Конспект урока по чтению в специальной коррекционной школе VIII вида. Организация и проведение уроков чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Начиная с 7-го класса, оба вида чтения постоянно используются параллельно. Школьники читают часть текста вслух, некоторые абзацы по заданию учителя - про себя; одну главу разбирают в классе, читая ее вслух, другая дается для самостоятельного молчаливого чтения дома.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Совершенствованию техники чтения, расширению кругозора учащихся, развитию умения черпать информацию из книг в период обучения в школе и после ее окончания способствует правильная организация внеклассного чтения. Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбирать книгу исходя из своих возможностей затрудняют этот вид деятельности для учеников коррекционной школы.

Узость читательских интересов умственно отсталых учащихся, их несамостоятельность, примитивность, ограниченность мотивов чтения неоднократно подчеркивались психологами и педагогами.

Руководство учителя внеклассным чтением детей направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению. Мероприятия, которые проводят учитель, воспитатель и школа в целом, могут быть следующими:

1. Подготовительная работа в 1-2-м классах, в содержание которой входят:

а) обязательное чтение школьниками детских книг, интересных и доступных для учеников данного возраста. При этом следует не столько увеличивать количество книг, сколько неоднократно возвращаться к одним и тем же полюбившимся детям произведениям. Нужно помнить, как формируется любовь к книге у дошкольников с нормальным интеллектом: дети требуют еще и еще раз читать уже дословно заученный ими текст. Книга, которую читают детям, хорошо иллюстрирована и невелика по объему. Время на данный вид деятельности выделяется как на уроках, в первую очередь на уроках чтения, так и вне их. Учитель может оставлять от занятия 5-10 мин, чтобы почитать детям интересную книгу и дать им тем самым возможность расслабиться и отдохнуть от напряженной учебной работы. Такой методический подход опирается на исследования И.Г. Еременко. Прослеженный им уровень работоспособности учащихся младших классов резко падает после 25 мин урока. Особенно данная тенденция характерна для учеников первого года обучения;

Тема: М. Пришвин. Гаечки. 4 класс.

Задачи :

    • Совершенствование навыков осознанного, выразительного чтения;

    • Развитие внимания на основе упражнений в чтении буквенных таблиц и буквенных анаграмм.

      Развитие речи, расширение словаря учащихся.

      Воспитание мотивации к чтению, любви к животному миру.

Оборудование: Предметные картинки синиц, карточки с буквенными

анаграммами, зашифрованная фамилия автора, буквенная

таблица: «Найди слова», тестирование по проверке домашнего

задания, жетоны, презентация Power Point .

Ход урока:

I . Орг.момент:

1) Беседа:

Здравствуйте ребята!

- За правильные ответы вы будете получать жетоны. У кого жетонов

накопится больше всех, тот получит хорошую оценку.

Какой раздел вы начали изучать?

О ком читали в этом разделе? О животных.

Слайды 4- 15

Поиграем и проверим ваши знания о животных.

2) Игра: «Доскажи словечко»

1. Заяц прыгает, а ласточка ……….

2. Червяк ползает, а рыба ………….

3. Лошадь бегает, а змея ………….

4. Гусеница ползёт, а кузнечик ……

5. Корова мычит, а лошадь ………..

6. Собака лает, а кошка ……………

7. Свинья хрюкает, а овца ………….

8. Курица кудахчет, а кукушка ……..

9. Лягушка квакает, а мышь ………..

10. Сорока стрекочет, а ворона ……..

11. Черепаха ползёт, а лошадь ……

12. Петух кукарекает, а гусь ……..

II . Проверка домашнего задания:

    Вводная беседа:

Слайд -17

Про какое животное вы читали дома? Про собаку.

Проверим, как хорошо вы знаете содержание.

    Тестирование.

Слайды – 18- 21

1. Кто нашел собаку?

    Милиционер;

    Мальчики;

    Спасатели.

Докажите, словами из текста.

2 . Что случилось с собакой?

    Ударило молнией;

    Сбила проезжавшая машина;

    Бросил хозяин.

3. Какое удивительное происшествие произошло с ребятами?

    Дети уплыли на льдине;

    Дети заблудились в лесу;

    Дети улетели в космос.

Докажите словами из текста.

4. Кто помог детям?

    Спасатели;

    Собака;

    Лесник.

Докажите словами из текста.

5. Какая пословица подходит к данному рассказу?

    Не имей сто рублей, а умей сто друзей.

    Старый друг лучше новых двух.

    Долг платежом красен.

4) Проведение итогов. Оценки.

III . Изучение нового:

    Введение в тему:

урока будет тоже представитель животного мира.

(Детям предлагается самим выбрать карточки по уровню сложности).

Расставьте буквы по порядку и прочитайте слово.

Слайд - 22

1 группа - более лёгкий вариант.

Со каро

на Во ро

ликЗяб

бей Во ро

2 группа – сложнее.

тел дя

куш ку ка

ловей со

ни си ца

3 группа – самый сложный вариант.

РЁЛО

НЕСРИГЬ

тижСр

Ворона, воробей, кукушка – это….

Птицы.

Кто будет героем нашего рассказа ? Птицы.

Слайд - 24

Поставьте буквы в порядке убывания цифр и узнаете фамилию автора.

На экране появляется фото и фамилия автора.

Рассказ учителя.

Верно, рассказ написал Михаил Пришвин. Он очень любил наблюдать за природой. И в своих рассказах он описывал красоту природы, жизнь птиц и зверей.

    Первичное чтение учителем.

Задание : Пришло время узнать название птицы. Я прочитаю вам рассказ М. Пришвина, а вы внимательно послушайте и запомните, о какой птице говорится в рассказе.

Итак, о какой птице говорится в рассказе?

Верно о синичках.

Слайд – 25





3)Рассказ учителя:

В природе очень много видов синиц. Самая распространенная – большая синица. Есть синица – московка. Бывают синицы хохлатые.

В нашем рассказе говорится о самых маленьких синицах – гаичках.

Слайд -26

IV . Физкультурная минутка:

Предлагаю под музыку изобразить известных нам птиц:

    Колибри;

    Синица;

    Пингвин – он тоже птица.

    Птичий король - орёл.

V . Продолжение этапа изучения нового:

Слайд – 28

    Отработка техники чтения. Круговое чтение.

попала шевелится

смирнее особенным

древесина попискивали

убеждала пухленьких

тихонько всмотрелись

2)Разбор непонятных слов:

Слайд - 29

Опилки – отходы при пилке древесины.

Сизый – тёмно-серый с синеватым оттенком.

Подкрался - незаметно, тихонечко подошёл.

Убеждала - заставляла поверить.

3) Чтение «Эстафета».

После слова «стоп» называете имя человека, которому передаёте эстафету.

Следующий участник повторяет последнее предложение предыдущего

участника и читает снова до команды «стоп».

Слайд - 30

4) Ответы на вопросы:

Чем занимались маленькие синички?

Как вели себя гаечки в минуту опасности?

Что сделала пленная птичка? Почему?

Как ей помогла вторая синичка?

    Прочитайте отрывок, который подходит к данной иллюстрации.

Слайд - 31

5) Гимнастика для глаз:

Слайд - 32

Предлагаю понаблюдать за перемещением синиц

глазами.

6)Подготовка к чтению по ролям.

Слайд -33

Сколько было синичек?

    Чтение по ролям. У читающих детей на парте таблички.

    Домашнее задание: - выразительное чтение.

Слайд – 34

VII . Итог:

Птицы прислали вам письмо. В каждой строчке

спрятано слово.

Слайд - 35

ЮЖОРЕПОМОГИТЕАКЕ

ТИМАЧПТИЦАМРУКЫ

РАВЕЗИМОЙСУФОЧА

Как мы с вами можем помочь птицам?

Чем питаются синички?

Синицы любят комаров, мошек, гусениц, тлей. Эти птицы приносят пользу и считаются лучшими друзьями садоводов т. к. уничтожают насекомых-вредителей.

Уничтожают не только летом, но и зимой добывая насекомых в коре деревьев. Тем самым во много раз уменьшают количество вредителей к весне.

Поэтому 12 ноября люди отмечают праздник «Синичкин день» - укрепляют на деревьях кормушки.

Слайд-36

Что можно положить в кормушку зимой? Семечки, зернышки, хлеб, семечки.

Если останется время – можно предложить угадать,

чем зимой любит лакомиться синичка.

Слайд – 37

Вы правильно разгадали. Синички очень любят

сало.

С каким рассказом познакомились на уроке?

Чему учит нас рассказ?

Вы хорошо поработали. Посчитаем жетоны. Оценки.

При подготовке к чтению текста, содержащего общественно-исторические сведения, учитель должен определить, как данная тема связана с предыдущим материалом, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая. Необходимо учесть, дает ли изучаемое произведение новые знания или расширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени известности материала зависит доля самостоятельности работы детей. Они могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку. Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в произведении, должно быть наглядным с использованием исторических картин, портретов, рисунков, имеющихся в книгах для чтения. В ходе подготовки к уроку учитель намечает виды чтения и продумывает приемы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, подбирает дополнительный материал. Урок чтения произведения общественно-исторического характера может включать следующие основные моменты (этапы):

I этап – предварительная работа. На этом этапе работы учитель сообщает заглавие произведения, называет его автора, готовит учащихся к усвоению содержания путем беседы или вводного рассказа, объясняет значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обязательно записываются на доске с ударением и прочитываются вслух). II этап – громкое чтение текста по логическим законченным абзацам, сопровождаемое словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам. При этом во 2–3 классах вопросов, исчерпывающих содержание прочитанного, дается больше, чем в 4–6 классах. Кроме того, можно заметить нарастание трудностей в выполнении учащимися самостоятельных заданий: во 2–3 классах дети читают под руководством учителя и только после того, как он сам прочитал данную часть текста; в 4 классе легкие тексты читаются учащимися по частям самостоятельно, но учитель дает к ним предварительно вопросы, задания или готовый план; в 5–6 классах и легкие, и трудные тексты читаются учащимися самостоятельно, причем дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чтения, ученики готовят и свои вопросы к прочитанному.

III этап – повторное чтение текста детьми, сопровождающееся заданиями, которые углубляют и обобщают прочитанное. К ним относятся: составление плана (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста); работа с деформированным планом, когда пункты плана не соответствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей; разграничение частей текста по готовому плану, данному учителем; составление в 4 классе плана под руководством учителя; составление в 5–б классах плана с помощью учителя и самостоятельно, если текст легкий по содержанию; выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинно-следственные связи событий или их последовательность; повторное громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста.



IV этап – обобщение материала прочитанного произведения, когда с помощью учителя дети объясняют заголовок или формулируют выводы.

V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом.

VI этап – закрепление содержания текста путем пересказа по плану, по вопросам учителя. Во 2–3 классах учащиеся пересказывают каждую часть текста только подробно, а в 4–6 классах этот пересказ может быть и подробным, и кратким, и выборочным. Кроме пересказа для закрепления содержания прочитанного учитель может проводить и заключительную беседу по узловым вопросам текста.

КС(КО)У «Калининская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат 8 вида»Вурнарского района Чувашской республики

Формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта посредством логически выстроенной системы упражнений.

Учитель начальных классов

Яблокова Валентина Николаевна

с.Калинино.

2012г

Формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг.

Реальная же практика показывает, что дети не владеют на достаточно высоком уровне этими умениями (навыками). А обучать чтению – значит готовить ребенка к жизни, формировать определенное отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека.

К. Д. Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать - это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело ». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д. И. Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика читать и мыслить, а через это прививать интерес к чтению ».

Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:

1. Зрительное восприятие графического образа слова.

2. Воспроизведение звукового образа слова.

3. Понимание значения слова.

Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т. Г. Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.

Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на правильность и осознанность чтения.

Навык чтения требует длительного времени для своего совершенствования. Выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический и этап автоматизации. В начальных классах проводится работа по двум этапам:

Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.

Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами, при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в 4 классе.

Особенность формирования навыка правильного чтения связано с процессами фонематического слуха, звукопроизношения с развитием поля чтения. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста.

Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения, последовательно усложняя задания.

Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным, эмоциональным.

Изучая навыки чтения детей с нарушением интеллекта я обращаю внимание на то, как ученики читают вслух или про себя, так как одним из требований программы коррекционной школы VIII вида является научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Чтение вслух – это чтение для других. Как свидетельствуют исследования З. Н. Смирновой оно является важным условием для осознания и понимания ребенком с нарушением интеллекта смысла и содержания текста.

Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Чтение молча обеспечивает развитие любви к книгам.

Свои уроки стараюсь строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая гимнастика. Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой гимнастики я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции.

Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. В зависимости от целевой направленности и характера упражнения. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевую гимнастику провожу сидя или стоя.

Речевая гимнастика включает:

Упражнения для дыхания;

Упражнения по отработке интонации, темпа речи;

Упражнения по совершенствованию выразительности речи;

Упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции) .

Приведем примеры речевой гимнастики.

Учимся регулировать дыхание

Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо, спокойно, непринужденно, не прикасаться к доске или стене, не раскачиваться. Учитель встает лицом к классу и показывает, как следует набирать воздух в легкие и как при выдохе медленно расходовать его; обращает внимание на то, что вдох делается через нос, бесшумно и легко.

Затем учащиеся вместе с учителем делают вдох; на счет «раз» задерживают дыхание, потом хором на одном выдохе читают до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносят либо предложение, либо слова математика, электричество. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова (предложения) звучал четко и с такой же силой, как начало.

Отработка произнесения гласных звуков.

1) Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором.

ЭАО

2) Даю сочетания:

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т. д.

В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям, как надо переводить дыхание во время чтения: дышать ровно и незаметно для слушателей; перед чтением длинных предложений (без пауз) он напоминает ученикам, чтобы они набрали достаточно воздуха, экономно его расходовали для того, чтобы прочитать предложение от начала до конца, не прерываясь.

Учимся говорить ясно, отчетливо

Для того чтобы научить детей говорить ясно и отчетливо, необходимо выполнять следующие упражнения, направленные на уточнение произношения отдельных звуков, на правильное использование звуков в словах и предложениях, на развитие дикции учащихся. Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты. Например:

Мы-шонку щеп-чет мышь:

Ты все шур-шишь, не спишь!

Мы-шо-нок шеп-чет мыши:

Шур-шать я бу-ду ти-ше.

Все виды упражнений подобного характера можно сочетать с программным материалом раздела «Звуки и буквы» по русскому языку. Например, при изучении дифференциации звуков [с] - [з] после уточнения произношения указанных звуков и упражнений на сравнение используют следующую чистоговорку:

Укусила пса.

В самый нос оса.

Захотелось псу

Съесть осу.

А оса спаслась -

Унеслась!

Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости:

В З Ж Г Б Д

Ф С Ш К П Т

Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:

МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ

Учимся говорить быстро, медленно

Чтобы научить детей говорить быстро или медленно, следует выполнять упражнения, цель которых заключается в выработке навыка изменять темп в момент речи, что способствует совершенствованию дикции. Кроме того, такие упражнения помогают развитию слухового восприятия и способностей к звукоразличению, совершенствованию артикуляции.

Эти виды работы включают использование скороговорок (например, «На дворе трава, на траве дрова»; «У Сени и Сани в сетях сом с усами»; «Сеня вез воз сена», а также стихотворений, например:

Все клены стали рыжие,

И не один не дразнится.

Раз все равно все рыжие -

Кому какая разница?

Учимся говорить громко, тихо

Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др. Некоторые упражнения для речевой гимнастики имеются в методическом аппарате учебника по чтению.

Чтение шепотом и медленно:

а) Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молоко кому?

Ры-ры-ры – летают комары.

б) Чтение тихо и умеренно:

арка-арца арла-арча

арта-арда арса-аржа

в ) Чтение громко и уверенно:

гарь-парь-жарь

дверь-зверь-червь

Пятиминутка чтения - этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение.каждым учеником. Этот этап включает:

Чтение слоговых таблиц различных модификаций;

Чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;

Чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения.

Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

Для формирования навыка правильного чтения использую следующий ряд упражнений:

1 группа: упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.

1 . Игра «Фотограф».

На ленте 5-6 букв из текста, читаемого на уроке. За определенное время учащиеся должны прочитать слова, запомнить их. Затем одно слово учитель убирает. Спрашивает детей: Что изменилось? Какое слово исчезло?

2. За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву (например, найди слова на букву «д»). Первый вариант – в первом абзаце (6 слов, второй вариант – во втором абзаце (3 слова). Текст: Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

3. Найди лишнюю букву (фотографируем) : а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», так как она согласная) .

4. Найди лишний слог : бо, но, ко, со, кы, ро («кы», так как остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы») .

5. Раздели слова на 2 группы:

а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока;

1 группа – «Домашние животные»

2 группа – «Птицы»

б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

1 группа – «Животные»

2 группа – «Овощи»

2 группа: упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел – мель, мыл – мыль, мал – мял, мышка – мишка, мишка – миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, масло – смола, мошкара – ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания: приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое.

4. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением) .

5. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

Пе-ре-ло-жи-ла - переложила

По-про-щал-ся - попрощался

По-гля-ды-вал – поглядывал

6. Чтение скороговорок-перевёртышей

Акнёноров аноров алинороворп

(см. Приложение 2) .

Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т. к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.

Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстр или слишком медленно».

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

Подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности) ;

Установка на целенаправленное восприятие текста;

Первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;

Беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков) ;

Словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом) ;

Работа над планом (словесное рисование - иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем - деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части) ;

Пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту) ;

Разбор жизненных ситуаций;

Заключительная, обобщающая беседа.

Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; мате риалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.

Упражнения для развития навыка осознанного чтения

1 группа: логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2 . Назови одним словом.

Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.

3 . Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

4 . К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.

Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

5. Какая буква, слог, слово лишние?

а у р о ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

2 группа: игры со словами.

1. Игра « Найди слово в слове».

Например, смородинка (родина, сок, доска и т. д.) .

2. Игра « Кто как кричит».

Гусь – пищит

Утка – кудахчет

Курица – гогочет

Петух – крякает

Цыпленок – кукарекает

3. Игра «Назовите родителей»

У цыпленка – утка

У утенка – гусыня, гусак

У гусенка – курица, петух

4. Составь слова из данных букв.

у, х, л, к, п, е, с, о

5 . Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.

И РА

Г РЯ

М ША

6. Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.

З_М_К

М Р З

7. Разбор значений слов-синонимов:

ключ – родник,

воин – солдат- боец,

зябнуть – стынуть- мерзнуть,

забор – изгородь- плетень,

стеречь – охранять-караулить- сторожить,

храбрый – смелый- отважный- мужественный

8 . Измени слова по образцу:

кленовые листья – листья клёна

городские улицы - …

сосновый запах - …

сделан из камня – каменный

сделан из бумаги - …

сделан из соломы - …

3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

1. Составь текст (перестановка предложений, тексты подбираются к теме урока.

2. Составь предложения к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …

4 группа: работа с текстом (учебник) .

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.

3. Зачитай ответ на 2-ой вопрос.

4. Задай вопросы по тексту или по части текста.

5. Определи сколько частей в тексте.

6. Работа над заголовком.

7. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

8. Составление кроссвордов по тексту.

9. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

10. Пересказ по вопросам и без них.

11. Составление плана текста.

12. Подбор иллюстрации к тексту.

13. По иллюстрации определить содержание текста.

14. «Разрушенные тексты».

15. Наведи порядок.

16. Определение главной мысли текста по заголовку

17. По иллюстрациям к тексту определить его содержание.


Упражнения для формирования навыка выразительного чтения.Упражнения для развития техники чтения.Работа над пересказом.Виды работы над текстом на уроке чтения.

Упражнения для формирования навыка выразительного чтения

Артикуляция гласных и согласных звуков, слогов различных видов.
Чтение труднопроизносимых слов со сложной слоговой структурой.
Чтение скороговорок.
«Окончания». Данное упражнение предъявляет повышенные требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
Выборочное чтение вопросительных или восклицательных предложений.
Чтение одного предложения с разной интонацией.
«Эхо». Учитель читает 1-2 строчки повествовательного или стихотворного текста, ученики повторяют его с той же интонацией.
«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
Разметка текста (нотированное чтение): паузы, логическое ударение, усиление или ослабление, повышение или понижение голоса.
Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни, под который пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
Словарь настроений. На карточках предложены смайлики, изображающие различное настроение (грусть, радость, горе, удивление и т.п.). Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.
Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребёнка, слона и др.).
«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
Чтение по ролям.
Чтение по ролям без слов автора.
Инсценирование.
Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.
Конкурс чтецов. Ученики готовятся либо самостоятельно, либо под руководством педагога.

Упражнения для развития техники чтения

Чтение вслух.
Чтение про себя.
Чтение хором.
Жужжащее чтение.
Чтение в темпе скороговорки.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
«Динамическое» чтение. На доске или карточке записан столбик из нескольких слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Количество слов зависит от возраста детей и техники чтения учащихся.
«Бинарное» чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.
«Буксир»:
учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
«Прыжки». Чтение через слово.
«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
«Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (например, слова, начинающегося на букву К, или состоящего из двух слогов, или с ударением на последний слог и т.п.).
«Круговое» чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
«Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
«Фотоаппарат»:
на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
учитель показывает кадр слайда, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
«Угадай»:
антиципация слов, предложений, пословиц (договаривание по смыслу);
чтение текста через «решётку» (на текст накладывается карточка с прорезями, закрывающими части слов, слова или некоторые предложения).
«Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, которые нужно найти.
«Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
«Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Работа над пересказом

Пересказ - вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.

Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).

Виды пересказов:

естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);
пересказ, организуемый учителем на уроке.
Условия для успешного пересказа:

Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:

пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;
пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).
В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:

близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
подробный пересказ;
выборочный;
сжатый (краткий) пересказ.
Творческие пересказы:

пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
с изменением лица рассказчика;
с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).
Подробный пересказ - вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

Порядок действий при подготовке к подробному пересказу

4. Озаглавить эту часть.

5. Озаглавить другие части рассказа.

Выборочный пересказ:

выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Краткий пересказ (сжатый) - вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной - несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.

Способы сжатия (сокращения) текста:

исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных единичных явлений;
сочетание исключений деталей и обобщений.
В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:

1. Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.

2. Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Памятка для обучения краткому пересказу

3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).

4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.

5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Приёмы обучения краткому пересказу

1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.

2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.

3. Использование картинного плана.

4. Пересказ по рисункам детей.

5. Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).

Приёмы подготовки к пересказу:

постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);
повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;
беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);
отработка выразительного чтения;
пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;
обращение к аналогичным случаям из жизни детей.
Виды работы над текстом на уроке чтения
Работа с текстом до чтения
Вступительная беседа (по содержанию текста, биографии автора, историческим событиям, случаям из жизни и т.п.).
Работа с заголовком (прогнозирование).
Работа с иллюстрацией.
Работа с трудночитаемыми словами (речевая разминка, речевая пятиминутка, речевая зарядка).
Работа с непонятными словами и выражениями.
Чтение текста учителем, проверка восприятия.
Работа с текстом во время чтения
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).
Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
Чтение, ответы на вопросы учителя.
Чтение, выделение непонятных слов.
Чтение слов, к которым даны сноски.
Чтение, расстановка пауз, обозначение средств выразительности (для стихотворения).
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом.
Работа с текстом после чтения
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (элементы драматизации).
Пересказ прочитанного с опорой на план (словесный, иллюстративный, цитатный, схематичный и т.д.).
Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
Конкурсное чтение стихотворений.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
Работа над характеристикой персонажей.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Нахождение в тексте выводов.
Осмысление замысла и главной мысли произведения.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

Поделиться: