Экспертиза односторонней и двусторонней глухоты. Медицинская экспертиза тугоухости, глухоты. Показания к применению метода

Ничего не вижу, ничего не слышу

Симулянты существовали издавна. Иногда кажется, что порок этот столь же древний, как ложь, обман, неправда. С детства каждому знакомы хитроумная лиса Алиса и кот Базилио, пытавшиеся обмануть доверчивого Буратино. А их собратья из русских народных сказок? Какой колоритной симулянткой предстает перед нами Лиса, взгромоздившаяся на Волка и тихонько напевающая „Битый небитого везет! Битый небитого везет!". Целая галерея разнообразнейших притворщиков и симулянтов выведена в пьесах Мольера, например, в комедии „Мнимый больной". А зародившийся в Европе в конце средних веков новый жанр плутовского романа уж никак не мог обойтись без симулянта в качестве главного героя.

Итак, тип симулянта известен человечеству давно. И в бесконечной череде мнимых слепых, хромых, немых далеко не последнее место занимают мнимые глухие. Таким образом, перед оториноларингологией с самого ее зарождения встала задача - разоблачить притворщиков. Особенно это было важно при экспертизе - военной, судебной, трудовой. Развитие новых методов экспертизы глухоты происходило одновременно с развитием аудиометрии - науки об измерении слуха. Обычно применяют метод субъективной аудиометрии (проверки слуха), когда сам больной говорит, слышит он или не слышит сигналы. Этот метод в разнообразнейших модификациях широко используется в поликлиниках и стационарах.

Но в некоторых случаях у врачей есть основания не доверять показаниям больного. Так бывает обычно при экспертизе. Само слово „экспертиза" подразумевает, что необходимо установить истинное состояние слуха, в чем пациент не всегда заинтересован. Здесь могут иметь место симуляция, или агровация (то есть преувеличение действительной патологии). Но иногда встречаются и случаи диссимуляции, когда человек со сниженным слухом пытается уверить комиссию, что слышит прекрасно (например, при получении водительского удостоверения).

Объективная аудиометрия применяется при работе с детьми, так как их ответы часто зависят от настроения и не всегда соответствуют истине.

Но прежде чем были выработаны методы современной аудиологии, экспертиза глухоты сводилась к обычным житейским уловкам. Например, симулянт знаками объяснял членам экспертной комиссии, что ничего не слышит. С ним не спорили, но, когда мнимый глухой поворачивался, чтобы идти к выходу, один из врачей ронял на пол монетку. И симулянт инстинктивно поворачивался, так как срабатывал условный рефлекс на звук падающих денег. Можете проверить этот рефлекс: уроните где-нибудь в толпе пятачок, и большинство людей обязательно оглянется и посмотрит на катящуюся монетку. Но не все. Так как этот рефлекс условный, то его можно и сознательно подавить. Со временем часть симулянтов узнала об этой уловке и перестала попадаться в расставленный капкан.

Тогда врачи были вынуждены прибегнуть к более хитроумным уловкам. Одна из них была названа уловкой Маркса в честь впервые описавшего ее врача по фамилии Маркс. Применялась она в случаях симуляции односторонней глухоты, то есть когда исследуемый заявлял, что одно ухо у него слышит прекрасно, а вот второе - абсолютно глухое. К „глухому" уху подносили громкую трещотку и спрашивали пациента, слышит ли он. Тот отрицательно мотал головой. Тогда трещотку подносили к „здоровому" уху и снова спрашивали: „Слышите ли вы теперь?" - „Конечно же, слышу!" - отвечал „больной". „Хорошо слышите?" - повторял врач свой вопрос. „Конечно же, хорошо, зачем переспрашивать!" - начинал сердиться симулянт. И в этот момент, он, естественно, забывал, что единственно слышащее ухо у него закрыто трещоткой, и все вопросы врача он мог слышать только другим ухом, тем самым, которое называл глухим.

Мы не будем перечислять всей бесконечной череды хитроумных уловок, использовавшихся в то время врачами для выявления симулянтов. Остановимся только на методе Этьена Ломбарда .

Основан этот метод на известном факте: мы постоянно контролируем громкость своего голоса с помощью слуха. У глухого, естественно, такой контроль отсутствует, поэтому глухие люди постоянно говорят громче, чем следует. Итак, испытуемого просили монотонно читать какой-либо текст из книги, не обращая ни на что внимание. В какой-то момент в оба слуховых прохода вставляли трещотки и включали их, тем самым полностью исключая поступление всех внешних звуков. Истинно глухой продолжал чтение, не повышая голоса, а вот симулянт начинал читать значительно громче, почти кричать. Он как бы рефлекторно стремился услышать свой голос. Через короткое время он приспосабливался к шуму трещотки и вновь понижал громкость голоса до прежнего уровня. Но вот именно этот „всплеск" голоса в ответ на включение трещотки и выдавал симулянта.

Позже появились и объективные методы регистрации слуха. В основу одного из них был положен описанный Владимиром Михайловичем Бехтеревым ауропалпибральный рефлекс. „Аурус" значит „ухо", „палпибра" - веко. В ответ на громкий звук человек моргает. Можете проверить это на окружающих. Хлопните в ладоши над ухом - человек непременно моргнет. Как проверить слух у новорожденного, если родителей не оставляет тревожная мысль, что ребенок родился глухим? Тут можно воспользоваться рефлексом Бехтерева. Если ребенок моргнул после хлопка - он слышит (естественно, хлопок следует производить не перед лицом, чтобы не напугать ребенка, а сзади).

С целью экспертизы этот рефлекс можно слегка усложнить, переведя его из безусловного в условный. Испытуемому надевают наушники, в которые подается звук. Одновременно со звуком сильные потоки воздуха, направляемые из специальных трубочек в глаза, заставляют его зажмуриться. Звук - воздух, звук - воздух, звук - воздух - и так несколько раз подряд. Вырабатывается условный рефлекс. В какой-то момент воздух отключают, но все равно на подаваемый звуковой сигнал испытуемый рефлекторно жмурится. А вот глухой не зажмурится. Звука-то он не слышит, а воздушная струя не подается. Вот так и можно выявить симулянта. Но человек, достаточно хорошо владеющий собой, может усилием воли подавить этот рефлекс и не зажмуриться. Ведь мышцы, двигающие веко, находятся под контролем нашего сознания.

Ну что ж, в арсенале экспертов есть еще один метод, впервые описанный советским физиологом Николаем Александровичем Шурыгиным. В ответ на громкий звук зрачок сначала сужается, а потом расширяется. Известно, что мы не можем произвольно менять диаметр зрачка, гладкая мускулатура, отвечающая за это, неподвластна приказам нашего сознания, эти реакции автономны. Испытуемому надевают наушники, на зрачки направлена кинокамера. Включают звук - автоматически включается кинокамера. Потом в кинозале трое экспертов (а по закону мнение всех троих должно совпасть, в противном случае назначается повторная экспертиза) наблюдают за движением зрачка на экране. Они не знают ни имени, ни фамилии испытуемого, ни причины экспертизы, их задача одна - внимательно смотреть на увеличенный до трех метров зрачок и дать ответ, расширяется он или нет.

Ошибка здесь исключена: движется зрачок, значит, слух сохранен, зрачок неподвижен - человек действительно глухой.

Оригинальный метод экспертизы глухоты был предложен другим советским физиологом, Иваном Рамазовичем Тархановым. Известно, что в ответ на громкий звук наступает рефлекторная потоотделительная реакция. Только не следует воспринимать это буквально: вот зазвенел звонок, и все находящиеся в классе сразу же вспотели. Конечно, нет. Реакция эта настолько ничтожна, что зафиксировать ее можно только с помощью специальных приборов.

Наиболее удобна для этих целей кисть руки. На ладони расположено множество потовых желез, а вот на тыльной стороне их практически нет. Что такое потоотделение? Это выброс большого числа положительно и отрицательно заряженных ионов, например, Na+, Cl- и т. д. Что же получается? При потоотделении на ладони скапливается электрический заряд, а на тыльной стороне руки нет. Если с двух сторон кисти поместить по металлической пластинке и соединить их проволочкой, то по ней пойдет ток. Если в получившуюся электрическую цепь включить гальванометр, стрелка его будет отклоняться. Итак, если человек слышит, то в ответ на подаваемый звук стрелка гальванометра будет отклоняться, если же человек не слышит, то стрелка останется стоять на нуле. И процесс этот никак не зависит от желания испытуемого, симуляция здесь невозможна.

Видите, как трудно стало жить симулянтам с развитием оториноларингологии? Причем следует учесть, что все описанные методы объективного исследования слуха были предложены еще в 30-х годах нашего века.

В настоящее время также разрабатываются новые методы экспертизы глухоты. Один из них назван тестом Быстшановской. Современная техника позволяет подавать в правое и левое ухо различные сигналы с запаздыванием в доли секунды, чтобы они не заглушали друг друга. Так, если в правое ухо подается слог „Ко", а в левое - слог „ля", то человеку слышится целое слово „Коля". Наши органы чувств не в состоянии уловить это мимолетное запаздывание слогов. Поэтому здоровый человек, естественно, скажет, что и в правом и в левом ухе у него прозвучало слово „Коля". А вот человек, глухой на одно ухо, не сможет разобрать один из слогов, например, „Ко", и скажет, что услышал слог „ля".

Как же поступить симулянту? Он скажет, что правым ухом не услышал ничего, а вот левым - слово „Коля". Но мы-то знаем, что этого не может быть.

На этом явлении и основан тест американской исследовательницы Быстшановской. Правда, в ее модификации он выглядит несколько иначе. Берется какая-то музыкальная фраза и „разрезается" пополам. Все звуки выше определенного уровня подаются в одно ухо, а ниже этого уровня, с небольшим запаздыванием - в другое. Здоровому человеку слышится цельная музыкальная фраза, а вот глухой на одно ухо способен ощущать лишь шум, так как обе половины „разрезанной" музыкальной фразы будут представлять собой лишь частотный шум. И лишь когда обе половинки соединяются вместе, зазвучит музыка. Но это возможно только при сохранении слуха как на правое, так и на левое ухо.

В каком же положении оказывается симулянт? Он утверждает, что слышит музыку правым ухом и совсем не слышит левым. Как только эксперт столкнется с подобным заявлением, ему сразу же станет ясно, с кем он имеет дело.

Как видите, бедного симулянта совсем загнали в угол, симуляция глухоты абсолютно невозможна. И тем более она невозможна потому, что в последние годы был открыт еще один метод, позволяющий провести объективную экспертизу слуха с абсолютной точностью. Этот метод настолько точен, что скоро отпадет необходимость в применении всех других описанных нами методов. Заключается он в следующем. При раздражении органа слуха звуковыми волнами возникают определенные потенциалы, которые можно зафиксировать с помощью электроэнцефалограммы. Если человек глухой, то никаких потенциалов не возникает. И ни один симулянт в мире не может подавить этих возникающих потенциалов.

Видимо, в недалеком будущем симулянт превратится в сказочный персонаж, и мы будем узнавать о нем только из детских книжек. Симуляция и развитие науки - это две вещи взаимоисключающие.

Слух – это одно из шести чувств, которое позволяет человеку полноценно жить. Ежегодно диагноз тугоухость – частичная потеря слуха, слышат тысячи людей. Чтоб подобрать адекватное лечение важно пройти своевременное обследование. Именно о методах диагностики пойдет речь в данной статье.

Прием у врача

Диагностика тугоухости начинается с консультации профильного врача – отоларинголога. Во время приёма доктор изучает анамнез пациента, узнает есть ли у него жалобы на снижение слуха. Делает выводы по поводу субъективного шума: ощущение воды, аутофонии – отдачи собственного голоса в ухо. Изучение анамнеза может помочь в поисках причины возникновения тугоухости и определить факторы, влияющие на динамику заболевания.

Речевое исследование слуха

Это следующий шаг в постановке диагноза. Человека размещают на расстоянии 6 м от доктора так, чтоб тестируемое ухо было повернуто к медику. Второе ухо закрывает помощник и создает фоновый шум. Это делается для чистоты диагностики, чтоб избежать восприятия звука одновременно двумя ушами.

Доктор шепотом произносит сначала слова с низкими звуками (норе, дерево. море), а потом с высокими (щи, заяц, уж). Дело в том, что тугоухость бывает трёх видов:

  • Кондуктивная тугоухость – проблема заключается во внешнем или среднем ухе. Может носить временный характер. Чаще всего поддается медикаментозному лечению. Пациенты с таким видом тугоухости хуже воспринимают низкие звуки.
  • Нейросенсорная тугоухость – в этом случаи потеря слуха связана со звуковоспринимающим аппаратом. Для решения проблемы используют слуховые аппараты или импланты. При таком нарушении человек хуже слышит высокие звуки.
  • Смешанная тугоухость – характеризуется сочетанием кондуктивной и нейросенсорной.

Задача пациента громко и внятно повторять слова за врачом. Если человеку это не удается. То расстояние уменьшается на метр. Дистанцию сокращают до тех пор. Пока пациент не повторит все слова.

Исследование камертонами

При помощи камертонов определяют воздушную и костную проводимость. Он имеет вид вилки с двумя зубцами, которые называют – бранши. Для диагностики тугоухости используют набор камертонов.

Чтоб проверить воздушную проводимость камертон берут за ножку и сдавливанием или щелчком пальца вызывают колебание браншей. Затем прибор размещают на одной оси со слуховым проходом. Когда пациент перестает его слышать, камертон отдаляют от уха и снова приближают. Исследование проводится с учетом времени. Секундомер запускают после удара по камертону и останавливают, когда пациент полностью перестает его слышать.

Для диагностики костной проводимости ножку камертона ставят на сосцевидном отростке. Исследование также проходит с контролем времени.

Цена исследования порядком – 400 рублей.

Аудиометрия при помощи аудиометра

Этот метод диагностики тугоухости позволяет определить степень снижения слуха. Для обследования применяется электронный прибор. Воздушную проводимость измеряют при помощи наушников, а для определения костной на сосцевидном отростке размещается вибрирующее устройство.

Цена исследования порядком – 500 рублей.

Речевая аудиометрия

Данный метод позволяет выяснить громкость при которой человек слышит, определить потерю слуха в децибелах. Основное отличие от речевого метода заключается в том, что все слова записаны на плёнку, а исследование проводится в звуконепроницаемой комнате.

Цена исследования порядком – 300 рублей.

Это разновидность аудиометрии позволяет измерить давление которое способно выдержать среднее ухо. Применяется метод для выявления причин кондуктивной тугоухости. В ухо вводится источник беспрерывного звука и микрофон. При помощи тимпанометрии определяется количество поглощенного и отражённого звука.

Цена исследования порядком — 500 рублей.

Слуховой ответ ствола головного мозга

Этот метод позволяет измерить нервные импульсы, которые поступают в головной мозг. Если у врача есть подозрения, что возникновение тугоухости связано с заболеванием мозга дополнительно назначают МРТ.

Цена исследования порядком – 1000 рублей.

Электрокохлеография

Этот метод диагностирует активность улитки и слухового нерва.

Цена исследования порядком – 1500 рублей.

Два последних метода позволяют определить уровень слуха у человека, который не может сигнализировать о своих ощущениях. Например, маленькие дети, люди, пребывающие в коме. Кроме того, данные исследования позволяют найти причины нейросенсорной тугоухости.

Профессиональная нейросенсорная тугоухость - постепенное снижение остроты слуха, обусловленное длительным (многолетним) воздействием производственного шума (преимущественно высокочастотного). К числу шумоопасных производств относятся: добывающая, дерево-, металло-, камнеобрабатывающая промышленность, ткацкое производство, машино-, авиа- и судостроение и другие.

Шумоопасные профессии и соответственно - высокая степень тугоухости встречается у кузнецов, обрубщиков, чеканщиков, медников, авиационных мотористов. К числу шумоопасных профессий относятся также горнорабочие, проходчики, шахтеры, клепальщики, шлифовщики, полировщики, бетонщики, наждачники, заточники, слесари, котельщики, молотобойцы, жестянщики, листоправы и другие. Также в настоящее время профессиональное снижение слуха возможно у работников таких достаточно новых профессий, как диджеи. Источниками шума являются: двигатели, насосы, компрессоры, турбины, пневматические инструменты, молоты, дробилки, станки и др.

Действие производственного шума во многих случаях сочетается с воздействием вибрации, пыли, токсических и раздражающих веществ, неблагоприятных факторов микро- и макроклимата, с вынужденным неудобным, неустранимым рабочим положением тела, физическим перенапряжением, повышенным вниманием, нервно-эмоциональным перенапряжением, что ускоряет развитие патологии и обусловливает полиморфную клиническую картину. Сочетание неблагоприятных факторов дает отрицательный эффект в 2,5 раза чаще, чем каждый сам по себе - один только шум или только одна вибрация (Солдатов И.Б., 1998 нет в списке Лит).

Различают:

■ по частоте:

Низко- - 200-2000 Гц;

Средне- 2000-4000 Гц;

Высокочастотные шумы - 4000-8000 Гц;

■ по временным характеристикам:

Стабильные - с колебанием интенсивности не более 5 дБ; -импульсные - с резкими изменениями интенсивности (более агрессивный);

■ по длительности воздействия:

Кратковременные;

Продолжительно действующие шумы.

Предельно-допустимый уровень шума (ПДУ) составляет - 80 дБ в октавной полосе со среднегеометрической частотой 1000 Гц. ПДУ шума для конкретного работника устанавливается с учетом тяжести и напряженности труда и в зависимости от этого может составлять от 60 до 79 дБ. При интенсивности производственного шума в 85 дБ профессиональная тугоухость выявляется у 5% работников, при 90 - у 10 при 100 - у 12, при 110 - у 34%.

Патогенез

Производственный индустриальный шум, превышающий ПДУ, оказывает на организм работающего двоякое воздействие: специфическое и неспецифическое.

1. Специфическое действие шума сказывается на слуховом анализаторе, его звуковоспринимающей части, начиная с волосковых клеток спирального органа, являющихся рецепторами для нейронов спирального ганглия и заканчивая нейронами коры извилины Гешли височной доли, где расположен корковый конец слухового анализатора, что приводит к развитию профессиональной тугоухости. Вследствие хронической микротравматизации нервных элементов в слуховом анализаторе формируются нервно-сосудистые и дистрофические изменения в спиральном (кортиевом) органе и спиральном ганглии. Происходит ишемия и расстройства питания чувствительных клеток и других нервных элементов, вплоть до дегенерации в результате нарушений микроциркуляции и капиллярного стаза.

Дистрофические (обменные, обратимые), а затем деструктивные (структурные, мало- или необратимые) изменения в слуховом анализаторе развиваются по причине длительной работы органа слуха в режиме повышенной шумовой нагрузки, повышенной афферентной импульсации, в истощающем режиме.

Морфологической основой профессиональной тугоухости в основном являются некротические изменения в кортиевом органе и спиральном ганглии. Комбинированное действие шума и вибрации вызывает дегенеративные изменения в вестибулярном анализаторе - отолитовом аппарате и ампулах полукружных каналов, что обусловливает вестибулярный синдром.

2. Неспецифическое действие шума сказывается на функции:

1) ЦНС - вплоть до эпилептиформных припадков;

2) пищеварительной системы - вплоть до язвенных дефектов;

3) сердца - вплоть до инфаркта миокарда;

4) сосудов - вплоть до острого нарушения кровообращения в миокарде, мозге, поджелудочной железе и других органах по ишемическому или геморрагическому типу.

Изменения в перечисленных выше и других органах и системах развиваются по нейрогуморальному механизму. Превышающий ПДУ производственный шум является стрессорным фактором. В ответную реакцию на длительное воздействие шума вовлекается неспецифическая гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система с выбросом и попаданием в циркулирующую кровь биологически активных веществ. Они воздействуют на гладкомышечные клетки стенок кровеносных сосудов (за исключением вен и капилляров), что приводит к повышению тонуса кровеносных сосудов, их спастическому состоянию, ишемии тканей и органов, гипоксии, ацидозу, дистрофическим (обратимым), а в дальнейшем - деструктивным (мало- или необратимым) изменениям в различных тканях и органах, в большей мере - в органах и системах - с генотипически и/или фенотипически детерминированной повышенной слабостью и уязвимостью к «испытанию на прочность» путем многократного и длительного нарушения кровообращения в них.

Клиническая картина профессиональной тугоухости

Больные в первую очередь предъявляют неспецифические жалобы:

1) со стороны нервной системы - на раздражительность, плаксивость, обидчивость, лабильность настроения, повышенную физическую и умственную утомляемость, нарушение сна, снижение памяти и внимания, невозможность сосредоточиться, головные боли к концу рабочего дня, несистемные головокружения, что укладывается в клиническую картину астенического, а затем астено-вегетативного и астено-невротического синдромов;

2) со стороны сердечно-сосудистой системы - на вначале колющие, затем сжимающие боли в области сердца, лабильность пульса, лабильность АД, повышенную потливость, зябкость и мерзнущие руки и ноги;

3) со стороны пищеварительной системы - на диспептические нарушения.

При объективном, лабораторном, функциональном и инструментальном исследованиях раньше по времени, чем нарушение слуха, появляются признаки поражения нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Изменяется функциональное состояние вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов, снижается статическая выносливость мышц, появляется тремор пальцев вытянутых рук, неустойчивость в позе Ромберга, установочный горизонтальный нистагм, красный, быстрый, стойкий, разлитой рефлекторный дермографизм, гипестезии с дистальных участков тела.

Угнетается пиломоторный рефлекс, ответ на внутрикожное введение адреналина, снижается суточное содержание катехоламинов в моче, появляются функциональные сердечные шумы, замедляется внутрижелудочковая проводимость, повышается артериальное давление (кардиоваскулярный синдром).

Несколько позже появляются специфические жалобы: на шум, звон, писк в ушах, снижение слуха на оба уха, непостоянное головокружение, неустойчивую походку и др.

Жалобы больных профессиональной нейросенсорной тугоухостью немногочисленны и однообразны: понижение слуха, реже - шум в ушах, иногда с рабочей асимметрией - поражение уха со стороны источника шума, например у стоматологов - слева. Иногда больные жалуются на головокружение, покачивание при ходьбе. Диагностируется профессиональная нейросенсорная тугоухость на основании результатов функционального исследования - аудиометрии, которому предшествует общеклиническое и эндоскопическое исследование уха и верхних дыхательных путей. Оно должно осуществляться оторино- ларингологом-профпатологом по методикам, изложенным в специальных руководствах. Как правило, оба уха страдают в одинаковой степени.

Отоскопическая картина при профессиональном снижении слуха каких-либо особенностей не имеет. Поражение органа слуха в результате воздействия шума проявляется вначале повышением порога слуха на частоте 4000 Гц. Это изменение в начальной стадии заболевания практически не отражается на слуховом восприятии речи, поэтому рабочие в указанной стадии не замечают имеющегося у них снижения слуха. Субъективное ощущение ухудшения слуха наступает по мере прогрессирования снижения слуха в области восприятия звуковых частот 500, 1000, 2000 Гц, которое обычно развивается медленно, постепенно, увеличиваясь со стажем работы в данной профессии. При аудиометрическом исследовании слуха отмечается дальнейшее повышение порогов слуха в области восприятия высоких частот (4000-8000 Гц), частот речевого диапазона (500, 1000 и 2000 Гц) со снижением слуховой чувствительности на более низких частотах (125, 250 Гц). Как костное, так и воздушное звукопроведение нарушается в одинаковой степени по всему диапазону звуковых частот. Общим для всех групп рабочих, связанных с воздействием производственного шума, является относительно раннее снижение слуховой чувствительности в области восприятия высоких звуковых частот - 4000, 6000, 8000 Гц.

Классификация

Классифицируются только те изменения, которые обусловлены специфическим действием шума на слуховой анализатор, а именно - профессиональная тугоухость. Существует 4-х и 5-степенная классификация профессиональной тугоухости по В.Е. Остапкович и Н.И. Пономаревой, основанная на выраженности снижения остроты слуха на низкие частоты (диапазона разговорной речи), на высокие частоты и на восприятие шепотной речи.

В последнее время в профпатологической и оториноларинголо- гической практике выделяют:

1) начальные признаки воздействия шума на орган слуха (I и II степень тугоухости по В.Е. Остапкович и др.);

2) легкое снижение слуха - I степень (III степень тугоухости по В.Е. Остапкович и др.);

3) умеренное снижение слуха - II степень (IV степень тугоухости по В.Е. Остапкович и др.);

4) значительное снижение слуха - III степень (V степень тугоухости

по В.Е. Остапкович и др.).

Примерный диагноз специфического шумового поражения: двусторонняя нейро-сенсорная тугоухость второй степени. Заболевание профессиональное.

Степень I - признаки воздействия шума на орган слуха. Указанная форма может быть применена только к лицам, систематически работающим в условиях интенсивного производственного шума. Данное состояние слуха характеризуется повышением порогов слуха в области восприятия речевых частот до 10 дБ, на частоту 4000 Гц - до 50 дБ; восприятие шепотной речи до 5 м.

Степень II - нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха. Данная степень снижения слуха устанавливается при повышении порогов слуха в области восприятия речевых частот от 11 до 20 дБ, на 4000 Гц - до 60 дБ и снижении слуха на восприятие шепотной речи до 4 м.

Степень III - нейросенсорная тугоухость с умеренной степенью снижения слуха. Данная степень снижения слуха устанавливается у рабочих при повышении порогов слуха в области восприятия речевых частот от 21 до 30 дБ, на 4000 Гц - до 65 и снижении слуха на восприятие шепотной речи до 2 м.

Различают также: внезапную тугоухость (развившуюся за 1 сутки), острую (за 1-2 недели), подострую (за 3 недели), хроническую (постепенно). При продолжении контакта с шумом течение профессиональной нейросенсорной тугоухости прогрессирующее.

С определенной долей условности к осложнениям шумовых воздействий можно отнести преходящие, хронические и острые цереброваскулярные нарушения, геморрагический или ишемический инсульт, дисциркуляторную энцефалопатию, эпилептиформные припадки, преходящие, хронические и острые кардиоваскулярные нарушения, инфаркт миокарда, гипер- и гипотоническую болезни, острые и хронические гастроэнтерологические нарушения, нарушения секреторной, моторной и эвакуаторной функции, эрозивные и язвенные дефекты.

Диагностика. В диагностике профессиональной нейросенсорной тугоухости используются:

I. Субъективные данные (характерные жалобы).

II. Данные объективного обследования.

III. Данные лабораторных, инструментальных и функциональных исследований:

Определение остроты слуха на разговорную речь;

■ определение остроты слуха на шепотную речь;

■ камертональные пробы (камертон С128) Вебера, Ринне, Шваба- ха для разграничения поражения звукопроводящей и звуковоспринимающей части слухового анализатора, опыт Федеричи:

1) опыт Вебера - при нормальном слухе звук передается одинаково в оба уха (при расположении ножки звучащего камертона на середине темени) или воспринимается в средней части головы. В случае одностороннего поражения звукопроводящей системы звук воспринимается пораженным ухом, а при одностороннем поражении звуковоспринимающего аппарата - здоровым ухом;

2) опыт Ринне - проводится путем сравнения воздушной и костной проводимости. Результат опыта считается отрицательным, если длительность звучания камертона через кость больше (ножка звучащего камертона находится на сосцевидном отростке), чем через воздух (звучащий камертон держится у слухового прохода), и указывает на поражение звукопроводящей системы. Обратные результаты исследования считаются положительными и указывают на поражение звуковоспринимающего аппарата;

3) опыт Швабаха состоит в исследовании костной проводимости (при расположении ножки камертона на темени или сосцевидном отростке). Укорочение времени звучания камертона через костную ткань считается признаком поражения звуковоспринимающего аппарата, а удлинение этого времени расценивается как признак поражения звуковоспринимающей системы;

■ пороговая и надпороговая тональная аудиометрия для определения остроты слуха на разные частоты от 200 до 8000 Гц;

■ вегетативно-вестибулярные пробы (кресло и барабан Барани, спонтанный и рефлекторный нистагм и др.).

IV. Консультации узких специалистов (невролога, ангиолога, кардиолога, оториноларинголога, сурдолога, при необходимости - гастроэнтеролога, эндокринолога и др.).

V. Данные документов (для юридически обоснованной связи заболевания с профессией):

■ копия трудовой книжки (профессия, стаж), санитарно-гигиеническая характеристика условий труда (с указанием фактического и ПДУ шума, продолжительности контакта с шумом в течение рабочей смены, регулярности использования коллективных и индивидуальных средств защиты), выписка из амбулаторной карты (учетная форма 025/У-87) с анализом заболеваемости и обращаемости к врачам различного профиля за длительный период (до поступления на работу, в период работы, после прекращения работы - если больной обследуется в профцентре через несколько лет после прекращения трудовой деятельности), выписка из карты профосмотров - результаты предварительного при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров за весь период трудовой деятельности, особенно детально во время работы в данной профессии, направление в профцентр с указанием предварительного диагноза.

Клинический пример: пациент В-в Е.П., 54 лет. Испытатель авиационных двигателей на ОАО «Кузнецов» в течении 31 года. Предъявляет жалобы на снижение слуха, тяжесть в голове. Настоящая симптоматика беспокоит в течение последних 6 лет, при этом снижение слуха в последние два года стало более выраженным.

Профосмотры проводились формально, осмотр оториноларинголога проводился без аудиометрии. По данным санитарно-гигиенической характеристики условий труда, отмечается превышение ПДУ производственного шума от 10 до 32 дБ в многолетней динамике. При осмотре в клиниках СамгМУ отмечается снижение шепотной речи. Осмотр оториноларинголога в клиниках СамГМУ показал: «изменения слуха по типу нейросенсорной тугоухости, по данным тональной пороговой аудиометрии отмечается преимущественное повышение порогов восприятия в области высоких частот, сочетающееся со снижением слуховой чувствительности в области низкочастотного диапазона, отмечался «обрывистый» тип аудиограммы».

Заключение ВК: нейросенсорная тугоухость второй степени. Заболевание классифицируется как профессиональное.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика профессиональной нейросенсорной тугоухости проводится с тугоухостью другого генеза: врожденной; от использования ототоксических медикаментов; постото- травматической, постотоинфекционной; постнейротравматической; постнейроинфекционной; отосклеротической (стадийность: 1-я ст. - кондуктивная тугоухость, горизонтальная кривая, костно-воздушный разрыв более 30 дБ; 2-я ст. - сенсоневральная тугоухость, разрыв менее 20 дБ, горизонтальная кривая; 3-я ст. - перцептивная тугоухость, разрыва нет, но кривая горизонтальная, также отосклероз чаще встречается у лиц молодого возраста, особенно у женщин); возрастной (инволютивной); нейроонкологической (невринома слухового нерва - сенсоневральная тугоухость, процесс чаще односторонний, ультразвуковой порог в норме, но латерилизация в здоровую сторону, нет 100%-й разборчивости речи, снижение разборчивости при усилении речи, удлинен латентный период, пороги дискомфорта резко снижены); нейрососудистой (артериальная гипертензия - снижение слуха после криза, несимметричность снижения более 15 дБ, при надпороговых тестах - феномен ускоренного нарастания громкости - 1,5-6 дБ, в норме - 0,3 дБ, ультразвуковой порог повышен, латентный период в норме, нужна надпороговая аудиометрия); обусловленной болезнью Меньера (чаще одностороннее поражение, прогрессирует с каждым приступом, также выражены вегетативные проявления, наличие кондуктивного компонента перед атакой, который затем уходит, выраженный феномен ускоренного нарастания громкости).

При решении вопроса о профессиональном генезе заболевания необходимо исключить инфекционную, сосудисто-реологическую, возрастную природу патологии, болезнь Пейджета и другие причины.

К инфекционным заболеваниям, приводящим к выраженным нарушениям слуха, относятся прежде всего вирусные инфекции - грипп, эпидемический паротит, корь, краснуха, затем следуют ме- нингококковый менингит, сифилис, скарлатина. Часто нейросенсорная тугоухость инфекционной природы достигает 30% всех ее видов. В отличие от профессионального (вследствие воздействия шума) нейросенсорная тугоухость другой этиологии развивается, как правило, остро и может быть любой степени выраженности.

Дифференциальная диагностика неспецифическиго действия производственного шума со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной и других систем представляет определенные трудности и проводится путем исключения непрофессиональных причин поражения этих органов и систем.

Наиболее информативным методом в дифференциальной диагностике профессиональной тугоухости является тональная аудиометрия. Особенностями тональной аудиограммы при профессиональной тугоухости являются:

■ снижение слуха носит двусторонний симметричный характер, различия не превышают одной степени тугоухости;

■ нет существенного различия между снижением костной и воздушной звукопроводимости;

■ нормальное восприятие ультразвукового диапазона частот;

■ аудиограмма имеет нисходящий характер с провалом в области высоких частот от 4 до 8 тыс. Гц.

Лечение при профессиональной нейросенсорной тугоухости должно быть:

а) индивидуальным (с учетом формы, стадии, степени тяжести, скорости развития, осложнений и сопутствующих заболеваний, возраста, пола, массы тела);

б) комплексным (этиологическим, патогенетическим и симптоматическим).

Упор делается на этиологическое (прекращение контакта с шумом) и патогенетическое лечение. При профессиональной нейросенсорной тугоухости заболевший с подтвержденным диагнозом должен находиться под наблюдением сурдолога, 1-2 раза в год проводится превентивная терапия. Из лекарственных средств применяются препараты, влияющие на тканевой обмен: витамины, биостимуляторы, антихолинэстеразные средства. Физиотерапевтическое лечение включает эндауральный (или с сосцевидных отростков) электрофорез - 1-5% раствора калия йодида, 0,5% раствор галанта- мина, 0,5% раствор прозерина, 0,5-1% раствор никотиновой кислоты; грязевые аппликации на область сосцевидных отростков; бальнеотерапию (родонотерапия). Довольно широко применяется иглорефлексотерапия, которая наиболее эффективна в отношении патологических слуховых ощущений, в частности, шума в углах. Эффективна при тугоухости профессионального генеза также магнитотерапия и как самостоятельный метод лечения, так и в комбинации с фармакотерапией. Лучшие результаты наблюдаются при сочетании магнитотерапии с использованием общего (при индуктивности магнитного поля 20-30 мТ) и местного применения соленоидов и медикаментозной терапии.

Симптоматическое лечение направлено на устранение шума, писка, звона в ушах. Консервативными методами лечения профессиональной тугоухости можно добиться некоторого улучшения слуха или стабилизации процесса. Полного восстановления слуха добиться нельзя.

Двусторонняя тугоухость является показанием к слухопротезированию, то есть к использованию слухового аппарата. Внутриушные аппараты обеспечивают акустическое усиление в 20-30 дБ, заушные - 40-75 дБ, карманные - 50-80 дБ. Эффективность слухопротезирования зависит от технического совершенства слуховых аппаратов и правильного их подбора, который осуществляется сур- дологом с дальнейшим обучением пользования ими у сурдопедагога.

Профилактика нейросенсорной тугоухости, ее прогрессирования и развития глухоты складывается из следующих направлений: уменьшение (первая степень тугоухости) или устранение (вторая-третья степень) влияния производственного шума, вибрации, ототоксичес- ких химических веществ.

Применение массовых и индивидуальных средств защиты: изоляция источников шума, ушные шлемы, антифоны, беруши. Рациональное трудоустройство с компенсацией процента утраты профессиональной трудоспособности. Эффективным путем решения проблемы борьбы с шумом является снижение его уровня в самом источнике за счет изменения технологии и конструкции машин, в частности совершенствование генераторов вибрации и шума и технологических процессов.

К мерам этого типа относятся замена шумных процессов бесшумными, ударных безударными, например замена клепки пайкой, ковки и штамповки обработкой давлением замена металла в некоторых деталях незвучными материалами, применение виброизоляции, глушителей, демпфирования, звукоизолирующих кожухов и другие.

При невозможности снижения шума оборудование, являющееся источником повышенного шума, устанавливают в специальные помещения, а пульт дистанционного управления размещают в мало-

шумном помещении. В некоторых случаях снижение уровня шума достигается применением звукопоглощающих пористых материалов, покрытых перфорированными листами алюминия, пластмасс. Также необходимо регулярное использование индивидуальных средств защиты (наушники, шлемы «беруши» и др.), необходимо наличие, исправность и регулярное использование коллективных средств защиты: звукоизолированных кабин, помещений для персонала, для оборудования и другие.

Важное значение в предупреждении развития шумовой патологии имеет качественное проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Главная цель предварительного медицинского осмотра - определение профессиональной пригодности к работе в контакте с шумом.

Медицинскими противопоказаниями к допуску на работу, связанную с воздействием интенсивного шума, являются следующие заболевания: стойкое понижение слуха, хотя бы на одно ухо, любой этиологии, отосклероз и другие хронические заболевания уха с заведомо неблагоприятным прогнозом, нарушение функции вестибулярного аппарата любой этиологии, в том числе болезнь Меньера, наркомании, токсикомании, в том числе хронический алкоголизм, выраженная вегетативная дисфункция, гипертоническая болезнь (все формы).

Периодическим медицинским осмотрам подлежат лица, работающие на производствах, где шум превышает предельно допустимый уровень (ПДУ) в любой октавной полосе. Сроки периодических медицинских осмотров устанавливаются в зависимости от интенсивности шума. При интенсивности шума от 81 до 99 дБ 1 раз в 24 месяца, 100 дБ и выше 1 раз в 12 месяцев, в Центре профпатологии - 1 раз в 5 лет и 1 раз в 3 года, соответственно. Первый осмотр отоларинголог проводит через 6 месяцев после предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу, связанную с воздействием интенсивного шума. Обязательный состав врачебной комиссии: невропатолог, оториноларинголог, терапевт. К числу обязательных исследований при периодическом медицинском осмотре относятся - исследование шепотной и разговорной речи, тональная аудиометрия, вегетативно-вестибулярные пробы. Важное значение в профилактике профессиональной нейросенсорной тугоухости имеет оздоровление лиц, контактирующих с шумом (здоровых) в условиях профилактория, дома отдыха, пансионата и групп здоровья, производственная гимнастика, витаминотерапия, использование защиты временем - исключение чрезмерно длительного стажа работы в контакте с шумом и исключение сверхурочных работ.

При направлении на бюро медико-социальной экспертизы, кроме рекомендаций по трудоспособности, также уточняются дополнительные виды помощи: лечение у сурдолога, слухопротезирование, общеукрепляющее санаторно-курортное лечение. К сожалению, при определении трудоспособности больных с шумовыми поражениями БМСЭ руководствуется только степенью тугоухости и не учитывает неспецифические проявления действия шума на организм работающего, что не позволяет вовремя использовать рациональное трудоустройство.

При начальных признаках воздействия шума на орган слуха работник признается профессионально пригодным с ужесточением мер профилактики и использованием мер оздоровления. Прекращение контакта с шумом при начальных признаках воздействия шума на орган слуха приводит к стабилизации процесса и частичному восстановлению остроты слуха, реже - к обратному развитию неспецифических изменений со стороны нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Рациональное трудоустройство в более поздние сроки является запоздалой мерой и не восстанавливает здоровье и трудоспособность больного.

При рациональном трудоустройстве на стадии функциональных нарушений и в относительно молодом возрасте возможно частичное выздоровление и стабилизация процесса. В остальных случаях и при нерациональном или позднем трудоустройстве заболевание приводит к снижению общей и профессиональной трудоспособности.

При легкой, умеренной и выраженной степени двусторонней нейросенсорной тугоухости работник с потвержденным диагнозом профессиональной нейросенсорной тугоухости признается стойко частично утратившим общую и профессиональную трудоспособность, стойко нетрудоспособным в своей профессии, нуждающимся в постоянном рациональном трудоустройстве с определением при снижении зарплаты процента утраты общей и профессиональной трудоспособности и III группы инвалидности по профессиональному заболеванию на период переквалификации.

Реже (при выраженных неспецифических проявлениях действия шума) работник признается стойко полно утратившим трудоспособность, нетрудоспособным и вне своей профессии, нуждающимся в направлении на БМСЭ для определения процента утраты общей и профессиональной трудоспособности и II (реже I) группы инвалидности по профессиональному заболеванию. При наличии профессиональной нейросенсорной тугоухости противопоказан труд с воздействием: шума, неблагоприятных факторов микро- и макроклимата, вибрации, других неблагоприятных производственных факторов в зависимости от неспецифического поражения системы или органа.

♦ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите профессии и производства, в которых возможно интенсивное воздействие шума на организм работающих.

2. Перечислите методы функциональной диагностики профессиональной нейросенсорной тугоухости.

3. Назовите заболевания, сопровождающиеся снижением слуха с которыми необходимо проводить дифференциальный диагноз при профессиональной нейросенсорной тугоухости.

4. Перечислите ведущие меры профилактики профессиональной нейросенсорной тугоухости.

5. Приведите перечень противопоказаний для приема на работу в профессии с интенсивным шумовым воздействием, согласно приказу № 90 МЗ РФ.

Способ Швартце. Не обращая внимания на больное ухо, заставляют испытуемого заткнуть здоровое ухо пальцем или комочком ваты. Такая изоляция здорового уха совершенно недостаточна для полного исключения его из слухового акта. Поэтому, если бы второе ухо оказалось совершенно глухим, то и тогда испытуемый с заткнутым здоровым ухом должен был бы слышать разговорную речь на некотором расстоянии от глухого уха. Если при такой постановке опыта испытуемый утверждает, что он ничего не слышит, то он симулирует (симулирует относительно здорового уха, но это еще не доказывает, что он слышит больным ухом, а лишь заставляет относиться с недоверием к его остальным показаниям).

С по с о б В а р н еке. Необходимы два исследователя. Испытание производится шопотной речью. Первый исследователь становится на таком расстоянии от испытуемого, на котором последний слышит шопотную речь, второй становится на некотором расстоянии позади первого. Испытуемому завязывают глаза и затыкают здоровое ухо. Затем начинается испытание. Допустим, что испытуемый слышит шопотную речь на некотором расстоянии от уха. По сигналу второй исследователь, стоящий дальше первого, начинает в свою очередь произносить шопотом отдельные слова. Так как при шопотной речи трудно отличить голос первого исследователя от голоса второго, то испытуемый вводится этим в заблуждение и повторяет обыкновенно слова, произносимые вторым исследователем, совершенно этого не подозревая. Благодаря этому удается получить большую остроту слуха. Если второму исследователю нужно переместиться, то он должен это произвести без малейшего шума. Способ этот несомненно практичен особенно ввиду следующего обстоятельства. Многие симулянты, боясь при завязанных глазах выдать себя, повторяют произносимые врачом слова, только тогда, когда чувствуют исследователя возле себя. Стоит последнему отойти на несколько шагов, хотя бы и неслышно, как испытуемый перестает повторять за ним пробные слова. Способ Варнеке имеет то преимущество, что первый исследователь может оставаться все время вблизи испытуемого. Испытанию подвергается сначала одно, затем другое ухо.

Способ Тшуди. Двое экспертов читают быстро и одновременно в такт газетную статью или специально для этого составленный рассказ и заставляют испытуемого повторять все вслух. Для этого, конечно, требуется небольшое предварительное упражнение. Чтение происходит в две трубки, соединенные с ушами испытуемого. Рассказ местами отличается только одним или несколькими слогами, в остальном же совершенно одинаков. Благодаря этому маневру испытуемый не в состоянии сосредоточить свое внимание только на одном ухе, и потому, когда внезапно в оба уха попадают различные слоги, он сбивается с толку и либо повторяет то, что сказано было в глухое ухо, либо вообще ничего не повторяет, обстоятельство, также в достаточной мере говорящее за симуляцию.

Способ Бурхардта - для определения понижения слуха, но не глухоты. Шопотной речью определяют тот предел, дальше которого испытуемый перестает слышать. С этого места начинают с ним говорить в слуховую трубку, которая одним концом вставляется в ухо, испытуемого, а на другом конце (ротовом) заткнута продырявленной пробкой и проведенным сквозь последнюю гусиным пером.

Испытуемый охотно соглашается обыкновенно, что через такую трубку он слышит на несколько большем расстоянии. Во время разговора врач внезапно затыкает пальцем гусиное перо и начинает говорить мимо трубки. Если испытуемый повторит и эти слова, то значит, что он слышит лучше, чем раньше показывал.

С по с о б п р о ф. И. П. К у т е по в а (приводим в изложении автора).

«Исследование слуховой функции человека относится к субъективным методам исследования. Оно заключается в том, что мы, пользуясь определенными закономерностями, производим у испытуемого ряд опытов и на основании показаний самого исследуемого субъекта можем делать чрезвычайно важные заключения о состоянии слухового органа, о качественных и количественных изменениях слуха.

Этот метод совершенно достаточен в тех случаях, когда нет никаких оснований сомневаться в правильности показаний, получаемых от испытуемого. В тех же случаях, когда последний может быть заинтересован в том, чтобы представить свои слуховые качества в искаженном виде, не в том, как это имеется на самом деле, субъективный метод исследования слуха может оказаться неубедительным.

Путаные данные при акуметрии, иногда противоречащие друг другу, не позволяют создать ясного представления о слухе, имеющемся у испытуемого. В подобных случаях возникает сомнение в добросовестности показаний, однако ничего другого, кроме подозрения, мы не можем иметь, ибо в нашем распоряжении нет объективных методов исследования слуха, которые могли бы считаться несомненными».

В 1925 г. Паутов Н.А. (Врачебная газета 1925 г.) предложил свой метод определения полной двухсторонней глухоты, основанный на учении академика Павлова И.П. об условных рефлексах.

У испытуемого воспитывается условный рефлекс на сочетание раздражения: звук звонка и боль (фарадический ток) или звук звонка и зрительное раздражение (световой экран). При наличии слуха условный двигательный рефлекс осуществляется и без фарадического тока или без зрительного раздражения - только при звуке звонка.

При полной же двухсторонней глухоте условный рефлекс на сочетанное раздражение со звуком звонка не может воспитаться.

Метод Паутова очень ценен, является объективным методом, однако применение его ограничивается случаями решения вопроса о полной и при том двухсторонней глухоте.

Предлагаемая мною методика объективного определения остроты слуха позволяет определять любые степени понижения остроты слуха на каждое ухо в отдельности.

Она также основана на учении Павлова И.П. об условных рефлексах. Она заключается в том, что у исследуемого субъекта воспитывается условный двигательный рефлекс на сочетанное раздражение. Одним из этих раздражений является звук шопотной речи или разговорной в зависимости от надобности. Это необходимо потому, что при решении некоторых практических вопросов общепринятым является суждение об остроте слуха для шопотной или разговорной речи.

Другим сочетанным раздражителем может быть тактильное раздражение, например прикосновение к плечу испытуемого.

В некоторых случаях другим сочетанным раздражителем может быть фарадический ток, вызывающий сокращение мышц руки.

Опыт производится следующим образом: неисследуемое ухо плотно закупоривается при помощи ватного томпона, пропитанного маслом, который вставляется в наружный слуховой проход. Испытуемому предлагается закрыть глаза или они завязываются платком. Исследуемый сидит удобно за столом, правая рука его покоится на столе и держит какой-нибудь предмет (например карандаш). Предварительно испытуемому объясняют, что при каждом ощущении прикосновения к плечу он должен тотчас же стукнуть по столу тем предметом, который он держит в руке.

Когда объяснения сделаны и испытуемый усажен, как описано выше, то приступают к воспитанию условного рефлекса. Исследователь становится на желаемом расстоянии от уха испытуемого, например на расстоянии двух метров и шопотом произносит какое-нибудь слово, например: «раз, два».

Одновременно очень мягко он прикасается к плечу испытуемого имеющейся у него в руках указкой или линейкой соответствующей длины.

Испытуемый при ощущении прикосновения к плечу стучит карандашом по столу. Таким путем воспитывается условный двигательный рефлекс на сочетанное раздражение: шопотная речь на расстоянии двух метров плюс прикосновение к плечу. При воспитании условного рефлекса необходимо строго соблюдать следующее: 1.

Шопотная речь все время должна быть одинаковой по быстроте произношения слов и по интенсивности звука. 2.

Расстояние от уха испытуемого должно сохраняться неизменным. 3.

Необходимо соблюдать строгую аритмичность в действии сочетанных раздражителей, т.е. произносить звук и прикасаться к плечу испытуемого каждый раз через неравные промежутки времени, дабы не воспитать условного рефлекса на ритм.

По истечении некоторого времени, неодинакового у разных лиц, можно заметить, что условный двигательный рефлекс на сочетанное раздражение воспитался, тогда произнесение шопотом слова, не сопровождаемого прикосновением к плечу, вызывает осуществление этого рефлекса, т.е. стук карандашом по столу. Осуществление этого рефлекса является несомненным объективным признаком того, что испытуемый шопотную речь на расстоянии в данном случае двух метров слышит.

В случае необходимости опыт повторяется с произнесением слова шопотной речью на другом расстоянии. Таким путем точно устанавливается острота слуха на шопотную речь. Если оказывается, что шопотная речь испытуемым не воспринимается, то воспитание условного двигательного рефлекса производится на разговорную речь, при этом неисследуемое ухо заглушается при помощи трещотки Барани.

Практически для определения слуха нужно последовательно произвести несколько опытов с воспитанием условного двигательного рефлекса, а именно: первоначально определяется, слышит ли исследуемый шопотную речь на расстоянии двух метров на то или другое ухо. Если условный двигательный рефлекс осуществляется, то этим ограничивается исследование, ибо это означает, что острота слуха на исследуемое ухо равна не менее двум метрам для шопотной речи. Если же условного рефлекса на шопотную речь на этом расстоянии не воспитывается, то повторяют опыт с шопотной речью на более близком расстоянии, например на расстоянии одного метра.

Если нужно, испытывают слух на шопотную речь возле ушной раковины, на разговорную речь на расстоянии одного метра, около ушной раковины или на крик.

Ниже приводится схема последовательности производства опытов, на которой отмечен вывод при положительном или отрицательном результате каждого опыта, а также последующие опыты, которые следует производить при отрицательном результате.

При положительном результате опыта в схеме приведено заключение, которое можно делать на основании исследования.

В тех случаях, когда испытуемый не выполняет заданного ему удара карандашом по столу при прикосновении к плечу, когда труден контакт с ним или у него имеется тенденция к торможению рефлекса, то те же опыты производятся с другой комбинацией сочетанных раздражителей: прикосновение к плечу заменяется фарадическим током.

последовательности производства опытов при определении остроты слуха №№ опытов Каким звуковым раздражителем надо пользоваться Результат исследова ния Вывод Следу ющий опыт Заключение 1 Шопотная речь на расстоянии двух + Шопот на расстоянии 2-х метров слышит - Слух = шопоту не менее 2-х метров метров - Шопот на расстоянии 2-х метров не слышит 2 - 2 Шопотная речь на расстоянии одного + Шопот на расстоянии одного метра слышит - Слух = шопоту не менее одного метра метра - Шопот на расстоянии одного метра не слышит 3 - 3 Шопотная речь возле + Шопот возле уха слышит - Слух = шопоту возле уха уха - Шопот возле уха не слышит 4 - 4 Разговорная речь на расстоянии одного + Разговорную речь на расстоянии одного метра слышит - Слух = разговорной речи не менее одного метра метра - Разговорную речь на расстоянии одного метра не слышит 5 - 5 Разговорная речь возле ушной раковины + Разговорную речь возле ушной раковины слышит - Слух = разговорной речи возле ушной раковины - Разговорную речь возле ушной раковины не слышит 6 - 6 Крик возле ушной раковины + Крик слышит - Слух = ощущению крика возле уха - Крик не слышит - Полная глухота

Предлагаемая методика объективного определения остроты слуха очень проста.

Со стороны исследуемого требуется внимание, терпение в выработке условного рефлекса и полное спокойствие во всей обстановке исследования, дабы исключить всякого рода иные раздражители, трудно учитываемые, которые, однако, могут исказить как сущность опытов, так и их результаты.

Виды симуляции: - нозологическая (когда болезни нет: нежелание служить, желание получить льготы и т.п.), - анозологическая (когда хотят болезнь скрыть: желание поступить в военный ВУЗ, желание «еще послужить» и т.п.). В любом случае на ВВК проводят опыты:

Двусторонняя глухота:

1) опыт Паутова с условным рефлексом: руку – на электрод, говорим слово и незримо давим на кнопку пуска тока, через три-четыре раза вырабатывается замечательный условный рефлекс. Если человек – симулянт, то будет отдергивать руку при произношении слова.

2) Опыт Кутепова с карандашом: говорим слово, касаемся плеча – больной стучит карандашом по столу, вырабатываем рефлекс. Если симулянт, то стукнет карандашом по столу, даже если до него не прикоснулись.

3) Опыт Говсеева с щеткой: на враче и больном – одинаковая одежда (халат). Становимся к больному сзади и проводим рукой по его спине – объясняем, что это «рука». Потом щёткой – объясняем, что это «щетка». Потом проводим по нему рукой, а по себе – щёткой. Если симулянт – то скажет, что «щетка» (слышит ворох щётки).

4) Опыт Ломбара: говоря с больным, просим его чего-нибудь рассказать, а сами в это время создаем шум с помощью приемника (так, чтобы больной не видел). Глухой никогда не будет повышать голос при этом, потому что шума он не слышит.

5) Опыт Остио с камертоном, который у глухого лучше слышен при закрытых ушах (камертон – на сосцевидном отростке, как при опыте Ринне, но не отрывая).

Односторонняя глухота:

1) Способ Маркса: вставляем трещотку Барани в здоровое ухо (при этом оно ничего, кроме треска не слышит), а в «глухое» чего-нибудь спрашиваем – если глухой, то не ответит.

2) Способ Штенгера с приведением и отдалением камертонов.

3) Способ Хилова: на глухое ухо – наушник, перед испытуемым – динамик. В наушник говорят с одной частотой смены слов, в динамик – с другой. Если глухой, то будет говорить только то, что воспроизводит динамик.

4) Способ Шварца: затыкают здоровое ухо ватой или пальцем (при этом больной не теряет способности слышать), а над глухим громко говорить – если говорит, что не слышит, то нагло врёт.

5) Способ Базарова «с отставленной речью»: наушник с микрофоном, в микрофон больной читает текст, а в наушнике – идет его же голос, но с задержкой. Если симулянт, то его же голос будет его сбивать с толку – нервничает, срывает наушник и т.п.

БИЛЕТ № 15

1. Костная (тканевая) проводимость. Исследование её: опыты Вебера, Швабаха, Ринне, Желе.

Костная проводимость- это проведение колебаний волн к кортиевому органу через кости черепа. Различают инерционный и компрессионный типы костной проводимости. Инерционный тип костной проводимости возникает при низких звуках, когда череп колеблется как целое и благодаря инерции в цепи слуховых косточек получается относительное перемещение капсулы лабиринта по отношению к стремени. Компрессионный тип возникает при высоких звуках, где происходит периодическое сжатие волной капсулы лабиринта и распространение ее в перилимфе за счет разницы давлений в овальном и круглом окнах. В основе некоторых заболеваний (болезнь Миньера, сенсоневральная тугоухость и др.) лежит нарушение циркуляции жидкости лабиринта. Причиной этому может быть или высокая продукция сосудистой полоской эндолимфы или ухудшение ее резорбции в эндолимфатическом мешке, редко, при повышении ликворного давления.

1- кондуктивная: хорошая костная проводимость, латерализация звука в больное ухо, отрицательный опыт Ринне.

2- нейросенсорная: укорочение костной проводимости, латерализация в здоровое ухо, положительный опыт Ринне.

Швабах: Оценка длительности восприятия камертона по кости. Сравнивается длительность восприятия камертона с сосцевидного отростка у больного и нормально слышащего врача.

Вебер: Оценка латерализации звука. Камертон ставят больному ножкой на темя и просят ему сказать, каким ухом он громче слышит звук.

Ринне: Сравнение длительности восприятия костной и воздушной проводимости. Низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дальше слышит камертон по воздуху.

Желле: Определение подвижности подножной пластики стремя. Звучащий камертон приставляют к сосцевидному отростку и одновременно балоном Политцера сгущают воздух в наружном слуховом проходе. В момент компрессии воздуха обследуемый с нормальным слухом и больной с сохранившейся подвижностью стремени почувствует снижение восприятия, из-за вдавления стремени в окно преддверия.

Поделиться: