Темы для сестринских конференций в стационаре. Современные аспекты безопасности катетеризации и поддержания венозного доступа. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств

Перед составлением годового плана работы, главная медицинская сестра должна провести определенную подготовительную работу:

1) Проанализировать выполнение плана работы за предыдущий год, обратить особое внимание на причины невыполнения отдельных пунктов плана, определить, какие из невыполненных пунктов следует перенести на следующий год;

2) Проанализировать основные недостатки, ошибки, упущения в работе персонала и наметить пути их преодоления. В начале плана должны излагаться основные задачи, стоящие перед сестринским персоналом учреждения на предстоящий год, а его структура должна состоять из следующих разделов:

Организация и пути совершенствования работы сестринского персонала по обеспечению качества оказания медицинской помощи населению;

Организация работы по повышению квалификации, аттестации, совершенствованию организации труда сестринского персонала; по охране труда и технике безопасности;

Организация лекарственного и материально-технического обеспечения работы сестринского персонала, создание благоприятных условий для работы и сохранения здоровья персонала;

Организация работы по формированию здорового образа среди населения.

По каждому пункту разделов плана следует указать сроки выполнения, исполнителей и лиц, контролирующих выполнение указанных пунктов. План работы на год утверждается руководителем организации здравоохранения после согласования с профсоюзным комитетом. Мероприятия, включённые в план, зависят от профиля и специфики работы лечебного учреждения.

Приблизительный план работы главной медицинской сестры приведен ниже.

УТВЕРЖДАЮ

Главный врач___________________________

(наименование учреждения)

________________(________________ ____)

(подпись) (расшифровка подписи)

20__г.

Примерный годовой план
работы главной медицинской сестры
(наименование учреждения здравоохранения)
на 20___ год

Задачи:
1. Координировать и направлять работу сестринского персонала на повышение качества оказания медицинской помощи, культуры обслуживания населения.
2. Развивать новые организационные формы и сестринские технологии с целью повышения качества медицинской помощи.
3. Формировать у медицинского персонала бережное отношение к государственной собственности, безупречную исполнительскую дисциплину.



п\п
Наименование мероприятий
Дата
проведения
Ответственный
за проведение
1
2
3 4
1 Организационная работа
1.1 Совещание у главного врача каждый вторник главный врач
1.2 совещание со старшими медицинскими сестрами
структурных подразделений
каждый четверг
главная медсестра
1.3 Заседание Совета медицинских сестер 2-й понедельник
месяца
главная медсестра
1.4 Организация и проведение сестринских конференций. по плану гл. медсестра,
члены Совета
мед. сестёр
1.5 Административные обходы отделений совместно с главным врачом. каждая среда гл. врач,
гл.медсестра
1.6 Обход структурных подразделений и служб согласно
графику
главная медсестра
1.7 Проведение зачетов по санитарно - противоэпидемическому режиму, профилактике ВБИ, учёту и хранению медикаментов согласно
плану
Совета
сестер
главная
медсестра,
члены Совета
медсестер
1.8 Составление планов работы на будущий год декабрь гл. медсестра
1.9 Подготовка отчета о работе Совета медицинских сестер по итогам года декабрь гл. медсестра,
члены Совета
медсестёр
2 Работа с кадрами
2.1 Согласование подбора и увольнения среднего и младшего медицинского персонала в течение
года
главная
медсестра
2.2 Согласование расстановки среднего и младшего медперсонала на рабочих местах. в течение
года
главная
медсестра
2.3 Проведение занятий с молодыми специалистами в «Школе медицинской сестры» сентябрь-
октябрь
гл. медсестра,
члены Совета
медсестёр
2.4 Проведение анкетирования медперсонала по вопросам
организации работы в отделении
2 раза в год
(февраль,
сентябрь)
гл. медсестра,
члены Совета
медсестёр
3 Повышение качества ухода и культуры обслуживания пациентов
3.1 Контроль качества выполнения врачебных назначений и мероприятий по уходу за больными 1 раз в месяц гл. медсестра,
члены Совета
медсестер
3.2 Контроль качества подготовки пациентов к диагностическим исследованиям 1 раз в
квартал
гл. медсестра,
старшие
медсестры
3.3 Проведение проверок организации лечебного питания пациентов 1 раз в
неделю
гл. медсестра,
члены Совета
медсестер
3.4. Контроль соблюдения лечебно - охранительного режима в учреждении здравоохранения ежедневно гл. медсестра,
члены Совета
медсестер
3.5 Проведение тематических занятий по педиатрии, гериатрии и особенностям ухода за детьми и лицами пожилого и престарелого возраста по плану гл. медсестра,
члены Совета
медсестер
3.6 Дальнейшая разработка алгоритмов выполнения основных медицинских манипуляций в течение
года
гл. медсестра,
члены Совета
медсестер
3.7 Контроль качества учёта, хранения и использования лекарственных средств, перевязочных и расходных
материалов, выдачи медикаментов пациентам
1 раз в месяц гл. медсестра,
члены Совета
медсестер
4 Санитарно-противоэпидемическая работа
4.1 Участие в заседаниях комиссии по профилактике внутрибольничных инфекций 1 раз в месяц зам. гл. врача,
врач-
эпидемиолог
4.2 Контроль своевременности прохождения персоналом учреждения здравоохранения профилактических
медицинских осмотров
2 раза в год гл. медсестра,
члены Совета
медсестер
4.3 Контроль качества проведения дезинфекционных мероприятий в структурных подразделениях и работы
центрального стерилизационного отделения
постоянно главная
медсестра
4.4 Контроль правильности приёма пациентов на госпитализацию 1 раз в
неделю
главная
медсестра
4.5 Контроль соблюдения бельевого режима в структурных
подразделениях учреждения здравоохранения
постоянно главная
медсестра
4.6 Контроль санитарного состояния территории учреждения здравоохранения 1 раз в
неделю
главная
медсестра,
зам. по АХР
5 Охрана труда и техника безопасности
5.1 Проведение мероприятий по рациональной и безопасной организации рабочих мест медицинского персонала постоянно инженер по
охране труда,
гл.медсестра,
Совет медсестёр
5.2 Организация комнат приёма пищи во всех структурных подразделениях учреждения здравоохранения в течение
года
зам. по АХР,
главная
медсестра
5.3 Контроль проведения инструктажей по технике безопасности в структурных подразделениях
учреждения здравоохранения
1 раз в
квартал
инженер по
охране труда,
главная
медсестра
5.4 Контроль обеспеченности медперсонала спецодеждой и
средствами индивидуальной защиты
во время
проведения
обходов
инженер по
охране труда,
главная
медсестра
6 Работа по формированию здорового образа жизни
6.1 Проведение бесед, лекций, направленных на формирование у медицинского персонала навыков
здорового образа жизни
в течение
года
главная
медсестра,
члены Совета
мед.сестер
6.2 Контроль проведения медицинскими сестрами структурных подразделений работы по формированию здорового образа жизни среди населения постоянно главная
медсестра
6.> ->>-

Главная медицинская сестра
учреждения здравоохранения Подпись Расшифровка подписи

Визы согласования

УТВЕРЖДАЮ

Главврач УЗ « ……… ЦРБ»

__________ ………

«____»__________ 200___г.

ПЛАН

учебы медицинских сестер педиатрического отделения ……… ЦРБ на 2008 год

№ п/п

Тема занятий

Срок исполнения

Исполнители

1.

Дезинфекция. Методы, режимы (t*, время, выдержка). Применение приказа МЗ РБ № 165.

Приступ бронхиальной астмы (клиника, помощь)

22.01.08г.

2.

Стерилизация. Определение. Методы, режимы, сроки сохранения стерильности в зависимости от упаковки.

Переливание крови и кровезаменителей. Определение резус-фактора, групп крови. Пробы на совместимость. Биологические пробы.

26.02.08г.

3.

Приказ МЗ РБ № 351. Понятие ВИЧ-инфекции, СПИД. Источники заражения, пути передачи.

Мероприятия при ранениях, контактах с кровью и биологическими жидкостями (приказ № 375). Аптечка экстренной медицинской помощи.

25.03.08г.

4.

Мероприятия по выявлению и профилактике педикулеза в стационарах. Приказ № 477. Противопедикулезная укладка.

Постановление № 51 от 28.12.04г «О хранении, использовании психотропных и наркотических веществ». Количественный учет.

22.04.08г.

5.

Правила выполнения п/к, в/м, в/в инъекций.

Обморок, коллапс, шок. Определение, клиника, первая доврачебная помощь.

20.05.08г.

6.

Оказание неотложной помощи при гипертермическом, судорожном синдромах. ОДИ, ОСН.

Правила постановки периферического катетера.

24.06.08г.

7.

Правила взятия исслед. материала на бактериурию, Ничипоренко, Зимницкого.

Гигиеническая антисептика кожи рук. Цель, этапы, антисептические средства.

22.07.08г.

8.

Анафилактический шок. Оказание доврачебной помощи.

Приказ № 179. ВБИ, основные формы. Профилактика.

26.08.08г.

9.

Основные правила хранения, использования и учета наркотических, психотропных веществ. Постановление № 51.

23.09.08г.

10.

Санитарно-эпидемический режим в отделении.

Приказ № 165

21.10.08г.

11.

Медицинская деонтология.

Права и обязанности медицинского персонала.

25.11.08г.

12.

Отходы. Классификация отходов, маркировка.

Пробы на совместимость. Биологическая проба

23.12.08г.

Зав. педиатрическим отделением № 1 ………

УТВЕРЖДАЮ

Главврач...

__________ ...

«____»__________ 200___г.

ПЛАН

учебы младшего медицинского персонала педиатрического отделения № 1 .... ЦРБ на 2008 год.


п/п

Тема занятий

Срок исполнения

Исполнители

1.

Правила проведения текущей уборки. Дезинфекция инвентаря.

23.01.08

Альшевская М.А.

2.

Проведение генеральной уборки. Дезинфекция инвентаря. Приготовление растворов.

19.02.08

Долголевич З.Н.

3.

Санитарно-гигиенические требования к буфетным отделениям. Режим мытья посуды.

Приготовление моющих и дез. растворов.

18.03.08

Макаед М.М.

Болотова Л.И.

4.

Грязное белье. Транспортировка из палат, сортировка, хранение. Уборка комнаты грязного белья.

15.04.08

с/х Кухта Л.М.

Козловская В.С.

5.

Проведение текущей уборки в санитарных узлах и санитарных комнатах.

21.05.08

Дробыш Е.Д.

6.

Проведение генеральной уборки в буфетных отделениях. Приготовление растворов. Обработка столов, стульев и др. мебели.

25.06.08

Кривошей Л.С.

7.

Приготовление моющих и дез. растворов. Дезинфекция уборочного инвентаря.

23.07.08

с/х Кухта Л.М.

Кракасевич С.М.

8.

Работа санитарки-буфетчицы. Обработка посуды. Дезинфекция. Контроль за дезинфекцией.

19.08.08

Володько Н.А.

9.

Текущая уборка помещений. Цель, кратность, используемые дез. растворы, инвентарь, ветошь. Последовательность проведения. Обработка инвентаря и его хранение.

16.09.08

Бересневич Н.Н.

Мороз С.В.

10.

Проведение текущей уборки в сан. узлах, сан. комнатах. Дезинфекция урн, унитазов, ершей.

14.10.08

Герасюк Г.В.

11.

Санитарно-эпидемиологический режим в отделение. Приказ № 165

18.11.08

ст. м/с Синило Е.В.

с/х Кухта Л.М.

12.

Проведение генеральной уборки.

16.12.08

Володько Н.А.

Зав. педиатрическим отделением № 1 Романчук Р.Н.

Министерство здравоохранения Ставропольского края
ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»

«Утверждаю»
Заместитель директора по УР
И.В.Уварова
_________________________
«__» сентября 2016 года

Календарно-тематический план
на 2016-2017 учебный год

ПМ.07 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
курс 1, группы 111,112 семестр 1,2

Преподаватель: Великая И.П.

Составлен по рабочей программе 2016 г.

Учебному плану: 2016-2017г.

Рассмотрен на заседании ЦМК клинических дисциплин №2
протокол № 1 от __ сентября 2016г.
и представляется на утверждение
Председатель ЦМК: ______________

г. Пятигорск, 2016 год
Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Иметь практический опыт:
выявления нарушенных потребностей пациента;
оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
планирования и осуществления сестринского ухода;
ведения медицинской документации;
обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;
применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики;
соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур
уметь:
(собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
(определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
(оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
(оказывать помощь при потере, смерти, горе;
(осуществлять посмертный уход;
(обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
(проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
(составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;
(использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного.
-эффективно общаться с пациентом
знать:
(способы реализации сестринского ухода;
(технологии выполнения медицинских услуг;
(факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
(принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
(основы профилактики внутрибольничной инфекции;
(основы эргономики

Общие компетенции (ОК), включают в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции (ПК), включают в себя способность:
ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением
ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 7.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому
ПК 7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода
ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию
ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах полномочий

Семестр 1
МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела
Кол-во часов: 36
Теории: 24
Практики: 12

п\п
Продолжительность занятия
(в часах)
Тема занятия

Тип занятия

2
История сестринского дела.
урок №1

2
Основоположники сестринского дела.
урок №2

2
Философия сестринского дела
урок №3

2
Общение в сестринском деле
урок №4

2
Обучение в сестринском деле
урок №5

2

урок №6

6
Сестра как независимый специалист в сфере здравоохранения.
Практическое занятие №1

2
Модели сестринского дела
урок №7

2

урок №8

2
Потребности пациента в дыхании, питании, отправлении, движении, соблюдении личной гигиены
урок №9

2
Потребности пациента во сне, отдыхе, в общении, в безопасности
урок №10

2
Сестринский процесс. Эффективность и качество сестринского ухода
урок №11

6
Иерархия потребностей по А.Маслоу
Практическое занятие №2
Итоговое занятие

2
Дифференцированный зачет
урок №12
Итоговое занятие

Семестр 1
МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела
Кол-во часов: 36
Теории: 24
Практики: 12
Итого за семестр:36 ч

Семестр 1

Кол-во часов: 78
Теории: 18
Практики: 60


п\п
Продолжительность занятия
(в часах)
Тема занятия

Тип занятия
Лекция Семинар Практическое занятие (2,4:6 часов)

2
Типы ЛПУ, основные направления деятельности медицинского персонала в различных отделениях ЛПУ
урок №1

2
Внутрибольничная инфекция
урок №2

6
Типы ЛПУ. Устройство ЛПУ
Практическое занятие №1

6
Резервуары возбудителей ВБИ: руки персонала, инструментарий, оборудование, лекарственные средства и т.д.
Практическое занятие №2

6
Профилактика ВБИ
Практическое занятие №3

2
Дезинфекция
урок №3

2
Характеристика современных средств дезинфекции
урок №4

2
Стерилизация: понятие, методы и режимы
урок №5

2
Устройство и функции ЦСО
урок №6

6
Дезинфекция.Виды и методы дезинфекции.
Практическое занятие №4

6
Инфекционная безопасность.
Практическое занятие №5

6
Предстерилизационная очистка инструментов. Стерилизация
Практическое занятие №6

6
Принципы работы централизованного стерилизационного отделения
Практическое занятие №7

2

урок №7

6
Организация безопасной среды для пациента и персонала
)°Практическое занятие №8

6
Профилактика заболеваний, связанных с физической нагрузкой
Практическое занятие №9

6
Воздействие на организм сестры физической нагрузки.
Практическое занятие №10

2
Профилактика проф. заболеваний медицинских работников
урок №8

2
Способы защиты от воздействия токсичных веществ
урок №9
Итоговое занятие

Семестр 1
МДК04.02 Безопасная среда для пациента и персонала
Кол-во часов: 78
Теории: 18
Практики: 60
Итого за семестр:78

Семестр 1

Кол-во часов: 20
Теории: 20
Практики:


п\п
Продолжительность занятия
(в часах)
Тема занятия

Тип занятия
Лекция Семинар Практическое занятие (2,4:6 часов)

2
Прием пациента в стационар
урок № 1

2

урок № 2

2
Методы простейшей физиотерапии
урок №3

2
. Применение газоотводной трубки.
урок №4

6
Механизм действия различных видов клизм
Практическое занятие №4

3
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером
урок №5

3
Промывание желудка. Помощь при рвоте
урок №6

2

урок №7

2
Участие сестры в лабораторных методах исследования.
урок №8

2
Участие сестры в инструментальных методах исследования.
урок №9

2
Сердечно-легочная реанимация вне
ЛПУ. Посмертный уход.
урок №10
Итоговое занятие

Семестр 1
МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг
Кол-во часов: 20
Теории: 20
Практики:
Итого за семестр:20

Семестр 2
МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг
Кол-во часов: 154
Теории:10
Практики: 144


п\п
Продолжительность занятия
(в часах)
Тема занятия

Тип занятия
Лекция Семинар Практическое занятие (2,4:6 часов)

2
Оценка функционального состояния пациента
урок№1

6
Применение горчичников, пузыря со льдом, грелки, компресса
Практическое занятие №1

2
Механизм действия различных видов клизм
урок№2

6
Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы.
Практическое занятие №2

6
Постановка масляной, лекарственной клизмы.
Практическое занятие №3

6
Промывание желудка. Применения газоотводной трубки
Практическое занятие №4

2
Личная гигиена тяжелобольного пациента
урок№3

6
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
Практическое занятие №5

6
Применение различных мочеприеминоков
Практическое занятие №6

2
Медикаментозное лечение в сестринской практике
урок№4

6
Выписка, хранение и применение лекарственных средств
Практическое занятие №7

6
Наружный путь применения лекарственных средств.
Практическое занятие №8

6
Ингаляционное введение лекарственных веществ
Практическое занятие №9

6
Энтеральный путь применения лекарственных средств
Практическое занятие №10

6
Парентеральный путь введения лекарств
Практическое занятие №11

6
Набор лекарств из ампулы и из флакона
Практическое занятие №12

6
Виды шприцов и игл. «Цена» деления шприца Техника выполнения внутрикожной инъекции. Осложнения
Практическое занятие №13

6
Техника выполнения внутрикожной инъекции. Осложнения
Практическое занятие №14

6

Практическое занятие №15

6
Техника выполнения подкожной инъекции. Осложнения
Практическое занятие №16

6

Практическое занятие №17

6
Техника выполнения внутримышечной инъекции. Осложнения
Практическое занятие №18

6

Практическое занятие №19

6
Техника выполнения внутривенной инъекции. Осложнения
Практическое занятие №20

6
Заполнение системы для внутривенного капельного введения жидкости.
Практическое занятие №21

6
Взятие крови на биохимическое исследование
Практическое занятие №22

2
Участие сестры в лабораторных и инструментальных методах исследования

6
Участие сестры в лабораторных методах исследования
Практическое занятие №23

6
Участие сестры в инструментальных методах исследования
Практическое занятие №24
Итоговое занятие

Семестр 2
МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг
Кол-во часов: 154
Теории:10
Практики: 144
Итого за семестр:154ч
Итого за год:288

Источники информации

Нормативные документы:
Законы, СанПиНы. ОСТы
Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» ФЗ № 5487-1 от 22 июля 1993 г.
ОСТ 42-21-2-85. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы;
СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12. 2010г. № 163
СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Утвержден постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58
СП 3.1.5.2826 -10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01. 2011 г. № 1)

Приказы Минздрава
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.
Приказ Минздара России от 17. 04. 2002 № 123 «Протокол ведения больных. Пролежни».

Учебники, в том числе электронные
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2008.
Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.
Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.
Н.В.Туркина, А. Филенко «Общий уход за больными». Учебник. Товарищество научных изданий КМК 2007.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нормативные документы;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – нормативные документы.

Подпись преподавателей ___________________


Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.





Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов: Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов: для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования; для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования; для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания). Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора. Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.





Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.







Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.


При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на всю высоту стен, окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой. Провести обеззараживание воздуха в помещении. При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на всю высоту стен, окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой. Провести обеззараживание воздуха в помещении.


Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов. При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.


Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.


Бельевой режим Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются.


Стирка белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем. После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента. Стирка белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем. После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента.


Смена белья пациентам должна проводиться по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное белье подлежит немедленной замене. Смену постельного белья родильницам следует проводить 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец - ежедневно, подкладных пеленок - не менее 4-5 раз в сутки и по необходимости. Допускается использование прокладок фабричного изготовления. Перед возвращением пациента в палату после операции производится обязательная смена белья. Смена белья пациентам после операций должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран. Смена белья пациентам должна проводиться по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное белье подлежит немедленной замене. Смену постельного белья родильницам следует проводить 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец - ежедневно, подкладных пеленок - не менее 4-5 раз в сутки и по необходимости. Допускается использование прокладок фабричного изготовления. Перед возвращением пациента в палату после операции производится обязательная смена белья. Смена белья пациентам после операций должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран.


Смена одежды (халаты, медицинские костюмы) в подразделениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля - 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Сменная обувь персонала, работающего в помещениях с асептическим режимом, должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь, а также для инженерно- технических работников. Смена одежды (халаты, медицинские костюмы) в подразделениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля - 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Сменная обувь персонала, работающего в помещениях с асептическим режимом, должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь, а также для инженерно- технических работников.


ЭКСТРЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПАРЕНТЕРАЛЬНЫХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ И ВИЧ-ИНФЕКЦИИ Во избежание заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ- инфекцией следует соблюдать правила работы с колющим и режущим инструментарием. В случае порезов и уколов немедленно обработать и снять перчатки, выдавить кровь из ранки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5%-м раствором йода. При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70%-м спиртом.


Если кровь попала на слизистые оболочки глаз, носа, губ, их сразу же обрабатывают раствором марганцевокислого калия в разведении 1:10000 (раствор готовится ex tempore); на слизистую оболочку рта - полоскать 70%-м раствором спирта. При высоком риске заражения ВИЧ-инфекцией (глубокий порез, попадание видимой крови на поврежденную кожу и слизистые от пациентов, инфицированных ВИЧ) для назначения химиопрофилактики следует обращаться в территориальные Центры по борьбе и профилактике СПИД. Лица, подвергшиеся угрозе заражения ВИЧ-инфекцией, находятся под наблюдением врача-инфекциониста в течение 1 года с обязательным обследованием на наличие маркера ВИЧ-инфекции.


Персоналу, у которого произошел контакт с материалом, инфицированным вирусом гепатита B, вводится одновременно специфический иммуноглобулин (не позднее 48 ч.) и вакцина против гепатита B в разные участки тела по схеме мес. с последующим контролем за маркерами гепатита (не ранее 3-4 мес. после введения иммуноглобулина). Если контакт произошел у ранее вакцинированного медработника, целесообразно определить уровень анти- HBs в сыворотке крови.




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра хирургически болезней № 2

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой,

д.м.н., Грошилин В.С,

__________________________

«____»_________________201_

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей к практическому занятию№ 15

у студентов 1 курса специальности «Лечебное дело» по уходу за больными.

1. Тема занятия : особенности работы младшего медицинского персонала в реанимационном отделении.

2. Продолжительность занятий : 2 академических часа.

3.Вид занятий: ознакомление студентов с основными аспектами работы младшего медицинского персонала в реанимационном отделении.

4. Место проведения : учебная комната, реанимационное отделение Рост ГМУ.

5. Цель занятия : получение студентами теоретических знаний и практических навыков в области работы младшего медицинского персонала для успешной работы в качестве младшей медицинской сестры в ходе производственной практики.

6. Задача : Изучить с основные аспекты работы младшего медицинского персонала в реанимационном отделении.

7. Оснащение занятия :

· контрольные вопросы, ситуационные задачи, тестовые задания;

· электронные разработки - презентации;

· учебные пособия для студентов.

· ознакомление с работой младшего медицинского персонала в реанимационном отделении Рост ГМУ.

8. Порядок проведения занятий и примерное распределение времени :

а) организационная часть - 5 мин.

б) опрос по теме, подробный разбор практических навыков, которыми должен обладать студент – 40 мин.

в) перерыв – 5 мин.

г) работа в реанимационном отделении – 30 мин.

д) подведение итогов занятия - 5 мин.

е) задание на следующее занятие – 5 мин.

Итого: 90 минут – 2 академических часа.

Младший медицинский персонал помогает реанимационной медицинской сестре в уходе за больными, проводит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и реанимационной палаты, участвует в перекладке больных, следит за соблюдением пациентами режима приема лекарственных препаратов.

Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.

Общие обязанности младшего медицинского персонала в реанимационном отделении следующие.

1. Регулярная влажная уборка реанимационной палаты.

2. Оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление больных, гигиеническое обеспечение физиологических отправлений больных – подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр.

3. Санитарно-гигиеническая обработка больных.

4. Помощь в проведении диагностических и лечебных процедур.

5. Перекладывание больных.

Поделиться: