Понятие инвалидности в социологическом и юридическом смысле. Понятие инвалидности, порядок ее установления и группы инвалидности. Понятие инвалидности, порядок ее установления

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. дает следующее понятие термина «инвалид».
Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона). Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 « О порядке признания граждан инвалидами», которым утверждено Положение о признании лица инвалидом. Граждане направляются на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель может обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно. Освидетельствование проводится только на основании письменного заявления лица либо его законного представителя.
Специалисты, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные медицинские документы, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Эти признаки должны присутствовать в комплексе, наличие одного из указанных признаков не является достаточным условием для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория « ребенок- инвалид».
В целях динамического наблюдения за течением патологического процесса и за состоянием трудоспособности проводится систематическое переосвидетельствование инвалидов. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Лицам, не достигшим 16- летнего возраста, группа инвалидности не устанавливается. Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях, а также возникшие в результате травм.
Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом, утверждены приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 4 июля 1991 г. № 177.
Лицам в возрасте до 16 лет категория « ребенок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет и до достижения ими 16-летнего возраста (с 1 января 2000 г. до 18-летнего возраста).
Инвалидность вследствие заболевания (или травмы), возникшего до достижения ребенком 16- летнего (учащимся — до 18- летнего) возраста, приведшего к утрате или снижению трудоспособности, именуется «инвалидность с детства».
При достижении ребенком возраста 16 лет он направляется на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности.
Если у инвалида с детства впоследствии развиваются иные заболевания, чем те, по которым он признан инвалидом с детства, или возникают травмы, дающие основание для изменения причины инвалидности, то по его желанию причина инвалидности может быть заменена.
Решение специалистов медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в главное бюро медико-социальной экспертизы. А в случае несогласия с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение может быть также обжаловано в суд.
Для пенсионного обеспечения юридическое значение имеет не только группа, но и причина инвалидности. Причина инвалидности определяется также государственной службой медико-социальной экспертизы одновременно с установлением группы инвалидности.
Для пенсионного обеспечения по Закону РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» юридическое значение имеют следующие причины инвалидности: трудовое увечье (ст. 39), профессиональное заболевание (ст. 40), общее заболевание (ст. 43), военная травма (ст. 41) и заболевание, полученное в период военной службы (ст. 42).
Законом РФ « О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г. предусматривается, что инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья (ст. 8).

Пенсия по инвалидности является одним из видов пенсионного обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1). При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. К этим учреждениям относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Минтруда России, и главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти. Главные бюро имеют филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правительством РФ. Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

При проведении медико-социальной экспертизы признание лица инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Минздравсоцразвития России. В данных классификациях и критериях даются определения основных категорий жизнедеятельности, при ограничении которых устанавливается инвалидность. Например, способность к самообслуживанию – это способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.



По степени выраженности ограничения каждой категории жизнедеятельности имеют три степени. Так, ограничения способности к самообслуживанию выражаются в следующем:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид". I группа устанавливается при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности 3 степени, II группа – 2 степени, III группа – при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности (за исключением способности к трудовой деятельности) 1 степени. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности, которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. По общим правилам по истечении установленного срока производится переосвидетельствование инвалида.

Постановлением Правительства РФ установлены случаи, когда группа инвалидности и категория «ребенок-инвалид» до достижения лицом возраста 18 лет устанавливаются без указания срока переосвидетельствования. Например, без срока переосвидетельствования группа инвалидности и категория «ребенок-инвалид» устанавливаются не позднее 2 лет после первичного признания лица инвалидом, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Помимо группы инвалидности при признании лица инвалидом устанавливается также и причина инвалидности, которой может быть общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередного переосвидетельствования.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Минтруда России.

Введение

1.1 Понятие инвалидности

1.2 Правовое регулирование социальной защиты инвалидов

2 Порядок установления инвалидности

2.1 Условия признания гражданина инвалидом

2.2 Медико-социальная экспертиза инвалидов

2.3 Порядок переосвидетельствования инвалидов

2.4 Юридическое значение инвалидности

2.5 Причины инвалидности

Заключение

12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации , которая провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью.

Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современном понятии строй правового государства является строем социального правового государства.

В каждом обществе имеются категории граждан, которые нуждаются в социальной защите. Одной из наиболее нуждающихся в социальной защите категорий являются инвалиды.

Современное демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.

Данная работа посвящена рассмотрению системы правового регулирования социальной защиты инвалидов.

Исходя из изложенного, данная тема работы в современных условиях, когда происходит укрепление российской государственности, представляется достаточно актуальной.

Данная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена рассмотрению инвалидности как юридической категории. Вторая глава посвящена вопросам правового регулирования порядка признания лица инвалидом.

Ввиду большой динамики развития законодательства о социальной защите, учебники по праву социального обеспечения быстро устаревают, поэтому при написании работы использовались, в основном тексты нормативных актов, регулирующих порядок осуществления социальной защиты инвалидов.

Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниций статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" , дающей определения понятия "инвалид" и основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Таким образом, инвалидность – это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Следовательно, инвалидность является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите лица, являющегося инвалидом.

Вопросы правового регулирования порядка социальной защиты инвалидов будут рассмотрены ниже в данной работе.

Основополагающие положения о социальной защите инвалидов содержатся в Конституции Российской Федерации, которая является базисом всей российской системы права.

Социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах. Иначе говоря, принцип правового государства, означающий формальное равенство и господство права в так называемом материальном смысле, в Конституции Российской Федерации сопрягается с принципом социального государства, заключающемся в перераспределении национального дохода в пользу социально слабых, не способных своим трудом или иным законным способом обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие.

Провозглашение Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не означает закрепления государственного патернализма с присущим ему тотальным регулированием экономики и неприятием экономической свободы и активности личности, предпринимательства и иной хозяйственной деятельности. Социальное государство не упраздняет личную ответственность человека за собственное материальное благополучие при условии, что он своим трудом или иным законным способом в состоянии обеспечить материальный достаток для себя и своей семьи.

Конституционное закрепление социального государства означает возложение на государство общесоциальной функции. Государство - не "ночной сторож", а фактор общественного благополучия, основывающегося на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Взвешенная социальная политика государства, преследуя цель равномерного содействия благу всех граждан и распределения материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу, одновременно выступает условием социальной стабильности и, в конечном счете, прочности конституционного строя, ибо создает социальную базу его поддержки, формирует атмосферу общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.

Политика социального государства направлена на создание условий - юридических, организационных, экономических, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Для составления адекватного представления о строе социального правового государства в Российской Федерации важное значение имеет анализ гарантий конституционных прав и свобод, которые содержатся в главе 2 Конституции Российской Федерации. Гарантирующая роль государства существенно различается в зависимости от того, о каких правах и свободах идет речь - гражданских и политических или экономических, социальных и культурных. Это обусловлено тем, что социально-экономические права и свободы в отличие от гражданских и политических содержат в себе достаточно обширную социальную программу, требующую для своей реализации положительных усилий государства в социально-экономической и культурной жизни общества в целом и отдельного индивида, тогда как гарантии гражданских и политических прав человека и гражданина очерчивают сферу индивидуальной автономии личности и содержат запреты на вмешательство в области, предоставленные свободному усмотрению индивида.

Иную структуру имеют гарантии социальных, экономических и культурных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на труд и отдых, защита семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду или на образование, закрепленные в Конституции, содержат в себе обширную социальную программу и требуют от государства не только признания, соблюдения и защиты как гражданские и политические права, но и положительной деятельности по реализации этой программы, основные направления которой отражены в общей конституционной формуле социального государства. Речь при этом идет не о привилегиях, подрывающих саму идею правового и социального государства, а о льготах социально слабым; поэтому принцип социального государства есть способ и форма конституционно-правового воплощения самой идеи справедливости.

Определяемые ч. 2 ст. 7 Конституции РФ основные направления государственной деятельности в социальной сфере - это, по существу, конституционные обязанности государства по социальной защите граждан. Они носят не разовый, а постоянный характер и требуют высокой степени активности государства в обеспечении материального производства и распределения, государственного программирования развития экономики и в установленных законом формах - управления ею для обеспечения индивидуальной и социальной жизни.

Конституционные обязанности в социальной сфере отличаются меньшей степенью формальной определенности, чем обязанности по обеспечению гражданских и политических прав и свобод. Здесь значительно более широк диапазон самостоятельного усмотрения законодателя и органов исполнительной власти, границы которого обусловлены состоянием экономики, уровнем безработицы, состоянием материальной базы медицинского обслуживания и прочих условий. Но эта самостоятельность также имеет юридические пределы, может и должна осуществляться в правовых формах, предусмотренных законом и с соблюдением установленных им границ. Иными словами, ст. 7 Конституции содержит в себе императивное требование, обращенное к законодателю. Но способы и направления реализации этого общего конституционного предписания не определены, а соответствующая задача возложена на законодателя и в значительной мере - на органы исполнительной власти.

Принцип социального государства, развиваемый в экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, закрепленных в Конституции, конкретизируется в федеральном законодательстве, регулирующем порядок осуществления социальной защиты инвалидов.

Вопросы социального обслуживания и социальной защиты инвалидов прописаны в трех Федеральных законах:

· 122-ФЗ от 2 августа 1995 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" .

Так же в статье 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам войны и инвалидам, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности и не имеющим степени ограничения.

Имеются так же несколько подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов, например:

· Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" .

· Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" .

· Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" .

Так же в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов входят соответствующие положения законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство, регулирующее порядок социальной защиты инвалидов, состоит из системы нормативных актов различной юридической силы, изданных органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, т.к. вопросы социальной защиты относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Условиями признания гражданина инвалидом согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" являются:

· нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

· ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

· необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных выше условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. Для этого необходимо наличие совокупности всех приведенных условий.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями , утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

В настоящее время действует Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" .

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Согласно Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.

Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном для медико-социальной экспертизы инвалидов.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Юридическое значение инвалидности, как уже упоминалось в параграфе 1.1 настоящей работы, состоит в том, что наличие инвалидности является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите инвалидов.

Если обратиться к науке теории государства и права, то юридическим фактом является событие, в результате которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Правоотношения по инвалидности возникают с момента признания лица инвалидом в результате проведения медико-социальной экспертизы.

Таким образом, признание лица инвалидом является юридическим фактом, в результате которого возникают правоотношения по социальной защите инвалидов.

Согласно статье 9 Закона о социальной защите инвалидов они имеют право на реабилитацию.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

· восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

· профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

· социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Инвалиды имеют право на:

· медицинскую помощь (ст. 13 Закона о социальной защите инвалидов);

· на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации (ст. 14 Закона о социальной защите инвалидов);

· на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов);

· на обеспечение жилой площадью на условиях договора социального найма на льготных условиях (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов);

· на воспитание, обучение, образование (ст. ст. 18, 19 Закона о социальной защите инвалидов);

· на гарантии трудовой занятости (ст. ст. 20-24 Закона о социальной защите инвалидов);

· право инвалидов на создание общественных объединений (ст. ст. 33 Закона о социальной защите инвалидов).

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:

· инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1 913 рублей;

· инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам - 1 366 рублей;

· инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1 093 рублей;

· инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 683 рублей.

Если в ходе переосвидетельствования лица изменяется категория инвалидности, то и изменяется содержание правоотношения по социальной защите инвалидов. Так система социальных гарантий для лица в зависимости от степени инвалидности может быть расширена или сужена.

Если в ходе переосвидетельствования лица у него признается отсутствие инвалидности, то правоотношения по социальной защите лица как инвалида прекращаются.

Соответственно юридическое содержание инвалидности, как упоминалось выше состоит в том, что инвалидность – это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Причины инвалидности определяются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности".

Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

· общее заболевание;

· инвалид с детства;

· трудовое увечье;

· военная травма;

· заболевание получено в период военной службы;

· заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

· заболевание, радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

· заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

· заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

· заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";

· заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк";

· заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;

· заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.

Причина инвалидности с формулировкой "инвалид с детства" определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.

Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Причина инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений).

Причина инвалидности с формулировкой "трудовое увечье" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.

Причина инвалидности "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.

Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с аварией на ПО "Маяк" устанавливается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

При наличии одновременно оснований для определения различных причин инвалидности причина инвалидности определяется по выбору инвалида либо его законного представителя или та, наличие которой гарантирует гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты (в справке указывается только одна причина инвалидности).

Причина инвалидности, гарантирующая гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты, сохраняется при повышении группы инвалидности вследствие вновь возникших увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если ранее не было допущено ошибки при определении группы инвалидности. Причина инвалидности "военная травма" сохраняется также в тех случаях, когда к моменту очередного переосвидетельствования последствия увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ограничению жизнедеятельности и установление группы инвалидности обусловлено вновь возникшими увечьями (ранениями, травмами, контузиями), заболеваниями.

Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом по последствиям трудового увечья или профессионального заболевания, по его выбору либо выбору его законного представителя устанавливается категория "ребенок-инвалид" или группа инвалидности с соответствующей причиной инвалидности.

Причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.

Гражданам, ставшим инвалидами вследствие поствакцинальных осложнений или инвалидами I и II групп вследствие нарушений, обусловленных патологией органа зрения, после формулировки соответствующей причины инвалидности или категории "ребенок инвалид" производится дополнительная запись "вследствие поствакцинального осложнения" на основании заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения об установлении факта поствакцинального осложнения или "инвалид по зрению".

В работе были рассмотрены вопросы правового регулирования социальной защиты инвалидности.

Основанием для возникновения правоотношений по социальной защите инвалидов является факт признания лица инвалидом. В этом заключается основное юридическое значение инвалидности.

Инвалидность – это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Причинами инвалидности являются:

· общее заболевание;

· трудовое увечье;

· профессиональное заболевание;

· инвалидность с детства;

· ранение (контузия, увечье), полученное при защите СССР;

· ранение (контузия, увечье), полученное при исполнении обязанностей военной службы;

· заболевание, связанное с пребыванием на фронте;

· увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы;

· заболевание, не связанное с пребыванием на фронте (заболевание получено в период прохождения военной службы);

· заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 2 декабря 1995 г.

3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 4 августа 1995 г.

4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.,18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.

5. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (с изменениями от 17 апреля 2002 г.) // "Российская газета" от 6 декабря 1995 г.

6. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изменениями от 7 апреля 2008 г.) // "Российская газета" от 28 февраля 2006 г.

7. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 16 ст. 1571.

8. Постановление Минтруда РФ от 8 июля 1997 г. N 36 "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (не действует) // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1997 г., N 8

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" // "Российская газета" от 21 сентября 2005 г.

10. Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (с изменениями от 29 апреля 2005 г.) // "Российская газета" от 27 мая 2003 г.

11. Благодир А.Л. К вопросу о проблемах системы Общей части права социального обеспечения // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Сборник научных трудов (по материалам 4 международной научно-практической конференции, состоявшейся 15 октября 2005 г.): в 3-х частях. - Киров; Филиал НОУ ВПО "СПбИВЭСЭП" в г. Кирове, 2005. - Ч. 2. - с.15-25

12. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие / Гуценко К.Ф., Крусс В.И., Кузнецова Н.Ф. и др.. - М.; Норма, 2005. - 336 с.

13. Кобзева С.И. К вопросу об источниках права социального обеспечения // Lex Russica: Научные труды МГЮА. - М.; Изд-во МГЮА, 2006. - № 3. - с.504-516

14. Россия и международные обязательства в области социально-экономических прав: Сборник материалов о выполнении Россией обязательств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах / Башинова Ю., Таубина Н.. - М.; Фонд "За гражданское общество", 2005. - 337 с.

15. Ткачева Н.А. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: российский и зарубежный опыт // Закон и право: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета и 10-летию юридического факультета (16 декабря 2005 года). - Ставрополь; Сервисшкола, 2005. - с.212-217

16. Хамзина Ж.А. Основания возникновения права на социальное обеспечение // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции (14 апреля 2005 г.). - Омск; Изд-во Омск. юрид. ин-та, 2005. - Ч. 3. - с.224-226


Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 2 декабря 1995 г.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 4 августа 1995 г.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (с изменениями от 17 апреля 2002 г.) // "Российская газета" от 6 декабря 1995 г.

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изменениями от 7 апреля 2008 г.) // "Российская газета" от 28 февраля 2006 г.

Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 16 ст. 1571.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" // "Российская газета" от 21 сентября 2005 г.

Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (с изменениями от 29 апреля 2005 г.) // "Российская газета" от 27 мая 2003 г.

Медицинские аспекты инвалидности.

1.Понятие инвалидности, структура инвалидности, причины инвалидности; заболевания и состояния, способные привести к инвалидности. Факторы риска развития инвалидности. Заболевания и травмы, приводящие к инвалидности. Профилактика инвалидности.

2.Понятие «ограничение жизнедеятельности».Основные или “первичные” физические недостатки, “вторичные” и “третичные” недостатки.

3.Роль семьи в социальной и психологической адаптации инвалидов. Реакция членов семьи на инвалидность: появление члена семьи - человека с ограниченными возможностями; инвалидность в результате несчастного случая; инвалидность в связи с хроническим заболеванием. Проблемы семей, имеющих инвалидов.

4.Консультативная помощь медицинской сестры пациенту и семьям, имеющим инвалидов, направленная на поддержание комфортного состояния и самочувствия.

«Инвалид , -- говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», -- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности, -- поясняется в этом же законе, -- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту:

Дети-инвалиды:

Инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности:

Инвалиды с детства;

Инвалиды войны;

Инвалиды труда;

Инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные:

Инвалиды I группы (нетрудоспособные):

Инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах):

Инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.

Проблемы инвалидов:

Правовые - обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов;

Социально-средовые - связаны с микросоциальной средой и макросоциальным окружением;

Производственно-экономические - связаны с проблемой формирования промышленной основы соц. защиты населения и рынка реабилитационных изделий и услуг;

Психологические - отражают как личностно-психологическую ориентацию самого индивида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом;

Общественно-идеологические - определяет отношение к инвалидам и инвалидности государства.

Формы реабилитации:

1) социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения. Социально-средовая и социально-бытовая реабилитация инвалидов с нарушением зрения обеспечивается системой ориентиров - слуховых, осязательных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентации в пространстве. Важную роль в соц. реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их соц. защиты и расширении объема соц. услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых;

2) социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушением слуха - представляется специальными методами обучения, обеспечения техническими средствами реабилитации, созданием специальных производственных условий труда. Для соц. реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих;

Инвалид - лицо, кот имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его соц.защиты.
Инвалидность - соц недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I, II или III), а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по мед показаниям.
Признание лица инвалидом осуществляется ГСМСЭ, она же определяет дату инвалидности. Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от:
1) причины инвалидности;
2) продолжительности страхового стажа застрахованного лица;
3) продолжения инвалидом трудовой деятельности;
4) от факта, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Социальная пенсия вместо трудовой устанавливается:
1) при полном отсутствии у инвалида страхового стажа;
2) в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. При наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, накопительная часть трудовой пенсии устанавливается:
1) признанным инвалидами – не ранее достижения им пенсионного возраста;
2) инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, – независимо от возраста;
3) лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам – по достижении возраста 40 лет женщинами, 45 лет мужчинами;
4) инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени (I группы инвалидности), – по достижении возраста 40 лет женщинами, 50 лет мужчинами.
Нетрудоспособным инвалидам, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается так называемая социальная пенсия.

Поделиться: