Перинатальные матрицы Грофа. Теоретическая модель о состояниях психики до и во время рождения

Мы привыкли считать началом жизненного пути момент появления на свет. Но разве до первого вздоха человека не существовало? Перинатальные матрицы Грофа — попытка современных ученых обрисовать модель внутриутробного существования. Как влияет протекание беременности на судьбу еще не рожденного ребенка?

Точка зрения официальной медицины

На протяжении всего существования официальной науки великие умы настаивали, что до момента рождения человеческий эмбрион не может считаться чем-то большим, чем просто зародышем. Такой подход легко объяснить значительным снижением персональной ответственности. Непрофессиональную деятельность можно прикрыть понятием врачебной ошибки. В противном случае за любой неудачный исход беременности, включая аборт, пришлось бы отвечать, как за убийство.

Кроме того, если признать, что еще до того момента, как человек родился, он уже имеет психическое восприятие себя как личности, придется перестраивать не только медицинский подход к ведению беременности, но и законодательную юридическую базу. Так что робкие попытки говорить о дородовой памяти заглушаются настойчивым гулом несогласных.

Теория перинатальных матриц

Впервые данное понятие было сформулировано в 1975 году американским психиатром чешского происхождения Станиславом Грофом. Перинатальные матрицы, согласно его учению, представляют собой модель психического развития человека на этапе внутриутробного существования и до момента рождения. В попытках разобраться, что же происходит с ребенком в утробе с психологической точки зрения, были проведены самые разнообразные исследования. Биографический способ, когда были предприняты попытки проследить взаимосвязь между течением беременности и дальнейшим характером человека, оказался не самым оригинальным. Особо отважные исследователи пытались погрузиться в состояние, схожее с тем, что испытывает младенец во время собственного рождения, путем введения в себя коктейля из химических соединений, включающего адреналин и ЛСД.

Единого мнения по поводу опыта, полученного в момент, когда человек родился, ученые составить не смогли. Но некоторую общую закономерность выявить удалось. Очевидно, что ребенок в утробе, изгоняющей его из привычного лона, испытывает колоссальный стресс, схожий с предательством. В перинатальных матрицах Грофа выделены четыре основные процесса, оказывающие влияние на дальнейшее развитие психики. Каждый этап характеризуется своими отличительными особенностями. Основные концепции названы самим ученым базовыми перинатальными матрицами (БПМ).

Симбиоз с матерью

Точно установить начало первого этапа не удалось. Некоторые исследователи считают, что необходимым условием является наличие коры головного мозга. Ее формирование начинается во второй половине беременности, примерно на 22 неделе. Однако ученые, допускающие память на клеточном уровне, считают, что процесс запускается уже в момент зачатия.

Первая перинатальная матрица Грофа отвечает за человека: открытость миру, способность к адаптации и восприятие собственного Я.

Давно подмечено, что желанные дети, при условии здорового протекания беременности, лучше развиваются и легче идут на контакт. БПМ объясняют это тем, что именно на данном этапе зарождается способность принимать любовь, радоваться жизни, чувствовать себя достойным всего самого лучшего.

Ребенок обитает в условиях, приближенных к идеальным:

    Защита от опасностей внешнего мира.

    Комфортная температура окружающей среды.

    Круглосуточное поступление питательных веществ.

    Укачивание околоплодными водами.

При положительном первом этапе подсознание формирует программу, согласно которой жизнь прекрасна, а ребенок желанен и любим. В противном случае запускается модель поведения, основанная на ощущении ненужности. Если присутствуют мысли об аборте, в подсознание будет заложен страх смерти. Тяжелые токсикозы создают восприятие себя как помехи для окружающих, вызывающей чувство тошноты.

Изгнание из Рая

Начало второго этапа примерно совпадает с первым периодом родовой деятельности. Во время схваток мать и ребенок невольно причиняют друг другу нестерпимую боль. Происходят колоссальные гормональные всплески. Стенки матки давят на малыша, что вызывает в нем ответные чувствительные толчки всем телом. Болевой стресс передается от матери к эмбриону и обратно, усиливая чувства страха друг друга.

Вторая перинатальная матрица Грофа названа им «Жертва». На данном этапе младенец ощущает боль, давление и отсутствие выхода. Закладывается чувство вины: хорошего не выгоняют и не подвергают страданиям. При этом формируется внутренняя сила: способность терпеть боль, настойчивость, стремление выжить.

Во второй матрице возможно два негативных влияния: отсутствие и избыток. Первое формируется при кесаревом сечении. Сильнейшая боль прекращается внезапно, без каких-либо действий со стороны ребенка. В дальнейшем таким людям сложно доводить начатое до конца. Они не способны проявлять настойчивость и бороться за свои интересы. Постоянно ожидают, что сейчас все само разрешится.

Избыток боли при затяжных родах формирует у личности привычку к давлению извне. Будучи взрослым, человек подсознательно ожидает толчка для начала решительных действий. Возможна предрасположенность к мазохизму.

Есть предположение, что повальное увлечение наркотическими веществами вызвано распространенностью медикаментозной стимуляции родов. Подсознание записывает программу, что именно химические препараты помогают убежать от страха и боли.

Замечено, что люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Одни решительно ищут выход, другие словно замирают в ожидании конца. Возможно, что причины такого поведения - в изначальном выборе, который был сделан еще в утробе.

Борьба за выживание

Третья матрица формируется в момент рождения. Человек вынужден появиться на свет даже при желании остаться внутри и ничего не делать. Именно от того, как завершились роды, зависит дальнейшее поведение в сложных жизненных ситуациях:

    Активное стремление выбраться из тисков находит отражение в будущих решениях брать на себя ответственность.

    При кесаревом сечении и стремительных родах люди не нарабатывают опыта борьбы за личные интересы.

    Затяжное течение проявляется в последующей борьбе на протяжении всей жизни, при необходимости создаются вымышленные враги и препятствия.

Третья фаза, по мнению Грофа, является особенно важной. Именно на данном этапе закладывается большинство моделей поведения в дальнейшей жизни. Ученый сравнивает его с мифологическими лабиринтами и дремучим лесом, встающими на пути у сказочных героев. Преодоление первых трудностей станет основой зарождения будущей отваги и решимости бороться за свое счастье. Если же данное испытание ребенок прошел только с помощью извне, в дальнейшем он будет постоянно ждать помощи со стороны.

Освобождение

Четвертая матрица формируется от момента первого вдоха и на протяжении недели после рождения. Уникальна тем, что создана в сознательном состоянии, следовательно, поддается корректировке на протяжении всей жизни.

Родовые муки закончились, давление прекратилось. Поступление кислорода принесло освобождение от асфиксии. Стало легче, чем было. Но значительно хуже по сравнению с нахождением в материнской утробе.

Именно от того, как ребенок проведет первые часы и дни после рождения, будет зависеть восприятие в дальнейшем собственных возможностей и свободы.

При негативном течении новорожденного плотно пеленают, лишая возможности двигаться, и оставляют в одиночестве разглядывать потолок. Подсознание записывает программу, что все усилия были напрасны. Неимоверные страдания закончились холодом и ощущением ненужности. В будущем такие люди вырастают бездеятельными пессимистами. Их психика заранее решает, что все усилия напрасны, и ничего хорошего в итоге быть не может.

К сожалению, в последние десятилетия в роддомах делалось все, чтобы создать именно травматическую матрицу. Возможно, именно этим объясняется повальный алкоголизм и невероятные масштабы попыток суицида среди населения.

Награда длиною в жизнь

При положительном варианте ребенка в первые минуты выкладывают на материнский живот и дают грудь. Удовлетворив голод и заснув под биение родного сердца, новорожденный понимает: труды вознаграждены. Что бы ни происходило, потом все будет хорошо.

Последующие дни, проведенные рядом с мамой, окончательно сформируют позитивное отношение к жизни и ощущение собственной нужности. Тактильное наслаждение, грудное молоко, покой и любовь — главное, в чем нуждается человек, появившийся на этот свет.

Конечно, бывает, что беременность и роды протекали не так, как ожидалось. Возможно, что по причине болезни ребенка вынужденно поместили в бокс сразу после рождения. В таком случае требуется усиленная забота и повышенное проявление внимания. Особенно на протяжении первого года жизни.

Но любящие мамы и сами это понимают. И чувствуют. Без всяких таблиц.

А вы слышали про теорию базовых перинатальных матриц? Ее создатель — известный чешский психиатр Станислав Гроф. Именно ему принадлежит мысль о том, что все полученные перинатальные впечатления, связанные с основными этапами появления на свет ребенка, не исчезают бесследно, а фиксируются в виде прототипов. А на основе этой полученной базы развивается психика и будущая Кажется невероятным? Согласна. Однако данная концепция весьма интересна и именно поэтому мы рассмотрим ее поподробнее.

Малышу очень важно чувствовать, что его любят и ждут

Итак, первая базовая перинатальная матрица охватывает Самое главное в это время – физиологический и психологический комфорт малыша. Если ребенок любим и желанен, родители с нетерпением ждут его появления на свет, беременность протекает без каких-либо патологических отклонений, отравлений токсическими веществами (в том числе алкоголем, никотином), то и матрица наполняется ощущением радости, спокойствия, безопасности, доброжелательности.

Информация, в дальнейшем формирует самооценку человека, комфортность пребывания в социуме, умение находить контакт с людьми, оптимизм и даже сексуальную ориентацию. Есть люди с так называемым «синдромом счастья» — способностью быть счастливыми всегда, при любых обстоятельствах. Это значит, что у них благополучно сформирована первая матрица. На базе этого перинатального опыта в будущем сознание будет филиграннить все новые виды эмоций и особенностей характера.

Ребенок должен пройти свой путь рождения самостоятельно

Вторая матрица формируется во время схваток. У малыша возникает первый стрессовый опыт: мир вокруг остается прежним, но в то же время что-то уже не так, возникают болевые ощущения от сдавливания стенок матки, выброс маминых стрессовых гормонов, гипоксия и недостаток питательных веществ.

На этом этапе важно, кто именно простимулировал начало родов: сам малыш либо врачи искусственно. Если родовая деятельность началась по инициативе ребенка, то и в будущем ему легко будет принимать самостоятельные решения. При естественном течении процесса формируется матрица терпения, стойкости к жизненным неурядицам, способности к самоанализу. Если же что-то пошло не так, формируется патологическая матрица жертвы. Применение анестезии на этом этапе чревато быстро появляющейся зависимостью к сильнодействующим веществам в будущем.

Третья базовая перинатальная матрица охватывает период потуг. Это время борьбы и преодоления преград. Малыш действует, и мама старается ему помочь. Данная матрица отвечает за будущие способности ребенка решать жизненные неприятности, его трудолюбие, целеустремленность, настойчивость. Применение анестезии и стимулирующих веществ на этом этапе не дает возможности малышу реализовать себя, поэтому в будущем такой человек не сможет самостоятельно находить выход из критических ситуаций.

Четвертую перинатальную матрицу Гроф назвал «фазой переживания смерти и возрождения» – это непосредственное появление на свет ребенка и первые часы после него. Однако становление этой матрицы в некоторых случаях может продолжаться всю жизнь.

Негативный опыт матриц можно стереть любовью, заботой, воспитанием

Испытания закончились, и от того, как принял малыша, зависит его благополучие и самооценка, отношение к реальности, собственным возможностям и способностям.Очень важно восстановление утраченного и возвращение привычных, комфортных условий существования. Именно поэтому новорожденного малыша сразу не разлучают с роженицей, а выкладывают на живот, дают грудь, чтобы ребенок услышал привычное сердцебиение, родной голос, прочувствовал тепло тела, а главное – безграничную любовь и радость появления. В такие моменты он понимает, что прошел все испытания не зря, что теперь все будет хорошо, и главное — что его любят и ждут.

В случае искусственных родов, кесаревом сечении ребенок не проходит все матрицы, а сразу из первой попадает в четвертую. Гроф считает, что таких людей не покидает чувство неудовлетворенности жизнью, за счет нехватки впечатлений собственного опыта рождения. Таким личностям тяжело даются самостоятельные решения, они «плывут по течению», ведомые чьей-то рукой.

Как бы то ни было, существуют медицинские показания для медицинского вмешательства в естественный процесс родов. Если они были – не расстраивайтесь, ведь негативные матрицы можно компенсировать , вниманием и всепоглощающей любовью к своему ребенку.

Фото Екатерины Шуляк

Как всегда, у нас есть выбор: можно полноценно прожить сответствующий этап жизни и разрешиться от связанного с ним бремени, а можно и застрять в нем, и тогда развитие ситуации может обернуться против ребенка.

Первая матрица: внутриматочная фаза (зачатие и беременность)

В случае полноценно прожитой первой матрицы ребенок ощущает себя свободно парящим в совершенном раю. Он желанный ребенок и чувствует себя на седьмом небе или как в стране с молочными реками и кисельными берегами. Если же он проживает это время в негативном ключе, поскольку является нежеланным или подвергается попыткам аборта, он чувствует себя как в аду, полон недоверия и уныния и обреченно ждет новых подлостей со стороны своего окружения.
Речь идет о большом временном отрезке от нидации до более поздней фазы, когда плод впервые натыкается на границы своего казавшегося прежде безграничным мира. В идеале возникающее при этом чувство должно быть чувством единства со всем миром. Регрессивные мечтания о стране молочных рек и кисельных берегов в последующей жизни связаны с этой ранней ситуацией. Но никогда более ребенок не познает это состояние в столь чистом виде, как в начале своей жизни. Все регрессивные попытки вернуть этот мир заканчиваются разочарованием и фрустрацией.
Наши глубинные стремления направлены к единству, хотя божественный, священный мир для выросшего в полярности человека находится не на этой Земле: нащупать доступ к нему можно, лишь следуя духовному пути. В земной жизни мы можем познавать противоположности одну за другой и должны принимать во внимание влияние полярностей. Если мы ищем тотальной защищенности, то обрекаем себя на то, чтобы прочувствовать ее пространственные границы в их давящей, навязывающей ограничения тесноте. Если же мы стремимся к полной свободе, то сталкиваемся и с холодом, окружающим нас на ее высоте.
Нам не остается ничего, кроме как пожертвовать этим райским состоянием единства, дабы продвинуться на жизненном пути и вновь обрести единство на более высоком уровне. Самые разные духовные традиции описывают трансцендентные состояния, которые позволяют вновь открыть для себя красоту первой фазы нашей жизни(Особенно эффективно прочувствовать это состояние может помочь техника связанного дыхания, поскольку лишь в глубине собственной сущности мы можем вернуться к тому качеству, к которому нельзя прийти на уровне внешних переживаний).
Люди с позитивным опытом взаимодействия с первой матрицей живут, испытывая полноценное базальное доверие и относясь ко всему как к само собой разумеющемуся. Они уверены в себе и кажутся баловнями судьбы, которым жизнь дарит все и у которых все получается будто бы само собой. Правда, столь полнокровное проживание первой матрицы сопряжено с опасностью, что уверенность в себе может лишить их возможности адекватно себя оценивать, особенно если они стремятся пропустить любую критику мимо ушей. Под счастливой звездой им бывает нелегко заметить темные тучи, которые в результате нередко формируют вокруг них огромную тень.
Такие люди легко отыскивают позитивные стороны в жизненных изменениях, однако им тяжелее освободиться от влияния матери и зависимости от нее. Они могут освободиться от многого, но за этот подол держатся особенно крепко, не в последнюю очередь потому, что с матерью их связывают столь прекрасные переживания. Их главный шанс заключается в том, чтобы через внутреннее освобождение от матери вырасти и по-настоящему принять на себя ответственность за свою жизнь, а не мастерски инсценировать ее. Вспомним героинь сказок и мифов, которым так или иначе приходилось терять привычный рай, дабы впоследствии вновь обрести его на более высоком уровне. В противном случае возникает опасность того, что они так и останутся вечными подростками или вечными девушками.

Вторая матрица: фаза открытия

В то время как первая матрица обещает райское блаженство, вторую можно сравнить скорее с изгнанием из рая. Натолкнувшись на границы своего пространства, плод чувствует, что материнское лоно его сковывает и ограничивает, причем ситуация становится все жестче. Его собственный рост непрерывно усиливает это давление, до тех пор пока в фазе раскрытия оно не достигает первой высшей точки. Невероятное давление сжимает и питающие кровеносные сосуды, что может вызвать ощущения холода и удушья, которые нередко проживаются вновь в рамках реинкарнационной терапии или сеанса связанного дыхания. Ребенок застрял в тупике. Обратно в рай пути нет, а тот, что открывается перед ним, внушает страх, прежде всего потому, что является необозримым. Кажется, выхода нет. Свет в конце тоннеля не виден, поскольку маточный зев еще не раскрылся.
Ситуация безвыходности накладывает отпечаток на людей, которые застревают сознанием во второй матрице. Им часто кажется, что они находятся на пределе своих возможностей, они ощущают давление, которое повергло их в безвыходное состояние еще во время схваток, и в повседневной жизни. Они не знают, что с ними будет дальше, и ощущение бессмысленности может стать определяющим в их жизни. Часть своей жизни они могут страдать от страхов, которые активизируются во взрывоопасных, ведущих с их точки зрения в тупик ситуациях. Следствием является рефлекс бегства в направлении старого благополучного мира первой матрицы.
В поиске возможностей разрешения от бремени ярко выраженной второй матрицы бывает полезно взглянуть на обстоятельства рождения конкретного человека. В этой фазе ребенка все сильнее вжимает головой в пока еще не раскрытый маточный зев. Боль и страдание становятся субъективно невыносимыми, не видно ни света, ни выхода. Но в какой-то момент именно это давление провоцирует раскрытие маточного зева, и начинается прорыв в следующую фазу. Точно так же давление имеет смысл и в жизни, помогая открывать ворота и двери, особенно если мы выдерживаем его и осознанно к нему относимся - и, конечно же, не теряем веры, что однажды и эта ситуация разрешится.
Возникает ассоциация с прохождением преисподней, без которого невозможен выход на свет. Тем не менее, многие негативно фиксированные на второй матрице люди жарятся в аду большую часть своей жизни, поскольку не теряют веры в то, что именно в регрессии их ждет спасение и избавление, и пытаются убежать. Таким людям следует помочь с осознанием того, что в потоке поиска они забыли о таком важном его компоненте, как способность найти выход.
Если мы вчувствуемся в типичную для такого человека ситуацию, то сможем понять, какой фрустрацией проникнуто его отношение к жизни. Например, человек склонен учиться спустя рукава, пока не настает время экзаменов; разрывает отношения ровно перед тем, как они грозят обрасти обязательствами, а затем тратят много времени на скорбь по незавершенным жизненным ситуациям и открытым вопросам. Люди второй матрицы отличаются не только низкой фрустрационной толерантностью, но и нередко сталкиваются с той проблемой, что хотят добиться многого одновременно в разных областях и в результате распыляют свои силы. Если же им удается сконцентрировать энергию на одной цели, чаще всего у них оказывается достаточно ресурсов для того, чтобы усилия увенчались успехом.

Третья матрица: борьба за рождение

После того как ребенок вынес длительную фазу давления и безвыходности, приходит черед третьей фазы. Давление, сопротивляться которому нет особого смысла, стимулирует постепенное раскрытие маточного зева. Открывается второе дыхание, мобилизуются новые силы. Как только на горизонте снова забрезжил свет - образ, который вполне мог бы быть обязан своим возникновением ситуации родовспоможения, - положение пусть и не теряет напряженности, но все-таки становится не столь тупиковым. Приходит надежда, даже если силы уже совсем исчерпались.
Примерно то же самое переживает ребенок, когда он видит свет в конце тоннеля. Начинается собственно борьба за рождение, сопряженная с болезненными и пугающими ощущениями. Проходя через родовой канал, ребенок в каждом моменте ощущает притеснение, выпихивание. Голова его проталкивается сквозь кровь и кал, но с этого момента он может начать бороться за жизнь.
Каждый из множества травматических моментов этой фазы может, будучи непроработанным, всплыть вновь через годы или десятилетия и в связи с совершенно иной причиной. Боязнь открытых пространств и сексуальные отклонения, такие как склонность к удушению, возбуждение в связи с актами выделения кала и мочи, внезапно обретают объяснения, если принять во внимание третью матрицу. Поскольку боль стеснения и радость освобождения в этой фазе часто идут рука об руку, некоторые описывают данное временное пространство и как эпизод получения первого сексуального опыта.
Люди, фиксированные на третьей матрице, могут превратиться в неутомимых борцов, не теряющих своей цели из виду ни на миг. Они любят изменения, а иногда и катастрофы. Неутомимость может стать одной из их отличительных черт. И если человека с проблемами во второй матрице по жизни сопровождают чувства страха и бессмысленности, то пленники третьей матрицы чувствуют себя обязанными доказывать себе и миру, как они сильны духом, добры или же насколько они лучше других.
В контексте учения о первопринципах эти люди, будучи плутониками, нередко хорошо знакомы с богом царства мертвых, ведь в данной фазе изгнания дети как никогда близко соприкасаются со смертью. В целом третья матрица представляет собой самый опасный фрагмент акта рождения и сопряжена с наибольшим количеством осложнений.
Если проблема людей второй матрицы состоит в том, что они склонны сдаваться и убегать, то у третьей сложности возникают с завершением дела и расслаблением. Смерть и перерождение являют собой центральную тему их жизни, однако нередко их сменяют непрерывные внешние изменения, проверка своих сил в прыжке на следующий уровень развития. С этой фазой связаны эрзац-ритуалы пубертатного периода, равно как и все разновидности экстремального спорта и многие другие опасные для жизни попытки повзрослеть.
Возникновение проблем в связи с какой бы то ни было фазой всегда сопряжено с недостатком осознанности. Подобно тому, как младенец должен был потерять свой прежний рай и борется за жизнь вне материнского тела, многие большие дети пытаются совершить прыжок во взрослую жизнь. Однако в отсутствие осознанности подобное второе рождение человека, несущего ответственность за свои поступки, просто невозможно. Прыжки с тарзанки, которые африканские дети на протяжении сотен лет успешно исполняли в силу их ритуальной окрашенности, даже при стократном повторении не приведут нас к Цели. В итоге заложники третьей матрицы вынуждены постоянно искать для себя новые сложности и испытания, подстрекаемые столь же интенсивной, сколь и ошибочной надеждой, что еще одно раздвижение внешних границ страха и боли наконец-то дарует им освобождение.
Бесчисленные мифологические битвы с драконами указывают на то, как осознанность помогает человеку преодолеть собственную незрелость. Сказочные и мифические монстры символизируют яростные, инстинктивные и эгоистичные силы, которые необходимо покорить. Только когда в этих внутренних битвах одержана победа, открывается путь к принцессе, прекрасной молодой женщине, а вместе с тем и к собственной душе. Совершается окончательный прорыв, и младенец, как и взрослый, переходит на новый уровень жизни.

Четвертая матрица: рождение, освобождение

На момент окончательного освобождения ребенок преодолел все нагрузки, и жизнь на свободе вне материнского тела открылась перед ним. Все стеснение осталось позади, и широта нового, неизвестного пока мира ждет, когда новый человек начнет познавать ее. Если предшествующие фазы были прожиты и выстраданы осознанно, можно оставить прошлое позади и войти в настоящее. В этот момент открывается возможность начать все с чистого листа. Поскольку в понимании духовной философии все начинается с начала, первые впечатления могут оказать решающее влияние на то, как ребенок будет воспринимать мир на протяжении дальнейшей жизни.
Фредерик Лебойер обращал наше внимание на важность первых в жизни впечатлений, однако, к сожалению, большинство современных взрослых еще не имели возможности прийти в мир в рамках родов без насилия. Ослепленные ярким светом, жестко и с удушением принужденные сделать первый вдох, многие из них испытывают сложности с тем, как использовать свободу и возможности развития, даруемые четвертой матрицей.
В связи с этим возникает необходимость заново прожить незавершенные на внутреннем уровне фазы родов, дабы иметь возможность действительно освободиться от страданий прошлого. Многие люди ищут и инстинктивно находят такие жизненные ситуации и переживания, которые поддерживают их в этом. А кто-то «зависает» на том же месте и нуждается в терапевтической помощи, дабы вступить в этот процесс освобождения от родовых моделей, проевших ему все печенки.
На уровне души шаг к свободе обозначает, в первую очередь, принятие ответственности за свою жизнь. Воспользоваться своим потенциалом может только тот, кто признает законы полярного мира, то есть то, что каждое действие несет в себе и противоположный аспект. Когда человек встает на самостоятельный путь обретения свободы, он получает свободу распоряжения своей жизнью, однако лишается защищенности и безопасности карьеры должностного или официального лица. С другой стороны, каждая малая толика защищенности знаменует собой потерю свободы. Чем глубже мы отваживаемся погрузиться в полярность жизни, тем шире становится спектр наших возможностей приобретения опыта.
В идеале в рамках четвертой матрицы человек совершает подлинный прорыв и может насладиться плодами своих усилий. Такой человек реализовал возможность начать ту жизнь, которая ему действительно соответствует. Во всех значительных прорывах можно увидеть качество этой матрицы.

Тем же, кто хочет подробнее ознакомиться с

Картографией по Грофу и значением Базовых Перинатальных Матриц, даю выдержку из книги Станислава Грофа “За пределами мозга”:

Многомерность психики: картография внутреннего пространства

Многомерность психики: картография внутреннего пространства – перинатальные матрицы Грофа

Одним из важнейших вкладов науки о сознании в складывающееся ныне научное мировоззрение стало совершенно новое представление о психике. Ее традиционная психиатрическая и психоаналитическая модель строго персоналистична и биографична, а современные исследования сознания открывают в ней новые уровни, сферы и измерения, показывают, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему. Подробное описание этой новой модели, не вмещающееся в рамки настоящей книги, можно найти в отдельной работе (Grof, 1975). Здесь я лишь кратко коснусь ее главных черт, особо подчеркивая их взаимосвязь с возникающей в науке парадигмой.

В сфере сознания нет четких пределов и разграничений, тем не менее полезно выделить четыре отдельных уровня или четыре области психики и соответствующего им опыта: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти и 4) трансперсональная область. Большинству людей вполне доступны переживания на всех четырех уровнях. Переживания эти можно наблюдать во время сеансов с психоделическими препаратами или в современных подходах экспериментальной психотерапии, где используется дыхание, музыка, танцы или работа с телом. Лабораторные методы изменения сознания – например, биологическая обратная связь, лишение сна, сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка – и разнообразные кинестетические устройства тоже могут вызывать многие из этих явлений. Именно их переживанию способствуют самые разнообразные религиозные обряды древности, восточные духовные практики. Много случаев такого рода можно наблюдать во время спонтанных эпизодов неординарных состояний сознания. Весь спектр опыта, относящегося к этим четырем сферам, уже описан историками и антропологами по шаманским процедурам, первобытным ритуалам перехода-инициации и церемониям целительства, мистериям смерти-возрождения, трансовым танцам в экстатических религиях.

Сенсорный барьер и индивидуальное бессознательное

Индивидуальное бессознательное – перинатальные матрицы Грофа

Всякая техника, дающая возможность эмпирически, т.е. опытным путем войти в сферу бессознательного, будет сначала активировать органы чувств. Поэтому для многих людей, использующих такие экспериментальные методы, глубокое самоисследование начинается с переживания самых разнообразных ощущений По природе эти переживания более или менее отвлеченны и лишены какого-либо персонального символического смысла; они могут быть приятными с эстетической точки зрения, но не ведут к более полному самоосознанию.

Изменения такого рода могут происходить в любой сенсорной зоне, хотя наиболее часты явления, относящиеся к зрительной области. Поле зрения за закрытыми веками оживает и делается красочным, человек может наблюдать разнообразные геометрические и архитектурные формы – быстро меняющиеся узоры калейдоскопа, конфигурации, подобные мандале, арабески, шпили готических соборов, купола мусульманских мечетей и сложные узоры, напоминающие прелестные средневековые миниатюры или восточные ковры. Видения такого рода могут возникать при глубоком самоисследовании в любой его форме, но особенно драматичны они после приема психоделических препаратов. Изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, пение сверчка, жужжание, колокольный звон или звуки высокой частоты. Это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела. На этой стадии иногда появляются запахи и вкусовые ощущения, но намного реже.

Сенсорные переживания такого рода не имеют большого значения для самоисследования и самосознания. Именно они и представляют, надо полагать, тот барьер, который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики. Некоторые аспекты такого чувственного опыта можно объяснить, исходя из определенных анатомических и физиологических характеристик органов чувств. Например, геометрические видения отражают скорее всего внутреннее строение глазной сетчатки и других частей зрительной системы.

Следующая сфера переживаний, доступ к которой легок, – область индивидуального бессознательного. Хотя относящиеся к этой категории явления достаточно интересны с теоретической и практической точек зрения, нет необходимости тратить много времени на их описание, так как почти все традиционные психотерапевтические подходы останавливаются как раз на этом уровне психики. Обширная, хотя и весьма противоречивая литература посвящена нюансам психодинамики в биографической области. Опыт, относящийся к этой категории, связан с несущими сильную эмоциональную нагрузку событиями и обстоятельствами жизни человека с момента рождения до настоящего времени. На этом уровне самоисследования все что угодно из жизни экспериментатора – какой-то неразрешенный конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание или некий незавершенный психологический гештальт – может всплыть из бессознательного и стать содержанием текущего опыта.

Чтобы это произошло, требуется выполнение одного только условия: достаточно высокой эмоциональной значимости переживания. Именно в этом кроется огромное преимущество эмпирической психотерапии по сравнению с преимущественно вербальными подходами. Технические приемы, которые непосредственно активизируют бессознательное, выборочно усиливают наиболее релевантный эмоциональный материал и облегчают его выход на уровень сознания. Таким образом, они как бы создают некий внутренний радар, который сканирует систему и ищет содержимое с наиболее сильным эмоциональным зарядом. Это не только избавляет терапевта от необходимости отделять нужное от ненужного, но и предохраняет его от принятия тех решений, которые неизбежно будут нести на себе отпечаток его собственной концептуальной схемы и многих других факторов .

Вообще говоря, биографический материал, всплывающий в ходе работы с переживаниями, согласуется с теорией Фрейда или с одной из производных от нее теорий. Есть, впрочем, несколько серьезных различий. При глубокой эмпирической психотерапии биографический материал не вспоминается и не реконструируется – его можно реально пережить заново. Речь идет не только об эмоциональных переживаниях, но и о телесных ощущениях, об изобразительных элементах материала, а также о данных других органов чувств. Обычно это сопровождается полной возрастной регрессией до тех времен, когда произошло событие.

Другим важным отличием является то, что релевантные воспоминания и другие элементы биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания (констеляции), для которых я нашел термин “системы конденсированного опыта” , сокращенно СКО . СКО – это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа или же каких-то других общих для этих воспоминаний важных элементов. Сначала я осознал СКО как принципы, управляющие динамикой индивидуального бессознательного, и понял, что знание о них составляет суть понимания внутренних процессов на этом уровне. Однако позже стало ясно, что. системы конденсированного опыта представляют общий принцип, действующий на всех уровнях психики, а не ограничивающийся только биографической сферой.

Биографические СКО связаны чаще всего с конкретными аспектами процесса рождения. Перинатальные же мотивы и их элементы относятся к эмпирическому материалу трансперсональной сферы. Нередко динамическая констеляция содержит материал нескольких биографических периодов, биологического рождения и определенных областей трансперсональной сферы – например, воспоминания о прошлых воплощениях, отождествление с животными, мифологические события. Здесь эмпирическое сходство этих тем с различных уровней психики намного важнее конвенциональных критериев ньютоно-картезианского мировоззрения, которые утверждают, например, что годы и столетия отделяют одно событие от другого, что обыкновенно опыт человека несопоставимо отличается от опыта животного, что элементы “объективной реальности” сочетаются с архетипическими и мифологическими.

В традиционной психологии, психиатрии и психотерапии внимание фокусируется исключительно на психологических травмах. Считается, что телесные травмы не оказывают непосредственного влияния на психологическое развитие человека и непричастны к развитию психопатологии. Это резко противоречит данным, полученным при глубокой эмпирической проработке, когда воспоминания о телесных травмах обретают первостепенное значение. В сеансах с психоделиками и в других мощных эмпирических подходах более чем обычны повторные переживания опасной для жизни болезни, травмы, операции или происшествия с утопанием, и они явно весомее, чем обычные психотравмы. Остаточные эмоции и телесные ощущения, возникшие при угрозе жизни или целостности организма, играют, по-видимому, значительную роль в развитии самых разных форм психопатологии – чего по-прежнему не признает академическая наука.

Так, если ребенок перенес тяжелую, опасную для жизни болезнь (например, дифтерит) и чуть не задохнулся, опыт смертельной угрозы и предельный телесный дискомфорт не будет считаться самой серьезной травмой. Представитель традиционной психологии сосредоточится на том, что ребенок, разлученный с матерью во время госпитализации, пережил эмоциональную депривацию. Эмпирические же исследования совершенно ясно показывают, что травма, сопряженная с опасностью для жизни, оставляет неизгладимый отпечаток и в большой степени влияет на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств -депрессии, тревожности и фобий, садомазохистских склонностей, сексуальных нарушений, мигрени или астмы.

Переживания серьезной телесной травмы представляют естественный переход от биографического уровня к следующей сфере, стержнем которой является двойной феномен рождения и смерти. Этот опыт включает события жизни человека и поэтому биографичен по природе. И все же тот факт, что эти события привели человека на грань смерти и были сопряжены с чрезвычайно тяжелым состоянием и болью, объединяет их с родовой травмой. По понятным причинам, воспоминания о болезнях и травмах, сопряженных с затруднением дыхания – о пневмонии, дифтерите, коклюше или утопании, – имеют особое значение.

Столкновение с рождением и смертью: динамика перинатальных матриц

Рождение и смерть – перинатальные матрицы Грофа

По мере углубления эмпирического самоисследования элемент эмоциональной и физической боли может достичь такой необыкновенной интенсивности, что это будет восприниматься как умирание. Боль может стать нестерпимой, и исследователь будет ощущать себя так, словно границы индивидуального страдания превзойдены и он переживает боль целой группы, всего человечества или даже всего живого. Для такого опыта типично отождествление с ранеными и умирающими солдатами, заключенными концентрационного лагеря или пленниками темницы, с гонимыми евреями или первыми христианами, с матерью и ребенком во время родов, с животным, которого настиг хищник. Переживания этого уровня обычно сопровождаются яркими физиологическими проявлениями, такими как удушье различной степени, учащенный пульс и сердцебиение, тошнота и рвота, изменение цвета кожи и температуры тела, спонтанные кожные высыпания или появление синяков, подергивания, дрожь, судороги и другие поразительные двигательные феномены.

Если на биографическом уровне с опасными для жизни ситуациями предстоит во время самоисследования встретиться только тем, кто в действительности пережил схватку со смертью, то на этом уровне бессознательного вопрос смерти универсален и всецело правит ходом переживания. Повторное переживание полученных травм, увечий или перенесенных операций будет скорее всего усиливаться и превращаться в опыт умирания, описанный выше.

Эмпирическое столкновение со смертью при такой глубине самоисследования будет во многих случаях органично переплетаться с разнообразными явлениями, связанными с процессом рождения. Те, кому доводится это пережить, не просто ощущают борьбу за рождение или разрешение от бремени, – многие сопутствующие физиологические изменения, происходящие в этот момент несут в себе знаки типичных событий при родах. Исследователи часто ощущают себя утробным плодом и способны переживать различные аспекты биологического рождения с очень специфическими и достоверными подробностями. Стихия смерти может быть представлена одновременной или чередующейся идентификацией со старыми, больными или умирающими людьми. Хотя полный спектр переживаний, происходящих на этом уровне, нельзя сводить к повторному проживанию биологического рождения, родовая травма составляет, видимо, самую суть процесса. Именно поэтому я называю эту сферу бессознательного перинатальной .

Связь биологического рождения с вышеописанным опытом умирания и нового рождения достаточно глубока и специфична. Это дает возможность использовать стадии биологических родов в построении концептуальной модели, которая помогает понять динамику бессознательного на перинатальном уровне. В опыте смерти-возрождения узнаются типичные темы: их основные характеристики можно логически вывести из определенных анатомических, физиологических и биохимических аспектов соответствующих стадий родов, с которыми они ассоциируются. Как будет показано ниже, суждения на основе модели родов обеспечивают уникальный способ по-новому проникнуть в динамическую архитектуру различных форм психопатологии и предлагают революционные терапевтические возможности.

Несмотря на тесную связь с рождением, перинатальный процесс выходит за рамки биологии и несет в себе важные философские и духовные измерения. Поэтому его нельзя интерпретировать в конкретизированной и упрощенной форме. Для человека, целиком погруженного в динамику этого уровня бессознательного (в качестве участника эксперимента или исследователя) рождение может выступать как всеобъясняющий принцип. Но, на мой взгляд, процесс рождения представляет собой очень удобную модель, применение которой ограничено явлениями особого уровня бессознательного. Если же процесс самоисследования переходит в области трансперсонального, от модели нужно отказываться и заменять ее другим подходом.

Некоторые характеристики процесса смерти-возрождения ясно показывают, что перинатальный опыт не сводится к биологическому рождению. В эмпирических событиях перинатальной природы отчетливо проступают эмоциональные и психосоматические аспекты. Они же, кстати, вызывают и личностную трансформацию. Глубинное столкновение в собственном опыте с рождением и смертью как правило сопровождается экзистенциальным кризисом невероятного размаха, во время которого человек самым серьезным образом задумывается о смысле существования, о своих фундаментальных ценностях и жизненных стратегиях. Этот кризис может разрешиться только через подключение к глубоким, подлинно духовным измерениям психики и стихии коллективного бессознательного.

Происходящая в результате трансформация личности сравнима, судя по описаниям, с изменениями, происходившими в древних храмовых таинствах, в ритуалах посвящения или первобытных ритуалах перехода. Перинатальный уровень бессознательного представляет поэтому важное пересечение индивидуального бессознательного с коллективным, традиционной психологии с мистицизмом или с трансперсональной психологией.

Переживания смерти и нового рождения, отражающие перинатальный уровень бессознательного, весьма разнообразны и сложны. Проявляется такой опыт в четырех типичных паттернах или констеляциях переживаний, которые глубоко соответствуют четырем клиническим стадиям биологического рождения. Для теории и практики глубинной эмпирической работы оказалось весьма полезным постулировать существование гипотетических динамических матриц, управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного, и назвать их базовыми перинатальными матрицами (БПМ).

Помимо того, что эти матрицы несут свое собственное эмоциональное и психосоматическое содержание, они действуют еще и как принципы организации материала на других уровнях бессознательного. Элементы важных СКО биографического уровня, включающих физическое насилие и жестокое обращение, угрозы, разлуки, боль или удушье, тесно связаны со специфическими аспектами БПМ. Перинатальное развертывание часто ассоциируется и с разнообразными трансперсональными элементами – такими, как архетипические видения Великой Матери или Ужасной Богини-матери, Ада, Чистилища, Рая или Царства Небесного, мифологических и исторических сцен, идентификация с животными и опыт прошлых воплощений. Как и в различных слоях СКО, связующее звено здесь – одинаковое качество эмоций, телесных ощущений и схожие обстоятельства. Перинатальные матрицы также имеют особое отношение к различным аспектам активности во фрейдовских эрогенных зонах – оральной, анальной, уретральной и фаллической. Ниже следует краткий обзор биологической основы отдельных БМП: их эмпирические характеристики, их функции в качестве принципов организации других видов опыта и их связи с эрогенными зонами. Сводка информации представлена в таблице.

Значение перинатального уровня бессознательного для нового понимания психопатологии и специфических связей между индивидуальными БПМ и различными эмоциональными расстройствами обсуждается в следующей главе.

Первая перинатальная матрица (БПМ-I)

Первая перинатальная матрица – Базовые Перинатальные Матрицы Грофа

Биологическая основа этой матрицы – опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. В периоды безмятежной жизни в матке условия для ребенка почти идеальны, однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны серьезно их осложнить. При этом на поздних стадиях беременности ситуация скорее всего будет менее благоприятной – из-за крупных размеров ребенка, усиления механического сдавливания или функциональной недостаточности плаценты.

Приятные и неприятные воспоминания о пребывании внутри матки могут проявляться в конкретной биологической форме. К тому же, по логике глубинного опыта люди, настроенные на первую матрицу, способны переживать в полном объеме все связанные с нею видения и чувства. Безмятежное внутриматочное состояние может сопровождаться другими переживаниями, для которых тоже свойственно отсутствие границ и препятствий – например, океаническое сознание, водные формы жизни (кит, рыба медуза, анемон или водоросли) или пребывание в межзвездном пространстве. Картины природы в ее лучших проявлениях (Мать-природа), прекрасные, мирные и изобильные, также характерным и вполне логичным образом сопутствуют блаженному состоянию ребенка в утробе. Из архетипических образов коллективного бессознательного, которые доступны в этом состоянии, нужно выделить видения Царства Небесного или Рая в представлении различных мировых культур. Опыт первой матрицы включает также элементы космического единства или мистического союза.

Нарушения внутриматочной жизни ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, зараженной или враждебной природной среды, подстерегающих демонов. На смену мистическому растворению границ приходит их психотическое искажение с параноидальными оттенками.

Позитивные аспекты БПМ-1 тесно связаны с воспоминаниями о симбиотическом единстве на груди у матери, с позитивными СКО и с восстановлением в памяти ситуаций, связанных со спокойствием духа, удовлетворенностью, раскрепощенностью, прекрасными пейзажами. Имеются схожие выборочные связи с разными формами позитивного трансперсонального опыта. И, наоборот, негативные аспекты БПМ-1 обычно ассоциируются с определенными негативными СКО и соответствующими негативными трансперсональными элементами.

Что касается фрейдовских эрогенных зон, позитивные аспекты БПМ-I совпадают с таким биологическим и психологическим состоянием, когда в этих областях нет напряжений и все частные влечения удовлетворены. Негативные аспекты БПМ-I имеют, по-видимому, специфическую связь с тошнотой и дисфункцией кишечника, сопровождающейся поносом.

Вторая перинатальная матрица (БПМ-II)

Вторая перинатальная матрица – Базовые Перинатальные Матрицы Грофа

Этот эмпирический паттерн относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта и выхода еще нет.

Как и в предыдущей матрице, эту биологическую ситуацию можно пережить снова вполне конкретным и реалистичным образом. Символическим спутником начала родов служит переживание космической поглощенности . Оно состоит в непреодолимых ощущениях возрастающей тревоги и в осознании надвигающейся смертельной опасности. Источник опасности ясно определить невозможно, и индивид склонен интерпретировать окружающий мир в свете параноидальных представлений. Очень характерны для этой стадии переживания трехмерной спирали, воронки или водоворота, неумолимо затягивающих в центр. Эквивалентом такого сокрушительного вихря является опыт, в котором человек чувствует, как его пожирает страшное чудовище — например, гигантский дракон, левиафан, питон, крокодил или кит. Также часты переживания, связанные с нападением ужасного спрута или тарантула. В менее драматичном варианте то же испытание проявляется как спуск в опасное подземелье, систему гротов или таинственный лабиринт. По-видимому, в мифологии этому соответствует начало путешествия героя; родственные религиозные темы – падение ангелов и изгнание из рая.

Некоторые из этих образов покажутся странными для аналитического ума, и все же в них обнаруживается логика глубинных переживаний. Так, водоворот символизирует серьезную опасность для организма, свободно плывущего в водной среде, и заставляет его беспорядочно двигаться. Сцена пожирания схожим образом превращает свободу в опасное для жизни стеснение, которое можно сравнить с протискиванием плода через тазовую полость. Спрут захватывает, сковывает и угрожает организмам, свободно плавающим в океане, а паук заманивает, хватает и уничтожает насекомых, прежде свободно порхавших в неограниченном воздушном пространстве.

Символическим выражением проявившейся полностью первой клинической стадии родов становится опыт отсутствия выхода или ада . Он включает чувство увязания или пойманности в кошмарном клаустрофобическом мире и переживание необычайных душевных и телесных мучений. Ситуация как правило представляется невыносимой, бесконечной и безнадежной. Человек теряет ощущение линейного времени и не видит ни конца этой пытки, ни какого-либо способа избежать ее. Следствием этого может стать эмпирическая идентификация с заключенными в темнице или концентрационном лагере, с обитателями сумасшедшего дома, с грешниками в аду или с архетипическими фигурами, символизирующими вечное проклятье, такими как Вечный Жид Агасфер, Летучий Голландец, Сизиф, Тантал или Прометей.

Находясь под влиянием этой матрицы, индивид избирательно слеп ко всему положительному в мире, в своем существовании. Среди стандартных компонентов этой матрицы – мучительные ощущения метафизического одиночества, беспомощность, безнадежность, неполноценность, экзистенциальное отчаяние и вина.

Что касается организационной функции, БМП-II притягивает СКО с воспоминаниями о ситуациях, в которых пассивная и беспомощная личность попадает во власть могучей разрушительной силы и становится ее жертвой без шансов на спасение. Здесь также наблюдается близость к трансперсональным мотивам аналогичного свойства.

В отношении фрейдовских эрогенных зон эта матрица связана, видимо, с состояниями неприятного напряжения и боли. На оральном уровне это голод, жажда, тошнота и болезненные раздражения рта; на анальном уровне – боль в прямой кишке и задержка кала; на уретральном уровне – боль в мочевом пузыре и задержка мочи. Соответствующими ощущениями генитального уровня будут сексуальная фрустрация и чрезмерное напряжение, спазмы матки и влагалища, боль в яичниках и болезненные сокращения, которые сопровождают у женщин первую клиническую стадию родов.

Третья перинатальная матрица (БПМ-III)

Третья перинатальная матрица – Базовые Перинатальные Матрицы Грофа

Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал.

На эмпирическом плане эта схема несколько усложняется и разветвляется. Помимо истинных, реальных ощущений разных аспектов борьбы в родовом канале в нее включается большой набор явлений, следующих типичной тематической последовательности. Самыми важными из них будут элементы титанической битвы, садомазохистские переживания, сильное сексуальное возбуждение демонические эпизоды, скатологическая вовлеченность и столкновение с огнем. Все это происходит в контексте неуклонной борьбы смерти-возрождения .

Титанический аспект совершенно понятен, если учесть задействованные на этой стадии рождения чудовищные силы. Нежная головка ребенка втискивается в узкую тазовую полость маточными сокращениями, сила давления которых колеблется от 50 до 100 фунтов. Встречаясь с этим аспектом БПМ-III, человек испытывает могучие потоки энергии, усиливающиеся до взрывоподобного извержения. Характерные здесь символические мотивы – неистовые силы природы (вулканы, электромагнитные бури, землетрясения, волны прилива или ураганы), яростные сцены войн и революций, технологические объекты высокой мощности (термоядерные реакторы, атомные бомбы и ракеты). В более мягкой форме этот эмпирический паттерн включает опасные приключения – охоту, схватки с дикими животными, увлекательные исследования, освоение новых земель. Соответствующие архетипические темы – картины Страшного суда, необыкновенные подвиги великих героев, мифологические битвы космического размаха с участием демонов и ангелов или богов и титанов.

Садомазохистские аспекты этой матрицы отражают смесь агрессии, которой плод подвержен со стороны женской репродуктивной системы, и его яростной биологической реакции на удушье, боль и тревогу. Частыми темами здесь являются кровавые жертвоприношения, самопожертвование, пытки, казни, убийства, садомазохизм и изнасилования.

Логика переживаний сексуальной составляющей процесса смерти-возрождения не так очевидна. Пояснить ее можно на примере широко известных данных о том, что удушье и нечеловеческие страдания вообще вызывают странную форму сильного сексуального возбуждения. Эротические мотивы на этом уровне характеризуются захватывающей интенсивностью полового влечения, механического и неизбирательного по своему качеству, порнографическому и девиантному по природе. В относящихся к этой категории переживаниях секс сочетается со смертью, опасностью, биологическим материалом, агрессией, побуждениями к самоуничтожению, физической болью и духовным началом (в приближении к БПМ-IV).

Тот факт, что на перинатальном уровне сексуальное возбуждение происходит в контексте смертельной угрозы, страха, агрессии и биологического материала, становится ключом к пониманию сексуальных отклонений и других форм сексопатологии. Эту взаимосвязь мы будем подробно обсуждать позже.

Элементы демонизма на этой стадии процесса смерти-возрождения представляют, пожалуй, особую трудность и для терапевтов, и для пациентов. Жуткие свойства такого материала могут вызвать полное нежелание иметь с ним дело. Наиболее обычна здесь тематика Шабаша ведьм (Вальпургиевой ночи), сатанинских оргий или ритуалов Черной мессы и искушения. Общим в опыте рождения на этой стадии и в ведьминском шабаше или Черной мессе является причудливое сочетание переживаний смерти, извращенной сексуальности, страха, агрессии, скатологии и искаженного духовного порыва.

Скатологическая сторона процесса смерти-возрождения имеет своей естественной биологической основой тот факт, что на последних стадиях родов ребенок может войти в тесный контакт с фекалиями и другими биологическими продуктами. Такие переживания обычно превосходят все то, что действительно мог испытывать новорожденный. Это ощущения барахтающегося в экскрементах, ползающего в отбросах или выгребных ямах, поедающего фекалии, пьющего кровь и мочу или же отвратительные картины разложения.

Элемент огня проявляется либо в своей обычной форме – как идентификация с жертвой, отданной на заклание, -либо в архетипической форме очищающего огня (пирокатарсис), который разрушает все гнилое и отвратительное в человеке, готовя его к духовному возрождению. Этот элемент символизма рождения наиболее труден для понимания. Соответствующим ему биологическим компонентом может быть, наверное, кульминационная сверхстимуляция новорожденного беспорядочной “пальбой” периферических нейронов. Интересно, что аналогичный опыт выпадает на долю роженицы, у которой на этой стадии часто возникает ощущение, что ее влагалище охвачено огнем. Также следует отметить, что в процессе горения твердые вещества превращаются в энергию; переживанием огня сопровождается смерть Эго, после чего личность в философском плане отождествляет себя уже не с твердой материей, а с энергетическими паттернами.

Религиозный и мифологический символизм этой матрицы особенно тяготеет к тем системам, где прославляется жертвование и жертвенность. Часты сцены ритуалов жертвоприношения в доколумбовой Америке, видение распятия и отождествление себя с Христом, поклонение ужасным богиням Кали, Коатликуэ или Рангде. Уже упоминались в этом отношении сцены поклонения сатане и образы Вальпургиевой ночи. Другая группа образов связана с религиозными обрядами и церемониями, в которых секс сочетается с исступленным ритмическим танцем – например, фаллические культы, ритуалы, посвященные богине плодородия, или разнообразные ритуальные церемонии первобытных племен. Классическим символом перехода от БПМ-III к БПМ-IV является легендарная птица Феникс, прежнее тело которой сгорает в огне, а новое восстает из пепла и взмывает к солнцу.

Ряд важных характеристик, присущих этому паттерну переживаний, отличают его от уже описанных паттернов состояния безвыходности. Здесь ситуация уже не кажется безнадежной, и сам переживающий не беспомощен. Он принимает активное участие в происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель. В религиозном смысле ситуация будет больше напоминать чистилище, чем ад. К тому же роль индивида здесь не сводится исключительно к страданиям беспомощной жертвы. Он – активный наблюдатель и способен одновременно отождествлять себя с той и с другой стороной до такой степени, что иногда трудно бывает понять, агрессор он или жертва. В то время как безвыходная ситуация предполагает только страдания, опыт борьбы смерти-возрождения представляет собой границу между агонией и экстазом, иногда слияние того и другого. Вероятно, можно определить этот тип переживаний как “вулканический экстаз”, по контрасту с “океаническим экстазом” космического единства.

Особые характеристики опыта связывают БПМ-Ш с СКО, сформировавшимся из воспоминаний о ярких чувственных и сексуальных переживаниях, о битвах и победах, об увлекательных, но рискованных приключениях, об изнасиловании и сексуальных оргиях или о случаях контакта с биологическими продуктами. Те же соотношения существуют и для трансперсонального опыта такого рода.

Что касается фрейдовских эрогенных зон, эта матрица связана с теми физиологическими механизмами, которые приносят внезапное облегчение и релаксацию после длительного напряжения. На оральном уровне это жевание и глотание пищи (или, наоборот, рвота); на анальном и уретральном уровне это дефекация и мочеиспускание; на генитальном уровне – восхождение к сексуальному оргазму и ощущения роженицы на второй стадии родов.

Четвертая перинатальная матрица (БПМ-IV)

Четвертая перинатальная матрица – Базовые Перинатальные Матрицы Грофа

Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, с непосредственным появлением на свет. В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид.

Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой стадии переживания представляют точную имитацию реальных биологических событий, произошедших при рождении, а кроме того, – специальных акушерских приемов. По понятным причинам этот аспект БПМ-IV намного богаче, чем конкретные элементы, испытанные в контексте других матриц. Кроме того, специфические детали высвобождающегося материала бессознательного легко поддаются верификации. Речь идет о подробностях механизма рождения, об использовавшейся анестезии, о способе ручного и инструментального родовспоможения и о деталях послеродового опыта и ухода за новорожденным.

Символическим выражением последней стадии родов является опыт смерти-возрождения , в нем представлено окончание и разрешение борьбы смерти-возрождения. Парадоксально, что, находясь буквально на пороге освобождения, индивид ощущает приближение катастрофы огромного размаха. В эмпирических сеансах как раз этим часто вызывается твердое решение остановить поток переживаний. Если же переживания продолжаются, проход от БПМ-III к БПМ-IV влечет за собой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях-то есть физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения окончательного морального падения и вечного индивидуального проклятья трансцендентальной размерности. Такой опыт “гибели Эго” заключается, судя по всему, в мгновенном безжалостном уничтожении всех прежних опорных точек в жизни индивида. Переживаемый в своей окончательной и наиболее полной форме , он означает безвозвратный отказ от философского отождествления себя с тем, что Алан Уоттс обычно называл “Эго, облаченным в кожу”.

За опытом полной аннигиляции и “прямого попадания на самое дно космоса” немедленно следует видение ослепительного белого или золотого света сверхъестественной яркости и красоты. Его можно сопоставить с изумительными явлениями архетипических божественных существ, с радугой или с замысловатым узором павлиньего хвоста. В этом случае также могут возникать видения пробуждения природы весной, освежающего действия грозы или бури. Человек испытывает глубокое чувство духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Он как правило чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины, испытывает очищение и необремененность. Это сопровождается потоком положительных эмоций в отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным местом, а интерес к жизни отчетливо возрастает .

Символизм опыта смерти-возрождения может быть извлечен из многих областей коллективного подсознательного, так как любая крупная культура обладает соответствующими мифологическими формами. Смерть Эго будет испытываться в связи с самыми разными божествами-разрушителями – Молохом, Шивой, Уицилопочтли, Кали или Коатликуэ – или при полном отождествлении с Христом, Озирисом, Адонисом, Дионисом или другими жертвенными мифологическими существами. Богоявлением может стать совершенно абстрактный образ Бога в виде лучезарного источника света или более-менее персонифицированное представление разных религий. Так же обычен опыт встречи или единения с великими богинями-матерями – Девой Марией, Изидой, Лакшми, Парвати, Герой или Кибелой.

Среди соответствующих биографических элементов – воспоминания о личных успехах и окончании опасных ситуаций, о завершении войн и революций, о выживании после несчастного случая или выздоровлении после тяжелой болезни.

Что касается фрейдовских эрогенных зон, БПМ-IV на всех уровнях развертывания либидо связана с состоянием удовлетворения, которое наступает сразу же после активности, облегчающей неприятное напряжение, – после утоления голода, рвоты, дефекации, мочеиспускания, оргазма и деторождения.

За пределами мозга: области трансперсонального опыта

Картография человеческой психики – Трансперсональные переживания

Многими своими чертами трансперсональный опыт вдребезги разбивает фундаментальные утверждения материалистической науки и механистического взгляда на мир. Хотя эти переживания имеют место в ходе самоисследования, их нельзя интерпретировать как всего лишь интрапсихические феномены в конвенциональном смысле. С одной стороны, этот опыт вместе с биографическими и перинатальными переживаниями формирует некий эмпирический континуум. С другой стороны, он часто и без вмешательства органов чувств открывает непосредственный доступ к источникам информации, явно выходящим за рамки конвенционального круга. Он может включать сознательный опыт других людей и представителей других видов животных, растительной жизни, элементы неорганической природы, микроскопическую и астрономическую области, недоступные без специальных приборов, исторический и доисторический опыт, знание будущего, отдаленных мест или других измерений существования.

На уровне воспоминательного анализа информация черпается из индивидуальной истории и потому безусловно биографична по своей природе. Перинатальный опыт по-видимому представляет пересечение персонального (личного) и трансперсонального, раздел между тем и другим; это отражено в его связи с рождением и смертью, началом и концом индивидуального существования.

Трансперсональные явления обнаруживают связь индивида с космосом – взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественный скачок, словно по ленте Мебиуса, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной включая то, что лучше всего назвать сверхсознательным умом.

Общим для этой группы разнообразных и разветвленных явлений будет ощущение, что испытывающее их сознание выступило за обычные пределы Эго и преодолело ограничения времени и пространства. В “нормальном”, обычном состоянии сознания мы осознаем самих себя в границах своего физического тела (образа тела), и наше восприятие окружающего мира стеснено физически детерминированным диапазоном чувствительности внешних рецепторов. И наше внутреннее восприятие (интрацепция) и восприятие внешнего мира (экстрацепция) ограничены привычными временными и пространственными рамками. В обычных обстоятельствах мы отчетливо переживаем только настоящую ситуацию и воспринимаем лишь ближайшее окружение; мы вспоминаем прошлые события и ожидаем будущих или фантазируем о них.

В трансперсональных переживаниях происходит трансценденция некоторых из вышеупомянутых ограничений, иногда сразу нескольких. Многие принадлежащие к этой категории переживания интерпретируются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого. Довольно часто при глубинном эмпирическом самоизучении доводится испытать очень четкие и реальные эпизоды, опознаваемые как воспоминания плода и эмбриона. Многие сообщают о ярких событийных последовательностях на уровне клеточного сознания, что по-видимому отражает их прошлое существование в форме спермы или зрелой яйцеклетки во время зачатия. Иногда регрессия заходит еще дальше, и у человека появляется уверенное чувство повторного проживания воспоминаний из жизни предков или даже подключения к расовому или коллективному бессознательному. Были случаи, когда участники ЛСД-сеансов сообщали об опыте отождествления с животными предками в эволюционной родословной или отчетливого проживания заново эпизодов из своих прошлых воплощений.

Некоторые другие трансперсональные явления включают трансценденцию не временных, а пространственных барьеров. Сюда относится опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства (то есть чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с ним или с ней, подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечество. Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. В предельном случае можно слиться с сознанием всего творения, всей планеты, всей материальной Вселенной. Еще одно явление, связанное с трансценденцией нормальных пространственных ограничений, – сознание отдельных частей тела, то есть различных органов, тканей, клеток. Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцией времени и/или пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия – например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего, ясновидение, перемещение во времени и пространстве.

В большой группе трансперсональных переживаний сознание словно расширяется за пределы феноменального мира и континуума времени-пространства, каким мы его воспринимаем в повседневной жизни. Обычные тому примеры – опыт встреч с душами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущностями. После сеансов с ЛСД также бывают сообщения о бесчисленных видениях архетипических форм, конкретных божеств и демонов, сложных мифологических эпизодов. Среди других примеров из этой же категории – интуитивное понимание универсальных символов, переживание потока энергии “ци”, как он описывается в китайской медицине и философии, или пробуждение Кундалини и активация чакр. В предельной форме индивидуальное сознание охватывает всю целостность существования и отождествляет себя с Универсальным Разумом или с Абсолютом. Высшей точкой всех переживаний будет очевидно Сверхкосмическая или Метакосмическая Пустота, загадочная предвечная ничтожность, которая сознает себя самое и содержит всю экзистенцию в зародышевой форме.

Итак, расширенная картография бессознательного имеет ключевое значение при любом серьезном подходе к таким явлениям, как психоделические состояния, шаманизм, религия, мистицизм, ритуалы перехода, мифология, парапсихология и шизофрения. И дело здесь не просто в академическом интересе – как будет показано ниже, картография предлагает глубокие и революционные приложения для понимания психопатологии и новые терапевтические пути, немыслимые в традиционной психиатрии.

– Перед терапевтом, использующим традиционные формы психотерапии, стоит важная задача отличить релевантный материал от не относящегося к делу, определить вид психологической защиты и найти интерпретацию. Трудность задачи в том, что она ограничена парадигмой. Релевантность не определяется общим согласием, все зависит от того, какого направления придерживается терапевт – школы Фрейда, Адлера, Ранка, Клейна, Салливана или какого-то другого течения динамической психотерапии. Если к этому добавить искажения из-за контрпереноса, преимущества эмпирического подхода станут очевидными.

– Смерть Эго и новое рождение – не одноразовый опыт. В ходе систематического глубинного самоисследования бессознательное снова и снова представляет его в разных измерениях и с разными акцентами до тех пор, пока процесс не будет завершен.

– Это описание отражает идеальную ситуацию нормального и неосложненного рождения. Длительные и изматывающие роды, наложение щипцов или применение общей анестезии, какие-либо другие осложнения вызывают специфические эмпирические искажения в этой матрице.

Выдержка из книги Станислава Грофа “За пределами мозга”

После прочтения, вам будет более понятно, о чем я рассказываю в видео: Теория Холотропного дыхания, картография Кена Уилбера, Станислава Грофа. Техника безопасности Холотропного дыхания. Прохождение сенсорного барьера, перинатальные матрицы Грофа, трансперсональные переживания, Как перестать жить в прошлом: перевести «зачем, за что?» – в «Почему, для чего?» и жить в настоящем. Абсолютно счастливый человек, важность, социальные игры, дуальность, позиция «жертвы», позиция «успеха».

Поделиться: