Человек качается из стороны в сторону. Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос

20-07-2011, 09:42

В этой статье речь пойдет о втором приеме снятия психического и физического напряжения по Бейтсу. Хочу сразу отметить, что в книге будет описано всего четыре основных приема расслабления, оставленных нам Бейтсом. Все они основаны на классическом их описании, данном самим автором приемов, с использованием интерпретаций, оставленных его последователями, а также наработками, полученными в ходе моей десятилетней практики.

Кстати, нумерация и последовательность приемов настолько отличаются в разных источниках, что я давно уже использую свою. И мне кажется, что она наиболее логична, удобна и проста для усвоения, ибо одно естественно вытекает из другого. И так же, как в пальминге, в данном приеме есть множество способов его использования и модификаций. Далее излагаются различные варианты второго приема снятия напряжения по Бейтсу.

1. Медвежьи покачивания

Обычно я не даю описания этого приема в своих методических пособиях, а просто прошу кого-нибудь из слушателей встать и изобразить, как ведет себя медведь в клетке. Правильно, ноги на ширине плеч, корпус слегка наклонен вперед, руки свободно висят вдоль тела. В таком состоянии плавно переносим вес тела с одной ноги на другую, голова и тело монотонно покачиваются справа налево. Через некоторое время вы войдете в некое состояние прострации, расслабленности и отрешенности, если, конечно, упражнение выполняется правильно.

Кстати, а почему таким образом ведут себя медведи в клетке, и не только они? Должно быть, многие наблюдали в зоопарке, как с бесконечным однообразием мечутся туда-сюда хищники, особенно мелкие, как мотают равномерно хоботом и головой слоны, как раскачиваются на ветках мартышки.

Животные таким образом, я думаю, защищаются от мощного стресса, каким являются для любого живого существа несвобода, ограниченность пространства и нехватка движений. Создавая иллюзию перемещений, животные и успокаиваются, и борются с гиподинамией. Удивительно, что дети в детдоме тоже частенько покачиваются и сидя, и стоя, и вправо-влево, и вперед-назад... А московский доктор X. Алиев специально использует этот прием как наилучший способ введения человека в транс.

Качаться люди начинают порой бессознательно
- например в состоянии сильного горя, в момент глубоких душевных переживаний. Вспомните, как ведут себя женщины у гроба близкого человека: голосят, причитают и монотонно раскачиваются. Почему? Опять же, видимо, идет подсознательная защита тела от чрезмерных переживаний. Не зная того, люди в таком состоянии выходят на действия, включающие механизм саморегуляции и самобалансирования.

Как включается этот механизм? Как ни странно, через глаза и мозг. Одни и те же картины, проплывающие множество раз перед глазами, посылают в мозг сигнал - разглядывать ничего не нужно, все время видим одно и то же, одно и то же. Через зрительные анализаторы снимается возбуждение нервов сетчатки, они притираются, притупляются и расслабляются. Через периферическую нервную систему раслабление проводится в центральную нервную систему. Таким образом, снимается напряжение и с глаз, и с тела, и со всей психоэмоциональной сферы.

Между прочим, подвешивание к потолку люльки для покачивания ребенка было, как видим, достаточно мудрым решением. Сейчас родители вынуждены качать ребенка в коляске или на руках. И зачастую многие даже не задумываются, почему после этого ребенок лучше засыпает.

2. Пальцевые повороты

Поставьте палец перед носом на уровне глаз и мягко поворачивайте голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него, пока не появится иллюзия движения. Еще быстрее иллюзии движения пальца можно добиться, если приставить основание пальца к кончику носа и делать три поворота головы с закрытыми, три - с открытыми глазами.

Поставьте ладонь с растопыренными, как частокол, пальцами перед глазами и поворачивайте голову, то закрывая, то открывая глаза, смотря при этом сквозь пальцы, как сквозь дырки в заборе.

Упражнения выполняются по 20-30, а лучше даже по 40-50 раз утром и вечером, а также по мере усталости глаз.

Можно выполнять любой из понравившихся вам вариантов пальцевых поворотов, можно использовать вместо пальцев ручку, свечу или другой предмет, поставленный перед носом на уровне глаз. Главное -добиться ощущения, что палец двигается, а вы сохраняете комфортное, расслабленное состояние.

Для чего это нужно? Вспомните, мы говорили уже о бессознательных перемещениях глаз на уровне нервных клеток сетчатки. Они настолько быстрые, что добиться нужной скорости их подвижности сознательным путем невозможно. Так вот, когда вы добьетесь ощущения иллюзии движения пальца или руки в противоположную от поворота головы сторону, знайте: скорость перемещения нервов сетчатки составляет сейчас 70-120 раз в секунду. То же происходит с мнимым раскачиванием "частокола" и любой другой вертикальной поверхности.

Делайте этот прием как можно чаще, ведь он идеально снимает напряжение и застой не только с глаз, лица, шеи, но и буквально с каждой клеточки нашего тела. Этот прием - прекрасная профилактика шейного остеохондроза и великолепное средство от головной боли. Правда, для снятия головных болей нужно выполнять повороты 10-20 минут. Не забывайте только о правильной позе, свободном дыхании и помните как только вас слегка затошнило или закружилась голова, значит, вы начали прилипать взглядом к пальцу. Лучшим средством снятия подобного дискомфорта является попеременное закрывание и открывание глаз через каждые 3-4 поворота и повторение про себя фразы "Палец пошел влево, палец пошел вправо" и т. д.. Палец тут же задвигается в противоположном направлении, а тошнота пройдет.

3. Большие повороты

Встаньте лицом к окну, ноги на ширине плеч. Поворачивайте голову и корпус вправо и влево, перенося вес тела с одной ноги на другую в ритме медленного вальса. Можно напевать при этом мелодию вальса или считать количество поворотов. Для достижения нужного чувства комфорта и расслабления рекомендуется сделать 60-100 поворотов утром и вечером. Быстрее иллюзии движения окна можно достигнуть, повторяя про себя: окна проходят вправо, теперь влево…

Важно при этом смотреть не на окно, а на мир, проплывающий за окном, чтобы не прилипать взглядом к чему-то одному.

Почему нужно делать именно столько поворотов?
Дело в том, что до 60-го поворота достигается только нужный уровень расслабления, а в пределах от 60-го до 100-го поворота вы уже наслаждаетесь состоянием комфорта и релаксации. И, несмотря на то что упражнение отнимает всего 2-3 минуты, результаты его применения поразительны. Такие перемещения развивают гибкость позвоночника, нормализуют функцию внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта). Но главное - они способствуют возбуждению той самой своеобразной фиксации глаз с частотой 70 и более раз в секунду. И даже если вы не чувствуете этого, гарантией того, что эти движения осуществляются, будет кажущееся движение окон или других предметов во время выполнения поворотов.

"Все эти варианты покачиваний предназначены прежде всего для того, чтобы человек начал осознавать видимые движения внешних объектов и с их помощью стимулировал состояние свободной подвижности в своем сенсорном аппарате и контролирующем разуме. Благодаря покачиваниям и поворотам разум осознает движение и проникается к нему симпатией, что позволяет, в свою очередь, разрушить привязку к пристальному взгляду и автоматически приводит к перемещению внимания и зрительного центра.

При этом разум в этом приеме абсолютно пассивен и безразличен к проплывающему мимо нас миру за окном. Он не участвует в действии, не отбирает и не воспринимает. Идет лишь чистое ощущение - организм "берет отпуск" от своего собирательного "я"" , - пишет по этому поводу писатель Олдос Хаксли.

"Такой отпуск от самого себя, - продолжает автор, - весьма успокаивает. Более того, поскольку именно сознательное "я" ответственно в основном за слабое зрение, это временное подавление самости крайне полезно для разрушения старых привычек неправильного использования глаз и закладки фундамента под создание новых и лучших. При поворотах сенсорный аппарат временно сбрасывает зависимость от разума, неправильно использующего его, и заново учится функционировать в условиях свободной и ненапряженной подвижности ".

Используйте теперь любые способы для осознания постоянной подвижности, "плавучести" мира. Обращайте внимание на приближающиеся и удаляющиеся деревья, дома, фонари, столбы, светофоры и т. п. Поворачивая голову внутри помещения, подмечайте, как перемещаются ближние предметы относительно дальних. Осознавая кажущиеся подвижности окружающего мира, вы увеличиваете подвижность глаз и разума, создавая таким образом условия для лучшего зрения.

Помните, что покачивание имеет первостепенную важность не только в восстановлении зрительной функции, но и для нормализации нашего психического состояния. Это наилучший прием снятия любого вида напряжения, поэтому выполняйте его как можно чаще, а уж утром и вечером - обязательно.

Причем характерно, что если утром это дает пробуждение всему организму, включает защитные ресурсы и дает заряд спокойствия на целый день, то вечером покачивания, напротив, снимают напряжение, расслабляют и позволяют легко заснуть. Я знаю множество людей из числа своих соратников и знакомых, кто с помощью этого простого приема избавился от бессонницы, перестал просыпаться по ночам, стал лучше высыпаться и мог даже проспать подъем.

4. Пальцы - веером

Не одним способом великолепного расслабления является монотонное раскачивание ладоней перед собой по принципу вперед-назад. Для этого нужно прикрыть один глаз повязкой или ладонью, как в пальминге, чтобы не было просветов и ничего не давило на лицо и веки. А вторую ладонь следует расположить перед собой на уровне переносицы так, чтобы центр ее приходился прямо напротив открытого глаза. При этом рука расположена параллельно полу, а пальцы оказываются перед закрытым глазом. Теперь мягко и легко машите (то приближая, то удаляя) плоскостью ладони перед открытым глазом, держа ее так непринужденно, как будто делаете ритмичные движения веером.

Повторите упражнение 20-30 раз, а затем прикройте рукой или повязкой другой глаз и проделайте то же самое другой рукой.

В силу того что смотрение на знакомую нам с детства ладонь не требует от нас никакого физического напряжения, мы ее не боимся, происходит непроизвольное мышечное и психическое расслабление: четыре натянутые прямые мышцы глаз выходят из спазмированного состояния, и глаза будут легко удлиняться. А это состояние, как известно, идеально для работы на близком расстоянии, вот почему это упражнение часто рекомендуют для дальнозорких людей.

Вы можете найти и использовать множество других способов перемещений, поворотов и раскачиваний, описанных в книгах и придуманных вами. Вреда все они принести не могут. Только пользу.

Стереотипные двигательные расстройства (ранее использовался термин патологические привычные действия) – бесполезные повторяющиеся, иногда ритмические, движения, которые человек совершает произвольно. Повторяющиеся действия, как правило, выполняются с удовольствием. Попытки прервать или запретить привычные движения вызывают гнев и сопротивление.

К стереотипным двигательным расстройствам относят:

  • покачивание тела;
  • качание головой;
  • биение головой;
  • накручивание волос;
  • обкусывание ногтей;
  • сосание пальца;
  • онанизм или мастурбацию;
  • взмахи рукой;
  • манерные щелчки пальцами;
  • теребление ушных раковин;
  • ковыряние в носу;
  • ковыряние кожи;
  • удары по лицу;
  • кусание губ;
  • кусание рук;
  • тыканье глаз.
Данные стереотипные движения могут иметь различные варианты, возникать по одному (обкусывание ногтей) или сочетаться с другими привычными движениями (накручивание волос и кусание губ).

Стоит учесть, что не все вредные привычки являются психическим расстройством. Существуют четкие признаки, которые указывают на то, развилось расстройство и человек нуждается в лечении. Они будут описаны в соответствующих разделах статьи.

У детей повторяющиеся действия чаще являются самостоятельным расстройством. Навязчивые действия, впервые возникшие во взрослом возрасте, указывают на болезнь (чаще невроз). Связаны ли стереотипные двигательные расстройства, с какой-либо неврологической или психической патологией, может определить невролог или психиатр.

Особенности стереотипных двигательных расстройств:

  • Характерны для детей. Возникают преимущественно в детском возрасте, часто до года;
  • В 80% случаев дети избавляются от них даже без лечения до 12 лет;
  • В большинстве случаев расстройства безобидны, но иногда наносят вред здоровью. Они могут стать причиной воспалительных процессов на коже, гематом, неправильного прикуса при сосании пальца.
Распространенность . По разным данным от них страдают от 20% до 83% детей. Количество мальчиков и девочек примерно одинаковое. Однако некоторые вредные привычки больше присущи определенному полу. Например, девочки чаще сосут палец, теребят и выдергивают волосы, а мальчики грызут ногти.

Механизм развития стереотипных двигательных расстройств вызывает споры. Считается, что в его основе лежит болезненная фиксация произвольных действий, характерных для детского возраста. Например, у детей развит сосательный рефлекс, поэтому в первые месяцы после рождения все дети сосут палец. У некоторых детей по какой-то причине это действие закрепляется в психике и становится привычным. Другие же довольно быстро перерастают сосательный рефлекс, и привычка не формируется.

Интересно, что аналоги «вредных привычек» есть у наших ближайших родственников – человекоподобных обезьян. Они обкусывают ногти, перебирают шерсть, ковыряют кожу, сдирая гнойнички, ковыряют в носу. У приматов эти действия являются частью инстинкта самосохранения и служат для предупреждения распространения инфекций .

То, что подобные привычки наблюдаются у человекоподобных обезьян, у представителей всех народов, независимо от места проживания, культурных и религиозных особенностей, а также наличие их аналогов в эмбриональном периоде указывает на их генетическую запрограммированность. Данные действия были необходимы для выживания вида, но сейчас почти утратили свое значение и считаются выходящими за рамки социальных норм.

Роль стереотипных движений .
Существует несколько теорий, которые объясняют, почему стереотипные навязчивые действия не исчезли в процессе развития человечества. Считается, что они выполняют определенную роль:

  • Являются естественными этапами психологического и сексуального развития – сосание пальца, детский онанизм. Эти вредные привычки помогают удовлетворить потребности, актуальные для ребенка на данном этапе развития;
  • Служат для стабилизации эмоций и успокоения – сосание пальца. Помогает вернуть душевное спокойствие, чувство защищенности, которое ребенок ощущал у материнской груди;
  • Стимулируют развитие функций мозга – ритмичное покачивание головой или телом. Ритмическая стимуляция ускоряет созревание определенных отделов мозга;
  • Являются самостимулирующими формами поведения , когда действие помогает думать и сосредоточить внимание – грызение ногтей;
  • Воздействуют на сенсорный анализатор, улучшая его работу – создавание и слушанье звуков, при щелчках пальцами.
Исходя из этих теорий, привычные действия могут быть полезны в раннем детстве. Проблема появляется, если они закрепляются в поведении надолго и вытесняют другие виды деятельности.

Как избавиться от стереотипных движений?
Самым действенным подходом является поведенческая терапия (очно или по скайпу), гипнотерапия, аутотренинг и отвлекающие меры (прогулки, эспандер, спинер, четки). Реже используется лечение медикаментами. Если стереотипные движения являются симптомом болезни, то избавиться от них поможет лечение основного заболевания.
В этой статье мы рассмотрим 5 основных форм патологических привычных действий:

  1. Яктация – раскачивание и другие ритмичные движения телом или головой;
  2. Хейломания – сосание пальца;
  3. Онихофагия – грызение ногтей;
  4. Мастурбация в детском возрасте – детский онанизм;
  5. Трихотилломания – выдергивание волос.

Яктация

Яктации – стереотипное ритмичное раскачивание или биение головой. Ребенок может раскачивать головой или туловищем в положении сидя или стоя, может ритмично перекатываться со спины на бок или биться головой о стену или кроватку.

Чаще всего раскачивание проявляется перед засыпанием и после сна. Реже во время дневного или ночного сна. Ритм качания может быть различным, иногда он соответствует частоте дыхания, сердечных сокращений или энцефалографических ритмов засыпания. Ритм может меняться в зависимости от степени возбуждения ребенка.
Покачивания и биение головой начинаются у детей в 5-8 месяцев. Если стереотипные движения не связаны с заболеванием, то они самостоятельно исчезают до 5-ти лет. Очень редко они сохраняются у подростков или взрослых.
Покачивание головой у мальчиков встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.

У детей до года раскачивания перед сном – это вариант нормы. Таким образом ребенок себя укачивает, ускоряя засыпание и тренирует свой вестибулярный аппарат и другие структуры мозга. Ритмичные покачивания, звуки или образы улучшают работу мозга: повышают скорость обработки информации, облегчают процесс принятия решения, позволяют быстрее реагировать. Это самая распространенная причина, по которой здоровый ребенок вращает головой или бьется ею о прутья кровати или другие предметы. Но если яктации продолжаются дольше 2-х недель, то стоит проконсультироваться с детским неврологом.

Причины

Причиной яктации считается нарушение равновесия процессов возбуждения-торможения в головном мозге. При этом в подкорковых центрах преобладают процессы возбуждения, а в коре – торможения. К появлению дисбаланса приводят следующие факторы:
  • Психологические :
  • Потребность в ритмической стимуляции , которая провоцирует ребенка совершать колебания. Повторяющиеся ритмичные действия способствуют дозреванию функций мозга.
  • Стрессы . Конфликты между членами семьи и другие ситуации, вызвавшие у ребенка сильный испуг.
  • Чрезмерная строгость родителей . У детей старше года раскачивание тела становится протестом против запретов. Яктация может возникнуть в семье, где мать не берет младенца на руки, не реагирует на его плач. Колебания – это ответ на дефицит внимания, эмоционального или физического контакта.
  • Дефицит двигательной активности . Раскачивания начинаются, если ребенка недостаточно выкладывают на живот, не разрешают сидеть, когда навык уже развился. Что бывает, при дисплазии тазобедренных суставов и других патологиях.
  • Социальные . Яктации часто бывают у детей, воспитывающихся в домах малютки или в ситуации, когда мать вынуждена надолго оставить ребенка.
  • Неврологические. Раскачивание может быть последствием:
  • кислородного голодания мозга;
  • повышенного внутричерепного давления, возникшего в результате родовой травмы.
  • Психические заболевания , проявляющиеся, помимо других симптомов, и навязчивыми колебаниями:
  • умственная отсталость.
  • Другие заболевания.
  • дефицит витамина D и риск развития рахита;
  • повышенный мышечный тонус;
  • заболевания, сопровождающиеся болью в деснах, ушах, голове, шее.
Яктации иногда появляются у ребенка при осваивании нового навыка (сидения, ползанья, приучения к горшку). Они часто бывают при прорезывании зубов, во время болезни, сопровождающейся сильной болью (отит, травма). В 90% случаев ритмические движения не становятся привычкой, а исчезают, когда проходит вызвавшая их ситуация.

Симптомы

Яктации могут принимать следующие формы:
  • Раскачивание всем телом. Может выполняться стоя или сидя, спереди назад или из стороны в сторону. Например, ребенок стоит, опираясь на перила кровати, и раскачивается всем телом.
  • Ритмичное покачивание головой . Ребенок может раскачивать головой лежа на животе, сидя или стоя. Двигательным расстройством не считается, когда ребенок «клюет носом» из-за слабости мышц шеи в первые месяцы жизни.
  • Раскачивание в «борцовском мосте» . Ребенок совершает ритмичные движения, выгнув спину, опираясь на голову и пятки.
  • Кручение головой. Ритмичное вращение головой по кругу или из стороны в сторону.
  • Биение или трение головой о вертикальную или горизонтальную поверхность. После ударов головой на теле ребенка остаются синяки и гематомы.
  • Ритмичное перекатывание со спины на живот или с боку на бок.
  • Покачивания на четвереньках. Ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед-назад.
  • Складывания и присаживания. Ребенок наклоняет туловище к ногам, складываясь под углом 90 градусов, или присаживается, сгибая ноги.
Скорость покачиваний может доходить до 30 раз в минуту. Раскачивания продолжаются от нескольких минут до 6-ти часов. Они происходят непрерывно или сериями по 5-10 раскачиваний. Иногда движения прекращаются, если ребенка укладывают на спину, но вскоре возобновляются.
При стереотипном двигательном расстройстве ребенок совершает движения молча. Если во время раскачивания он хнычет или кричит, это может свидетельствовать, что малыш страдает от боли.

К какому врачу обращаться

Если ребенок ритмически качает головой или туловищем, бьет головой о пеленальный стол или перила кровати, то необходимо обратиться к неврологу, психоневрологу. При появлении такой проблемы у взрослого необходима консультация психиатра.

Диагностика

Диагностика базируется на описании симптомов родителями и наблюдении за ребенком.
1. Опрос матери дает информацию о причинах появления расстройства и выраженности симптомов. Врача интересует:
  • Как протекала беременность?
  • Какое было психологическое состояние матери во время беременности?
  • Был ли токсикоз , угроза выкидыша, гипоксия плода?
  • Не было ли осложнений во время родов?
  • Как ест и спит ребенок?
  • Соответствуют ли его навыки возрасту: когда начал держать голову, сидеть, ползать?
  • Есть ли другие неврологические симптомы: дрожание подбородка, кистей, таращенье глаз. Наблюдаются эти признаки в покое или при плаче.
Сбор анамнеза при других стереотипных двигательных расстройствах происходит по той же схеме.
2. Дополнительные исследования
  • Нейросонография (УЗИ головного мозга) – проводится детям до года. Позволяет выявить дефекты мозга, признаки повышенного внутричерепного давления (расширенные желудочки мозга).
  • МРТ или КТ могут потребоваться для выявления патологий мозга – аномалии развития сосудов, гематомы, новообразования.
Когда необходимо лечение. Симптомы стереотипного двигательного расстройства, при которых поведение выходит за рамки нормы и требуется лечение:
  • Учащение или увеличение продолжительности эпизодов раскачивания;
  • Появляются новые способы раскачивания – в положении сидя, стоя, с боку на бок;
  • Возврат к раскачиванию после 3-хлетнего возраста;
  • Ребенок продолжает раскачивание, если его берут на руки, туго пеленают, баюкают;
  • Невозможно отвлечь ребенка от раскачивания игрушкой или другим способом;
  • Ребенок активно протестует, когда ему мешают раскачиваться: плачет, кричит, отказывается от еды, не может заснуть;
  • Ребенок получает удовольствие от этого занятия, несмотря на боль от ударов головой;
  • Появление других стереотипных двигательных расстройств: грызения ногтей, онанизма, вырывания волос;
  • Появление четкой последовательности совершаемых действий: сначала раскачивание стоя, затем сидя, затем биение головой. Если такой ритуал повторяется каждый раз и без изменений;
  • Сочетание раскачивания с другими неврологическими расстройствами: невропатия, задержка угасания рефлексов.
Если данные симптомы отсутствуют, то раскачивание является привычкой. Оно пройдет самостоятельно.

Лечение навязчивого раскачивания

Для лучшего терапевтического эффекта в лечении навязчивого раскачивания желательно совмещать психотерапию и меры, которые принимаются для улучшения психологической обстановки в семье. Причем старания родителей играют решающую роль.
  1. Психотерапия
Семейная психотерапия
Работа медицинского психолога со всеми членами семьи, особенно с матерью. На занятиях специалист расскажет, как улучшить эмоциональную атмосферу в семье, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, какие меры предпринять. В большинстве случаев систематического выполнения его указаний достаточно для выздоровления.
Гипносуггестивный метод (гипнотерапия)
Пациента вводят в состояние гипноза, в котором он становится более внушаем. С помощью словесных формул гипнотерапевт проводит внушение, цель которого нормализовать работу нервной системы, устранить страх и тревогу, а затем запрограммировать нормальное поведение. Метод используется для лечения детей старше 5-ти лет. Может потребоваться 5-15 сеансов.
  1. Медикаментозное лечение
Группа препаратов Представители Механизм лечебного действия
Ноотропные препараты Ноофен, Глицисед Улучшают питание мозга, оказывают успокаивающий эффект. Устраняют излишнее возбуждение. Улучшают умственную работоспособность.
Лекарственные средства, улучшающие мозговое кровообращение Циннаризин Улучшает мозговое кровообращение. Уменьшает чувствительность мозга к нехватке кислорода. Снижает возбудимость отдельных структур мозга.
Гомеопатические средства Тенотен, Нервохель, Нотта Повышают стрессоустойчивость, успокаивают. Ускоряют дозревание структур головного мозга.
Подбор препарата и дозы должен осуществлять опытный детский психоневролог. Неправильное применение лекарств может усугубить проблему.
Некоторые специалисты считают, что при навязчивом раскачивании прием медикаментов не требуется.
  1. Что могут сделать родители
  • Устранить психотравмирующую ситуацию , которая могла вызвать расстройства.
  • Проводить больше времени с ребенком : говорить, петь, читать, носить на руках, обнимать, делать расслабляющий массаж. Это отвлечет его от раскачивания и через несколько недель ребенок забудет о своей привычке.
  • Спать с ребенком в одной кровати . Совместный сон успокаивает ребенка, снижает уровень страха и тревоги.
  • Укачивать перед сном . Так вы лишите ребенка возможности раскачиваться самостоятельно.
  • Сократить время просмотра телевизора, использование планшета и других гаджетов, поскольку быстрая смена картинок чрезмерно стимулирует нервную систему ребенка.
  • Посещать бассейн . Для детей до года возможно плаванье в ванной;
  • Минимизировать стрессы и сильные эмоции , в том числе и положительные. В спокойной обстановке восстановится баланс торможения и возбуждения.
  • Качели, ритмичная музыка могут стать внешним источником ритмической стимуляции и заменить раскачивания.

Хейломания – сосание пальца



Хейломания
– расстройство, проявляющееся навязчивым сосанием пальца. Это самая распространенная привычка детей первого полугодья жизни, которая появляется еще во внутриутробном периоде. Так младенец удовлетворяет сосательный рефлекс и успокаивается. Со временем этот рефлекс угасает, и процесс сосания приносит ребенку все меньше удовольствия.

Привычка сосать палец появляется с 3-х месяцев, когда ребенок уже может попасть рукой в рот. Этот процесс напоминает сосание материнской груди. Ребенок вспоминает о пальце, когда голоден и это считается нормой. Сосание пальца после 4-х лет является плохой привычкой или стереотипным расстройством. Ребенок может продолжать сосать палец до 13-14 лет. У взрослых эта привычка может приобрести другие формы: обкусывание ногтей, курение , жевание соломинки.

Распространенность. У детей до года достигает 80%, чаще у малышей на искусственном вскармливании. У половины из них вредная привычка пропадает к году, еще у части детей она прекращается к 5-ти годам. У младших школьников и подростков сосание пальца наблюдается у 3-5%. Как правило, проходит самостоятельно без лечения.

Утверждения, что сосание пальца приводит к разрастанию аденоидов, миндалин и сколиозу – не подтверждены исследованиями.

Причины

  • Психологические . У ребенка старше года сосание пальца свидетельствует о протесте, огорчении, усталости, скуке, напряженном мыслительном процессе, отсутствии внимания со стороны родителей. Оно позволяет снять нервное напряжение, которое могут вызвать:
  • появление в семье второго ребенка;
  • развод родителей;
  • постоянные конфликты между родителями;
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • физические наказания.
  • Социальные . Часто навязчивое сосание наблюдается у детей, воспитывающихся в детских домах или проживающих в плохих бытовых условиях.
  • Психические заболевания проявляющиеся, помимо других симптомов, и сосанием пальца:
  • невроз навязчивых состояний;
  • аутизм;
  • отставание в развитии.

Симптомы

Навязчивое сосание может иметь различные проявления:
  • Сосание большого пальца – самый распространенный вид расстройства;
  • Сосание других пальцев рук и ног;
  • Сосание кулаков;
  • Сосание губы, языка.
Дети до года часто сосут палец, когда голодны или хотят спать. Эта привычка не является расстройством и не требует лечения.

Дети старше 3-х лет могут сознательно прекратить сосать палец, но как только они прекращают контролировать положение рук (задумываются, расстраиваются), сосание пальца возобновляется. Эта ситуация также не повод для беспокойства. Иногда навязчивое сосание пальца появляется после болезни, которая протекала с высокой температурой. Для исчезновения привычки достаточно несколько недель спокойной обстановки и внимания родителей.

К какому врачу обращаться

С жалобами на упорное сосание пальца обращаются к детскому неврологу.

Диагностика

Диагноз ставится на основании жалоб родителей и наблюдении за ребенком. Во время опроса врач уточняет, как протекала беременность, не было ли осложнений в процессе родов. Узнает, своевременно ли формируются у ребенка навыки, есть ли жалобы на плохой сон, дрожание конечностей, отставание в развитии.
Как правило не требуется дополнительных исследований.

Симптомы стереотипного двигательного расстройства, при которых требуется лечение:

  • Навязчивое сосание пальца у ребенка старше 3-х лет;
  • Ребенок сосет палец не только перед кормлением, но и после еды или все свободное время;
  • Периоды сосания увеличиваются и становятся все чаще;
  • Ребенок сосет не только палец, язык, но и другие вещи, которые попадаются ему под руку;
  • Невозможно отвлечь ребенка или переключить его внимание, сосание пальца преобладает над другими занятиями;
  • Плач, крик, отказ от еды, невозможность заснуть при попытке запретить сосать палец;
  • Сосание пальца приобретает ритуальный характер. Ребенок к нему готовится: уединяется в излюбленном месте, окружает себя определенными игрушками или предметами;
  • Сочетание сосания пальца с другими неврологическими и психическими нарушениями: отставание в развитии, задержка в угасании врожденных автоматизмов и рефлексов новорожденных (ладонно-хватательный, подошвенно-хватательный, ладонно-ротовой).
  • Сочетание сосания пальца с другими стереотипными двигательными расстройствами: раскачиванием, выдергиванием волос, обгрызанием ногтей, оттягиванием ушных раковин, ковырянием в носу, трением подбородка.
Наличие 3-х и более признаков говорит о том, что у ребенка развилось стереотипное двигательное расстройство.
Поводом для лечения могут стать и другие причины:
  • Истонченная кожа, покрытая трещинками и воспалениями;
  • Изменения зубного ряда: передние зубы выдаются вперед, а задние откланяются назад;
  • Ребенок просит помочь избавиться от привычки сосать палец.

Лечение навязчивого сосания пальца

Основой лечения навязчивого сосания пальца является педагогическая коррекция, которая проводится родителями. Детям старше 4-х лет может быть назначена психотерапия. Лечение медикаментами проводят по индивидуальным показаниям.
  1. Психотерапия
Семейная терапия
Цель семейной терапии – нормализация эмоциональной атмосферы в семье и коррекция стиля воспитания. У детей дошкольного возраста это основной вид лечения. На встречах с психотерапевтом родители узнают, как воспитывать ребенка в атмосфере благожелательности, чтобы он чувствовал себя любимым и защищенным.
Когнитивно-поведенческая терапия
Психолог знакомит родителей с системой позитивных и негативных подкреплений. В качестве негативных подкреплений используется нетоксичное покрытие для ногтей с неприятным вкусом. Ребенок испытывает горечь во рту, когда сосет палец.
Положительные подкрепления . Ребенок совместно с родителями ведет дневник, куда вклеивает стикеры в те дни, когда ему удалось справиться с вредной привычкой. За определенное количество «удачных» дней ребенок получает подарок. Можно устроить по этому поводу небольшой праздник, который запомнится ребенку и будет стимулировать к дальнейшим успехам.
Метод эффективен для детей всех возрастов. Курс может состоять из 5-10 сеансов и «домашних заданий».
Гипносуггестивная терапия
Врач-гипнотерапевт избавляет от вредной привычки с помощью гипноза. Он вводит ребенка в состояние пограничное между сном и явью, когда все установки и внушения откладываются на подсознательном уровне. В дальнейшем, благодаря такому воздействию, ребенок не сосет палец даже когда сознательно не контролирует свое поведение.
Гипноз используется для лечения детей старше 5-ти лет. Длительность курса 3-10 сеансов.
  1. Медикаментозное лечение
Группа препаратов Представители Механизм лечебного действия
Седативные средства Успокоительные сборы для детей Оказывают успокаивающее действие. Снижают интенсивность негативных эмоций, провоцирующих появление навязчивого сосания пальца.
Гомеопатические препараты Нотта, Тенотен Успокаивают. Снижают плаксивость, агрессивность и чувствительность к стрессу. Гармонизируют процессы торможения и возбуждения в нервной системе.
Ноотропные средства Фенибут, Пантогам Улучшают питание клеток мозга, способствуют дозреванию функций нервной системы.
Нейролептики Этастеразин Применяются при неэффективности других мер и у взрослых больных. Оказывают тормозящее действие на очаги возбуждения.
Подбор препаратов, дозы и длительности приема определяет врач.
  1. Что могут сделать родители
В подавляющем большинстве случаев сосание пальца до 4-х лет не требует лечения, а лишь коррекции поведения всех членов семьи. Достаточно обеспечить ребенку психологический комфорт и привычка исчезнет сама.
  • Грудное вскармливание . Прикладывание ребенка к груди на 30 минут позволяет ему полностью удовлетворить сосательный рефлекс.
  • Используйте пустышку. Ее предлагают ребенку первые 6 месяцев жизни. Пустышка удовлетворяет сосательный рефлекс, занимает рот, а отучить от нее проще, чем от сосания пальцев. Пустышки особенно рекомендованы возбудимым плаксивым детям – они тормозят процессы возбуждения в коре полушарий мозга.
  • Используйте соску с меньшим отверстием для детей, находящихся на искусственном вскармливании. Ребенок будет меньше стремиться сосать палец, если кормление будет продолжаться около 20 минут.
  • Ровное доброжелательное отношение к ребенку . Не стоит его ругать за то, что он сосет пальцы. Постарайтесь свести критику к минимуму.
  • Напоминание в шуточной форме. Придумайте кодовое слово, которое произносится, когда ребенок берет палец в рот. Оно не должно обижать ребенка.
  • Больше уделяйте внимания ребенку , общаться с ним, поощрять за успехи. Совместная деятельность (кроме выполнения домашнего задания) также хорошо влияет на психическое состояние ребенка.
  • Ежедневные занятия физкультурой , длительные прогулки на свежем воздухе во время которых ребенок отвлекается от своей привычки.
  • Совместный сон обеспечивает ребенку психологический комфорт и чувство безопасности.
  • Откажитесь от физических наказаний . Жестокое отношение может закрепить вредную привычку.
  • Намажьте ногти специальным лаком , который содержит горечь. Он имеет неприятный вкус, но безопасен для здоровья. Как альтернативу можно использовать настойку полыни или пластырь.
  • Разрисуйте палец. Нарисуйте на нем смешную мордашку и скажите, что пальчик не хочет в рот иначе его «личико» исчезнет
  • Внушите ребенку уверенность в успехе лечения . Дети старше 5-ти лет переживают из-за своей вредной привычки. Их необходимо поддерживать в стремлении избавиться от нее, не ругать при очередной неудаче. Хвалить за успехи: «Сегодня ты справился намного лучше, чем вчера. С каждым днем ты все меньше сосешь палец. Это временное состояние и скоро оно совсем исчезнет».
  • Подкупите ребенка. Пообещайте желанную игрушку, которую ребенок получит, если сможет не сосать палец несколько дней. Этот стимул поможет ребенку укрепить силу воли.
  • Убаюкивание или качание на качелях. Центры, отвечающие за сосание и воспринимающие ритмичное покачивание, находятся рядом. Поэтому такие меры помогут снизить потребность в сосании пальца.
Нельзя резко ограничивать ребенка в его привычке. Тугое пеленание, шлепки по рукам, надевание рукавичек, смазывание пальчиков горчицей чаще всего не приносят положительного результата. Они вызывают раздражение у ребенка, что выражается плаксивостью и мышечным напряжением.

Онихофагия – навязчивое обкусывание ногтей



Онихофагия – расстройство, проявляющееся навязчивым обкусыванием ногтей и кожи вокруг них.

Особенностью онихофагии является склонность к рецидивам. Даже у взрослого человека, давно избавившегося от этой привычки, иногда появляется желание грызть ногти. Чаще это происходит, когда сознание занято решением сложных задач и человек перестает осознанно управлять своим поведением.

С привычкой грызть ногти довольно трудно бороться, но у подавляющего числа детей она исчезает в подростковом возрасте самостоятельно без лечения, когда они начинают уделять внимание своему внешнему виду.

Распространенность. Привычка обнаруживается у 30% детей до 10 лет. Впервые она появляется на втором году жизни. Наибольшее распространение имеет среди мальчиков 7-10 лет. Обычно исчезает к подростковому возрасту, но встречается и среди взрослых людей.

Манипулирование половыми органами в раннем возрасте не является признаком преждевременного сексуального развития или сексуальных извращений, а рассматривается наравне с сосанием пальца и другими вредными привычками.

Мастурбация может появиться у детей до года. В абсолютном большинстве случаев она не требует лечения и самостоятельно исчезает через некоторое время. Подростковый онанизм вызван уже другими причинами (половым созреванием и гормональным взрывом) и не связан с мастурбацией у детей.

С 8-ми лет мастурбация сопровождается сексуальным возбуждением, что проявляется покраснением кожи лица, тахикардией, повышенной потливостью. После 12 лет во время занятия онанизмом возникают сексуальные фантазии. У подростков это занятие часто сопровождается страхом разоблачения и чувством вины, тогда как у детей младшего возраста негативных эмоций не возникает.

Распространенность онанизма в дошкольном и младшем школьном возрасте указывается на уровне 3-7% (у подростков 35%). Однако этот показатель может быть выше, поскольку далеко не все родители обращаются с этой проблемой к врачу.

Последствия. Частое манипулирование половыми органами может стать причиной воспалений.

Причины

  • Раздражение и зуд половых органов:
  • ношение памперса;
  • жаркая тесная одежда;
  • опрелости;
  • аллергические реакции и высыпания в паховой области;
  • слишком тщательное соблюдение гигиены половых органов;
  • заражение острицами.
  • Психологические :
  • психологический дискомфорт, вызванный одиночеством, переживаниями, страхом, тревогой;
  • насильственное кормление;
  • эмоциональная отстраненность родителей;
  • расставание с родителями;
  • конкуренция с братом или сестрой.
  • Социальные . Воспитание в многодетных, неполных или неблагополучных семьях, домах ребенка.
  • Неврологические
  • энцефалопатии – диффузные поражения ткани головного мозга при ухудшении кровообращения;
  • Психические заболевания, проявляющиеся, помимо других симптомов, и навязчивым онанизмом:
  • неврозы;
  • психическая расторможенность.
Первичное развитие детской мастурбации психиатры рассматривают, как «переадресованную» активность мозга. Например, в ситуации, когда ребенок испытывал эмоциональный или физический дискомфорт очаг возбуждения сместился в центры, отвечающие за половые органы. Произведя манипуляции на этом участке тела, ребенок испытал эмоциональную разрядку, отгородился от раздражителей и беспокоящих проблем. В дальнейшем этот способ регуляции эмоций закрепился и стал ответом на любой дискомфорт. Сами действия стали ассоциироваться с успокоением и удовольствием. Если у ребенка отсутствуют другие способы защиты от негативных эмоций (игра, общение с матерью) и другие модели поведения, то со временем онанизм закрепляется по типу условного рефлекса и превращается в стереотипное расстройство.

Симптомы

  • Раздражение половых органов руками, постелью, мягкими игрушками, бельем;
  • Сведение-разведение или сильное сжимание бедер. Дети поджимают бедра к животу, скрещивают ноги и напрягаются, замирают. Может участиться дыхание, покраснеть кожа лица. При этом ребенок не плачет и не выглядит расстроенным;
  • Ерзанье на стуле;
  • Трение половыми органами о различные предметы и мягкие поверхности.

К какому врачу обращаться

При навязчивой детской мастурбации необходимо обратиться к неврологу.

Диагностика

Врач ставит диагноз на основе жалоб родителей. Беседа с ребенком дает мало информации из-за деликатности вопроса. При опросе врач выявляет факторы, которые могли привести к нарушениям в работе НС: токсикоз во время беременности, гипоксия плода, родовые травмы. Узнает о неврологических особенностях развития ребенка.
Дополнительные исследования:
  • Электроэнцефалограмма – для исключения энцефалопатии и других поражений мозга;
  • Анализ мочи – для исключения мочеполовых инфекций;
  • Анализ кала на энтеробиоз (соскоб на яйца остриц). Острицы вызывают зуд вокруг ануса и в половых органах, что заставляет ребенка расчесывать эти участки тела.
Когда необходимо лечение. На необходимость лечения указывают следующие симптомы:
  • Учащение случаев мастурбации (больше 2-х раз в неделю перед сном);
  • Мастурбация в период активного бодрствования, а не только засыпания;
  • Ребенок использует разнообразные способы раздражения половых органов;
  • Пристрастие к обнаженному телесному контакту;
  • Обнаруживаются другие неврологические симптомы: повышенная активность или пассивность, дефицит внимания, повышенный тонус мышц, головные боли;
  • Упорный возврат к раздражению половых органов после прерывания процесса;
  • Невозможность отвлечь ребенка от этого занятия;
  • Ребенок выражает недовольство, если его прервали, кричит, дерется, впадает в истерику;
  • Ребенок старше 3-х лет мастурбирует при окружающих;
  • Привычка ухудшает качество повседневной жизни;
  • Появление других форм стереотипных двигательных расстройств: обкусывание ногтей, сосание пальца.
Если данные симптомы отсутствуют, то считается что у ребенка не стереотипное двигательное расстройство, а его непатогенный аналог.

Лечение

Лечение направлено на восстановление управления корой над деятельностью подкорковых структур. Его основа нормализация атмосферы в семье и психотерапия.
  1. Психотерапия
Семейная терапия
На консультации психотерапевт поможет выявить причину расстройства, научит родителей правильно реагировать на ситуацию. Подскажет, как сделать обстановку в семье наиболее гармоничной для ребенка.
Консультации проводят 1 раз в неделю, 3-8 на курс.
Поведенческая терапия
Разрабатывается свод правил поведения, которые позволят постепенно отучить ребенка от онанизма. Его научат выявлять мысли, которые провоцируют это занятие и бороться с ними, переключаясь на другие занятия.
Курс лечения – еженедельные консультации на протяжении 2-3 месяцев.
  1. Медикаментозное лечение
Группа препаратов Представители Механизм лечебного действия
Ноотропные средства Пантогам, Пикамилон Улучшают умственную деятельность, память, мыслительные процессы. Улучшают питание мозга.
Седативные препараты Седативные чаи с мятой, мелиссой, валерианой Успокаивают, облегчают засыпание, повышают устойчивость к стрессу. Снимают излишнюю возбудимость.
Гомеопатические средства Валерианахель, Нервохель, Нотта Успокаивают, ускоряют засыпание, способствуют нормализации работы нервной системы.
Нейролептики Неулептил Устраняет патологическое возбуждение в подкорковых структурах мозга.
Нет специальных лекарств, избавляющих от онанизма, как и других вредных привычек. Лечение онанизма медикаментами назначается детям с выраженной психической расторможенностью, которые настолько часто занимаются мастурбацией, что это мешает нормальной жизни.
  1. Что могут сделать родители
  • Реже оставляйте в одиночестве. Больше общайтесь с ребенком. Спокойное общение со взрослыми на любые темы, когда ребенок делится своими переживаниями, позволяет снизить уровень стресса и избежать повторения случаев онанизма.
  • Научите ребенка успокаиваться и снимать стресс другими методами. Прогулки, чтение, творчество, общение, массаж, успокаивающие ванны с хвоей, лавандой, валерианой.
  • Привлекайте ребенка к различным видам деятельности . Чем больше ребенок будет уметь, чем насыщеннее и ярче проходит его день, тем больше связей и «дорожек» для движения возбуждения. И меньше вероятность, что появится желание заняться онанизмом.
  • Улучшение навыков общения вербального и невербального . Общение стимулирует развитие мозга и его функций, улучшает сознательный контроль над действиями и поведением, снимает стресс. Для ребенка важно и общение в кругу семьи и со сверстниками на площадке, в классе, кружках, секциях.
  • Саморегуляция и аутотренинг . Освоение навыков управление своей психикой делает ребенка более спокойным и уравновешенным.
Общее правило, которое поможет побороть вредную привычку: «родители должны быть спокойными и доброжелательными, а ребенок утомленным от прогулок и физической активности». Если его день насыщен событиями, то не остается сил и времени на вредные привычки.
Агрессивное поведение родителей, крики и наказания устанавливают связь сексуальных ощущений со страхом. Это негативно влияет на психическое состояние ребенка, его самооценку и будущую интимную жизнь.

Трихотилломания

Трихотилломания – расстройство, которое проявляется навязчивым выдергиванием волос на своем теле. В большинстве случаев ребенок или взрослый сначала накручивает на палец один волос или целую прядь, а затем выдергивает их. Этот процесс больной выполняет от скуки, ощущая волнение или другие негативные эмоции, когда ослаблен сознательный контроль над действиями. У детей выдергивание волос появляется, если они остаются наедине или ощущают тревогу, у взрослых при длинном разговоре по телефону, при просмотре телевизора. На выдергивание человек может тратить до 3-х часов в день.

Начало болезни обычно диагностируют в 2-6 лет. Но привычка играть с волосами не выдергивая их, появляется уже на первом году жизни, что не выходит за рамки нормы. В некоторых случаях расстройство впервые появляется у взрослых после психологических травм. Позднее начало связывают с более тяжелой формой протекания болезни. Люди, страдающие данным расстройством, скрывают результаты выдергивания волос под париками, головными уборами или одеждой с длинным рукавом. При этом они совершают самостоятельные попытки избавиться от вредной привычки, которые часто остаются безуспешными.

Выдергивание волос часто сочетается с привычкой грызть ногти, царапать кожу, а затем сдирать корочки.
Распространенность. Среди населения планеты расстройство встречается у 2-5%. У женского пола его обнаруживают в 2 раза чаще. Около 10% людей с трихотилломанией съедают выдернутые волосы.

В 40% случаев расстройство проходит самостоятельно, когда ребенок достигает подросткового возраста. У 20% оно поддается лечению. Однако у 40% трихотилломания сохраняется или может повторно появиться во взрослом возрасте.
Последствия. Облысение, обычно неполное. Засорение желудка волосяным комом может вызвать тошноту, боли в животе, расстройства пищеварения. В некоторых случаях из-за кома в тонкой кишке развивается кишечная непроходимость, которая требует срочного хирургического лечения. Трихотилломания создает заметный окружающим дефект, вызывает комплексы, заставляет отказываться от общения с другими людьми.

Причины

  • Психологические :
  • негармоничные отношения с матерью;
  • эмоциональная отстраненность родителей, дефицит общения, отсутствие реакции на плач;
  • одиночество и чувство внутренней изоляции;
  • завышенные требования, которые ребенок не в силах выполнить (отлично учиться, побеждать на соревнованиях, вести себя тихо);
  • авторитарный стиль воспитания в семье.
  • Социальные . Воспитание в доме ребенка, в неполной или многодетной семье, когда мать физически не в состоянии уделить ребенку достаточно внимания.
  • Неврологические
  • энцефалопатия – повреждения мозга в результате кислородного голодания (гипоксии плода);
  • травмы и ушибы головного мозга .
  • Психические заболевания.
  • депрессия;
  • невроз навязчивых состояний;
  • задержка психического развития;
  • психопатия;
  • посттравматическое стрессовое расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.
Эти болезни кроме вырывания волос всегда проявляются и другими симптомами:
  • Врожденные особенности нервной системы . У больных трихотилломанией выявляется повышенная плотность мозгового вещества на некоторых участках: левый гиппокамп, поясная извилина, затылочные и теменные зоны коры. Считается, что эта особенность может передаваться по наследству, повышая риск развития двигательных расстройств у потомства.
Причины возникновения могут быть различные, часто это случайность, стечение обстоятельств, когда поглаживание и выдергивание волос совпало с эмоциональной разрядкой и закрепилось в памяти. В дальнейшем ребенок повторял эти действия в ситуациях, когда испытывал напряжение и дискомфорт с целью избавиться от негативных эмоций. На следующем этапе манипуляции с волосами выполняются для получения удовольствия и не связаны со стрессом.

Симптомы

  • Кручение подергивание и выдергивание своих волос, чаще в области лба и темени;
  • Выдергивание бровей, ресниц и других волос на лице;
  • Манипулирование выдернутыми волосами: скручивание, иногда проглатывание;
  • Очаги облысения на разных участках тела. Расположение очагов зависит от возраста: дети выдергивают волосы на бровях, подростки на лобке, а взрослые на волосистой части головы;
  • Иногда зуд в волосистой части головы. У взрослых он может быть связан с появлением седых волос. Больные утверждают, что после их выдергивания зуд уменьшается;
  • Чаще всего для выдергивания волос человек использует свои ногти. Но среди взрослых распространено навязчивое выдергивание волос пинцетом, булавкой и другими приспособлениями;
  • Перед приступом выдергивания волос человек ощущает желание или сильную потребность сделать это. После приступа приходит облегчение или ощущается своеобразное удовольствие.

К какому врачу обращаться

Лечением этого расстройства занимается психоневролог и психиатр.
Для исключения других болезней, приводящих к облысению, понадобиться консультация:
  • Дерматолога, для исключения грибковых заболеваний кожи;
  • Эндокринолога, для исключения болезней желез внутренней секреции, которые могут сопровождаться облысением.

Диагностика

Опрос и сбор жалоб. На приеме врач уточнит, как протекала беременность, были ли патологии и осложнения при родах. Какие возникали особенности развития.
Анкетирование позволяет узнать подробности поведения больного связанные с болезнью. Разработаны опросники, позволяющие определить является ли выдергивание волос привычкой, стереотипным расстройством или признаком другого психиатрического заболевания.
Осмотр. При смотре обнаруживаются участки, где волосы растут заметно реже или полностью отсутствуют. Очаги облысения могут находиться на голове, бровях, на линии роста ресниц и на лобке. Они располагаются симметрично, но могут быть с одной стороны. Кожа на этих очагах здоровая, без признаков поражения грибком. Видны нормальные волосяные фолликулы с четко обозначенными устьями.
Когда необходимо лечение. Признаки, отличающие стереотипное двигательное расстройство от привычки:
  • Выдергивание волос и манипуляции с ними становятся все более частыми. Появляются когда ребенок не страдает от скуки, не испытывает дискомфорт, не засыпает.
  • Игры с волосами занимают большую часть бодрствования ребенка. Он их скручивает, скатывает в шарик, щекочет ими кожу или глотает.
  • Процесс выдергивание волос доставляет своеобразное удовольствие, несмотря на боль.
  • Попытка запретить вырывать волосы вызывает у ребенка бурный протест.
  • Сочетание кручения волос с другими расстройствами. Чаще с сосанием пальца.
  • Наличие неврологических симптомов: отставание в психомоторном и речевом развитии.
  • Кручение и выдергивание волос других людей, шерсти животных, ворса с мягких игрушек и других пушистых вещей.
  • Манипуляции с волосами приобретают ритуальный характер. Человек готовится к выдергиванию: уединяется, создает атмосферу, готовит пинцет. В разных ситуациях выполняет одни те же действия: определенное число раз, поглаживает, накручивает, вырывает волосы.
  • Выдергивание волос нарушает нормальную жизнь пациента и мешает общению с другими людьми.

Лечение

Трихотилломания хуже поддается лечению, по сравнению с другими стереотипными двигательными расстройствами. В связи с этим необходим комплексный подход, включающий психотерапию, педагогические меры и прием лекарств.
  1. Психотерапия
Поведенческая психотерапия

Основной и самый эффективный метод борьбы с трихотилломанией у подростков и взрослых - тренинг переучивания привычки. Он включает 3 этапа:

  • Осознать, что навязчивое выдергивание волос является ответом на определенные события или ситуации (разговор по телефону, просмотр сайтов, поездка в машине).
  • Определить ситуации, которые являются пусковыми моментами, после или во время которых возникает желание вырывать волосы. В дальнейшем избегать их или создать новые модели поведения.
  • Разработать альтернативные модели поведения. Вместо выдергивания волос можно щелкать пальцами, рисовать узоры, сдавливать пузырьки на воздушно-пупырчатой пленке.
Тренинг состоит из 5-10 занятий и «домашних заданий», обязательных для выполнения.

Гипносуггестивная терапия

Лечение внушением, когда больной находится в состоянии гипноза. Лечение проходит в несколько этапов включает в себя:

  • Беседу, в ходе которой врач объясняет пациенту, что навязчивые привычки это результат разбалансированности процессов возбуждения и торможения в мозге.
  • Введение в состояние сна;
  • Общее успокоение;
  • Уравновешивание тормозного и возбудительного процессов в центральной нервной системе;
  • Борьбу с навязчивостями;
  • Внушение образа смелого уверенного в себе человека.
Гипноз используется для лечения детей старше 5-ти лет и взрослых. Для полного избавления может потребоваться от 7-ми до 15 сеансов.
  1. Медикаментозное лечение
Группа препаратов Представители Механизм лечебного действия
Ноотропные препараты Глицин, Фенибут Улучшают поступление в мозг питательных веществ и кислорода. Защищают нервные клетки от гипоксии. Обеспечивают дозревание мозговых структур.
Седативные препараты Персен, настойка пустырника, валерианы Снимают нервное возбуждение, беспокойство и раздражительность. Стабилизируют настроение и облегчают засыпание.
Гомеопатические средства Бэби-сед, Нотта Устраняют повышенную возбудимость, раздражительность, плаксивость, нарушения сна.
Антидепрессанты Кломипрамин, Флуоксетин
Устраняют депрессию, улучшают настроение. Оказывают стимулирующее действие на кору мозга.
Лекарственные препараты у детей применяются только по назначению врача.
  1. Что могут сделать родители
  • Отвлекать ребенка от вредной привычки . Развлекать, не оставлять одного.
  • Активные прогулки на свежем воздухе . На прогулке ребенок должен много ходить, бегать, играть на площадке. Это поможет ему дать выход излишней энергии и снизить уровень возбуждения в подкорковых центрах.
  • Регулярные спортивные нагрузки. Спорт гармонизирует все процессы в организме, в том числе и в ЦНС.
  • Соблюдение режима дня. Важно не переутомляться, отводить достаточно времени сну и отдыху.
  • Не ругать ребенка за привычку. Объясняйте свою точку зрения спокойно и твердо. Крики и физические наказания усугубляют ситуацию. Они повышают уровень тревожности, из-за чего периоды выдергивания волос учащаются.
  • Брить голову . Эта мера может помочь, но у ряда больных привычка возвращается, когда волосы отрастут. Некоторые переключаются на вырывание ресниц и бровей.
Отметим, что большое количество детей играют с волосами, накручивая их на палец во время засыпания. Таким образом они поддерживают физический контакт с матерью. Такое поведение не является отклонением от нормы.

Профилактика появления стереотипных двигательных расстройств

Вредные привычки легче предупредить или искоренить в начальной стадии, пока они не закрепились, чем потом бороться с прочно установившимися моделями поведения. Профилактика стереотипных расстройств должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка. Она включает:
  • Физический контакт с матерью:
  • Эмоциональный контакт с близкими:
  • реагирование на плач ребенка;
  • игры;
  • общение;
  • чтение ребенку вслух;
  • устранение психологического дискомфорта.
  • Двигательная активность:
  • свободная одежда вместо тугого пеленания;
  • гимнастика;
  • прогулки, активные игры на детских площадках;
  • занятия спортом.
  • Ритмическая стимуляция:
  • ритмическая музыка, песни;
  • убаюкивание на руках;
  • качание на качелях.
  • Исследовательское поведение
  • не запрещать ребенку изучать свойство предметов всеми доступными ему средствами – переворачивать, мять, трогать, рассматривать.
Помните, что подавляющее большинство детей с вредными привычками психически здоровы. С помощью родителей они имеют прекрасные шансы справиться с расстройством до 12 лет. Вероятность того, что описанные стереотипные действия являются признаком серьезного психического заболевания, крайне мала. Однако стоит в точности выполнять рекомендации врача, создать для ребенка спокойную обстановку и обеспечить ему адекватную для его возраста физическую активность.

Яктация - двигательное возбуждение в форме хаотических некоординированных раскачиваний туловищем или головой, наблюдаемое преимущественно у детей раннего возраста. Как правило, раскачивание сопровождается чувством удовольствия, а попытки окружающих помешать вызывают недовольство и плач. Наблюдается при аментивных и тяжелых делириозных расстройствах сознания. Яктация головы характеризуется быстрыми ритмическими движениями головы (наклоны, вращения) и наблюдается у детей младшего возраста при неврозах, чаще перед засыпанием.

Феномен яктации у детей часто пугает мам своей выразительностью. Заметив, что малыш бессознательно раскачивает туловище и/или голову, молодая мамочка первым делом решает обратиться к неврологу . В принципе, решение верное – с любой непонятной проблемой нужно идти к специалисту, но некоторые особо мнительные женщины способны довести переживаниями себя и окружение до нервного срыва за считанные минуты.

Причины яктации у детей

Этиологические факторы, приводящие к яктации, в целом схожи с таковыми при сосании пальцев. Особое значение в происхождении яктации имеет хронический дефицит внешней ритмической стимуляции (сенсорная депривация), ограничение двигательной активности. Дети, страдающие яктацией, часто имеют от рождения повышенную потребность в сенсорной стимуляции и уже с первых месяцев жизни проявляют особую любовь к укачиванию, ритму, музыке. К психотравмирующим факторам, провоцирующим возникновение яктации, следует отнести, в первую очередь, разлучение ребенка с матерью и, как следствие, воспитание его в детских закрытых учреждениях (домах ребенка).

Не меньшую роль играют конфликтные отношения между членами семьи или коллектива, эмоциональная и физическая перегрузки. Первые проявления яктации могут возникнуть в связи с изменением жизненного стереотипа ребенка (появление зубов, переход от сидения к ползанию, от ползания к ходьбе). В ряде случаев яктации сопутствуют нарушения сна, что подтверждено ЭЭГ-исследованиями. Имеется связь эпизодов раскачивания с переходными фазами между парадоксальным и синхронизированным сном.

Чаще всего причинами повышенных потребностей в сенсорной стимуляции являются следующие ситуации:

  • Малыш ощущает эмоциональный дискомфорт – возможно, имеются проблемы со сном.
  • Ребёнок при помощи данного «упражнения» старается самостоятельно снизить уровень мышечного напряжения.
  • Малыш готовит свой вестибулярный аппарат к смене основного двигательного процесса – готовится учиться ползать или начать ходить.
  • В организме имеется дефицит витамина Д – для детей это означает угрозу развития рахита.
  • Малыш пытается унять болевые ощущения – возможно, страдает от прорезывания зубов.
  • Проблемой может быть повышенное внутричерепное давление у детей – в таких случаях у ребёнка болит голова.
  • Яктация может быть последствием гипоксии плода, «заработанной» малышом и мамой в процессе родов.

Всё вышеперечисленное может стать причиной проявления феномена яктации – как видите, список причин включает местами не просто серьёзные, а даже опасные факторы, требующие повышенного внимания специалиста. Но не исключайте и тот факт, что ребёнку, возможно, просто понравилось новое, только что выученное движение.

Симптомы яктации

Яктация наряду с сосанием пальцев чаще всего встречается в раннем детском возрасте. Уже на первом году жизни можно наблюдать в развернутом варианте все ее клинические проявления. Типичная яктация представляет собой раскачивание головой или телом в переднезаднем или боковых направлениях в положении сидя или стоя. Раскачиваясь в положении стоя, ребенок всегда держится руками за стенки кроватки или манежа.

Необходимо отметить, что положение тела, в котором происходит яктация, во многом определяется уровнем развития его двигательных навыков. Так, у младенца 4-5 мес. научившегося переворачиваться, раскачивание будет проявляться в виде многократного ритмичного перекатывания со спины на живот и обратно. При этом ребенок чаще всего до конца на живот не переворачивается, а ограничивается лишь боковым положением. Описанные движения существенно отличаются от тех, которые младенец производит в норме, катаясь по горизонтальной поверхности пеленального столика или манежа.

В первом полугодии встречается также особая форма яктации – раскачивание тела с опорой на голову-пятки (поза «борцовского моста»). В этом случае следует проводить дифференциальную диагностику яктации с тоническими судорогами по типу опистотонуса.

С момента, когда ребенок начинает ползать, отрывая туловище от горизонтальной поверхности стола или манежа, может встречаться яктация туловищем вперед-назад в положении на четвереньках. В ряде случаев оно сопровождается вычурным отведением ребенком одной ноги в сторону.

Яктация часто осложняется биением головы о горизонтальную или вертикальную поверхность, что приводит к видимым косметическим дефектам (отечность и припухлость, гематомы на фронтальной поверхности головы). Описано также интенсивное кручение головой с частотой, доходящей до частоты сердечного ритма. Наконец, раскачивание может сопровождаться характерным эмоциональным подъемом, доходящим до выраженного возбуждения («гневливая яктация»).

Первый этап возрастной динамики яктации представляет собой поведенческую компенсаторную реакцию, приуроченную ко времени засыпания ребенка (младенческий и ранний детский возраст). Реактивное состояние, как правило, длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Раскачивание может прекратиться при устранении эмоционального дискомфорта, восстановлении динамики сна.

На втором этапе (адаптивно-гиперкомпенсаторном) происходит автоматизация раскачивающихся движений. Эпизоды раскачивания появляются в период активного бодрствования ребенка, физического утомления, дискомфорта, боли, приступов дистимии, тревоги , скуки, растерянности, когда ребенок заинтересован чем-либо.

Третий этап яктации приурочен в большинстве случаев к школьному возрасту. Он наблюдается в случае, когда патологическая привычка у ребенка сохраняется длительно, в течение нескольких лет. Личностная реакция на привычку и критика к ней возникают вследствие повышенного внимания окружающих к особенностям поведения детей. Ребенок стремится скрыть привычку.

У большинства детей яктация исчезает в дошкольном или раннем школьном возрасте. Поздняя редукция яктации связана с тем, что она приобретает черты навязчивого или насильственного явления. Возможна также трансформация яктации в психотический феномен. В последнем случае она может быть одним из проявлений кататонического симптомокомплекса при процессуальном заболевании.

Опасна ли яктация у детей?

Внимательные мамы чётко фиксируют любые изменения в поведении любимых чад и, несомненно, проявления яктации пугает их. Обращение к неврологу в этом случае необходимо – специалист проведёт обследование и выяснит точную причину рефлекторных покачиваний.

Однако для того, чтобы не терзаться раньше времени беспочвенными переживаниями, вам следует знать, что с подобной проблемой сталкивается огромного количество детей в возрасте от 5 до 8 месяцев. Чаще всего, феномену яктации подвержены дети мужского пола. Ребёнок с таким феноменом часто «помогает» маме укачивать себя, предвосхищая её движения. Грамотный специалист без труда объяснит вам, что подобный феномен абсолютно нормален и является симптомом какой-то быстро решаемой проблемы, не грозящей вашему малышу ни аутизмом, ни задержкой развития и ничем иным, что так пугает молодых родителей.

Лечение патологических привычек

Основный метод коррекции таких действий: психотерапия. Эффективны здесь будут семейная психотерапия, общие мероприятия по нормализации воспитания и любые другие методы, гармонизирующие внутрисемейные отношения. Для дошколят рекомендована игровая терапия, а подросткам назначаются сеансы рациональной терапии, а также гипносуггестивное лечение.

Профилактика патологических привычек

В классическом подходе используются следующие рекомендации для профилактики патологических действий:

  • Гармонизация семейных отношений;
  • Стабилизация воспитательного стиля, смягчение всего подхода;
  • Эмоциональная близость с ребенком, заинтересованность его чувствами;
  • Занятия творческими видами деятельности и физические упражнения.
Поделиться: