Доклад на тему: «Некоторые приемы и методы работы с юными музыкантами при подготовке к концертному выступлению. Конкурсная деятельность как фактор развития учащихся ДШИ г. Ханты-Мансийска

Введение

Глава 1:

1.1

1.2 Хореография как вид искусства.

1.3 Концертная деятельность в хореографическом коллективе.

2.1 Функция управленческой деятельности.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Концертная деятельность является одним из важнейших звеньев в работе руководителя творческого коллектива. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях – авторитетное жюри.

Концертная деятельность, участие в культурно-массовых мероприятиях всегда являются для студийцев возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего труда. Радость от победы даёт новые силы, вызывает желание творить, искать новые формы деятельности.

Проблема. Руководитель не всегда организовывает работу в концертной деятельности с точки зрения управленца.

Цель исследования. Алгоритм действий руководителя по организации концертной деятельности.Объект. Организация концертной деятельности.Предмет. Функция управления руководителя творческого коллективаГипотеза. Исследование функции управления творческим коллективом будет успешным, если: - будет рассмотрена сущность концертной деятельности творческого коллектива; - будут исследована организация концертной деятельности руководителем творческого коллектива; - будет изучены правила и действия руководителя по организации концертной деятельности творческого коллектива; Задачи. 1. Изучить литературу по теме курсовой работы; 2. Рассмотреть понятие и сущность концертной деятельности; 3. Исследовать функцию управления в творческом коллективе; 4. Изучить управленческую деятельность и алгоритм действий руководителя творческого коллектива;Методы исследования. - анализ литературы; - сбор информации из глобальной компьютерной сети; - беседа; - наблюдение. Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что исследована функция управления концертной деятельностью творческого коллектива. Практическая значимость курсовой работы в том, что разработаны советы и рекомендации по психологической подготовки артиста к публичному выступлению, а также рассмотрена психология исполнительства». Структура курсовой работы соответствует указанным требованиям и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1: КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.

1.1 Сущность и виды концертной деятельности.

Что такое концертная деятельность? Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров. Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.
Виды концертных выступлений хореографического коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления коллектива является участие его в сборном концерте наряду с другими творческими силами, когда коллектив исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера. Часто сборные концерты посвящаются какому-то событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хореографического коллектива нужно добиваться того, чтобы репертуар коллектива в таких концертах не был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать в концертных выступлениях.

Нередко хореографическому коллективу приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах-встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт хореографического коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т.д. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров. Руководитель хореографического коллектива при составлении программы должен иметь в виду, что интересу зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта. Особенно понравившееся зрителям произведение из концертной программы (продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том случае, если руководитель уверен, что при повторении оно пройдет не хуже первого исполнения.

Концертно-исполнительскую деятельность хореографического коллектива следует планировать. Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара. Нельзя выступать на концертной эстраде с недоученными или плохо отрепетированными танцами. Малое количество концертных вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что подготовленный самодеятельный коллектив должен выступать не более 10-12 раз в год.

Каждое концертное выступление коллектива должно анализироваться и обсуждаться. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности.

1.2 Понятие хореографии как искусства

Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца.

Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.

Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпо-ритмичное построение.

При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи композитор - исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, ведь между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства.

Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную ритуальную функцию. Эта тенденция имела свое продолжение и развитие в культурах Древних Египта и Греции, тогда как в Древнем Риме танец уже начинает восприниматься как зрелище.

Средневековье налагает на хореографическое искусство табу - запрещение, хотя народный танец, невзирая на любые препятствия, продолжает свое развитие (эта ситуация в известной мере стала основой для известного роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»).

Процесс возобновления искусства хореографии связан со временем Возрождения, но настоящий его развей начинается в XVII ст., когда во Франции была создана Королевская академия танца (1661).

Новерр Жан Жорж (1727-1810) - французский хореограф, реформатор западноевропейского балета. Его теоретические и художественные поиски были связаны с разработкой двух важных составляющих балетного искусства: феномену ритма и концепции естественных данных танцовщика. Согласно позиции Ж.Ж. Новерра, профессиональное мастерство исполнителя должно органически совмещаться с эмоциональным началом, которое будет способствовать процессу создания полноценного художественного образа. Теоретические рассуждения относительно природы и специфики балетного искусства были изложены хореографом на страницах работы «Письма о танце». Разведки Ж.Ж. Новерра в разработке жанровой структуры балета имели значительное влияние на последующее развитие хореографического искусства.

Академией была разработана основная система классической хореографии и заложен фундамент балета (от фр. и лат. -танцую), который имеет свою жанровую структуру.

Хореография – это не просто танец, или набор определенных телодвижений, это жизнь. Как и жизнь, хореография сложна, потому что требует затраты как физических, так и душевных сил. Но также как и жизнь, хореография прекрасна. Она дарит свободу, делает тело гибким и грациозным, обогащает внутренний мир.

И если спросить любого профессионального хореографа, чему бы он хотел посвятить свою жизнь, если бы появилась возможность прожить ее заново? Ответ будет прост. Ответ будет – хореография. Ибо тот, кто в полной мере смог познать магию танца, проникнуться удивительной атмосферой этого прекрасного искусства, уже не может представить себя иначе.

1.3Концертная деятельность в хореографическом коллективе.

Концертно-исполнительская деятельность - важнейшая часть творческой работы хореографического коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хореографического коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со зрительской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хореографического коллектива...

Каждое концертное выступление коллектива должно быть тщательно подготовлено. Плохо подготовленное выступление коллектива, малое количество зрителей в концертном зале порождает разочарование участников, неудовлетворенность деятельностью хореографического коллектива. Неудачное выступление коллектива приносит глубокие переживания его участникам, а иногда приводит и к распаду коллектива.

Концертно-исполнительская деятельность хореографического коллектива является одним из активных средств танцевально-эстетического воспитания широкой зрительской аудитории, поэтому очень важно, чтобы во время концерта хореографического коллектива концертный зал не пустовал. Для этого следует проводить большую организационную работу. Распространение билетов, организация рекламы концертных выступлений - важнейшая часть работы совета коллектива. Этому должен уделять большое внимание и руководитель хореографического коллектива.

Глава 2:Функция управления в концертной деятельности.

2.1 Основные функции управленческой деятельности.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

Значительная роль коммуникативной функции;

Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование, стимулирование и контроль. Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, с решениями вышестоящих руководителей. При всём этом надо ещё и уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования является прогнозирование – выявление и предвидение объективных (реальных)тенденций, состояний развития коллектива в будущем.

Функция организации . Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система.

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надёжной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

· Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов коллектива;

· Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

· Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

· Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

· Установление между членами коллектива необходимых организационных отношений (соподчинённости, координации и др.);

· Создание соответствующей мотивации у членов коллектива в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

· Специализация исполнителей;

· Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

· Параллельность действий;

· Ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчинённого в общее дело;

Связь стимулов с целями деятельности организации;

Единство интересов подчинённого, организации и общества в целом;

Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учёта и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

Наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;

Сравнение её параметров с заданной программой функционирования;

Количественную и качественную оценки эффективности деятельности;

Выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

Выявление причин сложившегося состояния;

Определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Как правило, объём всех вышеперечисленных функций превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.

2.2 Этапы управленческой деятельности.

Современная ситуация в сфере управления персоналом: отличный, высококлассный специалист, сделав успешную карьеру, становится посредственным руководителем. Высокая профессиональная компетентность «по специальности», увы, не гарантирует успеха на поприще руководства людьми. Навыки организации взаимодействий, создания команд, ведения переговоров, мотивирования участников коллектива, достижения соглашений и компромиссов – неполный перечень важнейших умений руководителя. Добавим также управление материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами коллектива.
Эффективность руководителя оценивается исходя из того, насколько ему удается реализовать себя в двух ипостасях: результативность в достижении целей коллектива и управленческие умения. Фактически это сводится к осуществлению постоянной цикличной последовательности ряда задач. Каждая из них требует соответствующего умения, о которых и пойдет далее речь.
Принято выделять шесть задач или этапов руководящей деятельности по воплощению какого-либо проекта.
1. Разъяснение целей. Участники должны четко понимать, какова цель их деятельность, какого конкретного результата нужно достигнуть. Без этого все последующие шаги невозможны.
Следовательно, руководитель должен уметь ясно объяснить, чего он от людей хочет и каких итогов ожидает.
2. Разработка и уточнение плана по достижению поставленных целей. Прежде всего, инициируется выдвижение, а затем обсуждение идей и предложений персонала. Далее следует тщательное планирование процесса осуществления проекта.
Таким образом, одним их важнейших качеств руководителя является способность продумывать и предвидеть развитие ситуации, основываясь на знании свого коллектива и своей работы.
3. Создание необходимых для работы условий. На данном этапе главная задача руководителя – поддержка усилий подчиненных по выполнению своей работы и достижению поставленных целей.
Поддержка, в данном случае, это все нужное оборудование, а также инструкции, указания, советы и обучение.
4. Обеспечение обратной связи. Важно постоянно получать информацию от участников и, в свою очередь, информировать – насколько адекватны их усилия по претворению в жизнь утвержденных планов.
Идеальным вариантом представляется строгий баланс между критикой и поддержкой.
5. Контроль. Чтобы быть уверенным, что качественные и количественные показатели выполняемой работы соответствуют запланированным, руководитель обязан их контролировать. Можно выделить следующие направления и оценочные критерии контроля:
– по времени (работа должна быть закончена во время);
– по соответствию отдельных элементов деятельности коллектива утвержденным стандартам;
– по мотивации достижения цели;
– по специфике предоставленных полномочий.
6. Поощрение. По окончании выполнения задания, руководитель должен поощрить участников реализации проекта (не обязательно деньгами, но всегда и обязательно – выразить благодарность).
Безусловно, перечисленными этапами руководящие функции начальника не исчерпываются. Это – база, без которой невозможна работа по управлению профессиональным коллективом. Именно с ее освоения начинается становление эффективного руководителя.

{"mname":"articles","id":"33"}

Приложение:

Психологическая подготовка артиста к публичному выступлению.

Психологическая подготовка артиста - исполнителя к публичному выступлению - серьезная, ответственная и очень увлекательная работа самого артиста. Именно эта предварительная психологическая подготовка во многом помогает артисту в максимальной реализации его художественных задач на сцене, помогает раскрывать весь свой творческий потенциал перед аудиторией и получать удовольствие от своего выступления.

Только обладая уверенностью в своих силах и осознавая свою творческую уникальность на глубинном психологическом уровне можно стать настоящим мастером-творцом, создающим неповторимый момент настоящего чуда.

Достаточно сложно найти артиста, который ни разу не испытал бы на себе негативные формы и последствия сценического волнения. Некоторые артисты переживают сильнейшие стрессы во время публичных выступлений. Естественно, что подобные переживания не проходят бесследно, и такой опыт, накапливаясь, негативно сказывается на самооценке человека, лишая его уверенности в себе и в будущем.

Есть мнение о том, что чем больше исполнительский опыт и чем чаще артист выходит на сцену, тем реже он должен страдать от различных негативных проявлений сценического волнения. Было бы замечательно, если бы так было на самом деле. На самом деле, если в личном опыте артиста есть какая - либо ситуация, связанная с концертной деятельностью и носящая психотравматический характер, то всякий раз нахождение в похожих ситуациях будет запускать весь комплекс негативных, стрессовых состояний и моделей поведения, помочь избавиться от которых может только профессиональный специалист - психолог.

Недостаточная готовность к выступлению, сомнения в успехе, отсутствие веры в себя и свои возможности - способны действовать по-настоящему разрушающе на творческий потенциал и карьеру артиста в целом. В связи с этим трудно переоценить и роль педагога для молодого артиста. Именно педагог должен сформировать общую сценическую культуру, суметь создать адекватную и функциональную методику подготовки к публичному выступлению для каждого ученика индивидуально, с учетом его психологических особенностей.

Существует целый спектр проблем. Это волнения и повышенная тревожность перед будущим выступлением, заниженная самооценка по поводу своих профессиональных возможностей, боязнь неудачного выступления, ожидания каких - либо технических затруднений при публичном исполнении произведения, отсутствие "творческого запала" перед выступлением... Многие артисты с которыми приходилось работать, фактически нуждались в полной коррекции своего неэффективного поведения в условиях работы на сцене.

Есть немало рекомендаций по подготовке к публичным выступлениям от многих известных педагогов и исполнителей. Однако воплотить эти рекомендации в своей творческой жизни артисту самостоятельно бывает непросто, поскольку здесь нужны специальные психологические знания. И эти знания есть у психолога.

Подготовка к публичному, концертному выступлению строится из многих составляющих и ведется индивидуально с каждым артистом с учетом его психологических особенностей и возможностей. У каждого человека есть "свои" ситуации, в которых он по каким - либо причинам действует не так как, как ему хотелось бы.

В заключении хотелось бы добавить, что всякий раз обнаруживая у себя что-то, что мешает нам реализовываться, стоит подумать о том, что каждый день нам представляется не одна возможность что-либо изменить в себе к лучшему, так что может не стоит упускать этот шанс?

Психология исполнительства.

Аудитория и Я: внутренним взором исполнителя

Аудитории бывают разные: дружественные и не очень, легкие, колючие, теплые или холодные. Но настоящий исполнитель создает своих слушателей. Так же как он каждый раз заново создает произведение в момент его исполнения…

«Когда я думал о предстоящем выступлении, одна вредная мысль не давала мне покоя: мне казалось, что на концерте меня будут слушать и рассматривать десятки глаз и ушей, как будто через увеличительное стекло.…И каждое мое движение будет, как на ладони…Я достаточно уверен в себе и в качестве своего исполнения, но.…В общем, чувствовал себя от этого, как в оковах, и от этого много потерял…»

«Мне показалось перед выходом на сцену, как будто на меня из зала дохнул Северный полюс, и от этого во мне замерзло все, что так необходимо для того, чтобы звучала музыка.…Пришлось играть в условиях такой вот мерзлоты…»

«Перед выходом на сцену, мне вдруг ни с того ни с сего начало казаться, что я лечу куда –то в бездну… Вид зала лишил меня ощущения какой-то опоры внутри …»

Что ж, мы все взаимодействуем в этой жизни друг с другом словами, жестами, мыслями, чувствами. Мы можем повести за собой или наоборот разрывать всякий контакт. Мы строим эти взаимодействия исходя из нашего опыта, знаний, предзнаний и предчувствий. И от того насколько эффективно нам удается то или иное взаимодействие мы бываем, счастливы или нет.

То, что содержится в нас на психо-эмоционально-энергетическом уровне моментально считывается окружающим пространством и разворачивает колесо жизненной истории исходя из заданных нами параметров.

Если думать о том, что на меня во время концерта будут смотреть через увеличительное стекло, то, скорее всего, так и будет. На вас действительно будут так смотреть, потому, что эта ваша мысль, транслируясь вовне, будет оказывать свое влияние на пространство. Так не лучше ли сделать себя обладателем более полезных мыслей? «Скорее я буду, как ювелир, через увеличительное стекло создавать неповторимую огранку своих бриллиантов – исполняемых мною произведений». По – моему, так как-то поудобнее. И даже как-то вдохновляет.

Ощущение «северного полюса», как и ощущение «полета в бездну» при виде зрительного зала также стало тем самым фильтром, через который происходило ваше дальнейшее взаимодействие с аудиторией. Ну конечно, до того момента, пока вы все-таки с собой более менее не совладали усилием воли.

А между тем, потратив буквально несколько минут можно было бы перезагрузить это «холодное» состояние на «теплое» или что-то более продуктивное, а «полет» сменить на уверенное перемещение, но по земле. И зал, исходя из этих ощущений, стал бы таким, каким хотелось бы. И чувствовать себя в контексте выступления можно было бы совершенно по-другому, потому, что это всего лишь наши субъективные состояния, заложниками которых мы иногда становимся.

На эту тему есть немало научных и околонаучных обоснований, и приводить здесь их не хватит места.

А вот научиться продуцировать полезные мысли-чувства-состояния, помогающие использовать свои способности в полной мере – дело весьма полезное и очень благодарное, хотя и местами достаточно трудоемкое. Уж очень иногда тяжело бывает облегчить себе жизнь. Однако это стоит того, чтобы можно было просто получать удовольствие оттого, что делаешь на сцене:

«Во мне образовался какой-то необыкновенный заряд позитива, который было невозможно удержать в себе. И мой Моцарт просто разбудил это, слегка придремавшее в креслах, царство….Мне показалось, что я и те, кто сидел в зале зажили и задышали в одном ритме…Ощущение было необыкновенное…»

Список литературы

1. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.

2. Викторов, А.В. Начинаем эстрадный концерт. М., «Знание», 1974.

3. Новаторов, В.Е. Культурно – досуговая деятельность

4. Щербакова, Г.А. Концерт и его ведущий. М., «Сов. Россия», 1974.

5. «Wikipendia» Словарь терминов – www.wikipedia.ru/org/wiki.

6. Слонимский Ю. В честь танца. М., 1988.

Гузяева Людмила Петровна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска

Методическая разработка

«Изучение и формирование мотивации обучения в ДШИ как элемента педагогической культуры»

I . Вступительная часть

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно выработать такие задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.

Цель написания работы – рассмотреть способы мотивирующего обучения в детской школе искусств.

Задачи работы:

    рассмотреть формы и методы мотивации, применимые для школы искусств;

    проанализировать принципы мотивации личностно-ориентированного обучения.

Мотив – побуждение к активности в определённом направлении.

Слово «мотивация» от глагола « movere » - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Понятие «мотивация к музыкальной деятельности » - это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.

Каждый возраст имеет свою характеристику мотивации.

Характеристика мотивации детей младшего школьного возраста:

На начальном этапе обучения – 1-3 месяцы учёбы:

    потребность в новых впечатлениях;

    потребность в учении как новой деятельности;

    потребность заслужить похвалу педагога;

    потребность стать лучше, стать отличником.

Здесь ученики недалеко ушли от дошкольного возраста. Мотивация носит чаще эмоциональный характер.

    чувством долга;

    желанием получить престижную оценку;

    мотив избегания санкций, то есть наказания;

    интерес к предмету, но эта мотивация носит неустойчивый характер, так как не выработался интерес к определённым предметам.

Работа над повышением уровня мотивации учащихся должна проводиться путём взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогический коллектив, учащиеся, родители.

II . Уровни мотивации.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.Высокий уровень учебной мотивации, учебной активности: у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования к учёбе. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая учебная мотивация: учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе: школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация: эти дети посещают школу неохотно.

Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

III .. Принципы формирования мотивации.

Существует несколько принципов формирования мотивации:

    при формировании мотивации педагог ориентируется на перспективы, резервы ученика в каждом конкретном возрасте;

    для мобилизации резервов мотивации организовывается включение ребёнка в активные виды деятельности (учебную, внеклассную, концертную, конкурсную);

    в ходе осуществления различных видов деятельности у обучающихся развиваются новые личностные качества;

    для мотивации важную роль играет личность педагога. Его облик, манера говорить, отношение к учащимся – всё это влияет на отношение детей не только к учителю и его занятиям, но и к школе в целом;

    на формирование мотивации к обучению влияет и участие детей в концертной и конкурсной деятельности. Успехи и сцена воодушевляют учащихся, создают положительное эмоциональное поле, тем самым воспитывают подлинный интерес к музыкальным занятиям;

    посещение концертных залов, выставок, музеев также положительно влияют на мотивацию обучения.

IV . Подведение итогов.

Мой педагогический опыт позволяет о следующем спектре мотивов, которые побуждают детей младшего школьного возраста к музыкальной деятельности. В первую очередь это получение удовольствия от эмоционального насыщения и творческого самовыражения в элементарном игровом музицирование. На второе место я ставлю стремление к общению со сверстниками в коллективных формах музыкальной деятельности – ансамбли. В третьих, должно быть удовлетворено любое любопытство ребёнка, которое даст толчок к развитию познавательного интереса через занимательные музыкально-дидактические игры. Нельзя забывать про стремление подражать родственникам, занимающимся музыкой, потребности одобрения со стороны родителей. А стремление к самоутверждению, признанию в глазах взрослых и сверстников через выступления в домашних и школьных концертах, успехи в обучении; наличие способностей к музыкальной деятельности, профессиональное самоопределение ребёнка – вот мотивы, которые позволят ребёнку успешно учиться в школе искусств.

Отдельно следует остановиться на эффективности личностно-ориентированного подхода к обучению, который даст прекрасные результаты в развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности. Индивидуальные уроки по специальности позволяют координировать и конкретизировать учебный материал, соотносить его с индивидуальными и творческими возможностями ученика, их личностными мотивами. А также гибко реагировать на требования социума к музыкальному образованию как сфере социализации и самоактуализации ребёнка.

«Концертная деятельность коллектива как фактор повышения мотивации к обучению» (из опыта работы).

Ансамблевое или хоровое исполнение помогает развитию слуха, ритма и приобщает ребёнка к музыкальной деятельности во всех её направлениях, что приводит к развитию гармонической личности. Побуждение к действию или мотивация, её формирование проходит во время занятий ансамблевой или хоровой деятельностью. В первую очередь, необходима установка в коллективной работе: настройка голоса для взятия высоких нот, прослушивание вступления той или иной песни ансамблем, настрой на победу, установка на запоминание песенного репертуара. Важную роль так же играет - интерес , который помогает добиться определённых успехов и музыкальный руководитель способен у ребёнка вызвать интерес к музыкальной деятельности. Рядом с интересом стоит желание , например, ребёнок мечтает стать педагогом или певцом, артистом и так далее, и стремится к достижению этих целей. У дошкольников (не всех) проявляется яркое влечение к музыке и задача педагога повести ребёнка в правильном направлении. Немаловажно отметить познавательную мотивацию , если она не будет сформирована у ребёнка, то это приведёт к дальнейшему не развитию песенных способностей. Я считаю, что любой ребёнок способен к творческим проявлениям. Необходимо, помочь ребёнку проявить творческие способности.

Происходит духовное обогащение. Несомненно, пение положительно влияет и на физическое развитие. Что важно в работе над хоровым произведением? Это создание художественного образа. Если образ правильно найден, то дети самостоятельно находят правильное звучание, что приводит к гармоничному исполнению. Чувства и восприятие мира раскрываются у ребёнка при разучивании музыкального произведения.

Педагог всегда обращает внимание детей на красоту звука, рассказывает о связи с народными истоками, литературой, историей…

Занятия помогают, уже не раз писала, развитию речи, а так же развитию артистизма, развитию сценической выдержки. Плюс коллективного исполнения проявляется в поведении, умении общаться, слушать и слышать друг друга. Музыкальный руководитель должен иметь соответствующие, профессиональное музыкальное образование. Внешность, манеры общения, всё это рисует некий идеал в глазах ребёнка, которому педагог должен соответствовать.

Педагог может и должен заинтересовать ребёнка настоящей музыкой.

Подход к выбору репертуара трудоёмкий процесс, для каждого занятия педагог рассматривает и решает совместно с коллективом новые задачи, погружается в детский мир, передаёт знания. Для детей ансамблевое исполнение является радостью, общением. Дети понимают, что каждый участник является неотъемлемой частью в едином большом организме – коллективе, и так же ответственен за творчество и качество в ансамбле или хоре.

Принципы работы педагога в детском коллективе.

1.Позитивная атмосфера, которая помогает проявлять взаимопомощь, чувство товарищества, сплочённости. Дружественная атмосфера приводит к хорошим результатам.

2.Всеобщие развитие коллектива. Разучивание того или иного произведения, понимание и воспроизведение. Похвала педагога, одобрение, переживания перед праздниками, концертами, радость от успешного выступления.

3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку . Развитие личности. Дети в дошкольных учреждениях имеют разные музыкальные способности и поэтому важно проявить дифференцированный подход, детям с отличными музыкальными способностями я рекомендую поступление в музыкальную школу. Каждый год приглашаю с отчётными концертами воспитанников ДМШ, педагоги музыкальной школы проводят диагностику детей; беседую с родителями о дальнейшем творческом развитии детей; по данным мониторинга 40% наших выпускников получают образование в различных творческих коллективах. Но есть и дети с не столь развитыми музыкальными способностями и работа движется с ними медленней, поэтому пристальное внимание я уделяю на подбор репертуара. Главное, чтобы ребёнок мог самоутвердиться, иметь право на индивидуальность. В детском саду все дети разного возраста развиваются как в личностном, так и творческом направлении.

Задачи преподавателя коллектива.

1. Развивать чувство уверенности в себе и своих силах.

2 .Способствовать развитию ответственности и сопереживания за деятельность коллектива.

3. Формировать коммуникативность.

Формы работы в творческом коллективе .

Ансамблевое исполнение в детском саду одно из самых распространённых и видов музыкальной деятельности дошкольников, где заключены союз музыки и слова, гармония в звучании. Процесс соединения ансамбля в единый организм, умение слышать и слушать, вот залог успеха коллектива. Работа, проводимая индивидуально, помогает больше внимания уделить не получающимся отдельным музыкальным моментам. Работа с пением по одному, дуэтами, трио, квартетами и т.д. обостряет внимание, ответственность, старание и позволяет другим детям коллектива оценить звучание. Осторожно нужно относиться к «звёздной болезни», педагог тонко прослеживает все процессы.

Работа с родителями. Успех творческого коллектива также зависит от союза семьи, детей и музыкального руководителя. Помощь родителей важна для работы ансамбля. В настоящее время, часто можно встретиться с проблемой недостаточного внимания со стороны родителей. Поэтому провожу собрания, отчётные концерты, мониторинги, анкетирования, беседы с родителями, вовлечение их в творческий процесс.

Совместная подготовка костюмов, атрибутов, украшение зала для определённого тематического концерта, общение переживания и победы

всё это положительно влияет, на выступления дошкольников, активизирует нравственно – духовные аспекты, ведь для родителей и детей совместная деятельность сплачивает семью, а так же помогает раскрыть способности узнать что – то интересное для духовного обогащения.

Концертная деятельность. Ансамблевое или хоровое исполнение - важная и значимая часть работы для творческого коллектива. Дети постоянно выступают на праздниках, развлечениях, любят, когда в гости приходят другие коллективы и с удовольствием показывают своё творческое мастерство, особое место занимают конкурсы, дети очень стараются и переживают друг за друга. Я без пафоса скажу, что мы – дружная, большая семья. Приведу недавний случай. Необходимо было выступать, а ребёнок заболел, я не думала, что искренне будут переживать все, сопереживать, но всё закончилось благополучно. Дети ждут выступлений, оценивают работу, смотрят и сравнивают творчество других коллективов, подводят итоги.

Выводы. Концертная активность в дошкольном образовательном учреждении, является аспектом повышения мотивации к развитию музыкальных данных, творческой инициативности и выступает в роли развития нравственных качеств ребёнка. Психология рассматривает два вида мотивации, внешняя и внутренняя . Внешняя – апробация педагога, родителей и внутренняя – необходимость в творчестве. Важным фактором является перерастание внешней мотивации во внутреннюю, что приводит к вовлечённости и пониманию целей музыкального руководителя и к пению. Положительная мотивация так же формируется в позитивных взаимоотношениях между детьми в коллективе, в умении музыкального руководителя увлечь и грамотно преподнести материал, доброжелательное отношение, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Активизации мотивации для благотворной работы коллектива помогают: творческая атмосфера, дифференцированный подход. Положительный результат будет в том случае, если пение вызывает у воспитанников эмоции, а взаимодействия с педагогом будут доверительными, что приведёт к личностно – нравственному росту детей.


Попова Ольга Георгиевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10»

Методическое сообщение на тему:

Концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано

Подготовила:
Костина Светлана Валерьевна

педагог дополнительного образования

в области музыкального искусства


г.Железногорск 2016

Содержание

1. Введение 2. Мотивы обучения 3. Педагогические принципы формирования мотивации школьников 4. Условия формирования мотивации обучения в классе фортепиано 5. Концертная деятельность 6. Заключение 7. Список литературы

Концертная деятельность школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано


1. В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей. Изменяются взгляды на десятилетиями существовавшие положения вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.

Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой. (слайд3) Кандидат искусствоведения, занимающаяся проблемой начального музыкального обучения, Т.Э. Тютюнникова в своей книге пишет (слайд4) : «Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого высокая миссия открыть каждому свою дорогу к музыке». (слайд5)

Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. (слайд 6)

В наше время творческий человек востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать творческую личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Именно музыка оказывает сильное воздействие на настроение и поведение, эстетический вкус и психику ребенка. Если же у личности имеются сильные мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, то деятельность даёт качественные результаты. (слайд7)

Однако, в литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке». (Слайд8)

Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.

Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске путей и средств формирования и повышения мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано. (слайд 9)

2. МОТИВ - это то, что побуждает человека к действию. Мотивам учения посвящён ряд исследований в отечественной педагогике и психологии – С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Л.И. Божович, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др. По их мнению, учение, практическая деятельность учащихся побуждаются не одним, а множеством мотивов. (слайд 10)

Отметим труды отечественных и зарубежных музыкантов, связанных с проблемой мотивации: В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта.

Первая группа – мотивы, в основе которых лежат общественные цели, чувство долга перед родителями, учителями, товарищами. Большое значение при воспитании этих мотивов играет семья.

Вторая группа – мотивы, имеющие источником стремление к личному успеху. Психологической основой этих мотивов выступает чувство собственного достоинства, радости за успех при завершении деятельности. Формой отчётности при завершении работы над музыкальным произведением является академический концерт, где в полной мере может проявиться эта группа мотивов. Кроме этого почти каждый ребёнок привлекается к концертной деятельности разных уровней – это праздничные и классные концерты, вечера для родителей; а для детей, достигших больших успехов в исполнительской деятельности, – различные конкурсы.

Третья группа – мотивы, проистекающие из познавательных потребностей, стремления к новому, неизвестному. К концу дошкольного и к началу школьного возраста у детей возникает потребность в приобретении новых знаний и умений, которая в полной мере может реализоваться в процессе обучения игре на фортепиано.

Большое значение имеет внутренняя мотивация. (слайд 11) Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учащихся. Для этого учитель на начальном этапе работы старается сделать предстоящую деятельность привлекательной для учеников, чтобы каждый из них сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата. (слайд12) Начиная занятия с самыми маленькими учениками, надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. (слайд13)

Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Своеобразие эмоций в младшем школьном возрасте состоит в том, что ученики этого возраста всё-таки отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Для младшего школьника свойственны необычная широта эмоций и реактивность, лёгкость переключения от одной эмоции к другой.

3. (слайд14) Формирование мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано обеспечивается педагогическими принципами активизации учебно-познавательной деятельности, диалогической направленности и безотметочного оценивания.

Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш. А. Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который придёт ему на помощь». (слайд15) Интерес-это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес у ребенка возможно применив игровые формы, поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников. (слайд16) В авторской программе Е. В. Козыревой, посвященной формированию положительной мотивации, описан интересный игровой метод с применением игрушек. Для решения проблемы, связанной с воспитанием навыка самостоятельности детям, испытывающим потребность в движении и новых впечатлениях, очень сложно организовать домашние занятия, предполагающие многократное повторение и «отработку» определённых элементов и фрагментов. При создании игровой ситуации на уроках с учащимися младших классов возможно использование игрушек. Ребенок, озвучивая каждого «из учеников», с интересом многократно повторял необходимый фрагмент, чего в обычных условиях добиться достаточно трудно. При неудачном исполнении желание ребенка заниматься не уменьшалось, его активность на уроке также не снижалась. Поскольку плохо сыграл не ребенок, а персонаж, которого ребенок сам определил (наименее привлекательная для него игрушка), при удачном же исполнении указывалась любимая игрушка. Давая им характеристики и объясняя оценки, ребенок осознаёт конкретную задачу, демонстрирует уровень самокритики и рефлексии. Таким образом, данный игровой метод позволяет повысить интерес к занятиям, влиять на организацию самостоятельных занятий, воспитать осознанный подход к пониманию поставленной задачи, с одной стороны, и стимулировать развитие произвольных процессов и рефлексии как профессиональных качеств - с другой. (слайд17) Так происходит переход от игровой деятельности к учебной, с её возрастающей ролью. Творческие задания также способствуют формированию внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся музыке. (слайд18) Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», (Л.С.Выготский), то есть отвечать возможностям каждого конкретного ребёнка. Чтобы решить более трудную задачу, ученик должен обдумать, сделать усилие и найти пути решения, мобилизовать и отобрать нужные для данного случая знания, умения, навыки и системы действий, которыми он владеет. (слайд 19)

Активность ребенка выступает в разных формах. Примером может служить активность подражательная. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом « Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» лёгкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие. (слайд20)

Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Именно благодаря исполнительской активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приёмами действий.

Формирование мотивации обучения игре на фортепиано носит специфический характер и обеспечивается принципом диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося. (слайд 21) Очень важно с первых занятий суметь завоевать симпатию ученика. Масштаб личности учителя определяется мерой его включённости в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по – разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося. В звене « Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются его коммуникативные и организаторские способности.

Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Речь педагога должна быть образной и лексически богатой, а также грамотной, лаконичной, ясной и яркой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при использовании педали и т. д. При этом надо помнить что урок должен быть диалогом. Нужен обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово- экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать движения, навести на нужные мышечные ощущения. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Каждый ученик, изучающий какой – либо музыкальный инструмент, должен обладать в совокупности многими качествами – музыкальным дарованием, умом, характером, а все эти качества находятся в тесной связи и взаимодействии. Следовательно, чтобы помочь музыкальному таланту развиться и достигнуть рассвета, нужно приложить усилия ко всему, что связано с таким развитием. Совокупность качеств требует соответствующей совокупности условий и заботы. Правильное обучение игре на инструменте предполагает целостное отношение к личности ученика как единству упомянутых качеств. При таком отношении образовательный процесс тесно связан с воспитательным.

4. Условием формирования мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано является использование методов проблемно-развивающего обучения, групповой и коллективной учебной деятельности. Важным условием формирования положительной мотивации к обучению игре на фортепиано является подбор исполняемого репертуара. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний учащегося, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащегося относительно плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога по фортепиано заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполняемой музыки. Перед выбором какой-либо пьесы целесообразно неоднократно проиграть музыкальное произведение, рассказать о композиторе и вместе с ребёнком пофантазировать, представить подходящие образы. Больше сказки, больше фантазии. Не уставая будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Для поддержания разнообразия художественных впечатлений необходима частая репертуарная сменяемость. Она осуществима лишь в том случае, если пьесы доступны, прежде всего, в смысле возможности их восприятия учеником. Поэтому они должны быть небольшими по размерам, образными, доходчивыми и интересными по содержанию, яркими по музыкальному языку, ясными по форме, напевными. (слайд 22) Способствует положительному формированию мотивации к обучению игре на фортепиано ансамблевое музицирование. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. Игра в ансамбле способствует установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. (слайд 23) Кроме того, что игра в ансамбле даёт много знаний, умений, формирует исполнительские навыки, она ещё приносит детям эмоциональное удовлетворение, радость общения, являясь стимулом для дальнейшего развития ребёнка.

5. Все выше перечисленные принципы и условия формирования мотивации младших школьников в классе фортепиано успешно реализуются в такой форме как концертная деятельность . (слайд 24)

Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. Выступления в таком мероприятии заинтересовывают ребят, тем более, если концерт проходит в красочной музыкально - театрализованной, музыкально - поэтической форме.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным. Именно концертные выступления каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста ребенка. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это проявляется в публичных выступлениях.

(слайд 25) Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как концертмейстеры, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Подготовка к такому мероприятию сплачивает и объединяет ребят.
Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту.
(слайд 26) В течение учебного года большинство обучающихся на музыкальном отделении нашей школы и обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. (слайд 27, 28) «Посвящение в музыканты», « День музыки», «Концерт для Деда Мороза», «Концерт для будущих первоклассников», «Концерт ансамблевой игры» и другие - это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Это их очень увлекает. (слайд 29, 30) Наша зрительская аудитория – это воспитанники детского сада и школы, сверстники, родители и близкие родственники - это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. Это очень важно потому, что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

6. (слайд 31) Привлечение детей к активной концертной деятельности – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

Список литературы

    Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.

    Балашова А. В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в ДМШ через развитие творческой активности учащихся. Педагогический вестник.

    Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

    Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.

    Козырева Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода. Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика. 2008. Т. 14. №6.

    Козырева Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. – Ярославль, 2005.

    Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. –С-Петербург, 2006.

    Маслоу А. Мотивация и личность.-Москва, 2004.

    Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Москва «Кифара»; 2002. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997.

    Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. –М.: Музыка, 1982.

    Ниязов О методике работы с детьми.-С-Петербург, 2001.

    Петрушин В. И. Музыкальная психология. –М.: Просвещение, 1979.

    Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998.

    Шпик И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников. – Начальная школа.- Вып. № 2, 2007.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств № 2»

Доклад

на тему : «Некоторые приемы и методы работы

с юными музыкантами при подготовке

к концертному выступлению»

Преподаватель:

пгт. Высокий

2014 г .

Введение

Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.

Наиболее успешным является формирование у музыканта-исполнителя навыков сценического поведения и эмоциональной устойчивости с детских лет, именно в начальный период обучения. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением. Впрочем, настаивать только на этой точке зрения вряд ли имеет смысл, поскольку в биографиях выдающихся артистов столько же свидетельств «за» эту точку зрения, сколько и «против».

Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.

Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя и н а наш взгляд, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности: потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе; потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой, а также потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.

Понятие «концертная деятельность»

В настоящей работе мы рассматриваем концертное выступление , исходя из насущных проблем и возможностей инструментального ансамбля. Естественно, возникает необходимость дать понятие о концертном выступлении и концертной деятельности в целом.

Понятие «концертное выступление» включает в себя конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении музыкальных произведений перед публикой. Концертное выступление детей связано со всем учебно-воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива .

Концертная деятельность - постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях. Концертная деятельность - это один из важнейших аспектов работы с детским ансамблем, имеющий огромное значение для творческого роста его участников и всего музыкального коллектива в целом. Воспитание творческой активности участников ансамбля также во многом связано с концертной деятельностью, как с важным средством воздействия музыкального искусства на слушателей.

Для самих юных музыкантов концертные выступления всегда являются большим стимулом в их творческой деятельности.

Участие детей в различных концертных выступлениях способствует выработке определенных позитивных эмоциональных и психологических качеств.

Для успешного формирования оптимального концертного состояния следует поощрять выступления учащихся в отчетных концертах, тематических музыкальных гостиных, смотрах-конкурсах, фестивалях. Выступление перед публикой помогает раскрытию творческих способностей детей, возможно, становлению в будущем талантливых артистов. Здесь и радость творчества, и гордость за свой коллектив, и утверждение себя как личности.

Если концертная деятельность учащихся приобретает систематический характер, то на самом концерте выступление юных артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые со всей полнотой сразу передаются зрителям.

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта

Как известно, в процессе обучения музыкантов формирование мастерства в наиболее концентрированной форме осуществляется в условиях публичных выступлений, которые предоставляют учащимся уникальную возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в музыкально-исполнительской деятельности.

Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.

Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным условием продолжения музыкально-исполнительской деятельности и в будущем для многих учащихся. Безусловно, речь не идет о том, что по окончании образовательного учреждения все выпускники становятся концертными исполнителями – из сотен, быть может, единицы добиваются всеобщего признания. Но в любой области музыкального искусства – будь то сольное исполнительство, концертмейстерское мастерство, работа в коллективе или педагогическая деятельность – большое значение имеет сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности, создавать особые психолого-педагогические условия в процессе их подготовки к выступлениям и способствовать формированию у них определенного «багажа» профессиональных знаний.

В свое время знаменитый актер, режиссер и педагог писал о том, что «публичные выступления обладают свойством закреплять, фиксировать то, что происходит на сцене и внутри самого артиста. Всякое действие или переживание, проделанное с творческим или иным волнением, вызываемым присутствием толпы, запечатлевается в эмоциональной памяти сильнее, чем в обычной, репетиционной, или в домашней обстановке. Поэтому как ошибки, так и удачи, совершенные на сцене <…>, закрепляются прочнее на публике».

Поскольку от успешности публичных выступлений зависит зачастую будущее молодых музыкантов, их дальнейшее творческая деятельность, соответственно, отсюда – важность оптимального решения всего комплекса проблем, связанных с данным видом деятельности . Проблемы, о которых идет речь, группируются в двух основных блоках: профессиональном и психологическом. Первый из них представлен преимущественно художественно - интерпретаторскими и профессионально-техническими аспектами: насколько исполнение соответствует авторскому замыслу; дает ли оно основания говорить о его художественной содержательности, глубине и творческой убедительности; удовлетворяет ли в «техническом» отношении и т. д.

Бесспорно, качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям.

Однако помимо профессиональных задач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект – психологический. Именно он и составляет второй блок, непосредственно связанный с психологической подготовкой исполнителя к публичному выступлению, которая предполагает волевую саморегуляцию музыканта, основанную на объективном контроле собственных действий, гибкой коррекции их по мере необходимости. Психологическая подготовка, иными словами, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией.

К сожалению, в учебном процессе подготовке такого рода в силу разных причин уделяется значительно меньше внимания, нежели собственно исполнительской, профессионально-технической готовности к выступлению, хотя для молодых, малоопытных музыкантов она особенно важна.

Что касается молодых музыкантов, только начинающих осваивать азы исполнительского искусства, то им необходима профессиональная помощь и поддержка.

В связи с этим возрастает значимость педагога, который, помимо творческого наставничества, должен быть способен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе средств психологической подготовки к концерту. Так, по мнению, «влияние педагога-артиста-исполнителя простирается обычно гораздо дальше, чем «чистого» педагога». Во всяком случае, результат будет более эффективным в тесном творческом контакте с преподавателем, знающим тонкости концертно-исполнительской деятельности.

В истории музыкальной педагогики встречается немало примеров, демонстрирующих оживленное творческое взаимодействие педагогов с учениками в период их подготовки к публичным выступлениям. Такие выдающиеся мастера, как Т. Лешетицкий, целенаправленно и последовательно формировали у своих воспитанников любовь к сцене посредством активного привлечения их к концертному исполнительству. В творческих биографиях известных музыкантов содержатся многочисленные подтверждения этому.

Необходимо отметить еще один немаловажный аспект рассматриваемой проблемы. Конечно, выступления на очередных мероприятиях учебного плана с психологической стороны приближаются к открытым концертным мероприятиям. Однако здесь, как правило, на первый план выходят строгие академические требования, усиленные страхом перед высоким уровнем оценивающей комиссии и боязнью получить низкий балл за исполнение своей программы. Поэтому, находясь в ситуации экзамена или зачета, многие дети, подчас, не имеют возможности в полной мере проявить свою творческую индивидуальность. Таким образом, контрольные испытания часто оказываются стимулом с неоднозначным воздействием и не всегда способствуют внутренней положительной мотивации детей и поддержанию у них интереса к исполнительской деятельности.

Напротив, привлечение начинающих музыкантов к публичным выступлениям в концертных условиях, не обремененных экзаменационными требованиями, в большей степени способствует их творческому росту и пробуждает в них желание выступать. Если в первом случае работа построена исключительно на исполнении обязательных произведений, предусмотренных учебным планом, то во втором – ориентир направлен на оживленное участие в концертах со свободной программой, что является лучшим средством активизации творческой мотивации будущих музыкантов.

Методы работы со сценическим волнением

Так как же настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой? Эти вопросы волнуют, сегодня, множество музыкантов, будь то ещё обучающийся или же давно выступающий перед публикой концертный исполнитель. Решение, несомненно, кроется в подготовительном этапе. Несомненно, каждому исполнителю будет интересно узнать ценные советы по подготовке исполнителя к концертному выступлению в трудах выдающихся музыкантов и педагогов – , и др. Но, к сожалению, эти рекомендации не систематизированы, не объединены в самостоятельную книгу и самое главное - не дают ясного анализа временной периодизации в подготовке к публичному выступлению.

На практике перед педагогом и учащимся возникает необходимость решения проблемы повышения исполнительской и психологической готовности музыканта к общению с публикой.

Основная сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель испытывает стресс - сценическое волнение. Существует мнение, что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы работы над ним.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия. Сильное волнение может проявляться в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции.

Виды волнения

1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям, нежелание играть.

2. Волнение – паника – игра ребенка лишена творческого начала, память подводит исполнителя.

3. Волнение - подъем – юный исполнитель может перевести сценическое волнение в творческое вдохновение.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Часто причиной синдрома сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление юным артистом характера деятельности, и как результат - растерянность. Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

Методы работы по снижению концертного волнения

1. Систематические домашние занятия над произведениями технического характера и репертуаром. Важный элемент в начале ежедневных занятий - разыгрывание. Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но и для психического аппарата музыканта в целом.

2. Регулярные занятия с применением метода «мысленное проигрывание произведения».

3. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу целиком и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать, что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта, поскольку музыкальный материал должен «устояться, прижиться» в рефлекторных ощущениях и собственном слуховом восприятии.

4. Приобретение опыта публичных выступлений: исполнение музыкального репертуара в концертах, классных вечерах, музыкальных гостиных. Обыгрывание программы на разных концертных площадках.

5. Повышение «сценического самочувствия» (Станиславский), единство интеллектуальной и эмоциональной сферы юного артиста, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи: соблюдение определенного режима дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления, организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т. д. Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней до него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за свой инструмент, мысленно представляет сцену, зрителей и предельно четко исполняет свою концертную программу. Таким образом, исполнитель вырабатывает в себе условный рефлекс, который способствует более свободному исполнению программы, а также эмоциональному настрою на выступление.

6. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления. При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и мышцах.

7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что юный исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего успешный опыт публичных выступлений, или педагога и начинает играть как бы в образе другого человека. Волшебная сила воображения, магического «если бы» способна дать возможность человеку по-новому взглянуть на свое эмоциональное состояние. Образ талантливого человека может способствовать повышению уровня творческого потенциала.

8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на сцене.

9. Исполнение репертуара в ансамбле.

Использование выше приведенных методов по уменьшению концертного волнения способствует тому, что волнение переходит на новый уровень и перерастает в творческое вдохновение, то есть во время исполнения к музыканту приходит легкость и свобода движений.

Важно объяснить детям, что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить посредником между композитором и слушателем.

Увлечённость исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает юному исполнителю направить своё волнение в нужное русло. И неспроста в закулисных комнатах Малого зала Ленинградской консерватории когда-то висел плакат «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!».

Беседуя с актерами Большого театра, подметил: «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением!» А выдающийся музыкант нашего времени, пианист однажды так описал ощущения, испытанные им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя».

Заключение

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта трудно переоценить. В ходе подготовки к ней перед музыкантом-исполнителем важно определить пути решения проблем исполнительской и эмоциональной готовности к творческой публичной деятельности, формирования значимых психологических качеств, выработки приемов поведения на сцене.

В ходе образовательной деятельности педагог решает проблему оказания помощи ребенку в проживании волнения как творческого вдохновения, в выработке алгоритма улучшения самочувствия музыканта при подготовке и в процессе самого выступления.

Подготовка к концертному выступлению учащихся в учреждении дополнительного образования включает различные приемы и методы, направленные на помощь ребенку в повышении уровня исполнительских навыков, результативности в обучении, в формировании позитивного отношения к собственному эмоциональному реагированию в условиях концертной деятельности.

Список использованной литературы

1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974.

2. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя //Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 68 – 79.

3. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 2008.

4. Фёдоров Е. К вопросу об эстрадном волнении.– М., 1979. – С. 107–118 (Труды ГМПИ им. Гнесиных; Вып. 43).

Поделиться: