Релфи, груфи, лифтолук и другие виды селфи. Как сделать идеальное селфи с точки зрения науки

Мир технически развивается стремительно быстро, и этот факт оставляет свой отпечаток на его жителях. Поскольку двигателями прогресса и инициаторами являются именно люди, отвечать им. С давних времён учёные и гении прошлого искали пути запечатлеть изображение более простыми путями, чем рисование. И это неудивительно, ведь мы всегда ищем лёгкие пути для решения своих задач. Одним из последствий стала «болезнь селфи».

Селфи-зависимость разных слоёв населения Земли

Если смотреть поверхностно на фотографию, то её цель ‒ запечатлеть в определённый промежуток времени область, которую захватывает объектив фотокамеры. Для человека это изображение может послужить ключом для воспоминаний прошлого. А именно они зарождают в людях глубокие чувства грусти и радости, вызывают эмоции, захватывают дух и играют воображением. Что касается развития фотографии в целом для искусства и культуры, то это огромный скачок вперёд для многих областей науки и техники. По фотографии можно найти человека, место, предметы, пропавшие когда-либо. В современном мире фото стало неотъемлемой частью жизни человека. Социальные сети заполнены миллионами фотографий, преимущественно сделанными самостоятельно. Такое явление уже имеет собственное название ‒ селфи. Болезнь 21 века захватила весь мир. Она коснулась не только студентов и подростков, как повествуют газеты и журналы, а и более взрослую категорию людей. Президенты, Папа Римский, знаменитые актрисы и актёры, певицы и певцы ‒ абсолютно всех можно увидеть в социальной сети на селфи.

Больше всего поражает то, что даже со значимым социальным статусом делают селфи. К примеру, автопортрет Барака Обамы на похоронах в весёлом расположении духа вызвал массу разногласий. А фото премьера Российской Федерации Медведева в лифте вообще набрало в «Твиттере» более трёхсот тысяч твитов. В то время как основная масса восторгается столь открытыми поступками со стороны правительства, учёные всерьёз озадачены проблемой 21-го века, уже получившей название «болезнь селфи».

Selfie переводится с английского как «сам» или «себя». Это фотография, сделанная на камеру мобильного телефона, планшета. Изображение имеет характерные черты, например, запечатлено отражение в зеркале. Слово «селфи» стало популярным впервые в начале 2000 года, а потом в 2010 году.

История селфи

Первые селфи были сделаны на фотоаппарат «Кодак Брауни» от фирмы «Кодак». Делали их при помощи штатива, стоящего перед зеркалом, или на расстоянии вытянутой руки. Второй вариант был более сложным. Известно, что одно из первых селфи произведено княжной Романовой в тринадцать лет. Она была первым подростком, сделавшим такое фото для своего друга. Сейчас же «себяшки» делают все, и возникает вопрос: селфи ‒ болезнь или развлечение? Ведь многие из людей ежедневно делают фотографии самих себя и выкладывают их в социальную сеть. Что касается возникновения самого слова «селфи», то оно пришло к нам из Австралии. В 2002 году на канале АВС был впервые употреблён такой термин.

Селфи ‒ простое невинное развлечение?

Желание фотографировать себя в какой-то степени не несёт каких-то неприятных последствий. Это проявление любви к своему внешнему облику, желание нравиться другим, что свойственно практически всем женщинам. Но ежедневные фотографии еды, ног, себя с алкогольными напитками и другие интимные моменты личной жизни, выставленные напоказ обществу - это неконтролируемое поведение, влекущее за собой вовсе не невинные последствия.

Особенно пугает такое поведение со стороны совсем ещё детей от 13 лет. Подростки в социальных сетях как будто вовсе не воспитывались родителями. Самоснимок может быть невинным развлечением только тогда, когда фото делаются редко и не имеют эротического подтекста и других социологических отклонений. Общество, имея свою культуру и духовные ценности, опускается вниз при таком бездумном поведении. Выставляя напоказ свои гениталии, подростки обрекают будущее нашего рода на отсутствие морально-этических норм в социуме.

Селфи ‒ психическая болезнь?

Американские учёные пришли к выводу, что автопортреты с мобильного телефона, которые регулярно выкладывают в социальных сетях, таких как «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте», «Одноклассники», и других менее известных ресурсах, являются привлечением внимания и психическим расстройством. Болезнь селфи распространилась по всему миру и коснулась людей разных возрастных категорий. Люди, находящиеся в постоянном поиске яркой фотографии, понемногу сходят с ума, а некоторые и погибают ради экстремального кадра. Это реальная болезнь ‒ делать селфи ежедневно.

Разновидности селфи

Учёные выделили три степени такого психического расстройства:

  • Эпизодическая: характеризуется наличием не более трех фотографий ежедневно без выкладывания в социальных сетях. Такое расстройство ещё можно контролировать, и оно подлежит лечению силой воли и осознанием своих действий.
  • Острая: в день человек делает более трёх снимков и обязательно делится ими в интернет-ресурсах. Высокая степень расстройства психики ‒ фотографирующий себя не контролирует своих действий.
  • Хроническая: самый сложный случай, абсолютно не контролируемый человеком. Ежедневно производится более десяти фотографий с публикацией в социальных сетях. Человек фотографируется где угодно! Это самое яркое доказательство того, что существует болезнь селфи. Как называется она в медицине? Собственно, именно в честь фото себя её и назвали, хотя здесь не второстепенную роль играют соцсети, которые тоже являются своего рода зависимостью.

Проявление селфи в обществе

В обществе уже существуют десятки поз для фотографирования себя, и теперь у них есть название. Болезнь селфи продолжает распространяться в социуме, несмотря на заявления учёных об опасности и проведение телепередач на эту тему. Вот самые модные селфи-позы 2015 года:


Экстремалы или просто идиоты? Может быть - и то, и другое. Есть много способов умереть, но немногие из них сравнятся с опасными селфи по бессмысленности. Тем не менее, в последние годы нет никаких сомнений, что селфи становятся все более и более смертоносными. По всему миру находятся юные homo sapiens, которые получают ранения или даже убивают себя - и все ради фотографии, на которой, по их мнению, они будут выглядеть круто, и для "лайков" в соцсетях.

Журналисты посчитали, что только за 2015 год «смертельные селфи» стали причиной гибели 50 человек во всем мире. Количество людей, которым удалось отделаться травмами в погоне за эффектными «себяшками», пока не учтено, но оно явно больше. Сколько народу погибло в 2016 - у нас нет статистики, но есть устойчивое ощущение, что число придурков-экстремалов только растет.

За последние несколько лет селфи стало идеей фикс для многих пользователей интернета. Некоторые делают фото действительно в жуткие моменты, например, балансируя на краю крутого выступа или прыгая перед поездом. Следуя желанию сфотографировать себя и немедленно выложить снимки в интернет, люди теряют ощущение реальности, забывают о рисках, грозящих их здоровью и жизни. Определенно, каждый из погибших согласился бы, что даже абсолютно "идеальное селфи" не стоило их жизни. Кстати, англоговорящие все чаще называют их "киллфи"(от "килл" - убивать). Задача старшего поколения - научить молодежь повышать самооценку другими способами и начать больше ценить свою жизнь! Мы вспоминаем трагедии, которых могло бы и не случиться, если бы под рукой не было телефона с камерой и маниакального желания заработать лайки в соцсетях.

15. Анна Урсу

Трагедия случилась в Румынии в мае 2015 года, когда румынская девушка буквально загорелась после случайного прикосновения к оголенному проводу, пытаясь получить "крутое селфи" на крыше поезда. 18-летняя Анна Урсу и ее друг отправились на железнодорожную станцию в городе Ласи, чтобы сделать "особенное селфи", которое она хотела разместить на своей странице в фейсбуке. Когда девушка лежала на крыше поезда и подняла ногу вверх, то случайно коснулась оголенного провода, через который шел ток напряжением в 27 000 вольт. Она мгновенно загорелась и получила обширные ожоги. Несмотря на все усилия прохожего, который пытался спасти Анну, 18-летняя девушка позже скончалась в больнице с ожогами около 50 процентов тела. Разряд, который ударил Анну, был настолько сильным, что отбросил друга, который ее сопровождал, и тот просто отлетел в сторону. Друг позже восстановился в больнице и объяснил, что пара была настолько полна решимости сделать «идеальное» селфи, что им было просто некогда остановиться и рассмотреть все риски. Не до этого было, в общем.

14. Рамон Гонсалес

Рамон Гонсалес - пуэрториканский рэппер, который был широко известен под своим сценическим именем Джадиэль (Jadiel). Он исполнил несколько хитов, чем и заработал себе имя. Трагично, но опасная попытка селфи унесла жизнь 27-летнего парня в 2014 году. Рэпер, как говорят, собирался сделать селфи прямо во время езды на мотоцикле. Видимо, он потерял контроль над транспортным средством, пересек дорогу и врезался в автомобиль на встречной полосе. Хотя Рамона доставили в ближайшую больницу, он позже скончался от полученных травм. О смерти рэпера было объявлено на фейсбуке следующим образом: "В качестве официальной страницы Джадиеэля, мы подтверждаем, что наш ангел улетел на небо, и мы хотим сказать вам, что мы потеряли великого художника. Ангел ушел на небо, Эль-Цунами Джадиэль QEPD, брат, где бы ты ни был, благослови тебя бог".

3. Сильвия Ракель

Мост Триана был построен в середине XIX века и сразу снискал славу одного из самых популярных мест в Севилье. В настоящее время сооружение является одной из самых фотографируемых достопримечательностей в регионе. 23-летняя Сильвия пыталась сделать селфи на этом известном мосту Пуэнте-де-Триана. Она взобралась на выступ, держась одной рукой за перила, а другой удерживая телефон. Некоторое время она балансировала на краю, пытаясь найти удачный ракурс. В какой-то момент она поскользнулась и упала с 4,5 м на опорную конструкцию моста. После падения у Рэйчел остановилось сердце, и, несмотря на попытки врачей спасти ее, девушка вскоре скончалась в больнице от многочисленных травм. «Это трагический, несчастный случай, и теперь мы ищем пути, как сделать территорию вдоль реки безопасной», - заявил представитель города.

12. Оскар Отеро Агилар

Играть с оружием опасно, а селфи с пистолетом может, как оказалось, стать последним в жизни. В 2014 году мексиканец умер в тот момент, когда он пытался сделать селфи с пистолетом, который случайно выстрелил и смертельно ранил его. Пострадавший, 21-летний Оскар Агилар Отеро, неоднократно ранее выкладывал в фейсбук селфи с дорогими машинами или мотоциклами, а также с красивыми женщинами. Но селфи с пистолетом оказалось последним. Отеро умер по дороге в больницу. Один из его друзей был арестован, но позже этот инцидент был признан убийством по неосторожности (случайная смерть). Тот факт, что Оскар был под воздействием алкоголя, как полагают, сыграл большую роль в трагедии.

11. Джамшид Хан

Джамшид Хан, 22-летний пакистанец, который умер во время своей обреченной на неудачу попытки сделать селфи перед движущимся поездом. Хан был сотрудником железнодорожной станции, где он и потерял свою жизнь. Видимо, он полагал, что успеет сделать селфи с приближающимся поездом на заднем плане, и сможет отскочить в сторону. Но этого мне произошло, события разворачивались не по его сценарию, и произошла трагедия - молодой человек погиб под поездом. Он был раздавлен силой многотонного удара и умер мгновенно. Предположительно, парень смотрел на поезд через экран телефона (точнее, через объектив камеры) и не понимал, насколько близко успел подойти поезд.

10. Ческа Агас

17-летняя девушка по имени Ческа Агас утонула во время группового селфи после празднования дня рождения подруги на Филиппинах. Молодую студентку накрыло волной в тот момент, когда группа фотографировалась на фоне знаменитых ветряных мельниц Банги на пляже в Барангай Мазийкил. Группа друзей решила позировать очень близко к береговой линии. Предполагается, что все в группе отвлеклись, глядя в телефон, так как никто из них не заметил, что приближается большая волна. Когда волна ударила, вся группа была разбросана по воде. К сожалению, Ческа утонула, прежде чем заметили ее отсутствие и могли бы оказать помощь. Полиция немедленно доставила мисс Агас в ближайшую больницу, но девушка уже умерла.

9. Оскар

Новая разновидность селфи – Olympics, представляет собой самые нелепые фотографии с участием фотографов. 18-летний Оскар сначала сфотографировался в костюме Губки Боба, и его фото набрало более 200 лайков, после чего он решил сделать аналогичный снимок на двери ванной комнаты. Однако парень сорвался с двери и разбил голову об унитаз. Он умер от сильного кровотечения. Так Оскар Рейес стал жертвой того, что известно как #selfieolympics.

8. Польские родители

В 2014 году супруги из Польши пытались сделать селфи со своими детьми у края обрыва Кабу-да-Рока в Португалии. Они сорвались с мыса Кабо да рока на глазах детей 5 и 6 лет. Последним понадобилась серьезная психологическая помощь после произошедшего. Их сразу же взяли на попечение польские дипломаты и психологи. Считается, что пара решила пересечь барьер безопасности для того, чтобы сделать "лучшее" селфи. Тела мужчины и женщины не были обнаружены до следующего дня в связи с приливом.

7. Российские мужчины с гранатой

При выяснении обстоятельств смерти двух молодых южноуральцев следователи обнаружили в найденном в квартире мобильном телефоне фотографию, сделанную перед взрывом. На ней – один из погибших держит гранату с выдернутой чекой. Трагедия в Чебаркуле произошла 4 января 2015. На официальном сайте следственного управления СКР по Челябинской области была размещена информация о том, что в квартире одного из домов по улице Октябрьской при взрыве гранаты погибли двое местных жителей в возрасте 17 и 24 лет. По данному факту было возбуждено уголовное дело за незаконное хранение боеприпасов. Чебаркульские следователи установили, что в день трагедии к погибшим приходили друзья, с которыми они выпили не одну бутылку водки. При этом гости, вышедшие из квартиры за два часа до взрыва, не помнят, чтобы во время вечеринки у них была граната. Установлено, что рванувшая РГН была произведена в 1989 году. Как она попала в руки пострадавших, до сих пор остается загадкой.

6. Турецкий тинейджер

В Анталье делавших селфи друзей переехал грузовик – они легли на магистральную дорогу. Попытка пятерых друзей сделать селфи на магистральной дороге привела к трагической смерти двоих из них. Как передавали турецкие СМИ, друзья на арендованном автомобиле отправились из Алании в Анталию, чтобы развлечься. В их программу развлечений, видимо, входило селфи - и они легли на магистральную дорогу и попытались сделать селфи. В это время друзей переехал грузовой автомобиль. В результате двое из молодых людей скончались на месте. Остальные друзья в последний момент сумели спастись от гибели.

5. Ксения Игнатьева

Еще один ужасный пример "селфиубийства": Ксения Игнатьева из Санкт-Петербурга думала, что сделает самое красивое и оригинальное селфи. 17-летняя девочка даже решила залезть на десятиметровые сооружения железнодорожного моста, но, добравшись до цели, оступилась. В попытке удержать равновесие Ксения схватилась рукой за провод, который был под напряжением. Удар тока сбросил её с моста, где тело Ксении обнаружили полицейские. Видимо, в момент вспышки девушка начала падать и схватилась рукойза высоковольтный кабель. Удар током и падение с высоты не оставили девушке шансов на выживание.

4. Андрей Петровский

В Вологде ученик 11-го класса местной школы Андрей Петровский трагически погиб, пытаясь сделать очередное рискованное селфи. Юноша не рассчитал силу и упал с высоты 9 этажа. В итоге он получил травмы, несовместимые с жизнью. Всё произошло, когда Андрей с двумя друзьями залез на крышу многоэтажки на улице Псковской. Там парень попросил ребят сфотографировать его, однако обычный снимок на фоне вечернего города не устроил любителя острых ощущений, и он решил изобразить падение. В итоге школьник не удержался и сорвался. "Подросток упал в кусты, потому удар смягчился. Его забрали в больницу, но врачи не смогли спасти его жизнь", - сообщили в СУ СК России по Вологодской области. Журналисты отмечают, что экстремальные селфи были любимым увлечением молодого человека: Андрей собрал целую коллекцию фотографий, на многих из которых он имитировал падение. После смерти Андрея, в России объявили о старте акции «Безопасное селфи». Сотрудники внутренних дел рассказывали подросткам о различных опасных ситуациях, которые могут возникнуть во время селфи. В МВД была разработана специальная памятка.

Джеймс Николс и Шэйен Холлоуэй в течение долгого времени имели отношения на расстоянии - они переписывались через Интернет. Когда пара наконец решила встретиться, они отправились на Нортклифф Хилл, вторую по высоте вершину в Йоханнесбурге. Влюбленные остановились на краю скалы, чтобы сделать селфи на фоне заходящего солнца. По словам одного из свидетелей, мисс Холлоуэй стояла на большом камне на самой вершине, пока мистер Николс устанавливал штатив. Камень покатился вниз, и Шэйен упала вместе с ним с высоты 15 метров. Николс бросился к ней и оказывал сердечно-легочную реанимацию в течение 20 минут, пока не прибыли медики. Но спасти мисс Холлоуэй уже не удалось - она скончалась на месте.

1. Мухаммед эль-Шаар

Мухаммед эль-Шаар был обычным 16-летним парнем, который проводил день в тусовках с друзьями, когда случилась трагедия. Инцидент произошел в Ливане, когда Мухаммед позировал для селфи с тремя товарищами. Это классический случай неправильного места и времени, потому что именно в момент снимка рядом взлетел на воздух. Как выяснилось позже, что был взрыв и теракт. Мохаммад на своей последней фотографии в красном худи, в то время как его лучший друг Омар Бекдаш делает снимок на свой телефон. После трагедии мать Мухаммеда говорила о том, что ее сын любил баскетбол и мечтал стать звездой НБА. К сожалению, Мухаммед никогда не сможет осуществить свою мечту.

У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.

Социальные сети и реальность постмодернизма

Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?

Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.

Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений». Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.

Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.

Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть

Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.

Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.

С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом - это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом - это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.

Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.

Селфи – автопортрет, меняющий человека


Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.

Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.

Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.

Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.

Вот что пишет Ван Гог о фотографии:

«...Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится».

Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?

Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.

Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое».

Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.

Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.

Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка - вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.

Фото: музыкант Джордж Харрисон, 1966.

Повальное увлечение селфи порой доходит до абсурда. Нередко можно наблюдать очень неприятную картину: автомобильная авария с человеческими жертвами, и вокруг любители острых ощущений с телефонами на палке. Они вызывают службу спасения? Нет, они жаждут скорее выложить свежее фото в "Инстаграм". Это неправильно и бесчеловечно. Нужно быть человеком в первую очередь, а селфи оставить для отдыха на морском побережье или похода в горы. Хотите еще правды? Тогда начинаем!

Селфи связаны с психическими расстройствами

Мы все делаем селфи, но некоторые люди, кажется, слишком одержимы ими. Они очень любят "закидывать" своих друзей новыми фото в социальных сетях. Многие исследования показали, что существует связь между различными психическими расстройствами и чрезмерным увлечением фотографией самого себя. Это может показаться странной связью, но мы разберемся, почему это так.

Это может означать, что вы - одиночка

Разница между обычной фотографией и селфи заключается в том, что человек делает снимок для себя, чтобы убедиться в красоте снимка. Это вполне нормально. В конце концов, большинство людей хотят хорошо выглядеть на своих фотографиях, так в чем же проблема? Первая проблема заключается в одиночестве человека.

Если человек делает слишком много снимков, то сразу приходит в голову, что он одинок. Нормальные люди фотографируют, чтобы запечатлеть приятные моменты, но если человек всегда снимает только себя, это значит, что у него проблемы в личной жизни.

Нарциссизм и увлечение селфи

У нарциссов очень большое эго. Для того чтобы нарциссы не отставали от своих собственных преувеличенных стандартов, они должны размещать безупречные и идеальные свои фотографии. Селфи много апеллируют к нарциссам по двум причинам. Первая заключается в том, что они позволяют им контролировать, как выглядит изображение, и таким образом проецировать общественное изображение. И, во-вторых, селфи делает их основным героем картины, и это позволяет им чувствовать себя особенными.

Энтузиасты селфи могут иметь проблемы с изображением своего тела

Некоторые люди сомневаются в своей внешности. Они могут думать, что они уродливы, даже если они хорошо выглядят. Исследования связали чрезмерное увлечение фотографирования самого себя, с ошибками в изображении своего тела. Когда человек сомневается в своей внешности, он делает огромное количество фотографий для того, чтобы найти идеальный вариант.

Поиск внимания и одобрения

Некоторые исследования связали чрезмерное самолюбование с вниманием и поиском одобрения. Человек, увлеченный этой причудой современного мира, всегда сомневается. Поэтому жаждет лайков от других пользователей сети.

Чем чаще человек делает и публикует свои фото в интернете, тем больше вероятность того, что он будет страдать от различных расстройств или, по крайней мере, от некоторых из них. Не стоит менять общество любимых, друзей и родных, на общество палки и айфона. Один в поле не воин. А у вас как обстоят дела с модным увлечением? Как вы думаете, можно обойтись без селфи в современной жизни и в частности в социальных сетях?

В 2013 году пластические хирурги заметили любопытный тренд - все больше пациентов в возрасте от 20 до 40 стали обращаться к ним с просьбой сделать пластику носа. При этом они жаловались, что их носы выглядят некрасиво на селфи. Некоторые хирурги вроде Бориса Пашковера предлагали клиентам посмотреть в зеркало и увидеть, как они выглядят на самом деле.

На самом деле селфи, особенно сделанные при определенных углах, искажают размеры носа. Чем-то они напоминают зеркала заднего вида в автомобилях: объекты на них выглядят крупнее, чем на самом деле. Пашковер - не единственный хирург, к которому обращались за пластикой ради селфи. Опрос Американской академии лицевой пластики и восстановительной хирургии показал, что 42% хирургов сталкивались с клиентами, которые просили их поменять внешность для селфи.

Пашковер решил с помощью науки объяснить своим пациентам, что происходит с их лицом, когда они пытаются сделать селфи. Для этого он и его коллеги из Стэнфордского и Рутгерского университета разработали математическую модель, демонстрирующую, как меняется размер носа человека на экране в зависимости от расстояния между лицом и камерой.

Для этого они обратились в Национальный институт охраны труда, который уже три десятка лет измеряет головы американцев для создания респираторных масок нужного размера. С помощью данных института исследователи смогли создать модели мужской и женской головы со среднестатистическими показателями ширины и длины носа. Они измерили, как меняется визуальное восприятие ширины носа по отношению к расстоянию от уха до уха в зависимости от того, на каком расстоянии от лица находится камера.

Ученые обнаружили, что на расстоянии в 30,48 см (типичное расстояние для селфи) линзы искажают лицо, из-за чего нос или другая ближайшая к камере часть лица, выглядит на 30% больше своего реального размера. А вот на стандартном расстоянии для портрета (около полутора метров) изображение не искажается .

«Селфи изменили наше самовосприятие, - считает Пашковер. - Мы видим лица людей ближе, чем привыкли это делать, и потому судим их более строго».

До недавнего времени считалось, что, чтобы сделать идеальное селфи, нужно просто много фотографироваться и учиться. Однако новые научные исследования говорят, что стоит попробовать следующие трюки.

Подбородок ближе к камере

Ближайшая к камере часть лица всегда будет выглядеть больше. Не нужно прямо смотреть в объектив, чтобы тот сфокусировался на торчащем носе - лучше наклоните камеру или голову на 10-15 градусов. Если вы хотите выделить линию подбородка, советует Пашковер, слегка приподнимите его. «Так ваша челюсть будет выглядеть крупнее и мощнее», - сказал он.

Наклонитесь в нужную сторону

Таким же образом можно увеличить на фотографии скулы и глаза. Если ваши уши и нос окажутся в одной параллельной плоскости, они перестанут выступать на лице, а скулы окажутся ближайшей к камере частью лица. Хотите, чтобы ваша шея выглядела длиннее и тоньше? Опустите плечи и вытяните голову. «Если вам хочется подчеркнуть удачный ракурс, наклоните голову или подставьте к ней руку», - советует Эшли Карман, редактор издания The Verge.

Покажите свою левую сторону

Если вы хотите показать лучшую сторону своего лица, продемонстрируйте его левую часть. Исторически сложилось так, что многие люди позируют именно левой стороной (как для классических картин, так и современных фото). Психолог Университета Ля Троб в Австралии Аннукка Линделл считает , что селфи не исключение. Линделл и другие ученые изучили 10 последних селфи 200 пользователей Instagram и обнаружили, что те предпочитают показывать на фотографиях левую сторону лица. Но действительно ли эта часть выглядит лучше в глазах других? На этот вопрос у Линделл пока нет ответа, но она как раз пытается узнать, какая из сторон собирает больше лайков и комментариев. «У людей действительно есть лучшая сторона лица, - считает исследовательница. - Но пока непонятно, насколько это понятие объективно».

Исследователи и профессиональные фотографы советуют держать камеру выше уровня глаз, особенно если она расположена близко к лицу. Но не нужно ставить ее слишком высоко, лучше поднять ее на пару градусов. «Эффект всегда будет лучше, чем при съемке снизу», - прокомментировала Ларисса Кливленд , профессиональный фотограф из Сан-Франциско, занимающаяся художественной свадебной съемкой и созданием фотографий для изданий. Это подтверждает исследование 2017 года, в котором 172 участникам нужно было оценить привлекательность 14 3D-моделей, снятых под разным ракурсом. Оказалось, что фотография, сделанная сверху под углом в 30 градусов или менее, выглядит привлекательнее, а снимки снизу ассоциируются у людей с излишним весом.

Все зависит от цели селфи

Исследователи заметили, что позы для селфи зависят от платформы, на которую они выкладываются. Например, в мужчины стараются фотографировать себя с нижнего ракурса, потому что так они выглядят выше и внушительнее, а женщины, наоборот, держат камеру сверху, чтобы смотреться ниже и уступчивее. «Селфи - это первое, что вы видите о человеке в приложении для онлайн-знакомств, - объяснила Дженнифер Рокая Седжвик, психолог из Университета Саскачевана. - А пользователи Tinder обращают больше всего внимания на внешность и привлекательность. Мужчины и женщины фотографируют себя под разными углами, которые могут и не делать их снимки самыми привлекательными для других. Мы узнаем все больше о том, как люди воспринимают друг друга в этих приложениях».

Поделиться: