрессии.

Реактивные образования – защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Безотчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. И напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения. Педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы «прочитывают» чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.

Рационализация понимается как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Этот механизм еще называют «зелен виноград» (по известной басне И.А. Крылова «Лисица и виноград»).

Замещение – защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью. Например, одна испытуемая в опытах психолога Т. Дембо после длительных неудач в решении экспериментальной задачи, состоящей в набрасывании колец на бутылки, вышла, расплакавшись, за дверь и в сердцах нацепила все кольца на вешалку.

Изоляция , или отчуждение, – обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Явления «раздвоения (расщепления) личности» могут быть связаны с такой защитой.

В заключение отметим, что работа с сознанием, в том числе преодоление психологической защиты в случаях, когда они препятствуют формированию адекватной самооценки и самосовершенствованию личности, составляет центральный предмет психотерапевтической практики. С полным основанием сказанное можно отнести и к педагогической практике.

Итогом этого курса, по мнению авторов, является зачаток навыка по созданию и развитию слабых и спящих зон сознания. Утилитарность этого навыка заключена в нескольких основных применениях. Первое, радикальное расширение творческих способностей. За счет умения создавать новые смыслы напрямую, без привычных ассоциативно-структурных знаний. Этот навык позволяет выходить за рамки привычных траекторий действий. Второе, это способность к дифференцировке зон сознания отвечающих за тот или иной навык прямым действием. Это позволяет ускорить процессы обучения тем навыкам, зоны которых развиваются в этой практике.
Исходя из этого, рекомендации касаются именно этих аспектов.
Основная рекомендация, практика создания нового, на первоначальных этапах должна быть системной. Это связано с тем, что получение сложных содержаний, требует хорошего владения техникой. Таким образом, задача по развитию зоны сознания решается следующим образом: регулярно делаются упражнения, результатом которых должно стать создание новых форм и смыслов. Т.е. буквально, несколько раз в неделю, делаются рабочие сессии, результатом которых должно стать новое знание. Постепенно, развитая зона начнет принимать участие в процессах жизнедеятельности автоматически. Вторым этапом является приложение этой развитой зоны к конкретным действиям. Т.е. развитая зона должна нагружаться деятельностью. Смыслы, полученные из неё необходимо фиксировать в конечных формах.
Нужно понимать, что слабо развитые зоны, либо сложные смыслы могут требовать достаточно много ресурса времени активности. Нужно относиться к этому с пониманием, и методично, целеустремленно совершать необходимые действия.
Если у практика нет своих собственных задач, можно предложить, для примера, развить 4-х мерное пространственное воображение. Эта задача может послужить хорошим тренажером для овладения методикой.
Еще приведем пару примеров, как работать с этой методикой.
Мы решили поставить навык рисования.
В процессе занятий активируем смысловую зону. Делаем её максимально интенсивной. На максимальной интенсивности переходим к реальным действиям. Т.е. берем и начинаем рисовать. Наблюдая, как в результате этой деятельности исчерпывается интенсивность. Насыщаем интенсивностью. Когда интенсивность спадает, откладываем занятие до следующего раза. На следующий день продолжаем. Когда, в рамках процесса обучения, мы пользуемся учебниками и выполняем задания из них, то делать это лучше в процессе максимальной включенности загружаемой зоны сознания. Этот способ действия можно прилагать к любым навыкам.
Теперь пример на корректировку поведенческих стереотипов. Это один из часто встречающихся запросов, поэтому мы его тут рассмотрим.
Садимся, интенсифицируем поведенческую зону, и заставляем её порождать смыслы, которые мы разворачиваем в формы, стремясь создать такие смыслы и формы, которые будут социально приемлемыми, но не входящими в наши стереотипы поведения. Социально приемлемая форма – это техника безопасности, чтобы не впадать в эпатаж, который часто заменяет собой гибкость поведения. Т.е. задача создать не компенсирующее поведение, а адекватное ситуации, эффективное, но не попадающее в наше обыденное действие. После этого, нужно созданные формы поведения применить. Этап применения важен, что бы закрепить сделанное. Нужно помнить, что первоначальные действия в зоне неуверенности приводят к большим затратам энергии, но постепенно, по мере развития, это проходит.
Третий пример будет о серьезных изменениях в жизни. Смысловая работа позволяет выстроить конструктивный подход к собственной жизни. Можно активировать смысловые зоны, которые отвечают за жизнь в целом. За её проявления, за эффективность. Активация этой смысловой зоны, приводит к тому, что появляется знание о том, как надо дальше жить и действовать. Интересно то, что это знание рождается с достаточно глубоких слоев личности. Там можно обнаружить свою естественную мотивацию, ту, которая не опосредована культурными нормами и прочим. То, что называют термином «Найти себя». Сложность этого применения заключается в том, что развертка смыслов из этой зоны превращается в реальные действия, которые делаются в жизни. Это требует дополнительного ресурса активности и воли. Здесь можно рекомендовать выделение особых зон времени, когда совершается воплощение этих смыслов, открытых из смысловых зон «Я». Этот третий пример, самый интересный и наиболее полезный в плане приложения курса.

Поделиться: