Признаки духовных явлений. Отличительные признаки психических процессов. Духовно зрелый человек думает о внутреннем больше, чем о внешнем

Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности

Итог

Творческая деятельность

Творческая деятельность

Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

В чем заключается социальная сущность деятельности?

Какова структура деятельности?

Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

Каковы мотивы деятельности?

Как соотносятся потребности и интересы?

В чем особенности творческой деятельности?

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание Выучите § 17, выполните задания.

Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры, роли духовной деятельности в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Не секрет, что сегодняшний мир значительно поднял и укрепил материальные стимулы. Но еще когда-то в древности было произнесено: «Не хлебом единым...»

В «Школьном философском словаре» дается следующее толкование этих категорий:

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.

Итак, как же происходит процесс создания и освоения духовных ценностей? Какие особенности имеет этот процесс? По ходу моего рассказа вы должны в своих тетрадях записать в виде тезисов ответы на данные вопросы.

На прошлом уроке мы выяснили структуру любой деятельности. Духовная деятельность не является исключением. Она протекает по той же схеме:

Цель -> средства -> результат

Результат - формирование духовных ценностей. - Что же такое духовные ценности и чем они отличаются от всех прочих?

Исследователи подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. В наши дни даже появилась специальная наука аксиология - наука, изучающая ценности.


Философы обращают внимание на следующие отличительные признаки духовных явлений:

Идеальность. Создавая произведения искусства и культуры, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности.

Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Например: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».

В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы. Знаки и символы окружают нас повсюду и от того, как быстро и точно мы расшифровываем их тайный язык, зависит общий уровень культурной компетенции личности.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые (рис. 5).


Рис. 5. Классификация психических процессов


Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния (рис. 6). При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.


Рис. 6. Классификация психических состояний

Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны (рис. 7), и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.



Рис. 7. Классификация психических свойств

1. Познавательные психические процессы

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.


1. Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью.

Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений, представленная на рис. 8.

Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.

Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фактомной» боли в ампутированной конечности.



Рис. 8. Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону)


Все ощущения обладают следующими характеристиками:

¦ качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);

¦ интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;

¦ продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.


2. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.



Рис. 9. Классификация видов восприятия


Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:

Первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;

Поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;

Отнесение воспринятого объекта к определенной категории;

Поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

Окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

К основным свойствам восприятия относятся: целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).

По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.

Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным) , например зрительные или слуховые иллюзии.

Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.


3. Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий (рис. 10).



Рис. 10. Классификация видов представлений


Основные свойства представлений:

фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;

неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;

изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.


4. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.



Рис. 11. Классификация видов воображения


При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности (рис. 11).

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).

Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя. Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не приводящий к немедленному и непосредственному получению объективного продукта в виде художественного произведения, изобретения, изделия и пр.

Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие критерии творческой деятельности:

¦ творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;

¦ поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);

¦ результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;

¦ творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;

¦ для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;

¦ творческая деятельность требует особой мотивации.

Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:

– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;

– боязнь показаться глупым или смешным;

– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;

– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;

– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.


5. Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис. 12).



Рис. 12. Классификация видов мышления


Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

¦ Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

¦ Источником мыслительной деятельности является практика.

¦ Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.

¦ Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые – на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта.

К основным мыслительным операциям относятся:

анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:

суждение – высказывание, содержащее конкретную мысль;

умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;

определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;

индукция – вывод частного суждения из общего;

дедукция – вывод общего суждения из частных.

Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др.


С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:

счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;

вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;

память;

способность к рассуждению;

быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:

Генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;

Физическое и психическое состояния матери в период беременности;

Хромосомные аномалии;

Экологические условия проживания;

Особенности питания ребенка;

Социальный статус семьи и др.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.


6. Мнемические процессы. В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

К процессам памяти относятся следующие:

1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;

3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено:

¦ скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

¦ скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

Для классификации видов памяти (рис. 13) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.



Рис. 13. Классификация видов памяти


Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.


В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, – «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический – «имеющий отношение к искусству запоминания», т. е. мнемоника – это приемы запоминания.

История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассоциаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры.

Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.

Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д.

Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет:

к аждый – к расный

охотник – о ранжевый

ж елает – ж елтый

з нать – з еленый

г де – г олубой

с идит– с иний

ф азан – ф иолетовый


7. Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.

Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 14).



Рис. 14. Классификация видов внимания


Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;

объем количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;

распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

2. Эмоции и чувства

Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

Эмоция – это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции участвуют во всех психических процессах при любых состояниях человека. Они способны предвосхищать еще не наступившие события и могут возникать в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувство – более сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Как правило, чувство включает в себя целую гамму эмоций. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены, придают полноту и яркость нашему восприятию, поэтому эмоционально окрашенные факты помнятся дольше. У разных народов и в разные исторические эпохи чувства выражаются по-разному.

Эмоции и чувства неразрывно связаны с физиологическим состоянием организма человека: при одних человек чувствует прилив сил, подъем энергии, а при других – упадок, скованность. Эмоции и чувства всегда сугубо индивидуальны. Некоторые из них являются врожденными, некоторые приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоций и чувств, которые оно способно переживать. Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ эмоциональные переживания – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, если соответствующие потребности остаются неудовлетворенными.

В психологии выделяют несколько основных, или фундаментальных, эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.


В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект , воодушевление, стресс, фрустрация (состояние дезорганизации сознания и деятельности личности в связи с сильнейшим нервным потрясением).

Эмоции и чувства неотделимы от личности человека. В эмоциональном плане люди отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности, устойчивости, силе и глубине возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие человека. Такое развитие может осуществляться в нескольких направлениях:

Включение в эмоциональную сферу новых объектов, людей, событий и т. д.;

Повышение уровня сознательного контроля своих чувств;

Постепенное включение в нравственную сферу все более и более высоких ценностей и норм, таких, как совесть, порядочность, чувство долга, ответственность и т. д.

Итак, создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов, которые скреплены в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Образ окружающего мира является сложнейшим психическим образованием, в формировании которого участвуют различные психические процессы.

Таким образом механизм психического процесса относится к органам в которых он протекает а его результат к внешнему миру. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органеносителе то есть по физиологическим изменениям невозможно понять на что реагирует организм. ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО Предметность.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Отличительные признаки психических процессов

Психические процессы выделяются из совокупности всех физических явлений рядом признаков

  1. Предметность (феномен психической проекции) - механизм любого психического процесса описывается в терминах физиологии, однако результат психического процесса можно описать только словами, которые обозначают признаки внешнего мира. Например, ощущение можно описать лишь через признаки объекта, которые его вызывает: форма, цвет, размеры, запах, вкус. Таким образом, механизм психического процесса относится к органам, в которых он протекает, а его результат - к внешнему миру. То есть в психике пространственно … место, где формируется психический образ, и место, куда он проецируется. Правильная локализация – результат работы парных анализаторов.
  2. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органе-носителе, то есть по физиологическим изменениям невозможно понять, на что реагирует организм. Фактически субъектность является оборотной стороной предметности.
  3. Чувственная недоступность – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Внешнему наблюдению доступны только физиологические процессы, проходящие в органе. Самому субъекту открыты только результаты физиологических процессов.
  4. Спонтанная активность – поведение не может быть непосредственно выведено из физиологических сдвигов внутри организма или из физических свойств, воздействующих на него стимулов, то есть психическая активность производит впечатление свободной, независимой от внешних и внутренних факторов. Чем психика проще, тем меньше степень свободы и чем психика сложнее, тем свободнее особь в своих поступках.

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО

  1. Предметность.

Исходный признак какого-либо акта как психического эмпирически выражается прежде всего в существовании двух рядов фактов, совершенно по-разному выражающих отношение этого акта к внутренней динамике процессов, протекающих в его органе.

  1. – механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий и на том же общефизиологическом языке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности.
  2. – конечные, итоговые характеристики любого психического процесса в общем случае могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание.

Так, восприятие или представление, являющиеся функцией органа чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и т.д. воспринимаемого или представляемого объекта. Мысль может быть описана лишь в терминах признаков тех объектов, отношения между которыми она раскрывает, эмоция – в терминах отношений к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают, а произвольное решение или волевой акт не могут быть выражены иначе, чем в терминах тех событий, по отношению к которым соответствующие действия или поступки совершаются. Таким образом, процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата в психическом акте отнесены к разным предметам: первая – к органу, вторая – к объекту.

  1. Субъектность.
  2. – в картине психического процесса, открывающей носителю психики свойства ее объектов, остается совершенно скрытой, не представленной вся внутренняя динамика тех сдвигов в состояниях органа-носителя, которые данный процесс реализуют.

Итоговые, конечные параметры психического процесса не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые открываются наблюдению в органе-носителе. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.

  1. Чувственная недоступность.
  2. – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.

Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека.

Человек не воспринимает своих восприятии, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов.

Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.

  1. Спонтанная активность.

Следующая специфическая характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое своеобразие активности психического процесса.

Это форма активности, которая не только "оживляет", но и "одушевляет" физическую плоть организма. Не что иное, как именно особый характер активности, лежит в основе первичного эмпирического выделения "одушевленных" существ (животных) как частной формы живых организмов.

Особенность: на всех уровнях поведения – от простейшего локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать "на много ладов"; психическая активность проявляется и эмпирически различается как активность свободная.

  1. Психофизическая и психофизиологическая проблема. Закон Вебера-Фехнера.

Психофизическая проблема – вопрос о взаимоотношении психического и физического.

Психофизиологическая проблема – проблема связи психических явлений с физиологическими процессами, происходящими в организме. Другими словами, почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, которые изучает физика, и не как ряд электрических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциалов в различных частях коры, предмет изучения физиологии. То есть психофизическая и психофизиологическая проблемы заключаются в изучении феномена проективности и субъективности.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата», с другой – необходимо учесть зависимость её от объекта, который она отражает. Материализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишь первой зависимости и рассматривает психику, как нечто производное; идеализм, напротив, утверждает первенство и независимость психики. В традиционной психологии господствовали дуалистические теории, разъединявшие, противопоставлявшие друг другу психику и организм. Современная психология исходит из принципа психофизиологического единства, внутри которого и психическое, и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Одной из открытых закономерностей между психическим и физическим является закон Вебера-Фехнера.

В ряде экспериментов, начиная с 1834 г., Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они ощущались как разные. Это соотношение выражено в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной (Δу/Δу=к ). Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы между ощущениями можно рассматривать как равные, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (интеграл) едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Отношение между величиной раздражителя и величиной ощущения он выразил в логарифмической формуле: E = k , где k и С – некоторые константы. Это и есть психофизический закон Вебера-Фехнера. Однако ряд открытых явлений не укладывается в закон Вебера – Фехнера. В частности, это касается протопатической чувствительности, когда прикосновение либо не вызывает ощущения вообще, либо вызывает боль.

В 20 веке Стивенс уточнил закон Вебера-Фехнера, заменив логарифмическую функцию степенной: S = k

Ю. М. Забродин предложил свое объяснение психофизического соотношения, сформулировав обобщенный вариант основного психофизического закона, в котором объединены логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.

Весьма сложна, и до сих пор нет ее окончательного и общепринятого решения. Формально она может быть выражена вопросом : как соотносятся процессы физиологические и психические? В широком смысле это - вопрос о месте психического в природе; в узком - проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае ее правильнее называть психофизиологической.

Предлагалось два основных варианта решения, получивших названия принципа взаимодействия психофизического и принципа параллелизма психофизическо го. Однако оба они наталкиваются на существенные трудности.

Можно предложить иное решение проблемы психофизической. Оно схоже с монистическим вариантом параллелистического решения: имеется единый материальный процесс, а физиологическое и психологическое - просто две его различные стороны. Но требуется глубже и четче понять, что это за единый процесс и что представляют собой его различные стороны. С гносеологических позиций, в любой науке вырабатывается некая система представлений о закономерностях мира, но далее происходит онтологизация этих представлений: объект объявляется тем, что о нем сейчас думают. Можно говорить о реальном мире и мире наших представлений, теорий о нем - модельном мире. Тогда процесс онтологизации описывается как превращение модельного мира в мир реальный; ошибка, в которую при этом впадают, называется синдромом Пигмалиона. Сама онтологизация - процесс естественный и необходимый в науке. Но в критические периоды ее развития - в периоды смены теорий - разграничение реального и модельного миров полезно и даже необходимо. К таким критическим проблемам и относится проблема психофизическая. Что же это за единый процесс, сторонами коего являются процессы физиологические и психические? И в каком смысле нужно понимать их как стороны единого процесса? Строго говоря, ответить на этот вопрос невозможно, ибо для описания некоего процесса нужно выбрать согласованную систему понятий - уже выделить какой-то аспект, какую-то сторону процесса. Для частичного преодоления этой трудности можно взглянуть на вещи с возможно более общей и непривычной позиции-с позиции «марсианина», глядящего на со стороны и обладающего к тому же необыкновенными возможностями. Наблюдая один и тот же процесс - жизнедеятельность людей - через разные «фильтры», он мог бы видеть то эмоциональные состояния, то потоки и скопления информации, то биохимические процессы, то математические формулы модельного мира... Итак, мозговые и психические «процессы» (не имеющие самостоятельного существования) оказываются лишь двумя сторонами из многих сторон, выделяемых из процесса жизнедеятельности. «Фильтры», выделяющие эти стороны - это прежде всего методы познания. Следует только опасаться онтологизации этих сторон.

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА

- основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении немецкого физиолога Э. Вебера, который установил (1830—34), что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.)

З : логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е=klogP + c, где k и с - некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8910. Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии. Классификация психических расстройств 14.17 KB
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции по психиатрии 1. Тема Общие положения семиотики психических расстройств и методы исследования в психиатрии. В лекции освещаются следующие вопросы указанной темы: Понятие симптома и синдрома в психиатрии нозологическая специфичность симптомов и синдромов.
5587. Эпидемиология психических расстройств 19.79 KB
Знание о целях и направлениях эпидемиологических представлений и методов в психиатрии. Представление о способах получения сведений о частоте и распространенности психических расстройств, а также трудностях и границах применения эпидемиологических методов в психиатрии.
13444. Нейродинамическое описание природы психических явлений 79.24 KB
Предполагается что детальное изучение активности индивидуальных нейронов должно прояснить как они осуществляют кодирование и декодирование информации и в конце концов позволить получить исчерпывающие представления о механизмах информационных процессов мозга. В наиболее общем виде она сводится к тому что нейрон является не только морфологической но и функциональной единицей нервной системы связанной с кодированием и декодированием воспринимаемой информации ее запоминаем воспроизведением и т. Не останавливаясь в деталях на этих...
5774. Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида 21.6 KB
Перу Майна Рида принадлежит также целый ряд книг описывающих путешествия растительный и животный мир Азии Африки и Америки Охотники за растениями Ползуны по скалам. Успешно выступал Майн Рид и в роли популяризатора научных достижений своего времени Зоология для детей Популярное описание различных человеческих рас.
19246. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 38.38 KB
Этапы и особенности англосаксонской системы права. Характеристика основных черт англосаксонской системы права. Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права common lw.
18275. Процесс и отличительные черты адаптации ребят детского возраста к дошкольному учреждению 133.05 KB
Поступление малыша в дошкольное учреждение и изначальный период нахождения его в группе характеризуются существенными переменами находящейся вокруг среды его стиля жизни и работы и способно вызвать чувственный стресс. Поступление малыша ранешнего возраста в ДОУ сможет быть сопровождаемым задачей его адаптации к свежим условиям т. Зарождение у малыша так именуемого адаптационного синдрома считается прямым следствием его эмоциональной неготовности к выходу из семьи. Долгое присутствие малыша в стрессовом состоянии сможет привести к развитию...
15731. Учебники по истории образовательной системы «Школа 2100» для старших классов, их отличительные особенности 91.01 KB
Российский опыт создания школьных учебников по истории. Анализ школьных учебников истории ОС «Школа 2100» для старших классов. Методика работы с учебников по истории 10-го и 11-го классов ОС «Школа 2100»...
7575. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний подростков с успешностью обучения в школе 42.36 KB
Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.
4342. Понятие государства и его признаки 4.48 KB
Понятие государства и его признаки. В самом общем виде понятие государства представляет собой особую организацию власти которая осуществляет управление обществом обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов но может при этом преимущественно защищать интересы господствующих классов. Ему присущи следующие признаки: Территория – это пространственная основа государства его физическая материальная опора. На территории государства проживает население где в полной мере действует власть политическая.
4767. Понятие и признаки преступления 37.31 KB
Материальным признается такое определение преступления, в признаки которого включаются блага и ценности, защищаемые уголовным законом путем угрозы применения уголовного наказания. В соответствии с этим определением преступление - это деяние, которое опасно для общества при посягательстве на указанные объекты

Сейчас ведется множество разговоров о духовности, но мало кто может объяснить, в чем она выражается. Человек, обладающий духовной зрелостью, не может быть злым, завистливым, лицемерным, он не стремится к деньгам и власти, не ищет оправдания плохим поступкам.

Его единственное и неистребимое желание – нести добро и свет.

Можно ли дать определение духовности

Духовность – это высшая природа человека, его сознание, воля и образ мыслей. Он сам наполняет себя духовным содержанием в процессе...

Когда человек читает, слушает, участвует в чтении книги Зоар, и делает это более-менее правильно, он должен проверить меру своего продвижения. Разумеется, мы не можем точно оценить наше продвижение, поскольку не понимаем, в каких начальных условиях находимся, каковы наши свойства, чего мы должны достичь.

Ни начало, ни конец пути нам не раскрыты. Но в любом случае этапы продвижения и разницу между состояниями мы можем примерно определить – по своим ощущениям.

Человеку должно быть все легче...

1. Боли в теле, особенно в шее, плечах и спине. Это результат интенсивных изменений на уровне ДНК, во время пробуждения внутри «Христова Семени». Это пройдет.

2. Чувство глубокой печали без особых причин. Ты высвобождаешь свое прошлое (эту жизнь и все остальные), и это вызывает чувство печали. Это похоже на чувство, которое мы испытываем, когда покидаем дом, где мы жили много-много лет, и переезжаем на новое место.

Не важно, как сильно мы хотим въехать в новый дом, всегда присутствует печаль...

Одним из коварных признаков духовной гордыни является – иллюзорное неосознание в себе гордыни. Порою Человек, достигший в духовном росте первых результатов, начинает говорить окружающим, что либо у Него нет проблем с эго, либо начинает демонстрировать, какое усилие над собой Он совершает для того, чтобы ослабить хватку эго.

Это является проявлением тщеславия, порожденным самим эго. Все люди проходят испытание на чувство собственной важности, которое является вибрационно противоположным чувству...

Вопросы духовного развития интересовали наиболее видных ученых и философов на протяжении всей истории человечества. На сегодняшний день мы имеем огромное количество трудов и точек зрения, которые пытаются объяснить протекающие в Духовном Мире процессы, и показать человеку дорогу в Духовный Мир.

Но как обычному непосвященному разобраться во всех этих теориях, если они порой противоречат друг другу?

За всю свою предыдущую историю человечество наработало так называемое мифологическое сознание...

Признаки истинных Ахмади ПРИМЕЧАНИЕ: Нижеприведенный текст является кратким изложением Пятничной Проповеди. После «Ташаххуда», «Тааввуза», «Тасмии» и суры «Аль-Фатиха», Пятый Халиф Обетованного Мессии и Имама Махди Хазрат Мирза Масрур Ахмад, да пребудет с ним могучая помощь Всевышнего Аллаха, сказал: Родиться Ахмади или принять учение Ахмадията не достаточно для того, чтобы стать истинными Мусульманами-ахмади. Действительно, принятие Хазрата Обетованного Мессию (мир ему) является первым шагом на...

Мы теряем маленькие частички нашей души каждый раз, когда игнорируем наши инстинкты или желания. Чем больше мы пытаемся угодить другим, тем большую часть своей души мы теряем, пишет Higher Perspective.

Духовная смерть наступает после того, как мы переживаем травмирующие события или теряем себя настоящих.

Наша душа сгибается под весом ответственности, стресса, обстоятельств и трагических событий. Все это, а также другие трудности на нашем жизненном пути, наносят урон душе.

Вот 7 признаков того...

Есть еще другая форма лечения, очень редко наблюдаемая, в которой человек, обла-дающий особыми духовными способностями, может так подействовать на больного человека, что вся система последнего внезапно как бы переменяется и, раскрывшись действию высших сил, в то же время приходит в нормальное состояние.

Это истинное духовное лечение встречается так редко, что очень мало кому приходится с ним стал-киваться. Очень часто “духовным лечением” называют другие формы оккультного ле-чения, но люди...

Что такое "психическое явление"?

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство психических явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувству­ем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические явле­ния не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем ее. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особен­ность науки, которая их изучает. В психологии объект и субъект познания сливаются.

Признаки психических явлений:

    Объектность. Содержание психического явления и механизм егопротекания отнесены к разным объектам: к предмету или к органу. Любыевнешние характеристики объекта воспринимаются как характеристики объекта, а не как свойства обеспечивающей физиологической системы.

    Самостоятельность существования. Любое психическое состояниесвязано с изменением состояния организма. Но эта связь не однозначна, неуниверсальна.

    Идеальность. Психические процессы несводимы к физиологическойформе их протекания. Идеальные образы реальных предметов и явлений несовпадают с материальной формой их воплощения.

    Субъективность. Содержание и форма существования психическогоявления индивидуальны, связаны с личным опытом и психофизиологическимсостоянием субъекта.

5. Недоступность прямому чувственному наблюдению. Любой психо­логический процесс может быть описан в системе понятий отношений лич­ности с внешним миром и в системе понятий, описывающих физиологиче­ские процессы, но все итоговые характеристики психических явлений отно­сятся к внешним объектам, а не к обеспечивающим системам. Во всех слу­чаях психических процессов содержание, структура, динамика изменений не выводятся однозначно ни из воздействия внешней среды, ни из физиологиче­ских особенностей организма.

Необходимо отметить, что вопрос о предмете психологии на сегод­няшний день не является однозначно решенным, напротив, остается во мно­гом дискуссионным. Представители различных направлений и школ совре­менной психологической науки (бихевиоризма, психоанализа, гештальтпси­хологии, генетической психологии, ассоциативной психологии, когнитивной психологии, гуманистической психологии и др.) трактуют его в зависимости от тех целей и задач, которые представляются наиболее важными в рамках данного конкретного подхода, что не исключает, разумеется, попыток со­вместить различные подходы. Поэтому логично рассмотреть основные на­правления современной психологии, чтобы понять их общую направленность и различие подходов к предмету науки и методам исследования.

Поделиться: