Химико-микробиологический анализ «мироточащих» наклеек. Освящение квартиры

Освящение квартиры и машины - пожалуй, одна из самых распространенных треб в наши дни. Просят освятить разные люди, по разным причинам, с разным отношением к происходящему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «барабашки завелись» или «покойники снятся». Есть и такие, которые понимают, что освящение квартиры, равно как и всякой вещи, - это не универсальное решение проблем, а Божие благословение.

Что-то случилось

Это категория людей, у которых что-то произошло, что-то, по их мнению, очень важное. Реальный случай из священнической практики: звонит очень взволнованная женщина и говорит, что у нее дома бесы. Иду освящать, внутренне готовясь к чему-то страшному. Но ничего особенного не вижу.

В чем же заключается проблема? - спрашиваю я.

Знаете, ночью лопнули трубы, и так страшно было. Тут явно без бесов не обошлось.

Поговорили, освятил квартиру и объяснил, что в первую очередь надо жить нормальной духовной жизнью - исповедоваться, причащаться, а там Господь сам всё управит.

И таких случаев бывает множество. Как-то раз освящал квартиру, жильцам которой «снились покойники». Такого количества оккультных предметов на один квадратный метр не видел давно: несколько домовых, куча жаб с деньгами во рту, подковки и всё это на фоне подмигивающих со стен «глаз Фатимы». Да и сами жильцы не причащались лет 15.

Перед тем, как освящать это жилье, пришлось провести серьезную «профилактическую беседу», после которой домовые полетели в мусорное ведро, а жильцы исповедовались.

«Что-то случившиеся» - это люди, которые понимают, что есть Бог, что есть духовная жизнь, но прибегают к ним только как к средству защиты от чего-то очень нехорошего в своей жизни. Это категория людей с товарно-денежным отношением к Богу и Церкви: «Ты, Господи, дай нам, обереги нас, защити нас, а мы тебе… ну, свечку поставим». Примерно так.

Сюда же можно отнести людей, которым надо «почистить квартиру». Эту категорию людей можно узнать по первому же вопросу, будь то звонок по телефону или разговор в храме: «Нам бы надо почистить квартиру». Борются с порчей, сглазом, дурной энергетикой.

Кстати, именно эти люди пытаются всеми возможными путями освятить свою квартиру несколько раз. Именно поэтому несколько раз уточняю перед освящением, не освящалась ли квартира раньше. Да и не мешает посмотреть по сторонам - вдруг висят крестики от прошлого освящения.

Чтобы было хорошо

Это категория гораздо более радостных людей. Как правило, они купили новую квартиру или машину и идут в храм, чтобы батюшка освятил их новое приобретение. Освятил для того, чтобы все действительно было хорошо: машина не попадала в аварии, дом был полной чашей и так далее.

С этими людьми приятнее общаться, хотя бы потому, что они на позитиве, в отличие от людей, у которых «что-то случилось».

Таким людям освящаю с радостью. С радостью и осторожностью. Осторожностью, потому что стараюсь подчеркнуть в проповеди, что само по себе освящение - это далеко не самое главное. Говорю, что Господь освящает вещи и предметы, но самое главное, что нужно освятить - самого себя. А освящается человек церковной жизнью, жизнью со Христом и во Христе, то есть с помощью Церкви и таинств.

Иногда просят освятить, чтобы было хорошо в семье. Тоже не отказываю этим людям, но в таком случае приходится быть в роли семейного психолога - рассказываю, что семья - это терпение, взаимопонимание. Бывает, что напоминаю слова апостола Павла, которые читаются во время таинства Брака. Искренне надеюсь, что у кого-то реально «стало хорошо» после освящения квартиры или машины.

Потому что это правильно

Есть такие люди, которые прекрасно понимают, что освящение квартиры или машины - это правильно. Ведь если мы - православные люди, то должны освящать и самого себя, и то, что нас окружает. Будь то дом, машина, квартира и так далее. Но нужно понимать, что подобное освящение - это не универсальное решение всех проблем, а Божие благословение, и человек сам должен идти навстречу к Богу.

К сожалению, людей с таким пониманием меньше, чем, например, тех, кто освящает квартиру после того, как «что-то случилось», и «чтобы все было хорошо». Но такие люди есть, и это, как правило, люди воцерковленные, участвующие в таинствах и понимающие, что и зачем.

Эти люди прекрасно понимают слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который писал, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии. Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

Кому отказать

В церковном обществе периодически начинается дискуссия на тему того, освящать или не освящать тем людям, которые далеки от Церкви. Считаю, что освящать. Освящать и говорить с ними. Ведь если человек пришел в храм и хочет освятить квартиру или машину, пусть даже по какой-то странной причине, то он уже переступил порог храма, он уже пришел. А дальше уже работа священника, который должен с этим человеком поговорить, объяснить ему, затронуть струны его души и привести его в храм.

Опять же, история из священнической практики. Освящал квартиру очень хорошим людям. Но переступив порог этой квартиры, сразу же увидел огромное количество всякой эзотерики. Мы долго говорили, я объяснял православное понимание порчи и сглаза, объяснял, почему разного рода суеверия несовместимы с православием, и в итоге они все-таки все это сняли. Но именно на освящении квартиры они первый раз услышали, что быть православным - это, как оказалось, ходить в храм не просто чтобы поставить свечку, а ходить в храм на Исповедь и Причастие. Они узнали, что быть православным - это жить достаточно напряженной духовной жизнью. Не знаю, стали ли они прихожанами какого-то храма, но искренне надеюсь, что хотя бы часть из сказанного отложилась у них в сердце.

А когда не освящать? Нельзя освящать то, что уже было освящено ранее. Нельзя освящать, если человек открыто говорит о своих нецерковных воззрениях и если открыто говорит, что его цель - это эзотерическое «получение хорошей энергетики».

Кстати, об этом прекрасно сказал святитель Феофан Затворник:

«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Ответная реакция

Освящение, любая благодать от Бога, любая святыня - это призыв Бога к человеку. Призыв идти к Нему навстречу. Когда освящаю машины, то всегда говорю, что освящение машины - это всегда призыв проявлять свое христианское мировоззрение. Не просто повесить крестики и иконки, но постараться там, где можно, уступить кому-то, где можно, не подрезать и так далее. И самое главное - оказывать посильную помощь. Освятили машину, а потом на пустой трассе увидели машину, застрявшую в снежном заносе. Остановитесь, возьмите трос и помогите бедному человеку. Ведь Вы же освятили свою машину, получили благодать от Бога, а теперь пришло время ее реализовывать и идти навстречу Богу.

Инструкция по применению

Современное общество очень любит писать и читать инструкции. Наверное, так удобнее и понятнее. Поэтому тоже решил сделать небольшую инструкцию по освящению.

  1. Освящение - это не универсальное решение всех проблем Вашей жизни. Освящение какой-либо вещи - это посвящение ее Богу, т.е. мы должны стремиться служить Богу с помощью этой вещи. Если это квартира, то жить в ней по-христиански, если машина, то постараться помочь ближнему и т.д.
  2. Первое, что надо освятить - самого себя. Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться - это главная задача православного человека, а затем уже идет освящение всех материальных предметов.
  3. Освящение материальных предметов должно быть. Православный человек должен стремиться освящать свое жизненное пространство, конечно же, в пределах разумного.
  4. Любое благословение - это призыв Бога к человеку. Господь посылает Свою благодать, освящает материальные предметы, но призывает, чтобы человек сам шел к Нему навстречу.
  5. Христианское освящение несовместимо с язычеством в любой его форме. В доме и в машине у православного христианина не может быть никаких языческих символов: ни подковок, ни домовых, ни знаков Зодиака. Все это несовместимо с православием.
Об освящении жилища.Что для этого нужно,когда можно освящать дом?какие здания освящать нельзя.

Наклейка на стены при освящении жилища. (Помазана священником освященным миром)

Освящение квартиры изначально совершалось как благословение строительства нового дома, затем - благословение входа в этот дом. То же самое относится к освящению других вещей. Освящая машину, человек не просто создает некое новое качество этой машины, но своим актом он констатирует то, что посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению.

Что такое освящение?

- освящением православные христиане называют обряды, через которые на их жизнь нисходит благословение Божие. Согласно учению Церкви в основе многообразных обрядов лежит, прежде всего, желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее по Божьему благословению. Важно понимать, что освящение места начинается с того момента, когда люди, въезжая в дом или квартиру, начинают там жить правильно. И поэтому освящение жилища священником есть подтверждение вашего желания жить в освященном месте, намерение исполнять христианские заповеди, памятуя о том, что семья - это малая церковь, а работа - место труда человека во славу Божию.

Нужно ли освящать квартиру?

- освящение квартиры не решает наших семейных, бытовых проблем, оно лишь помогает, настраивает. Человек сам волен выбирать, с Богом он живет или по своим страстям поступает. Если семья старается жить по-христиански, то и внутреннее и внешнее ее устроение должно об этом свидетельствовать. Внутренний строй налаживается и сохраняется через пост и молитву, посещение богослужений, а внешнее выражение намерения жить благочестиво находит себя, в том числе, в чине освящения жилища. Нужно помнить, что освящение дома - есть общая молитва семьи и священника о том, чтобы в этом месте люди жили свято.

Когда можно проводить освящение?

- есть ряд моментов, которые нужно иметь в виду, занимаясь подготовкой к совершению чина. Сам по себе обряд недолгий (30-60 минут) - священник окропляет помещение святой водой, совершает каждение и призывает в молитве Бога на начало доброго дела (чин благословения жилища). В то же время не всякое дело может считаться добрым. Не станут, к примеру, освящать бизнес, связанный с производством или продажей спиртных напитков и табака, банковско-кредитной системой (ростовщичество), оказанием сексуальных услуг, колдовства и магии. Священник может отказаться от совершения обряда, если помещение не прибрано, а сотрудники ведут себя неподобающим образом (ругаются, например). В таком случае вам наверняка порекомендуют «устранить недостатки» и вернуться к этому вопросу позже.

Согрешают те, кто для освящения квартиры вешают на стенах амулеты, талисманы - изображения демонов, с рогами или без рогов. Еще хуже поступают те, кто призывает колдунов в дом свой, чтобы они своими волхвованиями «очистили» помещение от нечистой силы. Но это, как сказано в Евангелии, все равно что сатаной сатану изгонять или грязью грязь очищать.

Заметьте, что все эти древние колдуны, волхвы, маги, обаятели, чародеи, знахари, звездословы, демонологи, ворожеи имеют теперь иные названия, более культурные или наукообразные: гипнотизеры, экстрасенсы, народные целители, уфологи, астрологи, контактеры, медиумы, спириты, теософы, оккультисты, фокусники, безконтактные массажисты, парапсихологи, психотерапевты, телепаты, телекинезисты, гадатели на компьютерах, телецелители и пр. Они теперь уже не просто колдуют, а заряжают воду. Не просто ворожат, а делают пассы. Сатанизм прикрывают наукой. Колдуны теперь имеют дипломы специалистов. Скверноубийцы стали интеллигентами. Но от смены вывески их сущность не изменилась. Это волки в овечьих шкурах, от которых нужно удаляться, даже если они употребляют на своих сеансах христианские символы, евангельские слова, крестное знамение или имя Божие.

Можно ли звать “домовых”, пускать кошку в новое жильё?

Некоторые при переезде на новую квартиру прибегают к языческим суевериям: зовут с собой своего “домового”, «хозяина». Нельзя этого делать. Вы призываете нечистую силу на свою голову. Другие поддаются на другое заблуждение: якобы для «освящения» нового дома запускают в него сначала кошку. Задувание свечей с приговорами типа: “..чтобы все плохое, что было раньше - также потухло и больше не возвращалось” - являются языческими магизмами, и не допустимы. Если человек делал всё это - он должен принести покаяние на исповеди в этом, и впредь более никогда не делать этого.

Что делать если в доме нечистая сила?

- в первую очередь, постарайтесь найти причину ее появления в себе. Для избавления от нечистых духов помогают исповедь и причащение. Но есть и особая молитва для этого «О храмине, стужаемой от злых духов». Не советуем ее читать самому, это дело священника. А если священник не берется изгнать злых духов, обратитесь к иеромонаху или старцу, не теряйте надежды, ведь в Евангелии сказано: «ищущий обрящет». Знайте, что злые духи или демоны теперь имеют иное название: «НЛО» (неопознанные летающие объекты), «АЯ» (аномальные явления), «полтергейст». Полтергейст - это дьявольские чудеса (самое распространенное явление в домах). В дневнике Александра Сергеевича Пушкина, русского поэта, есть документальная запись о таком «чуде», случившемся в его время. В одном доме мебель, стулья и столы сами собой стали прыгать и перемещаться. Так издеваются злые духи. Полиция ничем не могла помочь. Явление это прекратилось только после того, как православный священник отслужил в доме молебен. И в наши дни сколько описано разных явлений «невидимых барабашек», которые стучат, бьют своих хозяев, роняют холодильники на пол беззвучно, зажигают обои без огня, льют воду из стены, в которой нет ни трубы, ни воды и пр. Нужно сказать, что от этой бесовщины никто не застрахован. Но чаще всего она случается с нехристями, язычниками по образу жизни, с неверующими, дабы они хоть немного одумались: уж если есть бесы, то уж, наверное, есть и ангелы, и Бог. И уж, разумеется, есть и места обитания тех и других, ад и рай. Жалко только, что для многих опыт этот печальный.

Что нужно для освящения?

- для освящения квартиры желательно, чтобы квартира была прибрана, завершен ремонт. В церковной лавке необходимо преобрести 4 наклеечки с изображением креста и 4 самых маленьких свечки. Дома нужно подготовить небольшой столик, на котором священнику можно будет расположить необходимые для освящения священные предметы (устанавливается, как правило, в самом лучшем месте), чистая чаша для св. воды (салатница, ваза и т.п.)., примерно рюмка растительного масла (св.елей), св. воду священник привозит с собой. Обязательно, чтобы тот, кто заказал освящение жилища присутсвовал сам при этом чине и участвовал в молитве. Позволяется также при должном желании и умении с благословения священника читать некоторые молитвы при совершении чина. Во время освящения необходимо временно отключить телефоны, не разговаривать во время молитвы.

Надо ли поститься перед освящением, причащаться?

- христианин должен во все дни жизни своей, поститься, молиться и причащаться как заповедует это наша святая Церковь.

Надо ли женщине покрывать голову?

- да, это желательно. Женщина во время молитвы должна покрывать голову.

Нужно ли накрывать обеденный стол?

- среди многих православных существует такая добрая традиция после освящения накрывать стол, чаепитие, ведь священник, пришедший в дом для торжества освящения, - символизирует Христа. Если вы чувствуете такую потребность, - приготовьте заранее праздничный стол в честь освящения вашего жилища. Возможно, знакомство и общение со священником помогут вам в будущем.

Как самому освятить квартиру?

- никак. Чин благословения жилища совершается только незапрещенным в служении православным священником.

Что делать после освящения?

- христианин должен стремиться к святости. Именно поэтому после освящения жилья в нем нельзя курить, сквернословить или делать иные грехи. А иначе для чего тогда было освящать? Ведь второй раз квартира не освящается (за исключением случаев смерти кого-либо в квартире или проведенного ремонта). Но если грехи случаются, для этого Церковью вам предоставлено право (и обязанность) освящать свой дом самому в смирении и покаянии. Для этого нужно все помещения окропить святой водой с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или «Благодать Святаго Духа». Помните, что вода должна быть освящена православным священником, а не взята из так называемых «святых источников» (ибо не все из них действительно святое). Не путайте освященную воду с «лечебной» или с «заряженной энергией». Кропят кисточкой от четок или горстью, крестообразно (священник это творит кропилом из иссопа). Хранить освященную воду нужно в красном углу (она может стоять годами и десятилетиями и не портиться), там же, где иконы, а не в кухонном или книжном шкафу. Не позволяйте детям играть со святыней, с духовными книгами, с просфорами, иконами, крестиками. Самостоятельное освящение (кропление святой водой) совершается только ПОСЛЕ личного полного освящения самим священником, т.к. просто кропление никак не может заменить самого чина освящения.

Уголь после освящения ссыпают в место, не попираемое ногами, например, в кусты или под дерево. Святую воду с благоговением пьют, освященное масло - с молитвой мажут больные места, добавляют в пищу.

Какие места нельзя освящать?

Списка вещей, которые нельзя освящать, у Церкви нет. Но, исходя из самого смысла освящения, нельзя освящать те вещи, которые впоследствии не могут быть использованы для благой цели. Нельзя освящать заведения, в которых предаются пороку. Этот запрет существовал еще и в дореволюционной России. Также некоторые священнослужители полагают, что освящение мест заключения, мест, где человек страдает - это богословская проблема. Хотя ничто не мешает нам создавать в этих местах лишения свободы храмы.

Отказывая в благословении местам казней и пыток, Церковь, тем не менее, освящает оружие. Оружие - это вещь, которая может быть использована как в целях зла, так и в целях добра. Освящая оружие, Церковь никогда не благословляла агрессию, насилие ради насилия, убийство ради убийства. Церковь благословляет воинов на ратный подвиг защиты своей Родины, и, прежде всего, защиты веры. По каноническим правилам Церкви воин, который убивал даже в справедливой войне, должен был в этом исповедаться и понести ту или иную епитимью притом, что Церковь сама благословляла воина на этот подвиг.

Оружие не является вещью изначально плохой. Все зависит от того, в чьих руках находится оружие. Если оружие находится в руках христианина, который защищает святыни и свою Родину, то оно используется во благо, а если в руках террориста, то во зло. Церковь не освящает оружие как таковое, а только в руках воина, сражающегося за справедливость.

Во-первых, зачем расставлять горящие свечи? Достаточно 1 свечи перед иконой.
Во-вторых, все это действительно магизмом отдает оч сильно ((

Ни разу о таком не слышала. Мы и дом освящали и квартиру, но такого ни один батюшка не делал... Лично для меня это не имеет значения, благодать ведь не в этом... Просто у большенства наших сограждан есть какая-то потребность в обрядовости, что ли. Что бы было и "красиво" и традиция старая, такая показушность получается, никому не нужная, точнее непонятно кому нужная. Думаю что причина в том что за время союза истосковались люди по народным традициям, вот теперь и несет их кого куда, потому что отличать что от Бога, а что непонятно откуда не умеют. Подсказать в семье как правило некому, потому что бабушки - комунистки, прабабушки - уже умерли, а сами еще слабо понимают и разбираются. Вот так печально получается.

Вот. А нам надо будет квартиру освящать на будущий год. А я ни разу при этом не присутствовала и даже не представляю, как это происходит. Сделает батюшка что-нибудь эдакое, а я буду думать, что так и надо 8-(

Батюшкам указывать - рисковое дело... лишь бы Господь всё "правильно" сделал. ;)

сколько участвовал в освящении квартир, не слыхал такого. Это ерунда какая-то, думаю. Впрочем, пусть гасят как хотят, только священник не должон суеверия распространять. "Всё плохое", оно ж не потухнет, оно так и будет на людей нападать.

Думаю, отче, что все-таки магизм. Петросян людям тоже нравится.)))

Несколько раз наблюдал, как люди подходят к священнику на исповедь (и сам так делал) с бумажкой на которой как на конспекте перечень названий совершённых грехов. Священник после разрешительной молитвы и целования чадом Креста и Евангелия рвёт этот листочек и возвращает обратно в руку.

Думаю, что все подобные жесты искажают сильно традицию и акцентируют внимание прихожан совсем не на Главном.

Что бы такие искажения не происходили хорошо бы достоверно знать значение всех движений и понимать значимость и необходимость их в процессе Таинства, либо даже обряда. Вспомните Чайную церемонию - насколько там продумнно каждое действие! А ведь это просто чаепитие, не способное так повлиять на жизнь и душу человека, так, как действие в Храме.

Помню, как крестил один мой знакомый батюшка в деревнях. Он каждое своё действие комментировал - что оно означает, что-б люди понимали что происходит, а не следили бы за ним как за, простите, "пляшущим шаманом"...

Катехизис и Закон Божий - каждому прихожанину в руки! ;-)

А.И. Осипов хорошо сказал об исповеди - отчет о проделанных грехах. Иногда такой отчет сдается в письменном виде.

Насчет крещения - очень правильно этот батюшка поступает... Но вот практика иногда не позволяет это делать. Меня иногда просят в городском храме помочь крестить. Так там есть такое понятие как индивидуальное крещение - т.е. не 10 детей сразу крестят, а отдельно. И вот сначала идет общее крещение (ок. 10 чел.), потом через час индивидуальное, и потом каждые пол часа еще около 6 крещений.... под конец уже невозможно разговаривать... И мало того, нужно во время вкладываться....

Отче, вы безусловно правы, однако дерзну сказать, что апостолам было заповедовано проповедовать. Если наша Церковь действительно апостольская, как говориться в символе веры, то можно ли в ней обойтись без катехизизации, без проповеди?

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)

На деле конечно бывает по-разному. Все мы люди, у всех есть предел сил. Однако есть ли предел стремлению?..

Простите, если что не так пишу. Вы правильно заметили про "кульминацию". Возможно я ошибаюсь, но мне видится, что из разного рода таких "кульминаций" как бы само по себе на пустом месте возникает явление, которое может быть можно назвать "внутрицерковное язычество" - от непонимания смысла действия. Если он не известен, то включается народная смекалка, т.е. языческая фантазия. И тут, как Кураев говорил, бывают "во всякой избушке свои погремушки", и с этим кажется можно смириться, однако всё-таки душа бывает неспокойна...

(Deleted comment)

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить.

Не так давно у меня умерла бабушка, очень любимая и родная. Она очень хотела, чтобы мы с моим мужем жили в ее квартире. Надо ли освящать квартиру перед въездом? По прошествии какого времени это лучше сделать (после 9, 40 дней)?

Спасибо,
Аня

Думаю, лучше перед въездом в квартиру.

Здравствуйте, меня зовут Юлия, подскажите, пожалуйста: недавно умерла наша родственница, умирала тяжело и с обидой на нас. Квартира отошла моему отцу, а он передарил ее мне. Недавно мама ночевала в этой квартире, и говорит, что там было, мягко говоря, "неспокойно". Маме я верю, она не будет выдумывать. Теперь квартира стоит закрытая, я сама снимаю другую, а туда боюсь даже заходить - буду продавать, а себе покупать другую, но и другим людям не хочется плохого делать и сама, повторюсь, даже заходить туда боюсь. Проблема еще в том, что несколько лет назад, еще при жизни родственницы, я прожила в этой квартире три месяца, мне там было очень тяжело, потом меня оттуда выставили... в общем, когда я уезжала, пожелала этой квартире всего самого плохого, теперь жалею об этом, но что сделано, то сделано... Как Вы считаете, поможет ли в этом случае освящение квартиры? Ситуация складывается так, что, может быть, какое-то время мне в ней придется пожить, а навлекать на себя несчастье так не хочется. Заранее спасибо за совет.

Количество записей: 62

Здравствуйте! Крест на чётках может быть без распятия? Он самодельный.

Александр

В идеале православный крест должен быть всегда с распятием. Даже в разных мелких предметах с изображением креста должно быть распятие. Бывает часто, что и без Распятия, и хотя особо страшного в этом ничего нет, все-таки это не правильно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли самостоятельно сделать небольшой деревянный крест (без изображения Спасителя), сантиметров 30 в высоту, и если можно, то когда его лучше освящать? Спасибо, что отвечаете на вопросы!

Дмитрий

Дмитрий, православный крест должен быть обязательно с распятием. Такую работу нужно начинать только с благословения священника. И если Вас благословят, то крест нужно делать с соблюдением правил, т. е. Вы должны в дни, когда делаете крест, поститься, а перед этим причаститься.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, хотелось бы узнать: достался крест серебряный, размером с ладошку, от прабабушки. Как я поняла, передавался он из поколения в поколение. Я решила отнести в церковь освятить, освятили, но сказали, что это протоиерейский крест, мол, лучше его отдать в церковь и так далее... Объясните, что это за крест такой и как с ним обращаться? Я не вижу смысла его отдавать, т. к. он передавался по роду!

Юлия

Юлия, если это, действительно священнический крест, то носить его мирянам нельзя, можно лишь повесить в святом углу вместе с иконами, как святыню, и молиться на него. Такие кресты обычно даются священникам после нескольких лет беспорочного служения при возведении на следующую ступень священства – в сан протоиерея. Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня ночью на калитке перед домом кто-то нарисовал краской крест, как на могиле. Что это значит? Что делать?

Юлия

Юлия, крест - это наше спасение. Крест - это жизнь, а не смерть. Не бойтесь, наоборот - пусть будет, не нужно его стирать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что это означает. Заехали на съемную квартиру, и недавно увидели кресты на стенах. Один крест на высоте двух метров на кухне, второй в коридоре, получается, что находится противоположно. Внизу креста что-то вроде гроба, внутри написано "о" и "х", и два копья вверх, поверх него ещё заметен крест свечой. Что бы это могло быть?

Мария

Мария, по всей вероятности, это квартира была освящена, при освящении священник приклеивает на стены изображения Голгофского креста. Нечего волноваться – это очень хорошо. Спокойно живите в этой квартире. Полный православный крест изображается с копием и тростью, внизу под крестом череп – это голова Адама. Копием во время распятия пронзили Христа, а тростью подносили к устам Христа губку с уксусом.

иеромонах Викторин (Асеев)

На перекрестке деревни установлен крест с иконой Иисуса. Иконка от времени ветхая. К празднику Вознесения надо заменить иконку. Прошу совета: что делать со старой иконой и можно ли вместо Иисуса поместить образ Божьей матери?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! В Церкви все делается по послушанию и с благословения. Прежде чем поменять икону на кресте, нужно обратиться с этой проблемой к благочинному Вашего округа либо к настоятелю прихода, к которому относится деревня. Так Вы решите вопрос правильно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как мне поступить. Год назад продали старый бабушкин дом в деревне. В доме были иконки и один крестик (большой) 20 см из металла. Я даже не знаю, чье все это, может, наших предков. Скажите, что нам с этим делать? Заранее спасибо.

Светлана

Светлана, некоторые, или, если хотите, все иконы и крестик можете оставить у себя. Если не нужны - отнести все в церковь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Свекровь носит крест моего мужа, её сына, а ей уже 75 лет, а если она умрёт, то её похоронят с крестом и с её и сына, мы же не знаем какой крест её, а какой мужа, они одинаковые, не случится ли потом беда с мужем?

людмила

Не стоит спешить задавать такие вопросы при живом человеке. Можно похоронить и с одним, и с двумя, и с тремя крестами, это никак не повлияет на судьбу живых хозяев крестов: от этого не болеют и не умирают. Молитесь как следует о здравии свекрови и матери. В жизни с нами что-то случается не из-за крестиков в могилах, а только из-за наших грехов.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, мне нужна ваша помощь, моя мама пригласила в дом священника, чтоб освятить, дом освятили, но священник наклеил в каждой комнате наклейки, на них крестик а под ним череп, простите но нормально ли это, что это значит? Спасибо.

Алла

Здравствуйте, Алла! На наклейках для освящения изображаются так называемые «голгофы». Это кресты, которые как святые печати, охраняют дом от всех врагов духовных. Череп, которого Вы испугались, означает смерть, которую Господь победил Своими крестными страданиями.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте батюшка, вопрос от рабы Божьей Лидии. Хоронили дальнего родственника. Отпевали заочно. Когда перед тем как закрыть гроб посыпали крест песком, то сделали его не правильно, и теперь меня это очень мучает. Скажите, является ли это грехом, и как мне быть, спасибо.

Лидия.

Нет, Лидия, это грехом не является, главное - что Вы это сделали. Обычно раньше вместо песка сыпалась земля, и не в гроб, как сейчас, а сверху гроба, в могилу: когда гроб опускали в могилу, то первым горсть земли брал священник и с пожеланием усопшему вечного покоя бросал ее в могилу. Бросал он эту землю не просто так, а естественным для священника образом, то есть крестообразно, да собственно, так и всем остальным следует ее бросать, однако, это просто традиция, обряд. Теперь, если отпевание совершается заочно, священник, так как он лично не будет присутствовать у могилы, просто делегирует это свое действие кому-то из молящихся людей.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что ставить на могиле родственника, а что нет? Достаточно ли креста, нужны ли фото и другие данные об усопшем? Говорят,что нужно что-то вроде памятника с фото и данными. Скажите, что действительно нужно?

Юрий

Здравствуйте, Юрий! Прежде всего, на православной могиле должен стоять крест. Для памяти живущих можно повесить табличку с данными усопшего, фотографию. Если же Вы со временем пожелаете поставить памятник, то крест на нем все равно должен присутствовать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Прошу объяснить. На могиле меняем крест, поставленный похоронным бюро при захоронении. Как поступить с этим крестом? Ведь просто выбросить его нельзя? Можно ли его поставить на соседнюю заброшенную могилу, предварительно приведя ее в порядок? На ней сохранилась только табличка с фамилией.

Галина

Здравствуйте, Галина! Можно поставить крест на соседнюю могилку.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! После приезда гостей у нас дома на занавесках и на двери от шкафа маркером нарисованы крестики, что это значит?

Ольга

Кто-то из гостей, видимо, решил пошутить, или может быть, просто слегка не в себе. Более - ничего это значить, я думаю, не может.

игумен Никон (Головко)

Можно ли вешать Распятие над входной дверью?

Павел

Здравствуйте, Павел! Более благоговейно будет повесить распятие в святом углу.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что мне делать и что это означает? На кладбище, когда хоронили моего папу, я стояла возле гроба и у меня лопнул браслет с крестиком, купленный в храме. Крестик успела подхватить, а бусины рассыпались. Я их собрала, но что теперь делать со всем этим, не знаю...

Лариса

Лариса, не нужно обращать внимания на все эти вещи. Значит, это был некачественный браслет. Для нас самое главное - это наша душа. Нужно молиться Богу и жить по Заповедям Божиим. Если Вы купили браслет в храме, значит, он был освящен, а к святыне мы должны относиться с почтением, просто выбрасывать нельзя. Поэтому крестик оставьте у себя дома, положите рядом с иконами, а бусины закопайте в землю или бросьте в реку.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго здоровья. Я хотела заказать крест новый на кладбище, т. к. старый упал, а мне предложили поставить крест бу, но его также надо покупать, только он дешевле. Это, говорят, те кресты, которые убирают, чтобы поставить памятник. А можно ли вообще ставить такой крест?

Екатерина

Екатерина, конечно, можно. Если дорого поставить новый крест на могилу, поставьте тот, который Вам предлагают. На православной могиле должен быть не памятник, а именно православный крест.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшка. Пожалуйста, дайте совет. Мне подарили распятие, по некоторым (но не по всем) признакам, изображение католическое, могу ли я держать его дома рядом с иконами, молиться перед ним? Или отнести в церковь? Если можно оставить, нужно ли освятить? Подарок дорог, не хотелось бы расставаться с ним. Спасибо Вам.

Татьяна

Татьяна, покажите это Распятие священнику в храме и, если он благословит, освятите его и перед ним молитесь - поступите так, как скажет батюшка, посмотрев его лично.

игумен Никон (Головко)

Возникновение на различных предметах, как правило, относящихся к религиозному культу, ароматических жидкостей или масел принято называть «мироточением» . Несмотря на то, что в последнее время появилось несколько работ, переводящих этот процесс в научную плоскость , можно сделать вывод о том, что в каждом конкретном случае за «мироточение» могут приниматься самые различные естественные процессы: выделение смол, набухание и загнивание клея, а также других используемых в живописи органических веществ , осаждение конденсата или запотевание , сорбция различных веществ на липофильных поверхностях , образование ржавчины , результат деятельности специфических бактерий или микроорганизмов , следы от елея, масло от лампад и т. д. Один из таких далеко не единичных эпизодов рассматривается нами и в настоящей публикации.

В начале сентября 2015 года нам удалось узнать о необычном случае якобы «мироточения», имевшем место в квартире одной из новостроек г. Бреста по ул. Московской. C целью осмотра и опроса ее хозяев 9 сентября 2015 года квартиру посетили представители «Уфокома». Была собрана следующая информация.

Многоэтажный дом был построен и сдан в эксплуатацию примерно в 2004 году. В том же году в трехкомнатную квартиру, расположенную на первом этаже, заселилась молодая семья из трех человек (супруги с пятилетней дочерью). В 2007 году во время освящения квартиры священник расклеил на стенах четыре наклейки с изображением креста «Голгофа», причем размещены они были в четырех разных помещениях (3 комнаты и прихожая) на стенах, обращенных на четыре стороны света.

В 2009 году в нижней части двух из этих четырех наклеек появились потеки странного вязкого вещества коричневато-буроватого цвета. Одна из наклеек располагалась над входной дверью в коридоре-прихожей, вторая – в зале в промежутке между двумя окнами. Обе – на высоте немногим более двух метров. Интересно, что над наклейкой, помещенной над входной дверью, висела довольно старая икона Николая Угодника, привезенная когда-то из некоего сибирского женского монастыря. Если выделение странного вещества из-под наклеек можно было бы признать «мироточением», то почему тогда «миро» не появилось в первую очередь на иконе? В настоящий момент эта икона убрана, а ее место заняла другая, более новая икона с Богородицей, с которой также ничего необычного не происходит. Кроме того, интересно, почему никаких выделений вещества не произошло на двух других аналогичных наклейках, помещенных на стены в спальных комнатах. Обнаружить их уже не удалось, так как они были удалены вместе с обоями во время косметического ремонта этих комнат в 2010 году.


Заметив появление потеков под указанными двумя наклейками, семья встревожилась, но решила не считать это дурным предзнаменованием. Но через год, в 2010 году, в довольно молодом возрасте (34 года) от ишемической болезни сердца умирает глава семейства. Произошло это тихо, во время сна (в спальне, где наклейка не «мироточила»). После похорон в квартире стало неуютно, даже страшновато. Умерший несколько раз снился вдове, один раз даже выразил при этом упрек: «Почему ты мне не положила кусачки?» (при этом подразумевались кусачки для стрижки ногтей, так как покойник был погребен с несколько отросшими ногтями). Мать с дочерью предпочли перебраться к своей маме, где и прожили месяца три. За это время квартиру все же приходилось посещать по тем или иным причинам. Из необычных событий этого периода времени можно отметить падение зеркала, разбившегося вдребезги, которое держалось на двухстороннем скотче, будучи приклеенным к ламинированной плите ДСП, из которого сделана прихожая. Ничего странного здесь нет: просто скотч не выдержал тяжести зеркала. Но интересно, что (как видно из плана квартиры), обе «замироточившие» наклейки и разбившееся зеркало находились на одной прямой линии.


Так или иначе хозяйка квартиры стала связывать «мироточение» наклеек со смертью мужа, что можно было бы посчитать предвестником нехороших событий. По ее словам, вещество на наклейках появилось в тех помещениях, где впоследствии находился покойник: в зале стоял гроб с телом, а через входную дверь его выносили. Но, если следовать этой логике, «миро» должно было бы появиться и в спальной комнате, где произошла смерть. Наличие взаимосвязи между истечением вещества из-под наклеек и смертью мужа хозяйки квартиры в данном случае представляется нерациональным допущением.

Тем не менее жизнь в квартире продолжилась, теперь там проживали мать, дочь и их кот. Выделений вещества из-под наклеек после 2009 года более не происходило, все было оставлено, как есть. Иных неординарных происшествий, кроме описанных выше, также не было. Но... до 2015 года. В марте 2015 года (спустя фактически 6 лет после первого события) было замечено увеличение количества вещества под наклейкой, расположенной над входной дверью, которое вытекло большой каплей. Это обстоятельство и стало в некоторой мере причиной, по которой нам удалось узнать обо всей этой истории.

Схожие случаи

Произведенный нами анализ похожих случаев, показал, что они хотя и не на слуху, но на пространстве СНГ происходят довольно часто. «Мои родители позвали домой попа, он освятил квартиру, все дела, и прилепил наклейки с крестами в комнаты. И в моей комнате она замироточила (Россия, Казань)», «В квартирі моєї матері дійсно замироточила наклейка, яку наклеил при освячені будівлі, замироточила у вигляді хреста, я був вражений » (Украина, Житомир), «В день смерти моей мамы из крестика, который был приклеен (в виде наклейки) при освещении квартиры в ее комнате, появилось миро, струйка около 10 см, дальше не опускалась, и до сих пор остался влажный след на стене, а сам крестик очень постарел , остальные крестики в квартире как новые » (Россия), «В прошлом году мы освящали квартиру. И вот одна наклейка с крестом у нас сейчас всё время покрывается каким-то веществом, похожим на растительное масло без запаха. Мы уже несколько раз вытирали, но капельки появляются снова » (Россия), «Пригласили священника, он освятил квартиру и приклеил наклейки с изображением креста на стены квартиры. Вчера я обратила внимание, что на одной такой наклейке потеки с засохшими каплями. Я потрогала эти капли – они клейкие. Я осмотрела другие, они имеют такие же потеки и застывшие капли без запаха » (Россия), «Вернувшись из храма после крещения, я увидела, что от креста вниз по стикеру и по двери течет какая-то тонкая маслянистая струйка. Я вытерла ее тряпкой, а вечером смотрю – струйка опять появилась » (Россия, Челябинск); «Сегодня в офисе, который освящали полтора года назад, замироточили кресты-наклейки, наклеенные на трёх стенах офиса (наклеивает сам священник) » (Россия); «В общем при освящении квартиры священник клеил наклейки с крестами. С того момента прошло 3–4 года и на них образовались какие-то темно-красные пятна, даже бы сказал капельки »; «Освятили квартиру неделю назад. Батюшка наклеил наклейки с крестиками, как положено, крестом (на кухне, в комнате одной, второй и над входной дверью). Сегодня сначала заметила над входной дверью, что наклейка мокрая. Причем вокруг неё всё сухо. Обошла квартиру и из всех 4-х наклеек сочится вода, хотя стены сухие ».

Таким образом, выделившееся вещество очевидцами описывается следующим образом: «маслянистое», «похожее на растительное масло без запаха», «клейкое, без запаха», «темно-красные пятна или капельки». Лишь в одном случае упоминается о приятном запахе, исходящим от масла и говорится о несоответствии объема выделившейся жидкости с количеством нанесенного на заднюю часть наклейки слоя клеящего вещества . Истечение жидкости происходит через разные временные интервалы: от одной недели до 3–4 лет, но чаще всего спустя несколько лет после нанесения наклейки на стену.

Хромато-масс-спектрометрия

Забор образцов вещества с каждой наклейки из брестской квартиры был выполнен нами новой ватной палочкой, помещенной затем для транспортировки в новый эпендорф. Интересно, что оба образца различны по цвету. Первый (взятый над входной дверью) – темно-коричневого цвета, второй (из зала) – почти прозрачный с коричневым оттенком. Так как перед нами был некий процесс, который лежал в неизвестной пока плоскости, то подступиться к его механизмам мы решили, проведя химическую идентификацию вещества методом хромато-масс-спектрометрии (ХМС). Для этих целей использовался образец №1, в качестве контроля послужила новая чистая ватная палочка. Обработка данных велась с помощью компьютерной программы NIST.

На фрагменте хроматограммы, представленном ниже, проинтегрированы и имеют цифровые подписи пики и группы пиков отличные по времени удерживания и масс-спектру от пиков на хроматограмме контрольного образца (чистой ватной палочки).



Таким образом, были идентифицированы фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), некоторые силикаты, глицерин, а также ряд трудноопределимых компонентов. Сразу стало понятно, что образец не имеет сходства с маслами, которые иногда бывают выявлены при такого рода процессах (например, в составе лампадного масла по результатам ХМС наблюдался ряд пиков, имеющих времена удерживания в интервале 0–60 мин, которые были представлены гомологическим рядом нормальных алканов C12–C20, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенолом, а также смесью нафтеновых соединений) . Однако некоторые соли и эфиры фталевой кислоты очень широко используются, как добавки при производстве ПВХ и других пластиков. Главным компонентом, выявленным нами во взятых образцах, стала, как и предполагалось, клеевая основа наклейки. Также на предварительном микрокопировании мы обратили внимание на мелкие, различных размеров сферические образования. Два специалиста, проводивших анализ, были склонны к тому, что в исследуемых образцах присутствуют плесневые грибы . Удалось также установить, что в квартире с некоторого времени стал быстро плесневеть хлеб, что может служить косвенным свидетельством изменения микроклимата помещения.

Окрашивание по Паппенгейму

Учитывая наше предположение, к работе теперь были привлечены морфологи и микробиологи с кафедры патологической анатомии УО «ГрГМУ» (Гродно). В этом случае анализу подвергся образец №2 (прозрачный), который был разделен на 2 фрагмента, часть из которого впоследствии использовалась для посева (см. ниже раздел ).

Материал для изучения был представлен фрагментом ватной палочки, ватная головка сухая, с коричневыми пятнами (чайного цвета). Вата была смочена физраствором, и после 2–3-минутной экспозиции выполнены мазки на предметные стекла. Материал на стекле имел несколько маслянистый вид, с коричневыми хлопьями. При окрашивании по Паппенгейму определяются нежно-розовые, несептированные, местами ветвящиеся образования, по всей вероятности, представляющие собой гифы гриба с булавовидными утолщениями на конце. При увеличении ×200 утолщения демонстрируют неоднородную структуру: стенка, представленная интенсивно фиолетовым кольцом с просветлениями в его толще, в центре – темно-синее округлое пятно с неровными краями, отграниченное от стенки розовым, достаточно гомогенным содержимым. Также определяются свободно лежащие мелкие округлые темно-синие образования. Встречается большое количество бесструктурного темно-синего содержимого, имеющего сходство с жироподобными веществами. В результате последующего анализа на представленных микропрепаратах нами были выявлены гифы грибов рода Мукор (Mucor ), порядка мукоровые (Mucorales ) со спорангиями и свободно лежащими спорами .


Было также обращено внимание на бурые бесструктурные компоненты, которые, по предположению некоторых специалистов, могли быть железосодержащими пигментами. Были проведены дополнительные исследования: на отдельные темно-коричневые хлопья, имеющие на окрашенных мазках вид тёмно-синих пятен, наносилась 6%-ная перекись водорода (реакция Фентона). Реакция в виде выделения пузырьков газа не наблюдалась, что может свидетельствовать в пользу отсутствия железа и железосодержащих пигментов в данном материале.

Микробиологические исследования

После оценки результатов микроскопического исследования с целью более конкретной идентификации плесневого гриба была произведена попытка его посева на среду Сабуро (основой которой являлась дрожжевая вода). Микробиологической петлей из колоний забирался материал, окрашивался по Граму и метиленовым синим.

При посеве на среду Сабуро в течение 48–72 часов появились крайне скудные белые R-формы колоний, имеющие округлую форму с неровными краями и бугристой поверхностью. При иммерсионной микроскопии (с применением объектива ×90) выявлены крупные клетки округлой формы, расположенные в мазке небольшими скоплениями. По Граму они окрашивались в синий цвет, что свидетельствует о вероятной принадлежности их к грамположительным микроорганизмам. Данная картина может быть характерна для грамположительных кокков либо дрожжеподобных грибков, однако точно типировать их по морфологическим параметрам не удалось.

Возможно, нам не удалось подобрать оптимальную среду и условия (аэробные или анаэробные) для развития именно той формы плесневого гриба, которая была в образце, или же выявленные микроорганизмы могли быть колониями, попавшими в образец в результате загрязнения при транспортировке. С другой стороны некоторые виды микроорганизмов способны продуцировать липиды, состав которых схож с тем, что был выявлен нами при ХМС-анализе.


Обсуждение

Рабочей гипотезой, которая была выдвинута после результатов анализа ХМС и окрашивания по Паппенгейму, а также после консультации с микробиологами, микологами и химиками, стала следующая. В воздухе жилых, особенно малопроветриваемых помещений всегда есть жиры и прочая органика, выделяемая человеческим телом вместе с потом (она же ответственна за характерный «запах хозяина», ощущаемый животными). Эти жиры, а также кожное сало и частички эпидермиса сорбируются липофильными поверхностями, в том числе обоями, некоторыми разновидностями бумаги и т. п. На кухне стены довольно обильно покрываются конденсатом различных масел и жиров по тому же механизму. В данном случае абсорбирующей органику фазой являлась, по всей вероятности, клейкая основа иконы-наклейки. Обнаруженные методом хромато-масс-спектрометрии фталаты являются обычными компонентами пластификаторов (в частности, весьма распространены дибутилфталат и диоктилфталат), находившиеся, вероятно, в самой наклейке.

Большинство мицелиальных грибов и дрожжей синтезируют в процессе своей жизнедеятельности нейтральные липиды (в основном фосфо- и галактолипиды). Среди дрожжей это представители родов Lipomyces, Rhodoturula, Cryptococcus, Trichosporon , которые в соответствующих условиях способны образовывать жирные кислоты, такие как пальмитиновая (была выявлена в одном из наших образцов), олеиновая и линолевая. Мицелиальные грибы являются гетерогенной группой. Содержание липидов в их клетках и состав жирных кислот зависит от таксономического положения, стадии развития, условий внешний среды и может достигать до 86 % от сухого веса. Основными компонентами липидной фракции этих грибов являются триацилглицериды . Это может свидетельствовать о том, что высшие жирные кислоты (в частности, пальмитиновая кислота) и глицерин, обнаруженные нами в результате ХМС, наиболее вероятно могут быть продуктами распада жиров, сконденсировавшихся в клейкой основе.

После повышения влажностных характеристик в нескольких комнатах образовавшийся жирный субстрат мог стать питательной средой для развития плесневых грибов. В этом контексте отмеченное некоторыми очевидцами «старение» наклеек или крестиков может быть объяснено разрушением кроме клеевой основы также самих красок, формирующих изображение. На наличие мицелиальных грибов может указывать также заплесневевший хлеб.

Значительное содержание фталатов в образце свидетельствует о том, что жидкость образовалась не «мгновенно», а присутствовала под наклейкой относительно продолжительное время, оставаясь незамеченной. Когда объем ее достиг некоторого критического значения, капиллярных сил оказалось недостаточно для дальнейшего ее удерживания под поверхностью наклейки, и маслянистое вещество вытекло в виде капли в нижней ее части. Мы полагаем, что таким образом можно объяснить эффект «единовременного» появления маслянистой жидкости и считаем, что под другими наклейками могли находиться аналогичные продукты распада, однако в объеме, недостаточном для преодоления капиллярных сил, в связи с чем, они и остались незамеченными. Полученные нами результаты достаточно тесно увязываются с данными анализа маслянистого вещества, выделившегося из дверцы шкафа, покрытой пластиковым шпоном, в одной из томских квартир (2006 год). В институте химии нефти СО РАН в пробах со шкафа также были выявлены фталаты, жирные кислоты (пальмитиновая, стеариновая, арахиновая, линоленовая, карбоновая), а также смесь нормальных алканов, акролеина и сквалена .

Выше было отмечено, что в некоторых случаях выделение жидкости из-под наклеек начиналось после смерти кого-либо из хозяев квартиры, однако, как подтвердили нам работники кафедры патологической анатомии УО «Гродненский государственный медицинский университет», у многих людей есть привычка, пока тело умершего находится дома, закупоривать все окна (с чем приходится постоянно бороться, хотя и безуспешно). То есть на пару дней влажность резко повышается, что также может послужить спусковым механизмом для образования различных колоний плесневых грибов.

Хочется отдельно подчеркнуть, что анализ большого массива сообщений, имеющихся в нашем распоряжении, показал, что обильный рост плесени возможен не только на наклейках, но и на иконах. Факт этот хоть и редко упоминаемый в официальных источниках, но вполне известный . В первую очередь воздействию плесени подвержены иконы, находящиеся в сырых местах, вблизи неплотно закрытых окон или около промерзших стен, в помещениях, где не созданы оптимальные условия хранения в результате нарушений влажностного режима . При этом бумажные иконы, которые находятся во влажной среде, начинают плесневеть в первую очередь, и становятся источником заражения других икон .

Косвенным подтверждением наших выводов является выявленная в Ужгородском национальном университете антибактериальная активность продуктов мироточения, которая, по данным коллектива авторов, может достаточно широко варьировать при использовании культур Pseudomonas aerogenes, Staphilococcus saprophiticum, Staphilococcus aureus на питательной среде Мюллера-Хилтона . По всей вероятности, такой антибактериальный эффект оказывали высокоспецифичные метаболиты плесневых грибов.

Таким образом, в ряде случаев за процесс, называемый мироточением, могут приниматься специфические выделения плесневых грибов, обитающих под различными поверхностями, или на иконах. Плесени широко распространены в природе, они развиваются практически повсеместно. Ее колонии растут на питательных средах при высокой температуре и повышенной влажности, причем рост плесени не ограничен при условии наличия пищи. Однако если плесень присутствует в образце, она совсем необязательно является главной причиной образования «вязкого вещества». Так, многие микроорганизмы и некоторые виды бактерий обладают способностью синтезировать или в определенных условиях накапливать липиды. На процессы биосинтеза липидов у микроорганизмов также оказывают влияние множество факторов: рН среды, концентрация источника азота, температура, освещение, состав веществ в окружающем воздухе и др. Авторы считают, что установить причину «чуда» в каждом конкретном случае может только специальное исследование, сочетающее в себе морфометрические и молекулярные методы.

Литература

2. Бутов, И.С. Мироточение как болезнь / И.С. Бутов // Аномалия. – 2010. – №4. – С. 28–37.

3. Гарибова, Л. В. Основы микологии: Морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов / Л.В. Гарибова, С.Н. Лекомцева. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – С. 55–60.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – СПб. – М., 1881. – Т. 2. – С. 335.

5. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР / М-во культуры СССР. – М., 1984. – 151 с.

6. Кондрашов, А. Душа и камень / А. Кондрашев // Русский предприниматель. –2004. – №12 (24). С. 38–40.

7. Кулишова, Н. Домашний иконостас: с любовью к иконе / Н. Кулишова // Марийская правда. – 17 декабря. – 2013.

9. Липиды мицелиальных грибов как основа для получения биодизельного топлива / Я.Э. Сергеева, Л.А. Галанина, Д.А. Андриянова, Е.П. Феофилова // Прикладная биохимия и микробиология. – 2008. – Т. 44. – №5. С. 1–6.

10. Милько, А.А. Порядок мукоровые (Mucorales) / А.А. Милько // Жизнь растений: в 6 томах; под. ред. проф. M. В. Горленко. – М.: Просвещение. – Т. 2. Грибы. – С. 65–72.

11. Милько, А.А. Определитель мукоральных грибов / А.А. Милько. – Киев: Наукова думка, 1974. – 303 с.

12. Отчет по исследованию образцов «мирро» и масла «лампадного» / А.К. Головко, Г.С. Певнева, В.Д. Огородников, Л.В. Горбунова [и др]. Томск: Институт химии нефти СО РАН, 2007. 24 с.

13. Порядок мукоровые – Mucorales / Г.А. Белякова, Ю. Т. Дьяков, К. Л. Тарасов Ботаника: в 4 томах. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – Т. 1. Водоросли и грибы. – С. 161–165.

14. Результаты исследования маслянистого вещества из квартиры по адресу г. Томск, ул. Кулагина 23–8: Аналитическая записка (руководитель работ Н.П. Савиных). Томск: Институт химии нефти СО РАН, 2006.

15. Саттон, Д. Определитель патогенных и условно патогенных грибов / Д. Саттон, А. Фотергилл. – М.: Мир, 2001. – XVI. – 468 с.

16. Ситников, М. Грибы «по-монастырски» / М. Ситников // Независимая газета. – 23 декабря. – 2009.

17. Спосіб Лазорика-Ананченко визначення ступеня безпечності продуктів мироточіння поетапними мікробіологічними дослідженнями: пат. UA 99891 U Украïнi, МПК G01N 33/48, С12Q 1/04, C12Q 1/14, C12Q 1/18 / М.М. Ананченко, В.М. Ананченко, М.И. Лазорик, Д.О. Будай, Л.Н. Вовканець, М.П. Карнафель, I.М. Сідрова; заявитель Ужгородский нацiональный унiверситет – N u 2015 00718; заявл. 29.01.2015; опубл. 25.06.2015 // Бюл. по видачу патенту / Державна служба iнтелектуальноï властности Украïни. – 2015. – №19.

18. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи / В. Я. Бирштейн [и др]. – М.: Изобразит. искусство, 1987. – 346 с.

19. Феофилова, Е.П. Пигменты микроорганизмов / Е.П. Феофилова. – М.: Наука, 1974. – 218 с.

20. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения / А.А. Иванов, А.В. Московский, С.А. Сошинский, П.В. Флоренский // Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой: труды международного совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой». Москва, 7 декабря 2002 года. – М., 2004. – С. 229–230.

21. Чем, каким чудом можно объяснить случаи появления «плачущих» икон и «кровоточащих» крестов? // 100 ответов верующим; под общ. ред. В. А. Мезенцева. – М.: Политиздат, 1974. – 703 с.

23. Bowes, M. Evidence of the kingdom: the New York weeping icons / M. Bowes. Epiphany. 1986; 6:37–39.

24. Polidoro, M. The Case of a Weeping Orthodox Icon / M. Polidoro // Skeptical Inquirer. – Volume 36.1, January/February 2012.

25. Schipper, M. A.A. (1978). On certain species of Mucor with a key to all accepted species / M.A.A. Schipper. Studies Mycol. (Baarn) 17:1–52.

26. Nickell, J. Looking for a Miracle: Weeping Icons, Relics, Stigmata, Visions and Healing Cures / J. Nickell. – Prometheus Books, Amherst, NY, 1998. – 253 pp.

27. Nickell, J. Crying miracle / J. Nickell // Skeptical Inquirer. – № 2. – 1997.

28. Weingarten, Gene. 1998. Tears for Audrey. The Washington Post. July 19.

Авторы выражают благодарность В.С. Алексинскому (ассистенту кафедры патологической анатомии УО «ГрГМУ»), Т.Н. Соколовой (канд. мед. н-к, доценту кафедры микробиологии УО «ГрГМУ»), А.В. Кульше (преподавателю химии, лицей БГУ), В.В. Рачицкой (м. н. с., РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий) и мн. др. за помощь в подготовке и обсуждении этого материала.

Поделиться: