Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся по классу фортепиано - методическая страница - ассоль. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроке

1. Общие положения

1.1. Настоящий Договор является официальным предложением (публичной офертой) ИП Максименкова Алексея Андреевича (ОГРНИП 315420200006514, ИНН 420206996759), именуемого в дальнейшем «Исполнитель», и, в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса РФ, является публичной офертой Исполнителя, адресованной физическим лицам, о предоставлении возможности участия в Конкурсах на условиях Договора.

1.2. Договор считается заключенным без подписания в каждом конкретном случае, так как акцепт оферты приравнивается к заключению договора на указанных ниже условиях.

1.3. Действующая редакция Договора на постоянной основе размещена на сайте Исполнителя по адресу: «сайт/oferta», и обязательна для ознакомления Участником до момента совершения акцепта.

1.4. Настоящие условия оферты могут быть изменены и/или дополнены Исполнителем в одностороннем порядке без какого-либо специального уведомления. Изменения содержания Договора вступают в законную силу с момента их публикации по адресу постоянного размещения Договора в виде обновленного текста Договора.

2. Термины и определения, применяемые в Договоре.

2.1. В целях настоящей Оферты нижеприведенные термины используются в следующем значении:

  • «Исполнитель» - Индивидуальный Предприниматель Максименков Алексей Андреевич, действующий на основании Устава;
  • «Оферта» - настоящий Договор-Оферта о предоставлении консультационно-информационных услуг;
  • «Акцепт Оферты» - полное и безоговорочное принятие условий Оферты методом выполнения действий, указанных в п. 3 настоящей Оферты.
  • «Заказчик» - лицо, осуществившее Акцепт Оферты, и являющееся таким образом Заказчиком услуг Исполнителя по заключенному договору оферты и может принимать участие в мероприятиях настоящего сайта;
  • «Конкурс» - мероприятие по выявлению лучших из присылаемых работ, которое проводится ежемесячно, по итогам которого, Участники получают наградные документы;
  • «Тестирование» - мероприятие, проводимое в онлайн режиме, направленное на выявление знаний Участников в определенном направлении профессиональной деятельности;
  • «Наградной документ» - документ, подтверждающий участие в мероприятии, который содержит информацию о месте, которое занял данный Участник, о номинации, также в документе содержатся данные об участнике, подпись и печать председателя комиссии.

3. Предмет Договора

3.1. Согласно Договору-оферте Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по предоставлению необходимой информации, относящейся к мероприятиям, под которыми понимаются различные Конкурсы и Тестирования, проводимые дистанционно (далее Услуги).

3.2. Исполнитель оказывает Услуги Заказчику только в случае подачи Заказчиком соответствующей заявки на Услуги на сайте «http://сайт» в соответствии с утвержденными правилами, а так же оплаты Услуги, согласно действующим тарифам.

3.3. Акцептом договора-оферты является факт оплаты Заказчиком выбранной Услуги.

3.4. Для заказчика доступны следующие услуги:

3.4.1. Конкурс.
3.4.1.1. Сроки проведения Конкурса определяются Исполнителем и длятся с первого по последнее число каждого месяца, если иное не указано на Сайте «http://сайт».

3.4.1.2. Каждая конкурсная работа рассматривается и оценивается членами жюри. По истечении 10 рабочих дней со дня приема заявок на Конкурс, Наградные документы публикуются на сайте в разделе «http://сайт/rezultatyi.html», где хранятся в течение 2-х лет со дня их публикации.

3.4.2. Тестирование.

3.4.2.1. Тестирование проводится ежедневно и круглосуточно в режиме онлайн.

3.4.2.2. Каждый Участник после совершения оплаты получает письмо на электронную почту с ссылкой на прохождение тестирования.

3.4.2.3. После прохождения тестирования Участник получает электронную версию Наградного документа.

3.4. По желанию Заказчика, возможна отправка Наградного документа заказным письмом Почтой России. Стоимость данной услуги указана на сайте. При этом Исполнитель отправляет заказное письмо на адрес учебного заведения Заказчика. В случае, если Заказчик желает, чтобы письмо пришло на другой адрес об этом необходимо сообщить на почту «[email protected]».

3.4.5. Почтовая корреспонденция отправляется еженедельно по субботам.

3.5. Конкурсные работы не редактируются, не рецензируются Организатором конкурса и комиссией.

3.6. Информирование участников обо всех событиях, связанных с проведением конкурса осуществляется на Сайте «http://сайт». Каждый участник считается информированным надлежащим способом с момента публикации информации на Сайте «http://сайт»..

  • нарушение правил участия в Конкурсах, изложенных в Договоре;
  • проявление неуважения к Организаторам конкурса и Конкурсной комиссии;
  • непредставление конкурсной работы в порядке и сроках, указанных в Договоре и на Сайте;

4. Права и обязанности сторон.

4.1. Исполнитель обязуется:

4.1.2. Предоставить Услуги Заказчику по выбранному мероприятию, проводимому дистанционно, при условии оплаты Услуги Заказчиком в полном объеме и выполнении всех правил проведения данного мероприятия.

4.1.3. Оперативно и своевременно информировать Заказчика о перечне предоставляемых Услуг, об условиях и стоимости проведения дистанционных мероприятий, размещая данную информацию на Сайте «http://сайт», а также используя электронную почту.

4.1.4. В целях оказания Услуги производить доставку информации Заказчику по электронной почте или «Почте России» по адресам, указанным Заказчиком при подаче заявки на оказание Услуг.

4.2. Исполнитель имеет право:

4.2.1. Отказать Заказчику в предоставлении Услуги

  • в случае неоплаты (неполной оплаты) Услуги в установленные сроки;
  • при несвоевременном предоставлении заявки на оказание Услуги;
  • при нарушении правил участия в мероприятии.

4.2.3. Изменять условия данного Договора в одностороннем порядке.

4.3. Заказчик обязуется:

4.3.1. Самостоятельно и своевременно знакомиться на сайте «http://сайт» с установленными Услугами, ценами на Услуги, порядком и сроками их предоставления.

4.3.2. Своевременно оплачивать выбранные Услуги Исполнителя в соответствии с установленными на момент оплаты ценами.

4.3.4. При подаче заявки предоставить конкурсные работы и указывать достоверные и полные данные.

4.4. Заказчик вправе:

4.4.1. Получать от Исполнителя оплаченные Услуги в соответствии с условиями настоящего Договора-оферты.

4.4.2. Получать от Исполнителя полную и достоверную информацию, связанную со сроками и условиями проведения дистанционных мероприятий на сайте «http://сайт»

4.5. Заказчик дает согласие:

4.5.1. На обработку персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»

5. Стоимость Услуг.

5.1. Стоимость предоставляемых Услуг определяется Исполнителем в одностороннем порядке в российских рублях и размещается на сайте «http://сайт».

5.2. Исполнитель вправе в одностороннем порядке изменять цены на предоставляемые Услуги.

6. Порядок и сроки проведения расчетов.

6.1. Оплата Услуг Исполнителя Заказчиком производится денежными средствами по безналичному расчету на расчетный счет Исполнителя или иным способом, указанным на сайте «http://сайт».

6.2. Услуги предоставляются Заказчику на условиях 100% предоплаты стоимости выбранной Услуги.

6.4. Оплаченный Участником организационный взнос, в случае прекращения действия Договора, не возвращается.

7. Ответственность Сторон.

7.1. Стороны несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.

7.2. Исполнитель не несет ответственности:

7.2.1. за сбои в работе почты, Интернета, сетей связи, возникшие по независящим от Исполнителя причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Участником уведомлений Исполнителя;
7.2.2. в случае технических сбоев (отключение/повреждение электропитания и сетей связи, сбои программного обеспечения процессингового центра и технические сбои в платежных системах), повлекших за собой невыполнение Исполнителем условий Договора;

7.2.5. за временное отсутствие у Участника доступа к средствам связи, обеспечивающим взаимодействие с Исполнителем в рамках Договора, а также связанные с этим убытки Участника;

7.2.7. за неполную или не верную информацию, предоставляемую Заказчиком.

7.3. Стороны освобождаются от имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, если такое нарушение вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), включая: действия органов государственной власти, пожар, наводнение, землетрясение, другие стихийные действия, отсутствие электроэнергии, забастовки, гражданские волнения, беспорядки, любые иные обстоятельства, не ограничиваясь перечисленным, которые могут повлиять на выполнение Исполнителем договора Оферты.

7.4. Настоящий договор публичной оферты имеет силу акта об оказании услуг. Приемка производится без подписания соответствующего акта. Услуги считаются оказанными надлежащим образом и в полном объеме, если в течение трех дней с момента оказания услуги Заказчик не предъявил претензию.

8. Порядок информационного взаимодействия Сторон.

8.1. Участник при заключении Договора обязан предоставить Исполнителю достоверную информацию для связи с Участником и направления ему уведомлений о ходе Конкурса. Участник несет ответственность за обеспечение постоянного соответствия указанных данных действительности.
8.2. По умолчанию надлежащим способом информирования Участника об операции с его заявкой и конкурсной работой является отправка уведомления на адрес электронной почты, указанный Участником.

8.3..html» не позднее чем через 10 рабочих дней со дня окончания приема заявок на конкретный конкурс.

8.4. В случае отказа Участника от всех предложенных Исполнителем способов отправки Участнику уведомлений об операциях с заявкой и конкурсной работой, Участник признается не предоставившим надлежащим образом информацию для связи с Участником в соответствии с п. 8.1., а Исполнитель считается исполнившим свои обязательства по информированию Участника о совершенных операциях с заявкой и конкурсной работой. Участник не вправе в таком случае предъявлять Исполнителю претензии, связанные с ненадлежащим информированием Участника об операциях.

8.5. Уведомление считается полученным Участником в течение трех часов с момента отправки.

8.6. Исполнитель не несет ответственности за отсутствие у Участника доступа к средствам, с использованием которых Участник может получить уведомление, либо несвоевременное получение уведомления, в том числе за сбои в работе Интернета, сетей связи, возникшие по независящим от Исполнителя причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Участником уведомлений Исполнителя.

8.7. Претензии Заказчика по предоставляемым Услугам принимаются Исполнителем к рассмотрению по электронной почте, в индивидуальном порядке в течение пяти дней с момента возникновения спорной ситуации.

8.8. Заказчик, в случае появления вопросов, может обратиться к Исполнителю используя контактные данные, указанные по ссылке «http://сайт/kontakty».

9. Техническая поддержка Участников Конкурса и Обработка персональных данных.

9.1. Организатор готов проводить техническую поддержку Участников Конкурсов до тех пор, пока будет проводиться Конкурс. Сроком завершения Конкурса считается дата опубликования результатов Конкурса на Сайте.
9.2. Поддержка пользователей осуществляется по электронным каналам связи (электронной почте) и/или путем размещения определенной информации на Сайте.

9.4. Заключая Договор и внося персональные данные в форму заявки, Заказчик выражает согласие на предоставление своих персональных данных и их обработку Исполнителем.

10. Заключение, изменение, расторжение договора.

10.1. Моментом заключения данного Договора считается момент зачисления оплаты на расчетный счет Исполнителя за выбранные Заказчиком Услуги, при условии получения от него заявки на Услугу по форме, размещенной на сайте «http://сайт».

10.2. Заказчик вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от Услуг Исполнителя. В случае одностороннего отказа Заказчика от услуг Исполнителя произведенная оплата не возвращается.

10.3. Исполнитель оставляет за собой право изменять или дополнять любые из условий настоящего Договора-оферты в любое время, опубликовывая все изменения на сайте. Если опубликованные изменения для Заказчика неприемлемы, то он в течение семи дней с момента опубликования изменений должен уведомить об этом Исполнителя. Если уведомления не поступило, то считается, что Заказчик продолжает принимать участие в договорных отношениях.

10.4. По всем вопросам, не урегулированным настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

Реквизиты.

Исполнитель: ИП Максименков Алексей Андреевич
ИНН: 420206996759
ОРГНИП 315420200006514
Наименование Банка: Сибирский Филиал ОАО КБ «Региональный кредит»
БИК: 045003734
КПП: 540243002
к/с № 30101810300000000734 в РКЦ Советский
р/с 40802810221410000027

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе.

Введение.

Бурный рост научной информации, становление науки подлинно материальной силой производства потребовали некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. У любого учителя, приступающего к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формировать». Успех любой самостоятельной работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовывать свою деятельность. Поэтому учителю надо раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации. Самостоятельные работы на уроках математики применяются довольно часто, поэтому я создаю памятки, в которых даются рекомендации по работе с математическим текстом и решению задач как основных видов учебной деятельности при изучении математики. Памятки вывешиваются в кабинетах.(Памятка работы с книгой. Памятка работы по решению задач).

Постоянно руководствуясь такими памятками, учащиеся смогут более осознано строить свою учебную деятельность и скорее овладеют всеми необходимыми навыками самостоятельной работы. На уроке учитель может обрабатывать рекомендации по отдельности, сообразуясь с целями конкретного урока. Конечно, работа по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы не ограничивается только созданием различных памяток. На пример, можно проводить конкурсы на умение работать самостоятельно. Наряду с внеклассными формами работы по формированию у учащихся навыков самостоятельного учебного труда большие возможности для формирования требуемых умений имеются на самом уроке математики. Самостоятельная работа в обучении математике не сама цель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладевания этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их освоением.

Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитание самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Все чаще последнее время встает вопрос о том, что мы должны обучать не только способных, но и общую массу обучающихся. Как это сделать? Для этого и надо применять деятельный подход к обучению, т. е. организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а в результате правильно организованной деятельности учителем, могли сами участвовать в процессе «открытия» казалось бы давно забытых истин. Для того, чтобы школьники могли сами «открывать» неизвестное познавательными средствами и методами их надо обучать.

Обучение учащихся методам познания, в том числе привития им умений самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться является одной из главных задач обучения, от ее решения во многом зависит эффективность учебно – воспитательного процесса, определяющими и конечными целями которого является формирование всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для учителей математики. Для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся.

В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем за усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и некоторые дают положительный эффект в обучении.

По своему дидактическому назначению их можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учетом этих ошибок (пример «Применение производной» 11 класс).

Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий после, как правило, логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этой широты и глубины полученных учащимися знаний и умений. Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать прежде всего на обучающих самостоятельных работах.

Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяется на разных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством учителя. Как показывает личный опыт, на этапе осмысления(осознания) изучаемого материала самостоятельные работы на руках математики могут занимать около 5-6 мин., на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10-15 мин., а на этапе формирования навыков – до 30 мин. Целесообразность таких работ по времени вытекает из того, что за указанные промежутки времени чаще всего успевают «создать тот запас ошибок, разбор которых позволяет еще раз переосмыслить изучаемый вопрос». На разных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей; на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены преимущественно на понимание смысла и структуры изучаемых понятий, теорем; на этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены прежде всего на обработку правильности выполняемых действий, а на этапе формирования навыков они направлены на отработку быстроты выполнения действий естественно, что и формирование у учащихся навыков самостоятельного изучения математики на каждом из этих этапов обладает своей спецификой. На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом. Здесь же можно формировать умение выдвигать гипотезы и умение составлять планы по их проверке, заставляя учащихся сверять свои предложения с тем, что содержится в тексте. На этапе формирования умений уже больше практикуется самостоятельная работа по решению задач. Здесь ученики приобретают конкретные умения по проверке математических гипотез, по решению задач определенного типа, При обработке навыков учащихся уже можно тренировать в различных других учебных умениях.

Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя большой подготовки. Если при этом ставится задача формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то можно продумать и определить:

1) Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения математики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы.

2) Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно усиленное выполнение данной самостоятельной работы.

3) Вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом. Например, при выполнении работ справочного характера уместно обратить внимание учащихся на пользования предметно-именным указателем, аннотацией, списком используемой литературы и т. д.

4) Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы.

5) Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.

В решении задач по образцу упражняются обычно на этапе осмысления материала и, как правило, сразу после объяснения учителя. При выполнении этих заданий учащимся разрешается широко использовать справочную литературу : учебник, таблицы, записи в тетради. Упражнения представляют собой в основном легко варьируемые задания опорного задания-образца. Варьирование заданий осуществляется за счет изменения обозначений, коэффициентов, знаков, некоторых элементов и других показателей, за счет выполнения заданий по видоизмененному чертежу, где даны либо другие обозначения, либо иное расположение данных элементов и т. д. (пример). На данном этапе следует приучать учащихся к обязательному воспроизведению хотя бы наиболее существенного в изучаемом тексте. На этапе отработки правильности применения полученных знаний такая особенность математики, как дидуктивность и алгоретмичность, позволяет активно формировать такие навыки самостоятельной работы, как прогнозирование учащимися своей деятельности и оценка ее результатов. Необходима специальная работа по выработке у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы. Нужно на уроке такие ситуации, которые провоцируют учащихся на неправильный ответ и заставляют их критически мыслить. Наиболее естественна такая ситуация, когда одни ученики ищут ошибки в ответах, письменных работах своих товарищей.

Большое значение при этом имеет форма работы с учащимися: учитель может разрешить ученикам задавать вопросы по обоснованию хода решения задачи, может учитывать результаты взаимопроверки при выставлении полученных оценок.

Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки, заставляет их более тщательно продумывать еще раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки. Для воспитания самокритичности нужно воспитывать не только правильное критическое отношение к результатам познавательной деятельности , но и формировать у учащихся некоторые конкретные критерии правильности выполнения задания, критерии, позволяющие учащимся самостоятельно находить ошибки в проводимых ими решениях. Критерии:

1) Соотношения результата с действительностью.

2) Соотнесение полученного результата с данными условиями задачи и сравнения его с первоначально ожидаемым результатом, это проверка просто из соображений здравого смысла.

3) Поведение выкладок в обратном порядке.

4) Исследование ответа в предельных ситуациях, так как часто предельные значения могут отчетливо показать неправильность полученных формул

5) Решение задачи другим способом и сравнения полученных результатов.

6) Проверка хода решения задачи с обращением внимания на следующие моменты:

Все ли условия задачи использованы;

Не использованы ли для решения предпосылки, не вытекающие непосредственно из условия задачи;

Верны ли логические переходы.

Продуктивность самостоятельной работы зависит от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить разменные схемы изучаемого материала.

Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у учеников еще не окончен процесс корректировки собственных знаний. Анализ самостоятельных работ должен носить обучающий характер, т. е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, что бы учащиеся смогли до конца понять вопрос в котором сделали ошибки

. Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

Основная методическая тема, над которой работаю - «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики».

Математика является нужным и в то же время самым трудным предметом. В связи с этим возникают очень много трудностей при его изучении. Формирование навыков самостоятельной работы является моей главной задачей на уроках математики. Так как урок является основной формой занятий, от его качества, от его организации зависит результат обучения, успеваемость учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики

Слайд1 .

Учителем математики в Старо-Казеевской средней общеобразовательной школе начала работать с 1983 года. В настоящее время – учитель I квалификационной категории.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школь-ным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - что моя жизнь будет связана с воспитанием детей.

Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

Как сказал один из мудрых «Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». Как же можно не оправдать надежд детей? Ведь каждый ребенок уникален и у каждого есть чему поучиться.

Проработав 31 год в школе, у меня появились и свои принципы:

Не иметь в классе «любимчиков», относиться ко всем одинаково;

Не унижать детей, быть тактичной;

Не давать готовых знаний; только открытия приносят радость и удовлетворение;

Чаще спрашивать совета детей и их мнение;

Уважать любое мнение, даже если считаешь по-другому;

Поощрять инициативу.

Не «давить» на ребенка, а терпеливо ждать, когда он сам решится проявить себя.

Слайд 2. Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

Основная методическая тема, над которой работаю - «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики».

Математика является нужным и в то же время самым трудным предметом. В связи с этим возникают очень много трудностей при его изучении. Формирование навыков самостоятельной работы является моей главной задачей на уроках математики. Так как урок является основной формой занятий, от его качества, от его организации зависит результат обучения, успеваемость учащихся.

Слайд 3.

Актуальность данной темы в том, что последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе учащихся. Увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе, точнее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации.

Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, которые отражает наше общество к задачам образования.

Самостоятельная работа учащихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке, и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с элементарных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим появляется необходимость пересмотра руководящей роли учителя. Самостоятельная работа становится средством обучения.

Слайд 4.

В условиях реализации ФГОС, зачастую приходиться пользоваться теми УМК, которые не позволяют эффективно сформировать навыки самостоятельной добычи знаний (учебник Н. Я. Виленкина «Математика» для 5 класса не содержит таких заданий, которые развивают самостоятельность ученика). Учителю приходиться подбирать задания из других источников. Перед учителем встают вопросы: «Как научить ученика работать самостоятельно?» «Как образом процесс формирования самостоятельности сделать составной частью процесса обучения?»

Слайд 5.

Эта проблема подтверждается тем, что на методологическом уровне обоснована необходимость и возможность развития самостоятельности у обучающегося, а в реальности этого не наблюдается. Зачастую в среднее звено приходит ребенок, который на этапе начального образования не приобрел этих качеств. В основной школе такой ребенок не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. У него теряется интерес к учебе, учится значительно ниже своих возможностей.

Причиной могут послужить:

Неумение организовать свою работу, несобранность, медлительность;

Отсутствие мотивации;

Частые пропуски уроков по состоянию здоровья;

Отставание ученика в развитии от своих сверстников.

Цель: развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики.

В деятельности учителя в процессе обучения приоритетными задачами являются:

  1. Сформировать умение проявлять активность при изучении новой темы.
  2. Научить добывать знания, решая соответствующие задачи, анализировать, формулировать и аргументировать выводы.
  3. Научить добывать дополнительную информацию из различных источников информации.
  4. Научить применять полученные знания на практике.

Слайд 6.

Данная система работы позволит сформировать у учащихся умений проявлять активность при изучении новой темы, научиться формулировать и аргументировать выводы, опираясь на решения различных задач, научиться добывать дополнительную информацию из различных источников информации, уметь применять полученные знания на практике.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Слайд 7.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

Наличие задания учителя;

Руководство учителя;

Самостоятельность учащихся;

Выполнение задания без непосредственного участия учителя;

Активность учащихся.

Характер самостоятельной работы зависит от состава знаний, из которых складывается содержание учебного предмета.

Существуют следующие типы самостоятельных работ:

1) самостоятельные работы по образцу;

2) реконструктивные самостоятельные работы;

3) вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки;

4) творческие самостоятельные работы.

Слайд 8.

Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить её итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно выявить причину появления ошибок – найти верный путь к её исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется возможность выяснить причину допущенной ошибки. Следовательно, имеем возможность правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику результаты его учебной деятельности. Наиболее эффективным видом самостоятельной работы является самостоятельная работа творческого характера.

Слайд 9.

Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:

Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы;

Разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию;

Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;

Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся;

Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;

Стимулирование учащихся к выбору заданий повышенного и высокого уровня сложности;

Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.

Слайд 10.

Существующие изменения касаются деятельности учащихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность, обходится без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых , психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. Во-вторых , ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих , ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. В-четвертых , нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания.

Слайды 11-15 .

Характеристика изменений в деятельности педагога

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуются жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуются сценарным планом урока, представляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, Интернет-ресурсы, материалы коллег. Обмениваются конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • По поиску и обработке информации;
  • Обобщение способов действий;
  • Постановке учебной задачи и т.д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишете, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами, логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 16.

Существуют некоторые методы и приемы формирования самостоятельности учащихся.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизируют деятельность, тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету. В 5 - 6 классах эта технология используется чаще всего. Мы используем игровые моменты «Реши примеры и составь слово», графические диктанты, решение кроссвордов, решение задач на смекалку, игры и конкурсы между группами.

Особое значение в связи с обширной компьютеризацией приобретает работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, по воспитанию валеологической культуры подрастающего поколения, формированию прочных навыков ЗОЖ.

Б лагодаря применению ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы. Таким образом, появляется возможность решить ещё одну актуальную задачу - обеспечение мотивации на уроках. ИКТ является прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке. При выполнении заданий ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экране вариантами и при этом пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, и продолжить поиск верного решения. Использование ИКТ на уроках вызывает живой интерес у учащихся.

Слайд 17.

В своей работе использую ряд видов самостоятельных работ на уроках математики.

Вот эти задания:

а) карточки для проверки пройденного материала;

б) карточки - задания для перехода к изучению нового материала;

в) дидактические задачи различной степени сложности;

г) материал необходимый для накопления первичных представлений до изучения темы на уроке;

д) задания по подготовке дополнительной информации к уроку.

В ФГОС описываются новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса и требующих новых подходов к оцениванию.

Оценивание является постоянным процессом. То есть осуществляется на каждом уроке, а не только за контрольные работы и в конце четверти.

Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответ-ствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные. Критерии оценивания и алгоритмы выставления оценок заранее известны и учителю, и учащимся. Они могут вырабатываться совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки к самооценке. То есть, результаты учебной деятельности оцениваются не только педагогом, но и самими учащимися.

Так, в системе оценивания предлагается использовать:

Преимущественно внутреннюю оценку, которая выставляется педагогом, школой;

Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ);

Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом, целями обучения, учебными заведениями;

Интегральную оценку, в том числе – портфолио, выставки, презентации;

Самоанализ и самооценка обучающихся.

Слайд 18.

Расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах деятельности и подлежат оцениванию.

В их число входят:

Работы учащихся (письменные работы, мини-проекты, презентации)

Индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

Результаты тестирования;

Результаты контрольных и самостоятельных работ.

В системе оценивания изменения не произошли. Стандартами это не предусмотрено, как была пятибалльная система, так она и осталась. Она не позволит нам отразить личностный рост и достижения каждого отдельного ученика в зависимости от его индивидуальных способностей. Трудно приходится объяснить ученику, который справился с базовым уровнем без единой ошибки, почему ему поставили «3», а не «5».

Наша школа участвует в проекте «Школа цифрового века». Учителя имеют возможность получить электронные методические издания по выбору через интернет.

Слайд 19.

В условиях внедрения ФГОС предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель выступает в роли инструктора, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса,а не пассивным слушателем. Учитель должен отказаться от традиционных уро-ков и проводить инновационные. Ученик должен стать активным участником образова-тельного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а при необходимости и доказывать свое мнение. Для этого создаются условия в школе. Самостоятельность развить абсолютно у каждого ученика невозможно, так как уровень развития учащихся класса отличается, дети с разным состоянием здоровья, с разными темпераментами характера.

Слайд 20.

Используемая литература

1.Федеральный закон №273 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

2.Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2013г. Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru cайт Министерства образования и науки РФ

Одной из проблем учителей в современных школах считается не умение организовать самостоятельную работу на уроке при проведении лабораторных работ, практических занятий, семинарах консультаций.

Нужно признать и тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий.

Не каждый учитель способен преодолеть это сопротивление. Есть, конечно, и трудности в подготовке уроков с самостоятельной работой: пока ещё мало технических средств, дидактического материала, компьютеров, даже необходимой литературы для учеников и самих рекомендаций для учителей.

Но всё выше сказанное не мешает многим учителям образцово организовывать самостоятельную работу учащихся и добиваться поистине высоких результатов.

Очень важно научить ученика учиться!

Хочется больше узнать о методах формирования навыков самостоятельной работы на уроках биологии.

Иногда, как будто всё есть: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются и учебники на уроках используются – дети работают, самостоятельно что-то делают, а по существу, если вникнуть основательно – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют строго всё по образцу, по трафарету, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, в полсилы не очень стараясь.

Основная задача – научиться навыкам, приёмам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, вырабатывать навыки, привычки и любовь к учебному труду.

Самостоятельная работа – неоднозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приёмы.

Каждый учитель во время объяснения нового материала должен привлекать учащихся к самостоятельной работе.

Приёмы могут быть самые разнообразные, вот некоторые из них:

1. Читая лекцию, что-то объясняя, в нужный момент задаётся вопрос к классу: объяснении какого-либо вопроса, учитель обращается к классу: «откройте учебник, на странице 43, почитайте про себя абзац 3 и объясните прочитанное.

Учащиеся применяют знания на практике, дают собственные толкования, думают над решением генетической задачи.

2. При объяснении нового материала можно задать вопросы и поставить видеофрагмент, включит диафильм, кадаскоп. Дети смотрят на экран, ищут ответы на поставленные вопросы, т. е. они включены в познавательную деятельность.

3. После объяснения темы «Биосинтез белка », учитель демонстрирует модель аппликацию по данной теме и просит разъяснить, воспроизвести последовательность процесса синтеза белка. Школьники не только закрепляют, но и рассуждают, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.

4. Можно перед объяснением дать карточку - задания, к которой приложить рисунки, ксерокопии из дополнительных источников, гербарии, влажные препараты, а затем подготовит ответы на определённые вопросы по данной теме урока.

Данные приёмы ведут к лучшему усвоению нового материала, т. к. каждый учащийся вовлечён в работу.

Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Можно объяснить, показать, рассказать, а затем где-то 10-15, а порой 20 минут уделить самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.

Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определённым стандартам.

Более сложные работы связаны с поиском, решением усложнённых задач.

Можно использовать игровые моменты.

Например: мысленно перенестись в условия крайнего севера, почувствовать холод, а затем сравнить себя с животными и объяснить их приспособления к данным условиям жизни.

Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников.

Уроки могут быть разными:

Такие уроки, полностью посвящены самостоятельной работе, проводятся, как правило, редко и требуют тщательной подготовке.

НО если их проводить чаще, то учащиеся лучше усваивают новый материал, умеют работать с разными источниками. Могут без помощи учителя в нужный момент сориентироваться и найти ответ на поставленный вопрос, а главное, когда они продолжают обучение в ВУЗах, то все эти навыки самостоятельной работы помогают получать знания, легко ориентируются в мире разной литературы.

Примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой.

1. Выбрать и сформулировать тему.
2. Установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.).
3. Продумать последовательность действий, операций.
4. Подготовить дидактический материал (гербарии, тубусы, модели, рисунки, таблицы).
5. Учеников предварительно учат, как работать самостоятельно.

Как лучше запомнить изучаемый материал.

    Текст читай очень внимательно.

    Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала.

    Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста.

    Особые фрагменты текста мысленно пересказываются.

    Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.

    Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.

    Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.

    При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.

    Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).

    Учтите, что чтение бывает:

    • первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;

      повторным - это и есть собственно чтение-усвоение.

Как проводить анализ.

Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.

    Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.

    Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

    Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Как проводить обобщение.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

    Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.

    Определи их сходство.

    Установи связь между ними.

    Сформулируй общий вывод.

Как делать выписки.

Выписать - найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.

    Вчитайся в название статьи, осмысли его.

    Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.

    Стремись к краткости записи.

    Отделяй одну мысль от другой.

    Закончив работу, выпиши все данные источника.

Как работать над понятием.

Понятие - логически оформленная мысль.

    Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.

    Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

    Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

    Употребляя данное понятие, составь рассказ.

Как работать над сравнением.

Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

    Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?

    Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

    Выдели существенные признаки каждого предмета.

    Выясни все признаки сходства и различия объектов.

    Найди и объясни причины сходства и различия.

Как разъяснять теорию.

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.

    Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.

    Назови основные положения, понятия теории.

    Определи круг явлений, объяснимых данной теории.

    Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

    Назови области применения данной теории.

6. Продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременная помощь тем, кто нуждается в этом.
7. Если необходимо провести инструктаж по т/б.
8. Перед началом урока дети получают необходимое объяснение хода урока (т.е. поставить перед ними цели и задачи, которые они должны разрешить - они должны точно знать, что от них требуют, что с них спросят при контроле знаний).

К сожалению, такой урок требует хорошей материальной базы (многое можно изготовить и самим учащимся и ученикам), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.

Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: при лабораторной работе не смогли приготовить препарат, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д.

Вот пример урока, посвящённого самостоятельной работе.

ТЕМА: Органоиды клетки и их функции.

Задачи:

Образовательная – сформировать понятия об органоидах клетки, об их функциях.
Развивающая – умение пользоваться учебником, делать схематические рисунки, составлять таблицы, развивать речь, память, логическое мышление.

ЭТАПЫ УРОКА

Организационный момент.

Опрос.

1. Назовите царства живой природы?
2. У всех ли представителей 4 царств одинаковое строение клеток?
3. Давайте вспомним различие клеток растений, животных, грибов, бактерий?

Новый материал.

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ (для ученика)

1. В параграфе найдите определения следующим понятиям:

Органоид

Включение

Цитоплазма

2. Запишите данные понятия в рабочую тетрадь.

3. На какие 2 группы подразделяются органоиды? Сделай схему.

4. Какие органоиды присутствуют:

А - в растительных клетках

Б – в животных клетках

В – в грибных клетках

Г – в бактериальных клетках

Заполните таблицу № 1:

5. Изучите особенности строения органоидов и их функции.

Заполните таблицу № 2. Структурные компоненты клети и их функции.

Название органоида

Особенности строения органоида (схем. Рис.)

Функции органоида

6. Выучите пройденный материал и подготовьте устный ответ по рисункам клеток.

Хочу рассмотреть вопросы организации самостоятельной работы на уроках математики, так как считаю, что она способствует лучшему усвоению знаний, развитию навыков и умений по применению этих знаний, повышает уровень активности учащихся. Она дисциплинирует, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Следовательно, самостоятельная работа учащихся является одной из эффективнейших форм обучения.

В учебной деятельности важно, чтобы учащиеся учились не просто запоминать то, что говорит учитель, не просто учили то, что им объясняет учитель, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен ученик в усвоении знаний и формировании умений.

Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление его - решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Для успешного окончания школы учащиеся должны показать высокий уровень овладения предметами курса общеобразовательных дисциплин, в т.ч. математики, поэтому задача преподавателя - найти к учащемуся индивидуальный подход, поддержать его. Значит, необходимо сделать учебный процесс максимально посильным, но в то же время отвечающим всем требованиям содержания образования.

Мои ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, разному темпу работы. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий, с моей точки зрения, является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности, и формирования у учащихся стремления к самообразованию.

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ - развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. На первых уроках формирования знаний и выработки умений и навыков большинство упражнений носит обучающий характер, они проводятся под руководством учителя. Однако степень вмешательства учителя в практическую деятельность учащихся будет определяться индивидуальными способностями ученика при усвоении знаний.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя.

Как правило, однообразие любой работы снижает интерес учеников к ней. Но в курсе математики часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он может быть достигнут необычностью содержания заданий. Удержать внимание учащихся помогают задания с занимательным сюжетом.

Поделиться: