Как открыть свой квест в реальности бизнес. Анализ рынка и конкуренции. Сильные стороны проекта

Хотите заняться бизнесом в сфере развлечений и не знаете, на какой идее остановиться? В этой статье мы рассмотрим вариант открытия quest room, разберем, выгодно ли открыть квест-комнату и что для этого необходимо.

Введение

Квест-комнаты появились на территории стран СНГ примерно 5–7 лет назад. Они моментально стали популярными за счет того, что это действительно интересное и необычное развлечение, которое позволяет друзьям или семье весело провести время, испытать массу эмоций, развить смекалку и логику.

Классический вид квест-рума

Принцип квест-комнаты в том, что в нее запускают небольшую группу людей и запирают. В помещении находятся различные подсказки и головоломки, решив которые, можно выбраться из помещения. По состоянию на конец 2017 года на территории Российской Федерации действует около 1200 подобных комнат, но рынок требует примерно в 2 раза больше. К тому же квесты с различными сценариями не будут конкурировать друг с другом - обычно люди проходят все возможные варианты, которые им интересны.

Существует множество видов квестов в реальности, начиная от детских и заканчивая профессиональными, рассчитанными на грамотных “выживальщиков”. Из основных преимуществ бизнеса можно выделить невысокую “входную” стоимость, быструю окупаемость, простоту маркетинга и организации.

Анализируем рынок

Прежде чем приступить к проработке детального бизнес-плана, нужно изучить рынок, чтобы понять, насколько эта услуга будет востребованной, будут ли у вас конкуренты и какой уровень цен на подобные развлечения будет обоснован. Специалисты рекомендуют открывать подобные развлечения в городах с населением свыше 300 тысяч человек - в них всегда будет аудитория, которой придется по вкусу новое развлечение. В небольших городах и ПГТ бизнес может просто не окупиться ввиду своей специфичности.

Наличие в городе конкурентов не должно вас пугать, при условии, что их не очень много. Просто вам нужно будет либо сотрудничать с ними, либо изучить имеющиеся у них сценарии, чтобы не повторяться. Практика показывает, что люди посещают несколько квестов, сравнивая их, подсаживаясь на новые идеи, поэтому чем шире ассортимент, тем больше людей в итоге вовлекается в игру.

Типичным посетителем подобных развлечений является:

  1. Молодые люди возрастом от 18 до 35 лет.
  2. Средний-высокий уровень дохода.
  3. Корпоративные клиенты (часто на квесты выезжают целыми организациями или большими компаниями).
  4. Семьи с детьми возрастом от 7–8 лет.

Внимание: компании используют квесты для тестирования своих сотрудников. В стрессовых ситуациях хорошо проявляются лидеры, логики, аналитики и другие яркие личности.

Интересные сюжеты привлекают много людей

Проводим SWOT-анализ

После того как вы изучили рынок, можно заняться анализом внешних и внутренних факторов бизнеса. Помните, что внешние факторы практически неизменяемы, поэтому их нужно умело использовать при ведении дела. К ним относятся:

  1. Практически полное отсутствие конкурентов (рынок заполнен только в Москве и Санкт-Петербурге).
  2. Стабильный интерес к новым развлечениям у людей.
  3. Возможность воплощения собственных сценариев.
  4. Невысокий “входной” порог в бизнес.
  5. Высокая рентабельность (зачастую вложения окупаются за 3–4 месяца).

Из минусов можно выделить следующие пункты:

  1. Необходимость регулярной смены сценариев (два раза один и тот же квест никто проходить не будет).
  2. Необходимость следить за актуальными тематиками квестов.
  3. Спрос на подобные развлечения достаточно непостоянен.
  4. Возможно, что государство в скором будущем обратит свое внимание на квесты.
  5. Травмоопасность некоторых идей.

Внимание: главное в квесте - это интересный сценарий. Если вы не имеете опыта его составления, то сценарии всегда можно найти в интернете. Рекомендуем вам использовать их как основу, чтобы не оказалось, что вы с конкурентами берете сценарии из одного места.

Где открываться

Итак, с сильными и слабыми сторонами данного мероприятия мы уже разобрались. Давайте рассмотрим, и где это лучше делать. Существует три основных разновидности проведения игр:

  1. В закрытом помещении. Обычно работают по принципу “найди выход”.
  2. На свежем воздухе в парке, в лесополосе, на улицах.
  3. Смешанные типы, проходящие частично в помещениях, частично на улице.

Второй тип не требует практически никаких вложений, а вот с первым и третьим придется сделать первоначальные взносы. Помещение для игры не обязательно приобретать/брать в аренду в центре города или в дорогих бизнес-центрах - для этого подойдет либо квартира, либо подсобное помещение типа подвала.

Делайте фото команды и публикуйте их в группах для увеличения рейтинга

Выбирать можно здания в спальных районах, возле магазинов или даже в самих гипермаркетах. Можно арендовать отдельные помещения или небольшие домики, разбив их на несколько комнат, подходящих для различных квестов.

Важно: вам нужно будет озаботиться безопасностью, чтобы не допустить травмирования участников. Обязательно заведите книгу, в которой будут ставиться заметки о проведении инструктажа по технике безопасности, а принимающие в квесте участники - расписываться о том, что ознакомились с правилами.

Принцип организации развлечения следующий: вам необходимо минимум 4 комнаты с разными сюжетами. Они будут работать ежедневно, начиная с 10 часов утра и заканчивая 21–22 часами вечера. Принимать и консультировать гостей будет администратор (их понадобится двое). При оптимальном режиме развлекательная точка будет работать примерно 300 часов в неделю. Чтобы увеличить охват, можно совмещать комнатные квесты и игры на природе - это поможет вам разгрузить помещения и создать более сложные сценарии, завязанные на знании улиц, истории, смекалку и пр.

Как открыться

Для того чтобы официально открыться, следует оформиться в налоговой инспекции. Обычно подобный бизнес открывается как ИП или ООО, если владельцев несколько и они хотят внести доли. В качестве кода ОКВЭД используется 92.72, который относится к “Прочей деятельности по организации отдыха и развлечений”. Также дадим вам следующие подсказки:

  1. Проще всего работать по схеме УСН. Какую именно схему выбрать - решать вам (все зависит от действующих в регионе ставок). Работать можно как по схеме Доходы, так и по Доходы минус расходы. В большинстве случаев выгоднее работать по схеме “Доходы”, поскольку это высокорентабельный бизнес.
  2. Обязательно покупайте кассовый аппарат, который поможет вам вести учет и не попадать в поле зрения налоговых органов. Рекомендуем вам сразу же открыть расчетный счет, чтобы можно было получать оплату по картам или по безналичному расчету - сегодня практически никто не носит наличность.
  3. По состоянию на 2018 год лицензия на не требуется, но в будущем все может измениться, поскольку правительство уже рассматривает пути урегулирования данного направления.
  4. Для работы вам понадобятся интересные сценарии. Их можно разработать самостоятельно, купить у специалистов либо найти в интернете, доработав под ваши условия. А вот согласование для сценариев не нужно.
  5. Если вы арендуете недвижимость, то обязательно заключайте официальный договор. Он застрахует вас от неожиданного выселения и “обелит” перед контролирующими органами.

Квесты часто посещают всей семьей — создайте соответствующий сюжет

Как рекламировать

  1. Обязательно создайте собственный сайт-визитку с описанием квестов, расписанием, стоимостью, контактной информацией, обзорными фотографиями и пр.
  2. Заведите группы в социальных сетях “Вконтакте”, Facebook, “Одноклассники”, Instagram и пр. Обязательно выкладывайте фотографии с квестов, новости, отвечайте на комментарии и диалоги. Будет отлично, если вы втянете пользователей в обсуждение квестов и запустите обратную связь.
  3. Контекстная реклама в социальных сетях и на сайтах по геотаргетингу вашего города.
  4. Классические виды рекламы: местные СМИ, баннеры, растяжки, билборды, листовки, флаеры и пр.
  5. Запустите дисконтную программу для постоянных клиентов, устраивайте скидки на устаревшие квесты, которые уже хотите сменить.

Приблизительный бизнес-план

Приведем примерный прибыльности. Отметим, что его нельзя брать за последнюю инстанцию - все зависит от ваших возможностей, реальностей, выбранного места и пр. Правильнее использовать его как основу.

Итого каждый месяц вы будете получать примерно 800 тысяч рублей. Конечно, это не постоянная прибыль - все будет зависеть от того, насколько быстро вы начнете и привлечете клиентов, как будете организовывать работу и пр., но в среднем цифра по доходам именно такая.

Теперь посчитаем расходы. Вам нужно будет снять помещение из четырех комнат, сделать в них ремонт, заказать декорации, оснастить помещения камерами и пр. Также понадобится создать стойку для администратора, поставить диванчик и стулья для ожидающих, купить ноутбук и пр. Посчитаем имеющиеся расходы:

Итого за год работы вы затратите примерно полтора миллиона, при этом будете получать по 800 тысяч в месяц. Также в сумму расходов нужно заложить смену квестов и декораций каждые 3–4 месяца, дополнительные расходы, страховые взносы и прочее - в год на это уйдет еще 400 тысяч рублей. Итого все сделанные расходы у вас так или иначе окупятся за три месяца, после чего бизнес начнет приносить стабильную прибыль.

Старайтесь менять сюжеты раз в 3–4 месяца

Возможные риски

Напоследок разберем, какие риски имеются в данном виде бизнеса. Если вы все сделали правильно (оформление, официальная аренда, журнал по технике безопасности), то никаких особых проблем у вас не возникнет, разве что государство поменяет правила игры и введет лицензирование.

Рассмотрим, на что необходимо обращать внимание, чтобы ваш бизнес не угас со временем:

  1. Имеющийся сценарий для квест комнаты должен быть грамотным, интересным и тематическим. Нужно создать квест для родителей с детьми, квест для молодежи, квест для взрослых. Если у вас нет опыта и фантазии, то наймите сценаристов.
  2. Не экономьте на декорациях и оформлении - это сразу же чувствуется и снижает удовлетворение от посещения комнаты. Помните, что основная ваша реклама - это сарафанное радио, и большинство ваших клиентов должны вернуться к вам на новые квесты.
  3. Проведите обучение администраторов, премируйте их за хорошую работу. Желательно брать девушек - к ним охотнее ходят парни, которые и будут основными вашими клиентами.
  4. Меняйте квесты через 3 месяца, устраивая напоследок акционную неделю. Это привлечет к вам посетителей, которые любят экономить и покупать услуги по скидкам.
  5. Будьте лояльными к клиентам. Дисконтная программа отлично привязывает людей - они будут возвращаться к вам снова и снова.
  6. Старайтесь поддерживать хорошие отношения с конкурентами. Вы вполне можете объединиться с ними для обмена декорациями или идеями, в конце концов у вас общее дело и общая целевая аудитория. Чем больше людей вы “подсадите” на квесты, тем выгоднее будет всем.
  7. Старайтесь думать о будущем, а не просто получать дивиденды. Квест-рум часто перерастает во что-то большее - в зону развлечений, хостелы и пр. Он дает постоянный доход - подумайте, как использовать эти деньги, чтобы развиваться и перестраховаться на случай неприятностей или падения спроса.

Вконтакте

Но не тех квестов, в которые раньше захлеб играли наши старшие братья на компьютере и младшие – на айфоне, а настоящих квестов в реальной жизни: интересных, захватывающих и хорошо переключающих мозги от дневных забот.

Живые квесты – сюжетные ролевые игры, которые могут проводиться в замкнутом пространстве, на открытой местности и даже на природе. И если изначально квесты создавались и проводились, в основном, на улицах города (самое время вспомнить тот же Дозор или Encounter), то сегодня, помимо них, можно открыть и квест-комнаты, и просто сюжетные ролевые с костюмированными представлениями и определенными целями в игре.

Как бизнес квесты в реальности тоже выглядят интересно: целевая аудитория – молодые люди от 20 до 35 с доходом средний и выше, которые предпочитают активные виды отдыха, а также корпоративные клиенты, которые рассчитывают с помощью квестов сдружить тех-отдел «с теми клушами из бухгалтерии». Наиболее перспективно идти в регионы, где о квестах уже знают, но засилья пока не наблюдается – это поможет выйти на окупаемость примерно через 3-6 месяцев.

Перед тем, как начнем

В последние несколько лет понаоткрывающиеся квесты в реальности и различные квест-комнаты завоевали звание одних из самых развивающихся направлений event-бизнеса – и никакие кризисы им не помеха. Конечно, маркетологи немножко лукавят, когда говорят, что в тяжелые времена именно такие игры с нестандартными ситуациями, позволяющие забыть о бытовухе, выходят на первый план, но ведь в каждой шутке есть доля правды. Тем более, что у этого бизнеса есть интересная специфика – конкуренты здесь не столько конкурируют, сколько помогают друг другу, пусть даже нехотя: человеку интересно сыграть в квест всего один раз, а затем он начинает, что еще интересного есть в городе.

Первый шаг, чтобы создать свой квест – это определиться с форматом игры. Например, в квестах типа escape the room, необходимо выйти из запертого помещения, решая различные задачи – такие квесты требуют больше вложений в помещение и могут быть как интеллектуальной игрой соревновательного характера, так и переносить клиентов в альтернативную реальность. Другое дело – ролевые игры с заданиями, разбросанными по городу или детективные истории, когда нужно разгадать страшную тайну, распутать дело и найти убийц, параллельно лазая по помойкам, пытаясь найти NPC, получая смски свыше и самостоятельно определяя дальнейший ход сюжетной линии.

Кстати, на растущем рынке то и дело появляются все новые предложения квестов по франшизе. Тут и пресловутые DozoR и Encounter, и комнатные «Клаустрофобия», Rabbit Hole, Real Quest, Questime, «Комната», «Выйти из Комнаты», в общем, миллионы их. Они позволяют работать под известным именем и зачастую не особо париться по поводу разработки сценария и автоматизированных систем игр. Несмотря на внушительный вступительный взнос, предприниматели не жалуются: разработка тех же сценариев стоит немалых денег и требует досконального тестирования, а продвижение сайта сжирает кучу времени.

Основные риски : считать, что ваш бизнес – это «по фану», для комнат – большие инвестиции, для городских квестов – зависимость от погодных условий, сильная зависимость от репутации (предположим, делали вы все круто 10 лет, а тут кто-то потерялся во время квеста и все, отток клиентов обеспечен).

“Пошаговая инструкция, как открыть свой квест с нуля”


Местоположение

C помещением для того, чтобы создать свой квест, все просто – оно либо нужно, либо не нужно. Например, чтобы открыть квест-комнату, понадобится достойное место с аутентичным ремонтом, который влетит в копеечку, причем в хорошей транспортной доступности, возможно, в центре. Ролевые игры можно проводить в антикафе по типу распространенных игротек, куда приходят все желающие – чаще всего при таком раскладе можно даже не платить за аренду, а найти какой-то компромисс, интересный обоим сторонам. А вот для городских и поисковых квестов, а также выездных квестов, которые сами с удовольствием приедут на свадьбу, день рождения или корпоратив, помещение не нужно или на первых порах не обязательно.


Оборудование

Основа каждого квеста, вне зависимости от его типа – это сценарий. Сценарии делаются по схожему принципу, что и для фильмов и спектаклей. В компаниях, где проведение квестов в реальности поставлено на поток, над созданием очередного сценария обычно работает своя команда с режиссерами, сценаристами, редакторами. Вы же можете поручить эту работу отдельным людям с опытом: найти таких можно или через знакомых, или на старом-добром fl.ru. А при наличии покровительства со стороны компании-франчайзера, сценарии вам могут предоставить бесплатно или разработать за дополнительную плату.

Обычно сценарий должен основываться на какой-то тайне или загадке, причем развязка должна быть логичной, но не совсем предсказуемой. Лучше всего, когда у организаторов есть несколько типов сюжета, которые подбираются в зависимости от возраста, интересов аудитории, их опыта в играх или наличием тех или иных ролей, которые бы уровняли шансы игроков.

Перед тем, как сценарий пойдет в массы, он должен пройти тщательную проверку и тестирование в полевых условиях, по результатам которых исправляются последние недочеты, появляются или убираются дополнительные персонажи и сюжетные линии. Для тестирования можно позвать своих друзей или привлечь компании добровольцев в социальных сетях.

Для того, чтобы открыть квест-комнату, вам также придется вложиться в хороший ремонт и обстановку. Тут главное – антураж, поэтому помещение нужно тщательно оборудовать в едином стиле и под задачи сценария, также приветствуются звуковые и визуальные спецэффекты, которые добавляют происходящему реалистичности.

Для живых квестов могут понадобиться костюмы и игровой реквизит – их можно найти в магазинах товаров для розыгрышей. А в городских квестах в первую очередь нужно наладить связь с игроками: это могут быть и традиционные конверты, и смс. Кстати, когда игроков станет много, процесс придется автоматизировать.


Кадры

Начнем с вас. Так как для того, чтобы открыть свой квест, можно обойтись без дополнительного найма агентов – достаточно 2-3 организаторов – с вас потребуется живой интерес.Также желательны опыт работы в event-компаниях и хотя бы базовые навыки ведущего мероприятий. Сценарии, как мы уже говорили, можно заказать на сайтах фриланса или, например, устроить конкурс в социальных сетях.

Вообще, чем сложнее и интереснее будут ваши квесты, тем больше неигровых персонажей придется в них подключать. В первое время можно привлекать знакомых и нанимать сторонних людей, например, с оплатой за время. В дальнейшем лучше сформировать штат собственных агентов, каждый из которых может принимать участие сразу в нескольких квестах.


Документы и лицензии

Ну, для простейшей легализации своей деятельности, лучше всего организовать банальное ИП. Что еще нужно учитывать? Квестовые игры – развлечение не всегда безопасное. Если с квестами-комнатами все более-менее ясно, то при играх на городских улицах бывают и травмы, и несчастные случаи. Чтобы обезопасить и себя, и своих игроков от лишних проблем, организаторы либо меняют формат игры, полностью отказавшись от всех факторов риска, либо проводят инструктаж по технике безопасности, а на бумаге полностью отказываются от ответственности за действия игроков. Так или иначе, если в вашу душу закралось сомнение, гораздо лучше обратиться к юридическим консультациям.


Маркетинг

Как правило, потенциальные клиенты ищут квестмейкеров в Интернете, поэтому оптимизированный сайт с доступными квестами, расписанием и ценами – просто must have. Помимо продвижения сайта, также не забудьте подключить социальные сети, контекст, баннеры на региональных форумах и городских порталов. Ну, и конечно, большую роль будет играть сарафанное радио, развитие квестов в вашем городе и репутация ваших прямых конкурентов: если человеку понравился квест от другой компании, то он с большой вероятностью в следующий раз обратится и к вам.

Что еще может работать? Флаеры и визитки в местах массового скопления потенциальных игроков. Активный блог с репортажами о последних мероприятиях. Скидки для постоянных клиентов, проведение бесплатных игр в определенные дни, конкурсы на лучший сценарий. Не бойтесь экспериментировать – сама сфера к этому располагает!


Резюме

Квесты в реальности, будь то сюжетные городские квесты или квесты-комнаты – бизнес однозначно нескучный да еще и растет стремительными темпами, особенно в регионах. На первом этапе можно обойтись с минимальными инвестициями: достаточно сайта, хорошего сценария и пары человек помощи. Исключение составляет лишь создание квеста комнаты – тут придется потратить кругленькую сумму и на помещение, и на подбор антуража, и спецэффекты, за счет которых, однако, сможет выиграть и более слабый сценарий. Со сценарием в любом случае придется хорошо повозиться и протестировать его в полевых условиях как минимум с десяток раз. Однако если вы обращаетесь к франшизе, то не только сможете открыть свой квест под известным именем, но и решить вопрос с сюжетами: одни франчайзи предлагают готовые сценарии (их стоимость входит в сумму пашуалки), другие готовы разработать их бесплатно, а у третьих всегда можно заказать поддержку или разработку дополнительных сюжетных сцен.

Развлечения - одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Мировая индустрия развлечений аккумулирует миллиарды долларов и является значимой частью экономики большинства стран. О том, как войти в эту нишу и взять свой «лакомый» кусочек этого пирога, мы поговорим с экспертом - , предпринимателем, основателем квест-проекта « ».

С чего начать?

Итак, с чего начать? Вообще, учитывая нынешнюю экономическую обстановку и высококонкурентность среды, открывать квест самостоятельно и с нуля, по мнению эксперта - очень рискованная затея. Лучше всего приобрести франшизу крупной, зарекомендовавшей себя сети и уже развиваться, избегая множества рисков, сопряжённых со спецификой бизнес-ниши (в один квест один человек приходит один раз). В каждом крупном городе уже есть серьёзные игроки, которые контролируют локально рынок. Сфера высококонкурентна, но основными конкурентами являются не столько другие компании-квесты, сколько иные представители сферы досуга и развлечений: кинотеатры, аттракционы, аквапарки, различные секции, клубы и прочее. Успех определяется возможностью выдерживать конкуренцию именно на этом уровне.

Личный опыт

В нашем случае работает эффект синергии. У нас сейчас в Казани сеть составляет 27 квестов, и если человек посетил один из квестов и остался доволен, то он обязательно посетит остальные квесты сети.

Основная целевая аудитория - молодые люди от 20 до 35 с доходом средним и выше, которые предпочитают активные виды отдыха.

Объем инвестиций

По мнению эксперта, многое зависит от того, насколько развит рынок квестов в отдельно взятом городе. Под развитостью подразумевается степень «насмотренности» горожан, это определяет уровень их взыскательности: чем больше видел зритель, тем сложнее его удивить.

Первый наш квест, который мы открывали два с половиной года назад, обошёлся нам в 150 тыс. рублей.

Сейчас у многих, кто открывается в большом городе, бюджет может доходить до 3 млн рублей. Такая разница объясняется тем, что простые и дешёвые методы достижения «вау-эффекта» за это время уже были использованы «первопроходцами», и «новички» вынуждены прибегать к более дорогостоящим решениям. Каждый последующий шаг на этом пути дорожает! Для сравнения, в Нью-Йорке открытие квеста стоит ориентировочно 30 тыс. долларов (приблизительно 2 млн рублей). По расчётам, в Москве на запуск необходимо не менее 7-8 млн рублей.

Что касается вопроса первоначальных затрат, то в случае франчайзи первым крупным вложением является приобретение франшизы (в том числе сценарий). Вторую половину расходов будут составлять:

  • элементы антуража и бутафория;
  • аренда помещения;
  • ремонт;
  • техническое оснащение: аудио-, видеоустройства и прочее.

Как найти финансирование? Поскольку у нас это не первое бизнес-направление, мы выработали следующую схему: перед стартом каждого нового проекта, мы определяем смету и общие денежные потоки, а потом идём в банк и берём в кредит необходимую сумму. Поскольку есть убеждённость, что каждый проект должен окупать себя сам. Нужно отметить, что такой подход очень рискован, если нет необходимого опыта и понимания того, как выходить из ситуации невозможности возврата кредита.

Пошаговая инструкция

По мнению эксперта, если есть желание вложиться в квест, то самым правильным решением будет найти команду людей, которые уже занимались открытием квестов или работают с крупной франшизой. Такая бизнес-схема является наиболее стабильной и устойчивой. В России есть 6-7 команд, которые пребывают в состоянии готовности выехать за границу и открываться там, если будут инвестиции.

Какой необходим персонал? На этапе строительства понадобятся специалисты-техники и электронщики. После запуска главным сотрудником и, что называется, лицом компании становится «хранитель ключей». Встречать и провожать гостей, проводить инструкцию, а также делать финальное фото - их основная задача. Контингент работников данной должности представлен, как правило, студентами и молодыми людьми. Главный привлекающий фактор для них - увлекательность и далекие карьерные перспективы.

Ребята, которые два года назад были у нас «хранителями» - открывали и закрывали двери - сейчас уже ездят по всему миру, занимаясь продажами, и по всей России, инспектируя филиалы.

Особенностью данного бизнес-направления является то, что ни скидки, ни какие-либо бонусы не будут побуждать клиента приходить в квест, если сценарий и его воплощение не будут его привлекать.

Человек либо приходит к тебе, либо не приходит. Не придет на плохой квест, даже если он будет бесплатным, и с легкостью отдаст хорошую сумму за хороший квест. Так устроена индустрия развлечений: все плохо, что не развлекает.

В связи с этим классический маркетинг может не дать должные результаты, если качество продукта не будет соответствовать должному уровню запросов. Главным конкурентным преимуществом квеста является его зрелищность.

Личный опыт

Мы организовывали своего рода квесты по городу. В этом случае участник не находится в помещении, а перемещается на автомобиле по городу, выполняя задания, предусмотренные сценарием квеста. Такие мероприятия выполняют функцию хорошего продвижения.

Как и в любых иных направлениях индустрии развлечений, местоположению необходимо уделить должное внимание. Рекомендуется открываться ближе к центру города или в местах высокой активности и доступности, но подальше от развлекательных заведений.

Ещё одним явным преимуществом данной ниши, по мнению эксперта, является простота выбора помещения. Существует два подхода в подборе помещения и организации пространства:

  1. поиск помещения исходя из запросов сценария;
  2. адаптация сценария под условия помещения.

В целом требования, предъявляемые к помещению в данной сфере, не отличаются строгостью. В большинстве случаев необходимо лишь согласование с пожарной инспекцией и Роспотребнадзором. Для простоты решения задачи можно обратиться к компаниям, занимающимся получением разрешений.

Документы

Занимательным фактом является то, что в современном общероссийском классификаторе экономической деятельности понятие «квесты» отсутствует, и подобная деятельность относится к категории «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений». Лицензия не требуется. Удобнее, по мнению экспертов, открыть и регистрировать ООО, с упрощенным видом налогообложения «доходы», 6% налоговая ставка, так как издержки в этом бизнесе невысокие.

Интересный факт - в Германии есть требование согласовывать открытие любой организации с местным сообществом.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

В Европе и США ситуация с квестами иная: сроки окупаемости в целом там больше, но это опять же в пользу стабильности и устойчивости рынка. Наши квесты демонстрируют хорошие показатели общей рентабельности.

Нужно отметить высокую сезонность сферы. Большая активность наблюдается осенью и весной, в холодное время. Летом, как правило, люди в качестве отдыха отдают предпочтение вылазку на природу.

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация квест-рума в г. Ростове-на-Дону. Ценовой сегмент – средний. Целевая аудитория – дети от 12 лет, а также мужчины и женщины в возрасте до 35 лет со средним уровнем дохода.

Квест-рум – новый формат развлечений, объединяющий достоинства компьютерной игры и совместного досуга с друзьями. Суть игры заключается в том, чтобы командой от 2 до 6 человек выбраться из закрытого помещения, решая загадки, подобранные в соответствии со сценарием. Участие в квестах позволяет участникам весело провести время с друзьями, поднимает настроение, щекочет нервы, укрепляет командный дух (что полезно для корпоративных клиентов при тимбилдинге); участие в квестах детей позволяет развить коммуникативные навыки, логическое мышление, внимательность и ряд других полезных навыков.

Квест-румы – достаточно новый вид развлечений, как для России, так и для мира в целом. На сегодняшний день на рынке присутствуют игроки как регионального, так и федерального масштаба (по франшизе). Конкуренция пока еще не очень сильна, но растет с каждым годом.

Основа конкурентоспособности проекта – уникальные авторские программы, разработанные совместно с опытным театральным и киносценаристом, качественно выполненные декорации, особенная атмосфера всех комнат.

Проект является инвестиционно привлекательным и экономически эффективным, о чем свидетельствуют простые и интегральные показатели эффективности (Табл. 1).

Таблица 1. Основные показатели эффективности проекта

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

Квест в реальности – относительно новый вид командных развлечений (игр), который предполагает решение загадок в соответствии с установленным сценарием с целью выбраться из закрытой комнаты. Как правило, в игре принимает участие команда от 2 до 6-8 человек. Первые квест-румы появились в Японии и США примерно в 2011-2012 годах, затем стали распространяться и по другим странам мира. Наибольшее развитие данное направление приобрело в Будапеште, где было создано большое количество квест-румов, и куда стали съезжаться желающие поиграть в новый вид командных игр.

Поскольку отрасль новая и, при этом, достаточно специфичная, регулярная статистика и анализ рынка не проводятся. Однако, по оценкам экспертов, на конец 2015 года в России насчитывалось порядка 200 компаний, из которых 170 – московские, владеющие 400 комнатами. Еще порядка 450 комнат на тот момент строились за пределами Москвы. Выручка только московских комнат оценивалась в 1,5 млрд. рублей в год. На сегодняшний день, согласно экспертным оценкам, можно говорить о приросте не менее чем в 30%, что составляет около 2,0 млрд. рублей только в Москве. Вместе с регионами совокупная выручка может достигать 4,0 – 4,5 млрд. рублей.

В связи с появлением новых игроков и насыщением рынка, возрастает требовательность клиентов к квест-румам: к сложности головоломок, техническому исполнению, оформлению и так далее. Такой рост требовательности неизбежно приводит к росту инвестиционных затрат, однако, и увеличивает интерес публики, привлекая все больше новых клиентов. Отличительной особенностью данного вида игр является то, что один человек, пройдя квест, в него уже не возвращается, а ищет все новые игры и головоломки.

Средняя загрузка квест-румов, согласно оценкам экспертов, составляет 80-85% от максимально возможной. Увеличивается доля корпоративных заказчиков, которые либо организуют отдых для своих сотрудников, либо в целях продвижения собственных услуг или продукции приглашают клиентов.

Большую долю рынка занимают компании, работающие по франшизе пионеров данного сегмента. Оценочно, на них приходится более 60% рынка. Большим минусом такой системы является стандартизация программ (игр, сценариев). Учитывая нежелание клиентов играть в одни и те же игры, для несетевых игроков создаются более благоприятные условия за счет гостей города. При небольшой удаленности городов в Южном федеральном округе, а также при большом количестве трудовых мигрантов, студентов и так далее, уникальность программы является серьезным преимуществом для проекта.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для понимания потенциального уровня спроса на услуги развлекательных заведений необходимо проанализировать общую экономическую ситуацию в стране. Анализ макроэкономических показателей свидетельствует об отрицательном росте ВВП, начиная с I квартала 2015 года, что означает переход от стагнации к кризису.

Предпосылками такого снижения стали несколько очевидных факторов: санкции со стороны ЕС и США, ослабление курса национальной валюты, падение цен на нефть и, как следствие, снижение благосостояния и платежеспособности большей части населения страны. Также произошло значительное удорожание импортной продукции – как продовольственных, так и непродовольственных товаров. По данным Росстат, только в 2014 году цены на товары и услуги в среднем выросли на 11,4% по сравнению с 2013 годом. Цены на продовольственные товары выросли на 15,4%, на непродовольственные – на 8,1%.

Рисунок 1. Индекс потребительских цен, % к предыдущему году (прогноз до 2018 г.)

Падение реальных располагаемых доходов населения, по данным Минэкономразвития, составило в 2014 году 1%, а в 2015 – уже 7,8%. Впрочем, по некоторым оценкам, после подведения итогов 2016 года вполне вероятна уже положительная динамика. По прогнозам РБК.Quote рост может достичь 1%.

Несмотря на довольно позитивные прогнозы экспертов в отношении роста цен на нефть, снижения темпов роста инфляции и потребительских цен, в ближайшие годы следует ожидать продолжения спада покупательской активности – потребители будут подходить к покупкам взвешенно и осторожно. Одна из причин – высокая закредитованность населения, отсутствие потребительской уверенности.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Вследствие этих процессов могут пострадать многие отрасли экономики. По данным Министерства экономического развития, оборот розничной торговли в России в 2015 году снизился на 8,2% по сравнению с предыдущим годом.

Опираясь на приведенные данные, можно говорить о том, что, при сокращении расходов, население будет смещать фокус от более дорогих развлечений, как, например, туристические поездки, в сторону более экономичных. Одним из таких экономичных видов развлечений можно считать квест-румы.

В рамках проекта организуется новое предприятие в г. Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону – административный центр Южного федерального округа и Ростовской области, крупнейший экономический, культурный и промышленный центр Юга России. Население города – 1,1 млн. человек, население городской агломерации – 2,16 млн. человек. В городе расположены 39 высших учебных заведений, что немаловажно для проекта, поскольку студенты являются основой целевой аудитории. Кроме того, город посещает большое количество жителей других городов федерального округа – Краснодарского и Ставропольского края.

Квест-рум располагается в центре города, в подвале бывшей обувной фабрики, что создает особенную неповторимую атмосферу. Всего запланировано пять комнат с различными сюжетами. Поскольку отличительной особенностью квестов в реальности является отсутствие повторных посетителей на одну и ту же игру, со временем потребуется переоформление игрового пространства и создание новых сценариев.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

В рамках проекта предполагается оказание развлекательных услуг – так называемые квесты в реальности. Суть игры – командой найти выход из закрытой комнаты в течение ограниченного времени, решая головоломки в соответствии с определенным сюжетом.

К написанию сценариев привлекается профессиональный сценарист, имеющий опыт работы в театре и кино. Декорации разрабатываются и производятся профессиональными художниками-декораторами, сотрудничающими с театром драмы им. Горького (Ростов-на-Дону).

В игре могут участвовать команды от 2 до 6 человек. Длительность одного сеанса игры – 60 минут. С учетом подготовки к игре следующей группы, сеансы проводятся каждые полтора часа. Проектом предусмотрено создание пяти комнат с различными сюжетами. Описание сюжетов приведено в Табл. 2. Стоимость одной игры – 470 рублей на человека.

Таблица 2. Сюжеты игр

Название

Описание

Загадка пирамиды ацтеков

Погружение в атмосферу древней цивилизации с целью найти священный тотем, который откроет выход из пирамиды. Жанр: приключения. Сложность средняя

Кукла вуду

Профессор Зильберман исчезает при загадочных обстоятельствах. В его квартире находят странную куклу, похожую на профессора. Ученикам профессора нужно найти связь между его исчезновением и куклой. Жанр: мистика. Сложность средняя

Одноглазый Вилли

Разгадай тайну пиратского клада и выберись из полной опасностей пещеры. Жанр: приключения. Сложность низкая, подойдет для новичков и детей от 12 лет

Сайлент-Хилл

Узнай тайну исчезновения всех жителей туманного городка. Дополнительное задание: найди таинственный артефакт и получи бонус – сертификат на скидку при следующих посещениях. Жанр: ужасы. Сложность высокая

Ворчащие мертвецы

Спаси свою команду от нашествия зомби, выберись из запертого дома. Дополнительное задание: найди таинственный артефакт и получи бонус – сертификат на скидку при следующих посещениях. Жанр: ужасы / фантастика. Сложность высокая

В качестве дополнительной услуги проект предлагает организацию корпоративных мероприятий и праздников (дни рождения, торжественные события), включая услуги ведущего, кейтеринга и прочие. Услуга оплачивается отдельно в соответствии со сметой затрат.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевая аудитория проекта - Целевая аудитория – дети от 12 лет, а также мужчины и женщины в возрасте до 35 лет со средним уровнем дохода. Наиболее активная часть аудитории – молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Основная рекламная кампания направлена на данный сегмент ЦА.

Продвижение осуществляется с использованием как офлайн, так и онлайн инструментов. Причем, предпочтение отдается последним. Из офлайн-инструментов можно выделить следующие:

    Периодические статьи в местной прессе с описанием квестов в реальности как нового вида досуга

    Программа лояльности – бонусы и скидки постоянным посетителям, корпоративным клиентам, подарочные карты; стимулирование к новым посещениям происходит также и во время игр – за выполнение дополнительных заданий в игре участники получают скидки на следующие посещения квест-рума

В качестве онлайн-инструментов используются следующие:

    Собственный веб-сайт, содержащий информацию о проекте, список игр с текстовым описанием и промо-роликами, расписание игр; на сайте можно забронировать комнату на любое доступное время; продвижение сайта осуществляется с помощью контекстной рекламы в поисковых системах

Готовые идеи для вашего бизнеса

Цены на услуги проекта находятся на среднерыночном уровне при уровне качества сюжетов и декораций значительно выше среднего. Сравнение с основными конкурентами приведено в Табл. 3. Оценка сюжета и декораций проводится экспертным методом на основе проведенного анализа рынка по десятибалльной шкале, где 10 – максимальное значение.

Таблица 3. Конкурентный анализ

Наименование

Цена, руб. за чел.

Сюжет

Декорации

Запертые

Ростов-квест

Таинственный остров

Город ужасов

Квест-город

Спрос на услуги проекта обладает невыраженной сезонностью. Некоторый спад приходится на период летних отпусков, когда значительная часть населения покидает город. Однако, в связи со снижением туристического потока из-за неблагоприятной экономической ситуации, это снижение в ближайшее время может быть нивелировано. Пики приходятся на период различных государственных праздников, в особенности, на новогодние каникулы. Плановые объемы продаж приведены в Табл. 4.

Таблица 4. Плановые объемы продаж

Достижение плановых объемов планируется к концу первого года реализации проекта.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Квест-рум располагается на арендованной площади на территории подвалов бывшей обувной фабрики, что обеспечивает дополнительную таинственную атмосферу. Общая площадь помещений – 400 м 2 . Сюда входят игровые комнаты, комната ожидания, а также помещения для персонала (операторская комната, помещение для оборудования и т.д.). Имеются все необходимые коммуникации. Помещение соответствует всем требованиям надзорных органов.

Декорации разрабатываются специализированным предприятием, расположенном в г. Ростове-на-Дону, по эскизам художников-декораторов. Предприятие имеет опыт создания декораций для отечественных телевизионных фильмов. Срок изготовления и монтажа – три месяца.

Необходимое компьютерное оборудование с программным обеспечением и электроника приобретаются у поставщика в г. Москве. Поставщик осуществляет доставку, монтаж и пуско-наладку оборудования, а также проводит обучение персонала проекта.

Заявки на бронирование принимаются по телефону или через форму на сайте проекта. Для уточнения и подтверждения информации, указанной клиентом на сайте, администратор связывается с заказчиком по телефону в течение 20 минут после регистрации заявки. Затем клиент получает на электронную почту письмо с подтверждением бронирования, датой и временем игры, а также контактными данными администратора. За один день до игры клиент получает электронное письмо с напоминанием о времени и месте проведения игры, что позволит избежать неявки.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

В целях реализации проекта создается новое предприятие. В качестве организационно-правовой формы выбрано ИП. На основе сравнения нескольких вариантов (по финансовым результатам) выбрана форма налогообложения – УСН, объект налогообложения – доходы; ставка – 6%.

Весь процесс реализации проекта можно разделить на три основных этапа: подготовительный этап, этап роста и этап операционной деятельности. В ходе подготовительного этапа производится и закупается необходимое оборудование, осуществляется его монтаж, проводится набор и обучение работников. Длительность подготовительного этапа – три месяца. Комнаты открываются поочередно, по мере готовности. Открытые комнаты могут принимать клиентов, в то время как в закрытых ведутся ремонтные и отделочные работы. Этап роста предполагает активное продвижение услуг проекта и выход на плановые объемы продаж. Ориентировочная длительность этого этапа – от семи до двенадцати месяцев. После этого начинается этап операционной деятельности в рамках плановых финансовых результатов.

Команда проекта обладает необходимыми ключевыми навыками и знаниями, необходимыми для успешной реализации проекта. Из всей команды напрямую в проекте участвует только инициатор проекта, который выполняет все руководящие и административные функции. Для этого он имеет успешный опыт ведения предпринимательской деятельности.

В команду проекта также входят сценарист, художники-декораторы и консультант. Они не участвуют в проекте на постоянной основе, однако оказывают услуги высокого качества и с высокой степенью приоритетности. Консультант имеет опыт запуска и развития квест-румов в различных городах России и оказывает поддержку проекту в виде бесплатного организационного консультирования.

Организационная структура проекта проста – все работники находятся в непосредственном подчинении инициатора проекта. Штатное расписание и фонд оплаты труда приведены в Табл. 5.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

Бухгалтер

Администратор

Производственный

Оператор игрового пространства

Торговый

Контент-менеджер

Вспомогательный

Уборщица

Итого:

157 000,00 ₽

Социальные отчисления:

47 100,00 ₽

Итого с отчислениями:

204 100,00 ₽

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план имеет горизонт планирования в пять лет и учитывает все доходы и расходы проекта. Под доходами понимается выручка от операционной деятельности; доходы от инвестиционной деятельности и реализации активов не предусмотрены проектом. Выручка первого года реализации составляет 16,6 млн. рублей, чистая прибыль (после уплаты налогов) – 9,6 млн. рублей. Выручка второго года и последующих лет (после выхода на плановые объемы продаж) – 20,9 млн. рублей, чистая прибыль – 13,5 млн. рублей.

Инвестиционные затраты – 3 105 000 рублей. Основная часть средств расходуется на подготовку и оборудование помещений, разработку и продвижение интернет-сайта, а также на формирование фонда оборотных средств, из которого будут покрываться убытки проекта до выхода на окупаемость (Табл. 6). Собственные средства инициатора проекта – 1,7 млн. рублей. Недостаток средств планируется покрыть путем привлечения банковского кредита на срок 36 месяцев со ставкой 18% годовых. Погашение кредита осуществляется аннуитетными платежами, кредитные каникулы – 3 месяца.

Таблица 6. Инвестиционные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость

Подготовка помещений

Оборудование

Компьютерная техника, видеоборудование

Нематериальные активы

Разработка веб-сайта

Оборотные средства

Оборотные средства

Итого:

3 105 000 ₽

Собственные средства:

1 700 000,00 ₽

Требуемые заемные средства:

1 405 000 ₽

Ставка:

18,00%

Срок, мес.:

Определить переменные затраты в структуре расходов проекта проблематично, все затраты отнесены на постоянные. Основная статья постоянных затрат – аренда помещения; также они включают расходы на рекламу, коммунальные платежи и другие расходы, включая амортизационные отчисления (Табл. 7). Размер амортизационных отчислений определяется линейным методом исходя из срока полезного использования основных средств и нематериальных активов в пять лет.

Таблица 7. Постоянные затраты

Подробный финансовый план приведен в Прил. 1.

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценка эффективности проводится на основании анализа финансового плана проекта, денежных потоков, а также простых и интегральных показателей эффективности (Табл. 1). Для учета изменения стоимости денег во времени используется метод дисконтирования денежных потоков. Ставка дисконтирования для проекта – 12%.

Простой (PP) и дисконтированный (DPP) срок окупаемости – 6 месяцев. Чистый дисконтированный доход (NPV) – 3,3 млн. рублей. Внутренняя норма прибыли (IRR) – 21,6%. Индекс доходности (PI) – 1,05. Все эти показатели свидетельствуют об эффективности и инвестиционной привлекательности проекта.

9. ГАРАНТИИ И РИСКИ

Для оценки всех рисков, связанных с реализацией проекта, проводится анализ внутренних и внешних факторов. Данные проведенного анализа и предлагаемые мероприятия по нейтрализации рисков и освоению возможностей представлены в виде SWOT (Табл. 8).

Таблица 8. SWOT-анализ проекта

Сильные стороны

Высокое качество сюжета и декораций

Наличие в штате опытного контент-менеджера, занимающегося также продвижением в интернете

Удобное расположение в центре города (есть парковка и остановки городского транспорта в пределах 3 минут ходьбы)

Слабые стороны

Отсутствие наработанной клиентской базы

Возможности

Растущий интерес со стороны населения к квестам в реальности

Сдвиг спроса в сторону более бюджетных способов проведения досуга

Активное онлайн-продвижение и привлечение даже той части целевой аудитории, которая ранее не играла в квесты в реальности, путем проведения вовлекающих мероприятий (конкурсы, розыгрыши)

Самостоятельно растущий рынок позволит в короткие сроки увеличить клиентскую базу за счет имеющихся ресурсов

Угрозы

Появление новых игроков на рынке

Ценовая борьба со стороны существующих игроков

Ценовая борьба неприемлема для проекта; высокое качество сюжета и декораций делает проект одним из лучших в городе, что позволит формировать лояльную аудиторию даже при относительно высоком уровне цен

Необходимо в короткие сроки реализовать максимум рекламных мероприятий, повысить узнаваемость бренда проекта, даже если спрос на услуги проекта будет отложенным

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Финансовый план

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса






190 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 61908 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Психологический салон "1000 идей" - это уникальный формат своего дела, открывающий безграничные возможности для самореализации в одной из самых востребованных ниш современного бизнеса.

Представленный бизнес-план медицинского центра отличной подойдет, как основа создания личного проекта бизнеса для получения инвестиций.

Сейчас довольно тяжело найти хорошие бесплатное мед. обслуживание, поэтому неплохим бизнесом является открытие частной клиники на платной основе.

Первый вопрос: кто может открыть медицинский центр? Бизнес привлекателен тем, что открыть его может кто угодно, обладающий организаторскими способностями, большим желанием и терпением. Не нужно иметь медицинское образование или вообще иметь какое-то отношение к медицине. Но необходимо хоть немного ознакомиться с предметом, над которым собираетесь работать, но основную деятельность возьмут на себя врачи, бухгалтеры и прочий персонал.

Первоначальные инвестиции составят 8 043 509 рублей.

Точка безубыточности достигается за 8 месяцев.

Срок окупаемости составляет от 28 месяцев.​​​​​​​

Познаний в этой области должно хватить на то, чтобы определиться с видом медицинского центра: специализированная или многопрофильная; какие центры, пункты и так далее; будет это только центром диагностики или полноценным лечебным заведением.

К частным клиникам выдвигается ряд очень высоких требований. Необходимо получить все нужные лицензии, сертифицировать само заведение и специалистов (а лучше найти уже прошедших полное обучение и получивших какие-то сертификаты и дипломы). То, что действительно стоит изучить - принцип регистрации предприятия и начала бизнеса. Для предпринимателя это гораздо важнее, нежели мед. образование.

Оборудование

Нельзя сказать, что старт медицинского центра - бизнес из дешевых. Покупка оборудования стоит серьезных денег, и, скорее всего, придется брать кредит. Само оборудование зависит от того, чем именно Вы хотите заниматься.

    Мебель. Шкафы, столы в каждый кабинет, стулья, кушетки. Продумайте количество кабинетов и уже оттуда ориентируйтесь в количестве этих предметов.

    Аппарат УЗИ. Пожалуй, самое дорогое, что может из оборудования. Учитывая, что для большого лечебного центра нужен не один - это увеличивает расходы в несколько раз.

    Должна иметься лаборатория. Аппарат для лабораторных исследований тоже обойдется «в копеечку».

    Было бы довольно прибыльным иметь аппарат МРТ. Но стоит спешить с этим решением, поскольку логичнее было бы выплатить кредит сначала за прошлое оборудование, а только потом за это. Кроме того, если бизнес прогорит, с такими затратами выплатить кредит будет очень непросто. Для начала убедитесь, что он (бизнес) твердо стоит на ногах.

    Инструменты для каждого из врачей, медикаменты.

    Много мелочей для каждого из отделов центра, которые непременно стоит обдумать.

Персонал


Учитывайте в бизнес-плане медицинского центра важную строку расходов на специалистов. Для стабильной работы понадобятся:

    Квалифицированные врачи, которые не подведут ни на серьезных операциях, ни на плановых осмотрах.

    Вежливые и не менее обученные медсестры.

    Бухгалтер, следящий за всеми расходами и отвечающий за закупку недостающих лекарств.

    Администратор.

    Секретарь в приемную, отвечающий за запись клиентов и помощь в направлении их в нужный отдел.

    Уборщица. В клинике всегда должно быть чисто.

    Кроме того, можете нанять массажистов и невропатологов на неполную ставку.

Учтите, что грамотный бизнес-план медицинского центра должен содержать анализ областей медицины, которые актуальны на данный момент в вашем регионе. Считается, что при открытии клиники самые прибыльные области:

  1. Косметология
  2. Стоматология
  3. Гинекология
  4. Урология
  5. Сексопатология
  6. Офтальмология

Возможно, не понадобятся врачи всех направлений на старте, их можно добавить с развитием медцентра.

Размещение центра


При выборе места, рассчитывайте на его людность, желательно центр города или соседство с большими торгово-развлекательными центрами. Важен большой поток людей.

Поделиться: