Право граждан на охрану здоровья. Сущность понятия прав граждан на охрану здоровья

Права граждан в сфере охраны здоровья регулируются сегодня Конституцией РФ, законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», и иными нормативно-правовыми актами, которые имеют общую суть, но различаются рядом положений.

Согласно существующим законодательным актам, понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» соотносятся друг с другом как часть и целое, и четкое понимание этого необходимо для проникновения в суть понятия прав граждан в сфере охраны здоровья.

Все меры по реализации указанного права направлены на профилактику заболеваемости и сохранение и укрепление здоровья нации и отдельно взятого человека, поддержания его долголетия и активности, а в случае утраты им трудоспособности – предоставление бесплатной квалифицированной медицинской помощи .

Рассмотрим подобно вопрос сути и содержания понятия прав граждан в сфере охраны здоровья и основные этапы их становления и нормативно-правового регулирования.

Основные этапы становления прав граждан в сфере охраны здоровья

Здоровье – самая большая ценность для абсолютно всех людей, и легкомысленное отношение к ним порой приводит к трагическим последствиям. Право на здоровье относится к социальным правам, а его утрата нивелирует значение всех остальных благ.

Его главная особенность заключается в том, что оно является неотчуждаемым и человек обладает им на протяжении всей жизни, начиная еще с внутриутробного периода.

В сфере охраны здоровья – это обширное понятие, включающее в себя не только непосредственно права, но и взаимные обязанности и человека, и органов государственной власти. Статья 41 Конституции РФ закрепляет не только право граждан на охрану здоровья, ни и право на медицинскую помощь.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»



Однако, по данным научных источников, первое понятие является более объемным и концептуальным. Если быть точнее, то право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь соотносятся друг с другом как часть и целое, но дополняют и конкретизируют друг друга. Однако, несмотря на то, что сегодня указанная сфера прав закреплена в Конституции, она не всегда имела одинаковую суть.

Говоря о становлении права человека на охрану здоровья, нельзя не упомянуть и о международном опыте.

Права граждан в сфере охраны здоровья были закреплены следующими документами:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 год);
  • Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (1966 год);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год).

Указанное право было прописано и в других подобных международных законодательных актах, в которых устанавливались меры, необходимые для наиболее полной реализации права граждан на охрану здоровья.

При этом нельзя не отметить, что международное признание права граждан на охрану здоровья означает их личную ответственность за него, а органы государственной власти, в свою очередь, должны разрабатывать и выполнять все меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья нации в целом.

Именно поэтому право на содержит ряд положений, по-разному сформулированных в конституциях разных стран. Однако их закрепление и регулирование нормативно-правовыми нормами представляет собой естественное продолжение их обеспечения конституционным правом и гарантией их реализации в глобальных масштабах.

Говоря о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в России, нельзя не остановиться на двух важнейших нормативно-правовых актах – Конституциях СССР 1936-го и 1977-го гг.

В первой лишь упоминается о праве советских граждан на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и болезни (в форме предоставления бесплатной медицинской помощи), второй же документ является своего рода предшественником современного содержания прав граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи.

Конституция СССР 1977 года придала праву на охрану здоровья статус конституционного права советских граждан, а также подвела черту под всем предшествующим периодом становления и укрепления системы советского здравоохранения.

Конституция закрепила права населения на охрану здоровья и наметила пути его реализации по следующим направлениям:

  • оказание гражданам бесплатной квалифицированной медицинской помощи;
  • развитие и усовершенствование производственной санитарии и техники безопасности;
  • проведение широких лечебно-профилактических мероприятий;
  • разработка и реализация мер по защите окружающей среды.

В дальнейшем право на охрану здоровья было закреплено уже после распада СССР – в Конституции РФ 1993 года. В статье 41 данного документа прописано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам за счет средств бюджета.

Помимо этого, установлена ответственность должностных лиц за сокрытие обстоятельств и фактов, угрожающих здоровью и жизни людей, принимаются меры по разработке и финансированию программ сохранения и укрепления здоровья населения. Также поощряется любая деятельность, ведущаяся с целью укрепления здоровья людей.

Сравнивая две конституции – 1977-го и 1993-го года – можно отметить, что в целом статья, касающаяся прав граждан в сфере охраны здоровья, не ухудшилась, однако в этих документах расставлены разные акценты.

В частности, в Конституции РФ 1993 года нет слов об оказании бесплатной квалифицированной медицинской помощи и о научной деятельности в области медицины, однако введено понятие ответственности должностных лиц.

Наряду с Конституцией РФ, принимались также и другие нормативно-правовые акты, регулирующие указанную сферу прав. Они, хоть и имели одну суть, все же различались отдельными положениями о содержании права граждан на охрану здоровья, а также о порядке, объемах и особенностях оказания бесплатной медицинской помощи.

Сущность понятия прав граждан на охрану здоровья

Федеральный закон №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепил суть и основные положения прав граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи.

Согласно ему, под охраной здоровья граждан следует понимать совокупность правовых, экономических, политических, медицинских, социальных, культурных, научных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, осуществляемых органами государственной власти, организациями, должностными и иными лицами, а также самими гражданами и преследующих цели профилактики заболеваний, сохранения и укрепления всех аспектов здоровья населения в целом и каждого отдельного человека и поддержания его долголетия и активности, а в случае утраты им трудоспособности – предоставления квалифицированной медицинской помощи.

Качественная жизнь общества невозможна без охраны здоровья его членов. Законодатель, подтверждая ответственность государственной власти за его сохранение и укрепление, возложил на него обязанность гарантировать своим гражданам право на получение бесплатной квалифицированной медпомощи.

При этом парная категория «охрана здоровья и медицинская помощь» выделена в указанном законе в две отдельные статьи (статья 18 и статья 19). Выше уже было сказано, что данные категории соотносятся друг с другом как общее и частное.

Право на медицинскую помощь как один из аспектов прав граждан в сфере охраны здоровья гарантирует человеку широкий спектр мероприятий, направленных на сохранение и укрепление его здоровья. При этом абсолютно не важно, есть ли у него утрата или нарушение здоровья.

Помимо этого, в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 29.11.2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», индивиду гарантирована возможность получения бесплатной квалифицированной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Закон выделяет следующий комплекс правомочий относительно прав граждан на охрану здоровья:

  • обязанность государственной власти РФ по защите прав граждан на охрану здоровья;
  • законодательно установленную ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение указанных прав и несоблюдение обязанностей по охране здоровья (в том числе за разглашение врачебной тайны, непредоставление информации, причинение вреда здоровью человека, и проч.).

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что, несмотря на всю простоту и ясность понятий «охрана здоровья» и « », они достаточно сложны и обширны. На сегодняшний день есть определенные сложности в их разграничении и определении их соотношения как двух взаимосвязанных компонентов.

Сегодня право граждан на охрану здоровья и медпомощь представляют собой минимальный необходимый уровень данного права. Однако для глубокого проникновения в его суть и смысл нужно четкое понимание способа их соотношения как части и целого.

Право на охрану здоровья – это одно из наиболее важных прав человека. Без его полноценной реализации невозможно гармоничное развитие личности. Это первостепенный фактор, находящийся сегодня в поле зрения и государства, и общество, поэтому права граждан в сфере охраны здоровья в РФ рассматриваются в аспекте их универсальности.

В современной России создаются и вводятся программы, направленные на предоставление населению качественной и бесплатной медицинской помощи, а также на профилактику заболеваемости и улучшения качества жизни россиян.



1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Статье 41 Конституции РФ

1. Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Состояние здоровья человека зависит от социально-экономических условий, работы систем жизнеобеспечения, психического состояния человека, удовлетворенности условиями жизни и т.д. Социально-экономические условия жизни населения в России, хотя и постоянно улучшаются, но до сих пор почти четверть населения находится за "чертой бедности"*(548), а медицинское обслуживание имеет существенные недостатки (считается, что для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. США в год на человека, в 2004 г. в России расходовалось 80 долл.)*(549). В Указе Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации"*(550) сказано, что здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности. С учетом всех этих обстоятельств в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения - одна из четырех важнейших национальных программ (о национальных приоритетных программах см. комментарий к ст. 38), которая уже привела к существенным изменениям, а в перспективе эти изменения должны стать кардинальными. Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией)*(551), по уровню здравоохранения - 125 место.

В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О предупреждении распространения туберкулеза", а также Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них - ниже).

Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).

Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги.

В России существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается парламентом. Постановлениями Правительства РФ средства из Федерального фонда передаются в бюджеты территориальных фондов для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в виде субсидий по кварталам года. Особые субсидии территориальным фондам выделяются из Фонда обязательного медицинского страхования для медицинского страхования неработающего населения (детей)*(553). Страховые взносы для финансирования Фонда предоставляют предприятия, учреждения, организации по месту занятости работников (в том числе и частные предприятия, учреждения, уплачивающие ЕСН). В этот Фонд идут также определенные отчисления из государственного и иных бюджетов. Пользуются медицинским обслуживанием за счет такого фонда все граждане, включая членов семьи работника (обычно супруга, несовершеннолетние дети). Для неработающего населения (пенсионеров и др.) взносы в Фонд обязательного медицинского страхования делают органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий делают страховые взносы за свой счет (для них процент отчислений по закону несколько иной).

Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ - карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер "больничных" до 18 720 руб.*(554)

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с одной стороны, сохранил прежние принципы здравоохранения, а с другой - перераспределил полномочия в сфере социальной политики между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями*(555). Как и прежде, все граждане РФ получают лечение по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бесплатно в стационарных условиях (больницах) и при амбулаторном приеме у врача в соответствии с программой бесплатной медицинской помощи. Лекарства, выписанные по рецепту врача при амбулаторном приеме, необходимо оплачивать лицам, на которых не распространяется "социальная поддержка" в области медицины (этими словами Закон заменил термины "льготы" и "меры защиты"). Меры социальной поддержки (разные в зависимости от круга лиц) распространяются на определенные категории граждан РФ. Предусмотрены денежные компенсации за утрату здоровья и ежемесячные специальные выплаты лицам, подвергнувшимся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС*(556), их семьям, детям, лицам, живущим на определенных территориях с правом на отселение, и т.д. Применяются меры социальной поддержки для оказания медицинских услуг участникам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, определенным категориям инвалидов и др., которые получают лекарства бесплатно. Есть иные категории лиц, которые получают лекарства бесплатно или со скидкой (пенсионеры и др.). Детально эти вопросы регулируются постановлениями Правительства РФ от 12.12.2004 N 769 и от 17.10.2005 N 619, которые предусматривают меры по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. Виды болезней и списки лекарств для лиц, пользующихся социальной поддержкой государства, перечисляются в приказах Минздравсоцразвития России. Такие списки систематически обновляются. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2007 N 84 утвержден перечень 574 санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются бесплатные путевки (с оплатой транспортных расходов) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи*(557). С другой стороны, при перераспределении в 2004 г. полномочий некоторые из них (в том числе в области здравоохранения) были переданы на муниципальный уровень, где материальные средства не всегда достаточны для организации полноценного медицинского обслуживания.

Рассматривая вопросы о мерах социальной защиты, льготах, социальной поддержке, Конституционный Суд в целом ряде своих решений указывал, что возможна дифференциация прав по социально-оправданным категориям, устанавливал, что нужно учитывать экономические возможности государства, но если человек не может трудиться и обеспечить прожиточный минимум себе и семье, он вправе рассчитывать на получение поддержки от общества и государства. Выбирая формы социальной помощи (денежную, натуральную и др.), законодатель не должен допускать отказа от ранее принятых обязательств без введения соответствующих компенсационных механизмов. Меры компенсации законодатель выбирать вправе (льготы, субсидии, услуги и др.), но снижение жизненного уровня человека не может быть допущено, это противоречило бы Конституции (см.: Постановление КС РФ от 16.12.1997; Определение КС РФ от 27.12.2005 N 502-О*(558)). В Определении от 17.07.2007 N 624-О-П*(559) Суд указал на обязанность государства обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортных средств после семи лет их эксплуатации. Это решение Суда относится к инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания, но затем высшие органы государства приняли решение об обеспечении всех инвалидов войны транспортными средствами к 2010 г.

Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но "изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения"*(560).

Наряду с Фондом обязательного медицинского страхования существует другой внебюджетный целевой фонд - Фонд социального страхования. Он формируется за счет отчислений от ЕСН, сюда идут страховые взносы от несчастных случаев на производстве и др. Из средств этого Фонда оплачивается пребывание работника (только работника) на больничном листе по временной нетрудоспособности (на это расходуется более 70% Фонда, в 2006 г. каждый второй работник брал больничный лист)*(561). С 2007 г. согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается не стаж непрерывной работы, а общий стаж (100% средней заработной платы в период временной нетрудоспособности получает работник, имеющий минимум восемь лет общего стажа, до пяти лет стажа - 60% средней заработной платы, пять-восемь лет - 80%). Теперь при назначении пособия учитывается совместительство (врач выписывает два больничных листа), т.е. общий размер суммы, начисленной по больничному листу, увеличивается. При расчете пособий учитываются календарные дни, но существует максимальный размер пособия по болезни - 16 125 руб. (ранее - 15 тыс. руб.)*(562). Бесконечно находиться на больничном листе нельзя. После четырех месяцев болезни нужно переходить на инвалидность или решать вопрос иначе (например, путем увольнения).

Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).

Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.

Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.

2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", в составе которой были семь подпрограмм ("Сахарный диабет", "Вакцинопрофилактика" и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.

Развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения связано с созданием новых учреждений, развитием существующих и особенно с внедрением новой медицинской техники и прогрессивных методов лечения. Создание медицинских учреждений, медицинская деятельность независимо от организационно-правовой формы, а также осуществляемая физическими лицами, занимающимися такой деятельностью без образования юридического лица, подлежат лицензированию (особая форма разрешения). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Правительством РФ, само лицензирование (за плату, сравнительно невысокую) осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, занимающимися управлением в сфере медицины. В целях совершенствования медицинского обслуживания населения (особенно в сельских районах) создана должность "врача общей практики". Для занятия медицинской деятельностью необходимо иметь соответствующий документ о медицинском образовании разного уровня (в зависимости от вида деятельности). Поскольку медицина развивается, появляются новые лекарства, аппаратура, методы лечения, действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования и переподготовки на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений (семинары для ознакомления с новыми методами лечения, курсы и т.д.). Научным центром в этой сфере является Академия медицинских наук РФ, имеющая в своем составе научно-исследовательские институты и лечебные учреждения. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (включая иностранных граждан), для занятия медицинской деятельностью в России должны сдать специальные экзамены в соответствующих медицинских учреждениях (утвержден их список), получить сертификат специалиста и лицензию. Статус некоторых специфических видов лечебных учреждений регулируется специальными актами Правительства РФ (например, учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь).

Часть 2 комментируемой статьи говорит также о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, осуществлении в этих целях экологических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Основы законодательства РФ о развитии физической культуры и спорта предусматривают занятия физической культурой в учебных учреждениях в учебное время в соответствии с программами школ и вузов. Деятельность по развитию физической культуры и спорта должна отвечать требованиям приоритетного развития массового спорта, оздоровительно-профилактической физической культуры. В этих целях на средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, муниципальных образований строятся различные спортивные комплексы. Некоторые из них являются уникальными в мировой практике. В России действует специальный федеральный исполнительный орган по развитию физкультуры и спорта (с 2004 г. это Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое с мая 2008 г. подведомственно новому Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ), созданы массовые спортивные общественные организации (футбольные, хоккейные, легко атлетические и другие клубы и объединения), действуют организации, обеспечивающие выступления российских спортсменов на международных соревнованиях (Олимпийский комитет и др.). На таких соревнованиях российские спортсмены часто завоевывают призовые места. Некоторые виды спорта, однако, в России развиты недостаточно (например, футбол).

3. Часть 3 комментируемой статьи частично получила развитие в Федеральном законе от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и защите информации"*(564). Он запрещает скрывать определенную информацию, в частности относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию (в том числе санитарно-эпидемиологическую), необходимую для безопасности населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане (это относится и к негражданам) имеют право получать информацию о факторах, влияющих на здоровье (авариях, пожарах, выбросах химических веществ, эпидемиях и т.д.), регулярно и своевременно. Такая информация предоставляется через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке. Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в связи с получением недостоверной информации. Уголовный кодекс в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях говорит об ответственности за нарушение правил о распространении обязательных сообщений (гл. 13). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с ГК (гл. 59). Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повредить здоровье (ст. 212 ТК).

Право граждан на охрану здоровья

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан право граждан на охрану здоровья, действовавшими до 2011 г., были обеспечены: охрана окружающей природной среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производство и реализация доброкачественных продуктов питания, а также предоставление населению доступной медико-социальной помощи. Государство гарантировало реализацию гражданами указанного права независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Учитывая специфику названного права, государство также предоставляло гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несли установленную законом ответственность. Дальнейшее развитие этих положений обозначено Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", который сформулировал важнейшие принципы охраны здоровья населения России.

Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др.

Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина. Особое внимание в законодательстве и практике уделяется проблемам доступности и качества оказания медицинской помощи, а также приоритету охраны здоровья детей.

В профилактике охраны здоровья ведущее место занимают разработка и реализация программ здорового образа жизни, диспансеризации, по предупреждению и раннему выявлению заболеваний. На уровень субъектов РФ передаются полномочия по лицензированию деятельности медицинских организаций (за исключением федеральных). Субъектам РФ передаются субвенции из федерального бюджета на решение проблем в области здравоохранения. Важное место в реализации прав граждан на охрану здоровья имеет Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Гарантиями названного права выступают: развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Конституция РФ констатирует, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Законодательство РФ об охране здоровья граждан устанавливает гарантированный объем бесплатной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Материальной гарантией нрава граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования. Однако экстренная медицинская помощь должна оказываться вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, так как она финансируется за счет государственного бюджета.

Законодательство об охране здоровья граждан определяет компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливает источники ее финансирования (средства бюджетов всех уровней, единый социальный налог, средства целевых фондов, средства хозяйствующих субъектов, доходы от ценных бумаг и др.) и предусматривает разработку и реализацию федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний и по другим вопросам.

Право граждан РФ на охрану здоровья гарантируется законодательством. Основным правовым актом, регулирующим отношения врача и пациента, контроль над деятельностью медицинских учреждений, ответственность обеих сторон и прочие правовые аспекты, является ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011 с соответствующими поправками в последующих годах. Согласно ему охрана здоровья состоит из комплекса мер различного направления, ориентированных на сохранение и укрепления телесного и эмоционального состояния любого индивидуума, продления жизни, оказание необходимых действий при заболевании.

Основы законодательства об охране здоровья

Все принятые акты, регламентирующие действия в области медицины в стране, опираются на Конституцию Российской Федерации. В ней четко прописаны принципы, гарантирующие населению следующие права:

  • На жизнь.
  • На невозможность докторских и фармакологических экспериментов без согласия человека.
  • На защиту интересов матери, ребенка и семьи в целом.
  • На социальное обеспечение в случае недееспособности по причине болезни.
  • На безвозмездную врачебную помощь.
  • На хорошее экологическое окружение.

Первой нормативной базой непосредственно в области здравоохранения стали «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», написанные в 1993 году. На их основании с учетом прогрессивных сдвигов за последующий период в 2011 году создан Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

Кроме перечисленных нормативов, в данной сфере действуют другие распоряжения, издаваемые в соответствии с указанным ФЗ. Это указы федерального и регионального уровня. Данные в них не должны расходиться с Основами, а если есть какие-то различия, то надо понимать, что нормы ФЗ №323 являются приоритетными.

Принципы охраны здоровья населения

В Федеральном законе прописаны принципы, которыми должны руководствоваться все лица, связанные со здравоохранением.

А именно:

  • Оберегание прав населения и создание гарантий от государства в их соблюдении.
  • Соблюдение интересов больного при врачебном вмешательстве.
  • Обеспечение сохранения здоровья детей.
  • Социальная помощь при заболевании.
  • Ответственность властей за надлежащее исполнение законодательства в данной сфере.
  • Простота получения докторских услуг соответствующего уровня.
  • Неприемлемость неоказания помощи.
  • Первичность предупреждения болезни над ее лечением.
  • Соблюдение врачебной тайны.


изображение с сайта thenounproject.com

Все действия, направленные на охрану здоровья, должны осуществляться при признании вышеперечисленных условий, а также с соблюдением международного права. При этом государство обеспечивает защиту от любого ущемления свобод, связанных с самим заболеванием. Кроме того, меры по сохранению удовлетворительного самочувствия человека оказываются не зависимо от того, мужчина это или женщина, сколько ему лет, его цвета кожи, веры, социального статуса, дохода, условий проживания и прочих обстоятельств.

Права граждан

Права и обязанности граждан в области охраны здоровья описаны в 4 главе ФЗ №323, статьях с 18 по 28.

Самым первым является прерогатива оберегания хорошего состояния человека. Это достигается благодаря надлежащему состоянию экологии в стране, соблюдению удовлетворительных условий для работы и отдыха, обеспечению воспитания и образования детей, а также созданию и продаже качественных товаров, медикаментов. Естественно, предполагается общедоступная врачебная помощь.

Согласно ст. 19 каждый человек, в том числе иностранец и лицо без гражданства, имеет право на получение безвозмездной докторской помощи в определенном Законом объеме, а также на услуги, оказываемые за деньги.

Кроме того, пациент может претендовать на:

  • Выбор лечебного учреждения и конкретного специалиста в нем. Здесь есть небольшая оговорка. Для полного удовлетворения этого права необходимо, чтобы с таким выбором был согласен и сам доктор, и главный врач. Также перевестись от одного терапевта, педиатра или врача общей практики к другому по собственному желанию возможно не чаще, чем раз в год.
  • Обеспечение всеми необходимыми мерами (профилактики, диагностики, лечения) в профильных организациях, с соблюдением условий, соответствующих нормам санэпидемслужбы.
  • Консультацию узких специалистов. Попасть на прием к такому профессионалу можно по направлению участкового терапевта или в результате самостоятельного обращения. Пациент имеет право получить информацию обо всех специализированных учреждениях на территории, соответствующей его проживанию, и делать выбор среди них по своему усмотрению.
  • Обезболивание при необходимости.
  • Информирование о своем состоянии, получение сведений о правах и обязанностях. Если в проведении процедуры будут участвовать студенты или другие учащиеся, об этом больной также должен знать в обязательном порядке.
  • Обеспечение надлежащим питанием в стационарных условиях.
  • Соблюдение тайны лечения.
  • Отказ от любых манипуляций и назначений.
  • Компенсацию при врачебной ошибке.
  • Связь с представителем или адвокатом для защиты своих интересов.
  • Осуществление ритуальных обрядов в связи с вероисповеданием, если это не мешает работе больницы.

Перед проведением любой медицинской манипуляции доктор обязан заручиться письменным согласием пациента или его законного представителя. При этом все риски, связанные с процессом лечения или последствиями в случае отказа, должны быть разъяснены больному в понятной и доступной форме. Бланк согласия прикрепляется к карте.

Однако, законодательство предусматривает случаи, когда врачебное вмешательство возможно и без одобрения лица или его представителя.

Это возможно:

  • При угрозе жизни человека, когда получить от него разрешение невозможно в связи с объективными причинами.
  • Когда болезнь, поразившая кого-то, может быть опасной для окружающих.
  • При сильных психических расстройствах.
  • В отношении преступников.
  • При проведении специализированной экспертизы.

Кроме того, в законе указаны права в сфере охраны здоровья особенных групп граждан – военнослужащих, занятых на специфических производствах, отбывающих наказания за преступления.

Способы защиты прав населения

Зная свои права легко отследить момент, когда происходит их нарушение. При этом резонно отстаивать свои интересы, при необходимости даже в судебном порядке.

Защиту прав пациента можно разделить на досудебный и судебный уровень.

Какие действия можно предпринять, не обращаясь в суд:

  • Обратиться к главному врачу или заведующему отделением в устной или письменной форме.
  • Написать жалобу в местный контролирующий орган, этический комитет или профессиональную ассоциацию.
  • Попросить помощи у организации, предоставляющей полис обязательного медицинского страхования.
  • Подать жалобу в прокуратуру.

В таком случае есть шанс мирного урегулирования вопроса, а платить госпошлину за исковое обращение не придется.

изображение с сайта thenounproject.com

Если же предполагаемый виновник категорически отрицает свою причастность к негативному исходу лечения, придется искать истину в суде.
Исковое заявление в таком случае должно содержать следующие данные:

  • наименование правового учреждения, в которое подается заявление;
  • личные данные истца для физического лица и реквизиты организации для юридического лица;
  • данные об ответчике – наименование, адрес;
  • суть обращения;
  • документальные обоснования обвинений;
  • расчет взыскиваемых денежных сумм, компенсирующих причиненный ущерб;
  • отчет о досудебных действиях;
  • перечень прилагаемых документов.

Пациент также вправе потребовать возмещение морального ущерба.

Суд рассматривает дело в течение 5 дней со дня поступления иска, в течение которых решает, начать производство или нет.

Ответственность медицинских учреждений

Ответственность медицинских организаций контролируется главой 13 статьей 98 ФЗ № 323.

За осуществление государственных гарантий, а также за контроль над соблюдением положенных населению прав в сфере охраны здоровья граждан отвечают органы власти федерального и местного уровня.

За соответствие правовым нормам в ходе медицинского вмешательства несут ответственность организации, предоставляющие такие услуги.

Вред, причиненный пациенту, возмещается в установленном законом порядке. Это не освобождает виновных работников от привлечения к ответственности.

Обязанности граждан

Интересуясь своими правами неплохо вспомнить и об обязанностях самого пациента по отношению к собственному здоровью.

Эти положения прописаны в ст. 27 рассматриваемого Закона, и они включают в себя следующие пункты:

Граждане должны следить за состоянием своего здоровья.

Необходимо проходить диспансеризацию, а при наличии опасных для общественности болезней, проводить лечение и профилактику их распространения.

Пребывая в стационаре, надо лечиться по назначенной доктором схеме, соблюдать установленный в учреждении распорядок и правила поведения.

Подведем итоги

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется государством на законодательном уровне. Зная, чего положено каждому человеку, можно смело отстаивать свои интересы в любом специализированном учреждении. Но помимо прочего, не стоит забывать о том, что многие болезни гораздо проще и дешевле профилактировать, чем лечить, а значит контроль за собственным здоровьем обязателен со стороны самих пациентов в такой же степени, как и со стороны врачей.

Глава 5. Организация охраны здоровья


Статья 29 . Организация охраны здоровья

1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний , представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом .

2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

4. Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона


Статья 30 . Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Поделиться: