«Формирование у детей правильной осанки. Методическая разработка на тему: Формирование правильной осанки

Современный человек много времени проводит в сидячем состоянии, и чтобы сохранить здоровье нужно научиться ходить, стоять и сидеть, держа спину прямо. Наш позвоночник сконструирован таким образом, что рассчитан на длительное движение и пружинистый эффект. Если какая-либо его часть блокируется, нагрузка начинает распределяться неравномерно, а это может провоцировать возникновение заболеваний. Поэтому, чтобы этого избежать, человеку нужно научиться держать спину прямо, сохраняя правильную осанку.

Большинству людей приходится сталкиваться с проблемой осанки, начиная со школьного возраста. Обычно ученики неправильно сидят за партами. Некоторые дети выше других, поэтому стараются сгорбиться, чтобы не выделяться среди сверстников. Другие наоборот, обладают невысоким ростом, поэтому старается вытянуться. Девочки надевают обувь на высоком каблуке. Все это формирует неправильную осанку, которая, в свою очередь, вызывает боли в пояснице, а также является причиной многих заболеваний позвоночника.

Но научиться правильно держать спину, сформировать здоровую осанку никогда не поздно и чем раньше начать это делать, тем лучше. Так что мой рассказ о том как формировать правильную осанку будет совсем не лишним.

Попробуйте встать напротив большого зеркала и внимательно осмотрите себя. При правильной осанке, плечи должны находиться на одном уровне. Теперь встаньте к зеркалу боком. Если вы заметили, что плечи направлены вперед, а голова немного наклонена, есть повод задуматься. Ваша осанка далека от идеальной. Теперь встаньте спиной вплотную к стене. Ноги должны быть вместе, руки свободно расположены вдоль тела. В таком положении у вас должны быть три точки прикосновения к стене - пятки, попа, лопатки.

А теперь опять встаньте перед зеркалом, запомнив положение у стены. Посмотрите на себя теперь. Именно так вы должны научиться стоять, ходить, сидеть на стуле. Именно такая осанка правильная. При этом вес вашего тела необходимо научиться распределять равномерно на обе ноги, грудь должна немного выдаваться вперед, плечи нужно развернуть, а мышцы живота слегка напрячь, чтобы поддерживать нижнюю часть спины. В то же время стоять нужно прямо, но не напрягаясь.

Если вы много времени проводите сидя, подберите удобное кресло или стул. Сидение должно иметь подлокотники, чтобы плечи держать прямо, чтобы они не провисали вниз. Ступни ног должны касаться пола.

Если вы не обходитесь без компьютера, нужно также обеспечить себе удобное для работы место. Стул для работы должен иметь надежную спинку, которая будет служить надежной опорой для вашей спины и плеч. Правильно распределяйте нагрузку. Обязательно делайте перерывы в работе, в которые можно походить, подвигаться. Хотя бы просто потянитесь всем телом и затем расслабьте все мышцы.

Очень часто происходит нарушение осанки, когда человек носит тяжелый груз в одной руке или на одном плече. Например, часто можно встретить женщин, тащащих в руке тяжелую хозяйственную сумку. Такое положение позвоночника может привести к негативным последствиям и болезням. В результате сильной нагрузки на одну руку и плечо происходит асимметрия плечевого и тазового пояса. Поэтому носить тяжелую сумку нужно попеременно, то в одной, то в другой руке. Еще лучше вообще не носить тяжестей или использовать рюкзак. Детям полезно заменить школьный портфель ранцем.

Нужно стараться тренировать сильные мышцы спины, шеи, которые будут способны длительно поддерживать вертикальное положение тела. В противном случае, при отсутствии привычки, вы снова начнете уставать, станете сутулиться, опускать голову.

Отличным способом восстановить, улучшить осанку является плаванье. Занимайтесь плаваньем круглогодично. В холодное время года можно посещать бассейн, а летом купаться в открытых водоемах. Зимой ходите на лыжах. Это не только сделает сильными мышцы спины и шей, вернет правильную осанку, но и сделает позвоночник более гибким. При этом лыжные неоценимы для укрепления здоровья.

Чтобы сделать мышцы и связки более сильными, что без сомнения способствует сохранению и поддержанию осанки, существует комплекс простых упражнений для исправления и укрепления осанки, которые легко можно выполнять дома. Итак, как сформировать правильную осанку?

* Встаньте прямо, ноги поставьте на ширине плеч. Медленно вдохните, начиная делать наклон вперед до прикосновения к полу кончиков пальцев, выдохните и выпрямитесь, опять вдохните. Упражнение повторите 5-6 раз.

* Оставаясь в положении стоя, выпрямите спину, вращайте головой сначала 5 раз в левую сторону, затем столько же раз в правую сторону. Упражнение повторите 5-6 раз.

* В положении стоя разведите руки в стороны, держа их на уровне плеч. Сделайте вдох, начинайте совершать повороты туловища, медленно отводя руки назад, прогибайте грудную клетку, сделайте выдох. Вернитесь в исходное положение, сделайте вдох, все повторите.

* Теперь скрепите руки на затылке, а локти и голову слегка отведите назад, прогнув грудную клетку. Сделайте 4 круговых движений всем корпусом. Когда туловище будет отведено назад, нужно вдохнуть, когда вперед – выдохнуть.

* Упражнения для восстановления осанки очень важны и для этих целей разработано много специальных упражнений. Вам останется только подобрать те, которые больше подходят. Но не менее важен постоянный самоконтроль. Сначала будет нелегко все время следить за собой, плечи сами собой будут опускаться, а спина сутулиться. Но со временем вы научитесь держать прямо спину, уже не контролируя этого. И тогда правильная здоровая осанка станет вашим постоянным, надежным спутником.

Введение

Осанка - это привычная поза в покое и при движении, т.е. привычное для человека вертикальное положение тела. "Привычное положение тела" - это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя. Она обусловлена воздействием силы тяжести. Человек подвергается воздействию силы тяжести всегда - сидит ли он, лежит или стоит. Именно поэтому важно то, как он реагирует на эти действующие извне силы.

Ещё одной особенностью человека является прямохождение. Многие ортопеды нередко говорят, что именно за него человек и "расплачивается" различными изменениями осанки, ведь у животных, которые передвигаются на четырех ногах, нарушений осанки не бывает. Когда первобытный человек встал на ноги и освободил руки для работы, увеличилась и стала неравномерной нагрузка на нижние конечности и спину. И ему потребовалась дополнительная рессора, смягчающая колебания и толчки при ходьбе, прыжках и беге.

правильная осанка позвоночник патология

Осанка. Правильная осанка, нарушения осанки

1) прямое положение головы и симметричность шейно-плечевых линий;

2) одинаковый уровень лопаток и отсутствие их чрезмерного расхождения;

3) одинаковый уровень расположения подмышечных складок;

4) симметричность треугольников талии, образованных внутренним краем верхних конечностей и боковой поверхностью туловища;

5) нормальная величина физиологических изгибов позвоночника;

6) прямое положение линии остистых отростков.

В свое время в институтах благородных девиц практиковали специальные упражнения для формирования осанки. Воспитанницы должны были несколько раз в день ходить, держа за спиной палку. В этом случае плечи расслаблялись, и привычная поза закрепляла правильное положение тела. Девочек учили "держать спину". В результате институтки выходили из стен этого почтенного заведения, имея красивую горделивую осанку, которая сохранялась у них на всю жизнь. Любой из нас замечал, что при правильной осанке фигура человека выглядит стройной и красивой, а походка - легкой. Конечно, необходимо знать, что осанка влияет не только на внешность, но и на здоровье, ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, в свою очередь, является предвестником других серьёзных заболеваний. Таким образом, неправильная осанка - не только пример заболевания опорно-двигательного аппарата, но и начальный этап сбоя в работе различных жизненно важных органов. Например, искривления в грудном отделе позвоночника как следствие неправильно сформированной осанки даёт деформацию полостей плевры, что влечёт за собой проблемы с процессом дыхания, снабжением кислородом артериальной крови и так далее

Проведенные еще в конце XX столетия обследования школьников показали, что от 30 до 60% имеют нарушения функции опорно-двигательного аппарата, т.е. разного рода искривления позвоночника, и как следствие - неправильную осанку. Через 10 лет эти цифры возросли до 50-90%. Распространенность искривлений позвоночника растет от младших классов к старшим. Даже в детских спортивных школах обнаружено немало учащихся с нарушениями осанки и сопутствующими им заболеваниями.

Осанка портится по нескольким причинам. Это и неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности: сидения за столом, сгорбившись; передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка). Это и различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной. К тому же, осанка зависит и от времени выявления её нарушения.

Чаще всего дефекты осанки и заболевания позвоночника (сколиоз, кифоз и кифосколиоз) возникают в период полового созревания (у девочек в 13 - 15 лет, у мальчиков в 14-16 лет), а также во время скачкообразного роста (когда, например, за лето ребенок вырастает на б-8 см). В эти периоды на осанку особенно сильно влияют сон на мягкой постели и различные дурные привычки (например, привычка стоять на одной ноге, согнув вторую в коленном суставе), неправильное положение туловища во время сидения и неравномерная нагрузка на позвоночник (скажем, ношение портфеля в одной и той же руке).

В классификации патологии нарушения осанки также нет единства. Большинство авторов разделяют нарушение осанки в сагитальной и фронтальной плоскости. В сагитальной плоскости чаще всего выделяют три типа нарушения осанки: "круглую спину", "плоскую спину", "сутулую спину", однако часть авторов выделяют четыре вида нарушения патологической осанки: выпрямленная (или плоская), сутуловатая, лордотическая, кифотическая или круглая спина.

Виды осанки: а - нормальная; б - сутуловатая; в - лордотическая; г - кифотическая; д - выпрямленная (плоская)

В нарушение осанки во фронтальной плоскости принято выделять сколиотическую осанку и сколиозы, при этом нет единого критерия дифференциальной диагностики нарушения осанки, "функционального" сколиоза и др. видов.

Признаки нормальной осанки (а). Метод определения искривления позвоночника (б). Виды сколиоза: 1 - правосторонний; 2 - левосторонний; 3 - S - образный

Подготовительное упражнение:

Для тренировки знаний о правильной осанке следует:

1. Занять исходное положение и сохранять принятую позу у стены.

Выполнять в течение 2_3 минут.

Основные упражнения:

Для тренировки движений с сохранением правильной осанки следует:

1. Занять исходное положение. Поднять ноги поочередно, сгибая тазобедренные и коленные суставы, до максимального объема, помогая руками притягивать колено к грудной клетке. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10_12 раз.

2. Занять исходное положение. Поднять ноги поочередно, сгибая тазобедренные и не сгибая коленные суставы. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10_12 раз.

3. Занять исходное положение. Делаем боковые наклоны, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10_12 раз.

4. Занять исходное положение. Присесть и встать, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10_12 раз.

Заключительные упражнения:

Для контроля правильной осанки следует:

1. Занять исходное положение. Запомнить принятую позу и отойти от стены, удерживать принятую позу как можно дольше. Сохраняя принятую позу, выполнить несколько поворотов и наклонов туловищем, вращений и наклонов головой (повторить 2_3 раза). Особое внимание уделять положению головы: следует держать её прямо и не опускать, так как это приводит к сгибанию спины и сутулости. Периодически следует возвращаться в исходное положение и проверять правильность осанки.

Про осанку все, безусловно, слышали ещё с детства. Обычные фразы родителей: «Сядь прямо!», «Не сутулься», «Держи спину ровно», «Ну что у тебя за осанка!». О ней толкуют многие: и родители, и преподаватели, и врачи. Так что такое осанка, как правильно она формируется, и почему так важно держать Об этом сегодня пойдёт речь в статье.

Определение термина

Сейчас узнаем, что такое осанка и какой она может быть. Итак, это слово обозначает способность человека держать своё тело в разных положениях. Осанка может быть двух видов:

1. Правильная.

2. Неправильная.

В первом случае - это привычная естественная поза стоящего человека. Здесь люди без лишних активных напряжений могут держать корпус и голову правильно. У человека с безупречной осанкой лёгкая походка, плечи чуть-чуть опущены и отведены назад, живот подтянут, грудь расправлена.

Во втором случае человек не умеет правильно держать своё тело, ходит и стоит на полусогнутых конечностях, сутулится, опускает голову и плечи, выпячивает живот. Неправильная осанка не только портит фигуру, а и вредит его здоровью. При такой манере держать себя у многих жителей нашей планеты усложняется деятельность органов, что в итоге выливается в сплошной букет различных недугов.

Признаки правильной осанки

  1. Положение головы и позвоночника прямое.
  2. Симметричными должны быть очертания надплечий и шеи.
  3. Лопатки располагаются на одном уровне.
  4. Линия ключиц должна быть горизонтальной.
  5. Одинаковая длина ног.
  6. Положение ягодиц должно быть симметричным.

Что такое осанка, мы определили. Теперь самое время рассмотреть, как самостоятельно человек может узнать, в порядке его спина и фигура или же нет.

Собственная диагностика

Нужно подойти к стене и, повернувшись спиной, прижаться к ней затылком, лопатками и ягодицами. При этом пятки необходимо на несколько сантиметров отставить от стены. Теперь следует попробовать вставить руку между стеной и поясницей, при этом нельзя отрывать плечи и голову от поверхности. Если у вас это получилось, значит, проблем с осанкой нет.

Причины нарушения

Что такое правильная осанка, понятно, теперь нужно определить, какие факторы приводят к её нарушению. Причины нужно искать ещё в детстве, и это могут быть такие обстоятельства:

Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).

Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.

Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.

Формирование правильной осанки у ребёнка

У мальчишек и девчонок позвоночник в юном возрасте только образует свои изгибы, мышцы формируются постепенно, и малышу легче, чем взрослому, привыкнуть к определённому положению тела в пространстве.

Формирование осанки у детей обязательно должно проходить под присмотром взрослого. Как родители должны помогать ребёнку сохранить этот важный показатель, характеризующий физическое развитие? Для этого нужно придерживаться таких простых рекомендаций:

Мама с папой должны следить за тем, как сидит их малыш, правильно ли выбрана у него поза во время выполнения уроков. Ребёнок не должен сутулиться, держать плечи не на одном уровне, наклоняться набок.

Необходимо верно обустроить сына или дочки. Важно подобрать стол, а также стул, который бы подходил росту отпрыска. Также необходимо обеспечить школьнику правильное освещение рабочего стола (местное, а также общее).

Нужно покупать ребёнку качественную обувь, которая бы не давила, не стесняла движений.

Важно приобрести своему отпрыску правильный рюкзак, портфель (желательно с ортопедической спинкой), и не класть туда много книжек и ненужных вещей.

Необходимо приобщать ребёнка к утренней гимнастике. очень важна в период роста малыша. Можно совершать пешие прогулки - они тоже пойдут на пользу осанке.

Желательно записать сына или дочь на занятия по плаванию, ведь оно отлично влияет на правильное привычное положение тела ребёнка.

Можно научиться закаляться самому и приучить до этого мероприятия и своего отпрыска.

Важно, чтобы малыш правильно питался. В еде должны содержаться свежие овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца, зелень.

Немаловажным фактором в развитии верной осанки является подбор мебели для сна. Мальчики и девочки должны отдыхать на жёстких матрасах, причём важна также поза, в которой дети спят. Желательно дремать на животе, а лучше - на спине, а не сворачиваться калачиком.

Нельзя забывать и о пользе солнца, ведь оно, как многие знают, помогает укрепить кости и сформировать правильную осанку. Поэтому необходимо выходить в тёплую солнечную погоду на улицу со своим ребёнком (но не в самый солнцепёк) и заниматься интересными и полезными для здоровья занятиями (игра в футбол, баскетбол, теннис и т. д.).

Осанка и плоскостопие: связаны ли эти понятия?

В организме человека всё тесно взаимосвязано, поэтому, если возникает сбой в одном каком-то органе, то страдают и остальные. Это можно сказать и о плоскостопии, которое приводит к Как же это происходит?

При гладкой стопе центр тяжести меняется и человек отклоняется назад, в результате нарушается равновесие, и при ходьбе корпус тела наклоняется вперёд. Образуется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. Естественно, плоскостопие - не смертельный недуг, однако, если оно присутствует, то человек испытывает массу других проблем: у него быстро устают ноги, страдают колени. Поэтому, чтобы не запустить такую цепную реакцию, необходимо следить за своим ребёнком ещё с детства; нужно наблюдать за тем, как он ходит, посещать детского ортопеда. И если специалист обнаружит какие-то проблемы с ножками, то следует выполнять все рекомендации врача, чтобы у отпрыска не появилось плоскостопие, которое впоследствии приводит к ряду проблем.

Теперь вы знаете, что такое осанка и к каким последствиям может привести неправильная манера сидения, стояния, лежания. Мы выяснили, каких рекомендаций стоит придерживаться людям, желающим сохранить ровную и Узнали также о том, какая существует связь между плоскостопием и осанкой.

На самом деле, от правильной осанки зависит не только активность нашей жизни, но и её продолжительность. Неправильная осанка влияет на наше тело весьма пагубно, медленно разрушая наш организм. Однако не зависимо от биологического возраста, любой из нас может повернуть процесс «естественного увядания» вспять. Для этого нужно лишь дать себе внутреннюю установку и совершить определенные шаги.

Специалисты уверяют, что наша манера стоять и сидеть оказывает мощное влияние не только на темпы старения организма и наше самочувствие, но и на настроение. Это является очевидным, если рассмотреть тот факт, что, когда мы сидим, сгорбив спину, давление на её нижнюю часть в 15 раз сильнее, чем когда сидим с ровной спинкой. У сутулых людей существенно ограничивается диапазон дыхания. Это препятствует нормальному кровообращению, что приводит к снижению живости мышления, ограничению подвижности тела, проблемам с пищеварением, болям в конечностях и спине, напряжению мышц, запорам, склонности к депрессиям и прочие.

Кроме того, наша поза – это показатель психической гармонии. Как правило, сутулый человек страдает от комплексов и наделён скрытным, неуравновешенным характером.

Однако всё это можно легко изменить. Делая простые упражнения, Вы сможете очень быстро выработать изящную осанку, что подарит гибкость движений, а также здоровье и долголетие Вашему телу!

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки:

Плавный кивок

Изящная осанка берёт начало с "правильного" положения Вашей шеи и головы, от чего в существенной степени зависит чувство комфорта в грудной клетке, плечах и спине. Передняя прямая мышца головы, которая отвечает за положение нашей шеи, а также её наклоны и повороты, находится в верхней части позвоночника.

Одним из самых действенных и простых методов поднятия тонуса данной мышцы считается упражнение под названием «плавный кивок». Вам нужно принять удобную позу в положении стоя или сидя. Потом положить на основание черепа (чуть повыше мочек, прямо за ушными раковинами) большие пальцы ладоней, повернутые назад. Плавно потянуть шею вверх, как если бы к Вашей макушке была бы прикреплена воображаемая нить, которая её тянет. В этом слегка приподнятом положении медленно кивните головой, как будто бы кого-то приветствуете. Каждый день повторяйте это простое движение по 10 раз.

Идеальное положение головы

Специалисты говорят, что стройная осанка не требует особых усилий, ей лишь необходимо «дать свободу». В среднем человеческая голова весит около 4 -7 кг. Во избежание дополнительных нагрузок на позвоночник, наша голова должна занимать самое удобное положение, которое находится точно по центру. Чтобы выработать это идеальное положение, следует регулярно выполнять достаточно простое упражнение. Примите удобную позу сидя. Успокойте дыхание и расслабьтесь. Затем плавно расправьте плечи и втяните живот. После чего начинайте медленно выдвигать голову немного вперед, слегка поджимая подбородок. Затем плавно наклоните голову вправо, потом влево, а затем возвратите в её исходную центральную точку, местоположение которой следует определить по комфорту Ваших ощущений. Затем выдвиньте голову слегка вперед и назад, и наконец возвратите её в исходное положение. Упражнение рекомендуется делать 3-4 раза в день.

Укрепление шеи

Данное упражнение рекомендуют ведущие специалисты, которые профессионально занимаются проблемами спины и шеи. Для упражнения используется изометрическое напряжение шейных мышц (без их движения). Примите вертикальное положение и расправьте плечи. Положите ладони на лоб, после чего медленно выдвигайте голову вперед и одновременно оказывайте соразмеренное сопротивление ладонями. Постепенно увеличивайте сопротивление, однако не превышая половины максимальной силы напряжения Ваших мышц. Зафиксируйте данное состояние на пару секунд, а затем полностью расслабьтесь. Положите ладони со сцепленными пальцами на центральную часть головы сзади и отводите плавно голову назад, одновременно с помощью рук оказывая сопротивление движению. Удерживайте напряжение мышц в течение 3-5 секунд. После встряхните руки и расслабьтесь. Выполнять данное упражнение можно 2-3 раза в неделю.

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

Татьяна Бойко

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка .

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым , ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская , круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей , предрасположенность к определенному виду нарушений осанки . В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка , но и исправить , создать новый вариант осанки .

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется . Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка . Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку . Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.



Предупредить возникновение неправильной осанки легче , чем проводить работу по ее исправлению . Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей .

Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.


Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Основным средством и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.


В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание , лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.


Упражнения для малышей чаще носят игровой характер : имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана» .

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно , энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др .

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме , например : «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение» ; «Делай как я» и др.


Для формирования правильной осанки полезны упражнения , выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела .

Волшебная палочка

Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо . Вернуться в исходное положение.

Маленький силач

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Ласточка

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад , руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Велосипед

Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы» . Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку .

Кошка сердится

Исходное положение – стоя на четвереньках. Пусть ребенок представит себя кошкой : «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй!»

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.


Литература.

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград : Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка . Воспитание правильной осанки . Лечение нарушений осанки . / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

Поделиться: