Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе. Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

Значение сферы профессионального образования для экономики любой страны чрезвычайно велико. Развитие торгово‐экономического, инвестиционного и научно‐технического потенциала страны невозможно без главной ресурсной составляющей –высокопрофессиональных кадров. В связи с этим одним из ключевых направлений деятельности Русского Регистра является независимая оценка гарантий качества образования, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом международного опыта.

Многие вузы и ссузы страны имеют многолетнюю историю, десятилетиями складывающуюся культуру, традиции и образовательные технологии, позволяющие им сегодня предлагать рынку труда выпускников, компетенция которых превосходит зарубежных специалистов. Современные тенденции развития образования и рынка труда диктуют образовательным организациям требования по повышению качества и доступности профессионального образования. В условиях роста уровня контроля и требований к образовательным организациям со стороны государства, рынка труда и потребителей, демографического спада организациям образовательной сферы постоянно приходится доказывать свои преимущества.

Законодательство РФ в области образования предопределяет тенденции в оценке качества образования - профессионально‐общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций.

На базе Русского Регистра функционирует агентство по оценке качества образования, которое предлагает услуги по оценке соответствия качества образования как на институциональном, так и на программном уровнях, требованиям международных стандартов на системы менеджмента, европейских стандартов и рекомендаций по гарантиям качества образования ENQA, законодательным требованиям в области гарантий качества образования.

Русский Регистр предлагает образовательным организациям услуги в области независимой экспертизы качества образования:

  • сертификация соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • профессионально‐общественная аккредитация образовательных программ в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ‐273 «Об образовании в Российской Федерации»,
  • независимая экспертиза качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA , требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • оценка на соответствие менеджмента информационной безопасности, менеджмента IT‐сервисов, необходимых при проведении НИР и ОКР,
  • сертификация интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2‐х и более стандартов, в т.ч. ENQA, профессиональных стандартов,
  • сертификации персонала (квалификаций),
  • интегрирование вышеуказанных процедур – возможность получить комплексную услугу, в т.ч. с использованием процедуры трансферта,
  • обучение сотрудников образовательных организаций.

Благодаря тому, что требования стандарта ISO 9001 на системы менеджмента качества коррелированны с требованиями европейских стандартов и рекомендаций к внутренней гарантии качества образования ENQA, Русский Регистр может провести совмещенную процедуру оценки качества образования.

Совмещенная процедура сертификации системы менеджмента качества и профессионально‐общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы и получить документы:

  • сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001;
  • свидетельство о профессионально‐общественной аккредитации заявленных основных профессиональных образовательных программ.

Цели и принципы работы

В своей работе по оценке качества образования мы руководствуемся общепризнанными целями и принципами, сформулированными профессиональным сообществом и принципами гарантии качества в европейском образовательном пространстве.

Более подробно с Основными целями и принципами Русского Регистра по оценке качества образования Вы можете познакомиться в разделе сайта «Цели и принципы при оценке качества образования».

Основные документы

Институциональный уровень оценки качества образования

Оценка качества образования на институциональном уровне в Русском Регистре предполагает:

  • независимую экспертизу качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента требованиям различных международных стандартов
  • сертификацию интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2‐х и более стандартов, в т.ч. стандартов и рекомендаций ENQA.

Критерии оценки

  • Критерии оценки соответствия стандартам на системы менеджмента отражены в требованиях соответствующих стандартов.
  • Критерии оценки соответствия требованиям к внутренним системам гарантий качества образования отражены в стандартах и рекомендациях ENQA, часть 1.
  • Критерии экспертизы качества образования (системы гарантии качества образования) отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к системам гарантий качества образования, и предполагают оценку уровня зрелости системы гарантии качества образования.

Программный уровень оценки качества образования (профессионально‐общественная аккредитация образовательных программ)

Оценка качества образования на программном уровне в Русском Регистре предполагает проведение аккредитационной экспертизы образовательных программ в целях профессионально‐общественной аккредитации в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ‐273 “Об образовании в Российской Федерации”.

Критерии оценки

Критерии оценки образовательных программ отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации “Русский Регистр”, сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к качеству образовательных программ, и предполагают оценку уровня зрелости образовательной программы.

Реестр образовательных организаций, успешно прошедших оценку качества образования на институциональном уровне

Русский Регистр имеет многолетний опыт проведения работ по оценке качества образования на институциональном уровне, т.е. оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций.

В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт‐Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго‐Западный государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева и др.

Реестр образовательных программ, успешно прошедших профессионально‐общественную аккредитацию

В реестре образовательных организаций, успешно прошедших профессионально‐общественную аккредитацию образовательных программ более 50 образовательных программ, среди которых образовательные программы Курского государственного медицинского университета, Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, Вологодского государственного университета.

Выгоды от услуги для образовательных организаций

  • Укрепление имиджа образовательной организации на рынке образовательных и научно‐исследовательских услуг.
  • Повышение конкурентоспособности образовательной организации и реализуемых основных образовательных программ на рынке образовательных услуг.
  • Укрепление гарантий качества и повышение качества результатов обучения.
  • Удостоверение профессиональным сообществом и работодателями соответствия уровня подготовки выпускников и условий реализации образовательных программ современным запросам рынка труда.

Преимущества сотрудничества с Русским Регистром

  • Многолетний опыт проведения работ по оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций. В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт‐Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго‐Западный государственный университет и др.
  • Русский Регистр включен в реестр аккредитующих организаций и организаций, осуществляющих аккредитационную экспертизу образовательных программ для целей профессионально‐общественной аккредитации. Реестр сформирован в рамках автоматизированной информационной системы «Мониторинг профессионально‐общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации с целью обеспечения эффективной информационной поддержки процесса осуществления процедур профессионально‐общественной аккредитации образовательных программ, реализуемой в Российской Федерации.
  • Русский Регистр является полноправным членом Международной Сети Агентств Гарантий Качества в Высшем Образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in HigherEducation) и Азиатско‐Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN – Asia Pacific QualityNetwork), а также имеет аффилированный статус в Европейской Ассоциации по гарантии качества в высшем образовании (ENQA) – всемирных ассоциаций, активно занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.
  • Русский Регистр включен в APQR – Реестр агентств Азиатско‐Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN). Реестр агентств APQR учрежден Азиатско‐Тихоокеанской сетью по качеству образования (APQN) и является реестром агентств внешней гарантии качества, которые демонстрируют свою деятельность, как соответствующую определенному уровню зрелости по критериям APQR, что подтверждается через независимую внешнюю экспертную оценку агентств.
  • Русский Регистр имеет двусторонние соглашения с Независимым агентством аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating), немецким агентством FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation), Агентством по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education), являющимися полными членами ENQA, и Открытым университетом Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland), который аккредитован зарубежными организациями, имеющими аффилированный статус в ENQA.
  • Полномочия от Российского союза промышленников и предпринимателей в области оценки качества образования.
  • Возможность получить комплексную услугу путем совмещения процедур по независимой экспертизе качества образования, что позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы.
  • Единственный орган по сертификации (среди национальных и зарубежных), предлагающий на российском рынке уникальный набор международных, национальных и отраслевых аккредитаций и нотификаций, и обеспечивающий клиентам полное признание, как в России, так и во всем мире. На сегодняшний день клиентами Русского Регистра являются более 4000 организаций, которые расположены на территории России, СНГ, стран Балтии и дальнего зарубежья.
  • Независимость и объективность Русского Регистра, а также компетентность персонала подтверждена многочисленными национальными и зарубежными аккредитациями и признаниями, положительной практикой многолетней деятельности. На базе Русского Регистра подготовлено более 100 экспертов по оценке качества образования и профессионально‐общественной аккредитации образовательных программ.
  • Обширная сеть официально зарегистрированных представительств Русского Регистра позволяет минимизировать затраты образовательных организаций на командировочные расходы экспертов, оперативно согласовывать рабочие вопросы, обеспечивать методической и информационной поддержкой, привлечь квалифицированных аудиторов ближайшего из филиалов или представительств, находящихся не только на территории РФ и СНГ, но и за рубежом.
  • Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» сотрудничает с Общероссийскими отраслевыми объединениями работодателей «СоюзМаш России» и «ЖЕЛДОРТРАНС» по вопросу процедуры профессионально‐общественной аккредитации образовательных программ.

Партнеры

Партнеры на национальном уровне:

  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс»;
  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей «СоюзМаш России»;
  • Региональное объединение работодателей « Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области»;
  • Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области;
  • Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Ростовской области»;
  • Союз «Волгоградская торгово - промышленная палата»;
  • Торгово – промышленная палата г. Кронштадта;
  • Общероссийская общественная организация «Российская медицинская ассоциация»;
  • Общероссийская общественная организация «За качественное образование»;
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»;
  • ФГАОУ ВО «Санкт‐Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»;
  • АНОО ВО «Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС».

Партнеры на международном уровне:

  • Международная сеть агентств гарантий качества в высшем образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education);
  • Азиатско‐Тихоокеанская сеть по качеству образования (APQN – Asia‐Pacific Quality Network);
  • Европейская ассоциация по гарантии качества в высшем образовании (ENQA – European Association for Quality Assurance in Higher Education);
  • Независимое агентство аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating, Kazakhstan);
  • Немецкое агентство FIBAA (FIBAA – Foundation for International Business Administration Accreditation, Germany;
  • Агентство по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education, Croatia);
  • Открытый университет Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland).

В качестве приоритетных задач в рамках педагогического процесса сегодня выступают контроль и оценка качества образования. Для их реализации создается объективная и прозрачная модель анализа достижения учащихся.

Нормативная база

В современных условиях все более актуальной становится конкуренция образовательных учреждений. Заведения начинают "бороться" за своих учеников. В этой связи, особое значение приобретает независимая оценка качества образования. 7 мая 2012 года президент подписал Указ №597. В нем регламентируются мероприятия по реализации социальной политики государства.

Данный документ предписывал правительству и общественным объединениям до 1 апреля 2013 г. совместно сформировать систему независимой оценки качества деятельности организаций, которые оказывают социальные услуги, определить критерии анализа эффективности их работы, ввести публичные рейтинги. Во исполнение указа было принято Постановление №286. Этим документом утверждались Правила по формированию системы независимой оценки качества деятельности учреждений, предоставляющих социальные, в том числе, образовательные услуги. Кроме того, Распоряжением №487-р был принят план соответствующих мероприятий.

Внедрение норм

Минобрнауки разработало и утвердило Положение о системе оценки качества образования. Для его реализации были приняты Методические рекомендации. В них:

  1. Определено, что такое независимая оценка качества образования, указаны основные пользователи программы.
  2. Описаны формы, в которых проводятся мероприятия.
  3. Определены возможные направления использования программы в работе институтов управления образованием.
  4. Описаны разделы, характеризующие инструменты, объект, заказчиков и участников системы, порядок использования средств независимой оценки для разработки и утверждения управленческих решений.

Методические рекомендации имеют особое практическое значение в рамках педагогического процесса. В документе описаны не только сами мероприятия, но и преимущества, которые дают результаты проведенных процедур для всех участников. К ним в том числе относят и родителей, и самих обучающихся, и педагогов, и руководителей учебных заведений.

Ключевые направления

Независимая оценка качества образования представляет собой процедуру, осуществляемую в отношении работы педагогических учреждений и реализуемых в них программ. Целью ее является установление соответствия предоставляемых услуг:


Заказчики и инициаторы

Независимая оценка качества образования проводится по запросу:

  • учредителя;
  • органов местной власти;
  • руководства образовательных учреждений ;
  • общественной региональной палаты;
  • институтов управления образованием федерального, субъектного и муниципального уровней;
  • физических лиц или организаций;
  • родителей;
  • общественного совета при муниципальном/региональном исполнительном органе;
  • общественных объединений.

Заказчиками процедуры независимой оценки могут выступать:

  • руководитель учебного заведения;
  • органы госвласти РФ, субъекта или структуры местного самоуправления;
  • учредитель учебного заведения;
  • родители;
  • педагогический работник учебного заведения;
  • обучающиеся в старших классах.

Объекты анализа

Система оценки качества образования может быть направлена на:


Средства измерения

Для установления уровня освоения педагогических программ организации разрабатываются соответствующие материалы на основе:

  1. Требований заказчика.
  2. Измерительных средств международных сравнительных исследований.
  3. Требований ФГОС.

Инструменты

Центр оценки качества образования может в своем анализе использовать:

  • Публичные доклады муниципальных/региональных органов управления, учебных заведений.
  • Рейтинги.
  • Статистические данные официального учета, которые размещаются на публичном электронном ресурсе в Интернете.
  • Прочие открытые сведения, характеризующие условия и ход педагогической деятельности в учебном заведении.

Размещенная в публичном доступе информация о работе образовательных учреждений может использоваться при независимой оценке при согласовании участия ОУ в этой процедуре.

Ответственные субъекты

Оценка качества образования в школе или ином другом учебном заведении может осуществляться такими органами, как:

  1. Некоммерческая организация, деятельность которой обладает социальной направленностью и осуществляется специалистами, имеющими надлежащий квалификационный уровень.
  2. Рейтинговое коммерческое агентство, у которого есть опыт по созданию рейтингов учреждений.
  3. Центр оценки качества образования.
  4. Один или несколько экспертов, обладающие соответствующим опытом.
  5. Общественно-профессиональная, социальная, некоммерческая автономная, негосударственная организация.

Допускается привлечение нескольких исполнителей, проводящих мониторинг оценки качества образования. При проведении процедур должна обеспечиваться открытость в ходе формирования заказа на оценку работы или результатов деятельности учебных заведений. Перечень лиц, выполняющих мероприятия, размещается на официальном сайте регионального управления. Учебное заведение может самостоятельно выбрать те организации, которые будут оказывать ей содействие в получении независимой оценки.

Итоги

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты. По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур. Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации.

Значение результатов

Результаты, полученные после проведения оценки, могут играть ключевую роль для большого количества заинтересованных лиц. Среди них, в частности, руководители учебных заведений, родители, администрация органов муниципального, федерального, регионального управления. Полученные результаты должны способствовать:

  1. Развитию конкурентных условий.
  2. Повышению качества образования.
  3. Обнаружению и распространению эффективных моделей организации педагогического процесса.
  4. Сохранению и совершенствованию единой образовательной системы, разнообразия учебных программ.

Практическое применение

В соответствии с полученными результатами могут подготавливаться:

  1. Решения управленческого характера на уровне субъекта, МО, учебного заведения. К примеру, это может быть программа выделения дополнительного финансирования за счет средств фонда по поддержке качества образования, методического и кадрового обеспечения и так далее.
  2. Рекомендации для:
  • структур управления разных уровней;
  • заказчика;
  • общественных объединений;
  • родителей;
  • обучающихся;
  • педагогического коллектива или одного преподавателя;
  • учебного заведения.

Важный момент

Руководитель учебного заведения должен изучить Методические рекомендации по проведению процедур оценки качества образовательного процесса. Кроме того, ему надлежит ознакомить с ними всех участников процесса. Знание положений документа будет способствовать более тщательной подготовке к проведению предстоящих мероприятий. Предварительно руководителем учебного заведения может быть организована внутренняя оценка качества образования. В случае необходимости можно запросить экспертизу и использовать полученные в ходе нее результаты для анализа деятельности учреждения, разработки плана развития, выявления приоритетных направлений. Итоги мероприятий позволят:


Сами педагоги, имея возможность запросить независимую оценку, могут проанализировать собственную деятельность, установить профессиональный уровень, готовность к прохождению аттестации.

Преимущества для родителей и учащихся

На законодательном уровне эти субъекты также получили возможность запросить независимую оценку качества образовательного процесса. Родители, таким образом, могут получить достоверные результаты освоения детьми текущих учебных программ. Кроме того, в соответствии с итогами мероприятий, им предоставляются необходимые рекомендации по дальнейшему взаимодействию с обучающимися, самим учебным заведением, а также отдельными преподавателями.

Ученики старших классов, получившие основное общее образование, также могут обратиться в одну из компетентных организаций с запросом на проведение независимой оценки. В ходе мероприятий они могут пройти либо анкетирование, либо тестирование. Ответственные организации в ходе проведения оценочных мероприятий применяют различные формы и методы анализа. По результатам проверки обучающие получат необходимые рекомендации по созданию индивидуального плана обучения, внесению корректировок в него, а также по перспективам получения специального (профессионального) образования.

Независимая оценка качества образования (НОКО) регламентирована в 95-й статье ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации", где дано определение НОКО, определены ее участники и цели. Согласно данному закону НОКО направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Она включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В законе даны некоторые ограничения, например, возможность осуществлять НОКО только юридическим лицам. В данной работе НОКО рассмотрена в более широком смысле, как любая оценка качества образования, проводимая независимыми агентами .

Также Минобрнауки России утвердило "Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность", которые прописывают основных участников НОКО, рекомендации органам власти, образовательным организациям, процедуры ее проведения и некоторые другие аспекты.

Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

увеличения эффективности администрирования образования;

улучшение подготовки обучающихся;

изменению подходов к подготовке и повышению квалификации работников в сфере образования;

популяризации эффективных моделей организации образовательного процесса;

увеличения разнообразия образовательных программ в едином образовательном пространстве.

НОКО реализуется через:

1. Привлечение некоммерческих организаций и физических лиц для оценки качества образования

2. Координацию деятельности всех агентов по повышению качества условий образовательного процесса

3. Улучшение способов организации и содержания образовательного процесса

4. Мероприятия по повышению качества, эффективности и доступности образовательных услуг

Результаты НОКО могут использоваться различными группами для решения как профессиональных, так и личных задач:

1. Обучающиеся и их родители (в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей)

a. для оценки текущего уровня освоения образовательных программ и изменения индивидуальных учебных планов;

b. для выявления собственных возможностей продолжить образование по тем или иным программам;

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, в целях анализа:

a. анализа уровня подготовки обучающихся и обстоятельств, на него влияющих

b. оценки соответствия деятельности ожиданиям участников и/или иных заинтересованных организаций;

c. определения перечня мероприятий по совершенствованию результатов и качества оказания образовательных услуг;

2. Заинтересованные организации: для формирования общих с образовательным учреждением действий по изменению образовательных программ и др.

3. Коллегиальные органы управления учреждениями, оказывающими образовательные услуги:

a. в качестве способа вовлечения местных представителей в выполнение задач развития организации и т.д.

4. Федеральные и региональные органы исполнительной власти: для принятия административных решений .

· создают условия для развития организаций ОКО и развития кадров для осуществления НОК подготовки обучающихся;

· координируют работу участников НОК подготовки обучающихся;

Образовательные организации: обеспечивают сбор требуемой информации и ее предоставление организации, осуществляющей НОКО; обеспечивают условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО; по результатам принятия участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по совершенствованию качества подготовки обучающихся; обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах .

Рис. 1.

На рис. 1 представлена схема взаимодействия элементов, обеспечивающих эффективность НОКО, составленная Т.А. Мерцаловой. К сожалению, последние методические рекомендации, выпущенные органами власти, и опыт осуществления НОКО показывает, что роль общественности и независимых игроков крайне низкая. В регионах, на территории которых с 2007 г. создавались комплексные проекты модернизации образования, была хорошо развита именно ведомственная система оценки качества образования, успешно функционируют Центры оценки качества, Центры мониторинга образования, Центры экспертизы деятельности образовательных организаций и тому подобные организации.

Это приводит к тому, что конечные продукты НОКО часто не удовлетворяют потребностям референтных групп. Не секрет, что территориальная отдаленность служит ключевым фактором выбора школы. Исходя из этого утверждения получается, что рейтинг ТОП-500, ежегодно выпускаемый Минобрнауки России, не может удовлетворить запросы российских граждан. Например, жителю Алтайского края будет сложно выбрать школу через из него, потому что из более 800 школ региона в рейтинге за 2014-2015 учебный год представлено всего 4. При этом отсутствие детализированных и первичных данных не отвечают на запрос населения к информации об общем среднем образовании.

В итоге различные проблемы референтных групп (родители, бизнес, СМИ, общественные организации) остаются нерешенными.

Выбор школы, детского сада или вуза зачастую основывается на слухах, советах знакомых, на анонимных отзывах в интернете, нежели на изучении более качественной информации. В итоге из-за дефицита информации люди выбирали далеко не самые лучшие варианты получения образования.

Очень важной частью оценки качества являются данные, которые могут быть использованы для проведения НОКО и рейтингования образовательных организаций. Ключевыми компонентами этой системы выступают:

· "закрытые" данные, доступ к которым ограничен или полностью закрыт. К ним относятся:

o информация государственного учета (статистического и административного);

o ведомственные мониторинги, реализуемые подведомственными учреждениями;

o международные мониторинги (PISA, TIMSS и др.);

· "открытые" данные

· неструктурированные данные:

o данные самих образовательных организаций;

o данные, которые возможно заполучить лишь от общественности (например, от потребителей образовательных услуг путем социологических опросов) .

При реализации и развитии НОКО вытекает такая проблема, как дефицит информации о деятельности организаций. Зачастую, НОКО занимаются лишь организации, аффилированные с местными органами власти в сфере образования - это учрежденные самими этими органами организации по мониторингу в сфере образования. Они имеют гораздо больше прав и полномочий по работе с данными, нежели сторонние организации или лица. Отчеты данных организаций не часто становятся достоянием общественности, а также очевиден конфликт интересов: оцениваемые образовательные учреждения являются подведомственными и сами организации, осуществляющие НОК, зачастую имеют одного и того же учредителя.

Ключевую роль в данном процессе могут играть открытые данные. Открытые данные (Open Data) - это концепция, заключающаяся в том, что данные должны быть свободно и бесплатно доступны для всех пользователей и пригодны для повторного использования без каких-либо ограничений и контроля со стороны публикатора данных .

Роль открытых данных тут заключается в их использовании для решения каких-либо общественных проблем. Сами по себе данные представляют важность только тогда, когда их тематика, качество и детализация способны помогать каким-либо референтным группам решать свои проблемы. Тим Бернес-Ли ввел пятизвездочную шкалу типологии качества открытых данных:

Первый уровень: данные доступны в любом формате;

Второй уровень: открытые данные выложены в машиночитаемом формате (xls,xlsx);

Третий уровень: открытые данные представлены в непроприетарном формате (CSV);

Четвертый уровень: открытые данные публикуются в открытых стандартах W3C (RDF и SPARQL);

Пятый уровень: открытые данные связаны с другими данными с учетом их контекста .

Тенденции к открытым данным в мире начались лишь в последние несколько лет, но активно захватывают различные отрасли: от экологии до правопорядка. Опыт работы с открытыми данными в других сферах показывает эффективность этого механизма, когда речь идет о вовлечении частных лиц и организаций в государственный сектор:

· возможность общественности вносить свой вклад в совершенствование результатов деятельности в сфере общественных услуг;

· прозрачность;

· создание новых продуктов;

· развитие общественных и государственных взаимосвязей ;

Таким образом, более активное их использование в образовании и, непосредственно, в независимой оценке качества образования может открыть дополнительные возможности по улучшению качества образования и вовлечению общественности в эту сферу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка «... совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ; Потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы; Учредителям общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ. Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования: Независимая оценка качества образования. Определение.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Статья 95 закона «Об образовании в Российской Федерации» (часть 1) Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - организация, осуществляющая оценку качества).


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Статья 95 закона «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2) Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования. Форма независимой оценки качества образования


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Мировая практика В мировой практике разработкой и реализацией процедур независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются, как правило, независимые организации. Например, формирование мировых рейтингов университетов осуществляется информационными холдингами US News (выпускает рейтинг вузов US News and World Report), News UK (холдинг, выпускающий известное лондонское издание the Times). При создании рейтингов и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители, например, информационное агентство «Интерфакс», «Эксперт РА/РейтОР» рейтинговое агентство «Эксперт РА», РИА «Новости».


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка На уровне региона, муниципального образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтингование) школ (например, в разрезе отдельных категорий: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов) Рейтингование школ


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Целевые аудитории Потребители образовательных услуг (школьники, студенты, их родители). Производители образовательных услуг: руководства школ и университетов, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Инициаторы рейтингования Соответствующий рейтинг (или другие оценочные процедуры) может быть инициирован учредителем для последующего обсуждения параметров качества образования, соответствия запроса потребителей и предложений поставщиков на рынке образовательных услуг, места и роли продвинутых школ в развитии системы образования. Общественный совет при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти, региональная общественная палата, общественные объединения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления могут инициировать проведение оценочных процедур с учетом перспективы их применения в интересах граждан. Инициативу по проведению оценочных процедур, направленных на получение результатов, значимых для отдельных граждан, проявляют сами граждане при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющие такие процедуры.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Образовательные программы, реализуемые образовательными организациями; Условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.; Результаты освоения обучающимися образовательных программ; Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образов. Объектом независимой оценки качества образования могут быть: Объекты независимой оценки качества образования


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Инструменты независимой оценки качества образования Согласно принципам информационной открытости в соответствии с действующим федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» все образовательные учреждения обязаны представлять на своем сайте данные о своей деятельности (далее – открытые данные). Данная норма расширяет возможности для формирования различных инструментов независимой оценки качества образования. В этой связи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, могут осуществлять мониторинг информационной открытости образовательных учреждений или рекомендовать его проведение негосударственным организациям с целью стимулирования через публикацию его результатов выполнения соответствующей нормы Федерального закона. Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные, публичные доклады региональных органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах независимой оценки качества образования была размещена в открытом доступе и содержать: Описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций; Анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов; При формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся); Все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей, и т.п.); Рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии. Рейтинги - один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций. Для обеспечения качества и достоверности осуществляемых в субъектах Российской Федерации рейтингах необходимо соблюдение следующих рекомендаций: Рейтинги


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка С переходом на новые образовательные стандарты образования расширено общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, эффективности. Данные внешней и внутренней оценки публикуются образовательными организациями в публичном докладе, обсуждаются с участием представителей органов государственно-общественного управления образованием, СМИ, общественных объединений. Публичные доклады и другие открытые данные


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка В качестве основы для разработки измерительных материалов используются: требования соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ; измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования; требования заказчика. Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.). Измерительные материалы


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Заказчики независимой оценки качества образования Общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты. Учредитель образовательной организации. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного. Руководитель образовательной организации. Педагогический работник образовательной организации. Родители обучающихся. Обучающиеся старших классов.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Участники независимой оценки качества образования Образовательные организации Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Развитию конкурентной среды; Выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса; Сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ. Процедуры независимой оценки качества образования осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, призваны способствовать: Использование инструментов независимой оценки качества образования


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка В Плане деятельности МОН РФ на 2013–2018 г.г. одним из показателей качества российского образования определена «Доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования». Этот показатель от 2% (в 2013 году) должен вырасти к 2018 году до 95%.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»); Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» (п.1-2 статьи 2 «Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем: привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений»); Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1 «…обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»); Взаимозависимые элементы рамки квалификаций Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования (часть 1)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»; Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 792-р; Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» (далее – Порядок); Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 487-р». Взаимозависимые элементы рамки квалификаций Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования (часть 2)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования: exam.ru/node/223http://i- exam.ru/node/223 Статья «Осветить просвещение. Прозрачность системы образования обеспечит независимая оценка». («Поиск», Статья «Методики оценки качества образования будут формироваться в регионах» («РИА Новости», Статья « IV Съезд работников образования Сибири. Накануне съезда.» («Российская газета», Статья «Эксперт: оценка подготовки выпускников колледжей - за работодателями» («РИА Новости», Пресс-релиз «Пресс-конференция о системе оценки образовательных организаций» («РИА Новости», Важные ссылки


Состоялась Четвертая ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) «Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики» (29-30, октябрь, 2015, г. Казань). В работе приняли участие свыше 100 специалистов в сфере оценки качества образования из 28 регионов России и 5 стран СНГ, представители региональных органов управления образованием, институтов развития образования и агентств по оценке качества образования.

НЕЗАВИСИМАЯ оценка - одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем в области оценки качества образования. Различные методы независимой (внешней) оценки качества образования - мониторинги, рейтинги, опросы - активно развиваются в России и других странах СНГ. Важность этой темы в России определяется еще и тем, что год назад (21, июль, 2014) вступил в силу федеральный закон № 256 о независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Необходимость предоставления обществу качественной информации о результатах деятельности образовательных организаций и достижениях учащихся признана в большинстве стран СНГ на государственном уровне. В последние годы принято к реализации немало проектов и программ по развитию независимой оценки - как на региональном уровне, так и на государственном.

Однако проблема развития системы независимой оценки остается по-прежнему актуальной. Само понятие до сих пор вызывает немало дискуссий: независимая от кого? От органов управления образованием, образовательных организаций, профессиональных ассоциаций? Но уже сегодня разработаны методические рекомендации по организации и проведению независимой оценки учреждений образования, утверждены критерии оценки. Разработаны они и утверждены Минобрнауки РФ.

Чьим интересам должна служить такая система? Кто может и должен проводить независимую оценку? В действующем законе прописано положение о создании общественных советов, которые должны координировать эту работу. Но общественные советы создаются при министерстве и персональный состав их утверждается первым лицом министерства.

И наконец, как относиться к уже полученным результатам по независимой оценке качества, кто и как их может использовать? Очевидно, что структуры, созданные государственными органами управления, проводят «независимую» оценку по критериям, утвержденным также государственными органами, и используют результаты для принятия управленческих решений.

КОНФЕРЕНЦИЯ проходила при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. На открытии начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов федерации Рособрнадзора Е.Е. Семченко отметил:

Перед нами стоит задача создания единой, оптимально выстроенной, логично дополняющей друг друга системы оценочных процедур как на федеральном, так и региональном уровнях.

Эта задача обоснована тем, что уже получили развитие различные формы независимой оценки: мониторинги, рейтинги, опросы общественности, общественная и профессионально--общественная аккредитация. Но несогласованность этих процедур, непонимание их целей и задач приводит к негативным последствиям на местах. Правильное использование и интерпретация результатов независимой оценки, в том числе результатов ЕГЭ (если учесть, что этот экзамен проводится независимо от школ и региональных органов управления образованием), - это вопрос, который стоит уже в течение последних пятнадцати лет.

До сих пор мы встречаем в регионах страшные рейтинги школ, выстроенные по среднему баллу ЕГЭ, без учета контекстной информации и социально-экономических условий. До сих пор школы сравнивают, невиновных - наказывают, непричастных - награждают. Вторая проблема - несогласованость действий региональных министерств образования, управлений по контролю и надзору и центров оценки качества. В результате ресурсы перемалываются, толку никакого.

Обращаясь к участникам конференции, Е.Е. Семченко предложил использовать риск-ориентированную модель в системе государ-ственного контроля. Например, если образовательная организация работает нормально, и к ней нет претензий, в такой организации проверки в ближайшие пять лет не проводятся, и оценка деятельности проходит в режиме мониторинга. А для зарубежных партнеров из стран СНГ было высказано предложение в рамках ассоциации провести международное сравнительное исследование качества подготовки школьников - по аналогии с PISA. В настоящее время Правительством РФ поставлена задача разработки и внедрения новых инструментов оценки качества образования, конкурентоспособных на международном рынке. В рамках ФЦПРО, по утверждению чиновника, ресурсы для этого есть. И поскольку сравнивать Россию с Сингапуром или Финляндией не совсем корректно, сравнительные исследования качества подготовки школьников стран СНГ были бы значительно полезнее для повышения качества образования.

С ЭКСПЕРТНЫМ обзором существующих подходов развития систем независимой оценки качества образования выступил президент ЕАОКО В.А. Болотов, начав с того, что термин «независимая оценка» еще не устоявшийся и может быть определен как «отсутствие связи оценивающей организации с субъектом оценки». В действующем российском законодательстве прописана передача полномочий по независимой оценке министерству труда и социальной защиты: причем и по культуре, и по здравоохранению, и по образованию. То есть оценки услуги с точки зрения потребителя. И по итогам такой оценки могут выстраиваться рейтинги. Но может ли линейная оценка, каковой является рейтинг, быть в достаточной мере объективной? Очевидно, что объективность может быть достигнута большим числом измерений и критериев оценки, как это делается в мониторинге. Кроме того, самих мониторингов и рейтингов должно быть много. И может ли быть объективной оценка, проводимая силами (или по заказу) государственных органов управления? Очевидно, что это в конечном счете приводит к искажению данных с целью самосохранения и сложившейся ситуации, и самих управленцев. Также сложно избежать соблазна использовать результаты рейтингов для принятия управленческого решения: первых в списке наградить, а последних - наказать.

В настоящее время законодательство предусматривает учет результатов профессионально--общественной аккредитации при государственной аккредитации: действительно, незачем дважды проверять одно и то же, если можно силами общественности проверить исполнение государственных требований. Прописано и создание общественных советов по независимой оценке качества, но их состав утверждается первым лицом министерства. Как в таком случае может быть обеспечена независимость оценки?

Президент ассоциации предложил четкие принципы создания независимой системы оценки. Первый - добровольность прохождения процедур: если только такие процедуры проводятся по приказу или предполагается передача результатов в руки министерства, не получим независимой объективной оценки. Второй принцип - полная открытость информации.

Открытые публичные базы данных - это субстрат для формирования независимой оценки. Пусть их интерпретирует кто хочет и как хочет, но, не сделав этого шага, мы никогда не получим объективной независимой оценки, - подчеркнул В.А. Болотов.

Третий принцип - независимость экспертов, референтных в профессиональном сообществе, которых необходимо привлекать в тех случаях, когда речь идет не столько об анализе статистической информации, сколько об экспертной оценке. Пропедевтикой независимой оценки станет и включение представителей общественности во все процедуры государственной оценки. Но только в том случае, если эти представители номинированы самой общественностью, а не государственными структурами. И наконец, для борьбы с имитацией и профанацией очередной кампании по созданию независимой системы оценки качества образования необходимы тщательные верификация и проверка данных, полученных в результате такой оценки.

ОБСУЖДЕНИЕ стратегических и методологических проблем было продолжено Т.А. Мерцаловой, ведущим экспертом Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Ее предложение - необходимо рассматривать действующий закон не как обязательный и ограничительный, а как обозначение поля возможностей, то есть прописан обязательный минимум и есть пространство свободы, движения и развития. Если жестко следовать букве закона, то все образовательные организации должны быть подвергнуты независимой оценке.

В законе о независимой оценке в области здравоохранения, культуры, социальной сферы и образования объектом оценки являются организации, оказывающие такие услуги. Но в случае оценки организаций здравоохранения и культуры предметом оценки являются услуги, а для образовательных организаций - качество их деятельности. Образование сложнее и многограннее, его невозможно встроить в систему нормированной оценки. Закон прописывает два подхода: оценку качества подготовки обучающихся, то есть учебных достижений, и качество образовательной деятельности. Но и в том, и в другом случае целью является повышение качества образования. Не качества услуги, а качества подготовки обучающихся и качества деятельности организации. Важно также продумать, кто инициирует, кто проводит, кто оплачивает процедуры оценки качества. Что делать, когда у заказчика независимой оценки в лице общественности нет ресурсов на проведение оценочных процедур. Хорошо, если государство поддерживает общественную инициативу.

Проблемы создания независимых систем оценок и неангажированных общественных советов, по мнению эксперта Т.А. Мерцаловой, связаны с неготовностью общественности стать полноценным субъектом независимой оценки, недостатком открытых достоверных данных и механизмов их получения (во многих регионах накоплены большие объемы как первичной, так и аналитической информации, но доступ к ним ограничен), с неадекватным использованием результатов оценки качества и со стороны управленцев, и со стороны потребителей, прежде всего, родителей (например, отток обучающихся из школ, не попавших в топ лидеров региона).

На важные аспекты обсуждаемой темы обратила внимание участников конференции Н.В. Тюрина, заместитель начальника Управления коммерческих проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня». Прежде всего на то, что сам термин «независимая оценка», по данным электронных и печатных СМИ, а также поисковых систем, используется только в России, Казахстане и Украине. Не значит ли это, что мы сами создаем альтернативы, где их быть не должно? Действительно, само законодательство 1 разграничивает процедуру, проводимую общественными органами и организациями, и процедуры, осуществляемые государственными органами управления.

В последние двадцать лет в России (и в Казахстане) активно развиваются не только государственные, но и общественные системы оценки. В ближайшие годы можно ждать появления еще большего числа независимых негосударственных стартапов в области образования и оценки качества образования, активизации общественной инициативы по оценке качества деятельности учреждений: как, скажем, уже реализуемые в системе здравоохранения региональные и муниципальные проекты по выбору лучшей поликлиники посредством народного голосования.

В качестве примеров развития эффективных стартапов в области оценки качества образования на конференции прозвучало несколько докладов. Например, генерального директора Научно-исследовательского института мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола) В.Г. Наводнова о новом инструменте оценки результатов обучения - Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата, или директора МОЦ «Открытая школа» (г. Уфа) Р.Р. Абзалимова о проведении пробных экзаменов выпускников школ и обучающих семинаров по корректировке полученных результатов. Систему оценки уровня языкового образования на примере использования специальных тестов по английскому языку представила А.А. Емакаева (компания «Education First»). Интересный опыт представления результатов, полученных при государственной итоговой аттестации, для самого широкого круга общественности посредством интерактивной системы был предложен директором Центра информационных технологий и оценки качества образования (Республика Марий Эл) Е.В. Комелиной. Опыт создания региональных систем оценки качества образования был представлен В.Е. Фрадкиным (Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий г. Санкт-Петербурга), Г.В. Головичер (Региональный центр оценки качества образования Ямало-Ненецкого АО), Б.В. Илюхиным (Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), В.А. Гутманом (Министерство образования и науки Астраханской области).

ВОЗМОЖНОСТЬ самооценки потенциала, успехов и достижений - еще одна перспектива ближайшего будущего.

Имея мобильные устройства, - отметила Н.В. Тюрина, - любой человек может получить доступ к системам тестирования. Для этого не нужны ни бланки, ни инструменты сканирования, ни специальные помещения и системы безопасности - такую оценку можно пройти самостоятельно. От организаций потребуются методы интерпретации результатов, рекомендации и прикладные решения по корректировке самообучения.

Таким образом, сам человек должен быть заинтересован в получении объективной независимой оценки своих знаний и опыта. Причем не только на уровне школы или вуза, но и при трудоустройстве и профессиональном развитии. Представитель крупнейшего в стране работодателя, компании «Роснано», И.А. Вальдман поставил вопрос о четком разграничении инициаторов, а также принципов, целей, методов и использования результатов двух процедур - независимой оценки качества образования и оценки квалификаций.

Если вы хороший врач и приехали за границу, никто не допустит вас к врачебной практике без прохождения специального профессионального экзамена, во время которого необходимо продемонстрировать, что вы умеете делать в реальной профессиональной ситуации.

При оценке качества образования фиксируется качество формального образования на соответствие образовательным стандартам, а при оценке квалификаций - знания, умения, но прежде всего опыт профессиональной деятельности и способность выполнять профессиональные задачи. В такой оценке нередко заинтересованы и сами работники - поскольку это дает возможность получить значительно более оплачиваемую работу, и работодатели - так как для крупных компаний наличие сертифицированных специалистов является необходимым условием для участия в тендерах.

Общим для этих процедур должно быть одно - вневедомственность: независимость и от минобрнауки, и от минтруда, кроме рамочных нормативных требований. А общество должно оценивать те социальные услуги, которые государство предоставляет, - отметил И.А. Вальдман, завершая выступление.

ПРИНЦИПИАЛЬНО важно, что тема конференции вышла за пределы российской практики и вызывает острый интерес специалистов соседних стран. О том, что у нас много общих задач и проблем в вопросах оценки качества образования, свидетельствовали выступления Б.С. Шамшидиновой (Национальный центр тестирования Кыргызской Республики), Л.А. Худенко (Национальный институт образования Республики Беларусь), К.С. Абдиева (Национальный центр тестирования Республики Казахстан), С.Ф. Джафарова (Национальный центр тестирования Республики Таджикистан). По мнению всех участников конференции, работа Евразийской ассоциации оценки качества образования очень востребована, так как позволяет находить конструктивные решения возникающих вопросов, способствует обмену информацией и лучшими практиками.

Федеральный закон № 256 о независимой оценке и закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 95 «Независимая оценка качества образования».

Поделиться: