Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинской сестры. Реферат правовые аспекты деятельности медсестринской службы Аспекты деятельности медицинской сестры

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

Психологические аспекты

профессиональной деятельности

медицинской сестры

Подготовила: Смутчак И.А.

Преподаватель сестринского

Ухода в терапии

г.Симферополь 2018

Труд медицинской сестры как общественное явление имеет свои специфические особенности.

Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей.

«Чтобы стать медиком - надо быть безукоризненным человеком » - говорили наши выдающийся предшественники. Нужно соблюдать такие этические категории, как долг, совесть, справедливость, любовь к человеку, обладать знаниями в области психологии.

Известно, что профессия медицинского работника является творческой. Он не может догматически следовать определенным постулатам и предписаниями, не учитывая характера.

Творческий характер труда обусловлен также индивидуальными особенностями как умение наладить взаимосвязь с пациентами, их родственниками. При этом. медицинская сестра использует свой личный опыт,авторитет, человеческие качества.

Психология общения с больными заключается в умении подойти к больному, найти ключ к его личности,установить контакт с ним.

Практикующие специалисты давно используют данные научных наблюдений для решения вопросов делового общения. Есть наблюдения, которые в совокупности со всеми остальными данными о том или оном человеке могут оказаться полезными для первого делового знакомства.

Психология учит, что человек представляет собой не только организм,но и личность, поэтому учитывать все ее особенности необходимо как при лечении,так и в процессе предупреждения заболеваний как психогенной этиологии,так и соматического характера. И их излечение самым непосредственным образом связаны с особенностями личности,а иногда даже определяются этими особенностями.

Тактика общения с помощью жестов

Наблюдение №1

Если ваш собеседник откровенен с вами, он открывает свои ладони полностью или частично. Если же он обманывает, то скорее всего спрячет ладони или за спиной, или в карманах, или скрестит руки на груди. Ваш собеседник может конечно обманывать с открытыми ладонями,но вы скорее всего заметите неестественность его позы.

Совет : Выработайте у себя привычку при беседе держать ладони открытыми, так как это поможет искренне разговаривать с вашим собеседником. А так же этот жест поможет вашему собеседнику быть с вами честным и открытым.

Наблюдение №2.

Если ладонь выглядит как рука просящего,то человек воспринимает ваше желание как просьбу, доверительное пожелание. Если ладонь находится снизу,такой жест воспринимается как покровительствующий или указание, иногда жестоко. Если при этом используется указательный палец, то такой жест вызывает желание защиты от подавляющей руки.

Совет: Старайтесь высказывать свои указания и пожелания с помощью жеста, когда ладонь находится вверху. Не используйте ” указующий ” жест, т.е. с помощью указательного пальца,так как это всегда приводит к негативной реакции.

Наблюдение №3

Установлено, что существуют три типа рукопожатий.

1.Одно из них является доминирующим: ваш собеседник при таком рукопожатии держит руку ладонью вверх, а вы являетесь доминирующим.

2.При другом рукопожатии ваша ладонь обращена кверху – это покорное рукопожатие.

3. Оптимальный вариант – равноправное рукопожатие, где обе ладони находятся в одинаковых позициях.

Исследователи также заметили,что покорное рукопожатие часто встречается у людей, которые берегут руки – это хирурги, художники, артисты,музыканты. А так же у людей, руки которых отражают болезнь – артрит

Совет: Не пользуйтесь доминирующим рукопожатием, так как можете потерять партнера. Старайтесь изменить положение.если сами попали под доминирующее рукопожатие.Сделайте шаг левой ногой вперед,затем правой, вторгаясь в интимную зону человека и разворачивайте руку в вертикальное положении.

Если вы пришли в гости, первым руку для рукопожатия предлагает хозяин дома. Если он этого не делает - не настаивайте, ограничьтесь кивком головы.

Наблюдение №4

Если пальцы рук сцеплены, то это показывает разочарование и желание его скрыть. Отрицательное отношение выражают все три способа сцепление пальцев. Разница только в силе разочарования.

Совет: Если ваш собеседник таким образом сложил руки, попробуйте

расслабить ” его жест, покажите свои ладони открыто,спокойно измените позу на располагающую.

Наблюдение №5

Кисти рук сложены в фигуру, похожую на шпиль башни. Такое положение рук используют уверенные в себе люди, которые закрепили свои позиции и не боятся промаха. Мужчины чаще используют шпиль вверх, а женщины шпиль вниз.

В целом этот жест рассматривается как положительный,а в определенном контексте может быть и отрицательным.Но везде он обозначает уверенность в себе.

Совет: При толковании этого жеста вспомните предшествующие жесты. Если они положительные шпиль - жест закрепляет, а если отрицательные – обозначает негативное отношение к происходящему.

Наблюдение №6

Если ваш собеседник делает акцент на большом пальце, т.е. отставляет его на одежде или на скрещенных руках, то это тоже говорит об уверенности в себе. Но этот жест необходимо рассматривать в совокупности с другими жестами. Такой жест при скрещенных руках – жест отрицательный, так как оборонительное скрещивание рук плюсуется к чувству превосходства больших пальцев. Это может быть и насмешка и неуважение к собеседнику.

Прикосновение рук

Наблюдение №1

Прикосновение к ушам или к уху чаще всего предполагает, что ваш собеседник устал слушать. Он не хочет больше выслушивать те или иные сведения и у него появилось желание высказаться. Этот жест пришел к нам из детства, замаскированный в прикосновении к мочке уха, в потирании ушной раковины, в сверлении уха пальцем. В детстве дети затыкают уши, чтобы не слышать наставлений и упреков взрослых.

Совет: Дайте возможность вашему собеседнику высказаться или переведите разговор на другую тему.

Наблюдение №2

Прикосновение к шее, почесывание боковой ее части или оттягивание воротничка говорит, что ваш собеседник не согласен с вами. Таким образом он протестует.

Жест «оттягивание воротничка » может быть использован также, если ваш собеседник расстроен или сердиться. Бывает, что человек оттягивает воротничок, когда лжет или боится,что обман будет раскрыт.

Наблюдение №3

Если человек держит пальцы во рту или старается грызть карандаш, если он подносит ко рту разные предметы (ручки, сигареты, фломастеры) , то скорее всего ваш собеседник расстроен и требует одобрения и поддержки. Такой жест тоже пришел из детства, когда ребенок чувствовал себя в безопасности, если держал во рту соску.

Совет: Когда у вашего собеседника появится такой жест, необходимо поддержать его или заверить,что все идет хорошо.

Наблюдение №4

Существуют жесты, которые обозначают скуку. Все они сводятся к одному – подпиранию подбородка рукой. Если голова полностью лежит на руке, то скорее всего человек давно заскучал. Если при этом он другой рукой постукивает по столу пальцами или под столом ногами, то это свидетельствует о нетерпении, о нежелании слушать. Такой человек ничего не воспринимает и не старается понять. Чем быстрее постукивание, тем нетерпеливее становится человек.

Наблюдение №5

Агрессивное отношение человек чаще всего передает с помощью позы

«руки на поясе» .

Такой человек готов действовать,но действие это будет связано с агрессией. Это наступательная позиция,которую используют мужчины и женщины. В данном жесте скрыто бесстрашие, открыты живот и грудная клетка.

Наблюдение №6

Существуют жесты готовности к действиям сидящего человека: корпус подается вперед, а руки лежат на коленях.

Медицинская сестра строго выполняет назначения врача. Ей необходимо также решать психологические, социальные и духовные потребности пациента. Для этого медицинской сестре, как специалисту, нужны не интуитивные, а дополнительные знания в области методологии сестринского дела, современной философии, психологии человека. Медицинская сестра должна владеть педагогическими знаниямии владеть исследовательскими навыками. Эти знания обеспечат повышение профессионального роста медсестер, повысят качество медицинской помощи, обеспечат систематический подход к сестринскому уходу, восстановят утраченные профессиональные ценности медицинских сестер.

Но для внедрения сестринского процесса потребуются конкретные изменения не только профессионального, но и организационного характера. Чтобы такие перемены произошли, очень важно признание необходимости этих изменений в законодательном порядке. Сегодня осуществление сестринского процесса является одной из целей развития сестринского дела в России.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом егокультуры и духовных ценностей. В настоящее время сестринский состоит из пяти этапов :

1 этап - сестринское обследование

2 этап - Сестринская проблема пациента

3 этап – Планирование сестринского ухода за пациентом

4 этап - Реализация плана сестринского ухода за пациентом

5 этап – Оценка результативности сестринских вмешательств

Первый этап сестринского процесса - сестринское обследование.

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента. В процессе общения с пациентом для медсестры очень важно установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием.



Второй этап сестринского процесса – сестринская проблема пациента.

Понятие сестринской проблемы пациента впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США . Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и другое .

Сестринская проблема пациента - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента. Основными методами этого этапа являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на заболевание.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные. Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на существующие/настоящие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки).

Поскольку у пациента всегда бывает несколько настоящих проблем, медицинская сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты - это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много - не более 2-3-х.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного. Промежуточные приоритеты – неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

1. все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения;

2.наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.

Потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (например, риск развития осложнений – переход в хроническую форму, сепсис, хроническую почечную недостаточность);проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка проблем пациента – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние. Сестринские проблемы пациента могут меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Третий этап сестринского процесса - планирование ухода.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели). Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:

1. действие;

2. критерии: дата, время, расстояние;

3. условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

1. цели должны быть достигаемыми;

2. необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели;

3. цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринских компетенций.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

Четвертый этап - реализация плана ухода.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

1. независимое – предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.);

2. зависимое – выполняется на основании письменных назначений врача (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.);

3. взаимозависимое – совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, подготовка пациента к какому – либо обследованию).

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра выполняет необходимые манипуляции для достижения намеченных целей.

Пятый этап сестринского процесса – оценка.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

1.оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

2.оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

3.оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента. Другими словами, в основе должна лежать модель.

Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.

Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делает особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.

На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии.

В каждой модели по-разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, цели ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода (Приложение №4).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Сибирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)

Кафедра организации здравоохранения
и общественного здоровья

Тема «Правовые аспекты деятельности медсестринской службы»

Г. Томск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …….. 3
1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры ……………………………………………………... 4
2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер……………… 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ……………… 10

ВВЕДЕНИЕ
Темы многих конгрессов, научно-практических конференций, семинаров включают вопросы истории развития сестринского дела, его философию, методологию, критерии оценки качества сестринской деятельности и медицинских услуг и другие направления, связанные с профессиональной деятельностью специалиста со средним медицинским образованием.
Однако практически не освещаются исследования социально-правового статуса медицинской сестры в современном российском обществе, а также не исследуется особенности и специфика профессиональной деятельности как специалиста в системе разделения труда.
Развитие социально-правового статуса медицинской сестры в России имеет свои особенности и принципиально отличается от статуса медицинской сестры любого европейского государства, отличается в первую очередь по двум направлениям: 1) по уровню социального положения медицинской сестры в гражданском обществе; 2) по степени социально-экономической защищенности.
Сложившийся образ медицинской сестры в российском обществе, можно условно разделить на две составляющие. Это требования, предъявляемые обществом и профессиональным сообществом к медицинской сестре как специалисту, т.е. деловые - профессиональные знания и компетенции. Второе направление - это развитие личностных качеств медицинской сестры, которые должны соответствовать морально-этическим нормам, принятым в обществе, и не противоречить требованиям Этического кодекса медицинских сестер России.

1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры
Начало реформы в области сестринского дела положило создание Ассоциации медицинских сестер России в 1992 году. В ходе реформирования предполагалось:

      Осуществить ряд изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров;
      обеспечить рациональное соотношение и партнерство между врачами и средним медперсоналом;
      возродить категорию младшего медицинского персонала;
      Организовать новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
      Повысить социально-правовой статус сестринского персонала.
По мнению специалистов сестринского дела, с 1993 года стали происходить заметные изменения в организации сестринского дела, созданы и приняты философии сестринского дела. В учебных и лечебно- профилактических учреждениях стали рассматриваться такие понятия, как "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".
Исходя из собственного опыта, могу смело утверждать, что данные понятия рассматриваются исключительно в образовательных учреждениях. Содержание образовательных программ по специальности "Сестринское дело" постоянно претерпевает изменения. Выпускники медицинских колледжей и училищ имеют более высокий уровень образованности, чем их коллеги, получившие образование 15 - 20 лет назад. Однако правовой статус медицинской сестры на конкретном рабочем месте и в конкретном лечебно-профилактическом учреждении в понимании коллег, имеющих высшее медицинское образование, практически не изменился. Данный факт объясняется тем, что административно-управленческий персонал учреждений здравоохранения не всегда ориентирован, а точнее, не заинтересован в расширении социально-правового статуса медицинской сестры. Это связано с тем, что многие руководители лечебно-профилактических учреждений не видят в разделении труда самостоятельное направление - сестринское дело, специалист которого - профессионал, имеющий специальное образование по сестринскому делу.
Кроме того, если обратиться к социологическим исследованиям последних лет, то можно обнаружить тенденцию ухудшения социально-экономического статуса медицинской сестры. Это обстоятельство объясняется отсутствием специальных научных исследований, изучающих вопросы нормирования труда и рабочего времени, затраты и нагрузки на одну медицинскую сестру в зависимости от специализации.
На мой взгляд, повысить и укрепить социально-правовой статус медицинской сестры в трудовом сообществе возможно при выполнении ряда условий:
1. Конкурентоспособная заработная плата – кроме повышения социально-правового статуса медицинской сестры, позволит руководителю создавать кадровый резерв, проводить отбор на конкурсной основе наиболее достойных кандидатур, что максимально исключит попадание в профессию случайных людей;
2. Формирование отношения врача к медицинской сестре, как к равноправному коллеге/партнеру, начиная со студенческой скамьи – совместное обсуждение проблем пациента (современное образование в медицинских колледжах делает это возможным) пойдет только на пользу пациенту. Так как, медицинская сестра проводит с пациентом больше времени – она больше информирована об эмоциональном статусе пациента, знает его текущие проблемы, что поможет врачу принять правильное решение в выборе лечения. Кроме того, знание и понимание, выбранных методов лечения позволит медицинской сестре быть участником лечебного процесса, а не просто техническим исполнителем. Это, в свою очередь, даст возможность медицинской сестре грамотно информировать пациента о его состоянии, методе лечения, не ссылаясь постоянно на врача, снимая с себя всю ответственность за состояние больного.
3. Юридически закрепить статус старшей медицинской сестры отделения, например, дать право требовать соблюдения санэпидрежима не только со среднего и младшего, но и с врачебного медперсонала. Так как, на сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация – ответственность за санэпидрежим есть, а прав его требовать нет.
Таким образом, несмотря на утверждения специалистов сестринского дела о достижении определенных результатов в ходе реформы, с уверенностью об этом можно утверждать только в части образования. Так, в 1996 году сформировалась многоуровневая система подготовки высшего сестринского, среднего медицинского и фармацевтического образования, которое предполагает:
    базовый (основной) уровень подготовки (МУ);
    повышенный (углубленный) уровень подготовки (колледж);
    высшее сестринское образование (ВСО);
    послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура).
Созданная многоуровневая система подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи.
Также, нельзя не отметить, что большую часть ответственности за юридическую грамотность медицинских сестер несут именно учебные заведения.

2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер
Деятельность специалистов сестринского дела в современных условиях тесно связана с неизбежными вопросами юридического характера, возникающими как закономерное проявление нормально функционирующей медицинской отрасли.
Неосведомленность сестринского персонала в вопросах современного законодательства приводит к беззащитности сестер в трудовых спорах и в случаях предъявления судебных исков со стороны пациентов.
Надзорными органами и средствами массовой информации все больше внимания уделяется качеству здравоохранения, а также повышается
требовательность населения к соблюдению прав пациентов, гарантиям и объему медицинской помощи. В этой связи, правовая подготовка и умение применять знания является залогом успешной деятельности и защищенности не только руководителей сферы здравоохранения и социального развития, но и каждого специалиста сестринского дела.
Существуют следующие правовые проблемы регламентации деятельности медицинских сестер.
1. Сегодня практически вся документация, касающаяся сестринской деятельности, носит рекомендательный характер.
2. Отсутствуют профессиональные стандарты деятельности сестринского персонала и правовые механизмы организации контроля за их соблюдением.
Следствием недостаточной разработки нормативно-правовой базы
регулирования деятельности специалистов имеющих среднее,
повышенное и высшее сестринское образование являются:
- отсутствие четко прописанных типовых обязанностей;
- отсутствие стандартов оснащения рабочих мест;
- размытые границы компетенции специалистов сестринского дела, что в свою очередь приводит к выполнению сестрой не свойственных ей обязанностей, к возрастающим моральным и физическим нагрузкам, отсутствию мотивации к повышению профессионального уровня;
3. Законодательно не определены границы уголовной и административной ответственности в действиях, за которые несет ответственность медицинская сестра и врач. Этому весьма способствует не гласный, не закрепленный законодательно запрет на самостоятельную деятельность без назначения врача сестринского персонала. В тоже время получаемый объем знаний позволяет действовать самостоятельно, что и выполняется в ряде стран.
4. Пробел правовых знаний у сестринского персонала, приводит к беззащитности в трудовых спорах, в необоснованных претензиях пациентов так называемый потребительский экстремизм, к несогласованным действиям при различного рода проверках;
5. Отсутствие единой базы данных судебной практики обо всех фактах
некачественного оказания медицинской помощи.
6. Не решен вопрос об учете медицинского стажа специалистам в
профессиональных общественных организациях и частных медицинских организациях.
7. Страхование профессиональной деятельности сестринского персонала имеет также полностью не урегулированный правовой аспект.
Миф второй. Медицинские сестры хорошо знают свой правовой статус. Правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.
Медико-правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием определяется:
Во-первых, как совокупность профессионально значимых умений и навыков, необходимых для полноценного выполнения функциональных обязанностей медицинского работника на основе нормативно одобренных технологий, способов и приемов медицинской деятельности и правового допуска к ней;
Во-вторых, как способность строить эффективную медицинскую деятельность в строгом соответствии с принятыми в государстве и обществе социальными и несоциальными нормами, регулирующими профессиональную деятельность работника со средним профессиональным медицинским образованием.
В-третьих, правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием включает в себя несколько компонентов: общемедицинскую и клиническую образованность, правовые знания и умения, профессиональную и правовую культуру специалиста.
В свою очередь, правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В.Дружинина, Н.Н.Володин. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении // Сестринское дело - 2000- №1.
2. http://mosmedsestra.ru/ Региональная общественная организация медицинских сестер// Современный этап развития сестринского дела – 2010.
3. www.srooms.ru Правовые аспекты деятельности сестринского персонала.
4. www.clinica7.ru Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения.

При поступлении пациента в лечебное учреждение медицинский работник обязан проявить к пациенту помимо чисто профессионального интереса еще и человеческое внимание. Познакомить его со структурой отделения, объяснить правила лечебного режима, дать всю необходимую информацию. О профессионально высоком качестве работы лечебного учреждения свидетельствует не только чистота полов и тишина в палатах, а атмосфера дружелюбия, человеческая заинтересованность персонала в каждом больном, отсутствие напряженности во взаимоотношениях между членами медицинского коллектива. Палатное размещение больных часто создает дополнительную проблему. Если больной должен быть размещен в многоместной палате, то медицинская сестра обязана представить его находящимся там больным, выяснить его желание в отношении предпочтительного соседства, поскольку в палате создается особый коллектив. Он может быть гармоничным, а может характеризоваться напряженностью отношений - эгротогенией (неблагоприятным влиянием пациентов друг на друга). В последнем случае к группировке больных должен быть привлечен медицинский психолог. Для выздоравливающих больных, не нуждающихся в постельном режиме, в отделении должна быть предусмотрена организация досуга: прогулки, библиотека, комната отдыха и психотерапевтический кабинет. Если, несмотря на соблюдение в отделении всех правил «психологической безопасности», пациент проявляет эмоциональное напряжение, страх, тревогу, депрессию, необходимо сразу к работе с ним подключить медицинского психолога. Его визит к пациенту желательно проводить в специальном кабинете, в палате больной будет испытывать смущение и не даст всех необходимых сведений о себе.
Умение слушать - обязательное условие профессионального общения с больным. Последствия неумения слушать многообразны: это недовольство пациента врачом и медицинской сестрой, усиление его эмоциональной нестабильности, которая может трансформироваться в открытую, явную или смещенную (на других) агрессию. Пациент, которого не выслушали, возможно не будет следовать медицинским указаниям. Кроме того, в дальнейшем при общении с таким пациентом медицинский работник будет испытывать тревогу и фрустрацию вследствие того, что больной будет эмоционально отвергать любой медицинский персонал а это, в свою очередь, приведет к напряжению потребности медицинского работника в признании, отразится на его профессиональной самооценке.
Навыки слушания просты и эффективны. Иногда достаточно просто молча посидеть рядом с пациентом. Хороший слушатель слушает «всем телом». Иногда очень важно просто посмотреть в глаза пациенту. Существует навык
рбально э присоединения, заключающийся в перефразировании сказанного другим человеком. Эмпатическое при- соединени - это интуитивная способность к сопереживанию или рациональное умение разделить с пациентом и пережить вместе с ним его эмоцию: «Я понимаю Ваш гнев, на Вашем месте я бы также разозлился». Умение суммировать - это формулировка резюме, когда в двухтрех предложениях суммируются наиболее важные мысли, высказанные пациентом в беседе. Нужно также уметь задавать «открытые» вопросы, на которые невозможно ответить односложным «да» или «нет».
Невербальные навыки слушания также полезны при работе с больным. Здесь важна поза, понимающий жест, психологическая дистанция. В любом случае при работе с больными следует избегать авторитарной коммуникации, тенденции, навязать пациенту свою точку зрения, результатом такой коммуникации являются углубляющиеся непонимание и сопротивление больного.
Искусство общения требует адекватной самооценки собственного поведения. Немногие медицинские работники могут похвалиться знанием того, как они воспринимаются больными, другими членами коллектива. Многие сестры могут прекрасно оценивать свои профессиональные медицинские знания, технические навыки выполнения различных манипуляций, однако немногие обладают адекватным знанием собственной личности и могут сказать, каков психологический стиль их работы с больными, лекарство или яд для больного они сами.
Для развития способности к коммуникации с больным и психотерапевтического подхода к нему любому медицинскому работнику необходимо иметь сведения о своем профессиональном типе поведения. Эти знания можно получить в группах личностного роста, специальных тре нингах поведения. Посещая тренинговую группу, медицинский работник осознает и прорабатывает собственную психологическую проблематику, обучается коррекции неадаптивных форм своего поведения. Руководители сестринских служб и подразделений лечебных учреждений должны увидеть необходимость создания такой группы для персонала, чтобы коллектив встал на путь самосовершенствования и развития. Помочь увидеть себя «глазами пациента», разобраться в особенностях своих коммуникативных возможностей дает краткий обзор деятельности сестер, приводимый И. Харди (1973).
Сестра-рутинер (робот). Для ее деятельности самым характерным является механическое выполнение своих обязанностей. Эти сестры тщательны, скурпулезны, хорошо технически квалифицированы, аккуратно выполняют все поручения врача. Однако, действуя строго по инструкции, они не вкладывают в свою работу психологического содержания, такие сестры работают подобно автомату, пациент воспринимается ими как необходимое приложение к инструкции по его обслуживанию Их взаимоотношения с больными лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Они делают все, упуская из вида одно - самого больного. Именно такая сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.
Сестра-гренадер. Этот тип сестры хорошо представлен в популярных кинокомедиях. Больные уже издали по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати. Эта сестра решительна, бескомпромиссна, настойчива, мгновенно реагирует на малейшее нарушение «дисциплины». При недостатке культуры, образования, невысоком уровне интеллектуального развития такая негибкая «волевая» сестра может быть груба и даже агрессивна с больными. В благоприятных случаях, если она умна, образована, сестра с таким решительным характером может стать хорошим воспитателем молодых коллег.
Сестра материнского типа («мать» и «сестричка»). Она переносит на работу с больными свои теплые семейные отношения или компенсирует в работе отсутствие таковых. Работа с больными, забота о них для нее неотъемлемое условие жизни. Она в высокой степени обладает эмпатией способностью к сопереживанию.
Сестра-эксперт. Это сестра - узкий специалист. Благодаря высокой потребности в профессиональном признании проявляет особую любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и гордится своей значимостью в своей области, где иногда даже «затмевает» врача. Часто это квалифицированные сестры рентгенологической или клинической лаборатории, физиотерапевтического кабинета. За профессиональным советом к ним не стесняются обращаться молодые врачи. Иногда люди этого типа становятся фанатами своей узкой деятельности, исключая все другие интересы из своего поля зрения, ничем не интересуясь, кроме работы.
«Нервная сестра». Этот тип непрофессионального поведения сестры не должен встречаться в лечебном учреждении и свидетельствует о некачественном профессиональном отборе кадров, об огрехах в работе администрации. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, она постоянно дает невротические реакции, склонна к обсуждению личных проблем и может явиться серьезной помехой в работе медицинского учреждения. «Нервная сестра» - это либо патологическая личность, либо человек, страдающий неврозом. Такие люди часто сами нуждаются в серьезной психотерапевтической или психокоррекционной помощи и являются профессионально непригодными для работы с больными.
Сестра, играющая заученную роль. Этот человек еще не сформировал профессиональную идентичность. Ее поведение отличается неестественностью, наигранностью. Она как бы исполняет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Неестественность в общении мешает ей установить контакты с людьми, поэтому такая сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего рофессионального поведения, четко определить свои профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через восемь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры:

· Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.

· Детские медсестры . Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.

· Медсестры в кабинете физиотерапии . Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.

· Участковые медсестры . Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.

· Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.

· Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого пациента. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлобольной пациент. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми пациентами: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.



Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции пациенту нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

· Для стерилизации инструменты относят в стерилизационное отделение. Работающая там медсестра управляется со специальным оборудованием: паровыми, ультрафиолетовыми камерами, автоклавами и т.п.

· Старшая медсестра руководит работой всех медсестер отделения больницы или поликлиники. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсёстрам приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.

· Младшая медсестра ухаживает за пациентами: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих пациентов внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Есть также медсестры по массажу, диетические и т.д. Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь пациентам. Такая работа приносит моральное удовлетворение, особенно если это работа в больнице. Но это и очень тяжёлая работа, даже если ты её очень любишь. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня.



Самыми трудными считаются отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. Это хирургия, травматология, отоларингология. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

Качество сестринской помощи

Качество сестринской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий. Современный опыт сестринской медицинской помощи населению показывает, что сестринская помощь является неотъемлемой частью лечебного процесса.

Соответствие ожиданий восприятию потребителя услуг опреде­ляет уровень удовлетворенности пациентов, родственников, обще­ства сестринскими услугами.

Основными критериями качества сестринской помощи являются:

Доступность - возможность получить необходимую медицинскую помощь и уход независимо от экономических, социальных и иных барьеров;

Непрерывность и преемственность - получение пациентом необходимой медицинской помощи без задержки и перерывов;

Безопасность - сведение до минимума риска возможных осложнений, побочных эффектов лечения;

Результативность - эффективность сестринских вмешательств, улучшающих здоровье пациента.

Поделиться: