Синдром повышенной тревожности у взрослых. Тревожность в психологии

а В. Филипс, И. Мартин и Ж. Майерс различают в концептуальном плане тревогу как переходящее эмоциональное состояние и как устойчивую личностную черту .

Позже появилось и понятие «тревожность» , которое впервые было введено С. Кьеркегором в рамках философских исследований . Несмотря на то, что слова «тревога» и «тревожность» часто употребляются практическими психологами как синонимы в повседневном профессиональном общении, эти понятия неравнозначны для психологической науки. Ещё полвека назад различие между понятиями «тревога» и «тревожность» было неочевидным, тем не менее, в современной психологии эти понятия принято разделять. Подобную терминологическую дифференциацию можно встретить как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Х. Хекхаузен), что позволяет отличать категорию тревожности как психического состояния от тревожности как психического свойства . Обозначается, что человек обладает личностной тревожностью как чертой, если для него характерен низкий порог возникнове-ния реакции тревоги.

Когда дело доходит до страха, есть также вариант, который не имеет ничего общего с опасной для жизни ситуацией: социальная тревога. Быть под бдительным оком других людей заставляет нас нервничать. Мы боимся быть судимым, что также может привести к тревожным реакциям.

Но социальная тревога уходит своими корнями в важную функцию. Мы все немного застенчивы, - говорит Бандлоу: «Это управляет нашим сосуществованием и мешает нам нарушать правила и быстро ломать голову». Однако защитная функция страха стреляет далеко за пределы цели для некоторых людей. Тогда это уже не сигнал к бдительности или осторожности, напротив: сам страх становится угрозой и трансформирует жизнь пострадавших в перчатку.

В «Большом психологическом словаре» приводится следующее определение этого понятия: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги , а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» . «Словарь практического психолога» трактует термин тревожность как «состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх» .

«У страха нет степени в колледже, - говорит Бандлоу, - это очень примитивная система». Он отключает ум и предлагает самую высокую опасность. Но если иррациональные страхи такого рода сильно ограничивают качество жизни, требуется действие. Если кто-то не боится, у него нет воображения. Эрих Кэстнер.

Когда в опасности или в сомнении, бегайте кругами, кричите и кричите. В дополнение к радости, печали, гневу и стыду страх является одним из основных чувств, которые сопровождают жизнь для каждого человека и которые снабжены различным содержанием на разных этапах жизни. Существуют связанные с возрастом и связанные с развитием опасения, что здоровый человек терпит и хозяева и чье управление важно для их развития. Эти страхи в лучшем случае являются двигателем развития индивидуального человека и всего человечества.

Согласно В.К. Вилюнасу: «Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги , характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» .

В отечественных и зарубежных психологических исследованиях можно обозначить несколько направлений в понимании тревожности. В общем, всё разнообразие определений «тревожности» можно свести к нескольким концептуальным подходам :

Исторически, в древние времена страх всегда был связан с конкретными объектами. Большинство состояний тревоги, которые мы часто воспринимаем как «необоснованные» или «преувеличенные», по-прежнему «уместны», пока они приводят нас к «полной скорости», чтобы справиться с болезненной ситуацией.

Активность в миндалине и в островной коре, очагах беспокойства и бдительности, заметно возрастает в соответствии с недавними расследованиями всех солдат в опасных миссиях. Подобно исследованиям солдат, развернутых в Афганистане, угрожающий опыт изменил нейронные цепи в мозге, которые регулируют бдительность, а также участвуют в регулировании эмоций. Эти изменения также произошли через два месяца после того, как солдаты вернулись в свои дома Дома были, упорствовали. Однако эти изменения в центре регуляции эмоций в лобных долях мозга также сильно зависят от того, как солдаты испытывали угрожающие события во время их использования.

1. Тревожность понимается как особое качество чувственно-эмоциональной сферы , включающее астенические, негативные эмо-ции с неосознаваемыми причинами их возникновения (К. Изард, И.А. Мусина,Р. Мэй, Г.С. Салливан).

2. Тревожность рассматривается как личностное свойство , которое располагает к реакции в форме тревоги в самых различных ситуациях, которые объективно являются безопасными (Г. Айзенк, В.А. Бакеев, Н.М. Гордецова, Н.В. Имедадзе, Р. Кеттел, В.С. Мерлин, Ч. Спилбергер, Х. Хекхаузен).

Опытные опасные ситуации так глубоко проникают в память, что биологически также имеет смысл. Генетически закрепленный вариант рецептора в головном мозге, который служит точкой стыковки для норадреналина, в соответствии с последними результатами подтверждает тот факт, что человек еще сильнее помнит такие эмоционально окрашенные переживания. Этот рецепторный вариант также ответственен за серьезность агонизирующих воспоминаний о травматических переживаниях при посттравматическом стрессовом расстройстве, где люди, очевидно, генетически различны, насколько травматические переживания погребены в памяти и продолжают существовать в форме мучительных воспоминаний.

3. Тревожность описывается как состояние напряжённости (М.С. Роговин).

По мнению Л.Е. Панина, В.П. Соколова и Ц.П. Короленко тревожность является формой адаптации индивида к условиям острого или хронического стресса . Согласно Ц.П. Короленко, «тревожность различной степени выраженности, от состояния психологического дискомфорта до невротического уровня тревоги, является основным клиническим проявлением психоэмоционального напряжения» .

Генетическая вариация норадренергической системы связана с дифференциальной активацией миндалин при кодировании эмоциональных воспоминаний. Страх в значительной степени изучен и поэтому часто ассоциируется с травматическими переживаниями в прошлом, в основном в детстве и юности. Некоторые из этих переживаний настолько болезненны, что они влияют на нас, когда мы вырастаем. Многие страхи несут с собой людей, пока они не умрут, как будто они все еще несут травмированного мальчика или раненых. То, что люди боятся, помимо прочего, также зависит от их окружения, то есть того, что страхи человека часто зависят от культурного контекста, в котором живет человек.

В.С. Мерлин и его ученики рассматривают тревожность как свойство темперамента . Проведённые ими исследования выявили статистически значимые корреляции между уровнем тревожности и такими характеристиками нервной системы, как слабость и инертность.

Анна Фрейд рассматривает тревожность в качестве бес-предметного состояния ожидания угрозы , источник которой не определён , а Карен Хорни выделяет такие признаки тревожности, как очевидная ир-рациональность и ощущение беспомощности . В концепции Г. Салливана понятие тревожности также занимает центральное место, при этом под тревожностью понимается, главным образом, состояние напряжения , противоположное напря-жению потребностей и отличное от активности, направленной на их удов-летворение .

Такие культурные различия в оценке риска отдельных опасностей возникают в основном благодаря социальному обучению, потому что люди склонны воспринимать поведение людей в своей среде, то есть то, что люди боятся, также является частью социальной стратегии внутри группы. Культурные страхи, в отличие от прошлого, становятся все более быстрыми и более распространенными, но также преувеличены и умножаются на влияние средств массовой информации.

С другой стороны, Зигмунд Фрейд считал, что страх возникает прежде всего благодаря опыту ощущения неотложности, которое неизбежно развивается в акте рождения. Из этого стремления все другие страхи развиваются на протяжении многих лет. Роды испытывают ребенка как травму, где усиление стимула вызывает определенные пути в мозге, чтобы развиться, чтобы устранить страх. В более поздней жизни страх - это бессознательная память или воспроизведение этого опасного состояния при рождении. Опытный страх во время рождения возникает автоматически - поэтому Фрейд часто называет это «автоматическим беспокойством».

Некоторые исследователи предпочитают описывать тревожность просто как длящийся страх , когда ситуация опасности не снимается , или как совокупность трёх ком-понентов:

1. Субъективное переживание «невыразимого и неприятного предчувствия».

2. Восприятие телесных реак-ций (потение, учащение дыхания и тому подобное).

В ходе развития эго и супер-эго автоматическое беспокойство изначально превращается в «тревогу сигнала», что позволяет самолюбию эго, что, в свою очередь, является предпосылкой для невротического конфликта. Содержание опасности смещается от исходной ситуации плода к матери, к потере объекта. Автоматическое беспокойство характерно для детства, когда эго еще недостаточно подготовлено, но оно также существует во взрослой жизни. Механизмы защиты имеют большое значение, поскольку эго еще недостаточно сильное, чтобы разрешать конфликты по-разному.

3. Поведение, свя-занное с отстранением или избеганием.

Высокая тревожность является выраженным эмоциональным свойством личности, которое выражает склонность индивида испытывать состояние беспокойства (тревоги) достаточно часто и в самых различных жизненных ситуациях, которые объективно не предрасполагают к таким реакциям .

Если эти страхи слишком сильны, эго уже не может контролировать защитный инстинктивный импульс, так как первые симптомы невроза появляются даже в детстве. Еще одна трансформация страха происходит в фаллической фазе, где кадровая тревога возникает из-за комплекса Эдипа. Согласно Фрейду, кастрационная тревога содержит после рождения еще один элемент беспокойства о разделении - отделение от гениталий. Из-за возрастающей мощности суперэго, в конце фаллической фазы, кадровая тревога меняется на «страх перед совестью или социальной тревожностью».

По мнению К. Изарда , тревожность представляет собой комбинацию таких негативных эмо-ций, как страх, гнев и печаль .

Р. Кеттелл, а позднее Ч. Спилбергер чётко определяют различие тревожности как состояния и как свойства: «При всём смысловом различении термина «тревожность» исследователи используют его, чаще всего, в двух основных значениях: как состояние и как свойство личности , но относятся они к совершенно разным понятиям» . В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в призна-нии необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

В конечном счете, страх перед смертью возникает из-за страха перед суперэго. Существенным фактором в проявлении социальной тревоги в частности являются слишком высокие требования к себе. Некоторые люди требуют от себя, чтобы они делали все идеально, что они не могут позволить себе никаких ошибок. С этим собственным утверждением возрастает страх ошибиться, смущать себя и подвергаться критике. Этот поиск совершенства часто является выражением маленькой или плохой самооценки. Чем ниже самооценка, тем больше вы думаете, что вы не в порядке, тем больше у вас развивается страх перед отвержением и критикой.

Так, А.М. Прихожан трактует тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности » .

Л.А. Китаев-Смык также указывает на тот факт, что «широкое распро-странение получило в последние годы использование в психологических ис-следованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спил-бергом» .

Отсутствие чувства собственного достоинства, в свою очередь, приводит к еще большей потребности в признании и еще большем страхе отвергнуть тот факт, что человек входит в порочный круг в стремлении к совершенству. Это может вызвать фобии. Даже Гиппократ рассказывает о человеке, который был едва заметен из-за его застенчивости, подозрительности и робости, потому что он любил тьму и не мог нести никакой яркости, но избегал освещенных мест. Он не хотел видеть других людей или их видел, избегал любых контактов с другими из-за боязни плохого обращения, возможного позора.

«Высокотревожный» человек характеризуется чрезмерным стремлением к защите, мнительностью, навязчивыми идеями некомпетентности, чувствитель-ностью к критике со стороны других людей, а также предъявлением избыточ-ных требований в свой адрес .

С точки зрения Р.С. Немова, «тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» .

Он боялся привлечь внимание или даже рвоту из-за неправильного поведения или речи. Этот человек также считал, что все люди вокруг него постоянно наблюдают за ним. Этот феномен социальной фобии является не-атипичным психическим тревожным расстройством, характеризующимся чрезмерным страхом социального взаимодействия и обычно в социальных ситуациях, например, когда кто-то должен выступить с речью. То же самое верно и в спорте: по мнению спортивного психолога Грэма Джонса, уровень конкуренции зависит от того, в какой степени человек может контролировать свои собственные факторы окружающей среды и себя.

А.В. Петровский понимает тревожность как «склонность инди-вида к переживанию тревоги , характеризующаяся низким порогом возникно-вения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных раз-личий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих по-следствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъектив-ным проявлением неблагополучия личности» .

Таким образом, если вы считаете, что можете справиться с определенной спортивной задачей, вы также подходите к достижению этой цели с положительным ожиданием успеха, с положительным ожиданием, в то же время давая вам больше уверенности и увеличивая вероятность того, что вы также поймете свой потенциал. Степень, в которой человек может контролировать различные стрессоры, связанные с конкуренцией, индивидуально различен и зависит от таких факторов, как личность, образование, опыт и диспозиционная тревога, то есть в какой степени индивид склонен к тревоге.

Обзор литературы позволяет выделить следующие основные виды тревожности :

Открытую и скрытую тревожность (А.П. Прихожан);

Мобилизирующую и расслабляющую тревожность (Н.Д. Левитов, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина);

Личностную - «тревожность характера» и ситуативную тревожность (Ч. Спилбергер);

Нормальную и невротическую тревожность (Р. Мэй, К. Хорни);

Многие люди страдают своей жизнью от такого ухудшения жизни, если они считают, что они сильно зависят от признания других и им не разрешают допускать какие-либо ошибки, потому что тогда они блокируют себя в повседневной жизни. В некоторых случаях это может также иметь патологические особенности: однако страхи упоминаются только как патологические, если они приводят к параличу соответствующего человека и неконтролируемы в течение более длительного периода времени. Таким образом, адекватный ответ или действие часто невозможно, что приводит к значительным проблемам в повседневной жизни.

- «связанную» тревожность и «разлитую, свободно витающую» (З. Фрейд);

Ситуативную тревожность - межличностную, внутригрупповую, деятельностную (Ю.Л. Ханин);

Адекватную и неадекватную тревожность - в ситуации общения у подростков (Л.И. Божович, А.М. Прихожан);

Тревож-ность дискомфорта и «Я - тревожность», обусловленную недостатком уважения и са-моуважения (А. Эллис).

Как на работе, так и в отношениях с другими ведет. В течение нескольких десятилетий тревожные расстройства были одним из наиболее распространенных психических расстройств, помимо алкоголизма и депрессии. Особенно велико рост социальных страхов, связанных с более слабыми социальными связями и воспринимаемой угрожающей средой.

Портал - это ресурс для людей, которые ищут помощь в управлении их паническим расстройством, фобией или тревожным расстройством. На веб-сайте слово «самопомощь» капитализируется. Опыт участников может помочь им понять и преодолеть свои страхи и фобии. Форум постоянно свободен и анонимен. В качестве участника можно создавать сообщения и обмениваться информацией с другими участниками форума.

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность» . Субъективно это состояние окрашено такими отрицательными эмоциями, как беспокойство, нервозность, озабоченность и напряжение. Оно вызывается эмоциональной реакцией на стрессовую ситуацию, характеризуется выраженной динамикой во времени и может различаться по интенсивности протекания.

Психологически тревога может быть прочной чертой характера или временной реакцией тревоги. Тенденция тревоги - это страх, как постоянное чувство личности, которое легко и часто вызывает беспокойство, оно обычно имеет низкую интенсивность и неопределенность. Тенденция к тому, что человек реагирует относительно часто на ситуации государственного беспокойства, часто является стабильным и постоянным с течением времени. При высокой тревоге ситуации воспринимаются как угрожающие, в которых интенсивность реакции объективно не связана с триггером или мотивом тревоги. Государственное беспокойство - это страх как мгновенная чувствительность в конкретной ситуации, это острый, временный переходный процесс, обычно с высокой интенсивностью и коротким продолжительность. Это характеризуется сложной реакцией, субъективный опыт может быть передан в устной форме, но не должен восприниматься другим. Ситуация воспринимается как угроза или требование и в то же время способна действовать. Физиологически наблюдается возбуждение симпатического с высоким кровяным давлением и повышенным сердечным ритмом, дрожанием, повышенной секрецией пота и подавлением двигательных навыков желудочно-кишечного тракта. Говорят, что это увеличение чувствительности позволяет людям в опасных ситуациях бежать или допускать атаки. В психологии иногда различают.

Таким образом, выделяются два основных вида тревожности:

- ситуативная тревожность , то есть порождённая некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль . Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьёзно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьёзных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

- личностная тревожность . Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчётного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Склонность к таким эмоциональным состояниям закрепляется в процессе становления характера и способствует формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма .

Личности, относимые к категории «высокотревожных», склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряжённо, выраженным состоянием тревожности. С феноменологической точки зрения тревожность характеризуется пси-хологическими, физиологическими, поведенческими проявлениями.

Обязательной и естественной особенностью любой активной деятельности выступает определённый уровень тревожности. Свой оптимальный (или желательный) уровень тревожности присутствует у каждого человека, такая тревожность иногда называется «полезной».

«Высокотревожный» человек обладает склонностью оценивать события, предметы и явления, объективно не опасные, как угрозу , что в дальнейшем вызывает у него тревожные переживания. Такие люди боятся затруднений, испытывают неуверенность в коллективе. Некоторые отечественные авторы (в частности, Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, А.И. Захаров, Ю.А. Ханин) указывают на отличия нормальной тревожности от патологической . В норме тревожные состояния способствуют развитию личности, положительным изменениям и новым впечатлениям, а также обретению личной значимости в жизни. В то время как патологическая тревожность, напротив, представляет собой неадекватный ответ на определённый стимул, чрезмерный по своей интенсивности или длительности. Такая тревожность мешает нормальному развитию личности, поскольку подобное состояние блокирует нормальное протекание познавательных психических процессов.

Андрей Савенко

Литература :

1. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 197 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 352 с.

3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.

6. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 385 с.

7. Китаев - Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 348 с.

8. Клепач Ю.В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. - Воронеж, 2002. - 230 с.

9. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - Л.: Медицина, 1978. - 272 с.

10. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М.: Московский государственный педагогический университет, 2009. - 22 с.

11. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. - СПб.: ПЕР СЭ, 2008. - С. 75-84.

12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 192 с.

13. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. - Пермь: ПСИ, 2007. - 276 с.

14. Милашина О.Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов ВУЗов: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2009. - 23 с.

15. Мэй Р. Смысл тревоги. - М.: Класс, 2001. - 384 с.

16. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003. - 688 с.

17. Панин Л.Е, Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. - Новосибирск: Наука, 1981. - 176 с.

18. Петровский А.В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1. / ред. и сост. Л.А. Карпенко. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251с.

19. Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности: На примере преодоления экстремальных ситуаций: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ставрополь: Сев.-Кавказ. государственный техн. университет, 2002. -
19 с.

20. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.

22. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии. - СПб.: Ювента, 1999. - 347 с.

23. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. - СПб.: Пер Сэ, 2008. - С. 85-99.

24. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. - Спб.: Питер, 2000. - 307 с.

25. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 344 с.

26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М.: Академический проект, 2009. - 208 с.

27. Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2001. - 181 с.

28. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 2000. - 576 с.

Поделиться: