Консультация учителя-логопеда "носовое и ротовое дыхание у детей". Носовое дыхание: его значение и особенности Значение носового дыхания для ребенка

Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхатель­ную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диф­фузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участ­вует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью

Значение носового дыхания для организма

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глу­боким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого коли­чества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика че­репа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утом­ляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к рас­стройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей — эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искрив­ляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очи­щение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Related Posts

    Нижняя стенка полости носа образована В формировании скАта носа участвует На латеральной стенке полости носа…

    перфорация дна полости носа возможна при резекции верхушки корня зуба при хроническом полипозном этмоидите отсутствует…

    Кровоснабжение полости носа происходит из a. sphenopalatina, аа. ethmoidales anterior et posterior, a. nasopalatina (ветвь…

    Свежие записи

  • Выберите рубрику — Вандышев А. Р. Медицина катастроф. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с 17 Органы чувств №1 Стоматология 18 Органы чувств № 2 Стоматология 28 студ. слюнные стоматологи 32 студ. Пищевод стоматологи 33 студ. кишечник стоматологи 34 студ. Печень стоматологи 8. Список литературы по теме занятия Alpha Bio Tec SPI Подлинный Спиральный Иплантат Cоциология А. А. Тимофеев РУКОВОДСТВО по челюстно — лицевой хирургии и хирургической стоматологии том 1 Алгоритм Классической техники при установке имплантатов AlphA Bio Tec АНТИБИОГРАММА Артикаин с вазоконстриктором БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ К КУРСОВОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 СТОМАТОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА Биоэтика в работе практикующего врача-стоматолога Боль в стоматологии Борьба с перек­рестной инфекцией во время стоматологического Брекеты Бухгалтерский учет и аудит Виниры Вич в стоматологии Возможно ли одновременное проведение непосредственной имплантации Возрастные и индивидуальные особенности костно-мышечных структур глубокой области лица и их использование в стоматологии Вопрос ответ Вопросы ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы для экзамена, 2009. Стоматология. (1) ВОПРОСЫ К КОМПЬЮТЕРНОМУ ТЕСТУ (после цикла) ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы к тестам стоматологи Вопросы к экзамену по детской стоматологии (V курс) Вопросы организации стоматологической помощи в России Вопросы по ортопедической стоматологии Вопросы по стоматологии зачет Воспалительные заболевания - сиалоадениты Воспалительные заболевания в челюстно-лицевой об­ласти у детей Выравнивание зубов Гаврилов Ортопедическая стоматология Геморрагические синдромы и диатезы Гигиена полости рта Гигиена полости рта — метод профилактики стоматологических заболеваний ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ В СТОМАТОЛОГИИ Дезинфекция в стоматологии Детская стоматология все бырты в одном Детская терапевтическая стоматология Диспансеризация детей у стоматолога Заболевания зубов и полости рта Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии, ВЧЛХ, ЛФК Задачи к экзамену по терапевтической стоматологии (III курс) Зеленский, Мухорамов_Детская хрургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия Зубная коронка Зуботехническое дело в сто­матологии Имплантация Имплантация зубов Использование свойств имплантата для обеспечения успешности непосредственной имплантации Исправление прикуса История кафедры хирургической стоматологии Кариес Кариес зубов Классификация стоматологических предраковых заболеваний Классификация стоматологических цементов+ СИЦ КЛИНИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Книги Коллекция рентгенограмм по стоматологии Компания Alpha Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы Лазеры и лазерные установки в стоматологии: описание, классификация и характеристики ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК для студентов — стоматологов Лекарственные средства в стоматологии ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ Лекции за 1 курс по общей стоматологии Материаловедение — наука о свойствах материалов, их происхождении, строении и возможных изменениях, происходящих в этих материалах под влиянием различных факторов МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Маткматика и Физика Мепивакаин без вазоконстриктора Мепивакаин с вазоконстриктором МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Методичка — Пропедевтика терапевтической стоматологии Методичка этика право менеджмент На приеме у стоматолога НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В АМБУЛАТОРНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Неотложные состояния в стоматологической практике Новости Новости ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ Общее обезболивание в детской стоматологии Общие вопросы Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению. Профилактика Организация стоматологической помощи населению Организация терапевтического Отделения стоматологической поликлиники Ортодонтия Ортопедическая стоматология Ортопедическая стоматология Прикладное материаловедение Ортопедическая стоматология Учебник М. З. Миргазизова ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Ортопедия Ортопедия и зуботехника в условиях современного высокотехнологичного окружения и ужесточающийся конкуренции Оснащение и оборудование стоматологического кабинета Основные методы рентгенодиагностики, применяемые в стоматологии. Рефер ОСНОВЫ ОРТОДОНТИИ Основы терапевтической и ортопедической стоматологии Отбеливание зубов Ответы на вопросы Ответы на экзаменационные вопросы для стоматологического факультета(зи Ошибки В ортопедической стоматологии Пародонтит Патан стомат (сит задачи) ответы Патофизиология для стоматолога Педагогика Первичная профилактика стоматологических заболеваний (методичка) ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА КОММУНАЛЬНОМ УРОВНЕ Планы практических занятий для специальности стоматология Показания Полная верхнечелюстная реабилитация с опорой на имплантаты ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА-ТЕРАПЕВТА Право Право, юриспруденция Предисловие терпевтической стоматологии Предпринимательство в здравоохранении Стоматологическая клиника Применение имплантатов в стоматологии Применение термопластических материалов в стоматологии Примеры задач к экзамену по пропедевтике стоматологических заболеваний Проект стоматологического центра Производство ПРОКЛАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СТОМАТОЛОГИИ Протезирование ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОФИЛАКТИКА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие Психология ПУТИ РАЗВИТИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РАЗВИТИЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №______ Реставрация зубов Руководство по ортодонтии 2020 Руководство по ортопедической стоматологии РУКОВОДСТВО ПО ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Семинары стоматологам Скачать Современные методы дезинфекции и стерилизации в стоматологии СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МЕСТНОГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ ССС стоматологи, методичка для студентов Статьи стоматолог клиника Стоматологи — Тема № 3 ВСМК — занятие 1 Аудиторная (новая 11.01.08) Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Аудиторная Стоматологи — Тема № 6 ВСМК — занятие № 1 Стоматологи барьеры, вопросы, обращения Стоматологи Тема № 3 ВСМК(занятие № 1+занятие № 2) СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ИМПЛАНТОЛОГИЯ Стоматологическая клиника «Береги зубы смолоду» Стоматологическая клиника с нуля Стоматологический СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЕВРОПЕ Стоматология: Учебник Таблицы по количеству введения анестетика в детской стоматологии при проводниковой анестезии ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН практических занятий по кожным и венерическим болезням для студентов IV курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН ПРАКТИЧНИХ занять по шкірним та венеричним хворобам на для студентів IV курсу СТОМАТОЛОГІЧНОГО факультету Терапевтическая стоматология Тест по хирургической стоматологии 3 курс Тесты для стоматологического факультета Тесты для студентов стоматологического факультета ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Требования к стоматологическому креслу Удаление зуба Установка дентальных имплантатов Физиотерапия в стоматологии Философия Хирургическая стоматология. Робустова Т. Г ЧАСТИЧНЫЕ СЪЕМНЫЕ ПРОТЕЗЫ Чистка зубов Экзаменационное задание для института стоматологии Экзаменационные билеты по пропедевтике Экзаменационные вопросы Экзаменационные вопросы для стоматологического факультета ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Экология Экономика Эргономика работы врача-стоматолога и ассистента Этика в стоматологииавторитет врач ЭТИОЛОГИЯ и ПАТОГЕНЕЗ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ Этические проблемы в стоматологии
  • Свежие комментарии

Всем известно, насколько важным является дыхание для поддержания жизненных функций организма. Но мало кто задумывается о том, как может влиять даже незначительное нарушение нормального носового дыхания на состояние различных систем органов человека.

Различные аномалии верхних дыхательных путей, не выявленные своевременно и не вылеченные заболевания (аденоиды, синуситы, риниты, искривление носовой перегородки и др.), а так же ряд других причин может приводить к развитию трудно устранимых или неустранимых вообще патологических изменений в слизистой оболочке носа, к нарушению нормального носового дыхания, что в дальнейшем способствует возникновению заболеваний различных систем организма.

Из-за затруднения носового дыхания, происходит «переход» на дыхание через рот. Такие люди обычно спят с открытым ртом, сон у них беспокойный, прерывистый и, нередко сопровождается храпом. Как бы долго они не спали, пациенты с нарушенным носовым дыханием постоянно жалуются, что не высыпаются, поэтому обычно выглядят вялыми и апатичными. У школьников, студентов, по этой причине часто отмечается снижение успеваемости, происходит ослабления памяти и внимания, у взрослых людей отмечается снижение работоспособности, они становятся раздражительными.

В носу вдыхаемый воздух очищается, увлажняется, согревается. При дыхании через рот в лёгкие поступает неочищеннный (это при нашей-то экологической обстановке!!!), сухой и холодный воздух, что неминуемо влечёт за собой заболевания лёгких и бронхов.

Часты у таких пациентов и жалобы на головную боль, как результат затрудненного оттока крови и лимфы от головного мозга, такое состояние объясняется застойными явлениями в полости носа.

Наиболее опасно «неправильное дыхание» для растущего организма. Постоянное дыхание через рот приводит к деформации лицевого скелета. У таких детей часто формируется неправильный прикус. В результате длительного затрудненного носового дыхания деформируется грудная клетка. Нарушается вентиляция легких, снижается насыщение крови кислородом, уменьшается количество эритроцитов и содержание гемоглобина.

При дыхании через рот наблюдается меньшее сопротивление току воздуха, в результате чего подавляется развитие положительного и отрицательного давления в грудной полости., необходимого для нормального функционирования сердца.

Таким образом, нарушение носового дыхания отражается не только непосредственно на органах дыхания, но также может привести к значительным патологическим изменениям во всем организме. Когда человек переходит на дыхание через рот, нарушается весь механизм функционирования различных органов и систем. Нарушается дыхательный ритм, отток крови и питание мозга, и как следствие - ухудшение памяти, мыслительных способностей, нарушение состава крови, функций сердечно сосудистой системы…

Ритм дыхания . У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, что человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом ("ух!"). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.

Носовое дыхание . Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастаний лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме.

Гигиена дыхания . Каждый человек должен активно добиваться, чтобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания - это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.

Кровоснабжение полости носа

Наиболее крупная артерия носовой полости - клиновиднонёбная (a. sphenopalatine) ветвь верхнечелюстной артерии из системы наружной сонной артерии. Проходя через клиновидно-нёбное отверстие (foramen sphenopalatina) вблизи заднего конца нижней носовой раковины, она обеспечивает кровоснабжение задних отделов полости носа и околоносовых пазух. От нее в полость носа отходят:

· задние носовые латеральные артерии (аа. nasalesposteriores late-rales);

· перегородочные артерии (a. nasalis septi).

Передневерхние отделы полости носа и область решетчатого лабиринта кровоснабжается глазной артерией (a. ophthalmica) из системы внутренней сонной артерии. От нее через решетчатую пластинку в полость носа отходят:

· передняя решетчатая артерия (a. ethmoidalis anterior);

· задняя решетчатая артерия (a. ethmoidalis posterior).

Особенностью васкуляризации перегородки носа является образование густой сосудистой сети в слизистой оболочке в передней ее трети - киссельбахово место (locus Kisselbachii). Здесь слизистая оболочка нередко истончена. В этом месте чаще, чем в других отделах перегородки носа, бывают носовые кровотечения, поэтому оно получило название кровоточивой зоны носа.

Венозные сосуды.

Особенностью венозного оттока из полости носа является его связь с венами крыловидного сплетения (plexus pterigoideus) и далее пещеристого синуса (sinus cavernosus), располагающегося в передней черепной ямке. Это создает возможность распространения инфекции по указанным путям и возникновения риногенных и орбитальных внутричерепных осложнений.

Отток лимфы.

Из передних отделов носа он осуществляется в поднижнечелюстные, из средних и задних отделов - в заглоточные и глубокие шейные лимфатические узлы. Возникновение ангины после операции в полости носа можно объяснить вовлечением в воспалительный процесс глубоких шейных лимфатических узлов, что приводит к застою лимфы в миндалинах. Кроме того, лимфатические сосуды полости носа сообщаются с субдуральным и подпаутинным пространством. Этим объясняется возможность возникновения менингита при оперативных вмешательствах в полости носа.

Клиническая физиология носа и околоносовых пазух

Нос выполняет следующие физиологические функции:

· дыхательную,

· обонятельную,

· защитную,

· резонаторную (речевую).

Дыхательная функция.

Эта функция является основной функцией носа. В норме через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Во время вдоха, обусловленного отрицательным давлением в грудной полости, воздух устремляется в обе половины носа. Основной поток воздуха направляется снизу вверх дугообразно по общему носовому ходу вдоль средней носовой раковины, поворачивает кзади и книзу, идет в сторону хоан. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также частичной диффузии его в обонятельную область. При выдохе основная масса воздуха идет на уровне нижней носовой раковины, часть воздуха поступает в околоносовые пазухи. Дугообразный путь, сложный рельеф и узость внутриносовых ходов создают значительное сопротивление прохождению струи воздуха, что имеет физиологическое значение - давление струи воздуха на слизистую оболочку носа участвует в возбуждении дыхательного рефлекса. Если дыхание осуществляется через рот, вдох становится менее глубоким, что уменьшает количество поступающего в организм кислорода. При этом уменьшается и отрицательное давление со стороны грудной клетки, что, в свою очередь, приводит к уменьшению дыхательной экскурсии легких и последующей гипоксии организма, а это вызывает развитие целого ряда патологических процессов со стороны нервной, сосудистой, кроветворной и других систем, особенно у детей.

Защитная функция.

Во время прохождения через нос вдыхаемый воздух очищается, согревается и увлажняется.

Согревание воздуха осуществляется за счет раздражающего воздействия холодного воздуха, вызывающего рефлекторное расширение и заполнение кровью кавернозных сосудистых пространств. Объем раковин значительно увеличивается, соответственно суживается ширина носовых ходов. В этих условиях воздух в полости носа проходит более тонкой струей, соприкасается с большей поверхностью слизистой оболочки, отчего согревание идет интенсивнее. Согревающий эффект тем более выражен, чем ниже температура наружного воздуха.

Увлажнение воздуха в полости носа происходит за счет секрета, выделяемого рефлекторно слизистыми железами, бокаловидными клетками, лимфой и слезной жидкостью. У взрослого человека в течение суток в виде пара из носовых полостей выделяется около 300 мл. воды, однако этот объем зависит от влажности и температуры наружного воздуха, состояния носа, а также других факторов.

Очищение воздуха в носу обеспечивается несколькими механизмами. Крупные пылевые частицы механически задерживаются в предверии носа густыми волосами. Более мелкая пыль, которая прошла через первый фильтр, вместе с микробами осаждается на слизистой облочке, покрытой слизистой секретом. В слизи содержатся обладающие бактерицидным действием лизоцим, лактоферрин, иммуноглобулины. Осаждению пыли способствует узость и изогнутость особых ходов. Около 40-60% пылевых частиц и микробов вдыхаемого воздуха задерживаются в носовой слизи и нейтрализуются этой слизью или удаляются вместе с ней. Механизм самоочищения дыхательных путей, называемый мукоцилиарным транспортом (мукоцилиарный клиренс), осуществляется мерцательным эпителием. Поверхность мерцательных клеток покрыта многочисленными ресничками, совершающими колебательные движения. Каждая реснитчатая клетка имеет на своей поверхности 50-200 ресничек длиной 5-8 мкм и диаметром 0,15-0,3 мкм. Каждая ресничка имеет собственное двигательное устройство - аксонему. Частота биения ресничек 6-8 взмахов в сек. Двигательная активность ресничек мерцательного эпителия обеспечивает передвижение носового секрета и осевших на нем частичек пыли и микроорганизмов по направлению к носоглотке. Чужеродные частицы, бактерии, химические вещества, попадающие в полость носа с потоком вдыхаемого воздуха, прилипают к слизи, разрушаются энзимами и проглатываются. Только в самых передних отделах полости носа, на передних концах нижних носовых раковин ток слизи направлен ко входу в нос. Общее время прохождения слизи от передних отделов полости носа до носоглотки составляет 10-20 мин. На движение ресничек оказывают влияние различные факторы - воспалительные, температурные, воздействие различных химических веществ, изменение РН, соприкосновение между противолежащими поверхностями мерцательного эпителия и др.

Проводя лечение заболеваний носа, нужно учитывать, что любое вливание сосудосуживающих или других капель в нос в течение длительного времени (более 2 нед) наряду с лечебным эффектом оказывает отрицательное влияние на функцию мерцательного эпителия.

К защитным механизмам относятся также рефлекс чиханья и слизеотделения. Инородные тела, пылевые частицы, попадая в полость носа, вызывают рефлекс чиханья: воздух внезапно с определенной силой выбрасывается из носа, тем самым удаляются раздражающие вещества.

Обонятельная функция.

Обонятельный анализатор относится к органам химического чувства, адекватным раздражителем которого являются молекулы пахучих веществ (одоривекторы). Пахучие вещества достигают обонятельной области вместе с воздухом при вдыхании через нос. Обонятельная область (regio olfactorius) начинается от обонятельной щели (rima olfactorius), которая находится между нижним краем средней носовой раковины и перегородкой носа, идет кверху до крыши полости носа, имеет ширину 3-4 мм. Для восприятия запаха необходимо, чтобы воздух диффундировал в обонятельную область. Это достигается короткими форсированными вдохами через нос, при этом образуется большое количество завихрений, направленных в обонятельную зону (такой вдох человек делает, когда нюхает).

Существуют различные теории обоняния.

Химическая теория (Цваардемакера). Молекулы пахучих веществ (одоривекторы) адсорбируются жидкостью, покрывающей волоски обонятельных клеток, и, приходя в контакт с ресничками этих клеток, растворяются в липоидной субстанции. Возникшее возбуждение распространяется по цепи нейронов к корковому ядру обонятельного анализатора.

Физическая теория (Гейникса). Различные группы обонятельных клеток возбуждаются в ответ на определенной частоты колебания, свойственные определенному одоривектору.

Клиническая физиология носа и околоносовых пазух (продолжение...)

Физико-химическая теория (Мюллера). Согласно этой теории, возбуждение органа обоняния возникает благодаря электрохимической энергии пахучих веществ.

В животном мире существуют аносматики (дельфины), микросматики (человек) и макросматики (грызуны, копытные и др.). Обоняние у животных развито значительно в большей степени, чем у человека. Так, например, у собаки оно в 10 000 раз сильнее, что обусловлено тесной связью жизненных функций с обонянием.

Нарушение обоняния может быть первичным, когда оно связано с поражением рецепторных клеток, проводящих путей или центральных отделов обонятельного анализатора, и вторичным - при нарушении притока воздуха к обонятельной области.

Обоняние резко снижается (гипосмия) и иногда исчезает (аносмия) при воспалительных процессах, полипозных изменениях слизистой оболочки, атрофических процессах в полости носа.

Кроме того, редко встречается извращенное обоняние - кокосмия.

Околоносовые пазухи играют в основном резонаторную и защитную функции.

Резонаторная функция носа и околоносовых пжзух заключается в том, что они, являясь воздухоносными полостями, наряду г глоткой, гортанью и полостью рта участвуют в формировании индивидуального тембра и других характеристик голоса. Маленькие полости (решетчатые ячейки, клиновидные пазухи) резонируют более высокие звуки, в то время как крупные полости (верхнечелюстные и лобные пазухи) резонируют более низкие тоны. Поскольку величина полости пазух в норме у взрослого человека не изменяется, тембр голоса сохраняется на всю жизнь постоянным. Небольшие изменения тембра голоса происходят во время воспаления пазух в связи с утолщением слизистой оболочки. Положение мягкого нёба в определенной степени регулирует резонанс, отгораживая носоглотку, а значит, и полость носа, от среднего отдела глотки и гортани, откуда идет звук. Паралич или отсутствие мягкого нёба сопровождается открытой гнусавостью (rhinolalia aperta), обтурация носоглотки, хоан, полости носа сопровождаются закрытой гнусавостью (rhinolalia clausa).

Значение носового дыхания для нормального развития ребенка

Слайд

Всем известно, насколько важным является дыхание для поддержания жизненных функций организма. Но мало кто задумывается о том, как может влиять даже незначительное нарушение нормального носового дыхания на состояние различных систем организма ребенка.

· Различные аномалии верхних дыхательных путей, не выявленные своевременно и не вылеченные заболевания (аденоиды, синуситы, риниты, искривление носовой перегородки и др.), а так же ряд других причин может приводить к развитию трудно устранимых или неустранимых вообще патологических изменений в слизистой оболочке носа, к нарушению нормального носового дыхания, что в дальнейшем способствует возникновению заболеваний различных систем организма.

Слайд

· Из-за затруднения носового дыхания, происходит «переход» на дыхание через рот. Такие дети обычно спят с открытым ртом, сон у них беспокойный, прерывистый и, нередко сопровождается храпом . Как бы долго они не спали, пациенты с нарушенным носовым дыханием постоянно жалуются, что не высыпаются, поэтому обычно выглядят вялыми и апатичными. У школьников, студентов, по этой причине часто отмечается снижение успеваемости , происходит ослабления памяти и внимания, у взрослых людей отмечается снижение работоспособности , они становятся раздражительными.

· В носу вдыхаемый воздух очищается, увлажняется, согревается. При дыхании через рот в лёгкие поступает неочищеннный (это при нашей-то экологической обстановке!!!), сухой и холодный воздух, что неминуемо влечёт за собойзаболевания лёгких и бронхов.

Слайд

· Жалобы на головную боль , как результат затрудненного оттока крови и лимфы от головного мозга объясняются застойными явлениями в полости носа.

· Наиболее опасно «неправильное дыхание» для растущего организма. Постоянное дыхание через рот приводит к деформации лицевого скелета . У таких детей часто формируется неправильный прикус . В результате длительного затрудненного носового дыхания деформируется грудная клетка . Нарушается вентиляция легких, снижается насыщение крови кислородом, уменьшается количество эритроцитов и содержание гемоглобина .

Слайд

· Врожденные аномалии развития носапороки развития органа, связанные с наличием в генотипе патологического мутантного гена, вызывающего нарушение эмбриогенеза.

· Нарушение эмбриогенеза может быть связано с воздействием вредных факторов (злоупотребление алкоголем, вирусная инфекция и др.), особенно во 2 мес эмбрионального развития, когда происходит формирование лицевого скелета.

· Пороки развития наружного носа очень разнообразны и варьируют от резко выраженных уродств до слабо заметных аномалий.

· Часто встречаются сочетанные дефекты твердого или мягкого нёба, верхней губы, недоразвитие мозга и др.

Слайд

· В клинической практике удобна для использования классификация Б.В. Шеврыгина, который выделяет следующие группы врожденных дефектов носа.

· Агенезия - полное недоразвитие органа.

· Гипергенезия - избыточное развитие органа.

· Гипогенезия - недоразвитие органа.

· Дистопия - нарушение нормального положения органа.

· Дисгенезия - неправильное развитие органа.

· Персистенция - сохранение эмбриональных структур при рождении.

Слайд

· Врожденные уродства носа могут быть в виде двойного носа, расщепления носа, при котором обе его половины могут быть разъединенными, возможно формирование носа в виде одного или двух хоботов, пороки развития носовых раковин и др. Среди других пороков развития могут встречаться дермоидные кисты и свищи спинки носа

· Врожденные атрезии хоан возникают в связи с тем, что в эмбриональном периоде мезенхимальная ткань, закрывающая в виде мембраны просвет хоан, полностью или частично не рассасывается. В дальнейшем эта мембрана может окостеневать. Атрезия хоан может быть полной или неполной, одно или двусторонней, передней или задней, костной или мягкотканной.

Слайд

Клиника атрезии хоан

· Двусторонняя полная атрезия может явиться причиной асфиксии и смерти новорожденного, поскольку отсутствует рефлекс открывания рта при дыхании. Новорожденный приспосабливается к ротовому дыханию не раньше 2-й или 3-й нед жизни.

· При частичной атрезии хоан возникает различной степени выраженности нарушение носового дыхания, а также патологические явления в виде неправильного развития лицевого скелета и зубочелюстной системы.

Слайд

Диагностика.

· Врожденную атрезию хоан диагностируют с помощью зондирования, вливания в нос через катетер воды, рентгенкон-растных методов.

· закапывают в нос 1% раствор метиленового синего или водный раствор бриллиантового зеленого с последующим детальным осмотром задней стенки глотки, по которой краситель должен стекать при свободном просвете хоаны

· КТ дает возможность получить полную анатомическую характеристику атрезии хоаны

· Наиболее ценную информацию дают эндоскопические методы диагностики (фиброэндоскопия).

Слайд

Лечение.

Только хирургически, что зависит от характера аномалии, выраженности дефекта органа и окружающих тканей, функциональных нарушений и др.

· Хирургическое вмешательство при атрезии хоан осуществляется эндоназалъным или внутриротовым способом через твердое нёбо.

· При двусторонней врожденной атрезии хирургическое вмешательство производят в первые сутки жизни ребенка.

· Оптимальным сроком операции при односторонней атрезии является 9-10-месячный возраст.

При операции удаляют костные или мягкотканные образования, закрывающие просвет хоан, а оголенную кость и раневую поверхность закрывают лоскутами слизистой оболочки из окружающих тканей для профилактики рецидива. У новорожденных при полной атрезии хоан и угрозе асфиксии троакаром делают прокол места заращения и через нос вводят катетер для дыхания. Эффективность операции повышается при использовании операционных микроскопов или эндоскопов.

ЛИТЕРАТУРА

F Основная: Пальчун В.Т. Оториноларингология: учебник для студентов мед. вузов/В.Т. Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А. Лучихин – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2008 - 649с.

F Дополнительная: Свирский Р.П. Мануальные навыки в диагностике и лечении ЛОР заболеваний: методические рекомендации для самостоятельной работы студентов на практических занятиях/ Р.П. Свирский, Л.В. Ильиных, Е.В. Егорова. – Чита, 2010. – 64с. Пискунов Г.З.- Клиническая ринология: рук-во для врачей/ Г.З Пискунов, С.З. Пискунов.-2-е изд. – М.: Медицина, 2006.-559с. Свирский Р.П. Ситуационные задачи по оториноларингологии/ Р.П. Свирский, Л.В. Ильиных, Е.В.Егорова// Чита 2006г.- с64.

Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхательную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диффузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участвует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью

Значение носового дыхания для организма

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глубоким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого количества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика черепа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утомляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к расстройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей - эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи. Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искривляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очищение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Еще по теме Дыхательная функция носа. Значение носового дыхания для организма:

  1. Клинические методы исследования дыхательной функции носа
  2. ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ И ФУНКЦИИ ЛЕГКИХ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЕГКИХ И ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГИПОКСЕМИИ И ГИПЕРКАПНИИ
Поделиться: